Military Review

Russian intelligence scissors

11
Electric wire barriers on the Russian front. What do we know about their device and application?


How effective electrified wire networks in a positional war, show the following facts. In December, 1915, having touched such a barrier at the town of Boyan, killed the reconnaissance officer of the 48 Infantry Regiment of Odessa. In the May 1916 offensive of the year, the 49 Infantry Regiment of the Brest Regiment immediately lost its 16 scouts. Ten more people who began to drag the dead were seriously injured. At the same time, in the 135 Infantry Regiment of the Kerch-Yenikalsky Regiment, the ensign was temporarily deprived of speech, and two soldiers, crawling up to barriers, were injured in the lower abdomen. This list can be continued.

Russian intelligence scissorsEspecially big fans of such obstacles were the Austrians. By order of their command, from the end of 1915, wire nets comprising three bands, one under high voltage, were organized from Prut to Dniester, and in some places on other sectors of the Russian-Austrian front.

To power these obstacles, the Austrians used city or factory power plants equipped with the appropriate transformers and DC-to-AC converters. Underground cables (rated for voltages up to 20 thousand volts) were laid for several kilometers, so that the power sources were outside the range of the Russian artillery fire. Used and air wiring - on poles with special high-voltage insulators.

One of these stations, 1000 power kilowatt, was located in Chernivtsi and served for both urban needs and to power the wire barriers. And for the last goal was spent 2 / 3 generated energy. Another station, power 1500 kilowatt, was discovered at a sugar factory in Khreshchatyk, near Zalishchikov. Each fed a number of transformer substations located either in separate buildings or in special concrete shelters, some distance beyond the line of trenches. From the substations there was a current of already lower voltage - from 1500 to 5000 volts. In some areas, it was directed through distribution points directly to the wire barriers, and in others it entered a special cable laid across the trench bottom, from which wiring was made.

It should be noted that Austrian troops generally used electricity extensively. Russian soldiers found electric heaters in the enemy’s trenches, pumps for pumping out water, drilling machines for setting up mine galleries, fans, even engines (for example, for outboard roads laid around positions). Electric lighting was also widespread.

The wire nets, through which the current was allowed, were tensioned on wooden stakes, and the insulators were not used, the brackets served as fasteners. The ends of the stakes in the ground and above it were covered with an insulating resinous compound. In some cases, the composition of the stakes was covered with the upper part of the stakes in order to avoid their soaking with rain water. Electric barriers could be placed in isolation or among ordinary ones - in front of or even behind them. When wire nets were installed near Russian trenches, stakes were replaced with slingshots.

It is significant that individual projectiles, even of large caliber, could not neutralize such barriers. By forming a funnel, they often did not break the power cable. Getting into the barrier, the shells cracked and confused the wire, but the contacts between its parts remained. And some ends were grounded and electrified the earth. Which also represented a great danger. Moreover, in order to keep the barriers under tension when the wires were broken, they usually made several supply branches and the network was divided into appropriate sections. And only where for several meters the wire was completely demolished by artillery, the electrification was no longer dangerous.

For cutting wire, including electrified, used special scissors. The so-called destructor, the device of Major General Milena, equipped with rubber insulators, was attached to the rifle. He was not afraid of the voltage up to 2000 volts, was used for lying actions. The intruder did not interfere with shooting or bayonet fighting, was simple and functional. Ordinary hand scissors — samples of the engineers of Romanov and Goshkevich — could be adapted for cutting electric wire.

The Russian army not only fought against the electric obstacles of the enemy, but also used them itself, albeit on a smaller scale. For example, in the 12 Army of the Northern Front in the Riga military sector, four automotive power stations fed a network of 12 kilometers in length (and taking into account the cable, over 50 kilometers). Served such networks special electrical teams.

Such barriers proved to be effective during the period of positional warfare, hindering search actions. They were the scourge of military intelligence officers. With large-scale hostilities, accompanied by powerful artillery preparation, the value of electrical wire networks dropped sharply.
Author:
Originator:
http://vpk-news.ru/articles/34640
11 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Same lech
    Same lech 15 January 2017 06: 08
    +12
    Electricity for an ignorant person is always dangerous because of its surprise ... how many people died because of this (there are a lot of such videos on the Internet).
    But as an electrician, I say, observing the simplest safety rules, you can safely work with him ... learn and observe the PUE and PTEEB people.
    In no case do not use what is described in the article in practice ... this is a criminal offense.
    For our soldiers from the village of those years, electricity was exotic and they had no idea what it was, hence such losses.
    1. Amurets
      Amurets 15 January 2017 08: 11
      +12
      Quote: The same LYOKHA
      For our soldiers from the village of those years, electricity was exotic and they had no idea what it was, hence such losses.

      Here I agree with you, I myself worked on the repair of electric locomotives. And most of all I am enraged by these SELFs under the contact wire. People do not understand, even now, and not at that time that it is dangerous, especially with contact AC.
    2. gg.na
      gg.na 15 January 2017 14: 38
      +1
      Quote: The same LYOKHA
      But like an electrician

      You are an electrician! For me, this is the most heroic profession! This is purely my opinion. You are already HERO for me!
  2. Cartalon
    Cartalon 15 January 2017 07: 58
    +8
    As always wonderful
  3. parusnik
    parusnik 15 January 2017 09: 07
    +8
    The author, once again, unexpectedly pleased .. Thank you ..
  4. V.ic
    V.ic 15 January 2017 09: 27
    +12
    Credit article and credit comments. Once had a tolerance of up to 1 kV. To unfamiliar objects, presumably under potential, I touch only the back of my fingers. Dry thread is an excellent indicator of static stress. By the length of the spark (to break), you can evaluate the voltage: 1 mm = 1 kV. Just beg NOT TO CREEP under tension! If an unfortunate event happens, then assessing the potential will no longer help anyone ... because it kills the current!
  5. Monarchist
    Monarchist 15 January 2017 11: 21
    +9
    Unfortunately, at 21, there are many people whom dense ignorance pushes to stupidity.
    It would seem that the young should be literate, but in reality they are ignorant ignoramuses. "Hookers" are an example of this
    1. Aviator_
      Aviator_ 15 January 2017 11: 58
      +7
      What good can we expect from the victims of the exam? This is me about those who like "selfies" under the contact wire.
  6. Disorder
    Disorder 15 January 2017 12: 06
    +9
    It should be noted that Austrian troops generally used electricity extensively. Russian soldiers found electric heaters in the enemy’s trenches, pumps for pumping out water, drilling machines for setting up mine galleries, fans, even engines (for example, for outboard roads laid around positions). Electric lighting was also widespread.

    I wonder how many soldiers lost the Austrian army from electric shock? And how were things with the fire of electrical wiring?
  7. gg.na
    gg.na 15 January 2017 14: 37
    +3
    I fear how afraid of electricity belay recourse I couldn’t read the article because of my phobia recourse brrrrrrrr recourse ............
  8. Reptiloid
    Reptiloid 21 January 2017 23: 49
    +1
    Wonderful article !!!!! And comments. It turned out that I skipped this article. And I read a little about experiments with electricity and did not believe in the possibility of death from it. I myself conducted experiments repeatedly. Until 12 ...... Now, if then I read this article ...... It’s hard to say how anything could happen .... An inquiring child’s mind ....

Ножницы русской разведки

Электрические проволочные заграждения на Русском фронте. Что мы знаем об их устройстве и применении?

Насколько эффективны наэлектризованные проволочные сети в условиях позиционной войны, свидетельствуют следующие факты. В декабре 1915-го, прикоснувшись к такому заграждению у местечка Боян, погиб разведчик 48-го пехотного Одесского полка. В майском наступлении 1916 года 49-й пехотный Брестский полк потерял сразу 16 разведчиков. Тяжело пострадали еще десять человек, начавших оттаскивать погибших. Тогда же в 135-м пехотном Керчь-Еникальском полку подпрапорщик на время лишился дара речи, а двое солдат, подползая под заграждения, получили повреждения в нижней части живота. Этот перечень можно продолжать.

Ножницы русской разведкиОсобенно большими любителями таких заграждений оказались австрийцы. По приказу их командования с конца 1915 года проволочные сети, включавшие три полосы, причем одну под током высокого напряжения, были организованы от Прута до Днестра, а местами и на других участках русско-австрийского фронта.


Для питания этих заграждений австрийцы пользовались городскими или заводскими электростанциями, оснащенными соответствующими трансформаторами и преобразователями постоянного тока в переменный. Подземные кабели (рассчитанные на напряжение до 20 тысяч вольт) прокладывались на несколько километров, так что источники питания находились вне зоны действия огня русской артиллерии. Применялась и воздушная проводка – на столбах со специальными высоковольтными изоляторами.

Одна из таких станций, мощностью 1000 киловатт, была расположена в Черновицах и служила как для городских нужд, так и для питания проволочных заграждений. Причем для последней цели расходовалось 2/3 вырабатываемой энергии. Другая станция, мощностью 1500 киловатт, была обнаружена на сахарном заводе в Крещатике, вблизи Залещиков. Каждая питала ряд трансформаторных подстанций, расположенных или в отдельных зданиях, или в специальных бетонных убежищах, на некотором расстоянии за линией окопов. От подстанций шел ток уже более низкого напряжения – от 1500 до 5000 вольт. На отдельных участках он направлялся через распределительные пункты непосредственно к проволочным заграждениям, а на других поступал в проложенный по дну окопа особый кабель, от которого делалась разводка.

Необходимо отметить, что австрийские войска вообще широко пользовались электроэнергией. Русские солдаты находили в окопах неприятеля электрические грелки, насосы для откачивания воды, бурильные машины для устройства минных галерей, вентиляторы, даже двигатели (например для подвесных дорог, проложенных в районе позиций). Широко было распространено и электрическое освещение.

Проволочные сети, по которым пускали ток, натягивались на деревянных кольях, причем изоляторы не использовались, крепежом служили скобы. Концы кольев в земле и над ней покрывались изолирующим смолистым составом. В некоторых случаях этим составом была покрыта и верхняя часть кольев во избежание их пропитывания дождевой водой. Электрические заграждения могли помещаться изолированно или среди обычных – впереди или даже позади них. Когда проволочные сети устанавливались вблизи русских окопов, колья заменялись рогатками.

Показательно, что отдельные снаряды, даже крупных калибров, не могли обезвредить такие заграждения. Образуя воронки, они зачастую не разрывали питающего кабеля. Попадая в заграждение, снаряды кромсали и путали проволоку, но контакты между ее частями сохранялись. А какие-то концы заземлялись и электризовали землю. Что тоже представляло большую опасность. Более того, чтобы при разрыве провода заграждения оставались под напряжением, обычно делали несколько питающих ветвей, а сеть делилась на соответствующие участки. И только там, где на протяжении нескольких метров проволока совершенно сносилась артиллерией, электризация опасности уже не представляла.

Для резки проволоки, в том числе наэлектризованной, применялись специальные ножницы. Так называемый заградоразрушитель, прибор генерал-майора Милена, оснащенный каучуковыми изоляторами, крепился к винтовке. Он не боялся напряжения до 2000 вольт, использовался для действий лежа. Заградоразрушитель не мешал ни стрельбе, ни штыковому бою, был прост и функционален. Могли быть приспособлены для резки электрической проволоки и обычные ручные ножницы – образцы инженеров Романова и Гошкевича.

Русская армия не только боролась с электрическими заграждениями противника, но и сама их применяла, хотя и в меньшем масштабе. Например, в 12-й армии Северного фронта на Рижском боевом участке четыре автомобильные электростанции питали сеть длиной 12 километров (а с учетом кабеля – свыше 50 километров). Обслуживали такие сети специальные электротехнические команды.

Подобные заграждения оказывались эффективны в период позиционной войны, препятствуя поисковым действиям. Они были бичом войсковых разведчиков. При широкомасштабных боевых действиях, сопровождаемых мощной артиллерийской подготовкой, значение электрических проволочных сетей резко падало.
Автор: Алексей Олейников
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/34640


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Тот же ЛЕХА 15 января 2017 06:08
    Электричество для незнающего человека всегда опасно своей неожиданостью...сколько народу погибло из-за этого(в инете полно таких видео).
    Но как электрик скажу соблюдая простейшие правила безопасности можно спокойно работать с ним...учите и соблюдайте люди ПУЭ и ПТЭЭБ.
    Ни в коем случае не используйте то что описано в статье на практике...это уголовно наказуемое деяние.
    Для наших солдат из деревни тех лет электричество было экзотикой и они понятия не имели что это такое,отсюда и такие потери.
    1. амурец 15 января 2017 08:11
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Для наших солдат из деревни тех лет электричество было экзотикой и они понятия не имели что это такое,отсюда и такие потери.

      Здесь я с вами согласен, сам работал на ремонте электровозов. И больше всего меня бесят эти СЭЛФИ под контактным проводом. Люди не понимают, даже сейчас, а не в ту пору что это опасно, особенно при контактной сети переменного тока.
    2. gg.na 15 января 2017 14:38
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Но как электрик

      Вы электрик! Для меня это самая героическая профессия! Это сугубо моё мнение. Вы для меня уже ГЕРОЙ!
  2. Cartalon 15 января 2017 07:58
    Как всегда замечательно
  3. parusnik 15 января 2017 09:07
    Автор, в очередной раз, неожиданно порадовал..Спасибо..
  4. V.ic 15 января 2017 09:27
    Зачетная статья и зачётные комментарии. Когда-то имел допуск до 1 кВ. К незнакомым предметам, предположительно находящимся под потенциалом прикасаюсь только тыльной стороной пальцев. Сухая нитка прекрасный индикатор статического напряжения. По длине искры (на разрыв) можно оценить напряжение: 1 мм = 1 кВ. Только умоляю НЕ ЛЕЗТЬ под напряжение! Если случится прискорбный случай, то оценка потенциала уже никому не поможет... ведь убивает ток!
  5. Монархист 15 января 2017 11:21
    К сожалению и в 21 в много людей,которых дремучем невежество толкает на дурость.
    Казалось бы молодые должны быть грамотными,а на деле -дремучие невежды. "Зацеперы"тому пример
    1. Авиатор_ 15 января 2017 11:58
      Чего ждать хорошего от жертв ЕГЭ? Это я про любителей "сэлфи" под контактным проводом.
  6. Trouble 15 января 2017 12:06
    Необходимо отметить, что австрийские войска вообще широко пользовались электроэнергией. Русские солдаты находили в окопах неприятеля электрические грелки, насосы для откачивания воды, бурильные машины для устройства минных галерей, вентиляторы, даже двигатели (например для подвесных дорог, проложенных в районе позиций). Широко было распространено и электрическое освещение.

    Интересно, сколько солдат потеряла австрийская армия от поражений электрическим током? И как у них обстояли дела с возгоранием электропроводки?
  7. gg.na 15 января 2017 14:37
    Я страх как боюсь электричества belay recourse аж не смог дочитать статью из за своей фобии recourse бр-р-р-ррр recourse ............
  8. Reptiloid 21 января 2017 23:49
    Замечательная статья!!!!!И комментарии.Получалось что пропускал эту статью.А я маленький читал про опыты с электричеством и не верил в возможность смерти от него.Сам проводил опыты неоднократно.Лет до 12......Вот если бы эту статью тогда прочёл......Трудно сказать, как бы что могло произойти....Пытливый детский ум....
Картина дня