Military Review

Sample "Uralmash-1" SU-101 - the most armored SPG

5
September 44 years. The Uralmashzavod plant begins serial production of self-propelled guns SU-100 - one of the best medium 2MV guns. The caliber of a combat weapon of 100 mm, good maneuverability and armor protection for its time. There were also disadvantages so characteristic of self-propelled guns of this type. Departure of the long-barreled gun made it difficult to maneuver in confined spaces, the center of gravity created an overload of the front rollers, and as a result, the self-propelled mounts of the self-propelled guns could not withstand the loads. Further development of long-barreled self-propelled guns based on the T-34 is not possible. To solve technical problems, a new base was required. The Uralmashzavod plant in the summer of 44 years begins the development of new self-propelled guns based on various domestic tanks. October 44 years. The plant represents the following projects to the tank industry technical council:
- self-propelled gun type with D-25 caliber mm 122 caliber - SU-122П. ACS is made in metal and is being tested;
- self-propelled gun type with a D-10 tool, mm caliber 100 - the ESA-100. The ACS was designed with an electric transmission and had the rear location of the crew compartment;
- self-propelled gun type with D-10 with caliber 100 mm - SU-100-М-1. The ACS should have used the rearranged aggregate part of the T-34. Had a rear location of the fighting compartment;
- self-propelled gun type with D-10 with caliber 100 mm - SU-100-М-2. The ACS must use the B-2-44 engine and the assembly of the T-44 units. Had a rear location of the fighting compartment;
- self-propelled gun type with D-25 caliber mm 122 caliber - SU-122-44. The ACS must use the assembly layout of the T-44. Had a front location of the fighting compartment.

Sample "Uralmash-1" SU-101 - the most armored SPG


The decision of the technical council, the best project of SAU - SU-100-M-2. According to the order of the People's Commissar of Tank Industry from 21.10.44, No. 625, the plant starts to create a sample of SU-100-M-2 for testing. The ACS was surprisingly compact. The weight of the car did not go beyond the middle class armored cars, the booking of ACS could be significantly increased. In the 45 year, the commission from the People's Commissar of the Tank Industry after reviewing the progress of the work, remains satisfied with the situation and sets a deadline for the creation of the first sample for May 45. The sample is named "Uralmash-1".

March 45 of the year. The plant at an accelerated pace creates two samples of ACS - SU-101 and SU-102. SU-101 - ACS with a D-10С instrument of 100 caliber mm, and SU-102 - with a D-25С instrument of 122 mm caliber. Both samples were built by the deadline. Additionally, an artillery body was manufactured for conducting armor resistance tests.

Device SU-101
The auto-installation of the SU-101 self-propelled type was created on the basis of aggregates from T-44 and T-34-85. SAU belonged to the class of armored vehicles as an anti-tank tool. The project of ACS after testing suggested modifying and using more powerful guns with a large caliber on the tested SU-101 base. The layout of the ACS used aft manufacture of the fighting compartment. MTO according to the scheme - front location. The driver-mechanic is on the left in the nose compartment, on the right, the engine is located with transmission mechanisms. In the wheelhouse, reinforced armor, to the left of the gun, sit gunner, behind him the commander of the machine, to the right of the gun sits loader. To inspect the battlefield, the ACS is equipped with MK-4 instruments. The entrance to the car is through a hatch located in the aft of the cabin and the hull; a commander’s hatch is located on the wheelhouse; for the driver-mechanic, the hatch is equipped in the control room. The ACS bore the D-10С 100 mm rifle gun, previously used in the SU-100 self-propelled gun mount. In addition, the ACS had a large-caliber machine gun 12.7 mm DShK. The gun had vertical pointing angles from 2 to 18 degrees, horizontal pointing angles sectorally 22.5 degrees. For the production of direct fire shooting used telescopic sight type TS-19. For a shot from a gun from a closed position, a panorama of Hertz was used. The rate of fire from a cannon three shots per minute. Ammunition SAU - 36 ammunition for guns and 450 to the machine gun. The machine gun is mounted on the turret, which is mounted on a movable base commander hatch. Vertical pointing machine gun from 84 to -6 degrees. For firing at enemy air objects, the shooter uses a sight of the collimator type. When fighting a machine gun can be used to destroy ground targets.



Armor class SAU - protivosnaryadny. In the production of ACS used armor rolled sheets from 15 to 120 mm. Structurally, the sheets were installed with calculated angles of inclination. The front armored version of the ACS is 90 mm, with an angle of 27 degrees, the cutting armor is 120 mm sheets, set at an angle of 55 degrees. To provide a smoke screen at the stern of the deck, 2 bombs with a smoke charge are installed. In the compartment with the MTO, which is located in the bow of the ACS, installed longitudinally DD B-44, engine power 500 hp To start the engine used starter CT-700, or air from the 2-x installed cylinders. Fuel tanks hold 370 liters of diesel fuel, spare tanks hold 360 liters of diesel fuel. The stated distance range - 167 kilometers.

The design of the transmission follows the construction of the aggregates from the T-34-85. Changes in the design are mainly associated with the location of the MTO department in the bow of the ACS. The undercarriage is similar to the T-44 tank, from which the tracked drive propulsion unit and individual torsion bar suspension were taken. EO SAU - single-wire type. Lighting is installed using a two-wire electrical circuit. On board the ACS there was a voltage in 12 and 24 volts. Source - 4-e battery type 6STE-128, battery capacity X * NUMX A * h. To ensure external communication, the radio station 256PC was used; for communication within the machine, the negotiators TPU-9-BIS-F were used. In addition, there was a light-signaling and tankophone for communication between the commander and the driver-mechanic.



Fate of SU-101
Autumn 45 years. Factory tests of the sample SU-101. During the tests, various technical problems were identified and improved or eliminated. Self-propelled guns at the end of factory tests are recognized as ready for training tests. The sample called "Uralmash-1" undoubtedly exceeded in many respects the previously created self-propelled guns. The car turned out to be more compact, improved maneuverability, more convenient for crew entry and exit. Increased armor characteristics, the result of compact SPGs. Tests of the resistance of the armored hull showed a result superior to all hulls of the self-propelled guns and tanks available at that time. The armor in front of the self-propelled guns was unattainable for any anti-tank ammunition of the German army. And the weight of the self-propelled guns SU-101 corresponded to the weight of the T-34-85. Not without flaws. There is less free space in the car than even the SU-100. When firing, there was a shock wave on the roof of the hull. Perhaps the combination of these and other reasons (victory in 2MV, the beginning of a reduction in armament and the number of troops, a large number of self-propelled guns already launched, arming the army with a T-54 tank with a 100 mm gun) did not allow the SU-101 to continue its existence. Work on self-propelled guns first stops, and then completely stops. At the moment, the SU-101, as historical a sample of the military power of the Soviet Union, located in VIM BTViT on Kubinka.



Main characteristics of ACS:
- weight 34800 kilogram;
- crew of the 4 man;
- year of construction sample 1945;
- length 7.12 meters;
- the width of the 3.11 meter;
- height 2.6 meter;
- centimeter clearance 42;
- speed up to 50 km / h;
- rise to 34 degrees;
- Obstacle height to 120 centimeters;
- moat to 3.5 meters;
- Ford to 150 centimeters.
Author:
5 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Kars
    Kars 2 February 2012 08: 49
    +4
    Here is a more sane Tank Fighter than the Germans Ferdinand did.
    1. Region71
      Region71 2 February 2012 09: 04
      +6
      Interesting enough design, low silhouette, good maneuverability and protection, a good gun. Created after the German self-propelled menagerie and it seems to me that the German experience was taken into account in many respects. One rear location of the cabin says a lot, before that the cabin was located in our self-propelled guns only on SU-76 if I’m not mistaken. The front position of the wheelhouse required the smallest alterations of the base chassis, in wartime they tried to create weapons for the front as quickly as possible and that the factories mastered it in a short time. on thoroughly.
  2. Syrdon
    Syrdon 2 February 2012 15: 07
    +2
    It’s interesting in the World of Tanks such a contraption will appear wink
  3. Kyrgyz
    Kyrgyz 2 February 2012 21: 01
    0
    wild fuel consumption of 700 liters per 167 km
  4. dmitriygorshkov
    dmitriygorshkov 3 February 2012 07: 43
    +2
    Syrdon,
    The world of tanks is an interesting thing, but we are aware that this has nothing to do with realities. wink
  5. T1GER_1
    T1GER_1 5 February 2012 11: 55
    +1
    Ferdinand for his time was the most distinctive sau.

Образец «Уралмаш-1» СУ-101 - самая бронезащищенная САУ

Сентябрь 44 года. Завод «Уралмашзавод» начинает серийный выпуск самоходных орудий СУ-100 – одного из лучших средних орудий 2МВ. Калибр боевого орудия 100 мм, неплохая для своего времени маневренность и бронезащита. Имелись и недостатки, столь характерные для самоходных орудий данного типа. Вылет длинноствольного орудия приводил к затруднению маневрирования в ограниченных пространствах, центр тяжести создавал перегрузку передних катков, как следствие, походные крепления САУ не выдерживали нагрузок. Дальнейшее развитие длинноствольных самоходных орудий на базе Т-34 не представляется возможным . Для решения технических проблем требовалась новая база. Завод «Уралмашзавод» летом 44 года, начинает разработку новых САУ на базе различных отечественных танков. Октябрь 44 года. Завод представляет техсовету танковой промышленности следующие проекты:
- артустановку самоходного типа с орудием Д-25 калибром 122 мм – СУ-122П. САУ изготовлена в металле и проходит испытания;
- артустановку самоходного типа с орудием Д-10С калибром 100 мм – ЭСУ-100. САУ проектировалась с электрической трансмиссией и имела заднее расположение боевого отделения;
- артустановку самоходного типа с орудием Д-10С калибром 100 мм – СУ-100-М-1. САУ должна была использовать перекомпонованную агрегатную часть Т-34. Имела заднее расположение боевого отделения;
- артустановку самоходного типа с орудием Д-10С калибром 100 мм – СУ-100-М-2. САУ должна использовать двигатель В-2-44 и компоновку агрегатов от Т-44. Имела заднее расположение боевого отделения;
- артустановку самоходного типа с орудием Д-25 калибром 122 мм – СУ-122-44. САУ должна использовать компоновку агрегатов от Т-44. Имела переднее расположение боевого отделения.


Образец «Уралмаш-1» СУ-101 - самая бронезащищенная САУ


Решение техсовета, лучший проект САУ - СУ-100-М-2. Согласно приказа наркома танкопромышленности от 21.10.44 года №625, завод приступает к созданию образца СУ-100-М-2 для проведения испытаний. САУ получалась на удивление компактной. Вес машины не выходил за рамки бронемашин среднего класса, бронирование САУ можно было значительно повысить. В 45 году, комиссия от наркома танкопромышлености ознакомившись с ходом работ, остается довольной ситуацией и назначает срок создания первого образца на май 45 года. Образец получает название «Уралмаш-1».

Март 45 года. Завод ускоренными темпами создает два образца САУ – СУ-101 и СУ-102. СУ-101 – САУ с орудием Д-10С калибра 100 мм, и СУ-102 – с орудием Д-25С калибра 122 мм. Оба образца были построены к назначенному сроку. Дополнительно был изготовлен корпус артустановки для проведения испытаний на бронестойкость.

Устройство СУ-101
Артустановка самоходного типа СУ-101 создавалась на основе агрегатов от Т-44 и Т-34-85. САУ относилась к классу бронированных машин как противотанковое средство. Проект САУ после испытаний, предлагали модифицировать и использовать на испытанной базе СУ-101 более мощные орудия с большим калибром. Компоновочная схема САУ использовала кормовое изготовление боевого отделения. МТО по схеме – переднего расположения. Место водителя-механика слева в носовом отделении, справа, расположен двигатель с механизмами трансмиссии. В рубке, усиленной броней, слева от орудия, сидят наводчик, за ним командир машины, справа от орудия сидит заряжающий. Для осмотра поля боя САУ оборудована приборами МК-4. Вход в машину осуществляется через люк, расположенный в корме рубки и корпуса, на рубке расположен командирский люк, для водителя-механика люк оборудован в отделении управления. САУ несла на себе нарезное орудие Д-10С калибра 100 мм, ранее применяемое в артустановке самоходного типа СУ-100. Кроме этого, САУ имела пулемет крупного калибра 12.7 мм ДШК. Орудие имело вертикальные угла наведения от 2 до 18 градусов, горизонтальные углы наведения секторально 22.5 градуса. Для производства стрельбы прямой наводкой использовали прицел телескопического типа ТШ-19. Для производства выстрела из орудия с закрытой позиции использовали панораму Герца. Скорость стрельбы из орудия три выстрела в минуту. Боезапас САУ – 36 боеприпасов для орудия и 450 к пулемету. Пулемет установлен на турели, которая установлена на подвижном основании командирского люка. Вертикальное наведение пулемета от 84 до -6 градусов. Для ведения огня по воздушным объектам противника стрелок использует прицел коллиматорного типа. При боевых действиях пулемет можно использовать для поражения наземных целей.

Образец «Уралмаш-1» СУ-101 - самая бронезащищенная САУ


Класс брони САУ – противоснарядный. При производстве САУ использовали броневые катаные листы от 15 до 120 мм. Конструктивно листы устанавливали с рассчитанными углами наклона. Лобовое бронированное исполнение САУ – 90 мм, с углом 27 градусов, броня рубки – листы 120 мм, установленные под углом 55 градуса. Для обеспечения дымовой завесы на корме рубки установлены 2 шашки с дымовым зарядом. В отделение с МТО, что расположено в носовой части САУ, установлен продольно ДД В-44, мощность двигателя 500 л.с. Для запуска двигателя использовали стартер СТ-700, или воздух из 2-х установленных баллонов. Топливные баки вмещают 370 литров дизельного топлива, запасные баки вмещают 360 литров дизтоплива. Заявленная дальность хода - 167 километров.

Конструкция трансмиссии повторяет конструкцию агрегатов от Т-34-85. Изменения в конструкции связаны в основном с расположением отделения МТО в носовой части САУ. Ходовая часть аналогична танку Т-44, от которого взяли движитель гусеничных лент и индивидуальную торсионную подвеску. ЭО САУ – однопроводного типа. Освещение установлено с использованием двухпроводной электрической схемы. На борту САУ имелось напряжение в 12 и 24 вольта. Источник – 4-е батареи аккумуляторного типа 6СТЭ-128, емкость батарей 256 А*ч. Для обеспечения внешней связи использовали радиостанцию 9РС, для связи внутри машины использовали переговорники ТПУ-3-БИС-Ф. Кроме того, имелась свето-сигнализация и танкофон для связи командира и водителя-механика.

Образец «Уралмаш-1» СУ-101 - самая бронезащищенная САУ


Судьба СУ-101
Осень 45 года. Заводские испытания образца СУ-101. По ходу испытаний выявляли и дорабатывали или устраняли различные технические проблемы. САУ в конце заводских испытаний признается готовой к полигонным боевым испытаниям. Образец под названием «Уралмаш-1» несомненно, превосходил по многим характеристикам ранее созданные САУ. Машина получилась более компактная, улучшились маневренные возможности, более удобна для входа-выхода экипажа. Увеличение характеристик брони, результат компактности САУ. Испытания стойкости бронекорпуса показали результат, превосходящий все корпуса имеющихся на то время САУ и танков. Броня в передней части САУ была недосягаема для любых боеприпасов противотанкового исполнения немецкой армии. А вес САУ СУ-101 соответствовал весу Т-34-85. Не обошлось и без недостатков. Свободного места в машине стало меньше, чем даже у СУ-100. При стрельбе имелось воздействие ударной волны на крышу корпуса. Возможно, совокупность этих и других причин (победа во 2МВ, начало сокращения вооружения и численности войск, большого числа уже выпущенных САУ, вооружение армии танком Т-54 с 100 мм орудием) не позволили СУ-101 продолжить свое существование. Работа над САУ сначала останавливается, а после полностью прекращается. На данный момент СУ-101, как исторический образец военной мощи Советского союза, находится в ВИМ БТВиТ на Кубинке.

Образец «Уралмаш-1» СУ-101 - самая бронезащищенная САУ


Основные характеристики САУ:
- вес 34800 килограмм;
- экипаж машины 4 человека;
- год постройки образца 1945;
- длина 7.12 метров;
- ширина 3.11 метра;
- высота 2.6 метра;
- просвет 42 сантиметра;
- скорость до 50 км/ч;
- подъем до 34 градусов;
- препятствие высотой до 120 сантиметров;
- ров до 3.5 метров;
- брод до 150 сантиметров.
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. Kars 2 февраля 2012 08:49
    Вот более вменяемый Истребитель танков чем в немцев Фердинанд получился.
    1. Регион71 2 февраля 2012 09:04
      Достаточно интересная конструкция,низкий силуэт,хорошая маневренность и защита,неплохое орудие.Создано уже после немецкого самоходного зверинца и как мне кажется во многом учтён немецкий опыт.Одно заднее расположение рубки о многом говорит,до этого сзади рубка была расположена в наших самоходках только на СУ-76 если не ошибаюсь.Переднее расположение рубки требовало наименьших переделок базового шасси,в военное время старались как можно быстрее создать оружие для фронта и что бы заводы осваивали его в короткий срок.А эта самоходка сделана основательно.
      Регион71
  2. Syrdon 2 февраля 2012 15:07
    Интересно в Мире танков такая штуковина появится wink
  3. киргиз 2 февраля 2012 21:01
    расход топлива какойто дикий 700литров на 167 км
  4. dmitriygorshkov 3 февраля 2012 07:43
    Syrdon,
    Мир танков штука интересная,но мы же отдаём себе отчёт,что с реалиями это не имеет ничего общего wink
  5. T1GER_1 5 февраля 2012 11:55
    Фердинанд для своего времени был наиотличнейшей сау.
    T1GER_1

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня