Образец «Уралмаш-1» СУ-101 - самая бронезащищенная САУ
- артустановку самоходного типа с орудием Д-25 калибром 122 мм – СУ-122П. САУ изготовлена в металле и проходит испытания;
- артустановку самоходного типа с орудием Д-10С калибром 100 мм – ЭСУ-100. САУ проектировалась с электрической трансмиссией и имела заднее расположение боевого отделения;
- артустановку самоходного типа с орудием Д-10С калибром 100 мм – СУ-100-М-1. САУ должна была использовать перекомпонованную агрегатную часть Т-34. Имела заднее расположение боевого отделения;
- артустановку самоходного типа с орудием Д-10С калибром 100 мм – СУ-100-М-2. САУ должна использовать двигатель В-2-44 и компоновку агрегатов от Т-44. Имела заднее расположение боевого отделения;
- артустановку самоходного типа с орудием Д-25 калибром 122 мм – СУ-122-44. САУ должна использовать компоновку агрегатов от Т-44. Имела переднее расположение боевого отделения.
Решение техсовета, лучший проект САУ - СУ-100-М-2. Согласно приказа наркома танкопромышленности от 21.10.44 года №625, завод приступает к созданию образца СУ-100-М-2 для проведения испытаний. САУ получалась на удивление компактной. Вес машины не выходил за рамки бронемашин среднего класса, бронирование САУ можно было значительно повысить. В 45 году, комиссия от наркома танкопромышлености ознакомившись с ходом работ, остается довольной ситуацией и назначает срок создания первого образца на май 45 года. Образец получает название «Уралмаш-1».
Март 45 года. Завод ускоренными темпами создает два образца САУ – СУ-101 и СУ-102. СУ-101 – САУ с орудием Д-10С калибра 100 мм, и СУ-102 – с орудием Д-25С калибра 122 мм. Оба образца были построены к назначенному сроку. Дополнительно был изготовлен корпус артустановки для проведения испытаний на бронестойкость.
Устройство СУ-101
Артустановка самоходного типа СУ-101 создавалась на основе агрегатов от Т-44 и Т-34-85. САУ относилась к классу бронированных машин как противотанковое средство. Проект САУ после испытаний, предлагали модифицировать и использовать на испытанной базе СУ-101 более мощные орудия с большим калибром. Компоновочная схема САУ использовала кормовое изготовление боевого отделения. МТО по схеме – переднего расположения. Место водителя-механика слева в носовом отделении, справа, расположен двигатель с механизмами трансмиссии. В рубке, усиленной броней, слева от орудия, сидят наводчик, за ним командир машины, справа от орудия сидит заряжающий. Для осмотра поля боя САУ оборудована приборами МК-4. Вход в машину осуществляется через люк, расположенный в корме рубки и корпуса, на рубке расположен командирский люк, для водителя-механика люк оборудован в отделении управления. САУ несла на себе нарезное орудие Д-10С калибра 100 мм, ранее применяемое в артустановке самоходного типа СУ-100. Кроме этого, САУ имела пулемет крупного калибра 12.7 мм ДШК. Орудие имело вертикальные угла наведения от 2 до 18 градусов, горизонтальные углы наведения секторально 22.5 градуса. Для производства стрельбы прямой наводкой использовали прицел телескопического типа ТШ-19. Для производства выстрела из орудия с закрытой позиции использовали панораму Герца. Скорость стрельбы из орудия три выстрела в минуту. Боезапас САУ – 36 боеприпасов для орудия и 450 к пулемету. Пулемет установлен на турели, которая установлена на подвижном основании командирского люка. Вертикальное наведение пулемета от 84 до -6 градусов. Для ведения огня по воздушным объектам противника стрелок использует прицел коллиматорного типа. При боевых действиях пулемет можно использовать для поражения наземных целей.
Класс брони САУ – противоснарядный. При производстве САУ использовали броневые катаные листы от 15 до 120 мм. Конструктивно листы устанавливали с рассчитанными углами наклона. Лобовое бронированное исполнение САУ – 90 мм, с углом 27 градусов, броня рубки – листы 120 мм, установленные под углом 55 градуса. Для обеспечения дымовой завесы на корме рубки установлены 2 шашки с дымовым зарядом. В отделение с МТО, что расположено в носовой части САУ, установлен продольно ДД В-44, мощность двигателя 500 л.с. Для запуска двигателя использовали стартер СТ-700, или воздух из 2-х установленных баллонов. Топливные баки вмещают 370 литров дизельного топлива, запасные баки вмещают 360 литров дизтоплива. Заявленная дальность хода - 167 километров.
Конструкция трансмиссии повторяет конструкцию агрегатов от Т-34-85. Изменения в конструкции связаны в основном с расположением отделения МТО в носовой части САУ. Ходовая часть аналогична танку Т-44, от которого взяли движитель гусеничных лент и индивидуальную торсионную подвеску. ЭО САУ – однопроводного типа. Освещение установлено с использованием двухпроводной электрической схемы. На борту САУ имелось напряжение в 12 и 24 вольта. Источник – 4-е батареи аккумуляторного типа 6СТЭ-128, емкость батарей 256 А*ч. Для обеспечения внешней связи использовали радиостанцию 9РС, для связи внутри машины использовали переговорники ТПУ-3-БИС-Ф. Кроме того, имелась свето-сигнализация и танкофон для связи командира и водителя-механика.
Судьба СУ-101
Осень 45 года. Заводские испытания образца СУ-101. По ходу испытаний выявляли и дорабатывали или устраняли различные технические проблемы. САУ в конце заводских испытаний признается готовой к полигонным боевым испытаниям. Образец под названием «Уралмаш-1» несомненно, превосходил по многим характеристикам ранее созданные САУ. Машина получилась более компактная, улучшились маневренные возможности, более удобна для входа-выхода экипажа. Увеличение характеристик брони, результат компактности САУ. Испытания стойкости бронекорпуса показали результат, превосходящий все корпуса имеющихся на то время САУ и танков. Броня в передней части САУ была недосягаема для любых боеприпасов противотанкового исполнения немецкой армии. А вес САУ СУ-101 соответствовал весу Т-34-85. Не обошлось и без недостатков. Свободного места в машине стало меньше, чем даже у СУ-100. При стрельбе имелось воздействие ударной волны на крышу корпуса. Возможно, совокупность этих и других причин (победа во 2МВ, начало сокращения вооружения и численности войск, большого числа уже выпущенных САУ, вооружение армии танком Т-54 с 100 мм орудием) не позволили СУ-101 продолжить свое существование. Работа над САУ сначала останавливается, а после полностью прекращается. На данный момент СУ-101, как исторический образец военной мощи Советского союза, находится в ВИМ БТВиТ на Кубинке.
Основные характеристики САУ:
- вес 34800 килограмм;
- экипаж машины 4 человека;
- год постройки образца 1945;
- длина 7.12 метров;
- ширина 3.11 метра;
- высота 2.6 метра;
- просвет 42 сантиметра;
- скорость до 50 км/ч;
- подъем до 34 градусов;
- препятствие высотой до 120 сантиметров;
- ров до 3.5 метров;
- брод до 150 сантиметров.
Информация