Степан Разин – воплощение народного гнева

Лихой вольный казак известный в народе как Стенька Разин появился на Дону не случайно. Все тяжелее становился крепостной гнет, все больше закреплялась зависимость крестьян. Воеводы и чиновничий аппарат прогнил, на Руси процветало мздоимство, волокита, отсутствовал справедливый суд. Бегство крестьян приобретало колоссальные масштабы, даже в челобитных того времени часто встречались угрозы «разбежаться врозь». В такой обстановке появление сильного предводителя и защитника было закономерностью. Бунт не был вызван Разиным, это скорее Степан Тимофеевич стал порождением народного гнева.

Удивительная, полная приключений жизнь свободолюбивого, неординарного человека, удачливого атамана прошла на поле брани. Личность Степана Тимофеевича овеянная славой, которой может позавидовать любой венценосный самодержец, притягательна для русского народа, прежде всего своим открытым и отчаянным характером. Степан Разин в народных сказаниях олицетворяет предводителя крестьян и доблестных казаков, защитника и освободителя.

Родился будущий грозный атаман в станице Зимовейская на Дону. С этим таинственным местом много связано для русского народа. Немногим позже появится на свет и Емельян Пугачев, прошедший по территории нашей страны не менее кровавой дорогой, чем окаянный Стенька Разин. Что за аномалия в этих местах не известно. Однако факт остается фактом, именно здесь родились два самых отчаянных бунтаря, так горячо любимых и уважаемых на Руси.


Степан Разин – воплощение народного гнева
Василий Суриков. Степан Разин. 1903–1907


Донское казачество к середине шестнадцатого века состояло из двух специфических прослоек: коренных жителей и беглых или пришлых людей. Не имевшая постоянного места жительства «голытьба» часто срывалась в походы с целью ограбления проходящих мимо кораблей с товарами и близлежащих территорий. Такие воровские акции носили название у казаков походов «за зипунами», и хотя коренные зажиточные жители не одобряли такие набеги публично, они все же тайно их финансировали за определенную долю в добыче. Одним из таких походов и началась народная «буря», имя которой Степан Тимофеевич Разин.

Небольшой отряд казаков, по некоторым данным численность его составляла около 2-х тысяч человек, направился на разбой вниз по Волге. Во главе отряда стоял молодой и удачливый атаман Степан Тимофеевич. Поход достаточно быстро вышел за рамки обычного набега, характерного для донских казаков. Правительство предпринимало сначала довольно вялые попытки усмирить казаков, и время было упущено. Уже в мае 1667 г. казачьи отряды разбили стрельцов и разграбили караван судов Шорина, сопровождавшего судно с ссыльными. Пленники были отпущены на свободу и с охотой примкнули к казакам. Разин вторгся в Яик, затем направился к персидским берегам, где захватил в плен известную из народных песен персидскую княжну. Бросал ли Степан Тимофеевич персиянку в воду или нет до сих пор не установлено однозначно, однако известно одно, что дочь Мамед-хана астаринского из плена казаков так и не вернулась.

Возвращение в Астрахань было для Стеньки Разина триумфальным. Воеводам была принесена повинная, в обмен на проход к Волге. Во время пребывания в городе атаман катался на стругах и всячески подчеркивал свою независимость и непокорность. Несмотря на обещание отдать властям всю добычу и пленных, казаки не передали им ровно ничего, и ушли в Царицино.

В городе попытка выставления казакам запретов на посещение кабаков была сурово наказана Разиным. По сути, Степан Тимофеевич отказался подчиняться царской администрации и захватил город. На все угрозы атаман отвечал бранью и ответными обещаниями расправы. Всячески подчеркивал Разин свое непринятие существующего режима угнетения, проповедовал равенство, жестоко карал неугодных, однако напрямую царя не бесчестил. Отчаянный атаман хорошо понимал, что царь в сознании населения легко может быть противопоставлен ненавистным воеводам и жадным боярам, что активно использовал в своих речах и делах. Побежденных воевод и военных начальников Степан Тимофеевич прилюдно сек розгами, что также поднимало его авторитет в глазах подчиненных.

Степан Разин – воплощение народного гнева
Бузулуков С. А. Степан Разин в Саратове. 1952


Каждый занятый Разиным город переходил на казацкое управление и перенимал образ их жизни. Многие присоединялись к доблестному и разгульному воинству. Начальников, господ, бояр неугодных местному населению безжалостно истребляли, а дочерей из знатных и благородных семей в лучшем случае выдавали замуж за простых крестьян или казаков. Интересно, что Степан Тимофеевич напрочь отказывался признавать обряд венчания и сам организовывал обряды бракосочетания. Таинство заключалось в безумных плясках непродолжительное время, после чего пара объявлялась законными супругами.

После Царицына Разин занял Самару, Саратов и ряд других городов. Двигаясь на гребне крестьянской войны, которая зародилась еще в 1670г., силы казаков все прибывали и все более походили на повстанческую армию. С целью привлечения народа Разин приказал обшить один из своих кораблей красной тканью и усадить неизвестного пленника в качестве царевича Алексея, а вторую ладью покрыли черными покрывалами и распространяли слухи о присутствии на нем патриарха Никона. Таким образом, Степан Тимофеевич активно старался дискредитировать образ государя, не высказывая прямых намерений о свержении самодержавия. Разин указывал, что воюет он за царя, но против заворовавшихся воевод, бояр и прочей знати.

Однако в походе атаман постоянно пил, дебоширил и предавался различным кровавым развлечениям. Постепенно он утратил свой первоначальный образ защитника и преобразился в бесноватого, безжалостного убийцу, ведомого мнением толпы, величающегося своими достижениями и победами. Меры, применяемые окружением Разина к ставленникам государя, были очень жестокими. Несчастных вешали, колесовали, топили и терзали различными изощренными способами. Наказания носили характер устрашения. Отряды казаков разделялись и занимали все новые города, волнение охватило не только Поволжье и Центральную часть Руси, но дошло даже до территорий Белого моря.

В 1670 г войско Разина потерпело первую неудачу в осаде Симбирска, а уже в начале октября было разбито царской армией численностью 60 тысяч воинов под командованием Барятинского. Степан Трофимович был тяжело ранен и, бросив основную часть своего отряда, бежал на родной Дон. Впоследствии Разина выдали казаки вместе с его братом Фролом.

Степан Разин – воплощение народного гнева
Сергей Кириллов Степан Разин. 1985-88 гг


Пытали народного атамана в царских застенках, но его мужество вызывало уважение даже у палачей. Выносливый казак не проронил ни слова, он не просил о пощаде и не молил о снисхождении. Гордый и удивительно сильный человек даже перед лицом неминуемой смерти сохранил достоинство. Казнь была страшной и мучительной. Степану Трофимовичу отсекли руку, а затем ногу, и только потом сжалившийся палач отсек атаману голову. По приговору Разин должен был быть четвертован, но смерть пришла быстрее. Негодование атамана было вызвано поведением брата Фрола, который, испугавшись кровавого зрелища, произнес слова раскаяния. По свидетельствам очевидцев, лишь тогда Разин крепко выругался в его адрес.

Удивительная отчаянная жизнь бунтаря закончилась на плахе, что характерно для предводителей народных восстаний в России. Кровожадный шальной разбойник остался в народной памяти героем-освободителем. Так ли это каждый решает для себя сам. Стенька Разин относится к тем великим и таинственным личностям, судит которых лишь история.
Автор: Вадим Собин


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 19
  1. rexby63 1 февраля 2012 08:46
    Можно было рассмотреть также версию сепаратистских течений на Дону во второй половине XVII века.
  2. 755962 1 февраля 2012 11:26
    Cтепан Разин был русским Робином Гудом: грабил князей и бояр, а вот простой люд в обиду не давал. И когда атаман со своим крестьянским войском стал поднимать народ к восстанию, многие города сдавались ему без боя.
    755962
    1. Svist 1 февраля 2012 13:58
      Цитата: 755962
      Cтепан Разин был русским Робином Гудом: грабил князей и бояр, а вот простой люд в обиду не давал.

      Судя по легендам, Робин Гуд награбленное раздавал бедным. За Степаном Тимофеевичем сие вроде не наблюдалось... smile Так же по легенде, награбленное барахлишко он где то прикопал, до сих пор ищут... wink
      1. 755962 1 февраля 2012 14:08
        Цитата: Svist
        награбленное барахлишко он где то прикопал, до сих пор ищут..

        оно заговорённое,его ни когда не найти.А про Робин Гуда ,сказка-сказкой.....
        755962
    2. Zynaps 1 февраля 2012 15:27
      это сказки. казачья вольница Разина прекрасно грабила и простой народ. доводилось читать исследования на основе тогдашних документов, так вот из них выходит, что только во время разинского похода на Астрахань, от грабежа и насилия со своих мест сбежало не менее четверти миллиона человек.

      что поделать: с гуманизмом у бунтарей дела обычно обстоят скверно.
      Zynaps
    3. Krilion 2 февраля 2012 07:40
      был он русским разбойником и не более того...в своё время пропаганда создала ему ореол мученика...
  3. Страбон 1 февраля 2012 11:56
    Степан Разин не мог быть воплощением народного гнева. Это была как сейчас принято говорить организованная преступная группировка. Степан Разин в отличии от Пугачева никогда не выдвигал политических требований. Был грамотным умел писать и читать. Виртуозно владел саблей. В циркулярах о его задержании специально оговаривалось, что ежели Стенька при саблии то десятерым рядом делать нечего. Ничего конечно статейка но куцая какая то, этот материал требует детального подхода к личности Степана.
    Страбон
  4. Vrangel 1 февраля 2012 13:47
    В данной статье "товарищем" Собиным отображен исключительно большевистский взгляд на данный этап истории. Степан Разин не был воплощением народного гнева, а был обыкновенным разбойником того времени.
    Vrangel
    1. rexby63 1 февраля 2012 20:04
      Ну не совсем обыкновенным. Разин изначально представлял интересы части донского казачества, стремящейся к обособленности от Русского государства. А так как часть эта была малочисленной, им пришлось и с голытьбой общаться , и в конечном итоге опираться на нее.
  5. Andy 1 февраля 2012 13:59
    ну не пойму почему на Руси из лихих людей робин гудов делали.Советы то ясно дело пытались углядеть революционные настроения и борьбу с самодержавием...даже в таком криминале.а на самом деле что стенька разин,что пугачев-враги России.
    1. Zynaps 1 февраля 2012 15:37
      Вы лучше у американцев спросите, почему они до сих пор обожают романтиков с большой дороги Бонии и Клайда, а также знаменитых налётчиков времён Великой Депрессии, вроде Джона Диллинжера. на Руси о Стеньке разве что песню сложили, но вот снимать позитивные фильмы и ставить мюзиклы, ещё никто не догадался.
      Zynaps
      1. Andy 1 февраля 2012 16:11
        честно говоря мне плевать на американцев.а вот почему мы восхищаемся "романтизмом" стенек разиных и более современных мурок-урок непонятно.отовсюду прет тюремный шансон.сами губим культуру свою вдобавок к истории,называя таких персонажей лихими атаманами.можете обьяснить почему личность Ермака не столь популярна в отличии от душегуба стеньки?
        1. Zynaps 1 февраля 2012 16:30
          голубчик, не надо так нервничать. как бы то ни было, С.Разин - часть российской истории и к тюремному шансону однозначно отношения не имеет. хотя бы потому, что в среде вольных казаков не было блатной иерархии и "понятий". восставшие были продуктом своего времени и бунт их был реакцией на несправедливый уклад жизни и закрепощение. собственно, советская история именно на это и делала упор. к чему повторять бредятину самозванного Чорнаго Барона?
          Zynaps
          1. Andy 1 февраля 2012 18:32
            извините если обидел. просто мурку и шансон привел примером на бони и клайд.а "продукт своего времени" не менее жестоко расправлялся и с крепостными...такие вот они борцы с несправедливостью
  6. vlbelugin 1 февраля 2012 14:40
    Из статьи:
    Воеводы и чиновничий аппарат прогнил, на Руси процветало мздоимство, волокита, отсутствовал справедливый суд.
    Ну прям как сейчас. Ничего за 340 лет на Руси не изменилось.
  7. datur 1 февраля 2012 17:45
    удачливый до поры бандюган -таких и в европе хватало !!! wink
  8. taseka 1 февраля 2012 18:48
    В школе учили, что Разин и Пугачёв с Салаватом народные герои, а памятник отгрохали только Салавату Юлаеву!
    1. пуансон2011 1 февраля 2012 21:02
      В Саранске стоит памятник Е.Пугачеву- он смотрит на центр города, где как обычно живут и работают самые богатые
      пуансон2011
  9. пуансон2011 1 февраля 2012 21:05
    Я вообще удивляюсь,что мало было восстаний и мятежей- при такой жизни рабов многие из нас давно бы взялись за топоры и вилы.
    пуансон2011

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня