Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 12

Strv 121

Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 12

Первое появление: 1994 год Страна: Германия/Швеция

В рамках программы закупки новых танков Leopard 2 Швеция также получила 160 танков Leopard 2А4. Танкам присвоили местное обозначение Strv 121. Основной целью этого шага была быстрая поставка танков, позволявшая незамедлительно начать в подразделениях подготовку экипажей. Все танки были арендованы у Германии, но с опционом на дальнейшую модернизацию или закупки. Эти машины были из первой серийной партии и выпущены в период с 1980 по 1987 год.

Танки были немного модифицированы. Они получили новую камуфляжную раскраску, а ступени на передних бортовых экранах были убраны. Задние экраны были срезаны для того, чтобы обеспечить более легкую самоочистку ведущего колеса. Последние два изменения были проведены не на всех машинах.

Бюджетные сокращения в 2009 году привели к быстрому выводу из эксплуатации 160 танков Strv 121. Швеция не воспользовалась опционом закупки танков и передала их обратно Германии. В настоящее время эти танки используются как база для варианта Leopard 2A4SG Mk. II.

Strv 122

Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 12

Первое появление: 1996 год Страна: Германия/Швеция

Швеция пыталась довольно долго найти замену старому танку серии S, Strv 103. Прежде всего, планировалось разработать что-то свое и организовать производство, но проект был закрыт в связи с высокой стоимостью. Наконец, список требований был определен и начались испытания танка. Это часто цитируемое соревнование проводилась между танками Leopard 2, Leclеrc и M1 Abrams. Окончательно было принято решение закупать вариант Leopard 2 на базе А5, адаптированный под требования заказчика. Это могло стать причиной того, что танк первоначально называли Leopard 2A5S, но его официальное обозначение всё же Strv 122.

Самое значительное отличие от немецкого Leopard 2А5 заключается в том, что Strv 122 - это не просто боевое совершенствование боевой системы, а совершенно новый танк. Это позволяет оптимизировать машину за счет использования современных материалов и процесса производства.

Strv 122 базируется на мангеймской конфигурации и во главу угла у него поставлена максимальная защита. Переднюю часть корпуса можно идентифицировать за счет установленных дополнительных модулей бронирования по всей длине, а также по впервые установленным квадратным прожекторам. Считается, что они дают лучшую обзорность водителю и выглядят более «стильно» (ох уж эти шведы). Дополнительные изменения корпуса связаны с ходовой частью. С целью повышения надежности танк Strv 122 оборудован более мощными торсионными валами и амортизаторами от самоходной гаубицы PzH 2000. Тормозная система теперь имеет диски большего диаметра, а места экипажа - ремни безопасности.

Двигательная установка такая же как и у других вариантов Leopard 2. Единственным изменением стала новая система вентиляции моторно-трансмиссионного отделения. Специальные клапаны соединяют отделение с кольцевыми радиаторами. Если они включаются, то воздух начинает отсасываться, создавая небольшое разрежение. Свежий воздух поступает снаружи, охлаждая двигатель, в результате значительно снижаются тепловые признаки заметности танка, что особенно важно при эксплуатации в холодной Швеции. Еще одно изменение корпуса - это установка шести аккумуляторов по 140 Ач, которые заменили обычные 8 аккумуляторов.

Изменения башни в основном идентичны изменениям у варианта А5. Знакомые многим клиновидные модули установлены в передней части башни и по бортам. Кроме того, защиту от атак сверху получила крыша башни, а также установлены новые сдвижные крышки люков командира и заряжающего.

Прицел PERI-R17A2 установлен за люком командира. Он оснащен бронированной створкой с электроприводом. Она может поворачиваться перед прицелом на 180 градусов.

Существенное повышение боевых качеств дала интеграция бортовой информационно-управляющей системы Tank Command and Control System (TCCS). Она предоставляет информацию о состоянии систем танка, а также тактические данные командиру и водителю.

Командир может выводить карты с различным разрешением на дисплеи и добавлять тактическую информацию. Обмен данными между машинами возможен при помощи двух дополнительных радиостанции.

Система управления огнем танка Strv 122 получила новый компьютер способный держать баллистические данные для 12 разных типов снарядов одновременно. В прицел EMES-15 встроен теперь более безопасный для глаз рамановский лазер. Дневной канал имеет обычное увеличение х12, а также увеличение хЗ при широком поле зрения. Основным вооружением танка Strv 122 является известная 120-мм гладкоствольная пушка L44. Она может вести огонь бронебойными подкалиберными снарядами и универсальным кумулятивным. Дополнительное вооружение состоит из спаренного и зенитного пулеметов. Кроме того, на танке Strv 122 установлена французская система «GALAX», заменившая обычные пусковые установки дымовых гранат. Кроме дымовых гранат система Galax также способна стрелять фугасными или специальными боеприпасами.

В общей сложности шведскими вооруженными силами было закуплено 122 танка Strv 122. Первые 29 танков были собраны в Германии, остальные 91 в Швеции. В соответствии с одним из требований контракта большая часть танков также была изготовлена в Швеции.

Strv 122B

Первое появление: 2004 год Страна: Германия/Швеция

Швеция стала второй страной, установившей дополнительную противоминную защиту на свои танки Leopard 2. Также как и Leopard 2А6М, танк Strv 122B был оборудован дополнительным броневым листом, установленным на днище в передней части, а также новым подвесным сиденьем водителя.

Первоначально также планировалось установить в танк новый прицел командира. Предполагалось установить его на телескопической мачте, регулируемой по высоте. Опытный образец этого прицела был установлен, но в итоге от этой системы отказались и на серийные машины она устанавливалась.

Leopard 2А4ОЕ

Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 12

Первое появление: 1997 год Страна: Германия/Нидерланды/Австрия

Австрия купила 115 подержанных танков Leopard 2A4NL у Нидерландов в 1997 году. Поставки начались в 1998 году и были успешно завершены. С 1983 года все танки поставлялись под обозначением Leopard 2A3 и позднее были модернизированы. С тех пор они уже достаточно поизносились. Но, к сожалению, Австрия не позволила компании KMWeg обслуживать или проверять танки, они были напрямую поставлены с голландских складов. Состояние машин было соответствующее. Кроме того, все танки были поставлены в голландской конфигурации, включая модифицированные пусковые установки постановки дымовой завесы, радиостанции, оборудование ночного видения и пулеметы. Поставки запасных частей и обучение экипажей также было ниже стандартов. Все это отрицательно сказалось на развертывании танков, которое значительно запаздывала. Чтобы обновить конфигурацию, запасные части из Германия и Австрии устанавливались на местах, что позволило довести танки до стандарта, схожего с немецким Leopard 2. В связи с финансовыми трудностями 40 танков были сняты с вооружения в 2006 году и в конечном счете проданы Германии в 2011 году.

Leopard 2A4DK

Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 12

Первое появление: 1997 год Страна: Германия/Дания

Дания и Германия подписали контракт на поставку 51 устаревших танков Leopard 2А4 из наличия Бундесвера в 1997 году. Поставки проходили в 1997-1998 годы, все танки поступил в действующие подразделения без каких-либо модификаций. Начиная с 2002 года, все танки были доработаны до стандарта Leopard 2A5DK.

Leopard 2A5DK

Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 12

Первое появление: 2002 год Страна: Германия/Дания

Дания и Германия подписали дополнительное соглашение на модернизацию существующих танков Leopard 2A4 в 2000 году.
Окончательная конфигурация несколько отличается от танков в варианте Leopard 2A5, эксплуатируемых Бундесвером. Лобовая броня башни была усилена и на корпусе установлены модули, похожие на модули варианта Strv 122.

В корме корпуса были установлены доработанная система охлаждения и вспомогательная силовая установка. Башня оборудована системой кондиционирования экипажа и электроники, а также новой системой пожаротушения. Кондиционирование потребовало модификации кормы башни, похожей на ту, что была проведена на Leopard 2А6ЕХ. На стенках ящиков для хранения и в корме башни теперь установлены крепления для снегозацепов.

Особый компонент танка можно обнаружить наверху маски пушки слева от корпуса вспомогательного прицела наводчика. На танк Leopard 2A5DK установлен прожектор. При эксплуатации танков на Балканах он оказался очень полезным в том плане, что дает понять противнику, что тот находится под прицелом основного боевого танка. Управление прожектором осуществляется с места командира.

Leopard 2A5DK также оборудован новой системой постановки дымовых гранат, которая позднее была установлена в Германии на танки Leopard 2A6M. Leopard 2A5DK не имеет зенитного пулемета и даже крепления для него.

Leopard 2А4Е

Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 12

Первое появление: 1995 год Страна: Германия/Испания

Чтобы подготовиться к серийному производству и эксплуатации Leopard 2 в Испании, был подписан контракт с Германией на аренду 108 подержанных танков Leopard 2A4. Танки были поставлены в 1995-1996 годы, но не были никоим образом модифицированы. Планировалось эксплуатировать эти танки пять лет с целью подготовки испанских танковых экипажей. Поскольку производство Leopard 2Е было отложено, соглашение на аренду было продлено и Испания, в конечном счете, купила танки в 2005 году. Планировалось модернизировать танки до стандарта Leopard 2E. На данный момент танки останутся на вооружении под обозначением Leopard 2А4Е, по меньшей мере, до 2025 года.

Leopard 2E

Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 12

Страна: Германия/Испания

Испания работала над модернизацией своих бронетанковых сил довольно продолжительное время. В конечном счете, было решено приобрести в общей сложности 300 танков. Переговоры с Германией завершились в 1998 году подписанием контракта на лицензионное производство 219 танков Leopard 2 в Испании. Поскольку высокий темп производств был невозможен, то арендованные танки Leopard 2A4 были куплены. Было согласовано, что в Испании будет изготавливаться 60% деталей наряду с окончательной сборкой. Остальные 40% изготавливались в других странах, главным образом в Германии. С целью ускорения процесса поставок первые 30 танков были изготовлены в Германии и поставлены в 2003-2006 годы. Серийное производство в Испании началось в 2003 году и завершилось в 2008 году после поставки последнего 219-го танка Leopard 2E.

Официальной причиной задержки начала серийного производства стала покупка американской компанией General Dynamics Land Systems местной фирмы Santa Barbara Sistemas. Это интересно, так как GDLS также занимается производством танков M1 Abrams. После приобретения SBS компания GDLS также активно пытается продать Leopard 2E, но пока безуспешно.

В общем, Leopard 2E базируется на варианте Leopard 2A6, но с некоторыми доработками. Лобовое бронирование башни и корпуса было улучшено за счет установки таких же дополнительных модулей, как на танке Strv 122. Также усилено бронирование крыши башни и установлены сдвижные люки. Дополнительная противоминная зашита танка Leopard 2А6 не устанавливалась.

Система управления огнем была модернизирована за счет современных тепловизоров командира и наводчика. Танк также оборудован системой LINCE (Leopard Information Control Equipment), которая позволяет обмениваться цифровыми данными и планировать боевые задачи. У командира имеется цветной дисплей для просмотра карт и ввода тактических данных.

Для увеличения времени выполнения боевых задач (особенно с учетом климатических условии Испании) танк Leopard 2E оборудован электрической системой кондиционирования, установленной в корме башни. Она предназначена для охлаждения членов экипажа и электроники. Наряду с системой кондиционирования в корме корпуса была установлена обязательная уже ВСУ. Она запитывает системы танка при заглушённом основном двигателе, что снижает потребление топлива и акустические признаки заметности.

Leopard 2A4PL

Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 12

Первое появление: 2002 год Страна: Германия/Польша

В обшей сложности в 2002 году в Польшу из Германии были поставлены 124 подержанных танка Leopard 2A4, а также тренажеры и средства эвакуации. Машины, взятые из двух последних серийных партии, хранились на складах несколько лет. Танки были на скорую руку проверены и закрашены немецкие обозначения и символы. В остальном ничего не было поменяно.

Второе соглашение, подписанное в 2013 году, добавило еще 14 танков Leopard 2A4 к парку польской армии. Эксплуатируя 138 танков Leopard 2A4 и новые А5, Польша теперь может похвастаться, что имеет на вооружении больше танков Leopard 2, чем сама Германия.

Leopard 2A5PL

Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 12

Первое появление: 2014 год Страна: Германия/Польша

В соответствии с контрактом, подписанным Германией и Польшей, в эту страну в 2014-2015 годы было поставлено 105 подержанных танков Leopard 2AS. Все эти машины со складов немецкой армии. Единственная модификация заключается в установке новой системы дымовой завесы, которая в настоящее время стоит на танках немецкой армии.

Leopard 2PL

Первое появление: 2015 год Страна: Германия/Польша

Польша в настоящее время планирует модернизацию всех имеющихся танков Leopard 2А4 до нового стандарта Leopard 2PL. Пока о точной конфигурации танка не сообщается. Но вероятно, что танк получит многие компоненты немецкого варианта Leopard 2A7. К ним относится дополнительная броня, электроприводы башни, тепловизор командира, информационно-управляющая система IFIS, вспомогательная силовая установка, система кондиционирования и осколочно-фугасный боеприпас. Все 138 танков Leopard 2А4 предположительно будут модернизированы в течение следующих нескольких лет.

Leopard 2A4FI

Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 12

Первое появление: 2003 год Страна: Германия/Финляндия

Финляндия купила 124 танка Leopard 2А4, а также запасные части к ним и документацию. Поставки машин проходили в 2003 и 2004 годы. Первоначально танки не подвергались доработке, а были только перекрашены. Позднее на корме башни были установлены доработанные ящики для хранения. На левые бортовые экраны приварили широкие ступени, позволяющие осуществлять быстрый доступ к танку, особенно в тяжелой зимней обуви.

Leopard 2A6FI

Первое появление: 2015 год Страна: Германия/Нидерланды/Финляндия

В начале 2014 года Финляндия одобрила новую сделку по закупке дополнительных танков Leopard 2. Контракт предусматривает закупку 100 восстановленных танков Leopard 2A6 у Нидерландов, включая системы обеспечения и запасные части. Поставки машин начались в 2015 году, которые планируется завершить в 2020 году. Можно ожидать, что танки получат такие же модификации как и вариант А4.

Leopard 2A6PO

Первое появление: 2008 год Страна: Германия /Нидерланды/Португалия

В 2007 году Португалия решила купить 38 танков Leopard 2А6 у Нидерландов. Танки были доработаны до стандарта немецких машин А6 и поставлены в 2008-2009 годы.

Leopard 2A4NO

Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 12
Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 12

Первое появление: 2001 год Страна: Германия/Нидерланды/Норвегия

Норвегия и Нидерланды подписали контракт на поставку 52 подержанных танков Leopard 2А4 в 2001 году. Поставки началась в том же году и завершились в 2002 году. Танки были слегка доработаны, всё голландское оборудование было заменено стандартным оборудованием Leopard 2. Сюда входят установки дымовых гранат, радиостанции и пулеметы. Leopard 2A4NO заменяет более старые танки Leopard 1A5NO.

Продолжение следует...
Перевод: Alex Alexeev

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 19

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Урфин 13 января 2017 12:30
    Все хочу спросить.
    Почему у немецкого танка мехвод справа?
    В Германии же правостороннее движение. У нас, например, мехводы либо слева либо по центру

    Может кончено в одной из частей цикла был дан ответ, тогда прошу прощения за невнимательность.
    1. igordok 13 января 2017 13:05
      То-же заинтересовался этим вопросом. Предположу, что раз заряжающий находится слева в башне, то и БК расположили поближе к нему, слева в корпусе. Следовательно для мехвода осталось место только справа.
      1. Bad_gr 13 января 2017 14:51
        Цитата: igordok
        Предположу, что раз заряжающий находится слева в башне, то и БК расположили поближе к нему, слева в корпусе.

        Думаю, заряжающий находится там из-за того , что механика усадили справа, а не наоборот. В наших танках, к примеру Т-62-55-54 и тд, заряжающий находится справа. Для удобства разницы нет, дело привычки, которая вырабатывается со временем.
        А вот где требуется больше внимания механика-водителя (справа или слева) - это важно. К примеру, водитель машины при правостороннем движении, особенно при обгоне должен сидеть слева (высунувшись из-за фуры должен сразу увидеть трассу, а не высовывать всю машину и только потом увидеть, что там творится). А вот для военной техники обгоны на узкой трассе не актуальны, но видать актуально смотреть, что по обочине.
        1. Урфин 13 января 2017 20:30
          Цитата: Bad_gr
          А вот где требуется больше внимания механика-водителя (справа или слева) - это важно. К примеру, водитель машины при правостороннем движении, особенно при обгоне должен сидеть слева (высунувшись из-за фуры должен сразу увидеть трассу, а не высовывать всю машину и только потом увидеть, что там творится).


          Супер! Танк обгоняющий фуру - это круто!
        2. dvaposto 13 января 2017 21:57
          вообще обгоняющий, а не давящий танк, зрелище фиерическое.
        3. Bad_gr 13 января 2017 22:58
          Кстати сказать, на японских танках механик-водитель сидит слева, хотя у них левостороннее движение и автомобили имеют руль справа.
    2. Крымский партизан 1974 13 января 2017 14:21
      для мехвода разницы нет где расположение, триплекс а уж тем более ЖК-экран нивелирует этот дискомфорт, так что всё норм с управлением, что трудно сказать про сам танк
      1. Миротворец 13 января 2017 16:00
        Я думаю в танке расположение водителя слева или справа вообще не важно. Только при одном его виде все автомашины в округе сдует на обочины. Так что обгонять никого не придётся. А кто не спрятался, танкист не виноват.
        1. техник72 14 января 2017 00:19
          Спрятался не спрятался, это фигня, а вот сколько голландцы танков продали, вот вопрос.
        2. pimen 14 января 2017 08:44
          расположение сбоку предпочтительней в плане выбраться через собственный люк
      2. TARS 13 января 2017 22:28
        Давай расскажи в сотый раз про отсутствие КУВ на западных ОБТ.
  2. Дуйсенбай Сбанкулов 13 января 2017 21:19
    Интересно почему этот пиар немецского танка??? Хотя в Сирии они горять не хуже чем заокеанский брат - " самые, самые крутые" для прессы запада...
    1. TARS 13 января 2017 22:21
      Все танки горят, даже "не имеющий аналогов Т-90"
    2. TARS 13 января 2017 22:36
      Горящий Т-90
      https://www.youtube.com/watch?v=W9Ef7sMPicw
      1. Крымский партизан 1974 15 января 2017 13:04
        Горящий Т-90- этот сюжет для работодателей из за большой лужи, это захваченный бусурманами танк в прошлом году Т-90, который сирийский экипаж тупо бросил, так что не стоит мишень выдавать за боевую потерю
        1. TARS 15 января 2017 22:25
          Тот который захватили схлопотал выстрел из РПГ, в результате чего у Т-90 заклинило башню и экипаж покинул танк. На этом видео совершенно другой Т-90, так что не нужно выдавать желаемое за действительное.
          1. Atlant-1164 22 мая 2017 00:28
            вот здесь вообще непонятно, где же сидел мехвод этого Леопарда.??

            и здесь тоже непонятно..где он сидел.
            1. Atlant-1164 22 мая 2017 00:29
              учтены потери войск Турции в районе сирийского Аль-Баба за последние дни. Согласно ему, турецкие военные потеряли 10 танков «Леопард-2»
              1. Комментарий был удален.
              2. Atlant-1164 22 мая 2017 00:31
                https://defence.ru/editors-choice/istochnik-turec
                kie-voiska-poteryali-desyat-tankov-leopard-2-v-si
                rii-foto-video/
        2. Комментарий был удален.
Картина дня