Крылья над Дарданеллами

Какими были действия авиации входе Первой мировой войны в районе проливов Босфор и Дарданеллы? В статье кратко рассмотрены действия авиации противников в районе Проливов.

Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы имели огромное значение для стратегического исхода Первой мировой войны. Результативность действий союзников на этом ТВД в значительной мере зависела от деятельности авиации – как во время Дарданелльской операции 19 февраля 1915 г. – 9 января 1916 г., так и позднее.

17-го февраля 1915 г., в преддверии операции, на остров Тенедос прибыл британский гидроавиатранспорт (авианосец) «Арк Роял», имевший на борту 2 аэроплана берегового базирования (Сопвичи) и 5 поплавковых гидросамолетов (типа Шорт). «Арк Роял» осуществлял разведку турецких батарей в Проливах, действуя до 18 марта 1915 г.


Гидросамолеты действовали лишь в хорошую погоду.

Илл. 1. Гидроавиатранспорт «Арк Ройал». Фото: Philip J. Hauthornthwaite. Gallipoly 1915. London, 1991.

После 18 марта 1915 г., когда 4 линкора союзников («Бувэ», Оушен», «Иррезистебл», «Инфлексибл») погибли на минах, было принято решение перебросить в Дарданеллы самолеты сухопутного базирования. Через 4 дня после этого трагичного для англо-французской эскадры события на Тенедос прибыли 18 британских морских самолетов берегового базирования (в т. ч. 11 Фарманов и 2 Сопвича). Вместе с 2-мя французскими Ньюпорами они поддерживали действия союзной эскадры в Дарданеллах.

«Арк Роял» действовал в составе крейсерской эскадры адмирала Пейрса. 15 апреля 1915 г. 2 гидросамолета его авиагруппы нанесли бомбовый удар по крейсеру «Торгут Рейс» в районе Галлиполи.

Морская авиация сыграла свою роль при осуществлении десантной операции союзников. Самолеты с острова Тенедос поддерживали высадку десанта на мысе Гелиос и у Кум-Кале, а гидросамолеты с «Арк Роял» - в заливе Анзак.

Авиация союзников действовала активно - в частности неоднократно бомбились лагеря Ак-Паша-Лиман, где выгружались турецкие войска, прибывающие на фронт в Галлиполи. В одной из этих бомбежек был ранен тогда еще малоизвестный турецкий офицер Мустафа-Кемаль (будущий Ататюрк, президент Турции).

После того, как в конце мая в Проливах начали активно действовать германские подводники, тихоходный «Арк Роял» был отведен на остров Имброс и спрятан за противолодочными сетями. Авиатранспорт превратился в береговую авиабазу.

Прибыли в Дарданеллы (в Чанак) и первые германские самолеты (3 сухопутных машины и 1 гидросамолет). 22 июня состоялся первый воздушный бой. Английский Вуазен сбил германский аэроплан над Ачи-Баба. Самолет упал, и был добит французской артиллерией.

В начале мая на Тенедос прибыла французская эскадрилья – 6 самолетов типа Морис-Фарман (а 2 Ньюпора убыли с острова). В июне авиагруппа на Тенедосе была усилена еще 5-ю самолетами (3 Морис-Фарман и 2 Морис-Парасоль). Она действовала весьма активно (в среднем в месяц на пилота приходилось 100 самолето-вылетов) – под ее ударами турки были вынуждены эвакуировать свою базу в Чанаке и переместиться в Галлиполи. Их слабая авиация (8 сухопутных аэропланов и 1 гидросамолет) действовала вяло.

Британцы наращивали авиационную группировку на острове Имброс: 12 июня прибыл гидроавиатранспорт «Бен-Май-Кри» с 3-мя торпедоносцами Шорт и 2-мя поплавковыми Сопвичами на борту. С этого момента все английские самолеты были сосредоточены в бухте Кефало острова Имброс. На Тенедосе осталась французская авиация. В преддверии августовской высадки в заливе Сувла британцы усилили свою авиагруппу еще 22-мя машинами.

В период боев на Сувле резко возросла активность турецких транспортов – в ответ на это союзники впервые применили торпедоносцы. 12 августа 1915 г. с расстояния 100 м самолет Шорт с гидроавиатранспорта «Бен-Май-Кри» торпедировал транспорт. «Турок», уже до этого поврежденный подлодкой Е-14, пошел ко дну.

Илл. 2. Торпедоносец Шорт-184. Фото: Philip J. Hauthornthwaite. Gallipoly 1915. London, 1991.

17-го августа другой Шорт потопил шаланду с войсками.

Тогда турки решили активнее использовать сухопутные коммуникации - македонскую железную дорогу и шоссейную дорогу в Усун-Кейпри на Булэр. Особенно важное значение имели два железнодорожных объекта: 1) мост в 100 км от берега у Люле-Бургас на линии Берлин-Константинополь; 2) ж/д узел Фереджик (у залива Энос). 8 ноября 1915 г. самолет Морис-Фарман (с острова Имброс) и 2 Шорта с «Бэн-Май-Кри» (из бухты Энос) нанесли удар по мосту. Налет был повторен 1 самолетом ночью 13-го ноября Фереджик неоднократно бомбился самолетами с острова Имброс и гидросамолетами с «Бэн-Май-Кри».

Французская гидроавиация получила подкрепление 24 декабря 1915 г. (т. е. через 9 месяцев после прибытия первых 2-х Ньюпоров), в виде 6-ти летающих лодок Ф. Б. А. Но так как эвакуация Дарданелл была уже предрешена, эти самолеты отбыли на Салоникский фронт.

Самолеты английской морской авиации и французская эскадрилья прикрывали эвакуацию, но понесли при этом потери - в январе 1916 г. немцы перебросили в Проливы 3 новых истребителя Фоккер с синхронными пулеметами. 11 и 12 января 1916 г. ими были сбиты 3 английских самолета у мыса Гелиос.

Но неудача Дарданелльской операции не устранила авиацию союзников из района Проливов. Вплоть до конца войны базовым аэродромом продолжал оставаться аэродром на острове Имброс. Запасными аэродромами были аэродромы на соседних островах - Тазос и Мемнос.

Использовались и авиатранспорты: «Бэн-Май-Кри», «Анна», «Равэн II», «Эмпресс». Эти плавбазы и островные площадки фактически создали цепь аэродромов от болгарского побережья вдоль берега Малой Азии до Египта.

14 апреля 1916 г. имел место первый налет на Константинополь. 2 английских самолета с острова Имброс сбросили на пороховые склады Сэтин-Бурну и на Сан-Стефано мелкие зажигательные бомбы, а на столицу - агитационные прокламации.

Более мощный налет стал возможным только с 1917 г., когда в регионе появились первые двухмоторные бомбардировщики Хэндли-Пейдж. В ночь на 10 июля 1917 г. такой бомбардировщик сбросил двенадцать 50-кг бомб на Константинополь. Объектами удара стали завод по производству снарядов в Макрикей, военное министерство, база подлодок в Золотом Роге и стоявший на приколе (вследствие отсутствия угля) линейный крейсер «Гебен». 1 бомба упала в 50 м от крейсера, а стоявший у его борта миноносец «Ядигар» был потоплен - вместе с экипажем в 20 человек. Летящий на бреющем полете британский бомбардировщик был поврежден винтовочным огнем и вернулся на остров Имброс на одном моторе.

В сентябре 1917 г. германская авиация решила произвести разведку острова Мудрос. Германский разведчик, двухместный «Гота», сопровождаемый с флангов 2-мя поплавковыми истребителями Бранденбург, появился на высоте 3,5 тыс. м. Но он был перехвачен 3-мя английскими истребителями Сопвич (трипланы «Кэмэл» и «Пэк»). Один из британских трипланов, набрав высоту, первым атаковал противника, но был контратакован 2-мя немецкими Бранденбургами. В это время второй «Кэмэл» успешно атаковал германский истребитель, который начал пикировать к воде. Первый триплан сбил второго немца. У одного из «Кэмэлов» заело пулемет, но второй начал преследование уцелевшего немецкого истребителя - последний был вынужден спуститься на воду, сломав при посадке шасси. В это время «Пэн» атаковал разведчика, лишившегося истребительной поддержки.

С лета 1916 г. германо-турецкие крейсеры «Гебен» и «Бреслау» были фактически обездвижены (вследствие прекращения подвоза угля) - благодаря действиям русского Черноморского флота. Лишь с конца 1917 г., после Октябрьской революции, турки вышли в море.

Илл. 3. Германо-турецкие линейный крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау». Фото: Кооп Г. На линейном крейсере «Гебен». С-Пб., 2002.

И ночью 20 января 1918 г. «Гебен» и «Бреслау», пройдя Дарданеллы, вышли на оперативный простор. Германские истребители, прибывшие с болгарской базы Ксанти, охраняли крейсера. В 6 часов 20 минут «Гебен» наскочил на английскую мину на минном поле, которое не было обнаружено слабой турецкой гидроавиацией. Но эскадра продолжила поход.

«Гебену» удалось потопить 2 английских монитора, уничтожить радиостанцию в Кефало и поджечь склад горючего авиабазы. Но в 8 часов 30 минут появились 2 британских самолета. Разворачиваясь, «Бреслау» задел мину. Одновременно авиационная бомба разорвалась в 300 м от «Гебена».

«Гебен», под градом авиабомб, попытался подойти к товарищу и взять его на буксир - но сам наткнулся на очередную мину.

Отбиваясь от 8-10 атакующих его самолетов (в том числе торпедоносцев), «Гебен» шел к своей базе. Бомбы падали совсем близко от бортов линейного крейсера - иногда по 20 штук сразу, но в корабль ни одна не попала. В это время брошенный своим флагманом «Бреслау» последовательно нарвался на 4 мины, и пошел ко дну.

Германо-турецкие самолеты из Чанака вылетели на помощь крейсерам – завязались ожесточенные воздушные бои. Один английский самолет загорелся в воздухе, второй был вынужден сесть на воду, и был уничтожен огнем береговых батарей.

В 10 часов 30 минут линейный крейсер вошел в Дарданеллы, где его прикрыли зенитным огнем турецкие миноносцы, вышедшие ему навстречу. Но лучший корабль турецкого флота продолжали преследовать неприятности – он сел на мель в Нагаре. Для защиты крейсера турки мобилизовали все ресурсы – имевшиеся самолеты были сосредоточены в Чанаке, а зенитные орудия, снятые со всего побережья, – в Нагаре.

5 дней раненный корабль подвергался налетам английской авиации – его высокие мачты служили прекрасным ориентиром для британских летчиков. И днем и ночью превратившийся в мишень корабль подвергался ударам - совершившие 276 самолето-вылетов британцы сбросили на него 180 бомб общим весом 15 тонн. Но лишь 2 из них 22-го января попали в цель: одна в заднюю трубу, а другая в левый борт. Ключевое значение для успешного снятия дредноута с мели имели погодные условия – наступившие туманы прикрыли его лучше зенитной артиллерии. Но и зенитчики крейсера не смогли действовать активно.

22-го января один из британских гидросамолетов совершил вынужденное приводнение и был атакован (!) германской подводной лодкой. Уже после эвакуации «Гебена» средства ПВО Нагары все же смогли себя проявить – 28-го января ими был сбит (пулеметным огнем) британский самолет.

Английская авиация на острове Имброс была недооценена как своим командованием, так и адмиралитетом противника. А между тем она сыграла важную роль в Дарданелльской операции и способствовала нейтрализации ударной группы турецкого флота – «Гебена» и «Бреслау».

Мы видим, что действия авиации носили комплексный характер, самолеты берегового базирования дополнялись самолетами с авиатранспортов. Авиация прикрывала действия кораблей, наносила удары по сухопутным войскам и объектам инфраструктуры.
Автор: Олейников Алексей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik 25 января 2017 08:00
    [b]
    Английская авиация на острове Имброс была недооценена как своим командованием[
    /b]
    А жаль....Но сложилось так , как сложилось...Весьма интересно..спасибо...
  2. V.ic 25 января 2017 10:29
    Авиация, только что "оперившийся" род войск начал жестко клевать "наземных" и "надводных". У неё всё было ещё впереди.
    1. igordok 25 января 2017 15:37
      Вчера попалась интересное фото. На первый взгляд -моряки, а если присмотреться, то летчики. winked

      1935. Авиашкола в Ейске
      http://humus.livejournal.com/5319706.html
  3. Ольгович 25 января 2017 10:50
    Русские гидросамолеты также бомбили Константинополь и батареи Босфора.
  4. Barcid 25 января 2017 11:23
    Да уж. И регулярно в 1915-16 гг. Наша гидроавиация была одной из лучших. И Мки Григоровича хорошие машины
    1. avt 25 января 2017 15:00
      Цитата: Barcid
      . Наша гидроавиация была одной из лучших.

      Спору нет , но торпедоносец таки бритые первыми сделали и применили. Если бы не погиб в авиакатастрофе Мациевич, то он бы воплотил в жизнь первым и проект классического авианосца в России . Корабль то под это ему уже выделили , но .......... request
      avt
  5. fenist82 25 января 2017 18:52
    Да, потопление лейтенантом Г. К. Эдмонсом турецкого транспорта первый случай успешного применения торпедоносцев. Англичане тогда были в этом вопросе впереди планеты всей...... Даже в концы войны готовили удар авиацией по базе флота открытого моря. Но война закончилась раньше.
  6. fenist82 25 января 2017 19:03
    Кстати, случай атаки гидросамолета подводной лодкой на поверхности моря имел место не только в Проливах. В 1916 году австрийский гидросамолет атаковал английскую субмарину в Адриатике (она была в надводном положении). Однако в ходе атаки мотор самолета заглох. Пилоты Двуединой монархии приводнились рядышком с подлодкой противника. Англичане, которые было уже готовились к срочному погружению, передумали, развернули на палубе станковый пулемет (подлодка была не большего возмещения, без палубной арт системы), но он оказался сломан... Пока они возились, австрийцы починили мотор и улетели. Так повезло всем в том бою. Вообще авиация на средиземноморском ТВД действовала не только активно, но и эффективно.
  7. fenist82 25 января 2017 19:07
    Упоминаемая автором атака гидросамолетом торпедой в августе 1915 года была первой успешной атакой торпедоносца в истории. Британцы готовили массированную атаку авиацией на базу Флота открытого моря в 1918 года. Новой на закончилась раньше.
  8. fenist82 25 января 2017 19:08
    Кстати, случай атаки гидросамолета подводной лодкой на поверхности моря имел место не только в Проливах. В 1916 году австрийский гидросамолет атаковал английскую субмарину в Адриатике (она была в надводном положении). Однако в ходе атаки мотор самолета заглох. Пилоты Двуединой монархии приводнились рядышком с подлодкой противника. Англичане, которые было уже готовились к срочному погружению, передумали, развернули на палубе станковый пулемет (подлодка была не большего возмещения, без палубной арт системы), но он оказался сломан... Пока они возились, австрийцы починили мотор и улетели. Так повезло всем в том бою. Вообще авиация на средиземноморском ТВД действовала не только активно, но и эффективно
  9. fenist82 25 января 2017 19:09
    Кстати, случай атаки гидросамолета подводной лодкой на поверхности моря имел место не только в Проливах. В 1916 году австрийский гидросамолет атаковал английскую субмарину в Адриатике (она была в надводном положении). Однако в ходе атаки мотор самолета заглох. Пилоты Двуединой монархии приводнились рядышком с подлодкой противника. Англичане, которые было уже готовились к срочному погружению, передумали, развернули на палубе станковый пулемет (подлодка была не большего возмещения, без палубной арт системы), но он оказался сломан... Пока они возились, австрийцы починили мотор и улетели. Так повезло всем в том бою. Вообще авиация на средиземноморском ТВД действовала не только активно, но и эффективно.
    Упоминаемая автором атака гидросамолетом торпедой в августе 1915 года была первой успешной атакой торпедоносца в истории. Британцы готовили массированную атаку авиацией на базу Флота открытого моря в 1918 года. Но война закончилась раньше.
Картина дня