Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 13

Bergepanzer 3 Buffel

Немецкий основной боевой танк Leopard 2: этапы развития. Часть 13

Страна: Германия/Нидерланды

Ремонтно-эвакуационный танк был разработан Германией в сотрудничестве с Нидерландами в конце 80-х годов. Сегодня он является стандартной ремонтно-эвакуационной машиной немецких танковых батальонов и артиллерийских войск. Для Бундесвера было изготовлено в общей сложности 75 БРЭМ Buffel, для нидерландской армии 25 машин и позднее 25 машин для Швейцарии. В 2002 году Греция заказала 12 машин и все они были поставлены. Еще 16 машин уехали в Испанию. Также Австрия брала в аренду две машины Buffel у Нидерландов, которые были возвращены обратно в 2007 году.


С целью снижения стоимости и упрощения поставок запасных частей в машине используются различные компоненты танка Leopard 2. Прежде всего, это подвеска, силовой блок и часть конструкции корпуса.

БРЭМ Bergepanzer не оборудована вращающейся башней, вместо нее впереди слева на крыше корпуса была установлена большая надстройка. В ней размещены рабочие места экипажа и часть бортового оборудования. Остальные инструменты перевозятся на крыше корпуса и в корме.

Доступ в корпус осуществляется через три двери с левого борта. Место водителя расположено в передней части корпуса и немного сдвинуто влево. В его крышке люка, открывающейся влево, установлено несколько больших перископических приборов, но при открытой крышке люка водитель имеет хороший обзор даже в самых сложных условиях. Сразу за местом водителя расположено место командира, крышка его приподнятого люка открывается назад.

Машина не оборудована стабилизированными прицелами, установлены только оптические перископические приборы. Для работы в ночных условиях они могут быть заменены пассивными приборами.

На корпусе с правой стороны установлен кран с максимальной грузоподъемностью 30 тонн, вращающийся на 270°. Во время работы система мониторинга контролирует крановую установку и ограничивает его перемещение в случае перегрузки.

Основная лебедка с тяговым усилием 350 кН установлена по центру в передней части корпуса. За счет возвратных роликов ее тяговое усилие может быть удвоено. Трос имеет диаметр 33 мм и общую длину 180 метров. Особенность этой лебедки состоит в том, что полезная мощность не зависит от длины троса и поэтому постоянно доступна максимальная мощность. Для чрезвычайных ситуаций справа от основной установлена вспомогательная лебедка с тяговым усилием 6,5 кН.

Большой бульдозерный отвал установлен в передней части корпуса. Он используется для землеройных работ или стабилизации танка при работе крановой установки. На нем также имеется место крепления для автоматической жесткой сцепки, которая используется для эвакуации неисправных танков под защитой брони. При застревании с помощью оборудования самоокапывания танк может вытащить себя сам.

Конструкция корпуса позволяет разместить полноценный силовой блок танка Leopard 2, включая двигатель, фильтры, радиаторы и трансмиссию. Замена силового блока в боевой обстановке занимает всего 30 минут.

Для постановки дымовых завес на машине установлены две пусковых системы. В передней части на каждом борту установлено по 4 пусковые установки. В корме установлен один блок из 8 пусковых установок. БРЭМ Buffel оборудована системой защиты от ОМП и системой пожаротушения.

Основным вооружением является 7,62-мм зенитный пулемет, установленный на командирском люке.

Поскольку масса БРЭМ Bergepanzer 3 меньше массы танков Leopards 2, то подвижность ее несколько выше. Запас хода был увеличен за счет установки дополнительного топливного бака на 400 литров. Танк способен преодолевать даже глубоководные участки вводных преград.

Bergepanzer 3 Buffel ISAF


Страна: Германия

Вариант Buffel для ISAF (командование международными силами содействия безопасности в Афганистане) был доработан с учетом всего спектра противотанковых угроз афганского театра. Поэтому на танк были установлены дополнительные комплекты защиты. В него входят новые бортовые экраны, усиленные защитные блоки по бортам в передней части, решетчатые экраны по периметру машины и такая же противоминная защита как у варианта Leopard 2A6M.

В Афганистане доработанные машины эксплуатировались немецким контингентом. После возвращения решетчатые экраны и массивные бортовые экраны были сняты.

Bgbv120


Первое появление: 2002 год Страна: Германия/Швеция

Bgv 120 является новым вариантом немецкой БРЭМ Buffel, который был доработан под нужды шведской армии. Главное изменение заключается в повышении уровня защиты экипажа. Дополнительное бронирование получило обитаемое отделение. Зенитный пулемет на люке командира получил дистанционное управление.

Обычные установки дымовых гранат, установленные на Buffel, были заменены системой GALIX.

Еще одним важным элементом БРЭМ Bgbv 120 является новое оборудование для эвакуации, установленное в корме. Оно оборудовано камерой и может дистанционно управляться из боевого отделения.

Kodiak



Первое появление: 2003 год Страна: Германия/Швейцария

Компании Rheinmetall Landsystems и RUAG разработали современную инженерную машину на базе Leopard 2 и назвали ее Kodiak. Машина базируется на доработанном корпусе Leopard 2 и имеет большую надстройку на корпусе, сравнимую с надстройкой БРЭМ Buffel. Самое важное отличие состоит в том, что надстройка у Kodiak разделена на две части. Это необходимо, поскольку танк несет на себе самый важный компонент на крыше передней части корпуса. Здесь установлена большая экскаваторная рука, которая при транспортировке складывается на крыше корпуса. Она используется для оборудования позиций, расчистки препятствий и других инженерных задач. БРЭМ Kodiak оборудована крепежным узлом для установки отвалов разных типов. Доступный диапазон инструментов варьируется от отвалов нескольких типов до оборудования разминирования. К другим специальным инструментам машины Kodiak можно отнести лебедки, установленные впереди и сзади.

Экипаж машины состоит из двух человек сидящих в надстройке, в которое также может разместиться отделение технических специалистов. Командир сидит справа, а водитель слева. У каждого имеется люк для посадки и высадки из машины. На люке командира также установлен зенитный пулемет. У обоих членов экипажа имеются простые перископические приборы для ведения наблюдения. Водитель также может воспользоваться камерой заднего вида, установленной в корме.

В корме также установлены большие ящики для хранения инженерного оборудования и инструментов. На данный момент на БРЭМ Kodiak есть три заказчика. Швеция рассчитывает на 6 и Нидерланды на 10 машин, а Швейцария уже получила 12 штук. Все страны эксплуатируют существующие доработанные машины, а не вновь изготовленные Kodiak.

Wisent 2



Первое появление: 2012 год Страна: Германия/Канада

Wisent 2 представляет собой современную машину обеспечения, базирующуюся на шасси танка Leopard 2. Она была разработана немецкой компанией FFG и состоит на вооружении канадской армии. Уникальная особенность Wisent 2 заключается в том, что она может использоваться как в качестве инженерной, так и в качестве ремонтно-эвакуационной машины.

Wisent 2 базируется на глубоко доработанном корпусе танка Leopard 2, Машина до некоторой степени похожа на БРЭМ Buffel, но при этом имеются и отличия. Башня была снята и впереди была установлена большая надстройка. Она длиннее, чем надстройка у Buffel, и вмещает трех членов экипажа. При необходимости в ней можно разместить еще несколько солдат. Экипаж БРЭМ Wisent 2 состоит из водителя, командира и инженера-механика. Машина вооружена легким дистанционно управляемым пулеметом. Бронирование обеспечивает защиту от осколков снарядов и пулеметного огня, но ее уровень может быть повышен за счет баллистических сеток, решеток или блоков динамической защиты.

Одним из важных элементов машины является модульная электронная и гидравлическая система, которая может принять различные специальные и серийные инструменты и устройства.

Основная задача Wisent 2 - ремонтно-эвакуационные работы. Большой кран может устанавливаться на опору, расположенную впереди, справа от отделения экипажа. Максимальная грузоподъемность составляет 32 тонны, что позволяет поднимать тяжелые предметы или даже части танка. Как и у варианта Buffel, кран может поворачиваться на 270°. Танк может перевозить на грузовой площадке корпуса комплектный силовой блок от Leopard 2, включая трансмиссию и радиаторы, или даже башню.

Вместо крана машина Wisent 2 может также оборудоваться стрелой экскаватора. Замена одного на другое занимает 5 часов, что вполне приемлемо, учитывая, что вы получает машину с совершенно другим функционалом. Экскаваторный ковш превращает Wisent 2 в настоящую инженерную машину, способную выполнять широкий круг инженерных задач, например отрытие позиций или расчистка препятствий. Глубина выемки составляет 4,4 метра, а объем ковша 1,3 мЗ.

Кроме крана или экскаваторного ковша машина Wisent 2 оборудуется и другими инструментами. Самым заметным является большой бульдозерный отвал, установленный в передней части корпуса. Он используется для расчистки препятствий или в качестве опоры. Отвал доступен в двух разных вариантах, небольшом и широком. Если меньший отвал соответственно имеет меньшую массу, то широкий больше подходит для выравнивания поверхности. Вместо отвала БРЭМ Wisent 2 может оборудоваться полноширинными минным плугом или катковым тралом, а также системой маркировки проходов. Электрические и гидравлические разъемы в передней части корпуса позволяют устанавливать при необходимости другое оборудование.

Wisent также идет с двумя лебедками, установленными в передней части. Основная лебедка способна тянуть массу 46 тонн, а менее мощная может вытянуть 3,6 тонны. Длина тросов у лебедок соответственно 160 и 280 метров. Особо стоит отметить, что танк оборудован системой автоматической жесткой сцепки Combat Recovery System (CRS). Она, по сути, состоит из двух жестких сцепок, установленных в корме корпуса. Тяги соединены между собой и опускаются и поднимаются по команде оператора, сидящего в танке. Оператор использует камеры для управления CRS и закрепления ее на буксируемом танке. Это позволяет экипажу эвакуировать машины, не покидая танк и оставаясь под его защитой.

Wisent является самой мощной инженерной машиной из доступных на рынке. Выполнение двух функций, ремонтно-эвакуационной и инженерной, позволяет существенно сэкономить при покупке машины. Проблема заключается лишь в структуре подразделений, поскольку обычно инженерные и эвакуационные задачи выполняют разные подразделения. Но при изменении армейских структур мы можем увидеть принятие на вооружение машины Wisent другими странами, а не только Канадой.

Leopard 2R


Страна: Германия/Финляндия

Leopard 2R (Raivauspanssarivaunu - танковый минный тральщик) - специальная машина разминирования на базе танка Leopard 2, которая была разработана для Финляндии. Базовая концепция похожа на американскую машину ABV на базе шасси танка М1 Abrams, но без системы линейных зарядов разминирования Мк 155.

За основу Leopard 2R был взят корпус Leopard 2A4 почти без каких-либо доработок. В передней части корпуса имеются специальные узлы крепления с гидроприводами, что позволяет устанавливать различные бульдозерные отвалы и другое оборудование разминирования. Оно включает полноширинный минный плуг FWPM (Full Width Mine Plow) разработки компании Pearson Engineering, являющийся самым мощным устройством разминирования из имеющихся на рынке. FWMP представляет собой большой плуг, состоящий из трех ножей с вильчатыми лезвиями для выкапывания мин из грунта. Выкопанные мины отвал расталкивает в стороны. Отвал не разрывает поверхность, что снижает массу всей системы и также количество грунта, который необходимо переместить. В верхней части отвала установлена металлическая сетка, улавливающая обломки и камни, которые могут ударить по корпусу. Перед системой FWPM установлены три больших лапы, используемые для контроля глубины разминирования. Она может регулироваться от 175 до 300 мм, максимальная ширина прохода составляет 4,2 метра. Проделываемый проход шире танка и поэтому следующим за ним машинам проще в плане прохождения маршрута. В случае если пространства по бокам недостаточно для такого широкого прохода, можно снять центральную часть отвала FWPM и тем самым уменьшить ширину разминирования. Из-за своих размеров FWPM не перевозится танком Leopard 2R, а грузится на специальный грузовик. При необходимости Leopard 2R может также оборудоваться бульдозерными отвалами меньшего размера. Для освещения зоны перед танком, особенно во время разминирования, были доработаны передние фары. В передней части корпуса установлена металлическая штанга, на верхнем конце которой закреплены два прожектора. Они установлены так, что освещается верхняя часть оборудования разминирования и зона перед ним. Обычные передние фары также были подняты выше так, чтобы их свет не блокировался системой FWPM. Камера заднего вида, установленная в корме машины, гораздо больше, чем камеры других танков Leopard 2. Поскольку водитель Leopard 2R ведет машину через минные поля, то ему необходимо изображение с существенно большим разрешением и деталировкой.

Обычная башня танка Leopard 2A4 была заменена специальной надстройкой, которая по внешнему виду похожа на башню БМП CV90, но при этом гораздо шире. В ней размещаются места оператора (слева) и командира (справа). Доступ к рабочим местам осуществляется через отдельные люки в крыше. Каждый люк оборудован несколькими перископическими приборами, позволяющими получить более широкое поле зрения. Большой перископ установлен перед командирским люком, такой же перископ установлен на танке Leopard 2A5. Конструкция люков также интересна, поскольку несколько напоминает конструкцию люков танка Т-72. Люк командира также имеет крепление для зенитного пулемета. Оно не предназначено для пулемета MG3, устанавливаемого финской армией на свои танки Leopard 2. Вместо него может устанавливаться 12,7-мм пулемет НСВТ/Корд. Это делает инженерную машину Leopard 2R единственным вариантом танка Leopard 2 с таким вооружением.

Устройство маркировки проходов в минных полях установлено в корме башни Leopard 2R. Система состоит из блока управления и двух транспортировочных контейнеров. Блок управления позволяет перемещать контейнеры в положение транспортировка/маркировка и отстреливать маркеры. Контейнеры перевозятся на крыше кормы башни и выдвигаются только при простановке маркеров. В каждом контейнере уложено 50 маркеров, каждый из которых по отдельности отстреливается на грунт. Каждый маркер имеет длину один метр и покрыт ярким отражающим материалом. В корме машины установлены большие корзины для хранения. В них укладываются оборудование разминирования, инструменты и личное снаряжение экипажа.

Были изготовлено и развернуто в войсках в общей сложности 10 машин. Все танки базируются на уже имеющихся корпусах танков Leopard 2A4.

Leopard 2L


Страна: Германия/Финляндия

Leopard 2L (Leguan), танковый мостоукладчик на базе Leopard 2, был разработан в Финляндии. Вместо современного проекта мостоукладчика PSB2 была выбрана проверенная система Leguan. Разработка танка Leopard 2L была осуществлена совместно с компанией KMWeg на базе танка Leopard 2A4. Всего было изготовлено 10 машин на базе уже имеющихся танков.

Башни танков А4 были сняты, а корпуса глубоко доработаны. Использование корпусов и силового блока танка Leopard 2 гарантирует превосходную подвижность машины. В передней части корпуса установлен небольшой бульдозерный отвал, включая гидравлическое устройство крепления. Отвал применяется для расчистки препятствий и выравнивания позиций, а также для стабилизации машины во время наведения моста. Устройство для наведения моста установлено на крыше корпуса. Оно состоит из рычагов, электрогидравлического привода и блока управления. Также на корпусе размещены контейнеры для хранения инструментов и личного снаряжения. Сам мост состоит из двух частей сдвижного типа, задняя его часть перевозится поверх передней части. Во время работы задняя часть перемещается назад, опускается и совмещается с передней частью. Затем мост как единое целое выдвигается вперед на подготовленную для переправы площадку.

Экипаж машины Leopard 2L состоит из водителя и командира, которые размещаются в передней части корпуса. Водительское место расположено справа, а командирское слева.

Мост может быть развернут прямо из танка, без выхода членов экипажа наружу. Несколько камер, установленных по периметру машины, обеспечивают экипажу хороший обзор окружающей зоны, а также самого моста. Leopard 2L базируется на немецкой концепции применения системы Leguan, но отличается определенными деталями. На танк установлен новейший мост MLC 80 длиной 26 метров. Также стоит заметить, что мостоукладчик Leguan не является современной мощной мостовой системой. Из-за конструктивных особенностей мост может наводиться через препятствия всего нескольких типов. Например, он используется только для наведения через рвы и водные преграды с подготовленными берегами.

Leopard 2 Leguan


Страна: Германия

Компания KMWeg предлагает Leopard 2 с современной системой наведения мостов Leguan. Выдвижной мост имеет длину 28 метров и может перевозиться машинами категории по массе до MLC 70. На базе Leopard 2 была изготовлена и испытана одна машина, так и не поступившая в войска. Она также была использована в качестве модели для финского мостоукладчика Leopard 2L.

Leopard 2 Leguan 2x14m


Первое появление: 2013 год Страна: Германия

На выставке Eurosatory 2014 компания Krauss-Maffei Wegmann представила новый вариант мостоукладчика Leguan. Танк отличается модернизированной системой наведения, а также мостом новой конструкции.

Машина базируется на корпусе танка Leopard 2. Экипаж состоит из водителя и командира/оператора. Место водителя расположено в передней части корпуса справа и в основном похоже на место водителя обычного танка Leopard 2. Командир сидит слева от водителя на месте передней боеукладки, у него имеется отдельный люк.

Танк оборудован небольшим бульдозерным отвалом, установленным в передней части корпуса. Он используется для подготовки участка под мост, расчистки препятствий и стабилизации машины во время процесса наведения моста. Дополнительное оборудование танкового мостоукладчика включает также контейнеры и корзины для хранения вокруг башни и в задней части корпуса. По требованию может устанавливаться такая же вспомогательная силовая установка как у танка Leopard 2A7.

Вместо одного моста этот вариант Leguan способен развернуть два отдельных моста. Каждый мост имеет длину 14 метров, оба они перевозятся друг на друге на крыше корпуса. Для того чтобы наводить мосты отдельно, танк оборудован двумя устройствами наведения. Основное устройство установлено на крыше корпуса вместо башни, а второе установлено в корме корпуса. Основное устройство используется для наведения и свертывания моста, а второе для удержания и перемещения мостов.

Наведение моста может проводиться полностью под защитой брони, без выхода экипажа из машины. Небольшой оптический блок установлен на основном устройстве наведения, позволяя командиру наблюдать за местностью и направлять мост. Этот блок содержит дневной и ночной прицелы и лазерный дальномер. Прицел может также использоваться водителем в ночное время. Дополнительная камера установлена в корме корпуса.

Для преодоления препятствия второй мост поднимается вверх. Затем первый мост поднимается и сдвигается вперед. Когда он выдвинут, второй мост смещается вперед также и перехватывается основным устройством наведения.

Новая версия мостоукладчика Leguan является очень мощной системой. Значительным инновационным элементом является возможность наведения двух мостов. Танк имеет высокий уровень бронирования и обеспечивает экипажу хорошую защиту. Возможности ведения боя весьма посредственны, имеется только возможность установить дистанционно управляемый пулемет.

Компания Krauss-Maffei Wegmann недавно объявила о подписании контракта на поставку пяти танковых мостоукладчиков LEGUAN на шасси танка Leopard-2 для вооруженных сил Нидерландов.

Контракт подписан с Федеральным ведомством Германии по вооружению, информационным технологиям и техническому обслуживанию (BAAINBw), действующим от имени Организации по закупке продукции военного назначения Нидерландов (DMO).

Кроме того, соглашение включает поставку тренажеров и вспомогательного оборудования, а также содержит опцион на поставку дополнительных мостоукладчиков. Заказ будет выполнен в период с 2019 по 2020 гг. Стоимость продажи не разглашается. Новые мостоукладчики заменят состоящие на вооружении мостоукладчики Bieber, выполненные на шасси ОБТ Leopard-1.

Panzerschnellbrucke 2



Первое появление: 1999 год Страна: Германия

При развертывании танков Leopard 2A5 и А6 в Германии не оказалось танкового мостоукладчика, способного обеспечить поддержку тяжелых танков. Стоящий на вооружении мостоукладчик Bieber поддерживает танки категории только до ML 60, то есть до варианта Leopard 2A4. Переоборудование машин более мощным мостом рассматривалось в качестве вариант, но это означало, что нужно продлять срок службы корпусов на базе танка Leopard 1. В конце концов, началась совместная с Нидерландами разработка нового танкового мостоукладчика.

Panzerschnellbrucke 2 (быстрый танковый мост) имеет очень специфическую конструкцию. Сам мост состоит из трех частей, которые перевозятся друг на друге. Длина каждой части составляет 9,7 метра, они могут наводиться по отдельности или в комбинации с двумя другими частями. Это позволяет танку наводить мосты длиной от 9,70 до 27,70 метров. Все необходимые компоненты для транспортировки и наведения моста совмещены в механизме наведения. В корпусе машины размещена необходимая система гидравлических приводов.

Экипаж мостоукладчика PSB2 состоит из командира и водителя, которые размещаются в передней части корпуса. Наведение моста осуществляется экипажем без выхода из машины.

Предполагалось, что танковый мостоукладчик Panzerschnellbrucke 2 заменит устаревший мостоукладчик Bieber. Но из-за его высокой стоимости заказы на него так и не поступили.

Использованы материалы:
www.kampfpanzer.de
www.tanks-encyclopedia.com
www.warspot.ru
www.trmilitary.com
www.btvt.narod.ru
www.primeportal.net
www.flickriver.com
www.kollektsiya.ru
www.pinterest.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Aleks тв 16 января 2017 09:03
    Кто автор данного цикла статей про Лео ?
    1. avt 16 января 2017 10:13
      Цитата: Aleks тв
      Кто автор данного цикла статей про Лео ?

      Не знаю, некто
      Перевод: Alex Alexeev
      но думал сериал никогда не кончится . laughing Прям автору впору в конце приписать
      Еще одно, последнее сказанье - И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от бога Мне, грешному. ...
      Однако облизали машину знатно со всех сторон. good
      avt
      1. Aleks тв 16 января 2017 10:31
        Цитата: avt
        Однако облизали машину знатно со всех сторон.

        Да.
        Отличная работа.
        good good good

        Жаль только что цикл закончился...
        Как жить дальше, что читать за утренним кофе ?...
        Эхех...
        recourse
  2. igordok 16 января 2017 14:19
    А на по следок, самое вкусное! По крайней мере для меня. Спасибо.
  3. Олегмог 16 января 2017 14:40
    Замена силового блока на танке, занимает 30 минут!
    Верится с трудом. Если это так, то механики должны
    летать как пчелки.
    1. TARS 17 января 2017 12:39
      За 15 минут. Видео из 2 частей состоит.
      https://www.youtube.com/watch?v=ZXxyuBLncds
      https://www.youtube.com/watch?v=148O1tl9S-M
  4. Олегмог 16 января 2017 14:41
    Прошу прощения, двигатель с Т72.
  5. 52гим 16 января 2017 15:44
    Отличный цикл!
  6. пехотинец2020 17 января 2017 10:35
    Цитата: Олегмог
    Замена силового блока на танке, занимает 30 минут!
    Верится с трудом. Если это так, то механики должны
    летать как пчелки.


    Примерно в 2009 году лично наблюдал на полигоне в Германии замену силового блока на Леопарде 2А4 (с помощью БРЭМ, конечно) за 12 минут. Примечание: после этого танк завелся и поехал.
Картина дня