Индусский национализм: идеология и практика. Часть 1. Саваркар — творец хиндутвы

В Индии растут националистические настроения. Радикально настроенные индусы обеспокоены ростом численности иноконфессиональных групп населения страны, в первую очередь христиан и мусульман. О том, что мусульман и христиан в Индии стало слишком много, еще в 2015 году заявляла вице-президент одной из крупнейших праворадикальных партий страны «Хинду Маха Сабха» Садхви Дева Тхакур.

Индусский национализм: идеология и практика. Часть 1. Саваркар — творец хиндутвы


На самом деле, ничего удивительного в распространении идей индусского национализма нет. Еще в первой половине ХХ века в Индии, в период национально-освободительной борьбы против британских колонизаторов, стали появляться многочисленные националистические организации. Среди них были и более умеренные движения, ориентированные на демократические ценности, и радикальные организации, не скрывавшие своих симпатий к германским нацистам и итальянским фашистам. О деятельности Субхаса Чандра Боса — одного из ярчайших представителей индийского национализма в 1930-е — 1940-е гг. , мы уже рассказывали в одном из материалов. Но, помимо Субхаса Чандра Боса, в первой половине ХХ века в Индии действовали и другие националистические политики и мыслители. Их взгляды легли в основу концепции индусского национализма — хиндутва, которой сегодня придерживается большинство ультраправых организаций Индии.


У истоков концепции хиндутвы стоял философ, писатель и поэт Винаяк Дамодар Саваркар (1883-1966). Именно он ввел понятие «хиндутва», т.е. — «индусскость», в политический и философский лексикон Индии. Хиндутва — это политическая философия индусского национализма, обращающаяся к рядовому индусу — обывателю, не умудренному серьезным философским знанием. Смысл хиндутвы — в объединении всех индусов, к которым относят не только индуистов всех многочисленных направлений и сект, но и представителей других сугубо индийских религий — сикхов, джайнистов, буддистов. Именно они, по мнению идеологов индусского национализма, и являются подлинными хозяевами Индии, которые должны определять политическое лицо индийского государства. Однако, в отличии от представителей «общеиндийского» национально-освободительного направления, сторонники хиндутвы видели опасность для Индии не только в британских колонизаторах, но и в представителях инокультурных и иноконфессиональных групп. Под ними подразумевались мусульмане и христиане, хотя среди них подавляющее большинство составляли этнические индийцы. Таким образом, для сторонников хиндутвы определяющую роль в признании человека «своим» играла не этническая или национальная идентичность, поскольку, скажем, индийцы-мусульмане или индийцы-христиане рассматривались как чужеродные группы, а принадлежность к индийской культуре.

Винаяк Дамодар Саваркар, сыгравший важнейшую роль в становлении идеологии индусского национализма, родился в 1883 году в семье брахманов — маратхов по национальности (один из крупнейших народов Индии) в городе Насик, что в штате Махараштра. Насик — древний культовый центр индуизма, где сохранилось более ста древних храмов. Это один из четырех городов, в которых проводится знаменитый «праздник кувшина» Кумбха-мела. Саваркар воспитывался в брахманской среде, пропитанной пиететом по отношению к традиционным ценностям индуизма. Еще в очень юном возрасте Саваркар создал собственную небольшую националистическую группу Митра Мела («Собрание друзей»). Затем молодой человек поступил в очень престижный Фергюссон колледж в городе Пуна. Здесь, получая хорошее образование, Саваркар все больше убеждался в необходимости освобождения Индии от власти британских колонизаторов. Во время учебы по инициативе Саваркара была создана новая радикальная группа — «Абхинав Бхарат» («Молодая Индия»). За участие в ее деятельности молодого человека исключили из колледжа, хотя и позволили сдать экзамены. Саваркар уехал в Великобританию — получать юридическое образование. Вот такой, кстати, парадокс — многие деятели национально-освободительных движений азиатских и африканских стран использовали предоставленные колонизацией возможности получать образование в Европе, при этом оставаясь убежденными противниками европейского культурного влияния.

С юных лет Саваркар стал сторонником вооруженной борьбы за независимость Индии. Это была семейная черта. Его родной брат Ганеш Саваркар участвовал в восстании против британцев, был арестован, что заставило Винаяка бежать из страны. Он пытался скрыться во Франции, но был выдан британским властям и помещен под стражу. В 1910 году Саваркар был приговорен к пятидесяти годам тюремного заключения. Для 27-летнего Саваркара это был фактически смертный приговор. Отбывать наказание молодого революционера направили на Андаманские острова. Находившаяся там тюрьма славилась очень жестоким обращением с заключенными, тяжелыми бытовыми условиями. Отдаленность островов позволяла тюремной администрации чувствовать свою вседозволенность. Лишь в 1924 году, проведя в тюрьме четырнадцать лет, Саваркар был освобожден из заключения. Но даже после освобождения он не скоро смог вернуться к политической и литературной деятельности, так как был сильно ограничен в правах.

К тому времени, когда Саваркар вышел на свободу, в индийском национально-освободительном движении приобрели особую популярность идеи гандизма. Мохандас Карамчанд Ганди выступал за ненасилие и надеялся на достижение независимости Индии мирным путем. Кроме того, он хотел объединить для этой цели все слои индийского общества, вне зависимости от их религиозной принадлежности. Саваркару эти идеи были глубоко чужды. Осмысливая перспективы развития индийского национального движения, еще в годы тюремного заключения он пришел к выводу о том, что индийская национальная идентичность должна быть основана на принципе «индусскости» — «хиндутва». Индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм Саваркар считал составными компонентами единого индийского культурного комплекса. Он приветствовал возвращение в индуизм и другие индийские религии индийцев из мусульманских и христианских семей.

В 1937 году за свою активную политическую и общественную деятельность Винаяк Дамодар Саваркар был избран президентом «Хинду Маха Сабха» — «Большого собрания индусов» (на фото — собрание ХМС). Эта крупнейшая в Индии политическая организация националистического толка возникла еще в 1914 году. Несмотря на то, что многие члены ХМС действовали в составе Индийского национального конгресса, в целом организация выступала именно с позиций индусского религиозного национализма. То есть, ее пути кардинально расходились с позициями таких «титанов» индийского национального движения как Махатма Ганди и Джавахарлал Неру. Цветом «Хинду Маха Сабха» стал шафранный цвет, широко используемый в одежде индуистских священнослужителей. На знамя организации была помещена свастика — также традиционный индуистский символ. Шафранными были и одеяния активистов движения.

Еще в начале 1930-х годов, до того, как Саваркар возглавил «Хинду Маха Сабха», один из ее лидеров Бхаи Пармананда (1876-1947) выступил с проповедью превосходства индусской социальной организации и образа жизни в мировом масштабе. По мнению Пармананды, индийская цивилизация является древнейшей в мире, а священные книги индусов содержат важнейшие для человечества истины. Из этого утверждения Пармананды проистекал следующий тезис — Индостан является землей индусов. Христианское и мусульманское население на индийской земле является пришлым. В разряд «гостей» переходят и те индусы, что принимают чужеземную веру и, тем самым, вычеркивают себя из традиционного индусского общества.

После начала Второй мировой войны в индусском националистическом движении также произошло размежевание. В отличие от Субхаса Чандра Боса, сотрудничавшего с Третьим Рейхом, а затем начавшего создавать Индийскую национальную армию и правительство «Свободной Индии» под эгидой японцев, Винаяк Саваркар и руководимая им «Хинду Маха Сабха» заняли пробританские позиции. Если Субхас Чандра Бос питал иллюзии насчет поддержки индийского национального движения со стороны стран Оси, то Саваркар был более хитрым политиком. Нет, он не рассчитывал, как Ганди, что Великобритания предоставит Индостану независимость взамен на поддержку против Германии и Японии. Но он был убежден, что боевой опыт в составе британских войск не помешает индийскому национальному движению сформировать собственные вооруженные силы и уже тогда добиться независимости.

В 1943 году Саваркар, которому к тому времени было уже 60 лет, в связи с ухудшением здоровья, покинул пост президента Хинду Маха Сабхи. Пост главы организации занял Шьяма Прасад Мукерджи (1903-1951). В отличие от Саваркара, Мукерджи (на фото) был не маратхом, а бенгальцем по происхождению. Но, как и Саваркар, Мукерджи был юристом. Его отец Ашутош занимался адвокатской практикой. Сам Мукерджи занимал весьма умеренные по сравнению с Саваркаром позиции. В частности, он сотрудничал с колониальными властями и даже в 1941-1942 гг. занимал пост министра финансов Бенгалии. Поэтому политика Хинду Маха Сабха после прихода к руководству Мукерджи стала более умеренной. Тем более, что изменилась и политическая ситуация.

Индии было суждено получить независимость все же мирным путем, пусть и не без многочисленных проблем и жертв. На территории бывшей Британской Индии были созданы два государства — Индия, для индусов, и Пакистан — для мусульманского меньшинства. Таким образом, на первый план после провозглашения независимости вышел вопрос взаимоотношения индусов и мусульман, тем более, что в Индии оставалась огромная мусульманская община, а в Пакистане продолжали проживать многочисленные последователи индийских религий. Индусские националисты выступили против создания государства Пакистан. В рядах противников создания Пакистана оказался и лидер организации Шьяма Прасад Мукерджи, хотя он и занимал министерский пост в правительстве Джавахарлала Неру.

Наибольшую критику со стороны индусских националистов вызывали позиции гандистов. Махатма Ганди проводил последовательный курс на примирение индусов и мусульман, что стоило ему жизни. Индийские националисты крайнего толка видели в его взглядах лишь предательство подлинных интересов индусского населения. Особенно возмутило индусских националистов то, что Ганди добился выплаты Пакистану 550 млн. рупий компенсации.

30 января 1948 года во время прогулки Махатма Ганди был убит. Его застрелил Натхурам Винаяк Годзе (1910-1949) — маратх по национальности, соплеменник Саваркара и давний участник индусского националистического движения (на фото). Годзе состоял в организации «Хинду Маха Сабха». Начатое расследование позволило выявить и его вероятных сообщников. Среди арестованных были Нараян Апте, признанный непосредственным организатором покушения на Ганди, и брат Натхурама Годзе Гопал Годзе. Нараян Апте и Натхурам Годзе были приговорены к смертной казни и повешены, еще четыре человека получили пожизненное лишение свободы. Гопал Годзе был приговорен к восемнадцати годам лишения свободы. Привлекался к уголовной ответственности и сам Винаяк Саваркар, однако судебное разбирательство доказало непричастность 66-летнего философа и писателя к организации убийства Махатмы Ганди.

Убийство Махатмы Ганди стало символическим событием в истории индусского националистического движения. С этого момента насилие стало восприниматься как вполне допустимый способ решения политических споров и разногласий даже внутри индийского национального движения. Несмотря на то, что убийцы Ганди были привлечены к ответственности, после его смерти продолжалась активизация и радикализация индусских националистических организаций, чему способствовали и непрекращающиеся конфликты между Индией и Пакистаном. Индусские националисты стали главной движущей силой погромов иноконфессиональных меньшинств. Они же играли важнейшую роль и в борьбе против распространения коммунистической идеологии на территории страны.

Позиции индусских националистов по многим вопросам кардинально расходились с политикой Индии как государства. Так, Саваркар подверг резкой критике голосование представителей Индии в ООН против создания государства Израиль. Лидер Хинду Маха Сабха приветствовал создание еврейского независимого государства, поскольку видел в этом событии удар по исламскому миру, который он считал враждебным по отношению к «индусскости». Но, тем не менее, несмотря на все разногласия с правительством Индии, Саваркар признавался одним из самых авторитетных деятелей индийского национального движения. В 1966 году он скончался в возрасте 82 лет в Бомбее, в родном штате Махараштра. После смерти Саваркар был возвеличен в числе прочих исторических лидеров индийского национально-освободительного движения. Имя Саваркара носит главный международный аэропорт Андаманских и Никобарских островов в 2 километрах к югу от города Порт-Блэр.

Политическая и литературная деятельность Саваркара стала одной из наиболее ярких страниц в истории зарождения индусского религиозно-националистического движения. Именно он сформулировал основы идеологии, которая на все последующее время стала определять настроения и политическое поведение сторонников радикально-правых взглядов в современной Индии. Последователями концепции «хиндутва» был создан целый ряд радикальных военизированных организаций, об идеологии и деятельности которых мы расскажем в следующей части статьи.

Продолжение следует…
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Mystery12345 16 января 2017 06:32
    Саваркар - творец хиндутвы
    -да кто бы,сомневался... fellow
  2. parusnik 16 января 2017 07:32
    Благодарю , Илья..с нетерпением жду продолжения..
  3. Сергей-8848 16 января 2017 15:57
    Что,если попробовать конспективно:
    - США стремились получить ЯО с точки зрения денег (Мамона - главный владыка) - с их помощью всем станет понятно, где лутчше[i][/i] и куда стремиться;
    - СССР стремился получить ЯО с точки зрения справедливости (каждому - по возможности,в т.ч. и слабым, а там посмотрим,кто слабже);
    - Франция и Англия (уже совсем не Великобритания) с точки зрения уязвлённого самомнения.
    - Китай - ЯО получил совсем зря, но полученный заряд новизны профуфукал,пока все остальные не проснулись;
    - Индия - примерно такая же история (ни к чему совершенно было предлагать им ЯО для остановки конфликта в Индостане), но теперь они уже от него не откажутся;
    - Пакистан - ЯО получено на блюдечке в наивной надежде, что в Индостане друг друга не перережут напрочь. Работает со скрипом.

    - Так теперь и в Сирии раздадут ОМП по рукам, чтобы боялись друг друга.
  4. Echo 16 января 2017 16:42
    Молодая Индия? От этого названия так смердит масонством, что нос зажать хочется...
  5. Type 63 16 января 2017 18:16
    Спасибо, прочитал с удовольствием.
  6. Reptiloid 16 января 2017 20:35
    Большое спасибо, Илья! Рад совершенно новой информации про одну из древнейших стран,в дополнение к другим Вашим статьям об Индии, Бангладеш, Шри-Ланке,странах Индокитая и Индонезии. К сожалению увидел, что пропустил 2 последние статьи из этой темы, и ещё некоторые. Буду восстанавливать.Жду продолжения!
  7. Razvedka_Boem 18 января 2017 07:11
    Плюс, ждем продолжения.
Картина дня