Зенитные ракетные системы семейства UP (Великобритания)

В годы Второй мировой войны основой противовоздушной обороны всех стран были пулеметные и пушечные комплексы различных моделей. Предпринимались попытки создания ракетных систем подобного назначения, однако отсутствие ряда важнейших технологий в то время не позволяло такому оружию конкурировать с артиллерией. Тем не менее, все армии воюющих стран пытались найти способы повышения эффективности ракетного оружия. Одна из самых интересных попыток решения такой задачи осталась в истории под названием Unrotated Projectile.

Британский проект с условным обозначением UP или Unrotated Projectile («Невращающийся снаряд») стартовал вскоре после начала Второй мировой войны. Видя угрозу в лице нацистской Германии, военное и политическое руководство Великобритании искало новые способы защиты страны от возможного нападения. По объективным причинам, наибольший интерес для британских военных представляли перспективные системы противовоздушной обороны. Начались работы по нескольким перспективным проектам, в которых рассматривались те или иные способы борьбы с самолетами противника. Одна из предложенных методик подразумевала применение неуправляемых ракет со специальным боевым оснащением.

«Невращающийся снаряд»


Работы по проекту UP начались с личного одобрения Первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля. Интересуясь различными оригинальными системами вооружения, он дал добро на разработку нескольких необычных систем ПВО, в том числе на основе ракет. В ноябре 1939 года организация Projectile Development Establishment, возглавляемая доктором Элвином Кроу, получила задание на создание ракетного комплекса зенитного предназначения. От конструкторов требовалось изучить и реализовать на практике идею т.н. воздушных минных полей, ранее предложенную Фредериком Линдеманом.

Зенитные ракетные системы семейства UP (Великобритания)
Матросы корабля HMS King George V с боеприпасами UP. Фото UK War Office


Концепция воздушного минного поля подразумевала запуск специальных неуправляемых ракет, которые должны были образовывать на пути вражеского самолета особое заграждение. Боевая нагрузка ракеты состояла из фугасного боеприпаса, при помощи длинного троса подвешенного на парашюте. Большое количество таких изделий, сосредоточенных в одном районе, могло, как минимум, затруднить пролет авиации. Предполагалось, что при столкновении с тросом самолет получит некоторые механические повреждения, а затем подтянет к себе боеприпас и спровоцирует его подрыв с понятными последствиями. Большое количество «воздушных мин» должно было повысить вероятность поражения.

Предварительные исследования показали, что такой способ защиты от низколетящих самолетов действительно имеет определенные перспективы. Ракеты со специальной боевой нагрузкой могли стать неплохим дополнением к традиционной ствольной артиллерии. При этом, однако, уже на ранних этапах работ следовало ожидать проявления некоторых проблем. В силу объективных причин, воздушное минное поле не могло отличаться высокой эффективностью в деле борьбы с налетами авиации.

Основным элементом перспективного комплекса ПВО должна была стать неуправляемая ракета, способная нести полезную нагрузку требуемого типа. Э. Кроу и его коллеги сформировали облик ракеты, одним из результатов чего стало появление названия всего проекта. Изделие должно было использовать аэродинамическую стабилизацию, полет происходил без постоянного вращения вокруг продольной оси. Из-за этого сначала ракета, а затем и весь проект в целом получили название Unrotated Projectile или сокращенно UP.


Пусковая установка UP на борту корабля HMS King George V. Фото Navweaps.com


Ракета имела простую конструкцию. Корпус состоял из двух отсеков, соединенных между собой. Головной объем, вмещавший полезную нагрузку, выполнили в виде цилиндра с прямым передним торцом, не имеющим конический или иной обтекатель. Хвостовик имел форму конуса. На нем помещались несколько плоскостей и кольцо стабилизатора. Продольные элементы помещались параллельно оси корпуса и не могли закручивать ракету во время полета. Цилиндрический объем предназначался для транспортировки полезной нагрузки, а в хвостовике помещался твердотопливный двигатель. Ракета UP имела длину 810 мм при максимальном диаметре 178 мм. Масса изделия в боеготовом состоянии – 16 кг.

Поражать цели предлагалось при помощи специальной «воздушной мины». Она представляла собой компактный осколочно-фугасный боеприпас массой всего 240 г. При помощи 120-метрового троса мина крепилась к парашюту. За подрыв боевой части отвечал контактный взрыватель. Мощность заряда была достаточна для нанесения серьезных повреждений любому существующему самолету противника. За характерную конструкцию мина получила обозначение PAC – Parachute and Cable («Парашют и трос»).


Башни корабля HMS Nelson с пусковыми установками UP. Фото UK Navy


Ракета комплектовалась твердотопливным двигателем с зарядом кордита. Соотношение мощности заряда и массы боеприпаса позволяло отправить ракету на дальность до 900-910 м. Максимальная высота траектории ракеты, в зависимости от стартового угла возвышения, достигала 600-700 м. Также прорабатывались варианты усиленного двигателя, способного поднять ракету с миной на высоту нескольких километров. Двигатель был связан с механизмом выброса полезной нагрузки. После сгорания заряда происходило открытие крышки корпуса, позволявшее изделию PAC выпасть и приготовиться к встрече с целью.

UP для флота

Перспективное ракетное средство ПВО Unrotated Projectile изначально рассматривалось в качестве дополнительного вооружения боевых кораблей. Предполагалось, что пусковые установки ракет с воздушными минами смогут дополнить существующие пулеметы и пушки, повысив общий боевой потенциал корабля-носителя. В связи с такими планами, касавшимися будущей эксплуатации оружия, был сформирован облик пусковой установки для него.

Было очевидно, что для эффективного противодействия авиации противника на ее пути следует создавать крупные «минные поля». Для этого следовало использовать многоствольные пусковые установки, способные установить «заграждение» соответствующих размеров. Запускать изделия UP предлагалось при помощи пакета стволов-направляющих. На прямоугольной раме поместили два десятка труб (пять горизонтальных рядов по четыре штуки). Рама устанавливалась на качающемся устройстве, которое, в свою очередь, являлось частью поворотной платформы.


Одинарная пусковая установка комплекса Z Battery. Фото UK War Office


Справа от направляющих на платформе помещалась кабина с рабочим местом оператора. При помощи имеющихся средств связи оператор-наводчик должен был получать целеуказание и данные о местонахождении вражеских самолетов. Наведение пакета направляющих осуществлялось ручными приводами. Для управления стрельбой использовалась электрическая система. Оснащение пусковой установки позволяло запустить два десятка ракет одновременно, в кратчайшие сроки создав плотное заграждение. Рядом с пусковой установкой на палубе корабля-носителя должен был размещаться крупный ящик с дополнительным боекомплектом. Укладки боеприпасов предлагалось защитить противопульным бронированием.

Принцип работы корабельного комплекса UP был достаточно прост. Получив целеуказание от наблюдателей, оператор должен был развернуть пусковую установку в нужном направлении и установить требуемый угол возвышения. Далее производился запуск ракет. Поднявшись на заданную высоту, определенную углом возвышения, ракета сбрасывала крышку головной части и выбрасывала мину с парашютом. Опускаясь со скоростью до 5-7 м/с, мины PAC в течение некоторого времени создавали заслон на пути атакующей авиации. Касание троса мины могло повредить самолет, а подтягивание мины с последующим ее подрывом приводило к еще большему ущербу.

К середине 1940 года комплекс Unrotated Projectile был выведен на испытания. Площадкой для первых проверок стала военно-морская база Скапа-Флоу. Один из кораблей, стоявших в порту, получил все необходимое оборудование. Специалисты зарядили опытную пусковую установку и произвели первый тестовый залп, отправив в воздух два десятка ракет. Боеприпасы UP успешно сбросили «воздушные мины» PAC, образовав заграждение на пути условного противника. В этот момент произошло непредвиденное. Резко поменялся ветер, из-за чего все заграждение двинулось в сторону корабля-носителя зенитной системы. Мины не имели заряда, благодаря чему никто не пострадал, но экипаж корабля и испытатели вряд ли сильно обрадовались произошедшему. Кроме того, потом им пришлось снимать проволоку и парашюты с надстройки, мачт и т.д. Критики проекта UP получили дополнительный аргумент против него.


Процесс подготовки к стрельбе. Фото UK War Office


В дальнейшем были проведены еще несколько испытательных стрельб, по результатам которых командование определило дальнейшую судьбу разработки. Несмотря на ряд заметных недостатков, комплекс Unrotated Projectile все же был принят на вооружение Королевского военно-морского флота. От существующих артиллерийских систем он отличался меньшей эффективностью, но при этом имел положительные черты в виде дешевизны и простоты производства. Как следствие, в обозримом будущем корабли предполагалось вооружать и пушками, и пусковыми установками.

Пусковые установки UP начали монтировать на различных кораблях и судах Королевского ВМФ. Для создания требуемой плотности огня каждый носитель получал по несколько таких систем. К примеру, линейный крейсер HMS Hood в 1940 году получил пять пусковых установок, а линкор HMS Nelson нес четыре такие системы. Расположение установок зависело от нескольких факторов, в первую очередь от наличия свободных площадей на палубах. Пусковые установки чаще всего устанавливались на палубе корабля, с учетом выброса реактивных газов. Определенный интерес представляет размещение UP на «Нельсоне»: по два таких изделия расположили на башнях главного калибра B и X. Установки разместили тандемно, позади них предусмотрели газоотбойные щиты.

Сравнительная простота конструкции пусковой установки, ракеты и «воздушной мины» позволили британской промышленности развернуть массовое серийное производство таки изделий. Пусковыми установками нового типа было оборудовано несколько десятков кораблей и судов. Счет серийных ракет шел на миллионы. Все эти изделия активно использовались для защиты от налетов вражеской авиации.

Z Battery

Летом 1940 года появилось предложение о расширении сфер деятельности существующих систем Unrotated Projectile. Ракеты новой модели можно было использовать не только во флоте, но и на суше. Проект сухопутной зенитной системы на базе ракеты UP получил дополнительное обозначение Z Battery. В рамках этого проекта планировалось разработать только новые пусковые установки. Ракеты и их боевое оснащение могли оставаться прежними. Тем не менее, вскоре было принято решение о создании нового боеприпаса улучшенной конструкции.


Расчет установки Z Battery на дежурстве. Фото Secretscotland.org.uk


Ракета для сухопутной ПВО, получившая название UP-3, отличалась использованием цилиндрического корпуса большого удлинения диаметром 76,2 мм (3 дюйма). Использовался более простой стабилизатор из четырех треугольных плоскостей Х-образного размещения. В остальном такой боеприпас не отличался от флотского: он тоже имел твердотопливный двигатель и нес «воздушную мину» с тросом и парашютом. С точки зрения технических характеристик новая ракета почти не отличалась от существующей.

Изначально для использования с «сухопутной» ракетой UP-3 была создана пусковая установка 3-inch Projector Mk I. На огневой позиции стационарно предлагалось устанавливать систему с возможностью наведения оружия в двух плоскостях. Непосредственно на площадке располагалась круглая опора с шарниром для коробчатого поворотного агрегата, отвечающего за горизонтальную наводку. На оси этого устройства размещалась качающаяся часть с направляющей для одной ракеты. В качестве направляющей использовалось устройство из четырех прямых стержней, соединенных кольцевыми обоймами. Стержни должны были взаимодействовать с корпусом ракеты, а стабилизаторы проходили между направляющими. С целью защиты расчета от реактивных газов качающаяся часть установки прикрывалась крупными металлическими щитами.


Огневая позиция зенитчиков с пусковыми установками Mk I. Фото UK War Office


Испытания показали фактическую бесполезность такой пусковой установки. Даже одновременная стрельба нескольких изделий «Марк-1» не позволяла создать требуемое заграждение из изделий PAC и, как следствие, не обеспечивала приемлемую вероятность поражения противника. Вскоре был построен и испытан прототип 3-inch Projector №2 Mk I, представлявший собой версию предыдущего Mk I с двумя направляющими, расположенными бок о бок. Такая установка тоже была простой в производстве, но все же не могла показать требуемую эффективность стрельбы.

По опыту испытаний двух первых установок были созданы изделия с обозначениями №4 Mk I и Mk II. В их составе имелось до нескольких десятков направляющих, собранных в один пакет прямоугольной формы. Кроме того, такие установки включали кабину оператора-наводчика, подобную использованной в корабельной системе. Пусковые установки новых моделей могли монтироваться на открытых площадках или на автомобилях. Такая архитектура позволяла оборудовать стационарные позиции, прикрывая важные районы, или быстро перебрасывать пусковые установки в районы предполагаемого появления противника.


Пусковая установка с двумя направляющими. Фото Kenthistoryforum.co.uk


Осенью 1940 года разработка проекта Z Battery завершилась. Промышленность получила заказ на сборку пусковых установок всех типов в количестве 1 тыс. единиц. Также требовалось изготовить десятки тысяч ракет с «воздушными минами». Интересно, что в серию пошли как самоходные пусковые установки с большим числом направляющих, так и не слишком удачные изделия Mk I. Первая батарея нового вооружения ПВО была развернута в Кардиффе в октябре 40-го. Ее испытали с применением радиоуправляемого самолета-мишени DH.82 Queen Bee, после чего ввели в полноценную эксплуатацию. Следует отметить, что отчет об этих испытаниях подвергся критике. Высказывалось мнение о возможной подтасовке результатов и завышении эффективности зенитного комплекса с целью получения контракта от армии.

Применение

Уже на стадии первых испытаний стало ясно, что предложенный способ борьбы с боевой авиацией противника не отличается высокой эффективностью. Организация «воздушных минных полей» в теории позволяла поражать самолеты при помощи подрыва специальных мин, но традиционные средства ПВО были гораздо проще и удобнее в эксплуатации. В частности, зенитные пушки перезаряжались гораздо быстрее, после чего могли вновь вести огонь по цели. Крупнокалиберные артиллерийские системы также отличались большей дальностью стрельбы.

Тем не менее, не имея альтернатив, флот и сухопутные войска были вынуждены активно использовать «Невращающиеся снаряды» в качестве дополнения к пушкам и пулеметам. Массовое применение такого оружия позволило получить некоторые заметные результаты, но количество поврежденных или уничтоженных самолетов противника оставляло желать лучшего. Успешное поражение бомбардировщика или истребителя «воздушной миной» было, скорее, исключением из правила. По разным данным, за все время эксплуатации расчеты комплексов UP и Z Battery смогли уничтожить и повредить не более нескольких десятков немецких самолетов.

Во время боев в Северной Африке британские военные опробовали новый способ применения зенитных систем. Пусковые установки корабельного или сухопутного типа монтировались на имеющихся грузовиках, после чего использовались как против самолетов, так и для атаки пехоты противника. По-видимому, такое применение UP не могло привести к заметным результатам, поскольку подрыв мины PAC при стрельбе прямой наводкой не гарантировался.


Z Battery в самоходном исполнении, июнь 1941 г. Фото UK War Office


В мае 1941 года командование флота обновило требования к монтажу систем Unrotated Projectile на кораблях. Во время последнего боя крейсера HMS Hood недостаточно прочные корпуса не смогли защитить укладки ракет от огня, из-за чего они взорвались и только ухудшили положение. В соответствующем отчете отмечалось, что изделия UP не оказали значительного влияния на судьбу корабля в целом, но их взрыв был только усложнил работу экипажа и помешал борьбе за живучесть. После этого все корабли-носители ракетного оружия получили усиленную защиту укладок.

К концу 1941 года промышленность Великобритании смогла компенсировать прошлые потери вооружений и техники, а также восстановить боеспособность войск. Появление достаточного количества полноценного оружия с высокими характеристиками дало возможность постепенно отказаться от некоторых систем, не вполне устраивавших военных. Вместе с прочими вооружениями под такое сокращение попали комплексы семейства UP.

При плановых ремонтах и модернизациях корабли и суда флота лишались установок Unrotated Projectile, вместо которых монтировались серийные пушки малых калибров. Схожие процессы происходили и в сухопутной ПВО, однако в этом случае списанные установки передавались подразделениям народного ополчения. Освоение установок «Хоум гардом» началось в первых месяцах 1942 года. Интересно, что применение сравнительно легкой ракеты UP-3 позволило расширить круг потенциальных зенитчиков. В связи с большим весом снарядов обслуживать «традиционные» пушки больших калибров разрешались бойцам не старше 40 лет. В случае с Z Battery, использовавшими более легкие ракеты, предельный возраст зенитчика ограничили 60 годами.

Изменение ситуации в воздухе и появление требуемого количества ствольного вооружения привели к тому, что ракетные системы семейства UP использовались все реже и реже. Со временем все применение такого оружия свелось к нерегулярному участию в учебно-боевых мероприятиях. Ввиду отсутствия реальных целей, с которыми теперь успешно боролись пушки, комплексы Unrotated Projectile не имели реальных перспектив.


Залп нескольких пусковых установок, ракеты в воздухе. Фото Ww2aircraft.net


Уже после перевода Z Battery в ведение ополчения ракеты с «воздушными минами» спровоцировали трагедию. 3 марта 1943 года, услышав сирену гражданской обороны, лондонцы спускались на станцию метро Бентал Грин, использовавшуюся в качестве бомбоубежища. В это время зенитная батарея, расположенная в Виктори Парк, открыла огонь с применением ракет UP-3. Звуки запуска спровоцировали панику, и люди бросились по лестнице вниз. В давке погибли 173 человека, еще несколько десятков пострадавших были госпитализированы. Во избежание негативных последствий власти скрыли истинные причины инцидента, объявив его результатом вражеской бомбардировки. Реальные причины трагедии были оглашены только через много лет.

Официально системы семейства Unrotated Projectile состояли на вооружении Home Guard почти до самого конца Второй мировой войны. К этому времени часть систем была списана и утилизирована в связи с выработкой ресурса или заменой нормальным оружием. В конце 1944 года народное ополчение было официально расформировано, что поставило точку в истории оригинального проекта. Все такое оружие отправилось в переплавку. К большому сожалению историков и любителей оригинальных вооружений, ни одного экземпляра UP / Z Battery или отдельных компонентов этих систем не сохранилось.

Создание ракетной системы противовоздушной обороны Unrotated Projectile позволило частично решить проблему защиты кораблей и сухопутных объектов от налетов авиации противника. Тем не менее, подобно многим другим разработкам того времени, такой комплекс имел массу недостатков и не показывал требуемые характеристики. Как следствие, результативность боевой работы была крайне низкой, и вооруженные силы постарались избавиться от такого оружия при первой возможности. Первая британская попытка создания ракетной системы противовоздушной обороны не дала заметных результатов. Идею «воздушного минного поля» признали нежизнеспособной и в дальнейшем не развивали.


По материалам сайтов:
http://navweaps.com/
http://secretscotland.org.uk/
http://hmshood.com/
http://forum.axishistory.com/
http://kbismarck.org/
https://theguardian.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. амурец 16 января 2017 16:09
    Кирилл! Спасибо, с таким же успехом, но более простые сначала самоделки, потом была попытка заводского изготовления установок БМ-8 для стрельбы по самолётам.
    <<В ноябре 1941 года командир взвода зенитных пулеметов 64-го батальона аэродромного обслуживания младший лейтенант Н. И. Баранов спроектировал зенитные установки для стрельбы авиационными ракетами РС-82 и PC-132. В этих установках были использованы направляющие и другие элементы авиационных пусковых установок. По указанию генерала И. П. Журавлева на полевом авиационном заводе изготовили четыре 24-зарядные установки для реактивных снарядов РС-82 калибра 82 мм и две 12-зарядные установки для реактивных снарядов PC-132 калибра 132 мм. Ракетные установки были проверены опытными стрельбами и для них составлены таблицы для зенитных и наземных стрельб. Дивизион в составе шести ракетных установок осуществлял прикрытие аэродромов под Тихвином и на Ладожском озере.>> А Это ссылка, откуда взята цитата.http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/shirok
    orad/ot-min/03.html
    1. Котище 16 января 2017 20:30
      Слишком большое рассеивание при стрельбе прямой наводкой! В принципе, автор в своей статье все приоритеты! Хотя наша авиация достаточно успешно использовала авиационные ракеты против бомбардировщиков вермахта. Эта практика отразилась даже в попытке в середине 50-х вооружения П.О.Сухим своего реактивного перехватчика 50 неуправляемыми ракетами в носовой части.
  2. moskowit 16 января 2017 20:42
    Хорошая информация для дилетанта... Видите, англичане тоже "не лаптем щи хлебали", а разрабатывали свои "зачаточные" ЗРКа...
  3. Dekabrev 16 января 2017 22:47
    Очень интересная статья. Честно говоря, я ещё понимаю, как такие системы могли защищать корабли от топмачтового бомбометания или торпедных атак авиации, но неужели немецкие бомбардировщики бомбили города с высот ниже 700 м? Ю-87, кажется выводился из пике на высоте не менее 500 м. То есть - это самая нижняя точка траектории его полета. Для чего такие системы в городе - ума не приложу.
    1. mirag2 17 января 2017 11:37
      Ну это похоже на аэростаты воздушного заграждения-там тоже имелся трос с закрепленной на нем миной.Аэростаты за время войны уничтожили 7 самолетов врага.У них была задача не допустить бомберы на свои высоты.
  4. Даос 17 января 2017 13:54
    Британские учёные... это блин бренд... А по сути, подозреваю что как и в прочих подобных творениях их подводила страсть к теоретизации вкупе с рационализацией доведённая до абсурда... Залповая стрельба НУРС по воздушным целям хотя и отличалась низкой эффективностью в отсутствии нормальных дистанционных взрывателей но давала хотя бы психологический эффект... Зато если заменить нормальный разрывной заряд тросиком с парашютом... ;-)
    Бедный Худ.
    1. LastPS 19 января 2017 10:52
      Я вообще в шоке от того, что это приняли на вооружение кораблей, с учетом результатов испытаний - это же толстый полярный лис, товарищ. Резкий порыв ветра и десяток мин падает на корпус корабля - лучше отсутствие защиты, чем такое. Они бы могли сделать РСЗО, как пытались сделать это в Африке - больше бы толку было, а хоумгварду оставить все как есть - пусть создают впечатление эффективности для граждан.
Картина дня