Россия и русские в условиях информационной войны


После роспуска СССР и дискредитации советских идеологических ценностей перед Россией объективно встал вопрос огромной важности: что кроме института гражданства будет отныне скреплять многонациональное государство в единую общность? Советскую крайность российские либералы пытались преодолеть обратной крайностью – полным уходом государства из политики исторической памяти. Проблема современной России – по-прежнему в недостаточном развитии у граждан разной этнической принадлежности и разных идеологических ориентаций общей государственно-идеологической и культурно-исторической идентичности.

Нерешённость ряда проблем в сфере межэтнических отношений в условиях постоянно ведущейся информационной войны против России является источником накапливающихся рисков, да и просто прямых угроз национальной безопасности. Объектом внешних манипуляций становится область культурно-исторических ценностей, мировоззренческих смыслов, нравственных представлений, и если она не наполнена позитивными для государства смыслами, Россия рискует эту войну проиграть. А с ней проиграть свой суверенитет и свободу.


Однако годы, прошедшие после роспуска СССР, показали, что выстраивавшаяся в России веками специфическая модель межэтнического взаимодействия обладает достаточным запасом прочности. Этот запас прочности и спас Россию в самый критический период постсоветского «безвременья». Вполне логично, если эта модель станет основой для формирования новой российской идентичности.

Статья председателя правительства РФ и кандидата в президенты В.В.Путина по национальному вопросу (1) намечает путь решения двух ключевых проблем: 1) о содержательном наполнении российской идентичности и роли русского народа в межэтническом взаимодействии; 2) о месте государства и средств государственной политики в целях оптимизации такого взаимодействия на всех уровнях: в экономике, социальной области, идеологии, культуре.

Статья доносит до читателя ту мысль, что в условиях постсоветского развития национальная политика в России – это больше, чем просто формально-юридическое регулирование отношений между отдельными этносами или культурно-языковыми группами; это комплексная государственная политика идентичности, то есть та область, где должна вырабатываться российская национальная идея; это область создания новых смыслов в политике и идеологии, которые удовлетворительно объяснили бы цели существования и значение современной России как для собственных её граждан, так и в её отношениях с остальным миром.

Урегулирование межэтнических отношений - важный, но частный случай более общей проблемы: вокруг каких мировоззренческих, культурно-исторических и политико-идеологических ценностей можно оптимальным образом объединить все этнические группы России. Решение этой проблемы логично выводит на принципиальные вопросы, связанные с политикой российской идентичности: об общих для всех граждан России ценностях, историко-культурных традициях, о месте русского народа в стране, о его цивилизующей роли, о модели сосуществования народов РФ, о роли государства в этом процессе, об оптимальных инструментах и условиях проведения соответствующей государственной политики. Поэтому В.В.Путин, говоря о решении национального вопроса, ставит проблему шире: необходимо «такое понимание единства исторического процесса, в котором представитель каждого этноса, так же как и потомок «красного комиссара» или «белого офицера», видел бы свое место».

Из формулы российской идентичности, заложенной в статью («полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром»), логично вытекают две задачи:

1. Поддерживать и развивать государствообразующие функции русского народа, благодаря которым только и сделалось возможным само Российское государство. Здесь наконец-то громко, на официальном уровне сказано о той определяющей роли русского народа в сохранении и укреплении России, которая замалчивалась десятилетиями в угоду то пролетарскому интернационализму, то демократическому либерализму. «Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. … скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар… Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности».

2. Развивать гражданский патриотизм вокруг ценностей политической нации, которая институтом гражданства и вытекающими из него общими, гарантированными государством правами и свободами (среди которых обязательно - этнокультурные) будет дополнительно скреплять всех граждан России поверх их культурно-языковой специфики.

Такая постановка вопроса вдвойне ценна тем, что заставляет сделать следующий необходимый шаг - заняться систематической разработкой политики исторической памяти в России. Сейчас такая политика во многих государствах Центральной Европы с преобладанием антироссийских настроений в политических кругах стала эффективным средством пропагандистской войны против России.

Решение национального вопроса в России в предлагаемом В.В.Путиным ключе даёт Российскому государству возможность не просто укрепить и расширить своё международное влияние, но и принципиально изменить мировую политико-идеологическую повестку дня, увести народы и государства от параноидальной американской игры в «поиск нарушителей демократии» и «спасение демократии в отдельно взятых государствах», игры, грозящей бесконечным кровавым кошмаром для всех (Югославия, Афганистан, Ирак, Ливия… список, если не положить этому предел, не закончен).

У России появляется шанс на данном историческом повороте, когда изменившиеся исторические условия отбраковали евроатлантические модели социально-экономического устройства и межкультурного взаимодействия («плавильный котёл», мультикультурализм), вырваться вперёд. В.В.Путин, по сути, предлагает России и всему миру перспективную модель культурно-цивилизационного взаимодействия, которая по своей универсальности выходит далеко за пределы России. Эта модель, опираясь на исторически сформировавшиеся в России формы межэтнических отношений, устраняет две крайности: крайность репрессивного доминирования формально-юридических прав и свобод в ущерб этнокультурной идентичности человека и крайность доминирования этнокультурной идентичности в ущерб индивидуальным правам и свободам. Если данный принцип последовательно провести в политико-идеологических концепциях, правовых документах, в политических решениях, в государственном управлении, он для всего мира может стать привлекательным образцом межэтнического взаимодействия на межгосударственном и внутригосударственном уровнях.

Это создаёт одновременно и предпосылки для ценностно-мировоззренческого лидерства России во многих мировых делах. И первый перспективный проект, который в этих условиях обречён на успех, – это проект евразийской интеграции при лидерстве России, когда идея Русского мира, объединение исторической Руси в составе России, Малороссии (Украины) и Белоруссии, опираясь на идеологически внятную и успешную политику России, становится более привлекательным проектом, чем его ложная альтернатива в виде евроатлантической интеграции.

Универсализм русской культуры, русской национальной идеи, о которых напоминает В.В.Путин, и решение вопроса существования разных народов и культур в единой России – это образец для всего мира и иных многонациональных стран. С этой идеей и этим образцом Россия может успешно оспаривать мировое идейное лидерство у США, ибо ценности либеральной демократии и обусловленные ими права – лишь производное от самобытности народов и их права на сохранение собственной идентичности. Среди фундаментальных прав человека - в первую очередь права, защищающие его культурно-языковые интересы (речь – первый признак социализации человека, это всегда и сразу язык конкретного народа). Однако именно это право яростно оспаривают Соединённые Штаты, именно этому праву угрожает процесс глобализации «по-американски».


Россия как главный защитник культурно-исторического многообразия у себя в государстве, сумевшая обеспечить (при всех оговорках и трудностях постсоветского развития) достаточно гармоничное сосуществование культур на своей территории, является гарантом сохранения культурно-исторического лица и своеобразия иных стран и народов. Вот та идея и миссия, с которой сейчас она могла бы возглавить мировые политические процессы, предложить принципиально новую международную повестку дня, альтернативную глобализации.

По мере выхода России на первые роли в мировой конкуренции информационное противодействие ей извне нарастает. Сильная Россия сама по себе расценивается теми же Соединёнными Штатами как вызов их стремлению к доминированию в мире. Информационная война как раз и направлена на манипуляции с общественным сознанием, подмену мировоззренческих ориентиров, девальвацию традиций, ложные трактовки прошлого, стимулирующие исторические обиды разных этнических групп, внушение гражданам России чувства их культурно-исторической неполноценности.

На главное направление пропагандистской атаки В.В.Путин в своей статье указывает прямо: спекуляции на «праве наций на самоопределение», которые практически всегда имели кровавые последствия. Спекуляции здесь обращены как на русский народ с целью дискредитации в его глазах идеи Великой России (великой во всех смыслах и в культурно-географическом в первую очередь) как многонационального государства, так и на иные народы России - с целью дискредитации государствообразующей миссии русского народа. «Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации – русский народ, русская культура. Вот как раз этот стержень разного рода провокаторы и наши противники всеми силами будут пытаться вырвать из России. … русский народ давно самоопределился. Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром».

Цели очевидны - подорвать Россию изнутри, расшатать её государственность, покончить с её территориальной целостностью. Очевидно также, что эффективное противодействие этой подрывной работе требует формирования прочных, системных представлений граждан России о своих культурно-исторических ценностях, символах, героях, образцах нравственного поведения, о России как общем, едином и неделимом государственном пространстве для всех этнокультурных групп. И тогда так называемое право наций на самоопределение перестаёт быть самоценным принципом и привлекательным лозунгом, а значит – уже не способно выступать оружием в информационной войне. Системная работа Российского государства в этом направлении запоздала, но точка «невозвращения» ещё далеко не пройдена.

Позиция кандидата в президенты РФ В.В.Путина, его решимость вплотную заняться данным вопросом дают России шанс эффективно нейтрализовать существующие угрозы. «Мы веками жили вместе. Вместе победили в самой страшной войне. И будем вместе жить и дальше. А тем, кто хочет или пытается разделить нас, могу сказать одно – не дождетесь…»
Автор:
Виктор ПИРОЖЕНКО
Первоисточник:
http://www.fondsk.ru
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

83 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти