Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ

Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Началось все 1984 году, когда на ММЗ им. А.И.Микояна под руководством Генерального конструктора Р.А.Белякова стартовало проектирование МиГ-29К (изд. 9-31). В течение четырех лет шла напряженная работа по проектированию нового самолета. Постройка двух прототипов велась совместно опытным производством ОКБ и серийным заводом «Знамя труда» (МАПО им. П.В.Дементьева). 19 апреля 1988 г. первая машина, получившая бортовой «311» (т.е. самолет «9-31/1»), была переведена на аэродром, и после наземной проверки всех систем и оборудования 23 июня 1988 г. летчик-испытатель ММЗ им. А.И.Микояна Т.О.Аубакиров поднял ее в воздух.

Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ



Испытательные полеты МиГ-29К на «Нитке» в сентябре-октябре 1989 г. подтвердили соответствие взлетно-посадочных и летных характеристик машины расчетным и позволили приступить к изучению вопросов пригодности МиГ-29К для базирования на борту ТАВКР. 1 ноября 1989 г., сначала В.Г.Пугачев на Су-27К (Т10К-2), будущем Су-33, а затем и Т.О.Аубакиров на МиГ-29К «311» впервые в истории отечественной авиации и ВМФ посадили свои машины на палубу авианесущего крейсера. В тот же день вечером Аубакиров на МиГ-29К произвел первый взлет с трамплина «Тбилиси» (будущий «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»), Пугачев на Су-27К покинул корабль на следующий день. Таким образом между двумя конкурирующими КБ был достигнут паритет — Сухой первым сел, а МиГ первым взлетел.

Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Как всем известно, в связи с развалом СССР планы пришлось умерить. Приоритет в итоге отдали Су-27К, который позже получил название Су-33 и стал поступать на вооружение. Всего было построено 26 машин.

Самолеты МиГ-29К неоднократно участвовали в различных выставках авиационной техники. В феврале 1992 г. второй экземпляр истребителя («312») демонстрировался главам и представителям оборонных ведомств стран СНГ на аэродроме Мачулищи в Беларуси, в 1992, 1993 и 1995 гг. — в статической экспозиции авиасалона в подмосковном Жуковском. В течение четырех лет машина не летала: последний перед консервацией, 106-й полет на МиГ-29К «312» состоялся 28 августа 1992 г. Однако летом 1996 г. 312-я вновь была подготовлена к испытательным полетам и в сентябре того же года прибыла в Геленджик, где проходила первая в России международная выставка гидроавиации. МиГ-29К «311» был показан в августе 1997 г. на стоянке авиасалона МАКС-97.

Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


В дальнейшем борт «311» еще послужил. Некоторое время он стоял в ангаре в Жуковском (фотографии ниже сделаны зимой 2006/2007).

Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Количество якорей указывает на количество посадок на палубу.

Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Кабина. По тем временам была современной :)

Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Там же находился и его братец «312».

Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Позже борт «311» использовали в качестве макета на авианосце «Викрамадитья».

Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Хотя проект МиГ-29К с начала 1990-х годов и не мог рассчитывать на госзаказ, его в инициативном порядке за свои деньги продвигало КБ.

Вторую жизнь программа получила после подписания 20 января 2004 года Российской самолетостроительной корпорацией (РСК) «МиГ» контракта на поставку ВМС Индии многофункциональных истребителей корабельного базирования. Он предусматривал поставку 12 одноместных самолетов МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ, а также обучение летчиков и технического персонала заказчика, поставку тренажеров, запчастей и организацию сервисного обслуживания самолетов. Также предусмотрен опцион еще на 30 самолетов со сроком поставки до 2015 г. В 2005 г. в соответствии с указанным опционом был подписан контракт на поставку вооружения для МиГ-29К/КУБ.

В определении облика МиГ-29КУБ самое активное участие приняли представители Министерства обороны и ВМС Индии. По ряду позиций ими были заданы требования, превышающие мировой уровень.

Летные испытания отдельных систем и узлов МиГ-29К/КУБ ведутся с 2002 г. Для этого задействовано 8 самолетов МиГ-29 различных модификаций, на которых в 2002-2006 гг. выполнено около 700 полетов.

Одноместный МиГ-29К — многоцелевой истребитель корабельного базирования, предназначенный для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей управляемым высокоточным и обычным оружием днем и ночью в любых погодных условиях.

Его учебно-боевой вариант МиГ-29КУБ предназначен для:

— тренировки и приобретения (совершенствования) навыков пилотирования и самолётовождения;

— отработки элементов боевого применения;

— решения всех боевых задач, тождественных МиГ-29К.

При создании планера, силовой установки и бортового оборудования МиГ-29КУБ использованы самые современные технологии. Доля композиционных материалов в составе планера достигла 15%. Самолет оснащается новыми двигателями РД-33МК с увеличенными тягой и ресурсом.

Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) МиГ-29К/КУБ построено по принципу открытой архитектуры, что облегчает модернизацию самолета и наращивание его арсенала. В соответствии с пожеланием Заказчика, БРЭО МиГ-29КУБ выполнено интернациональным. В его создании помимо российских участвуют индийские, французские и израильские компании.

Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


На МиГ-29КУБ устанавливаются современные многофункциональные импульсно-доплеровские радиолокационные станции «Жук-МЭ» и новейшие оптико-электронные системы.

Отличительной особенностью самолетов является высокий уровень унификации. Несмотря на модификацию (одно- или двухместную), самолеты имеют одинаковый планер. В одноместном самолете на месте второго пилота размещен топливный бак. Это позволило снизить затраты как на производство, так и на эксплуатацию.

Первый прототип палубного истребителя МиГ-29КУБ совершил свой первый полет 20 января 2007 года с аэродрома ЛИИ им. М.М.Громова (г. Жуковский). Самолет поднял в воздух экипаж в составе Михаила Беляева и Павла Власова.

Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


18 марта 2008 год увидел небо уже серийный МиГ-29КУБ. Самолет выполнил традиционные рулежки и пробежки на аэродроме летно-испытательного комплекса РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах, а затем совершил полет продолжительностью 42 минуты в режимах, отработанных на опытном самолете. В ходе полета были подтверждены все летно-технические характеристики серийного МиГ-29КУБ.

Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Но палубный истребитель, несомненно, должен летать с палубы. :)

В самом конце сентября 2009 года Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» успешно провела летные испытания выпускаемых по заказу ВМС Индии новых многоцелевых корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ на тяжелом авианесущем крейсере Северного Флота ВМФ России «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Первую посадку на палубу находящегося в Баренцевом море ТАВКР «Адмирал Кузнецов» выполнил 28 сентября на опытном самолете МиГ-29К с бортовым №941 начальник летной службы РСК «МиГ» Заслуженный летчик-испытатель РФ Герой России Павел Власов.

Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


За ним на серийной «спарке» МиГ-29КУБ, уже окрашенной в цвета заказчика, последовали летчики-испытатели РСК «МиГ» Николай Диордица и Михаил Беляев.

Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Всего в течение двух дней было совершено несколько палубных посадок и взлетов обоих самолетов, которые практически подтвердили возможность безопасной эксплуатации новых истребителей на авианесущих кораблях. Примечательно, что полеты МиГ-29К/КУБ на «Кузнецове» были проведены буквально накануне 20-летнего юбилея первых корабельных посадок отечественных сверхзвуковых истребителей четвертого поколения и стали своего рода возвращением «МиГов» на палубу.

Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


После того, как новый самолет показал свою полную состоятельность, началось обучение индийского летного и технического персонала. Самым сложным элементом в котором, несомненно, являлась отработка дозаправок в воздухе.

Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Специально для обучения пилотированию на новом палубном истребителе в инженерном центре МиГа создали подвижный тренажер с лазерной системой визуализации. Стоит отметить, что это первый в стране тренажерный комплекс такого уровня.

Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Серийное производство МиГ-29К/КУБ развернули на авиационном заводе ОАО «РСК»МиГ" в Луховицах. Непосредственно в Луховицах делают крыло, композитные элементы и производят сборку самолетов. Фюзеляж делают в Москве.

Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


В конце 2009 года первые истребители перелетели в Индию. Индийские летчики высоко оценили летные качества машин.

Благодаря этому, в связи со строительством новых авианосцев, Индия заказала еще 29 самолетов на сумму в 1,2 млрд долларов, в дополнение к контракту 2004 года на 16 машин. По состоянию на август 2011, Индия получила 11 МиГ-29К из первого контракта на 16 самолётов

Но были и печальные моменты. 23 июня 2011 года при выполнении испытательного полета в Астраханской области разбился истребитель МиГ-29КУБ. Лётчики Олег Спичка и Александр Кружалин погибли. Полетное задание было настолько сложным, практически на грани возможностей самолета, что выполнить его могли только самые лучшие… – такие асы как Олег Спичка и Александр Кружалин…

Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ


Комиссия установила, что самолет не разрушался и был исправен до момента столкновения. Летчики действовали согласно полетному заданию и делали все, чтобы выйти из сложнейшей ситуации.

Но, несмотря на тяжелые потери, программа развивается. Совсем недавно (http://sdelanounas.ru/blogs/12906/) стало известно, что в начале февраля 2012 года Министерство Обороны России заключит с «РСК»МиГ" контракт на 28 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ со сроком поставки до 2020 года.

В итоге, можно уверенно сказать, что программа МиГ-29К/КУБ состоялась! Новый палубный истребитель станет достойной заменой для Су-33 и, возможно, найдет новых зарубежных заказчиков.
Первоисточник: http://sdelanounas.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16
  1. tronin.maxim 3 февраля 2012 09:11
    Очень интересная статья, много нового узнал! good
  2. Андрей из Челябинска 3 февраля 2012 09:35
    Большое спасибо! Вроде и знал многое, но не все. Статья очень удачная и отдельное спасибо за великолепную подбору фото!
    1. Sergh 3 февраля 2012 10:04
      Мда, наглядно! Радует, что НПО "МиГ" и производство востановилось, а то тяжко было им.
      Sergh
  3. профессор 3 февраля 2012 10:01

    Расстроила эта фотография. Раньше так отмечали боевые победы. recourse
    Если американцы начнут отмечать каждую посадку на палубу, то там самолете места не останется под такие отметки.
    1. Sergh 3 февраля 2012 10:07
      профессор, до меня как-то тоже не сразу дошло. Ну думаю попривыкнут, ещё авиакараблёв построют, тогда-поди закрасят, если уж время выкинуть не придёт!
      Sergh
    2. Аскет 3 февраля 2012 10:47
      Цитата: профессор
      Расстроила эта фотография. Раньше так отмечали боевые победы.


      В РВСН после проведения УБП каждый участник прикладывал ладонь к ещё горячему в саже ТПК и потом "дактилоскопировал" отпечаток большого пальца в УЛО или ВБ на странице где обычно делается отметка о допуске. и подписывал дату. Мне повезло-таких отметок у меня две. Пришлось даже "терять" УЛО при замене что бы сохранить на память. Никакие ордена и медали не могут заменить армейских традиций
      1. 755962 3 февраля 2012 15:41
        По мне, так уж лучше якоря ,чем сбитые самолёты.Как говориться -"Лучше плохой мир,чем хорошая война!"
        755962
    3. El13 3 февраля 2012 19:07
      Это же экспериментальная машина, вполне естественно делать отметки удачных испытаний... не надо умничать.
  4. Андрей из Челябинска 3 февраля 2012 10:22
    Цитата: профессор
    Расстроила эта фотография. Раньше так отмечали боевые победы

    Да не расстраивайтеся Вы ! Вот в чем-чем - а уж в этом расстраиваться нечему. Вы не забывайте, что отметки эти - с того Мига, на котором наши пилоты осваивали взлетно-посадочные операции. В США, да, у них скоро 100 лет будет, как самолеты с палуы взлетают, а нам-то это было впервой! Ну не было в СССР авианосцев, пока "Кузнецова" не построили, Як-38 все-таки не в счет.
    А тут одновременно и испытания самолета, и корабля. Всех этих систем посадки, аэрофинишеров и проч и проч.
  5. Mujahiddin777 3 февраля 2012 11:18
    Новый палубный истребитель станет достойной заменой для Су-33
    Ну вот это вот вряд ли, т.к. это совершенно разные самолеты...
  6. Татар 3 февраля 2012 11:19
    У них фюзеляж советский или российский?
    Татар
  7. Eugene 3 февраля 2012 11:27
    Не понимаю, зачем при этом от Су-33 отказываться..
    Eugene
  8. Vrangel 3 февраля 2012 11:47
    Сравнивая ТТХ МИГ-29 и Су-33, невольно напрашивается вопрос, может Су-33 надо было модернизировать?
    Vrangel
  9. Вадим063 3 февраля 2012 15:40
    Царство небесное летчикам!!!
    Вадим063
  10. dred 3 февраля 2012 16:02
    Красивый самолёт.
    dred
  11. PIZDEC82 3 февраля 2012 19:25
    хорошие машины...по-больше бы таких...и отличных летчиков..)))
    PIZDEC82
  12. киргиз 3 февраля 2012 20:30
    Я правильно понял, палубная авиация теперь ниша МИГа?
    1. Ty3uk 3 февраля 2012 21:11
      На данный момент на вооружении только Су-33, но их уже не производят.
      Миг-29К/КУБ производят, но еще не приняли на вооружение.
      По слухам, ПАК ФА тоже будет иметь корабельную версию.
      Так что кому принадлежит ниша палубной авиации сказать сложно. laughing
      Ty3uk

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня