Завоевание Гранады – последняя точка Реконкисты

45
Завоевание Гранады – последняя точка Реконкисты

Франсиско Прадилья. Сдача Гранады Их испанским Величествам Изабелле и Фердинанду

Преисполненная искреннего торжества триумфальная процессия вступила в покоренный город, сдавшийся на милость победителей. Трубы и барабаны помпезным грохотом изгоняли восточное спокойствие улиц, надрывались герольды, ветер полоскал стяги с гербами домов, целые поколения которых мечом служили казавшемуся вечным делу реконкисты. Их Августейшие Величества король Фердинанд и королева Изабелла соизволили, наконец, почтить своим присутствием недавнее приобретение. Гранада была последним бастионом ислама на Пиренейском полуострове, и теперь по ней мерно цокали подковы коней монаршей четы. Об этом событии неутомимо мечтали, его терпеливо ждали, о нем гадали и, несомненно, предсказывали на протяжении бесконечно долгих семисот лет. Наконец-то полумесяц, утомленный от ставшей вдруг бесполезной борьбы, укатился за Гибралтар в североафриканские пустыни, уступив свое место кресту. Всего было вдоволь в Гранаде в тот исторический момент: радости и гордости победителей, горя и смятения побежденных. Степенно и неторопливо, как королевское знамя над Альгамброй, перевернулась страница истории, потяжелевшая от крови и сломанного железа. Шел январь 1492 года от Рождества Христова.

Восход и закат



Арабские завоевания VII–VIII веков были масштабными по своим политическим и территориальным результатам. Под властью могущественных халифов оказались громадные территории от Персидского залива до побережья Атлантического океана. Ряд государств, например, таких как Сасанидская империя, были попросту уничтожены. Некогда могущественная Византийская империя лишилась богатых ближневосточных и североафриканских провинций. Докатившись до Атлантики, волна арабского натиска выплеснулась на Пиренейский полуостров и накрыла его. В VIII веке пришельцы с Ближнего Востока без особого труда сокрушили рыхлое государство вестготов и достигли Пиренеев. Остатки вестготской знати, которые не желали покоряться захватчикам, отошли в горные районы Астурии, где и образовали в 718 г. одноименное королевство во главе с новоизбранным королем Пелайо. Посланный для усмирения непокорных арабский карательный отряд в 722 году был завлечен в ущелье и уничтожен. Это событие и стало началом длительного процесса, вошедшего в историю как реконкиста.

Дальнейшее продвижение арабов в Европу было остановлено в 732 году при Пуатье, где франкский король Карл Мартелл поставил точку в восточной экспансии в Европу. Волна натолкнулась на преграду, преодолеть которую ей оказалось уже не под силу, и она отхлынула обратно, на земли Испании. Противостояние небольших христианских королевств, за спиной которых были лишь горы, Бискайский залив и стойкая уверенность в правильности своих действий, и арабских правителей, под контролем которых к началу IX века пребывала большая часть полуострова, походило на изнурительную позиционную войну.

Вскоре после вторжения в Испанию огромный арабский халифат охватила гражданская война, и он развалился на несколько независимых друг от друга государственных образований. Сформировавшийся на Пиренейском полуострове Кордовский халифат в свою очередь в 1031 году сам распался на множество мелких эмиратов. Как и христианские правители, мусульманские тоже враждовали не только с прямым противником, но и между собой, не чураясь даже заключать союзы с врагом для междоусобной борьбы. Реконкиста то и дело территориально продвигалась вперед, чтобы после опять откатиться к прежним рубежам. Недавние победители становились данниками своих вновь обретших силу и удачу побежденных соперников и наоборот. Все это сопровождалось интригами, подкупами, заговорами, интенсивной дипломатической суетой, когда договоренности и соглашения успевали потерять силу уже в момент их подписания.

Особую остроту в противоборство добавлял еще и религиозный фактор. Постепенно чаша весов склонялась в пользу христиан, как более организованной и сплоченной военной силы. В середине XIII века, во время правления короля Кастилии Фернандо III, христианские армии берут под контроль наиболее крупные и процветающие города Иберии, в том числе Кордову и Севилью. В руках арабов остается только Гранадский эмират и несколько мелких анклавов, попавших вскоре в зависимость от Кастилии. На какой-то период между противостоящими, но уже не равными по силам, сторонами установилось некое равновесие: через Гранаду осуществлялась широкомасштабная торговля с Северной Африкой, откуда ввозилось много ценных товаров. Как экономический и к тому же вассальный партнер, эмират некоторое время (весь XIII и начало XIV века) устраивал кастильских королей, и его не трогали. Но рано или поздно в многовековой, обретшей свою историю, мифологию и героический эпос, Реконкисте надо было поставить точку. И час Гранады пробил.

Близкие соседи, давние враги

Католицизм в Испании, несмотря на общую каноничную идентичность, имел все-таки некоторые местные особенности и колорит. Длительная война с мусульманами придала ему подчеркнутую воинственность и только усилила традиционную религиозную нетерпимость. Строить христианские храмы на фундаментах мусульманских мечетей стало на Пиренейском полуострове устоявшейся традицией. К XV в. рост неприятия представителей иных вероисповеданий стал особенно виден. Полное отсутствие веротерпимости поддерживалось не только церковью, и так не отличающейся добродушием к еретикам, но и самим государственным аппаратом.


Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская


В 1469 г. состоялась свадьба короля Арагона Фердинанда II и королевы Кастилии Изабеллы I, двух наиболее влиятельных христианских монархов Испании. Хотя формально каждый из супругов правил в своем территориальном уделе, лишь согласовывая друг с другом свои действия, Испания сделала колоссальный шаг к объединению. Правящая чета вынашивала амбициозные планы объединения под своей властью всего полуострова и победоносного завершения многовековой Реконкисты. И совершенно очевидно, что в том будущем, которое представляли для себя Фердинанд и Изабелла, не было месту Гранадскому эмирату, все более походящему на анахронизм давно ушедшей эпохи славных подвигов Сида Кампеадора.

Живейший интерес к окончательному разрешению арабской проблемы в Испании проявлял папский престол в Риме. Ислам вновь стоял у ворот Европы, на этот раз Восточной. Стремительно набирающая силу Османская империя, быстро проделавшая путь от небольшого племенного союза до великой державы, перемолов дряхлое тело Византии, прочно утвердилась на Балканах. Падение в результате непродолжительной осады Константинополя в 1453 г. напугало христианский мир. И окончательное изгнание мавров с Пиренейского полуострова становилось уже межгосударственной политической задачей. К тому же внутреннее положение Арагона и Кастилии оставляло желать лучшего, особенно это касалось экономики. Вовсю уже осуществляла свою деятельность инквизиция, появившаяся в Испании с 1478 г., население страдало от высоких налогов. Война казалась лучшим способом для выхода накопившегося напряжения.

Последний бастион полумесяца

Южный регион Кастилии, Андалусия, непосредственно граничил с мусульманскими землями. Край этот был во многом территорией необъявленной войны, где обе стороны осуществляли набеги и рейды вглубь, тревожа соседей и захватывая трофеи и пленных. Это не мешало официальному мирному сосуществованию христианских королевств и Гранадского эмирата. Этот осколок исламского мира испытывал не только внешнее, но и внутреннее напряжение. Соседство с непримиримыми соседями, католическими королевствами, делало войну неизбежной. К тому же к концу XIV века гранадские эмиры фактически перестали выплачивать дань Кастилии, от которой они находились в вассальной зависимости, что уже подразумевало вызов. Города и крепости эмирата постоянно укреплялись, он располагал непропорционально большой для своих скромных размеров армией. Чтобы содержать в надлежавшей боеспособности подобную военную структуру, основу которой составляли многочисленные берберские наемники из Северной Африки, власти постоянно поднимали налоги. Высшие эшелоны знати в лице традиционных семейных кланов и представителей знатных родов боролись за власть и влияние при дворе, что не придавало внутренней устойчивости государству. Ситуацию усугубляли многочисленные беженцы из христианских земель, где усиливались гонения на лиц, исповедующих ислам. Само существование Гранадского эмирата в условиях почти полного территориального господства христианских монархий на полуострове в реалиях второй половины XV века являлся уже вызовом и был совершенно неприемлем.

Фердинанд и Изабелла полностью отходят от концепции мирного проникновения двух культур в пользу полного уничтожения ислама в Испании. Этого же требовала истосковавшаяся по военным походам, добыче и победам многочисленная и воинственная дворянская знать, целые поколения которой служили делу Реконкисты.


Воины Гранадского эмирата: 1) командир; 2) пеший арбалетчик; 3) тяжелый кавалерист


Несмотря на небольшие размеры и ограниченность внутренних ресурсов, Гранада оставалась для христианской стороны крепким орешком. Страна располагала 13 крупными крепостями, которые были в значительной степени укреплены, правда, это факт нивелировался превосходством испанцев в артиллерии. Армия эмирата состояла из вооруженного ополчения, небольшого профессионального войска, в основном конницы и многочисленных добровольцев и наемников из Северной Африки. В начале XV века португальцы смогли захватить ряд территорий по ту сторону Гибралтара, что делало приток желающих воевать в мавританской Испании значительно меньшим. Располагал эмир и личной гвардией, состоящей из молодых бывших христиан, перешедших в мусульманство. Общая численность гранадской мавританской армии христианская сторона оценивала в 50 тыс. пехоты и 7 тыс. конницы. Однако качество этой вооруженной силы было неоднородным. Например, она в значительной степени уступала противнику в огнестрельном оружии.


Испанские воины: 1) арагонский легкий кавалерист; 2) кастильский крестьянин-ополченец; 3) дон Альваро де Луна (середина XV в.)


Основу объединенной армии Фердинанда и Изабеллы составляла тяжелая рыцарская конница, состоявшая из дворян-грандов и их конных отрядов. Отдельные епископы и рыцарские ордена, например орден Сантьяго, также выставили вооруженные контингенты, сформированные и снаряженные по личной инициативе. Религиозная составляющая войны проводила параллели с крестовыми походами 200–300-летней давности и привлекала под знамена Арагона и Кастилии рыцарей из других христианских государств: Англии, Бургундии, Франции. Поскольку мусульманское население, как правило, бежало при приближении христианского войска, забирая с собой все припасы, проблемы логистики планировалось решать с помощью почти 80 тыс. мулов, неприхотливых и выносливых животных. Всего христианская армия имела в своих рядах 25 тыс. пехоты (городское ополчение и наемники), 14 тыс. конницы и 180 орудий.

Пограничная разминка

К осуществлению гранадского проекта Фердинанд и Изабелла пришли не сразу. Спустя несколько лет после свадьбы супруге короля Арагона пришлось отстаивать свои права на престол Кастилии у своей племянницы Хуаны, дочери умершего короля Энрике IV. Борьба между Изабеллой, поддерживаемой Арагоном, и противоположной стороной, которой активно симпатизировали Франция и Португалия, длилась с 1475 по 1479 годы. За это время пограничные области между христианскими территориями и эмиратом жили своей жизнью и пребывали в постоянном движении. Рейды на территорию соседа чередовались непродолжительными и нестойкими перемириями. Наконец, Изабелле удалось справиться с соперницей и перейти от решения внутриполитических проблем к задачам внешней политики.


Родриго Понсе де Леон, маркиз де Кадис (памятник в Севилье)


Очередное хлипкое перемирие, подписанное в 1478 г., было прервано в 1481-м. Войска Гранадского эмира Абу аль-Хасана Али в ответ на систематические набеги испанцев перешли границу и в ночь на 28 декабря захватили кастильский приграничный город Саару. Гарнизон был захвачен врасплох, взяты многочисленные пленные. Перед этим событием Гранада в очередной раз подтвердила отказ от выплаты дани Кастилии. Реакция испанской стороны была вполне предсказуемой. Спустя два месяца сильный отряд под командованием Родриго Понсе де Леона, маркиза де Кадис, состоявший из нескольких тысяч человек пехоты и конницы, атаковал и взял под контроль имевшую важное стратегическое значение мавританскую крепость Альхаму, преодолев сопротивление малочисленного гарнизона. Комплекс этих событий и стал отправной точкой Гранадской войны.

Теперь уже и монаршая чета решила поддержать инициативу своих подданных – действия маркиза Кадиса были высочайше одобрены, и испанский гарнизон Альхамы получил подкрепления. Попытки эмира отбить крепость успехом не увенчались. Фердинанд и Изабелла решили устроить масштабную экспедицию против города Лохи, чтобы в первую очередь осуществить надежную связь по суше с гарнизоном Альхамы. Вышедшая из Кордовы испанская армия под командованием короля Фердинанда прибыла к Лохе 1 июля 1482 г. Местность вокруг города изобиловала оросительными каналами и была малопригодной для действий тяжелой испанской кавалерии. К тому же королевские войска разместились в нескольких укрепленных лагерях. Опытные в военном деле против арабов офицеры-андалусцы предложили встать поближе к стенам Лохи, но их план командование отвергло.

В ночь на 5 июля командующий гарнизоном Лохи Али аль-Атгар скрытно от противника перебросил через реку отряд кавалерии, который хорошо замаскировался. Утром главные силы арабов вышли из города, провоцируя испанцев на бой. В христианском войске немедленно протрубили сигнал к атаке, и тяжелая конница бросилась на неприятеля. Мавры, не приняв боя, начали отступление, их преследователи в горячке последовали за ними. В это время заблаговременно укрытый арабский конный отряд нанес удар по испанскому лагерю, разоряя обоз и захватив многочисленные трофеи. Атакующая христианская конница, узнав, что творится у нее в лагере, повернула назад. И в этот момент Али аль-Атгар прекратил свое мнимое отступление и атаковал сам. Несколько часов шло упорное сражение, после чего мавры отступили за стены Лохи.

День явно не задался для армии Его Величества, и вечером Фердинанд собрал военный совет, на котором, беря во внимание общую потрепанность, было принято решение отступить за реку Фрио и там ожидать подкреплений из Кордовы. Ночью начавшийся более-менее упорядоченно отход превратился в неорганизованное бегство, поскольку разведывательные разъезды мавританской кавалерии были закономерно приняты испанцами за целые полчища. Фердинанду пришлось прекратить операцию и вернуться в Кордову. Неудача под стенами Лохи показала испанцам, что им предстоит иметь дело с весьма сильным и искусным врагом, так что легкой и быстрой победы ожидать не приходится.

Однако в самой Гранаде не наблюдалось единства среди правящей элиты даже перед лицом извечного врага. Прибыв в Лоху, эмир Абу аль-Хасан был неприятно удивлен известием, что его сын Абу-Абдуллах восстал против отца и провозгласил себя эмиром Мухаммедом XII. Его поддерживала та часть знати, которая желала мирного сосуществования с Кастилией, соблюдая прежде всего экономический интерес. Пока Гранаду сотрясали внутренние смуты, испанцы сделали следующий ход. В марте 1483 г. Гроссмейстер ордена Сантьяго, дон Альфонсо де Карденас решил произвести масштабный рейд на регион, прилегающий к главному порту эмирата Малаге, где был расположен слабый, по его сведениям, гарнизон, и была велика вероятность овладения большой добычей. Отряд, состоящий преимущественно из конницы, медленно продвигался по гористой местности. Дымы от разоренных деревень сигнализировали гарнизону Малаги, который на самом деле был значительно сильнее, чем предполагали испанцы, о приближающемся неприятеле.

Испанцы оказались не готовы к полномасштабному сражению с серьезным противником и были вынуждены отступить. В темноте они сбились с пути, заблудились и в горном ущелье были атакованы маврами, которые не только нанесли им серьезное поражение, но и взяли много пленных. Стремясь завоевать большее количество сторонников и противопоставить свои собственные успехи военной славе отца, мятежный Мухаммед XII в апреле 1483 г. во главе почти 10-тысячной армии отправился осаждать город Лусену. В ходе боевых действий он лишился лучшего из своих полководцев – Али аль-Атгара, отличившегося при Лохе, армия самопровозглашенного эмира был разбита, а сам Мухаммед XII попал в плен. Его отец Абу аль-Хасан только упрочил свое положение, а власти Гранады провозгласили сына эмира оружием в руках неверных.

Впрочем, у «неверных» были некоторые планы на опального и теперь уже пленного эмирского сына. С ним начали вести разъяснительную работу: Мухаммеду предложили помощь в овладении Гранадским троном в обмен на вассальную зависимость от Кастилии. А война тем временем продолжалась. Весной 1484 г. испанская армия провела рейд, на этот раз успешный, в район Малаги, опустошая ее окрестности. Снабжение войск осуществлялось при помощи кораблей. В течение полутора месяцев королевская армия разоряла этот богатый регион, нанеся ему огромный ущерб. Под командованием короля Фердинанда испанцы в июне 1484 г. овладели Алорой – это стало успешным окончанием военной экспедиции.

Перелом

В начале 1485 г. король Фердинанд предпринял свой следующий шаг в войне – атаковал город Ронду. Мавританский гарнизон Ронды, полагая, что противник сосредоточен возле Малаги, осуществил рейд на испанскую территорию в районе Медины-Сидонии. Вернувшись к Ронде, мавры обнаружили, что город осажден большой христианской армией и обстреливается артиллерией. Гарнизон не смог пробиться к городу, и 22 мая Ронда пала. Захват этого важного пункта позволил Фердинанду и Изабелле взять под контроль большую часть западной Гранады.

Бедствия для мусульман в этом году не окончились: от сердечного приступа скончался эмир Абу аль-Хасан, и престол был теперь в руках его младшего брата, Аз-Загала, одаренного полководца, ставшего теперь Мухаммедом XIII. Ему удалось остановить продвижение испанцев на нескольких направлениях, привести в порядок собственную армию. Но положение Гранады, окруженной со всех сторон противником, оставалось крайне тяжелым. Королевская чета ввела в игру припасенную и перекрашенную фигуру Мухаммеда XII, освободив его из плена. Осознавший всю пагубность пути, на котором он находился, старый новый претендент на эмирский престол был теперь готов стать вассалом Кастилии и получить титул герцога – в обмен на войну с собственным дядей и поддержку действий Фердинанда и Изабеллы. 15 сентября 1486 г. во главе своих сторонников Мухаммед XII ворвался в Гранаду – между ними и гарнизоном столицы начались уличные бои.

В ночь на 6 апреля 1487 г. в Кордове произошло землетрясение, которое было воспринято готовящейся к походу испанской армией как добрый знак, символизирующий скорое падение Гранады. На следующий день возглавляемое Фердинандом войско выступило по направлению к хорошо укрепленному городу Велес-Малаге, овладение которым открывало бы дорогу к Малаге, главному порту Гранадского эмирата. Попытки Мухаммеда XIII помешать движению противника, обремененного тяжелой артиллерией, не привело к успеху. 23 апреля 1487 г. испанцы начали обстрел города, и в то же день пришло известие о том, что гарнизон Гранады присягнул на верность Мухаммеду XII. Деморализованные защитники вскоре сдали Велес-Малагу, и 2 мая король Фердинанд торжественно въехал в город.

Дядю нового правителя Гранады теперь поддерживало только несколько городов, включая Малагу, к стенам которой испанская армия прибыла 7 мая 1487 года. Началась длительная осада. Город был сильно укреплен, а его гарнизон под командованием Хамад аль-Тагри – полон решимости сражаться до конца. Запасы продовольствия в Малаге не были рассчитаны на большое количество скопившихся там беженцев. В городе было употреблено в пищу все, хоть сколь-нибудь к этому возможное, включая собак и мулов. Наконец 18 августа Малага капитулировала. Взбешенный упорной обороной противника, Фердинанд поступил со своими пленниками крайне жестоко. Большая часть населения была продана в рабство, многих солдат гарнизона отправили в качестве «подарков» ко дворам других христианских монархов. Бывшие христиане, перешедшие в ислам, были сожжены заживо.

Падение Малаги отдавало всю западную часть эмирата в руки королевской четы, однако остававшийся непокорным Мухаммед XIII все еще удерживал некоторые богатые регионы, включающие города Альмерию, Гуадикс и Басу. Сам эмир с сильным гарнизоном укрылся в последней. В кампанию 1489 г. Фердинанд привел свою многочисленную армию к Басе и приступил к осаде. Этот процесс настолько затянулся, что оказал влияние не только на экономику Кастилии, но и на моральный дух армии. Применение артиллерии против хорошо укрепленной крепости оказалось неэффективным, военные расходы постоянно росли. Королева Изабелла лично прибыла в лагерь осаждающих, чтобы своим личным присутствием поддержать сражающихся солдат. Наконец, после шести месяцев осады в декабре 1489 года Баса пала. Условия капитуляции были в значительной степени щедрыми и ситуации, которая сложилась после падения Малаги, не наблюдалось. Мухаммед XIII признавал власть христианских монархов, а взамен был наделен утешительным титулом «короля» долин Альхаурина и Андараса. Теперь сократившаяся в размерах и утратившая выход к морю Гранада находилась под управлением фактического вассала христианских королей Мухаммеда XII, которому происходящее нравилось все меньше.

Падение Гранады


Мухаммед XII Абу Абдаллах (Боабдиль)

С выведением из игры Мухаммеда XIII вероятность скорого окончания войны становилась очевидной. Фердинанд и Изабелла рассчитывали, что их протеже, ставший теперь эмиром Гранады, проявит, с их точки зрения, благоразумие и сдаст этот город в руки христиан, довольствуясь утешительным титулом герцога. Однако Мухаммед XII чувствовал себя обделенным – ведь Фердинанд обещал передать под его власть некоторые города, в том числе и находившиеся под управлением усмиренного дяди. Эмир никак не мог понять, что раз встав на путь сотрудничества с врагом и заплатив за собственные амбиции интересами собственной страны, он рано или поздно потеряет всё.

Осознавая, что оказался в собственноручно созданной ловушке, и не рассчитывая на милость могущественных союзников, так и оставшихся врагами, эмир начал искать поддержки у других мусульманских государств. Однако ни султан Египта ан-Насир Мухаммад, ни правители североафриканских государств на помощь лишенной выхода к морю Гранаде не пришли. Египет находился в ожидании войны с турками, а Кастилия и Арагон были врагами османов, и ссориться мамлюкскому султану с Фердинандом и Изабеллой было не с руки. Северная Африка вообще продавала пшеницу в Кастилию и не была заинтересована в войне.

Вокруг эмира кипели нешуточные страсти. Его мать Фатима и представители знати настаивали на дальнейшем сопротивлении. Вдохновленный поддержкой, эмир отозвал назад свою вассальную присягу и объявил себя вождем мавританского сопротивления. В июне 1490 г. он начал практически безнадежную кампанию против Арагона и Кастилии. Военные действия начались с опустошительных рейдов на испанские территории. Фердинанд не нанес разу ответного удара, а начал укреплять приграничные крепости, ожидая подхода подкреплений. Несмотря на то, что эмир Гранады все еще располагал значительной армией, время работало против него. Ресурсы и возможности противоборствующих сторон были уже несопоставимы. Хотя маврам и удалось отбить у противника несколько замков, они не смогли осуществить главное: возобновить контроль над береговой линией.

Зима 1490–1491 гг. прошла во взаимных приготовлениях. Собрав большую армию, Фердинанд и Изабелла в апреле 1491 г. приступили к осаде Гранады. На берегу реки Хениль был разбит внушительный и хорошо укрепленный военный лагерь. Понимая безнадежность ситуации, великий визирь Мухаммеда XII уговаривал своего правителя сдаться и выторговать себе щедрые условия капитуляции. Однако эмир не считал на данном этапе целесообразным договариваться с врагом, который все равно обманет. Осада превратилась в плотную блокаду города – мавры, провоцируя испанцев пойти на штурм, намеренно держали некоторые ворота открытыми. Их воины подъезжали к позициям христиан и вовлекали рыцарей в поединки. Когда потери в результате таких мероприятий достигли внушительных цифр, король Фердинанд лично запретил поединки. Мавры продолжали осуществлять вылазки, тоже теряя людей и лошадей.

Во время осады хронисты отметили ряд ярких эпизодов. Среди мавританских воинов выделялся силой и храбростью некий Тарфе. Как-то ему удалось на полном скаку прорваться в испанский лагерь и воткнуть свое копье рядом с королевским шатром. К древку было привязано послание к королеве Изабелле более чем пикантного содержания. Охрана короля бросилась в погоню, однако мавру удалось ускользнуть. Подобное оскорбление нельзя было оставить без ответа, и молодой рыцарь Фернандо Перес де Пульгара с пятнадцатью добровольцами сумел через слабо охраняемый проход проникнуть в Гранаду и прибил к дверям мечети пергамент со словами «Ave Maria».

18 июня 1491 г. королева Изабелла пожелала посмотреть на прославленную Альгамбру. Большой конный эскорт во главе с маркизом де Кадис и самим королем сопровождали Изабеллу к деревне Ла-Субия, с которой открывался прекрасный вид на Гранаду. Заметив большое количество штандартов, осажденные восприняли это как вызов, и вывели из ворот свою конницу. Среди них был и шутник Тарфе, привязавший к хвосту своего коня тот самый пергамент со словами «Ave Maria». Это было уже слишком, и рыцарь Фернандо Перес де Пульгара попросил короля дать разрешение ответить на вызов. В поединке Тарфе был убит. Фердинанд приказал своей коннице не поддаваться на провокации противника и не атаковать, однако когда вражеские орудия открыли огонь, маркиз де Кадис во главе своего отряда ринулся на врага. Мавры смешались, были опрокинуты и понесли большие потери.

Через месяц большой пожар уничтожил большую часть испанского лагеря, однако эмир не воспользовался предоставленной возможностью и не атаковал. С наступлением холодов, во избежание прецедентов, Фердинанд приказал построить каменный лагерь западнее Гранады. Он был закончен в октябре и получил название Санта-Фе. Видя, что враги преисполнены самых серьезных намерений и будут осаждать город до последнего, Мухаммед XII решился на переговоры. Они поначалу были тайными, поскольку эмир всерьез опасался враждебных действий со стороны своих приближенных, которые могли обвинить его в измене.

Условия сдачи были согласованы 22 ноября и были довольно мягкими. Война и долгая осада нанесли внушительный ущерб экономике Арагона и Кастилии, к тому же приближалась зима, и испанцы опасались эпидемий. Мусульманам разрешалось исповедовать ислам и отправлять службы, эмиру предоставлялась в управление горная и неспокойная местность Альпухаррас. Соглашение некоторое время скрывали от жителей Гранады – эмир всерьез опасался расправы над своей персоной. 1 января 1492 г. он отправил в испанский лагерь 500 знатных заложников. На следующий день Гранада сдалась, а еще через четыре дня король и королева во главе огромной праздничной процессии вступили в поверженный город. Королевские штандарты были подняты над Альгамброй, вместо сброшенного полумесяца был торжественно водружен крест. Семисотлетняя Реконкиста завершилась.

Эмир передал ключи от Гранады победителям и отправился в свое микрокоролевство. По легенде, он рыдал, покидая город. Ехавшая рядом мать Фатима в ответ на эти причитания строго сказала: «Не строит рыдать, как женщина, над тем, что вы не смогли защитить, как мужчина». В 1493 г., продав свои владения испанской короне, бывший эмир уехал в Алжир. Там он и скончался в 1533 году. А в истории Испании открывалась новая, не менее величественная страница. Ведь в хвосте длинной торжественной процессии скромно шел никому еще не известный, но чрезвычайно упорный и настойчивый выходец из Генуи Кристобаль Колон, чья энергия и убежденность в своей правоте снискали симпатию самой королевы Изабеллы. Пройдет немного времени, и в августе этого же года навстречу неизведанному выйдет в океан флотилия из трех кораблей. Но это уже совсем другая история.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    18 января 2017 05:31
    Если автору сказать за статью просто "спасибо", это сказать приактически нечего! Читается на одном дыхании!!! Ух выдохнул.
  2. +6
    18 января 2017 07:52
    Последующее время , после окончания Реконкисты, стало огромным испытанием для мусульман Испании. Их унижали, убивали, не щадя даже детей и стариков. Жертвами святой инквизиции стали около 3 млн мусульман и евреев. Преследования мусульман, длившиеся больше века, закончились изгнанием в 1610 году всех мусульман в Африку. Из более чем миллиона человек, по свидетельству доминиканца Бледа, более трёх четвертей было убито по дороге.Всё, что имело отношение к мусульманам, было уничтожено – сожжены величайшие книги арабских учёных, рукописи по медицине, физике и философии. Преследовалось всё, что могло напомнить о присутствии мусульман на Иберийском полуострове – от одежды и имён до еды , запрещалось добавлять в еду специи, нарушивший запрет обвинялся в ереси и переходил в руки инквизиции. Тем не менее, избавиться от мусульманского наследия полностью испанцам не удалось.При входе в главный зал дворца аль-Амбра де Гранада красуется арабская надпись: "Побеждает только Аллах". Благодарю, Денис! Отличная статья..
    1. +4
      18 января 2017 13:04
      нарушивший запрет обвинялся в ереси и переходил в руки инквизиции

      можем ли мы говорить, что католическая церковь в Испании обладала большим могуществом, чем в других государствах? И что это, в какой-то степени, повлияло на быстрый закат испанской империи?
      1. +5
        18 января 2017 14:45
        Судите сами в 1232 году учреждена инквизиция,полностью инквизиция упразднена лишь в 1834 году...В какой-то степени повлияло, инквизиция к прогрессу не вела...
        1. +5
          18 января 2017 14:50
          вот то-то и оно. Государство, которое за пятьдесят лет подчинило себе полмира, еще через пятьдесят лет вбухало все деньги в Армаду, а еще через пятьдесят лет сошло со сцены.
          Испанские владения - не только стали источником богатства, но потом превратились в головную боль - надо было оборонять.
          И, насколько я понимаю, католическая церковь снижала общественную жизнь внутри страны, также, возможно, мешала продвижению талантливых кадров.
          1. +5
            18 января 2017 15:59
            Зато было единство взглядов и мнений. Была одна власть и одна вера, и никаких 5-х колонн, призывавших к экономически более выгодной модели религии - протестантизму или экономическому меркантилизму, вообще не взирая на веру!
            1. +3
              18 января 2017 16:06
              это только подчеркивает, что "единство" не должно быть "кондовым", держащимся на репрессиях. Везде нужен разумный баланс. Как-то смотрел по историческому каналу передачу про Франко - он тоже декларировал возврат к старой культуре, целомудренности, вере и т.д. И тоже под конец жизни стал непопулярен.
            2. +2
              18 января 2017 20:41
              Никакой единой власти в средневековой Испании не было. Это только общее название страны, внутри которой были Кастилия, Наварра, Гранада, Андалусия, Каталония, Арагон. В каждой из этих земель власть полностью принадлежала Кортесам, в состав которых входили крупные феодалы-дворяне. Им было плевать на какие-то общегосударственные интересы. к тому же Испанию подорвали постоянные войны. карл V грезил о всеевропейской католической державе, вел постоянные войны - в Италии, с Турцией, с Испанией, с германскими княжествами. Только ничего не добился. а на войну требовались деньги. А откуда их взять? Пришлось увеличивать налоги с дворян, которые их переложили на ремесленников и крестьян. Богатства из Америки попадали в руки крупных феодалов, которые пускали их на роскошные дворцы, а не на развитие промышленности, в результате чего целые отрасли производства загнулись. Показательный пример - шерстяная промышленность, которая до 16 века приносила большие доходы. Упадок произошел из-за того, что, невзирая на растущий спрос на шерстяную ткань в Америке и Европе, ткани, изготовленные из испанской шерсти за границей, стоили дешевле, чем испанские. Нужны были протекционистские меры, направленные на снижение стоимости производства, но дворянство, в руках которого находилась торговля тканью, не хотело терять доходов от высоких цен внутри само Испании и за границей. в результате испанская ткань не могла выдержать конкуренции с более дешевой европейской, а испанская промышленность теряла рынки сбыта.
              1. 0
                18 января 2017 21:28
                Очень знакомая ситуация
          2. +2
            18 января 2017 21:05
            Цитата: Микадо
            еще через пятьдесят лет сошло со сцены.


            Это Вы о Рокруа? Так то - только начало заката!

            И с какой стати
            Цитата: Микадо
            католическая церковь... мешала продвижению талантливых кадров.
            ? Наоборот, простолюдин мог сделать реальную карьеру именно в Церкви!
            И о роли Церкви в борьбе за права индейцев (крещеных, ессно) не надо забывать! Войну за независимость в ЛА, как и в Северной Америке, вели местные белые, которым было в лом платить налоги заокеанской Родине - а индейцы, ЧСХ, в массе своей воевали за короля и против Боливара!
            1. +1
              18 января 2017 22:25
              И о роли Церкви в борьбе за права индейцев (крещеных, ессно) не надо забывать!

              первым, кто вообще посмел осудить зверства испанцев в Новом Свете, и вступиться в печати за индейцев (написал памфлет), был католический священник Лас Касас.
    2. +5
      18 января 2017 13:52
      Читал о том, что было изгнано ~160 тысяч Евреев. Ведь В ТО ВРЕМЯ их религиозные наставники разрешали переходить в другую веру ради спасения жизни. Таким образом, появилось много тайных Иудеев. Вот их-то и сжигал на кострах торквемада.Есть мнение, что Христофор Колумб был одним из таких обращённых Иудеев (мараном).Также есть мнение, что ЧАСТЬ древних знаний из книг сохранилось в тайне.
      Стараюсь не пропускать статьи Дениса. С уважением.
      1. +4
        18 января 2017 14:53
        например, евреям запрещалось выезжать в Новый свет. да много что запрещалось.
        В свое время писал работу про уголовному процессу. Церковь только выбивала показания, а сжигание нераскаявшихся осуществляла уже светская власть. Интересное разделение, правда?
        1. +2
          18 января 2017 15:54
          Пока не довелось прочесть----сами или нет в серьёзной литературе.А эту тему нужно изучить самому, вашим словам доверяю, конечно.Бывал ли торквемада на сожжениях или приговоры его были.
          1. +3
            18 января 2017 16:02
            тогда на казни народ толпами собирался, как на праздник. Телеков не было, интернета не было, средний крестьянин за жизнь видел меньше людей, чем мы с Вами в день! Вот и ходили.. за зрелищами.
        2. +2
          18 января 2017 18:11
          Цитата: Микадо
          Церковь только выбивала показания, а сжигание нераскаявшихся осуществляла уже светская власть. Интересное разделение, правда?

          Про это ещё в учебниках истории средних веков писалось,открыли Америку!Не знаю как сейчас,а в Советских учебниках точно.История средних веков,6-й класс.И если быть точным,никогда не говорилось в прямую-сжечь,а осуждённые передавались в руки светской власти с требованием"наказать без пролития крови".
          Цитата: Reptiloid
          .Бывал ли торквемада на сожжениях или приговоры его были.

          Томас де Трквемада,великий инквизитор Испании(1483-1498)Конечно был на казнях,по своей должности.И приговоры он утверждал опять же по должности."Ауто де Фе"("Акт веры","Дело веры")-не просто казнь,а целое религиозное действо с публичным оглашением приговора и его исполнением.Одни одежды еретиков(санбенито с намалёванными чертями) чего стоили,да ритуальная процессия до места казни...Чтоб другим неповадно было!Знать и должностных лиц(даже королей) вежливо(в форме приглашения) обязывали присутствовать,а уклоняющиеся могли попасть в ранг еретиков.
          1. 0
            18 января 2017 19:52
            Про это ещё в учебниках истории средних веков писалось,открыли Америку!Не знаю как сейчас,а в Советских учебниках точно.

            честно, не помню. Про роль католической церкви писалось, а вот про такие тонкости уголовного процесса - передача казнимых светской власти и своеобразное "умывание рук", дескать, "мы все сделали, а нехороший человек все равно не раскаивается" - не отложилось. Про утверждение Торквемадой приговоров - спасибо. Действительно, кому еще утверждать приговор. Но, опять же, если казнила светская власть, окончательное решение о сожжении, видимо, подписывала она?
            1. +2
              18 января 2017 21:16
              Цитата: Микадо
              если казнила светская власть, окончательное решение о сожжении, видимо, подписывала она?


              Торквемада никого не судил и подписывал не приговоры, а типа просто сопроводиловки с констатацией факта, что "имярек признан Церковью еретиком и передается в руки светских властей. Просим наказать без пролития крови". А дальше и судила, и приговаривала светская власть (кстати, "без пролития крови" означало костёр только для нераскаянных еретиков. Для раскаявшихся после пыток - гаррота (тоже ведь без пролития крови, не?!), для раскаявшихся без пыток - бессрочное заключение (т.е. формально не пожизненное - в принципе, в случае полного раскаяния и исправления предусматривалась возможность помилования и т. п. - только далеко не всем такое удавалось)
              1. 0
                19 января 2017 01:10
                Цитата: Weyland
                Торквемада никого не судил и подписывал не приговоры, а типа просто сопроводиловки с констатацией факта,

                А вот это-неправда!
                Цитата: Weyland
                А дальше и судила, и приговаривала светская власть

                Светская власть не судила,ибо это было не в её юрисдикции!С тех пор как папа Иннокентий III в 1215 организовал "Особый церковный суд католической церкви",ВСЕ дела по вопросам веры отныне рассматривались только инквизиционными трибуналами(до этого-епископальными судами),и утверждались помимо инквизитора,епископом данной территории(епархии).А особо важные дела вёл Великий инквизитор данной территории и высшие иерархи церкви.А Торквемада помимо Великого инквизитора,был ещё и Архиепископом Толедским,примасом ВСЕЙ Испании.И как инквизитор,и как Архиепископ данной епархии,по закону,он утверждал(либо не утверждал)приговоры."Ауто де Фе"-это собственно,торжественное оглашение приговора инквизиционным трибуналом,и только потом уже осуждённые передавались в руки светской власти!Только после оглашения приговора!
                Цитата: Weyland
                без пролития крови" означало костёр только для нераскаянных еретиков. Для раскаявшихся после пыток - гаррота (тоже ведь без пролития крови, не?!), для раскаявшихся без пыток - бессрочное заключение

                Тут всё дело в тонкостях инквизиционного судопроизводства.Если вас признали "закоренелым еретиком"-костёр вам обеспечен хоть 100 раз покайся.Костёр однозначно был для "морисков" и"маранов"-крещёных мусульман и иудеев,если их на чём-то поймали.Например-мытьё рук перед едой считалось иудейской привычкой-за это могли отправить на костёр.Короче,там очень много тонкостей.
                1. 0
                  19 января 2017 23:24
                  Цитата: Vladislav 73
                  Костёр однозначно был для "морисков" и"маранов"-крещёных мусульман и иудеев,если их на чём-то поймали


                  Ага. Это рассматривалось как повторное впадение в ересь в этих случаях костер однозначно!
                  1. 0
                    20 января 2017 01:03
                    Цитата: Weyland
                    повторное впадение в ересь в этих случаях костер однозначно!

                    Даже раскаявшийся грешник,которому "посчастливилось" отделаться плетьми,позором и заточением в каком-нибудь монастыре,ходил по "лезвию бритвы".Достаточно было любого доноса,как снова начинали дело,а раз он уже однажды был осуждён,то его могли объявить вторично впавшим в ересь-"закоренелым еретиком" со всеми вытекающими последствиями!
              2. 0
                19 января 2017 01:27
                Цитата: Weyland
                . Для раскаявшихся после пыток - гаррота (тоже ведь без пролития крови, не?!), для раскаявшихся без пыток - бессрочное заключение

                А я читал,что с пытками,без пыток,разницы не играло.Ибо пытка,равно и инструменты-это "орудия милосердия",чтобы сподвигнуть к признанию для "спасения души".А основной критерий для того или иного наказания - признался(покаялся) ДО оглашения приговора,или ПОСЛЕ.
        3. +1
          18 января 2017 20:59
          Цитата: Микадо
          Церковь только выбивала показания, а сжигание нераскаявшихся осуществляла уже светская власть

          ЧСХ, сам акт передачи нераскаявшихся в руки светских властей именовался... "релаксация"!
          Фигасе релакс... laughing
          1. 0
            18 января 2017 22:27
            Торквемада никого не судил и подписывал не приговоры, а типа просто сопроводиловки с констатацией факта, что "имярек признан Церковью еретиком и передается в руки светских властей. Просим наказать без пролития крови".

            именно это я и имел в виду. drinks
            Надо поднять мои конспекты по саморегуляции и написать статью про релаксацию. Десять лет назад занимался этим.
          2. +1
            19 января 2017 01:23
            Цитата: Weyland
            сам акт передачи нераскаявшихся в руки светских властей именовался... "релаксация"!

            Необязательно нераскаявшихся,а преступника вообще.
            Цитата: Weyland
            , для раскаявшихся без пыток - бессрочное заключение

            Наример,раскаявшегося сопровождать в монастырь или тюрьму-смотря какой приговор.Или задушить,а потом тело сжечь.Или сжечь чучело еретика,находящегося в бегах...
            1. 0
              19 января 2017 09:13
              Вы не хотите статью написать для нас в раздел "история"? Мы с удовольствием почитали бы, искренне! yes
              1. +1
                19 января 2017 18:13
                Спасибо за предложение,но увы,не обладаю "даром пера"!Может быть,попробую...Но спасибо за предложение! hi
                1. +1
                  19 января 2017 18:27
                  Владислав, обычно в разделе "история" собираются одни и те же люди. Которым просто приятно читать про историю, а не очередные "сводки из дурдома", и размахивать шашкой при этом. А теперь перечитайте Ваши комментарии - полстатьи уже есть. Материалом Вы владеете. Перечитайте несколько статей, пройдите по ссылкам на книги, надергайте интересного и.. расскажите своим языком нам! Человек - существо ленивое. Сами мы вряд ли бы стали искать все тонкости инквизиции по сайтам и ссылкам, но, если бы нам предложили такую статью, мы бы прочитали и оценили. С уважением, Николай hi
                  1. +1
                    19 января 2017 18:32
                    Николай,спасибо!Я правда,не думал об этом,но обязательно попробую.Может получится,может нет.С уважением,Владислав hi
                    1. 0
                      19 января 2017 20:10
                      вот-вот, попробуйте! good
                    2. Комментарий был удален.
  3. +5
    18 января 2017 09:30
    Да уж! Если бы не открытие Америки, Реконкиста выплеснулась бы за Гибралтар и сейчас Алжир и Марокко были бы испанскими землями. Но к счастью для мусульман, поток конкистадоров, умевших только воевать, хлынул в Америку.
    1. +5
      18 января 2017 12:09
      Почему же выплеснулась .Сеуту,Мелилью,Танжер ,Оран,Алжир завоевали и удерживали ,а что то и поныне удерживают.Но открытие Америки и усилившиеся Османская империя не позволили испанцам и португальцам добиться больших успехов.
    2. 0
      18 января 2017 20:48
      А зачем им Африка? Они вполне успешно с маврами торговали, так что зачем их захватывать, если и так все хорошо. А вот богатые запасы золота можно было найти только за морем.
      1. 0
        18 января 2017 22:55
        Цитата: Rastas
        А вот богатые запасы золота можно было найти только за морем.


        А они не за золотом шли (в смысле, как они думали, в Индию) - за пряностями! Торговля пряностями давала 600% прибыли (больше - только работорговля: до 2500%! Помните, как в "Собаке на сене" Тристан втирает графу Лодовико:
        "Отец мой, сударь, чтоб вы знали,
        Был крупным в Греции купцом,
        И самой прибыльною частью
        Он почитал работорговлю."
        Про отца-то, конечно, врёт - а вот про работорговлю ни капельки!
        Но португальцы-то торговлю неграми быстро наладили, а вот испанцы оказались более "правильными пацанами": Кортес настоял, чтобы простых индейцев оставили крепостными (какими они, по сути, и до того были) - но не рабами! А вожди - так они и в Испании вожди: если индейский вождь принимал христианство - он автоматически получал дворянство!
      2. 0
        19 января 2017 04:16
        Точно так же можно спросить: а зачем им Гранада? Они вполне успешно с маврами торговали, так что зачем их захватывать. В Испании были десятки тысяч нищих дворян, оставшихся без наследства. А так как в то время дворяне умели только воевать, то они нанимались к крупным феодалам и королям и воевали за их интересы.
  4. +3
    18 января 2017 10:24
    Денис, все Ваши статьи интересны. Спасибо за них,а главное за будущие.
    "В 8веке пришельцы с Ближнего Востока без особого труда сократили рыхлое государство вестготов"...,а в 21 в.геи и мигранты сокращают Европу
    1. +2
      18 января 2017 13:36
      Интересно, а будет ли ""Реконкиста---2""?Ведь сейчас мы видим нашествие пришельцев с Ближнего Востока не только в Испанию, но и во всю Европу...Или также для этого нужно будет 700 лет?Страшно подумать!...
      1. +2
        18 января 2017 14:48
        а будет ли ""Реконкиста---2
        ..Еще рано, мусульманский мир еще не полностью завоевал Европу..Некоторые еще держатся..
        1. +1
          18 января 2017 16:04
          Цитата: parusnik
          а будет ли ""Реконкиста---2
          ..Еще рано, мусульманский мир еще не полностью завоевал Европу..Некоторые еще держатся..

          За 700 лет индивидуумы, склонные к толерастии, могут настоящими рабами стать.Смотря по возможностям кукловодов----произойдёт ли дальнейшее ослабление гейропы, разложение тотальное.....
          1. +2
            18 января 2017 17:07
            Возможно в Европе еще и одумаются..Есть там светлые умы..
        2. +1
          18 января 2017 16:24
          рискну предположить: нужна "смена крови", прямо по Гумилеву.
          Рим пресытился - пал, потом развитие Арабского халифата, опять же, они прошли высшую точку своего развития - пали, сейчас мы имеем "сытую развращенную Европу". Надо, чтобы у них "кровь поменялась". Видимо, должна произойти какая-то смена формации.
    2. +4
      18 января 2017 15:11
      Цитата: Монархист
      а в 21 в.геи и мигранты сокращают Европу

      Надо русифицировать её, тогда спасём laughing
  5. +1
    18 января 2017 13:53
    Уважаемый Денис, все хорошо. Но... если Вы используете "оспреевские" издания, то хотя бы указывайте по-русски имя автора "картинок". Понятно, что на них видна подпись. Ангус МакБрайд, но так принято. И нетрудно!
  6. +1
    18 января 2017 16:55
    если несколько абстрагироваться от логики заложенной в статье, и смотреть шире, то приходит другое восприятие изложенной истории.
    описываемые события происходят в век падения Константинополя, и к захвату власти в нем Османами, что породило к сепаратной волне на территории всей, до этого единой империи...
    далее, субъекты империи начали приобретать независимость, отказываясь подчиняться османам, которые в свою очередь нарушили очередность престолонаследия...
    начали возникать Персия, Индия, некоторые страны европы, к примеру Франция, Англия, если хотите Московия, с остальными сложней, ввиду того, что тех, кто мог быть у истоков возникновения государства в них не было, а их возникновение есть ни что иное, как следствие от спора за территорию, сформировавшихся государств...
    так и события в этой статье больше напоминают ситуацию, в которой люди новой формации, отжимают для себя территории бывшей империи, в которой еще остались у власти на местных уровнях люди старой формации (нечто подобное распад СССР, и ряд конфликтов возникших при распаде)
    1. +1
      18 января 2017 18:11
      Эфект сообщающихся сосудов! Вспомнить только великое переселение народов!
      Готы потеснили народы северного причерноморья, те в свою очередь племена средней азии и спустя неполную сотню лет на границе держав Германариха возникают Гуны!