"Подчеркнуть могущество" и "внушить страх": как и для чего Екатерина II ездила в Крым

230 лет назад, 15 января (2 января по старому стилю) 1787 года императрица Екатерина II Великая начала путешествие в Крым. Кто был инициатором этой поездки и ради чего она затевалась — в очерке ТАСС

"Подчеркнуть могущество" и "внушить страх": как и для чего Екатерина II ездила в Крым

Отправление Екатерины II из Канева в 1787 году

К 1787 году императрица Екатерина II Великая правила Российской империей 25 лет. Но причины масштабной и оформленной со всей возможной помпой поездки были совсем не в этом.


Лишь пятью годами ранее, после очередного поражения Турции в войне с Россией, был принят манифест, закрепивший присоединение Крыма к России. Произошло это в 1783 году. Екатерина своим визитом хотела подчеркнуть не только могущество империи, но и то, что Россия пришла в Крым навсегда.

"На западе должны были узнать, — писал Александр Брикнер, профессор русской истории в Дерптском университете, в книге "Путешествие императрицы Екатерины II в Крым", — какими источниками богатства и могущества располагает Россия. Путешествие это из контроля над действиями Потемкина должно было превратиться в торжество его, Екатерины и вообще России в глазах Европы, в демонстрацию перед Оттоманскою Портой и ее союзниками; оно должно внушить страх недоброжелателям России, намеревавшимся лишить Россию вновь приобретенных земель".

Второй целью императрицы была инспекция по землям, отданным в управление светлейшего князя Григория Потемкина: контроль над строительством новых городов и переустройством старых, а особенно — над устройством военных портов.

И, наконец, Екатерина II желала понять настроения населения, которое во время поездки могло бы не только воочию увидеть государыню, но и подать ей любого рода жалобы. Особенно важно Екатерине было заручиться поддержкой татар: жители полуострова, еще вчера находившиеся под турецким вассалитетом, были изнурены многочисленными войнами и ханским игом.

Детальный план путешествия граф Потемкин составил еще за три года до поездки: 13 октября 1784 года он отправил ордер о строительстве в городах прибытия царицы дворцов, приложив для этого рисунки, о квартирах для свиты, о приготовлении на станции лошадей.

Деньги из государственной казны, выделенные на подготовку к путешествию, на самом деле были использованы на развитие присоединенных территорий: на них строились дома и дворцы, разводились сады, устраивались ярмарки.



Если не были запланированы постройки дворцов, строились галереи и готовились "приличные напитки и прибор". На пути следования императрицы через каждые 10 верст ставилась "Екатерининская миля" — колонна в память о путешествиях. Семь "миль" сохранилось и сейчас. В каждом городе для путешествующих устраивалась иллюминация, а иногда и фейерверки.

Организация путешествия

К поездке был приготовлен "высочайший поезд". В него входило 14 карет, 124 штуки саней с кибитками, 40 запасных саней.

Для самой императрицы приготовили карету со всеми удобствами, которую везли 30 лошадей. В ней была гостиная на восемь человек, малая библиотека, кабинет, карточный стол и все удобства. У Екатерины были еще шестиместная и четырехместная кареты и даже "почивальный возок".

На каждой станции, а всего их было 76, было готово более чем по полтысячи сменных лошадей. Ехали неспешно: с 9 утра до 7 вечера, с трехчасовым перерывом на обед. Останавливаясь, Екатерина принимала местных чиновников, просителей и посещала балы.

Из высокопоставленных сопровождающих с императрицей путешествовали граф А. Безбородко, граф А. Дмитриев-Мамонов, граф де Сегюр, Фиц-Герберт, принц де Линь, австрийский император Иосиф II — инкогнито, под именем графа Фалькенштейна.

Представитель Франции Луи-Филипп де Сегюр в своих воспоминаниях писал: "Мне суждено было видеть, как на пути принесут ей дань лести и похвал толпы иностранцев, привлеченных блеском власти и богатства. ...Будучи вместе придворным и дипломатом, я должен был, снискивая благорасположение Екатерины, в то же время деятельно следить за предприятиями и действиями честолюбивой государыни, которая тогда, покрывая многочисленными войсками берега Днепра и Черного моря, казалось, грозила вместе с Иосифом II разрушить Турецкую империю".

Распорядок дня императрицы, как пишет де Сегюр, в путешествии не изменился. Она вставала в 6 часов, принимала чиновников, завтракала и принимала дипломатов. В 9 утра "поезд" отправлялся.

"Везде она находила дворец или красивый дом, приготовленный для нее. Мы ежедневно обедали с нею. После нескольких минут, посвященных туалету, императрица выходила в залу, разговаривала, играла с нами; в девять часов уходила к себе и занималась до одиннадцати. В городах нам отводили покойные квартиры в домах зажиточных людей. В деревнях мне приходилось спать в избах, где иногда от нестерпимой жары нельзя было уснуть".
По прибытии в Перекоп — на границу с Крымом — императорский кортеж встретил многочисленный вооруженный отряд богато одетых татарских всадников, которые приехали для сопровождения Екатерины на протяжении всего пути по Крыму.

Это было рискованное желание самой царицы. Де Сегюр комментирует это так: "Монархиня, с мыслями всегда возвышенными и смелыми, пожелала, чтобы во время пребывания в Крыму ее охраняли татары, презиравшие женский пол, враги христиан и недавно лишь покоренные ее власти. Этот неожиданный опыт доверчивости удался, как всякий отважный подвиг".

Екатерину это не могло не радовать. "Удовольствие выражалось во всех чертах лица ее: она наслаждалась гордостью государыни, женщины и христианки при мысли, что заняла трон ханов, которые некогда были владыками России и еще незадолго до своей гибели вторгались в русские области, препятствовали торговле, опустошали вновь завоеванные земли и мешали утверждению русской власти в этих краях. Мы наслаждались почти наравне с нею".

Триумф Потемкина

Перед Крымом Екатерина проехала земли Причерноморья. Часть их была вверена графу Румянцеву, и результатами его работы царица осталась недовольна. Впереди был Крым.

В Крыму императрица посетила несколько городов, и вот они-то, благодаря стараниям графа Григория Потемкина, ее поразили. Например, Севастополь, который до преобразований полуострова был поселком Ахтиар. Силами графа поселок превратился не только в город, но и в военную базу, куда был доставлен мощный флот.


Фейерверк в честь Екатерины II в 1787 году

Вот как описывает представление Севастополя императрице де Сегюр: "Их величества сидели за столом, при звуках прекрасной музыки внезапно отворились двери большого балкона, и взорам нашим представилось величественное зрелище: между двумя рядами татарских всадников мы увидели залив верст на двенадцать вдаль и на четыре — в ширину; посреди этого залива в виду царской столовой выстроился в боевом порядке грозный флот, построенный, вооруженный и совершенно снаряженный в два года. Государыню приветствовали залпом из пушек, и грохот их, казалось, возвещал Понту Эвксинскому о присутствии его владычицы и о том, что не более как через тридцать часов флаги ее кораблей могут развеваться в виду Константинополя, а знамена ее армий — водрузиться на стенах его".

Но и Екатерина, и австрийский император Иосиф II были людьми высокого интеллекта, не подверженными иллюзиям и не падкими на эффекты, поэтому от их внимания не ускользнул истинный масштаб и значение работы, проделанной Потемкиным не только в Севастополе, но и в остальных городах Крыма.
Значительным пунктом в путешествии был и Симферополь, переименованный из Ак-Мечети. Он стал столицей Крыма вместо Бахчисарая. В этом городе для императрицы был построен большой, красивый и тихий дом, в котором она приняла местных градоначальника и военных.

В Бахчисарае же царицу ждало запустение. Расположенная там резиденция последнего крымского хана Шаги-Герая была разорена, из дворца хан вывез все ценное, и здание нуждалось в реставрации, дома были покинуты, торговля не велась. К тому же тяжелый экипаж императрицы, спускаясь в город по крутому склону, на спуске к Бахчисараю едва не разбился. Его всеми силами удерживали татарские мурзы, благодаря чему крушения удалось избежать.


Аллегория Ж.Ж.Авриля "Екатерина II путешествует в своем Государстве в 1787 г."

Единственное, чем Потемкин все же поразил Екатерину в Бахчисарае, была иллюминация на окрестных скалах. Когда стемнело, они вдруг покрылись разноцветными огоньками, что произвело на присутствующих неизгладимое впечатление.

Итоги поездки

Это путешествие Екатерины II на юг своих огромных владений, пожалуй, наиболее значительное, хотя вояжи по стране предпринимали и ее предки, и потомки. Но поездки Петра I были многочисленными и деловыми, Николай I выезжал с инспекционными целями, Николай II — чаще всего на богомолье. И уж конечно, с подобной роскошью и помпезностью в Крым больше не приезжал ни один император. В целом императрица была удовлетворена поездкой и оставила о ней самое благоприятное впечатление.

По итогам этой поездки графу Григорию Потемкину за важность и объем проделанной работы присвоили титул князя Таврического. "Мой ученик, мой друг, можно сказать, идол", — отзывалась императрица о Потемкине, когда всего через четыре года, в 1791 году, он скончался.

Отчасти благодаря поездке, как императрица, так и Западная Европа окончательно убедились в ценности южных приобретений России и возрастания ее могущества. Для самого Крыма появление августейшей особы было очень значимым, некоторые даже сравнивали его с визитом божества. "Катерина-Падишах" — называли ее татары. Щедрые дары вещами и деньгами, которые она раздавала в ходе всего путешествия, только укрепили это обожествление. Такая политика действовала сильнее всяких иных сил.

После этого путешествия возникла традиция поездок императоров на юг, и все, кроме Павла I, наследники императрицы приезжали с визитами в причерноморские земли. Александр I посетил полуостров в 1818 и 1825 годах, в 1837 году и позднее Николай I, а после и Александр II. А император Николай II и вовсе возвел в Ливадии царскую летнюю резиденцию.

Османская империя, настроенная все теми же западноевропейскими державами, сочла путешествие Екатерины в Крым вызовом и потребовала у России не только восстановить вассалитет Крымского ханства, но и разрешить досматривать русские корабли, проходящие через проливы Босфор и Дарданеллы. 13 (26) августа 1787 года на эти требования туркам был направлен отказ, и они объявили новую войну, которая вновь завершилась победой России и заключением Ясского мира.
Автор: Юлия Авдеева
Первоисточник: http://tass.ru/v-strane/3939753


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 70

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Котище 21 января 2017 07:24
    В советской историографии было принято все вышепрописанное клемить "потемкинскими деревнями".
    Взгляд современный, куда более трезв и рационален!
    По выводам?
    Османская империя, настроенная все теми же западноевропейскими державами, сочла путешествие Екатерины в Крым вызовом и потребовала у России не только восстановить вассалитет Крымского ханства, но и разрешить досматривать русские корабли, проходящие через проливы Босфор и Дарданеллы. 13 (26) августа 1787 года на эти требования туркам был направлен отказ, и они объявили новую войну, которая вновь завершилась победой России и заключением Ясского мира.

    В последующем еще четыре войны, из них три победоносные!
    Спасибо!
    1. Авиатор_ 21 января 2017 18:47
      Про "потёмкинские деревни" первый написал сопровождавший Екатерину граф де-Сегюр, после чего выражение стало нарицательным безотносительно того, была показуха во время её путешествия или не была. Скорее всего была, поскольку это явление неистребимо до сих пор нигде.
  2. пищак 21 января 2017 07:27
    Статья очень понравилась! fellow Даже не знал, что Катэрына-ридна маты была проездом в моём родном городе! winked
    Обожаю Крым-Тавриду!
    Автору огромное спасибо за позитив! С уважением hi
    1. Oldenburg 21 января 2017 08:13
      Твоему городу больше повезло,чем Дмитровограду:Утром проснувшуюся с бодунца Императрицу,спросили,как назвать Матушка,это местечко?Да хоть "Секелем" назовите,только не приставайте.Прислуга подумала и решила переиначить,назвали Мелекес,наоборот.
      1. пищак 21 января 2017 11:38
        Эге ж, свезло, так свезло-"Катэрына, ридна маты, що ты наробыла-стэп широкый, край вэсэлый, панам роздарыла.."-только при "застое", раннем Брежневе( до афганской авантюры), и пожили трудящиеся люди по-человечески. wink
      2. V.ic 21 января 2017 16:29
        Цитата: Oldenburg
        Да хоть "Секелем" назовите,

        ...зеркальная анаграмма. Недалеко от Сергиева Посада имеется населённый пункт Хотьково. Так про те же времена... проезжающий чиновник из Питера во Владимир с утреннего бодуна приказал позвать вчерашних встречавших-собутыльников... Лакей сообщил: ваш-сиясь, так ведь нет НИКОГО! Так позвать ХОТЬ КОГО!
  3. Oldenburg 21 января 2017 07:28
    Интереснейшая статья,но немного противоречит с предыдущими историческими исследованиями,напечатанных здесь ранее.Например биография Аракчеева.До 1812 года у него не было возможности ездить на юг за пределы Петербургских окраин и только после войны 1812,Аракчеев начал строить первые укрепления на Малороссии.Далее.Маршрут в Крым, проложен по рекам и каналам и называется до сих пор "Путь из Варяги в Греки",не противоречит логистической теории развития Цивилизации.И этот путь шёл через Новгород,автор обошла его западнее,что спорно.Путешествия по рекам всегда занимают много времени.Не особо верится,что вдоль рек,каналов и переволоков,Императрица ехала на карете.И сейчас нет дорог вдоль рек и нет столько мостов,что бы обеспечить движение.Обратно же из Крыма в Петербург,Автор проложила очень трудный не реальный маршрут по суху.Я не могу представить,как можно проехать тысячи вёрст на карете,по бездорожью,через овраги,реки и леса.Такое могут только колонна военной техники с мостоукладчиками и БАТами.Нет сведений о развитой дорожной сети Московии в то время. Есть мнение Историков,что населёнными были земли до Рязани,а южнее были голые степи.Голые степи помнили ещё мои бабушки,но они жили в 20 веке.Трудно представить путешествие важной Особы по безлюдным степям,при отсутствии снабжения.Подобные исследования,получаются неправдоподобными,если их представлять однобоко,без работ других Историков.Если путешествие Е2 и было,то только с одной целью,разведки будущих земель,которые будут захвачены в результате Войны.С Уважением!
    1. Cartalon 21 января 2017 08:24
      Конечно конечно реплитоиды они такие
      1. Oldenburg 21 января 2017 10:02
        Это сарказм?
    2. Котище 21 января 2017 08:54
      Я не могу представить,как можно проехать тысячи вёрст на карете,по бездорожью,через овраги,реки и леса.Такое могут только колонна военной техники с мостоукладчиками и БАТами.Нет сведений о развитой дорожной сети Московии в то время.

      Вывод изнеженная императрица и ее двор были выносливее чем современный военнослужащий!
      Не думаю, что иностранные авторы и очевидцы стали приукрашивать путешестаие империатрицы, особенно врать о его маршруте. Предлагаю просто побыть в седле 10 часов! Ощущения....?
      И последнее. Всякая ли машина преодолеет 30° склон, нет не всякая, а лошадь с телегой в легкую!
      1. Oldenburg 21 января 2017 10:10
        В какое время года уважаемый и как на телеге через полноводную реку переправляться,да не одну.В те времена реки были полноводными
        1. Котище 21 января 2017 11:18
          Для не сведующих Екатерину Великую сопровождал флотский экипаж численностью около 200 человек, несколько галер и специально построеных стругов!
          Кроме того степь не является препятствием для передвижения конницы, впрочем и как лесостепь.
          Крепкий грунт степей позволяет даже использовать бронетехнику. Отсылаю в воспоминаниям К.Жукова.
    3. Ольгович 21 января 2017 10:00
      Цитата: Oldenburg
      Нет сведений о развитой дорожной сети Московии в то время.

      Нет никаких сведений о Московии в то время (екатерининское) , есть сведения о РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
      Цитата: Oldenburg
      Есть мнение Историков,что населёнными были земли до Рязани,а южнее были голые степи..Голые степи помнили ещё мои бабушки,но они жили в 20 веке

      Это Вы о Тамбове, Харькове и Новороссии?! belay lol Учебник в помощь!.
      Цитата: Oldenburg
      .Если путешествие Е2 и было,то только с одной целью,разведки будущих земель,которые будут захвачены в результате Войны


      ??!
      belay lol fool
      1. Oldenburg 21 января 2017 10:47
        По первой цитате?Тихо съехали с темы дорог.Какие дороги были тогда?Доложите.
        По второй цитате:Учебник в помощь!Учебники устаревают,и заказная придуманная История никому не интересна,за исключением любителей стереотипов.
        По третьей цитате,после первых ваших выводов,ясно,что ответ по третьей не осилите,слишком слабые представления.
    4. avt 21 января 2017 10:39
      Цитата: Oldenburg
      Есть мнение Историков,что населёнными были земли до Рязани,а южнее были голые степи.

      А что это за ,,гишторики " ??? Пивоваров , Сванидзе и Млечин ? wassat Ах! Да! Ещё есть ,,повелитель 600 секунд" Невзоров -лошадиный хроник .Поищите и почитайте ,,Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию" описанного его сыном , тоже священником и участником поездки во времена Лёши ,,Тишайшего", что гора-а-аздо раньше вояжа Матушки Кати №2 . Там конечно дороги не шибко детально описаны, но весьма удивитесь отличию от утверждения этих
      Цитата: Oldenburg
      Есть мнение Историков,

      о том ,что
      Цитата: Oldenburg
      что населёнными были земли до Рязани,а южнее были голые степи.
      Вот там не ,,мнение", там реальные путевое описание путеществия из нынешней Турции скорее , чем Сирии в Москву,через Румынию, тогда Валахию и Молдавию.
      avt
      1. Oldenburg 21 января 2017 10:55
        Одна дорога была в России из Петербурга в Москву,6ть дней трястись приходилось,но эта дорога появилась гораздо позже.По "дорогам" ездили,только беглые каторжники,остальной люд передвигался по рекам.Ну ни как Е2 в январе на карете,через перемёты.Добавьте,лошади нужно 6ть кг зерна,50 гр соли и 15 кг сена в день.Просьба умножьте это количество на всех коней и покажите,какая потребность в лошадях на перевозку всех нужных на два,три месяца припасов.У меня не хватает фантазии для этого.
        1. avt 21 января 2017 11:15
          Цитата: Oldenburg
          Одна дорога была в России из Петербурга в Москву,6ть дней трястись приходилось,но эта дорога появилась гораздо позже.По "дорогам" ездили,только беглые каторжники,остальной люд передвигался по рекам.

          fool Не знаю как у вас там в виртуале , а у нас ,,ордынцев" конечно шоссе четырёхполосных не было , но Ям ( не углублений в земле) полным полно было с соответствующими службами , вплоть до массовой постройки железных дорог и сохранилось по сию пору в названиях как улиц, так и деревень . А вот по рекам на повозках именуемых в варварской Орде-Московии не цивилизованно - сани, когда лёд крепко вставал , реально передвигались, равно как и верхом, что менее комфортно. Походу являетесь сторонником учения ,,историков " о дикой стране варваров-ордынцев ? Ну тогда ждите ,, трудов" Акунина , того самого , ну злом отягащённого , а пока интервью Шурика читайте.Он
          Цитата: avt
          ,,повелитель 600 секунд" Невзоров -лошадиный хроник .

          Вам ещё жути нагонит в штаны про
          Цитата: Oldenburg
          .Добавьте,лошади нужно 6ть кг зерна,50 гр соли и 15 кг сена в день.

          Так что добавит к
          Цитата: Oldenburg
          .У меня не хватает фантазии для этого.

          bully
          avt
          1. Cartalon 21 января 2017 11:56
            Чего вы тролля кормите?
    5. РУСС 21 января 2017 14:57
      Цитата: Oldenburg
      .Нет сведений о развитой дорожной сети Московии в то время.

      Нет сведений так как не было Московии как таковой, Московией называли Россию поляки .
      1. Пеший 21 января 2017 19:09
        Цитата: РУСС
        Цитата: Oldenburg
        .Нет сведений о развитой дорожной сети Московии в то время.

        Нет сведений так как не было Московии как таковой, Московией называли Россию поляки .


        Вот на этом он и спалился.
      2. Котище 21 января 2017 21:55
        Цитата: Русс

        Нет сведений так как не было Московии как таковой, Московией называли Россию поляки .

        Ну, ну! Екатерина Вторая видимо очень на это обидилась, и разделила Речь Посполитую в три приема! crying
    6. SpnSr 21 января 2017 22:09
      Цитата: Oldenburg
      .Такое могут только колонна военной техники с мостоукладчиками и БАТами.

      интересно, какими тропами Давлет Гирей хаживал на Москву, да и еще пушки турков за собой тягивал?
      тут скорее все намного глубже. мне вот почему то кажется, что дороги пришли в запустение уже после того, как прошла смута, даже не сразу после побывки под Молодями герее-османовского войска, а такие дороги было востановить несколько проще, а уже потом, по мере хозяйствования, они либо пришли в полную негодность, либо были используемы, а значит и обслуживаемы.....
    7. KVIRTU 21 января 2017 22:52
      Маршрут правильно на схеме указан. Забыли, между Киевом и Херсоном Екатеринослав (Днепр нынешний) указать - а там особенно к встрече готовились.
      По Крыму маршрут - те дороги в силу разных причин не сохранились.
    8. неглавный 21 января 2017 23:20
      Цитата: Oldenburg
      Обратно же из Крыма в Петербург,Автор проложила очень трудный не реальный маршрут по суху.Я не могу представить,как можно проехать тысячи вёрст на карете,по бездорожью,через овраги,реки и леса.Такое могут только колонна военной техники с мостоукладчиками и БАТами.

      В этом то Ваша проблема! Вы не верите в народ, вы ни во что не верите! А Екатерина ПРОЕХАЛА! Кстати это не сенсация, мы и сейчас ездим по направлениям!
  4. parusnik 21 января 2017 08:40
    Миф о "потемкинских деревнях", как редкое исключение, имеет конкретного автора. Им является саксонский дипломат Гельбиг. Сам дипломат, служивший в России уже в конце царствования Екатерины ,формально секретарем посольства, а фактически саксонским резидентом, в той знаменитой поездке в Крым участия не принимал. Он лишь тщательно собрал гулявшие по Петербургу слухи, соответственно их препарировал, интерпретировал и опубликовал. Самая первая еще анонимная публикация увидела свет в гамбургском журнале "Минерва". Затем появилась и книга-памфлет Гельбига "Потемкин Таврический", многократно переизданная позже в Голландии, Англии и Франции.Это "произведение" и познакомило Европу с "потемкинскими деревнями". Позже книга была переведена на русский и под названием "Пансалвин – князь тьмы" начала гулять и по российским просторам. Потемкин, а заодно с ним и Екатерина пали жертвами грязных политических технологий того времени. Здесь сошлись интересы российских противников князя, П. А. Румянцев , видевший в Потемкине соперника, князь М. М. Щербатов не раз проявлял свои недовольства течением дел в России и екатерининскими "прожектами",канцлер А. А. Безбородко, всегда составлявший оппозицию светлейшему князю, и другие,именно они были главными поставщиками слухов и западных противников императрицы, использовавших эти слухи в своих интересах.Памфлет Гельбига оказался востребован Европой. Политические успехи России порождали тревогу во многих европейских столицах. Кстати,раздражение в Европах вызывало и то, как равнодушно реагировала Екатерина на любые попытки Запада протестовать против политики Петербурга.
  5. ротмистр 21 января 2017 08:56
    Великая была женщина, много сделала для России. Могла подбирать людей, для осуществления своих прожектов. Автору большое спасибо за статью, написана с любовью к России( правда как женщина, написала слишком эмоционально ).
    1. andrewkor 21 января 2017 09:47
      А ведь природная,чистокровная немка.высочайшая патриотка своей державы!!!
    2. Oldenburg 21 января 2017 10:07
      Да но одобрить применение ею оспы,как биологического оружия,я не могу.
      1. V.ic 21 января 2017 16:35
        Цитата: Oldenburg
        применение ею оспы,как биологического оружия,я не могу.

        ...ЛИЧНО заражала коростою с себя платки и империалы и одаривала "простодушных" крымчаков?
      2. Пеший 21 января 2017 19:15
        Цитата: Oldenburg
        Да но одобрить применение ею оспы,как биологического оружия,я не могу.


        Кроме как гадить на сайте вы не чего не можете. Шли бы вы.
  6. Ольгович 21 января 2017 10:08
    Цитата: ротмистр
    Великая была женщина, много сделала для России. Могла подбирать людей, для осуществления своих прожектов. Автору большое спасибо за статью, написана с любовью к России( правда как женщина, написала слишком эмоционально )


    "Век Золотой Екатерины". !

    И бесконечно горько от того, что все то, что было завоевано и освоено Екатериной, ее великими сподвижниками и народом для России, сто лет назад было просто отдано неизвестно кому, а ВСЕ памятники великой Императрице, ее сподвижникам, их подвигам были стерты с лица земли и из памяти населявших Новороссию людей....
    1. дядя Мурзик 21 января 2017 14:05
      бездарное правление малахольного ампиратора николашки вместе с гессенской мухой вот главная причина по которой Россия оказалась в пучине революций!
  7. Oldenburg 21 января 2017 10:20
    Кто нибуть расскажет мне,как запрячь 30 лошадей в огромную карету?Такого я не встречал,ну 6ки,8 ки допускаю,пусть 16 лошадей,но 30,это пожалуй перебор.Теоретически конечно можно.Только ни один историк,которых я читал,не упоминает о таких огромных каретах и столько лошадей.Видимо,я что то упустил.Хотелось бы пояснения Автора,какие подшибники стояли на такой карете?Не на простой же ступице ,на дёгте крутились.
    1. avt 21 января 2017 10:50
      Цитата: Oldenburg
      Кто нибуть расскажет мне,как запрячь 30 лошадей в огромную карету?

      laughing Типа вариант тройки привиделся ? Ну это реально ночной кошмар . laughing А так они тогда обычно цугом , ну или цепочкой парной, можно ещё назвать -гуськом.
      Цитата: Oldenburg
      ,Императрица ехала на карете

      Вообще то от Киева на галере ,,Десна" изволилис . Потом под командованием мичмана Ломбарда геройствовали моряки наши на ней под Кинбурном.
      avt
      1. Oldenburg 21 января 2017 11:32
        о тройке да же не думал,это ваша фантазия.Понял,15 пар лошадей цугом,это просто и всем известно.Колёса на европейских подшибниках,аппарат то в Европе делали,там всё качественно,немка на русской технике просто не поедет.До Киева вдоль рек на карете,зимою лютой,как вы пишите,а после на галере,лёд то сошёл к тому времени?Или ваша галера и по льду может.
        Пороги не проблема,хлопцев то хватает,на руках перенесут и галеру и Е2.А как же остальной обоз?Остался в Киеве,или его то же на челны?Поясните.От вашего ответа,только вопросов добавилось.
        1. avt 21 января 2017 11:39
          Цитата: Oldenburg
          .До Киева вдоль рек на карете,зимою лютой,как вы пишите,а после на галере,лёд то сошёл к тому времени?Или ваша галера и по льду может.

          А поисковиком поработать ? Ну если в библиотечку сгонять , посмотреть профильный бумажный носитель крайне неохота wassat Тогда могёт быть
          Цитата: Oldenburg
          .От вашего ответа,только вопросов добавилось.
          Резко убавится . Может там где написано то , что ,,Матушка" у Киеве ледохода дождалась ?Ну и опять же , если кнопками тыкать уже запад.... не комильфо , ну смартфон что ли спросите , типа Окей Гугель - галера ,,Десна" bullyДерзайте как то сами .
          avt
          1. Oldenburg 21 января 2017 11:41
            Не в такое ваше бормотание не научное ,вдаваться не стану.Себя ещё уважаю.
            1. avt 21 января 2017 11:44
              Цитата: Oldenburg
              Не в такое ваше бормотание не научное ,вдаваться не стану.Себя ещё уважаю.

              Забыли дописать -книжек не читаю, поисковиком не работаю и Гугеля в сартфоне не спрашиваю bully good Ну прям Старуха из сказки Пушкина , шлёте всем привет - ,,Дурачина ты простофиля!" Тоже вариант , а главное концовка этого ,,научного подхода" вполне себе предсказуема. bully
              avt
              1. Oldenburg 21 января 2017 11:48
                Не навязую,но когда захочешь просветиться в подобном вопросе,почитай Игоря Грека и о нём то же.Грек раскрывает Логистическую теорию цивилизаций.Мне думается всё реально.Не поленись.
                1. Cartalon 21 января 2017 12:01
                  Обязательно почитаем и Велесову книгу почитаем и Рен тв будем в режиме 24/7 смотреть и нас обязательно заберут на Альфа Центавра, для трансмутации
                2. avt 21 января 2017 14:41
                  Цитата: Oldenburg
                  Не навязую,

                  laughing
                  Ой, не лги, ой, не лги! Царю лжешь!
                  именно что
                  Цитата: Oldenburg
                  навязую

                  А вообще это что?
                  Цитата: Oldenburg
                  ,но когда захочешь просветиться в подобном вопросе,почитай Игоря Грека и о нём то же.Грек раскрывает Логистическую теорию цивилизаций.Мне думается всё реально.Не поленись.
                  это
                  Ты как царю челобитную подаёшь, холоп?!
                  Лучше ответствуй Нам - с Гугелем про галеру ,,Десна" поговорил ? А касаемо
                  Цитата: Oldenburg
                  Игоря Грека и о нём то же.Грек раскрывает
                  То собственно
                  -А Фокс он, что из блатных?
                  Он что ?
                  Цитата: Oldenburg
                  и о нём то же.Грек раскрывает

                  я так понял о Пушкине знает и писал больше чем влюблённый и принимающий Пушкина как наше всё Натан Яковлевич Эйдельман ?А то я лучше ещё раз подборку оставшихся после миллеровских историков подборку документов почитаю изданную нашими татарами в Казани , чем заумствования гишториков , тем более , что веселее Гумилёва , только прижизненные издания брать надо , никто свои теории лучше не выкладывал. Там у татар казанских как то цитаты из летописей разных народов и переписка Лёши ,,Тишайшего" с Ногайским ханом они добре выложили. А на-а-а-последок я скажу-у-у-у-у
                  Цитата: avt
                  .Поищите и почитайте ,,Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию" описанного его сыном , тоже священником и участником поездки во времена Лёши ,,Тишайшего",

                  Издано на русском с переводом аглицкой мовы списка и арабского из архива МИД РФ.Так что документ вполне конкретный.Правда есть два издания . Первый большой подарочный и наиболее полный , второй ...отрихтовали малёк острые углы в части диалога Никона с Лёшей при которых Макарий присутствовал и сын его с его слов на рукопись положил.
                  avt
                  1. Oldenburg 21 января 2017 18:20
                    Не стыдно вам не знать Историю России и Тартарии?а ведь уже не младенец.
                    1. avt 21 января 2017 20:36
                      Цитата: Oldenburg
                      Не стыдно вам не знать Историю России и Тартарии?

                      В части учения
                      Цитата: Oldenburg
                      Игоря Грека

                      ,Или таки Игоря Грекова и не менее широко известного в узких кругах Шахмагонова ? Представьте себе -НЕТ bully Как то в адепты учения не тянет .Особливо если это те самые ,,гишторики" согласно которым за Рязанью голая степь . bully Ну из предыдущего вашего поста.
                      avt
        2. мордвин 3 21 января 2017 12:01
          Цитата: Oldenburg
          ,немка на русской технике просто не поедет.

          А про каретные мастерские погуглить? В т. ч. и придворные?[media=http://]
          1. Oldenburg 21 января 2017 12:12
            Так это немцы основали.
            1. мордвин 3 21 января 2017 12:19
              И наши были. Ильин, например, Арбатских, Куканов. А ничего, что немцы из просвещенной Европы переселялись в дикую Россию?
              1. Oldenburg 21 января 2017 12:25
                Совершенно ничего.Это был план,в частности Е2, заселить земли немцами.Под каток попали запорожские казаки,которых выгнали поближе к Турции.Это видно по геграфическим названиям.Немцы,Ольденбурги правили балом и без их ведома ничего не происходило.
                1. мордвин 3 21 января 2017 12:39
                  Цитата: Oldenburg
                  Немцы,Ольденбурги правили балом и без их ведома ничего не происходило.

                  А Вы их потомок? Обидна, да? Надоел.
        3. Котище 21 января 2017 13:24
          Сходите в оружейную палаиу в Кремле или музей артиллерии в С.Петербурге и в первом можно посмотреть кареты, во втором мортиры и пушки, которые таскали лошади!
          По воспоминаниям Александре (причем брита) современника Николая I, в центральной России были исключительно хорошие дороги и сеть почтовых станций!
          Если и это Вас не убеждает, прочитайте о действиях корпуса генерала Доватора.
          1. Oldenburg 21 января 2017 15:35
            Как раз полный букет фальсификации истории,представлены в музеях и грановитых палатах,за что ни возьми.Спешу вас расстроить,лошади не увезут столько ядер,сколько нужно для нормального сражения.Всю кухню,до появления жел.дор,возили по рекам,по течению или бурлаки.
            Какие дороги,если война 1812 года была,на речных узлах,каналах и переволоках.И война была за водные узлы.
            Историю писал Карамзин,по приказу царей.Карамзин,это тот же Познер с Чубайсом.Вы бы поверили,если бы Историю России написал бы Навальный?
            1. V.ic 21 января 2017 16:43
              Цитата: Oldenburg
              Вы бы поверили,если бы Историю России написал бы Навальный?

              Если вы признаетесь, что являетесь его внебрачным пасынком, тогда конечно! laughing
              1. Oldenburg 22 января 2017 00:24
                Вас прошу больше не комментировать меня,вы пишите несуразные вещи,типа " если являетесь его внебрачным сыном",согласитесь такие высказывания появляются либо от природной глупости и идиотизма,либо задуманная врагом спланированная акция,типа затравить.Но в любом случае,вы спалились.Запомнил,больше не лезешь к мне со своими особенностями.
            2. avt 21 января 2017 17:32
              Цитата: Oldenburg
              Какие дороги,если война 1812 года была,на речных узлах,каналах и переволоках.И война была за водные узлы.

              wassat О как ! Так это Наполиён в Москву рвался , потому как знаа-а-ал - Москва порт пяти морей ! :А войну проиграл потому что не надо было через Неман переправу делать , а ...сплавиться вниз по течению и выиграл бы войну bully: bully Нет предела совершенству ! bully
              Цитата: Oldenburg
              Спешу вас расстроить,лошади не увезут столько ядер,сколько нужно для нормального сражения.

              А мужики то и не знали , что снаряды на Бородино подвозили морским путём ! bully
              avt
              1. Oldenburg 21 января 2017 18:17
                Простите ,но тёмного человека,просветить невозможно.Наполеон не проиграл Войны,ведь с Александром они были братьями и Тильзицкий мир доделали до конца.
                1. avt 21 января 2017 18:25
                  Цитата: Oldenburg
                  Простите ,но тёмного человека,просветить невозможно.Наполеон не проиграл Войны,ведь с Александром они были братьями и Тильзицкий мир доделали до конца.

                  Эвона как ! Я то ,,тёмный человека " усю жисть считал что Саню№1 принудили к подписанию мира , именумого в простонародье Тильзитским с обязательством душить англов континентальной блокадой, аккурат после Аустерлица , но поражения австро-русских союзных войск, а Отечественная война 1812го и поход на Париж с прочими ,,битвами народов " под Ляйпцигом ( речка наверное такая , ну по которой снаряды подвозили в обе стороны bully )и собственно взятием Парижа и отречением Напольёна ,было после Тильзтского мира , а оказывается ДО ! wassat Как же нам врали большевики и коммунисты в преподавании Истории !!! bully bully Ну наконец то правду от вас узнал , а так бы ни вжисть ! bully Но главное они наплаву встретились , вот это всё объясняет bullyДайте у дальше сам угадаю - Буонапартий потом и Ватерлоо выиграл ! Ну потому что опять в ссылку поехал , но уже с более строгим режимом bully Судьба-а-а-а...ну в смысле Тильзи-и-и-ит.
                  avt
                2. мордвин 3 21 января 2017 20:11
                  Цитата: Oldenburg
                  тёмного человека,просветить невозможно

                  А Вы не стесняйтесь, просвещайте нас, темноту лапотную.
                  Цитата: Oldenburg
                  .И война была за водные узлы.

                  Расскажите нам, зачем Наполеону Берёзина нужна была, а тем более Швейцарским наёмникам, что там тыщу трупов оставили.
                3. parusnik 21 января 2017 22:12
                  Oldenburg
                  Наполеон не проиграл Войны,ведь с Александром они были братьями
                  ...По крови или молочными.?
    2. V.ic 21 января 2017 16:40
      Цитата: Oldenburg
      Автора,какие подшибники

      ...подшиБники, они у Вас в дырочку пониже спины вставлены! lol
    3. тундряк 24 января 2017 20:02
      Цитата: Oldenburg
      Кто нибуть расскажет мне,как запрячь 30 лошадей в огромную карету?

      А вы вообще то лошадей видели laughing
  8. Cartalon 21 января 2017 12:18
    Зачем вы что то доказываете человеку который в другой реальности существует, он ведь не одного здравого аргумента привести не может, кроме я не видел значит не было, у него и пароход по морю ходить не может ибо железо в воде тонет.
    1. avt 21 января 2017 17:54
      Цитата: Cartalon
      я не видел значит не было, у него и пароход по морю ходить не может ибо железо в воде тонет.

      Вот Вы и попались ! Я своими глазами видел - монетку металлическую в воду кинуть - ТОНЕТ !!! bully Но ....может она металлическая , но не железная ? Железная , из которой пароходы делают , всплывёт ??Всплывёт !!!laughing
      avt
      1. Oldenburg 22 января 2017 00:25
        Вот вот травите других и ко мне не лезте.
        1. V.ic 22 января 2017 09:23
          Цитата: Oldenburg
          Вот вот травите других и ко мне не лезте.

          1. Заведите себе персональный сайт и творите на нём что пожелаете. Здесь не возбраняется критиковать. Можете даже перемыть косточки ушедшему из белого дома м-ру Обаме.
          2. ...не лезЬте пишется с "разделительным мягким знаком".
  9. nezvaniy_gost 21 января 2017 14:01
    "ханским игом" )))
  10. Комментарий был удален.
  11. Rostislav 21 января 2017 18:21
    Османская империя, настроенная все теми же западноевропейскими державами, сочла путешествие Екатерины в Крым вызовом и потребовала у России не только восстановить вассалитет Крымского ханства, но и разрешить досматривать русские корабли, проходящие через проливы Босфор и Дарданеллы. 13 (26) августа 1787 года на эти требования туркам был направлен отказ, и они объявили новую войну, которая вновь завершилась победой России и заключением Ясского мира.

    Обидно, что по результатам многочисленных войн, в которых колотили турок, так и не забрали пролив. И было бы Черное море внутренним российским.
  12. Dekabrist 21 января 2017 21:46
    Пока читал комментарии, вспомнилось.
    Можно ли избавиться от троллей?
    Троллей, как и тараканов, до конца извести нельзя. Избавься от одного, на его место всегда придёт новый; идиотов и социопатов очень много. Но, как и тараканов, троллей можно отваживать.
    Самое страшное для тролля — когда на него не обращают внимания. Тролль просто заскучает и уйдёт на новые «пастбища». Но перед этим он вылезет из кожи, чтобы всё-таки привлечь к себе внимание — в ход пойдут личные оскорбления, флуд, итд, итп.
    Тролли ищут внимания в такой извращённой форме просто потому, что они имеют крайне низкую самооценку и не имеют никаких других способов привлечь к себе внимание (среди троллей почти никогда не попадается умных или интересных людей — им просто нечего сказать). Как правило, в реальной жизни тролли социопатичны и часто имеют проблемы в личной жизни. Сам факт того, что тролля кто-то заметил и ему ответил повышает троллю самооценку. Следующее желание тролля — стащить собеседника на свой уровень (и, если получится, унизить его потоком хамства и инсинуаций).
    Несомненно, перепалки с троллями могут быть развлекательными и довольно оживлёнными, но вспомните народную мудрость: «Если вы спорите с идиотом, подумайте, быть может он делает то же самое!»
    1. avt 21 января 2017 22:11
      Цитата: Dekabrist
      Несомненно, перепалки с троллями могут быть развлекательными и довольно оживлёнными, но вспомните народную мудрость: «Если вы спорите с идиотом, подумайте, быть может он делает то же самое!»

      Глубоко , складно , даже наукообразно , прям годится для постамента . Гордыня тяжкий грех , вот в связи с сим постулатом . Отчего решили , что объявив кого то просто и без затей,,троллем" , не прячете свою слабость ?Гордо удалиться с сим вновь обретённым знанием - ваше право , даже крапануть нравоучение при отходе. Но вот реально с постамента , или табуретки вещаете ? На этот вопрос ответа мне , например , да и посетителям особо и не нужен . Это скорее себе задайте, это весьма полезно именно для самооценки .Кстати помимо порой и развлечения , есть грех, ещё вообще то и тренировка неплохая.Ну это опять же на любителя , а точнее для крепких нервов .Хотя нынче оппонент не тот пошёл , увы , одноклеточный и в массе своей однофразный . Да и ленивый - тупо ленятся перепроверить себя любимого и попадаются на мелочёвке .Да и градус уже не тот . Оно и понятно - сайт типа СМИ и владельца наказать могут.Но раньше веселей было и завсегдатые бывали прелюбопытные . Причём даже при абсолютно противоположных взглядах, на один и тот же вопрос в перепалке , порой и не нормативной, не опускались до банального ярлыка - ,,тролль". Как то всё больше руководствовались ,,шансоном" от Ле́йзера Ио́сифовича Вайсбе́йна/Утесова из Одессы -,,Сдохни , но держи фасон"По мне так хоть и не наукообразно, однако точно.
      avt
    2. parusnik 21 января 2017 22:15
      Вот про таких троллей еще В.Шукшин описал в рассказе "Срезал", а инета тогда еще не было, а тролли были...
      1. Dekabrist 21 января 2017 22:22
        http://lib.ru/SHUKSHIN/srezal.txt
  13. GreenLis 22 января 2017 06:40
    Как раз искал материал для статьи про путешествие Екатерины II в Крым, так как заполняю потихоньку сайт об императрице - https://екатерина2.рф/

    Благодарю за информацию!
Картина дня