Моонзунд. Часть 1

36
С Моонзундом (проливом, отделяющим Моонзундский архипелаг от материкового побережья Эстонии) связана комбинированная операция германских военно-морских и сухопутных сил «Альбион». Для России Моонзундская операция 29 сентября – 7 октября 1917 г. – последняя боевая операция в ходе Великой войны.

В оперативном плане для немцев Моонзундская операция – это десантно-морская операция по захвату островов архипелага. Стратегическая цель операции заключалась в овладении Рижским заливом – важнейшим перспективным плацдармом. Кроме того, овладев островами, немцы лишали русское командование возможности использовать свою авиацию в Рижском заливе (аэродромы находились в основном на острове Эзель) и обеспечивали приморский фланг своей 8-й армии от любых неожиданностей.



Германский флот был настолько сильнее русского Балтийского флота, что никакое оперативное и тактическое искусство последнего не могло уравновесить его шансы в открытой борьбе на море. Исходя из соотношения сил, русское морское командование построило свой план войны на Балтийском ТВД на концепции обороны наиболее опасных для России операционных направлений методами позиционной борьбы. Узкие Финский залив и входы в Рижский и Ботнический заливы давали возможности преграждать их минно-артиллерийскими позициями. Сами по себе эти позиции не могли предотвратить прорыв неприятельского флота, но сковывали маневрирование противника, позволяли русским военно-морским силам действовать во фланг прорывающегося через минные заграждения неприятеля.

К весне 1916 г. были созданы: 1) Центральная минно-артиллерийская позиция на линии Нарген-Поркаллаудд; 2) Передовая минно-артиллерийская позиция, состоявшая из минного заграждения между Гангеуддом и м. Такхона (северная оконечность о. Даго - ее фланги должны были защищаться батареями на о. Руссарэ, к югу от м. Гангеудд) и на о. Даго (у м. Такхона); 3) Або-Оландская укрепленная позиция (закрывала вход в Ботнический залив) и 4) Моонзундская укрепленная позиция (наряду с минными заграждениями в Ирбенском проливе она защищала вход в Рижский залив).

Передовая позиция позволила выдвинуть передовое базирование Балтийского флота из Гельсингфорса на запад. Особое место в системе обороны занимали Морские силы Рижского залива, в состав которых входили, кроме устаревшего линкора «Слава, несколько крейсеров и почти вся Минная дивизия Балтийского флота. Главной оперативной задачей этой группировки была оборона входа в Рижский залив через Ирбенский пролив - северный фланг минного заграждения обеспечивался Моонзундской позицией, а южный фланг упирался в захваченное и укрепленное германцами побережье Рижского залива.

Овладение побережьем Рижского залива – одна из важнейших задач германских сил в период боевых действий в Прибалтике летом 1915 г. Именно тогда была проведена Ирбенская операция германского флота. Но прорыв германского флота в Рижский залив не достиг главной цели - уничтожения русских военно-морских сил в заливе. Главная цель Ирбенской операции – удержание господства в заливе для содействия войскам приморского фланга германской Неманской армии – также не была достигнута. Тем не менее, противник владел побережьем как базой для развертывания последующих боевых операций.

Вся совокупность минно-артиллерийских позиций, созданных русским командованием к лету 1916 г. на Балтийском ТВД, составляла единую мощную укрепленную систему, центром которой являлась Передовая позиция (с развертывавшимися на ней главными силами Балтийского флота), с флангами в виде позиций Ирбенского пролива и Оландсгафа (за которыми должны были находиться вспомогательные части флота). Центральная и Тыловая позиции обеспечивали стабильность оборонительной системы и гарантировали надежность защиты морских подступов к Петрограду.

Боевая устойчивость системы русских минно-артиллерийских позиций в значительной мере зависела от грамотного и активного маневрирования корабельных сил флота. Наиболее слабыми звеньями системы являлись фланговые позиции - Ирбенская и Оландсгафская: они имели только по одному флангу, примыкавшему к своим береговым укреплениям (другой фланг Оландсгафской позиции выходил в шведские территориальные воды, а южный фланг Ирбенской позиции упирался в курляндский берег, занятый и укрепленный германскими войсками). Под прикрытием береговых батарей германские корабли могли свободно перемещаться вдоль курляндского побережья - только в 1917 г., после установления на мысе Церель 305-мм батареи, перекрывавшей своим огнем всю ширину Ирбенского пролива, работы германских тральщиков на фарватере вдоль этого берега были затруднены.

Моонзундская укрепленная позиция являлась важным элементом в системе русской обороны на Балтике - она составляла промежуточное звено между Ирбенской и Передовой позициями. Владение Моонзундом обеспечивало коммуникации в Рижском заливе, позволяло успешно оборонять Ирбенский пролив, а также содействовать флангу Северного фронта, обеспечивалась свобода маневра на Балтийском ТВД.

Главная уязвимость Моонзундской позиции – доступность для вражеского десанта (почти все побережье благоприятствовало высадке), чем противник в кампании 1917 г. не преминул воспользоваться. Острова Эзель и Даго, входы в бухты Тагалахт и Лео, Соэлозунд были защищены недостаточно. Наиболее уязвимым местом архипелага был Соэлозунд - пролив, разделяющий самые большие (Даго и Эзель) острова и ведущий из Балтийского моря внутрь Моонзунда. На острове Эзель, перед самым входом в пролив, были две самые большие бухты - Тагалахт и Мустельгам - удобные для большого флота.

Соответственно, главная тяжесть обороны островов лежала на их гарнизоне, недостаточном как в количественном, так и в качественном плане, а к осени 1917 г. еще и разложившемся морально-психологически. Развернутый за минно-артиллерийскими позициями русский флот представлял из себя серьезную боевую силу, способную в любой момент выйти в море и напасть как на совершающий морской переход, так и на высаживающийся десант противника. Но, с одной стороны, его боеспособность была также подорвана революционными событиями, а с другой – имея, благодаря Кильскому каналу, возможность перебрасывать на Балтику корабли любых классов, немцы сосредоточили к началу Моонзундской операции крупные силы и средства из состава флота Открытого моря.

Моонзунд. Часть 1


Схема района Моонзундской операции.

Немцы задействовали в операции более 300 кораблей, 102 самолета (94 базировалось на авиаматке «Святая Елена» и близлежащих аэродромах плюс 8 гидросамолетов в 16-м авиаотряде), до 25000 человек десанта (управление 23-го резервного корпуса, 42-я и 77-я пехотные дивизии, 2-я самокатная бригада) при 40 орудиях, 80 минометах, 220 пулеметах [Чишвиц А. фон. Захват балтийских островов Германией в 1917 г. М., 1937. С. 28-29]. Десант был принят на транспорты в г. Либава.

В составе группировки оперировали: линейный крейсер «Мольтке», 10 новейших линкоров (3-я и 4-я эскадры – линкоры «Байерн», «Кениг», «Гроссер Курфюрст», «Кронпринц», «Маркграф»; «Фридрих дер Гроссе», «Кениг Альберт», «Кайзерин», «Принц-регент Луитпольд», «Кайзер»), 9 легких крейсеров (2-я и 6-я разведывательные группы – «Кенигсберг», «Карлсруе», «Нюрнберг», «Франкфурт», «Данциг», «Кольберг», «Страсбург», «Аугсбург»; «Эмден» был флагманом миноносного соединения), свыше 100 миноносцев и эсминцев, 6 подводных лодок (флотилия «Курлянд») и более 100 вспомогательных судов (транспорты, тральщики, моторные катера и др.). Командовал морским «Отрядом особых операций» вице-адмирал Э. Шмидт, десантным корпусом – генерал фон Катен.

2. Э. Шмидт

3. фон Катен

4. Германский линкор-дредноут «Принц-регент Луитпольд»

5. 280-мм орудия линейного крейсера «Мольтке».

Морские силы Рижского залива включали в свой состав: 2 устаревших линкора («Гражданин» и «Слава»), 3 старых крейсера («Адмирал Макаров», «Баян», Диана»), 12 новых эсминцев (типа «Новик) и 14 старых эсминцев: 4-й («Генерал Кондратенко», «Пограничник»), 5-й («Всадник», «Амурец», «Финн», «Москвитянин», «Эмир Бухарский»), 6-й («Стерегущий», «Донской казак», «Забайкалец», «Войсковой», «Украина», «Туркменец Ставропольский», «Страшный»), 11-й («Победитель», «Забияка», «Гром»), 12-й («Десна», «Самсон», «Лейтенант Ильин», «Капитан Изыльметьев»), 13-й («Автроил», «Константин», «Изяслав», «Гавриил») дивизионы эсминцев, эсминец «Новик», 3 английских подводных лодки (S-26, S-27, S-32), 3 канонерских лодки («Хивинец», «Храбрый», «Грозящий»), вспомогательные суда (около 100). В ходе операции подошли подкрепления, включая несколько эсминцев.

6. Линкор «Слава» на стоянке

Соответственно, германцы, сосредоточив силы, многократно превосходившие русских и количественно и качественно, гарантировали безусловно успешный для себя исход операции. Перевес противника был подавляющим.

Для русской стороны ситуация усугублялось рядом неблагоприятных обстоятельств. Первое – техническое. Так, если на крупных кораблях Морских сил Рижского залива состояние механизмов было относительно удовлетворительным, то миноносцы и более мелкие суда были так «издерганы», что их материальная часть требовала постоянных переборок и исправлений. Силы Рижского залива, как и весь флот в 1917 г., из-за плохо законченных ремонтных работ и почти полному отсутствию постоянного наблюдения командного состава за техникой, был в значительно худшем состоянии, чем прежде.

Характеризуя русские оборонительные позиции, необходимо отметить, что редкие минные поля, выставленные на подходах к Соэлозунду и у бухт, не могли служить для противника серьезным препятствием. В Ирбенском проливе полноценной минной позиции фактически не было. Основная масса береговых батарей стояла не замаскированными, а самая большая гидроавиастанция находилась в близи от бухты Тагалахт – под вероятным ударом противника.

Береговых батарей насчитывалось 39 (калибра 47-305 мм), но половина из них – зенитные. Личный состав батарей составлял порядка 1,5 тыс. человек [Пухов А. С. Моонзундское сражение. Л., 1957. С. 40].

Главная сила обороны Ирбенского пролива – 305-мм батарея № 43 на мысе Церель. Но батарея имела ограниченный сектор обстрела, и с дальних дистанций четырьмя орудиями было невозможно нанести противнику серьезные повреждения. Батарея была весьма уязвима от огня с моря, в частности, со стороны бухты Лео.

7. 305-мм орудие батареи № 43 на мысе Церель.

8. Дислокация русских батарей на Моонзундских островах.

Морская авиация (4 автостанции) насчитывала 36 самолетов [Косинский А. М. Моонзундская операция Балтийского флота 1917 года. Л., 1928. С. 41].

Второе неблагоприятное обстоятельство – морально-политическое. На моральное состояние гарнизонов островов (части 107-й и 118-й пехотных дивизий, пограничники, саперы – 15 батальонов и 5 эскадронов) наложило отпечаток общее разложение и падение дисциплины в русской армии (после революционных событий февраля 1917 г. и весенне-летнего «углубления революции»), недоверие к офицерам, вмешательство комитетов во все стороны проведения боевых операций.

Не лучшим было и состояние личного состава флота. Часто имели место случаи неисполнения приказов, в т. ч. боевых.

Ко всем отрицательным факторам добавилось и то обстоятельство, что люди в частях подразделениях уже до начала активной операции противника были утомлены и деморализованы налетами авиации. Так, 5 сентября очередной налет на церельскую батарею привел к пожару и взрыву погребов. Погибли полковник К. В. Ломан, подполковник Маклютин и еще около 120 артиллеристов и пехотинцев.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    23 января 2017 07:36
    Спасибо, ждем продолжения..
  2. +8
    23 января 2017 09:11
    "Слава" избежала позора Цусимы, героически закончив жизнь у родных берегов.
    1. +1
      23 января 2017 18:48
      Цитата: Улисс
      "Слава" избежала позора Цусимы, героически закончив жизнь у родных берегов.

      7 попаданий 12" снарядами с "Кёнига" и "Кронпринца".Но вот в отчёте о бое 4 октября 1917г. для комфлота контр-адмирала А.Д.Развозова,командующий МСРЗ вице-адмирал Бахирев обрушился на "Славу" с суровой критикой,отметив что после первых 3-х попаданий "Слава" самовольно бросила позицию и начала самостоятельный отход ко входу в Моонзундский канал,не отвечала на сигналы и вообще"очень нервничала во время боя".Главным пятном на "Славу" легла сильнейшая паника,возникшая при эвакуации экипажа перед взрывом линкора.Сильнейшая расшатанность дисциплины,превратила команду в неорганизованную толпу.Это отмечают в отчётах все-Бахирев,командир линкора Антонов,старший офицер Галлер,другие офицеры.
      1. +1
        23 января 2017 21:43
        Цитата: Vladislav 73
        Но вот в отчёте о бое 4 октября 1917г. для комфлота контр-адмирала А.Д.Развозова,командующий МСРЗ вице-адмирал Бахирев обрушился на "Славу" с суровой критикой,отметив что после первых 3-х попаданий "Слава" самовольно бросила позицию и начала самостоятельный отход ко входу в Моонзундский канал,не отвечала на сигналы и вообще"очень нервничала во время боя"

        Ну what ,одно дело ,когда тебе противостоит обноклассник - тогда ещё можно побороться на примерно равных условиях( тут уж важнее не характеристики, а выучка экипажа), а другое дело, когда тебе противостоят "товарисчи", каждый в 2,5 раза сильнее тебя одного, каждый в отдельности имеет более мощные орудия и тяжелые снаряды(не цусимские "фугасики" японцев), но и это ещё полбеды. Последний гвоздь в крышку гроба забивает ПУАО немецких дредноутов и коим нужно было попросту немножко времени, чтобы отправить на дно "Славу", как на учениях... Так что в купе с революционными настроениями "Славе" ничего не оставалось делать, как отступать( драться можно, когда есть шансы, а когда шансов нету ,то и драться бесполезно). request А Бахиреву легко так рассуждать, дра.... пардон, покидая район боевых действий на "Баяне" ещё раньше "Славы". Так что всё относительно...Вот я понял бы, если бы парочка наших "Севастополей" драпала бы от "Кёнига" с "Кронпринцем", вот это был бы повод для разбора полётов winked
        Цитата: Vladislav 73
        Главным пятном на "Славу" легла сильнейшая паника,возникшая при эвакуации экипажа перед взрывом линкора

        Ну когда на горизонте болтаются тяжеловесы, о тут не до чаепития на палубе под игру оркестра и неторопливый спуск шлюпок smile
        Цитата: Vladislav 73
        .Сильнейшая расшатанность дисциплины,превратила команду в неорганизованную толпу.

        Дык революция,мать её ети request
        Цитата: Vladislav 73
        .Это отмечают в отчётах все-Бахирев,командир линкора Антонов,старший офицер Галлер,другие офицеры.

        Интересно, а что они написали бы через лет эдак 10 после описываемых событий, по другому взглянув на срез эпохи ?what Ведь когда рушится Империя, то судьба отдельного экипажа может быть лишь подтверждением краха на всех уровнях request
        1. +3
          24 января 2017 07:04
          Какбе не очень охота вступать в спор,ибо сколько людей-столько и мнений request ...Но,пару слов скажу:
          Цитата: рюрикович
          Ну ,одно дело ,когда тебе противостоит обноклассник - тогда ещё можно побороться на примерно равных условиях( тут уж важнее не характеристики, а выучка экипажа), а другое дело, когда тебе противостоят "товарисчи", каждый в 2,5 раза сильнее тебя одного

          Цитата: рюрикович
          драться можно, когда есть шансы, а когда шансов нету ,то и драться бесполезно

          Я конечно понимаю,что в эпоху брони и пара хрестоматийный пример брига "Меркурий" для вас наверное не аргумент,но всё-таки...Разве что всё списать на "моральный фактор".
          Цитата: рюрикович
          А Бахиреву легко так рассуждать, дра.... пардон, покидая район боевых действий на "Баяне" ещё раньше "Славы"

          "Слава"начала отход раньше.Бахирев вообще-то отдал приказ на отход эсминцам VI и IX дивизионов и вспомогательным судам,чтоб они прошли канал раньше."Баяну" пришлось догонять "Славу" и специально поднять сигнал "Стоп",т.к. сильно осевший носом линкор мог просто сесть в канале и закупорить его до отхода МСРЗ.Кстати,в бою "Баян" был южнее "Славы",т.е. ближе к германским дредноутам,и так же получил 12" "гостинец",что для такого корабля вполне могло быть фатальным!Так что ваши упрёки в адрес Бахирева вообще неуместны! request Сделал всё что мог,с такими то командами,сами ведь сказали-рррэволюция.мать её! belay
          Цитата: рюрикович
          Ну когда на горизонте болтаются тяжеловесы, о тут не до чаепития на палубе под игру оркестра и неторопливый спуск шлюпок

          На момент эвакуации и взрыва "Славы",германские дредноуты уже пол-часа! belay как прекратили сближение,упёршись в минное заграждение 1916г. "Слава" и другие корабли давно вышли из-под огня,так что тут ваше замечание более чем неуместно!
          Цитата: рюрикович
          Интересно, а что они написали бы через лет эдак 10 после описываемых событий, по другому взглянув на срез эпохи ?

          Да вот Л.М.Галлер,старший офицер "Славы",в советское время был и командующим Балтфлотом,и налальником Главморштаба,и зам.наркома ВМФ,но чего-то никогда не оспаривал своих рапортов,и в точности о бое 4.10.17г.Понимал,что такое дисциплина и её отсутствие request
          1. 0
            24 января 2017 07:08
            Приду с работы - отвечу fellow Чичас некогда sad
            Цитата: Vladislav 73
            Какбе не очень охота вступать в спор,ибо сколько людей-столько и мнений

            Вот за это плюс hi
          2. 0
            24 января 2017 18:37
            Цитата: Vladislav 73
            Кстати,в бою "Баян" был южнее "Славы",т.е. ближе к германским дредноутам,и так же получил 12" "гостинец",что для такого корабля вполне могло быть фатальным

            Угрозу для дредноутов "Баян" не представлял никакой, потому он мого шляться сколько угодно под носом у немцев. Они бы разобрались после "Славы". Любой здравомыслящий человек поймёт, что цели уничтожаются по приоритету и опасности. wink
            Цитата: Vladislav 73
            !Так что ваши упрёки в адрес Бахирева вообще неуместны

            Сарказм-то умеете отличать? wink Я его ни в чём не упрекаю, но маленький вопрос - а что сделал бы Бахирев, будь он на "Славе"? winked
            Цитата: Vladislav 73
            Цитата: рюрикович
            Ну когда на горизонте болтаются тяжеловесы, о тут не до чаепития на палубе под игру оркестра и неторопливый спуск шлюпок

            На момент эвакуации и взрыва "Славы",германские дредноуты уже пол-часа! belay как прекратили сближение,упёршись в минное заграждение 1916г. "Слава" и другие корабли давно вышли из-под огня,так что тут ваше замечание более чем неуместно!

            Так вот русских и спасло то, на чём держалась вся оборона Моонзундских островов - мины! Вся стратегия строилась на бое за минными заграждениями и стоит лишь прорваться, как считай, что ты проиграл и любой героизм тут не поможет. Тем более с теми силами, которые были у русских по сравнению с немцами. И поставь "Припять" мины в Соэлозунде - была бы чуть другая история. И лишь благодаря минам и "Баян успел смыться, и экипаж "Славы" с горем по полам успели спасти. так что не в героизме тут дело и о возможностях противников надобно судить объективно yes
            Цитата: Vladislav 73
            Я конечно понимаю,что в эпоху брони и пара хрестоматийный пример брига "Меркурий" для вас наверное не аргумент,но всё-таки...Разве что всё списать на "моральный фактор".

            Вот вставка про "Меркурий" ну явно ни к месту и не по теме. Если уж приводить примеры, то с эпохи хотя бы пара. Уже тот же "Бенгал" привели бы, и то я бы понял. wink Вот там героизм одних(действительно героизм, ибо у них путь был фактически один - на дно) стокнулся с идиотизмом других( японских бестолковых капитанов).А эпохо с 1890-х по ПМВ моя любимая в развитии кораблей и "Меркурий" тут просто ну никак не уместен.
            Вон жертвам ЕГЭ можете приводить в пример fellow И моонзундская операция для меня тайн не хранит - всё прочитано и в художественной лит-ре,и в монографиях hi
            Цитата: Vladislav 73
            Да вот Л.М.Галлер,старший офицер "Славы",в советское время был и командующим Балтфлотом,и налальником Главморштаба,и зам.наркома ВМФ,но чего-то никогда не оспаривал своих рапортов,и в точности о бое 4.10.17г.Понимал,что такое дисциплина и её отсутствие

            Интересно, проиграй революция и восстановись через год монархия, что говорил бы Галлер? Человек менявший принципы по ходу жизни никогда не будет ругать строй, в котором он живёт. И уж точно Галлер нигде не скажет, что виной гибели "Славы" была революция(дисциплина, как её следствие)Спросите у современных украинских "бандеровцев" wassat
            1. +1
              24 января 2017 19:18
              Цитата: рюрикович
              Вот вставка про "Меркурий" ну явно ни к месту и не по теме.

              Ну кому как request Если как пример верности воинскому долгу,как морально-волевой фактор,то очень даже в тему!Или вы считаете,что 18-пушечный бриг против 110 и 74х пушечных линейных кораблей находился в более выигрышной ситуации,чем допустим,"Бенгал"(у которого был один путь-на дно),или чем "Слава" и "Гражданин" против 2-х дредноутов?Извините,но согласиться не могу! request
              1. 0
                24 января 2017 19:21
                Цитата: Vladislav 73
                Если как пример верности воинскому долгу,как морально-волевой фактор,то очень даже в тему!

                Ну если только так drinks
            2. +1
              24 января 2017 19:24
              Цитата: рюрикович
              Вон жертвам ЕГЭ можете приводить в пример

              Жертвам ЕГЭ вообще бесполезно что-то говорить....Подавляющее большинство понятия не имеет,о чём мы тут с вами рассуждаем sad Сын когда учился,я плотно общался и с учителями,и вообще был в курсе его школьных дел-я в...э..полном шоке короче! belay
              1. 0
                24 января 2017 19:51
                Цитата: Vladislav 73
                Сын когда учился,я плотно общался и с учителями,и вообще был в курсе его школьных дел-я в...э..полном шоке короче!

                Сочувствую hi Ничего не поделаешь - времена меняются, меняются приоритеты request
                Цитата: Vladislav 73
                .Подавляющее большинство понятия не имеет,о чём мы тут с вами рассуждаем

                Что и печально recourse За то сейчас с пелёнок на "ты" с компьютером и в 13 лет склеят телку покруче, чем мы в своё время wassat А мы грезили космосом, читали книги и носились по стадионам winked
                Это жизнь request hi
                1. +2
                  25 января 2017 00:39
                  Цитата: рюрикович
                  А мы грезили космосом, читали книги и носились по стадионам

                  Выписывали"Моделист-конструктор",
                  "Техника-молодёжи","Наука и жизнь"...строили авиа и судомодели... winked Дааа...было время,был я молод... crying
                  1. +1
                    25 января 2017 06:45
                    Цитата: Vladislav 73
                    Выписывали"Моделист-конструктор",
                    "Техника-молодёжи"

                    good Такие же интересы были drinks hi
            3. 0
              22 апреля 2017 16:00
              Кстати, роково1 для джапов снаряд как раз то прилетел с голландского танкера а не с Бенгала.
        2. 0
          24 января 2017 07:14
          Цитата: рюрикович
          Последний гвоздь в крышку гроба забивает ПУАО немецких дредноутов и коим нужно было попросту немножко времени, чтобы отправить на дно "Славу", как на учениях

          Тут вы конечно 100% правы!Даже если не брать в расчёт что корабли можно сказать разных эпох!Одна только выучка немецких моряков чего стоит!К тому-же если я не ошибаюсь,тут ещё и боевой опыт-"Кёниг" и "Кронпринц" были участниками Ютландского боя....
          1. 0
            24 января 2017 18:43
            Цитата: Vladislav 73
            К тому-же если я не ошибаюсь,тут ещё и боевой опыт-"Кёниг" и "Кронпринц" были участниками Ютландского боя...

            Из немецких линкоров в Ютланде не участвовал только "Кёниг Альберт"(однотипный с "Кайзерами"), ибо находился в ремонте, ну и "Баден" с "Байерном" в силу того, что не успели войти в строй hi
  3. +7
    23 января 2017 09:48
    Отличное начало. В продолжении следовало бы меньше поминать моральное разложение гарнизона эссеровской пропагандой, а больше героических страниц обороны. Это прежде нужно нашей молодой смене!
    1. +14
      23 января 2017 11:08
      Цитата: Шульц
      . В продолжении следовало бы меньше поминать моральное разложение гарнизона эссеровской пропагандой

      К сожалению оборона и разложение очень сильно связаны и как не хотелось бы но это правда.
      1. +8
        23 января 2017 11:24
        У нас с Вами разногласий по этому поводу быть не должно, а вот для молодого поколения постоянное замалчивание героики ПМВ в угоду политических определений по превращению империалистических войн в гражданские - на мой взгляд просто вредно.
        1. +10
          23 января 2017 11:42
          Цитата: Шульц
          У нас с Вами разногласий по этому поводу быть не должно

          Остаётся только дождаться продолжения, что бы подискутировать на эту тему hi
      2. +4
        23 января 2017 11:50
        Не хочется забегать вперёд, но из песни слов не выбросишь:
        комиссар Северного фронта Войтинский B.C. сообщает: «На Эзеле два полка сдались без выстрела чуть ли не двум мотоциклистам-разведчикам» (Войтинский B.C. «1917-й — год побед и поражений», М., 1990, с. 267).
    2. +8
      23 января 2017 18:10
      Цитата: Шульц
      В продолжении следовало бы меньше поминать моральное разложение гарнизона эссеровской пропагандой,

      Да не только эсеровская пропаганда...Разложение достигло критических размеров.На примере линкора "Слава" :в начале июня 1917г.на линкоре получили предписание возвращаться в Рижский залив(линкор с осени 1916г был выведен из залива на ремонт).это предписание вызвало такую отрицательную реакцию,что матросский комитет на митинге 13 июня 1917г.постановил отказаться от выполнения данного предписания.Потом вообще выпустили резолюцию с требованием немедленно прекратить начатое на сухопутном фронте 18.06.17г. наступление и вообще прекратить войну.К скандалу подключились все-от А.Ф.Керенского и Комфлотом контр-адмирала Д.Н.Вердеревского до ЦКБФ(Центральный комитет Балтфлота) и местных комитетчиков.И только позиция командира линкора Антонова и офицеров "покинуть корабль,запятнавший себя в условиях войны изменой в виде невыполнения боевого приказа" и поддержка командования в этом вопросе со стороны ЦКБФ позволили наконец повлиять на команду. Так что "из песни слов не выкинешь!" request
      1. +2
        23 января 2017 18:59
        Дорогой мой товарищ в писании сказано:" по делам судите..", это к тому, что грош цена всей пропаганде по результатам боя с немецкими линкорами при Моонзунде в октябре. А у нас к сожалению в истории большее внимание уделялось биографиям курчавых агитаторов, чем восхвалению простых героев моря.
        1. +5
          23 января 2017 20:01
          Цитата: Шульц
          Дорогой мой товарищ в писании сказано:" по делам судите..", это к тому, что грош цена всей пропаганде по результатам боя с немецкими линкорами при Моонзунде в октябре.

          Чей пропаганде,дорогой товарищ?Анархо-эсеровско-большевистской,которая разложила флот и армию,спровоцировала массовые расправы над офицерами?Например,массовые расправы над офицерами на кораблях Балтфлота и особенно в Кронштадте в марте 1917г? А по делам,чтож...Назовите результаты боя,потери немецкого флота и наши 4 октября 1917г!
          Цитата: Шульц
          А у нас к сожалению в истории большее внимание уделялось биографиям курчавых агитаторов, чем восхвалению простых героев моря.

          Кто хоть немного знаком с историей(в отличие от вас,видимо!)тот как раз не "биографиям курчавых агитаторов" уделял внимание,а как раз другим вопросам.в том числе и простым героям моря! yes
          1. +6
            23 января 2017 20:48
            Помянем соборно и келейно павших героев Моонзунда.
            (18.09.-06.10.) 01-19 октября 1917г. – Великая война. Оборона Моонзундского архипелага:
            (18.09.) – на береговой батареи (мыс Церель, о.Эзель) погибли: полковник Константин Ломан, лейтенант Дмитрий Тимофеев 2-й, поручик Василий Максютин, мичман Леонид Григорьев и 117 чел;
            (26.09.) - – В Ирбенском проливе погиб мичман Андрей Костылев;
            Сентябрь-октябрь 1917г. – убит подпоручик Павел Коровкин;
            (29.09) – в бою на Кассарском плесе на канонерской лодке «Грозящий» убито 2 н.ч.
            Октябрь 1917г. – Великая война. Балтийский флот. Оборона Моонзундского архипелага:
            (01-08.10.) – при высадке десанта на о.Эзель убито и пропало без вести прим.500 чел.
            (02.10.) – при высадке десанта (о.Эзель) пропали без вести 3 н.ч. с линкора «Слава».
            (04.10.) – морской бой у Куйвасту - в бою убито и умерло от ран 9 чел.
            Упокой Господи души моряков за Веру и Отечество в пучине морсккой и на суше павших.
          2. 0
            23 января 2017 21:14
            На 20 октября 1917 года :
            Русские потери пленными составили 20 130 человек, потери убитыми и ранеными были относительно невелики.
            Немецкие потери в людях были незначительные и составили 381 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести
  4. +14
    23 января 2017 13:18
    начало интересное. автору плюс.
    это та самая 12-дюйм батарея Цереля.
    1. +2
      23 января 2017 13:30
      ну вот,вместо второй фотографии-крест, хотя сначала все ж загрузилась... после "обновления" сайта одни косяки и на компе полчаса с трудом открывается и смартфон открыть не может толком. администраторы,пожалуйста обратите внимание на жалобу о работе сайта
  5. +6
    23 января 2017 13:45
    М-да... на Эзеле от Цереля до Хундсорта берег не прикрыт вообще ничем.
    А район высадки десанта оказался прикрыт всего 2-мя батареями 152/45 "на временных основаниях", построенными в большой спешке зимой 1916-1917 г.г.
    1. +6
      23 января 2017 14:50
      Цитата: Alexey RA

      А район высадки десанта оказался прикрыт всего 2-мя батареями 152/45 "на временных основаниях", построенными в большой спешке зимой 1916-1917 г.г.

      Есть две интересные книги об обороне Моонзунда: Ю. Мелконов "Батареи Моонзунда," Освещается береговая артиллерия архипелага за период от ПМВ и до той поры когда батареи разоружили после ВОВ. И Ю.Чернов. Война погасила маяк. Об обороне архипелага в 1941году. А это схема батарей БОБР к сентябрю 1941 года. можно сравнить оборону Моонзунда в ПМВ и ВОВ.
      1. +1
        23 января 2017 18:19
        Цитата: амурец
        Есть две интересные книги об обороне Моонзунда: Ю. Мелконов "Батареи Моонзунда,"

        Ув. Melkon-а конечно же читал. smile
        Цитата: амурец
        А это схема батарей БОБР к сентябрю 1941 года. можно сравнить оборону Моонзунда в ПМВ и ВОВ.

        Какая знакомая схема из Перечнева...
        Сразу видно, что операцию "Альбион" Кабанов учёл: Соэлозунд прикрыт батареями среднего калибра сразу с двух сторон, Тагалахт прикрыт 180-мм батареей (открытой, но в хорошо защищённых двориках), бухта Лео прикрыта 130-мм батареей. smile
        1. 0
          24 января 2017 00:36
          Цитата: Alexey RA
          Какая знакомая схема из Перечнева...

          О строительстве береговой обороны Финского залива хорошо описано в книге Амирханова "Морская крепость императора Петра Великого." Часть русских батарей крепости сохранилась и принимала участие в ВОВ, правда в обороне Таллина.
          Цитата: Alexey RA

          1
          Alexey RA Вчера, 18:19 ↑ Новый
          Цитата: амурец
          Есть две интересные книги об обороне Моонзунда: Ю. Мелконов "Батареи Моонзунда,"

          Ув. Melkon-а конечно же читал. smile
          Цитата: амурец
          А это схема батарей БОБР к сентябрю 1941 года. можно сравнить оборону Моонзунда в ПМВ и ВОВ.

          Какая знакомая схема из Перечнева...

          Да! Схема это из книги Перечнева, но попадалась в других изданиях о береговой обороне и ВОВ. Кажется в книгах ДКБФ в Великой отечественной войне и Перечнев, Виноградов "На страже морских горизонтов."
  6. +7
    23 января 2017 18:09
    Начало интересное, впервые узнал, что немцы настолько придавали значение Моонзунду, что рискнули перебросить на Балтику корабли флота Открытого моря, так что статье плюс, с немалым интересом жду продолжения.
    1. +4
      23 января 2017 18:41
      Цитата: ПоручикТетеринъ
      Начало интересное, впервые узнал, что немцы настолько придавали значение Моонзунду, что рискнули перебросить на Балтику корабли флота Открытого моря

      Причём дважды. И оба раза для - операции в Рижском Заливе.
      Но вообще, с немецкой стороны в 1917 это была операция из разряда "чем бы занять флот". Потому как в Северное море под пушки Гранд Флита (да ещё и с американской эскадрой) немцам соваться как-то не хотелось. Вот и послали ФОМ в Балтику прикрывать резервный корпус - и загнали в результате один из двух своих супердредноутов на русские мины. Минам же плевать - что происходит в поставившей их стране, да и на антивоенную агитацию им тоже начхать. При царе взрывались, при временщиках взрывались, да и при большевиках - тоже взрывались. laughing
      1. +8
        23 января 2017 19:34
        Это Вы точно отметили--минам политика, мягко говоря безразлична. smile А немцы уже после Ютландского боя с Гранд-Флитом не рисковали связываться--поняли, что это дорогое удовольствие. И, насколько я помню, запрет на масштабные операции против англичан наложил сам кайзер--Вильгельм II относился к немецким дредноутам очень трепетно и не желал ими рисковать.
  7. +3
    23 января 2017 20:35
    Припоминаю, читал когда-то про эту битву за архипелаг. Замечательные советские фильмы по этой теме - Балтийская слава емнип и Моозунд.... настоятельно рекомендую к просмотру, не пожалеете good