Гаубицы максимальных калибров

Что могли союзники противопоставить сверхмощным гаубицам держав Германского блока? Статья посвящена тяжелым гаубицам Франции и России в Первую мировую войну.

Идея, лежащая в основе применения такого артиллерийского орудия как гаубица - специальное уменьшение заряда и начальной скорости снаряда для того, чтобы добиться навесного огня на сравнительно небольших дистанциях. Навесной огонь необходим для поражения закрытых целей, что было особенно актуально в период Первой мировой войны.

Средний угол падения гаубичного снаряда – 30-40 градусов.
Ведение огня под такими углами возможно и из пушек, но с очень больших дистанций, близких к предельной дальности орудий – и меткость такой стрельбы будет стремиться к нулю.


При одном калибре с пушкой, гаубица имеет перед ней преимущество, заключавшееся прежде всего в том, что у гаубицы меньше давление пороховых газов в канале ствола. У пушек это давление составляло 2,5 – 3 тысячи, а у гаубиц – 1,5 – 2 тысячи атмосфер. Соответственно, можно применить пониженные требования к прочности ствола гаубицы, что, в совокупности с его меньшей длиной приводит к значительному уменьшению веса орудия, а значит увеличению подвижности, удешевлению производства и ускорению процесса изготовления.

Малая величина заряда дает: 1) увеличение живучести орудия и срока его службы; 2) уменьшение расхода пороха и соответственно веса комплекта боеприпасов.

Соответственно, у гаубицы есть резерв для увеличения калибра при сохранении прочих характеристик на допустимом уровне. В период мировой войны калибр гаубицы превышал калибр пушки в одном и том же роде артиллерии (дивизионной, корпусной и пр.) на 50 мм. А это в свою очередь увеличивало вес разрывного заряда и мощность снаряда.

Соответственно, гаубица уже по определению - орудие большого калибра. Применялись следующие типы крупнокалиберных гаубиц: 280-мм, 305-мм, 370-мм, 400-мм, 406-мм, 420-мм, 520-мм. Такие калибры применялись прежде всего для разрушения бетонных и броневых убежищ долговременной фортификации. Т. е. мощная гаубица - это орудие атаки, в то время как артиллерия обороны обходилась более скромными калибрами.

О мощи крупнокалиберных гаубиц свидетельствуют их характеристики.
Например, французская 370-мм гаубица стреляла снарядами весом 500 кг, а германская 420-мм гаубица – 931 кг.

Говоря о весе разрывных зарядов, необходимо отметить еще одно преимущество гаубицы перед пушкой. При больших давлениях пороховых газов в каналах стволов пушек по сравнению с гаубичными давлениями, минимальная толщина стенок пушечного снаряда должна быть (при одинаковой прочности материала) больше чем у гаубичного приблизительно в 2 раза. Соответственно, вместо 20-30% тротила, содержащегося в гаубичных снарядах, пушечные снаряды содержат лишь 10-15% тротила. Например, фугасный снаряд 152-мм пушки системы Шнейдера содержал 5,6 кг тротила, а в снаряде 152-мм гаубицы – 8,7 кг.

Кроме увеличения разрушительного действия снарядов большой калибр гаубиц влиял и на дальность стрельбы. Хотя гаубицы в принципе не претендуют на большие дальности (на то есть пушки), все же увеличение гаубичных дальностей – явление желательное. Например, генерал Ж. Жоффр в письме к военному министру от 10 июня 1915 г. требовал спроектировать и испытать гаубицу 400-мм калибра, так как 293-мм и 370-мм гаубицы давали дальность 8 – 10 км. Генерал же настаивал на минимальной дальности огня в 12 км.

Наиболее известные и мощные гаубицы больших калибров, применявшиеся французами в мировую войну, были следующие.

280-мм гаубица системы Шнейдера.


Ил. 1. 280-мм гаубица Шнейдера обр. 1914/15 гг. в боевом положении.

Она вела огонь на дальность 9,6 км 275-ти кг снарядом (вес заряда 56 кг). Летящий со скоростью 320 м/с снаряд пробивал 2,8-метровую бетонную плиту. Для стрельбы гаубица устанавливалась на особой металлической платформе, весящей 4160 кг, закрепляемой на грунте. Эта платформа служила сошником и одновременно местом отката казенной части орудия при выстреле. Высота огня гаубицы – 1860 м. Орудие относилось к гаубицам «малого могущества», но большой подвижности.

370-мм гаубица Батиньоля также относилась к числу железнодорожных артиллерийских систем, по французской терминологии – «рельсовой артиллерии». Такие орудия перевозились в собранном виде и вели огонь с железнодорожных лафетов-платформ, на которых и перевозились. Перед открытием огня такая система требовала предварительной подготовки железнодорожного полотна на боевой позиции. Для этого осуществлялось: а) снятие рельсов и шпал; б) утрамбовка песчаного балласта, в) вдавливание деревянной платформы; г) установка новых рельсов из высококачественных сортов стали; д) выкапывание ровика, необходимого для прохода казенной части орудия при выстреле. Укрепление полотна осуществлялось в течение 5 дней, до получаса занимал подъем платформы с лафетом и орудием и освобождение осей ж/д вагонетки от действия выстрела. При стрельбе система опиралась на основание - с помощью особых продольных и поперечных шпал лафета-платформы. Гаубица Батиньоля вела огонь на дальность 15-16 км 516-ти и 710-ти кг снарядами (вес заряда 72 и 142 кг). Летящий со скоростью 535 м/с снаряд пробивал 4,3-метровую бетонную плиту. Гаубица Фила имела такой же калибр, но более низкие характеристики (дальность стрельбы 8 – 10 км, начальная скорость снаряда 320 м/с), но могла перевозиться в разобранном (на три части) виде по узкоколейной железной дороге с помощью лошадей, а по дороге – тракторами.

Гаубицы максимальных калибров

Ил. 2. 370-мм гаубица Батиньоля.

400-мм гаубица Сен-Шамона.
Она вела огонь на дальность 15-16 км 641 и 900-кг снарядами (вес заряда 90 и 180 кг). Летящий со скоростью 530 м/с снаряд пробивал 4,6-метровую бетонную плиту. Гаубица относилась к орудиям «очень большого могущества», также как и русская 406-мм гаубица Обуховского завода (к моменту выхода России из войны проект полностью не был реализован). Русская гаубица должна была вести огонь 870-кг снарядами (вес заряда 110,6 кг) с начальной скоростью 500 м/с на дальность 14 – 16 км.


Ил. 3. 400-мм гаубица Сен-Шамона.

Наконец, французская 520-мм гаубица, прошедшая испытание в 1917 г., обладала поистине чудовищными тактико-техническими характеристиками. Она вела огонь на дальность 25 км 1300 и 1800-кг (длина – 2 метра!) снарядами (вес заряда 300 и более килограмм). Летящий со скоростью до 600 м/с снаряд пробивал 5,8-метровую бетонную плиту.


Ил. 4. 520-мм гаубица.

Все гаубицы имели наибольший угол возвышения 60-65 градусов.

Вершиной пирамиды артиллерийской мощи русской армии была 305-мм гаубица системы Обуховского завода образца 1915 г.

Российские оружейники к концу мировой войны завершали разработку 406-мм орудия, но в сложившихся условиях Восточноевропейского ТВД особой необходимости в таком орудии не было - стандарты позиционной войны на востоке до западноевропейских не дотягивали – и 305-мм калибр успешно справлялся со всем спектром задач по уничтожению целей практически любого уровня сложности.

Двенадцатидюймовка была сконструирована Петроградским и Обуховским металлическими заводами - первый изготавливал лафеты, а второй - стволы и прицельные приспособления.

Ствол гаубицы был трехслойный, поршневые затворы применялись двух типов: систем Обуховского завода и Розенберга (открывание затвора осуществлялось вращением рукоятки по часовой стрелке, а закрывание - вращением рукоятки в обратную сторону). Особый предохранитель позволял сделать выстрел только при полностью закрытом затворе.

При выстреле ствол гаубицы откатывался по направляющим планкам люльки. Лафет - упругого типа. Применялись воздушно-гидравлический накатник и гидравлический компрессор, а подача масла в цилиндры накатника и компрессоров осуществлялась насосом из специального бака.

Приведение орудия в боевое положение осуществлялось с помощью подъемного механизма. Гаубица обладала оригинальным поворотным механизмом. Деревянное основание орудия было разборным и служило упругим буфером, поглощавшим силы, возникающие при выстреле. Обуховская гаубица устанавливалась для стрельбы на прочных деревянных основаниях - в несколько рядов прочных брусьев. Основание весом до 16-ти тонн перевозилось по железной дороге. Для установки основания выкапывался глубокий котлован.

Щита гаубица не имела.

Большое значение имела правильная организация подъездных путей, которые служили для доставки орудия на огневую позицию и подвоза боеприпасов. Ha орудие полагалось 300 метров узкой железнодорожной колеи и две вагонетки. Ha каждую, передвигаемую вручную, вагонетку помещалось два выстрела.

Огневая позиция 305-мм батарей выбиралась по возможности в лесу рядом с железнодорожной линией. Длительность работ по переводу орудия из походного в боевое положение - от двух до пяти суток.

«Русская Берта» вела огонь на дальность 13,5 км 372-ти кг снарядом (вес заряда 78 кг). Летящий со скоростью 440 м/с снаряд пробивал 3,4-метровую бетонную плиту. Гаубица относилась к орудиям «большого могущества» и большой дальности. Например, британская гаубица Виккерса при таком же калибре могла стрелять лишь на 9 км (скорость снаряда 360 м/с), но превосходила русскую гаубицу в подвижности (ее можно было перевозить не только по железной дороге, но и паровыми тракторами Фуллера).

Ил. 5. 305-мм гаубица Обуховского завода.

Это замечательное орудие верой и правдой служило в Русской и Красной армиях.

Ил. 6. 305-мм гаубица. Санкт-Петербургский музей артиллерии.

Наиболее ярким примером боевого применения 305-мм гаубиц является эпизод у дер. Еловка. Северный фронт, противостоящий исключительно германским войскам на серьезно укрепленной местности, и занимавший давно устоявшиеся позиции, был наиболее насыщен тяжелой артиллерией.

3 декабря 1916 г. она себя эффективно продемонстрировала на одном из боевых участков фронта в районе г. Двинск.

Ломая сформировавшиеся шаблоны позиционной войны, командующий 12-й армией генерал от инфантерии Р. Д. Радко-Дмитриев заложил в основу подготавливаемой им наступательной операции принцип тактической внезапности. Артиллерии требовалось преодолеть старинный принцип «не вижу - не стреляю», открыв огонь без пристрелки – по так называемым исчисленным данным.

Накануне наступления огневая группа батарей 19-го армейского корпуса выдвинулась на огневые позиции к переднему краю обороны. Цель группы - станция Еловка, на которой были сосредоточены германские склады – инженерные, артиллерийские, интендантские

Командование подготовилось к огневому удару очень тщательно – была произведена аэрофотосъемка целей, нанесение их на карту с установлением размеров, возможного отклонения целей и поправок. Учитывались рассеивание снарядов, размеры целей и пр. Цели пронумеровывались и распределялись между батареями огневой группы. Специально составленные по каждому орудию данные были сведены в таблицы, которые были розданы командирам орудий и взводов.

Радиосвязью соединялись батареи друг с другом, с группой контрбатарейной борьбы, с пехотой, с высшим артиллерийским и общевойсковым командованием. Были приняты особые меры по маскировке, рядом с орудиями размещались зенитно-пулеметные взводы.

Такая подготовка принесла свои плоды.
И когда накануне и в ходе операции немцы попытались обнаружить батареи огневой группы и силами своих гаубичной и пушечной батарей их разгромить, группа контрбатарейной борьбы подавила артиллерию противника.

Таким образом, без воздушного и наземного наблюдения, предварительной пристрелки и корректирования огня, с лишь накануне занятых огневых позиций два 305-мм и шесть 152-мм орудий нанесли огневой удар по 8 германским объектам у Еловки - сразу на поражение. Объекты, находящиеся на расстоянии 11 - 13 км от линии фронта, были разгромлены.

Были сильно повреждены или уничтожены: аэродром, склад боеприпасов, находящийся у мызы Лассен, электростанция, железнодорожная станция, мост и железнодорожные пути. А также убиты и ранены 40 немецких военнослужащих. Германское командование было вынуждено отправить в тыл склады и пр. объекты, что ухудшило положение немецких войск на данном участке фронта.

В деле создания артиллерии прорыва, как и по многим другим важным вопросам использования артиллерии, Россия занимала ведущее место среди других стран-участниц мировой войны. Учтя опыт применения тяжелой артиллерии, для прорыва укрепленных позиций противника был создан корпус ТАОН - мощный огневой ресурс в руках главного командования. К весне 1917 г. в нем было 338 орудий различных систем, калибров и назначения - от 305-мм до 120-мм калибра. Корпус блестяще себя зарекомендовал в ходе Летнего наступления 1917 г.

Что же касается применения русскими артиллеристами метода огня по исчисленным данным, то его артиллеристы других стран-участниц войны начали осваивать лишь спустя год - с конца 1917 года.
Автор: Олейников Алексей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 31

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. twincam 31 января 2017 16:40
    а где же карл и грета??
    1. 97110 31 января 2017 17:32
      Цитата: twincam
      а где же карл и грета??

      Статья посвящена тяжелым гаубицам Франции и России в Первую мировую войну.
      1. twincam 31 января 2017 20:57
        что-то я в названии темы и первых предложениях этого не заметил.....
        так то конечно понтануться всегда модно )))))
        "статья посвящена...." )))))
        1. Dart2027 1 февраля 2017 13:49
          Цитата: twincam
          что-то я в названии темы и первых предложениях этого не заметил

          Нет есть такое.
          Что могли союзники противопоставить сверхмощным гаубицам держав Германского блока? Статья посвящена тяжелым гаубицам Франции и России в Первую мировую войну.
    2. ty60 31 января 2017 19:38
      Не грета-дора.Это уже вторая мировая
  2. Nikolaevich I 31 января 2017 17:25
    М-д-а-а ! Не успели в Первую Мировую "додуматься" до крупнокалиберных "ракето-пушек",с которыми экспериментировали в конце 40х-начаде 50х....
    1. Alexey RA 31 января 2017 17:55
      Цитата: Nikolaevich I
      М-д-а-а ! Не успели в Первую Мировую "додуматься" до крупнокалиберных "ракето-пушек",с которыми экспериментировали в конце 40х-начаде 50х....

      Хе-хе-хе... судя по работе ув. Белаша (ecoross1) в ПМВ успели додуматься до "винтовых Фау-1" - американские "летающая бомба" Сперри и "Баг".
      Вступление в войну США 6 апреля 1917 г. буквально перевернуло страну. Восемью днями позднее на проект "летающей бомбы" Сперри было выделено 50 000 долларов, в мае было получено 200 000. В качества прототипа был выбран гидросамолет Кертисса N-9. С сентября начались испытания, и в конце года, после порядка ста тестов он успешно совершил автоматический полет по заданному курсу - пилот только поднимал самолет с воды. Бомба должна была иметь взлетный вес 675 кг, вес боевой части 450 кг, скорость 145 км/ч и дальность 80 км. Но запуск с катапульты 24 ноября 1917 г. кончился аварией, как и второй - 7 декабря. Третий, 21 декабря, провалился из‑за неполадок в моторе. Последовали неудачи 14 и 17 января, в результате Лоуренсу Сперри пришлось самому поднять аппарат со льда 6 февраля 1918 г. Первый успешный полет состоялся только 6 марта, когда "летающая бомба" преодолела 1000 ярдов. 17 октября была достигнута дальность в 14 000 ярдов. Предполагалось, что к весне 1919 г. "бомба" сможет доставить нагрузку в 450 кг на расстояние в 75 миль с точностью в 1,5 мили, что оказывало бы сильный мораль­ный эффект при бомбардировках городов. Стоимость серийных бомб составила бы 2500 долларов. Несмотря на окончание войны, программа продолжалась вплоть до 1922 г.
      Другим известным проектом был "Баг" (Bug), разрабатываемый уже по заказу армии США. Он должен был иметь взлетный вес в 250-280 кг, все боевой части 40-80 кг, дальность полета свыше 60 км и скорость в 90 км/ч. Фюзеляж и крылья из папье–ма­ше, фанеры и картона, двигатель в 34 л. с. из алюминия и чугуна обеспечивали стоимость при массовом выпуске всего в 575 долларов. На стойке крыла устанавли­вался аэролаг. Когда количество оборотов аэролага совпадало с расчетным, специ­альный механизм отстыковывал крыло и "Баг" уже "настоящей" бомбой пикировал на цель. Армия заказала 25 "Багов" 25 января 1918 г., но первый пилотируемый полет состоялся только 19 июля, а беспилотные - с 13-14 сентября того же года. 22 октября "Баг" вылетел и разбился в нужном месте, успех увеличил заказ до 100 штук. К перемирию 20 "Багов" были построены полностью и еще 11-16 - частично, обойдясь в 12 000 долларов за штуку. Работы по совершенствованию "Бага" были прекращены только в 1925 г.
      1. Nikolaevich I 1 февраля 2017 11:04
        Интересные сведения ! Встречалась инфа,что перед ПМВ поднимался в воздух радиоуправляемый "ероплан"; но,похоже, этот аппарат так и остался в единственном числе.Так что информация заинтересовала меня.
      2. murriou 1 февраля 2017 19:51
        К этому времени авиация Антанты в Сааре применяла уже бомбы в 750кг, на фоне которых американские "летающие бомбы" гораздо меньшего веса теряли смысл.

        Что характерно, все бомбардировки периода ПМВ, которые могут хоть как-то претендовать на звание стратегических, производились силами ВВС Англии, Франции и Германии.

        Хрустобулочные претензии на звание первого в мире стратегического бомбардировщика для "Ильи Муромца" ни единой сравнимой акцией не подтверждены, да и его ТТХ/ЛТХ к моменту его первого боевого вылета были уже далеки от рекордных в быстроразвивающемся мире.
        1. Alexey RA 2 февраля 2017 10:29
          Цитата: murriou
          К этому времени авиация Антанты в Сааре применяла уже бомбы в 750кг, на фоне которых американские "летающие бомбы" гораздо меньшего веса теряли смысл.

          Если судить только по массе боевой части - да. Но у "летающих бомб" были другие преимущества - они не требовали подготовленных экипажей, при их применении не было бы боевых потерь экипажей, они могли спокойно применяться в любое время суток.
  3. Alexey RA 31 января 2017 17:28
    Забавно, что русская 305-мм гаубица обр. 15 изначально делалась для флота, который планировал заменить этой гаубицей старые 9" и 11" мортиры. Предполагалось, что эта артсистема будет применяться для прикрытия узостей, где она, работая с закрытых позиций, могла бы безнаказанно расстреливать палубы медленно ползущих кораблей.
    Но, как и другие флотские орудия, она ушла в ТАОН.
    И получил эти гаубицы флот лишь в советское время - ими была вооружена батарея №911 в Владивостоке (построенная на позиции бывшей 11" мортирной батареи №359).
  4. Dekabrist 31 января 2017 18:10
    "Высота огня гаубицы – 1860 м." - наверное автор имел ввиду что высота линии огня гаубицы -1860 мм?
  5. Kapitan A 31 января 2017 18:38
    Обошлись союзнички и без "монстров" уж совсем обалденных.
    Гигантомания - энто когда начинаются проблемы в обычных вопросах.
    1. Alexey RA 31 января 2017 18:57
      Цитата: Kapitan A
      Обошлись союзнички и без "монстров" уж совсем обалденных.

      То есть, 520-мм ж/д гаубица Obusier de 520 modèle 1916 массой 263 тонны со снарядом 1654 кг - это не монстр? wink
      А ведь кроме упомянутых в статье гаубиц на сухопутном фронте Антантой и Тройственным союзом активно использовались и другие монстрики - те же береговые ж/д пушки, вплоть до 14".
  6. chebman 31 января 2017 20:46
    ..."Командование подготовилось к огневому удару очень тщательно – была произведена аэрофотосъемка целей".. и сразу же после этого "Таким образом, без воздушного и наземного наблюдения"???
    1. Alexey RA 1 февраля 2017 10:07
      Всё правильно: имеется в виду, что была проведена только авиаразведка целей - до открытия огня. По её результатам были определены и привязаны цели и рассчитаны данные для стрельбы.
      А во время ведения огня наземного или воздушного наблюдения (то есть, корректировки) не было: огонь вёлся исключительно по расчётным данным.
  7. fenist82 31 января 2017 22:34
    Последнее слово 305-мм русские тяжелые орудия скажут в 1945, при штурме Кенигсберга. Скажем так, они довершат то, что не успели в годы Второй Отечественной. Они будут крушить германские форты на 30 лет позже чем планировалось, но лучше позже чем никогда.
    1. Nikolaevich I 1 февраля 2017 10:52
      Жаль,что в ПМВ не доделали 406-мм орудия ! Их готовность была от 30 до 75 (%),но.к сожалению.при советской власти решили их не доделавать и пустили в переплавку.
  8. sergei1975 1 февраля 2017 00:11
    Впечатляет что старых технологиях могли сделать таких монстров.
  9. Товарищ_Сталин 1 февраля 2017 03:57
    Зачем такие монстры? Проще и эффективнее штурмовик или бомбер, на которого можно навесить хоть 10-тонную бомбу, что и сделали американцы со своим Большим Шлемом. Можно вспомнить сумрачных тевтонов со своими Дорами и Карлами, а так же ФАУ, которые потратили миллиарды марок на эти вундервафли с ничтожным результатом.
    1. Alexey RA 1 февраля 2017 10:13
      Цитата: Товарищ_Сталин
      Зачем такие монстры? Проще и эффективнее штурмовик или бомбер, на которого можно навесить хоть 10-тонную бомбу, что и сделали американцы со своим Большим Шлемом.

      Покажите мне штурмовик времён ПМВ, несущий 500/1000-кг бомбу. smile
      А также покажите мне бомбардировщик тех же времён, работающий по цели с точностью артиллерии. И способный кидать бомбы круглосуточно с периодичностью хотя бы 1 раз в 10 минут.
      Можно взять даже ВМВ - на все могучие Royal Air Forces было всего 2 эскадрильи, способные точно отбомбиться по цели, причём для этого им нужны были штучные бомбы ручной работы. Остальные же в ходе неоднократных вылетов не смогли поразить даже хорошо различимую цель размером с ФАУ-бункер.
      1. Nikolaevich I 1 февраля 2017 10:54
        Усё правильно !
      2. Товарищ_Сталин 1 февраля 2017 12:02
        Ну и что смогли сделать эти гаубицы? Позиционный тупик они так и не решили, его решил новый вид оружия - танки. Следовательно, все эти затраты на создание этих монстров - пустая трата сил, средств и времени.
        Можно взять даже ВМВ - на все могучие Royal Air Forces было всего 2 эскадрильи, способные точно отбомбиться по цели, причём для этого им нужны были штучные бомбы ручной работы. Остальные же в ходе неоднократных вылетов не смогли поразить даже хорошо различимую цель размером с ФАУ-бункер.

        Тот факт, что авианосцы теперь стали главной ударной силой флота уже доказательство того, что авиация более эффективное оружие против кораблей, чем пушки главного калибра.
        1. Alexey RA 1 февраля 2017 19:04
          Цитата: Товарищ_Сталин
          Ну и что смогли сделать эти гаубицы? Позиционный тупик они так и не решили, его решил новый вид оружия - танки.

          Эти гаубицы смогли решить стратегическую задачу - уничтожение системы долговременной обороны Бельгии. Блокировавшие основные коммуникации крепости, создававшиеся десятилетиями и рассчитывавшиеся на недели осады, не выдержали огня 305-мм гаубиц и 420-мм мортир - и их оборона рассыпалась буквально за несколько суток. Ключевую роль в этом сыграли как раз крупнокалиберные системы, довольно быстро вынесшие "треугольные форты Бриальмона" у Льежа и Намюра. А затем и вволю поработавшие по фортам Антверпена.
          А 520-мм французский монстр позволил отбить обратно захваченный немцами французский форт Дуомон.
          Цитата: Товарищ_Сталин
          Тот факт, что авианосцы теперь стали главной ударной силой флота уже доказательство того, что авиация более эффективное оружие против кораблей, чем пушки главного калибра.

          А при чём тут армейская артиллерия и корабли? Хотите воевать авиацией на суше? Пожалуйста - только не забудьте выложить по 40-80 тысяч баксов за час полёта.
          1. murriou 1 февраля 2017 19:57
            Заметим, что сверэффективны мега-гаубицы были в начале ПМВ, когда их применение оказалось неожиданностью, и адекватных средств противодействия не существовало.

            Во время битвы за Верден эффект от применения сверхтяжелой артиллерии оказался уже весьма малым.
            1. Alexey RA 2 февраля 2017 10:50
              Дело не во времени. Дело в том, против кого применять эти гаубицы.
              Бельгийская система обороны проектировалась в конце XIX - начале XX века. А форты Льежа и Намюра - вообще в 80-х годах XIX века. В результате, они были рассчитаны по большей части на противодействие 21 - 28-см снарядам. А самое главное - бельгийцы пошли по кривой дорожке бронебашенных фортов, объединявших в себе пехотные и артиллерийские позиции и отличавшихся плотной компоновкой (критуется любым попаданием в силуэт smile ). Да, выглядело это внушительно, плюс давало экономию на строительстве батарей. Но при обстреле этих фортов нападающий выполнял сразу две задачи - подавление дальнобойной артиллерии и разрушение непосредственной обороны.
              Плюс к тому, новые и самые мощные форты внешнего обвода Антверпена встретили войну недостроенными.
              При атаке крепости Антверпен немцами в мировую войну форт Вавр-Сен-Катрин один из первых подвергся сильнейшей бомбардировке. В течение 4-х дней по форту было выпущено согласно официальным германским данным 500 снарядов, из которых: 171 снаряд был 42-см калибра и 329 снарядов 30,5-см калибра. В форт попало только 44 снаряда, но они произвели значительные разрушения: своды казематов были пробиты в 9 местах, левый горжевой полукапонир был обвален, пороховой погреб взорван, разрушено было 3 броневых башни с орудиями дальнего боя и 3 башни с 75-мм орудиями. Между прочим, купол одной башни с 12-см пушкой был пробит 42-см снарядом, который разорвался внутри башни и разбил последнюю в крошки, причем совершенно был разрушен и окружающий передовую броню железобетон; затем один 30,5-см снаряд, отрекошетировав от купола башни с 12-см пушкой, также разбил этот купол, причем окружавший передовую броню железобетон разрушен не был, а только растрескался. Интересно также отметить, что 21-см снаряды с увеличенным разрывным зарядом своды казематов форта не пробивали, но производили в них значительные трещины; броневые башни от этих снарядов также чувствительных повреждений не имели. Из всего приведенного можно прийти к заключению, что бельгийские бетонно-броневые форты новейшей конструкции в противоположность французским фортам крепости Верден в мировую войну себя не оправдали, и потому правы были те, кто еще до войны осуждал бельгийскую систему как крепостей, так и их элементов.

              Французы строили форты примерно в то же время. Но у них хватило ума регулярно перестраивать и усиливать свои фортификационные сооружения, а также пойти в их проектировании не по пути Бриальмона, а по пути Тотлебена: вынести основную артиллерию на промежутки, оставив на фортах только противоштурмовые и фланкирующие пушки и одиночные орудия "дальнего боя". В результате, у них получились форты свободной компоновки, выдерживавшие многочисленные попадания "в контур цели":
              Стоимость форта Дуомон определена французским инженером Бенуа в 6 млн франков (около 2 1/4 млн довоенных рублей). Во время обороны Вердена форт подвергался многочисленным бомбардировкам, притом как со стороны немцев (с начала войны и до 25 февраля 1916 г., когда они им овладели, и потом с конца октября 1916 г. до ноября 1917 г., когда форт был снова в руках французов, а немцы находились от него в таком удалении, что могли вести бомбардировку самыми дальнобойными орудиями), так и со стороны французов (с 26 февраля 1916 г. и до 24 октября 1916 г., когда форт был в руках немцев). По исчислению того же инженера Бенуа, за время бомбардирования форта с 8 октября 1914 г. до ноября 1917 г., он получил минимум 120000 попаданий, из коих по крайней мере 2000 снарядами калибром в 28 см, 30,5 см, 38 см и 42 см. Невзирая на сильные повреждения наружных частей форта, последний все-таки считался обороноспособным опорным и хорошим наблюдательным пунктом. Стоимость бомбардировки форта, по исчислению инженера Бенуа, в 20 раз превзошла стоимость самого форта, а потому форт себя оправдал.
  10. Nikolaevich I 1 февраля 2017 11:13
    ГИГАНТСКИЕ АТОМНЫЕ ПУШКИ СССР


    Гигантские атомные пушки СССР

    Гигантские орудия “Конденсатор” и “Ока” для стрельбы атомными снарядами…


    Эти орудия создавались для поражения ядерными снарядами важных военных и промышленных объектов в ближнем тылу противника. Первыми разработку атомной пушки начали американцы, создав 280-мм орудие. В СССР ответили работами сразу над тремя образцами атомной артиллерии: пушкой, миномётом и безоткатным орудием. Все орудия создавались самоходными. В качестве основы для шасси был использован тяжелый танк Т-10. Ядерные снаряды для пушек особой мощности собирались оснащать специальным зарядом РДС-41, разработанным к 1955 году в КБ-11 (Арзамас-16, ныне Федеральный ядерный центр в Сарове). Заряд был испытан в Семипалатинске в марте 1956 года, мощность составила 14 кт.

    Пушка получила обозначение 2А3 «Конденсатор-2П». Калибр орудия составил 406мм, дальность стрельбы 25,6 км. Грандиозный калибр определялся минимальным размером заряда, который смогли создать атомщики. Были построены и успешно испытаны 4 самоходных орудия.

    Гигантские атомные пушки СССР

    Гигантские атомные пушки СССР

    Тактико-технические характеристики 2А3 «Конденсатор-2П»

    Боевая масса, т 64
    Экипаж, чел. 7
    Длина с пушкой вперёд, мм 20000
    Ширина корпуса, мм 3080
    Высота, мм 5750
    Клиренс, мм 460
    Вооружение
    Калибр и марка пушки 406,4-мм СМ-54
    Дальность стрельбы, км до 25,6
    Прицелы ТПВ-51, «Угол», С-71-5, ЗИС-3
    Двигатель В-12-6Б, дизельный с наддувом
    Максимальная мощность: 552 кВт (751 л.с.), при 2100 об/мин
    Мощность двигателя, л. с. 750
    Запас хода по шоссе, км 200
    Удельная мощность, л. с./т 11,7
    Тип подвески индивидуальная торсионная пучковая





    Вторым образцом стал 420мм самоходный миномёт 2Б1 «Ока». Они были построены в количестве четырёх штук и успешно прошли испытания. В 1957 году эти машины участвовали в параде на Красной площади и вызвали не малое удивление у иностранных наблюдателей, хотя многие посчитали их бутафорией…

    Гигантские атомные пушки СССР





    Технические характеристики 2Б1 «Ока»:

    Габариты: длина (вместе с пушкой) — 27,85 м., ширина — 3,08 м., высота — 5,73 м.
    Масса — 55,3 т.
    Бронирование — противопульное.
    Силовая установка — дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-12-6Б, мощностью 552 кВт (750 л.с.).
    Удельная мощность — 13,6 л.с./т.
    Максимальная скорость по шоссе — 30 км/ч.
    Запас хода по шоссе — 220 км.
    Вооружение — 420-мм миномет 2Б2, длина ствола 47,5 калибров (около 20 м).
    Скорострельность — 1 выстр./5 мин.
    Дальность стрельбы — до 45 км, с использованием активно-реактивных боеприпасов.
    Экипаж — 7 чел.



    Безоткатное орудие С-103 было создано под руководством В.Г. Грабина , но испытания не были завершены из-за аварии.

    Гигантские атомные пушки СССР

    Грандиозные “атомные пушки” не были приняты на вооружение. Все работы над ними были прекращены в1960 году. Развитие ракетной техники сделали их бесперспективными. Их место в структуре вооружения заняли тактические и оперативно-тактические ракеты…
  11. murriou 1 февраля 2017 19:34
    Был эпизод, когда немцы поплатились за свою самонадеянность, выдвинув батарею знаменитых 420-мм "Берт" против Осовецкой крепости, в которой заранее были установлены два 152-мм морских орудия системы Канэ. Огневые позиции немцев были заранее выявлены разведкой, вскоре после открытия огня подавлены, орудия уничтожены.
    1. Nikolaevich I 2 февраля 2017 02:08
      Это пример умелого использования "того,что было".Немцы дали шанс,а защитники крепости воспользовались им. Но ,в целом,это не умаляет факт разрушительной мощи крупнокалиберных орудий.
  12. murriou 1 февраля 2017 19:38
    Россия занимала ведущее место среди других стран-участниц мировой войны.

    Конечно-конечно, Россия - родина всех слонов, кто посмеет усомниться?

    Но если поглядеть на цифры наличия и производства русских тяжелых арт. орудий по сравнению с развитыми державами, а также на производство крупнокалиберных боеприпасов в России и их поставки от иностранных держав... feel
  13. xomaNN 27 ноября 2017 15:56


    Гаубицу в питерском Музее артиллерию освоила детвора what
Картина дня