Индусский национализм: идеология и практика. Часть 3. Армия Шивы и «король Бомбея»

После провозглашения независимости Индии на приоритетные позиции в идеологии и практике индусских националистов вышла борьба за сохранение индусской идентичности — «хиндутвы», под которой представители ультраправых организаций страны понимали, в первую очередь, противостояние чуждым культурным и политическим влияниям — исламу, христианству, марксизму. Помимо уже действовавших «Хинду Маха Сабха» и «Раштрия сваямсевак сангх», в Индии 1950-х — 1960-х гг. появляются новые праворадикальные организации, как правило, выступающие с более жестких позиций, чем их «старшие» партнеры.

Индусский национализм: идеология и практика. Часть 3. Армия Шивы и «король Бомбея»


Как известно, эпицентром индусского национализма еще с первой половины ХХ века была Махараштра. Именно здесь родились и действовали такие апологеты индусского национализма как Винаяк Дамодар Саваркар, Кешаврао Балирам Хедгевар и Мадхав Садашив Голвалкар. Маратхи, один из крупнейших народов Индии, сыграли очень важную и заметную роль в истории страны. В свое время они оказали серьезнейшее сопротивление империи Великих Моголов. Государство маратхов стало бастионом, защитившим индусскую цивилизацию от напора мусульман Северной Индии. Затем маратхи длительное время сопротивлялись британской колонизации, вели кровопролитные войны с англичанами. Маратхом по национальности был Бал Гангадхар Тилак — один из патриархов индийского национально-освободительного движения. В конце 1950-х гг. в штате Бомбей, в состав которой тогда входили Махараштра и Гуджарат, начались беспорядки на межнациональной почве. Маратхи требовали создания собственного сугубо маратхского штата. В конце концов, штат Бомбей был разделен на два штата — Махараштру и Гуджарат. В маратхском движении принимали участие Кешав Такерей и его сын Бал Кешав Такерей. Последний вскоре стал одной из ключевых фигур в индусском националистическом движении.


Бал Кешав Такерей (1926-2012) родился 23 января 1926 г. в городе Пуна, в то время входившем в состав Бомбейского резидентства Британской Индии. В молодости Бал Такерей работал художником — карикатуристом, потом стал журналистом. Проектом Такерея стала ежедневная газета «Мармик», выступавшая с оппозиционных позиций и критиковавшая Индийский национальный конгресс. Постепенно Такерей все больше убеждался в том, что политика ИНК не способна, как он считал, решить стоящие перед современной Индией проблемы. В 1966 году по инициативе Такерея была создана новая политическая организация — «Шив Сена», что в переводе с санскрита означает «Армия Шивы». С самого начала своего существования эта организация заняла ультранационалистические позиции. Ее печатными органами стали издания «Saamana» на языке маратхи и «Dopahar ка saamana» на языке хинди.

В идеологическом отношении «Шив Сена» ориентируется на принципы «хиндутвы», сотрудничая с крупнейшей правой партией Индии — «Бхаратия джаната парти». Первоначально «Шив Сена» действовала в пределах штата Махараштра, позиционируя себя как маратхскую националистическую организацию. Действуя в этом ключе, партия провозглашала своей основной целью достижение максимального самоуправления для маратхов и защиту их интересов и прав. Эти цели определяли и набор основных задач партии. «Шив Сена» выступала с резкой критикой трудовой миграции в Махараштру, особенно в Бомбей (Мумбаи). Развитый и большой город, Мумбаи притягивает трудовых мигрантов со всей Индии, особенно из соседнего штата Гуджарат. Это очень не нравится значительной части маратхского населения региона, чьи интересы и выражает «Шив Сена». Организация выступает за приоритетные права маратхов при трудоустройстве в штате Махараштра.

Второй основной задачей «Шив Сены», помимо борьбы за трудовые права маратхов, стало выдавливание идеологических противников и потенциальных конкурентов за симпатии социальных низов Махараштры с политической арены. В 1970-е — 1980-е годы в Махараштре пользовались большой популярностью Коммунистическая партия Индии и Коммунистическая партия Индии (марксистская). Они активно действовали в профсоюзном движении Мумбаи, поддерживались значительной частью промышленных рабочих города и штата. Для «Шив Сены» коммунисты были не только соперниками в борьбе за влияние на народные массы, но и важными идеологическими противниками. Ведь коммунисты, напротив, приветствовали трудовую миграцию, так как видели в мигрантах потенциальных сторонников.



В борьбе против коммунистов «Шив Сена» не останавливалась перед применением открытого насилия, тем более, что партии удалось сформировать мощные и многочисленные вооруженные формирования из числа представителей безработной маратхской молодежи. Примечательно, что деятельность «Шив Сены» встречала негласную поддержку со стороны мумбайской полиции, поскольку власти Индийского национального конгресса стремились руками правых радикалов избавиться от опасных конкурентов в лице коммунистов. Боевики «Шив Сена» занимались периодическими нападениями на отделения коммунистической партии, на активистов компартий и профсоюзных организаций. За это организация Такерея получала очень негативные оценки со стороны советской печати. «Шив Сена» изображали не иначе, как профашистской организацией, выступающей с крайне реакционных позиций и направленной против индийского коммунистического движения. В какой-то степени это было правдой.

Свою роль в отношении левой общественности к «Шив Сена» играли и высказывания самого Бала Такерея. В прошлом художник, Такерей весьма положительно относился к другому несостоявшемуся художнику, также ушедшему в правую политику — к Адольфу Гитлеру. Как мы знаем, симпатии к Гитлеру не являются чем-то из ряда выходящим для индийского общества. Еще до начала Второй мировой войны индусские националисты видели в гитлеровской Германии перспективного покровителя антибританской освободительной борьбы. Позже значительная часть индусов стала относиться к Гитлеру негативно, в том числе и благодаря тому, что такие столпы индийского национального движения как Махатма Ганди и Джавахарлал Неру заняли антигитлеровские позиции. Великобританию во Второй мировой войне поддержал и лидер «Хинду Маха Сабха» Винаяк Саваркар. Однако, такие националистические деятели как Субхас Чандра Бос, сохраняли верность странам Оси до последнего. В 1970-е годы Бал Такерей стал выступать с неоднозначными высказываниями о Гитлере. Например, он неоднократно подчеркивал, что Индия не нуждается в навязанной Западом демократической модели, а должна обрести своего диктатора — «такого, как Гитлер». Такерей утверждал, что Гитлер сочетал в себе и хорошие, и плохие качества, но чего у него не отнять — так это власти над массами.



Популярность «Шив Сены» среди маратхского населения штата росла, и в 1977 году партия внесла большой вклад в победу «Бхаратия джаната парти» на парламентских выборах. Но подлинного успеха «Шив Сена» достигла только с началом 1990-х годов. В 1995 году альянс правых партий, в который входили «Бхаратия джаната парти» и «Шив Сена», победил на выборах в региональный парламент Мумбаи. Правительство штата возглавил представитель «Шив Сены» Манохар Джоши, остававшийся премьер-министром Махараштры с 1995 по 1999 гг. С этого времени Такерей фактически стал определять политику Мумбаи, хотя формально и не занимал пост главы правительства штата. Одним из главных достижений Такерея стало переименование Бомбея в Мумбаи, осуществленное в рамках «национализации» географических названий. Такерей продолжал политику, направленную на утверждение приоритетных прав маратхского населения.

В начале XXI века идеологические приоритеты «Шив Сены» несколько изменились. На первое место вышла не борьба с коммунистами и трудовыми мигрантами в Махараштре, а религиозно-политическая риторика. Главным объектом критики Бала Такерея и его последователей стали индийские мусульмане. «Шив Сена» активно использовала нараставшую в мире после терактов 11 сентября волну исламофобии для укрепления собственных позиций в Индии. Конечно, сам Такерей всячески отрицал религиозную ксенофобию и утверждал, что выступает против лишь тех представителей других конфессий, кто не соблюдает индийские законы. Но на самом деле, многие высказывания лидера «Шив Сены» были наполнены крайним радикализмом. Например, Такерей выступил с речью о необходимости формирования индуистских террористических организаций, которые могли бы стать альтернативой исламскому религиозному радикализму. Экстремистские речи Такерея нашли симпатии среди значительной части индусской молодежи, а также среди бывших военнослужащих и сотрудников полиции. Нападкам со стороны Такерея стал подвергаться не только давний противник Индии — Пакистан, но и Бангладеш, к созданию которого была причастна как раз Индия, оказавшая ему прямую поддержку в национально-освободительной войне против Пакистана. Такерей потребовал от индийского правительства ввести визовый режим с Бангладеш и депортировать из Индии многочисленных бангладешских мигрантов — мусульман, вынужденных искать работу за рубежом по причине перенаселенности Бангладеш и тотальной безработицы в этой стране.

Неприязнь к другим конфессиям объясняется принадлежностью «Шив Сены» к кругу «партий хиндутвы». В исламе и христианстве сторонники этой концепции видят угрозу неповторимой индийской цивилизации, а ядром этой цивилизации считают как раз индуизм и другие индийские религии — буддизм, джайнизм и сикхизм. Однако, претензии Такерея на лидерство в общеиндийском индусском националистическом движении сталкивались с его же собственным маратхским национализмом. Например, Такерей и в 2000-е годы продолжал выступать за ограничение миграции в Мумбаи из других штатов Индии. При этом, исключения не должны были делаться и для мигрантов, исповедующих индуизм. На практике политика «Шив Сены» против мигрантов вылилась в мощные столкновения между маратхами и мигрантами из других штатов. Зацикленность Такерея на маратхском национализме привела и к отторжению от него представителей отделений «Шив Сены» в других штатах Индии.

— Бал Такерей, "король Бомбея"

Тем не менее, до последних дней своей жизни пожилой Бал Такерей обладал колоссальным влиянием на политическую жизнь штата Махараштра и не меньшим политическим авторитетом — не только в штате, но и за его пределами. Его с полным на то правом можно было назвать одним из наиболее ярких индийских политиков 1970-х — 2000-х гг., что признавали даже политические оппоненты и открытые противники. 17 ноября 2012 года Бал Такерей скончался в Мумбаи в возрасте 86 лет. Известие о смерти видного политика вынудило власти штата Махараштра перевести на режим повышенной готовности полицейские и армейские подразделения. Руководство штата, как и страны в целом, опасалось возможных массовых беспорядков, которые могли организовать сторонники «Шив Сены» в память о своем лидере. С обращением к населению выступил сам премьер-министр Индии Манмохан Сингх. Но и он почтил память Такерея как самобытного и авторитетного политика. На следующий день после смерти, 18 ноября 2012 года, состоялись похороны Бала Такерея. Им был придан статус мероприятия государственной важности. В похоронных церемониях приняли участие несколько миллионов человек.

Соболезнования в связи со смертью Такерея выразил Нарендра Моди — тогда он занимал пост главы правительства в соседнем с Махараштрой штате Гуджарат, а в 2014 году занял пост премьер-министра Индии. Эти соболезнования не были «дежурной фразой» — как известно, Нарендра Моди возглавляет крупнейшую националистическую партию Индии — «Бхаратия джаната парти», которая долгое время сотрудничает с «Шив Сена» и с 2014 года находится у власти в стране. Для «Бхаратия джаната парти» Бал Такерей также занимает одно из почетных мест в галерее идеологов и лидеров индусского национализма ХХ века.

После смерти своего основателя и бессменного лидера, партия «Шив Сена» продолжила существование уже под руководством его сына — Уддхава Такерея (родился в 1960 году, на фото), который еще в середине 2000-х годов занял пост исполнительного президента организации в связи с пожилым возрастом своего отца. В свое время к партии «Шив Сена» принадлежал Нараян Ране (род.1952), занимавший в1999 году пост премьер-министра штата Махараштра. Однако затем, в 2005 году, Нараян Ране перешел в Индийский национальный конгресс, что было связано не столько с изменением политических взглядов, сколько с возникшими противоречиями с сыном Бала Такерея Уддхавом, занявшим пост исполнительного президента «Шив Сены». Молодежную организацию «Шив Сены» — «Юна Сена» — возглавляет внук Бал Такерея и старший сын Уддхава Такерея поэт Адитья Такерей (родился в 1990 году).

В настоящее время «Шив Сена» остается одной из крупнейших и наиболее радикальных националистических организаций «хиндутвы» в Индии. О ней то и дело сообщают средства массовой информации — в том числе, и в связи с различными беспорядками и нападениями на иноконфессиональные группы. Но, кроме политического радикализма, «Шив Сена», как и другие индусские правые партии, известна благотворительной деятельностью и социальными проектами. Например, партия установила мировой рекорд по сбору крови с доноров. В 2015 г. «Шив Сена» выделила по 10 тыс. рупий каждому фермеру, пострадавшему от засухи в области Маратхвада. Кроме того, по 2 тыс. рупий партия выделяет каждой индусской семье с числом детей более пяти в штате Уттар-Прадеш, где проживает, кроме индусов, внушительная община мусульман.

Неоднозначная деятельность «Шив Сены» неоднократно становилась предметом критики со стороны не только индийских либеральных и левых сил, но и мировой общественности. Однако, влияние партии в штате Махараштра столь сильное, что правительство, тем более возглавляемое в настоящее время правым политиком, никогда не пойдет на принятие каких-либо жестких мер в отношении маратхских националистов.

Продолжение следует…
Автор: Илья Полонский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik 20 января 2017 07:48
    Продолжайте Илья, весьма интересно..Благодарю..
  2. Reptiloid 20 января 2017 09:17
    Очень большие статьи.Наверно, это книга.Спасибо,Илья.
  3. Mavrikiy 20 января 2017 10:53
    Еще А. И. Фурсов сказал: "кастовая система Индии - это натуральный фашизм".
    1. Type 63 20 января 2017 18:52
      Кастовая система конечно, мерзость, но не все так просто. У нас в вузовской среде по факту катстовость присутствует, и в аспирантурах в основном тусуют сыновья-дочки профессоров. При том, что сын слесаря, допустим, может быть не тупее их, туда он вряд ли попадет. За статью спасибо.
      1. Reptiloid 22 января 2017 17:33
        В Индии кастовая система существует ~~~3000лет и органично соединились с древней религией.В тоже время социальные лифты у нас почти равны 0.
        Цитата: Type 63
        Кастовая система конечно, мерзость, но не все так просто. У нас в вузовской среде по факту катстовость присутствует, и За статью спасибо.

        Но не только в вузовской. ПРАКТИЧЕСКИ любая среда защищает себя от проникновения из менее обеспеченных сред.Мало того,чем обеспеченнее отдельные представители, тем презрительнее и хамски относятся к менее обеспеченным прослойкам общества.Иногда с грустью наблюдаю ,что поддержку, помощь оказывают друг другу совершенно обедневшие люди разных национальностей----собирают разные предметы, везут их на тележках и прекрасно понимают друг друга.
  4. cheap trick 23 января 2017 07:03
    после работы с индусами в англии,у меня уже нет сомнения что индусы-самая грязная и высокомерная нация! просто паразиты,работать не хотят,везде грязь,к своим относятся как к существам низкого уровня.в англии имеют неписанный особый статус в прошлом угнетённых.чем и пользуются с лихвой.
Картина дня