Линкор будет потоплен

Линкор будет потопленВесной 1939 года в «стенах» тюремного ЦКБ-29, куда были направлены репрессированные в ходе новой волны репрессий авиационные специалисты, под руководством Андрея Туполева началась предварительная разработка пикирующего бомбардировщика «ПБ» в двух- и четырехмоторном вариантах с герметичными кабинами экипажа.

Истоки создания этой машины пока не обнаружены, но многие авторы сходятся во мнении, что это делалось по настоянию Лаврентия Берии. С другой стороны, историк ОКБ имени А.Н. Туполева Владимир Ригмант со слов Андрея Николаевича утверждает, что идея «ПБ» принадлежала главному конструктору. Кто же прав, пока сказать невозможно, но настораживает тот факт, что Туполев, находясь в заключении, вряд ли был посвящен в замыслы вождя. Не доводилась до него и оперативная информация о желании англичан быстрее разделаться с Советами. А потому, видимо, идея противокорабельного самолета все же исходила не от авиаконструктора, а из кремлевского кабинета.

УНИЧТОЖИТЬ АНГЛИЙСКИЙ ФЛОТ


Но все скрыть было невозможно, и как свидетельствовал Сергей Егер, в то время работавший с А.Н. Туполевым, самолет предназначался в первую очередь для борьбы с английскими кораблями. Отсюда предполагалась и повышенная до 3000 кг бомбовая нагрузка и большая дальность полета по сравнению с фронтовыми пикировщиками, доходившая до 4000 км в перегрузочном варианте.

Но военные посчитали требования, предъявленные к машине, завышенными и пришли к выводу, что для пикирующего бомбардировщика достаточно нормальной бомбовой нагрузки в 1000 кг и перегрузочной – 2000 кг. Изменились и требования к дальности полета, которую ограничили 1000 и 2000 км в зависимости от варианта загрузки машины. Однако требования к максимальной скорости по-прежнему оставались очень высокими – 580–600 км/ч, что гарантировало бы защиту от истребителей.

Когда требования к машине почти утряслись, встал вопрос о выборе двигателей. Самым подходящим и перспективным тогда считался V-образный 1800-сильный, трехрядный, 18-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения М-120ТК конструкции Владимира Климова, оснащенный турбокомпрессорами. Этот двигатель, «сложенный» из трех блоков серийного М-105, был очень привлекателен своей кажущейся отработанностью отдельных блоков. Но на деле оказалось все далеко не так. Многие конструкторы тогда делали на него ставку, но Туполев, обогащенный жизненным опытом, рассуждал иначе. Куда надежнее поставить на машину уже испытывавшиеся двигатели. А выбор их был невелик: М-88 и М-63 воздушного охлаждения, а также М-105 жидкостного охлаждения. Первые легче и удобнее в эксплуатации, но высокое лобовое сопротивление не позволяло им реализовать заданную скорость, поэтому пришлось остановиться на 1050-сильных М-105.

Так постепенно формировался облик «ПБ». В окончательном виде самолет представлял собой двухкилевой высокоплан с экипажем из трех человек. Его оборонительное вооружение планировалось из пары пулеметов ШКАС в носовой установке и двух пушек ШВАК за крылом для защиты машины от атак истребителей противника со стороны задней полусферы.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТУПОЛЕВА ПРИНИМАЕТСЯ

Когда стали очевидными намерения Англии и Франции нанести удар по нашим нефтеносным районам («НВО» рассказывало об этих планах ранее), 25 января 1940 года начальник ВВС Яков Смушкевич и военком Филипп Агальцов, в частности, сообщили наркому обороны Клименту Ворошилову:

«…необходимо предложение НКВД (группа Туполева) о постройке четырехмоторного самолета принять и в срочном порядке его построить. Такой самолет представляет для нас большой интерес.

Соображения:

1). Этот четырехмоторный самолет по своим габаритам немного больше двухмоторных самолетов (например, ДБ-3 имеет 66 кв. м, предлагаемый самолет 31 кв. м, а ТБ-7-230 кв. м). Бомб же он берет внутри фюзеляжа в два раза больше, чем ДБ-3. Экипаж – 4 человека. Производство этого самолета должно быть простым, примерно как существующих двухмоторных самолетов.

Кроме того, этот самолет сумеет брать внутри фюзеляжа 1000 и 1500 кг бомбы, что под силу только четырехмоторному самолету, а так как предлагаемый самолет является и пикирующим бомбардировщиком, то для поражения существующих линкоров такой самолет необходим…

4). Насколько мне известно, Туполев занимался конструкцией четырехмоторных самолетов поэтому выгодно его использовать для этой цели. Что касается скоростей, то с М-105 предлагаемый самолет сможет дать 570–600 км/ч. Надо поручить второй четырехмоторный самолет строить с М-120 со скоростью 650 км/ч…».

Как следует из этого документа, идея «ПБ» все же родилась в недрах НКВД, но ее конкретный автор так и не установлен.

Реакция руководства ВВС на «ПБ» понятна, поскольку самолет мог бороться не только с линкорами, но и закупорить Суэцкий канал. Для этого достаточно было потопить в нем несколько крупных судов. Ведь по этому каналу шли основные поставки нефти из Саудовской Аравии в Англию, а это было равносильно парализации всего английского флота.

Но работа по «ПБ» прекратилась так же быстро, как и началась. Произошло, видимо, ближе к лету 1940 года. Некоторые авторы связывают прекращение работ по «ПБ» в связи с началом проектирования двухмоторного фронтового бомбардировщика «ФБ», будущего Ту-2.

Полагаю, что это не соответствует действительности, поскольку при принятии подобных решений правительство руководствовалось прежде всего внешнеполитическим положением страны. Вероятнее всего, это связано с оккупацией Германией значительной части территории Франции, которая как союзник Великобритании перестала существовать и активизация последней против Советского Союза, а тем более Германии резко снизилась. Единственным союзником Англии тогда были США, но между ними пролегала огромная Атлантика.

НОВЫЙ СКОРОСТНОЙ БОМБАРДИРОВЩИК

Причина отказа от «ПБ» становится еще понятней, если предположить, что на арену вместо него выходил скоростной пикирующий бомбардировщик СПБ системы «Звено», разработанный в КБ-29 под руководством Владимира Вахмистрова еще в 1938 году и способный бороться с точечными целями как на суше, так и на море. В качестве авиаматки пока использовали устаревший бомбардировщик ТБ-3, но прорабатывались варианты и с применением ДБ-А Виктора Болховитинова и ТБ-7 Владимира Петлякова, причем уже не с И-16, а с МиГ-3. Особенно хорошо для этих целей подходил ДБ-А с его приличной грузоподъемностью, большой дальностью и сильным оборонительным вооружением. Но эти самолеты построили лишь в пяти экземплярах.

По этому поводу в пояснительной записке к проекту «Плана опытного строительства на 1940 год» говорилось:

«Целый ряд операций бомбардировочной авиации требует взаимодействия с истребителями за пределами (их. – Н.Я.) радиуса действия, а также выполнения истребителями бомбардировки с пикированием бомбами калибров, превышающих возможности взлета с ними. Для этих целей должны предусматриваться работы по подъему истребителей на бомбардировщике и прицепке истребителей к бомбардировщику в полете».

По результатам испытаний СПБ в варианте ТБ-3РН с двумя И-16 и бомбами ФАБ-250 в 1938 году была достигнута скорость истребителя 410 км/ч и потолок 6800 м.

В том же году в постановлении Главного военного совета РККА по введению на вооружение соединения «Звено» конструктора В.С. Вахмистрова, в частности, говорилось: «Звено» предусматривает использование самолетов И-16 в качестве скоростных пикирующих бомбардировщиков для поражения целей, недоступных по своим размерам высотному бомбометанию и требующих применения тяжелых бомб (линейные суда флота, береговые укрепления, электростанции…)».

Вскоре после утверждения отчета о результатах государственных испытаний СПБ военные заказали 40 экземпляров «летающих аэродромов», но этому не довелось сбыться.

В следующем, 1939 году работу по «Звену» продолжили, изменив конструкцию бомбовых упоров и бензопроводки к истребителю, укоротили на 95 мм пирамиды для подвески И-16.

Что касается самого главного параметра, радиуса действия «Звена», то он остался на прежнем уровне и не превышал 600 км, а ведь истребителям приходилось возвращаться домой своим ходом. Тогда все надеялись, что задачу возвращения истребителей удастся решить, и в 1939-м эту работу включили в план опытного строительства на 1940 год. Но ее так и не довели до конца, поскольку устройство подцепки истребителя находилось в сильно возмущенном потоке воздуха от винтов и крыла ТБ-3, и очень сложно было состыковаться с ним.

В январе 1940 года Управление морской авиации заключило с НКАП договор о поставке 12 СПБ Вахмистрова – по четыре для Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского флотов. В марте конструктору выдали задание на разработку устройства подвески и сброса одной бронебойной бомбы БРАБ-500, предназначавшейся прежде всего для уничтожения крупнотоннажных кораблей противника. Этот вариант подвески прорабатывался под И-16 с двигателем М-25А, который к тому времени морально устарел. Поэтому военные потребовали заменить его более скоростным истребителем – тип 24 с двигателем М-63. Но промышленность изготовила лишь пять носителей, причем со старыми истребителями – тип 5.

Ставка же, сделанная на скоростные пикирующие бомбардировщики Вахмистрова, способные парализовать флот англичан, позволяла отказаться от «ПБ» и дорогих тяжелых бомбардировщиков ТБ-7. Пока страна находилась в мире и согласии с Германией, «ПБ» был обузой для ВС. Однако о возможных далеко идущих планах Сталина по «обузданию» англичан знали лишь особо приближенные, а потому в его адрес шли письма от известных военных о необходимости принятия на вооружение самолета ТБ-7. Но страна к тому времени имела значительный флот дальних бомбардировщиков ДБ-3, которые хотя и поднимали меньше бомб, но могли решать аналогичные задачи. В то же время можно было использовать ТБ-7 в качестве авиаматок для истребителей-бомбардировщиков МиГ-3, позволявших увеличить радиус действия «Звена» почти в полтора раза. В этом случае самолеты-звенья могли бы успешно контролировать всю акваторию Черного моря.

10 июня 1940 года, когда стало ясно, что войны на море с англичанами не будет, Наркомат ВМФ издал приказ о прекращении работ по СПБ, и 21 августа конструкторскую группу В.С. Вахмистрова расформировали. Еще раз обратите внимание на дату прекращения работ – 10 июня. Как раз тогда завершалась оккупация Франции германскими войсками, а через четыре дня пал и Париж. Не слишком ли много совпадений?

Правда, то, что было сделано, не уничтожили, и тем же летом два СПБ, вместе с узлами подвески истребителей, находившихся на складе авиазавода № 207, перегнали в Евпаторию, сформировав в составе 32-го истребительного авиаполка 2-ю авиаэскадрилью из четырех составных бомбардировщиков. Но просуществовала она недолго, и в самом начале Великой Отечественной самолеты-носители разукомплектовали, поскольку бомбардировщики ТБ-7 стали использовать по прямому назначению.

Вспомнили о СПБ в августе, когда встал вопрос о бомбовых ударах по нефтеносным районам в Румынии. Для этого восстановили несколько машин, а на И-16 поставили дополнительный подфюзеляжный топливный бак, позволявший вернуться на свой аэродром из дальнего рейда. На этом и завершилась история морских пикирующих бомбардировщиков.
Автор: Николай Якубович
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/armament/2017-01-20/15_933_linkor.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. василий50 22 января 2017 07:03
    После вступления любая популяризация технического *гения* конструктора уже не интересна. Вот странность в том что РЕАЛЬНОСТЬ преступления не отрицается. Всё заточено на то что за *гениальность* возможно простить и откровенное воровство и вообще любое преступление. Главным становится мучительное переживание *гения* за РЕАЛЬНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ которое к тому же доказано в суде.
    Вся последующая жизнь показала что перевоспитание пусть и в заключении стало уроком. Жалко что в современной РОССИИ такое невозможно.
    Сегодня не только *гении* и чиновники но даже их очень дальние родственники защищены иммунитетом в том числе за убийства и государственную измену.
    1. Kenneth 22 января 2017 11:33
      Тебя бы так перевоспитать.
  2. 135lm 22 января 2017 09:28
    опять репресси!!! поди Туполев незаконно опять повинили?))) Туполев валюту казённую потратил. его в США ноухавы хайтековские всякие для авиации покупать отправили. долАры дали. а он себе "тачку" купил. не на все канешна. но купил. вот его и сгоряча и срепрессировали. и опять- не на лесоповал, кб дали. в "шарашке", мол, личное авто ни к чему. сиди (в обоих сыслах этого слова) и работай. не, понятно что по нашим то временам вроде как и "низачто". но по тем- в самый раз. харэ в мозг гадить словом "репрессия". не умеете применять термин- лучше забудте про него. стрелки, , осцилографов.
    1. avt 22 января 2017 10:30
      Цитата: 135lm
      Туполев валюту казённую потратил. его в США ноухавы хайтековские всякие для авиации покупать отправили. долАры дали. а он себе "тачку" купил.

      Ну ,,тачку" и многое другое Атэц бы ему простил , но реально -да. Имея практически открытый счёт , по факту мог даже эмиссию учудить, отдача по формуле ,,стоимость-эффективность" довела его до цугкндера.Касаемо приоритета в создании пикирующего 4-х моторного самолёта , некоторые ,,биографы№ прям таки изгалялись над ,,тупостью" Берии . То собственно предложение сие с большой долей вероятности основывается на рекламных прогонах о создании подобной машины ....во Франции. Которые так прогонами и остались.Так что полагаю ничего страшного и суперериминальнотупого нет . Прошла инфа, дали конструкторам в проработку , на начальной стадии провели НИОКР и ...в итоге получили ПЕ-8, Пе-2 и Ту -2 . Жизнь с реалиями производственных возможностей заставила руководство поставить всё с головы на ноги. Это нормально, это и без репрессий сплошь и рядом было в СССР и после войны .
      avt
      1. Авиатор_ 22 января 2017 10:57
        Да чего от Якубовича ещё ждать, кроме страданий о "невинно репрессированных". А то, что Туполев провалил закупку лицензии на ДС-3, он молчит. Пришлось потом ещё деньги тратить на этот прекрасный самолёт.
      2. Avis 22 января 2017 11:18
        Цитата: avt
        дали конструкторам в проработку , на начальной стадии провели НИОКР и ...в итоге получили ПЕ-8

        АНТ-42 взлетел в 1936 году. При чём тут НКВД, Берия и СТО?
        1. avt 22 января 2017 11:28
          Цитата: Avis
          АНТ-42 взлетел в 1936 году. При чём тут НКВД, Берия и СТО?

          Ну попробую иначе . Пост мой о ДВУХ и как то даже разных темах затронутых вообще то автором , а не мною, поэтому в хронологическом порядке их и не выстраивал. Первое это собственно то ,за что был аестован Туполев и цепочкой присттегнули практически всё его окружение .
          Цитата: avt
          Ну ,,тачку" и многое другое Атэц бы ему простил , но реально -да. Имея практически открытый счёт , по факту мог даже эмиссию учудить, отдача по формуле ,,стоимость-эффективность" довела его до цугкндера.

          Далее словом
          Цитата: avt
          .Касаемо приоритета в создании пикирующего 4-х моторного самолёта , некоторые ,,биографы№ прям таки изгалялись над ,,тупостью" Берии .

          Я высказал свою версию появления задания на проработку 4-х моторного аэроплана именно пикирующего из статьи, опять же не я утверждал приоритет Берии (см.приведённую цитату меня самого). А лишь высказал СВОЮ версию , основанную на старом советском авиационном справочнике тех лет по иностранным аэропланам. А далее собственно вывод мой о невозможности создания такого аэроплана , на основе исторического факта создания
          Цитата: avt
          ..в итоге получили ПЕ-8, Пе-2 и Ту -2 . Жизнь с реалиями производственных возможностей заставила руководство поставить всё с головы на ноги. Это нормально, это и без репрессий сплошь и рядом было в СССР и после войны .
          Так понятнее, чем предыдущий пост в части Берии и хронологии появления прототипа( первого оттиска , ну с греческого) Пе-8 ?
          avt
          1. Avis 22 января 2017 12:15
            Цитата: avt
            Так понятнее, чем предыдущий пост в части Берии и хронологии появления прототипа( первого оттиска , ну с греческого) Пе-8 ?

            Нет, ни фига не понятней. Появление Пе-8 никак не связано с арестом АНТ и прочих.
            1. avt 22 января 2017 13:00
              Цитата: Avis
              Нет, ни фига не понятней. Появление Пе-8 никак не связано с арестом АНТ и прочих.

              Тогда это не ко мне , тогда могу только посоветовать попозже ещё размой второй пост перечесть но с отрывом от своего.видения и восприятия по принципу -,, то что пишу , то и слышу", которое походу единственно правильное . bully Ну если лично мне приписываете утверждение о приказе построить пикирующий 4-х моторный дальний бомбардировщик , напрочь игнорируя мною указанное
              Цитата: avt
              , опять же не я утверждал приоритет Берии (см.приведённую цитату меня самого).

              Причём
              Цитата: avt
              А лишь высказал СВОЮ версию , основанную на старом советском авиационном справочнике тех лет по иностранным аэропланам

              в котором фамилию Берия в связи с заказом вообще не называл . bully
              avt
      3. Alexey RA 26 января 2017 13:08
        Цитата: avt
        Касаемо приоритета в создании пикирующего 4-х моторного самолёта , некоторые ,,биографы№ прям таки изгалялись над ,,тупостью" Берии . То собственно предложение сие с большой долей вероятности основывается на рекламных прогонах о создании подобной машины ....во Франции. Которые так прогонами и остались.

        Хе-хе-хе... кроме Франции была и ещё одна страна, разрабатывавшая с 1937 года четырёхмоторный дальний пикировщик. И даже построившая его. wink
        А кроме того, на практике возможность атаки с пикирования на четырёхмоторной машине была подтверждена экипажами знаменитой 617-я эскадрильи RAF. В числе прочих лётных извращений они практиковали и такое. smile
        Кстати, Медведь писал, что четырёхмоторность пикировщика - это идея как раз Туполева, вызванная отсутствием в СССР моторов с мощностью, достаточной для создания двухмоторной машины под выбранную Туполевым же боевую нагрузку (1500 кг нормальной, 3000 кг в перегруз). Вот и пришлось считать один из вариантов машины под имеющиеся моторы.
        В начале Туполев и его сотрудники попытались проработать двухмоторный вариант пикировщика. Расчеты показали, что для такого самолета нужны двигатели мощностью приблизительно по 2000 л.с. Но таких моторов в СССР не было. В этих условиях Туполев начинал анализировать два новых варианта:
        – четырехмоторного, с использованием разработанных и уже опробованных к тому времени моторов М-105 (мощностью по 1050 л.с.) с турбокомпрессорами;
        – двухмоторного, ориентированного на применение двух перспективных разрабатываемых ОКБ В.Я Климова моторов М-120 (мощностью по 1650 л.с.), которые также предполагалось оснастить турбокомпрессорами.

        Показательно, что ВВС выбрали именно "синицу в руках" - четырёхмоторную машину под существующие моторы.
        В своих письмах от 28 декабря 1939 г. и 31 января 1940 г. Я.В.Смушкевич указывал, что нужно строить четырехмоторный ПБ 4М-105ТК, а по мере появления достаточно мощных моторов перейти на двухмоторный вариант пикирующего бомбардировщика.
    2. AUL 22 января 2017 10:54
      А все остальные, кто по шарашкам вкалывал - тоже на автомобилях погорели?
      AUL
      1. avt 22 января 2017 11:33
        Цитата: AUL
        А все остальные, кто по шарашкам вкалывал - тоже на автомобилях погорели?

        Остальные шли прицепом как соучастники , причём в массе своей на основе показаний и выбитых, времена были по принципу -,,железный век, железные сердца" и ...представьте себе банальных доносов друг на друга . В моралите персональных лучше не копайте , писали , причем реально Великие люди друг на друга , причём порой искренне и убеждённо в своей правоте, а потом попадали оба .
        avt
    3. мрАРК 24 января 2017 20:22
      Согласен с Вами, коллеги.
      «Приняв наркомат внутренних дел в декабре 1938 года, Берия столкнулся с фактом: в его ведомстве находились сотни арестованных ученых и конструкторов, работа которых просто до зарезу нужна стране. Как теперь модно говорить – почувствуйте себя наркомом! Перед вами лежит дело. Человек этот может быть виноват, а может быть невиновен, но он необходим. Что делать? Писать: «Освободить» – это значит показывать подчиненным пример беззакония обратного свойства? Проверять дела? Да, конечно, но у вас шкаф, в котором 600 тысяч дел. Фактически по каждому из них надо проводить повторное следствие, а других кадров нет. Повторное следствие будут вести те, кто сажал. Если речь идет об уже осужденном, надо еще и добиться отмены приговора. С кого начинать? С ученых? С военных? А время идет, люди сидят, война все ближе.
      Берия сориентировался быстро. Уже 10 января 1939 года он подписывает приказ об организации Особого технического бюро. Тематика исследований – чисто военная: самолетостроение, судостроение, снаряды, броневые стали. Из специалистов этих отраслей, сидящих в тюрьмах, формировали целые группы.
      Когда подворачивалась возможность, Берия старался этих людей освободить. Например, конструктору самолетов Туполеву 25 мая 1940 года объявили приговор – 15 лет лагерей, а уже летом он вышел на свободу по амнистии.
      Конструктор Петляков был амнистирован 25 июля и уже в январе 1941 года удостоен Сталинской премии. Большая группа разработчиков военной техники вышла на свободу летом 1941 года, еще одна – в 1943 году, остальные получили свободу с 1944-го по 1948 годы. После смерти Берии, это они – бывшие сотрудники «шарашек», с горечью говорили, – «убили нашего Лаврентия Павловича». А ведь по логике вещей они должны были ПЛЯСАТЬ ОТ РАДОСТИ, приговаривая: сдох поганец, наконец -то сдох
      ».
      ВСЕ ЭТО ПО ПОЛОЧКАМ РАЗЛОЖЕНО В КНИГЕ АЛЕКСАНДРА КУРЛЯНДЧИКА: «ПРОКЛЯТАЯ» СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ…, НА ПРОЗА.РУ
  3. andrewkor 22 января 2017 12:02
    На фото один из вариантов системы "Звено"В.С. Вахмистрова с двумя И-16, несущими по две 250кг бомбами каждый,так называемый Составной Пикирующий бомбардировщик (СПБ).Успешно применялся во время ВОВ,например 25 мая 1943г. был разбомблен мост через Дунай у ст. Черноводы.А уважаемый А.Н.Туполев задолго до этого разработал носитель ТБ-3!!!Снимок к статье никакого отношения не имеет.
  4. voyaka uh 22 января 2017 13:54
    "Однако о возможных далеко идущих планах Сталина по «обузданию» англичан
    знали лишь особо приближенные..."////

    Песня! Январь 1940 года.
    Англия в состоянии войны с нацистской Германией.
    А СССР, подписав договор с Гитлером, разрабатывает самолеты для уничтожения
    английского флота! sad
    1. avt 22 января 2017 14:18
      Цитата: voyaka uh
      А СССР, подписав договор с Гитлером,

      Ну мало ли кто подписал договор о ненападении с Гитлером, так на всякий случай СССР был ПОСЛЕДНЕЙ страной ,подписавший пакт о ненападении с указанием своих границ в соответствии с ,,Линией Керзона" , очерченной опять же по итогам Первой мировой странами победительницами, а первой в списке подписантов была
      Цитата: voyaka uh
      Англия в состоянии войны с нацистской Германией.

      Ну Британия во главе с Чемберленом , причём за счёт Чехословакии.Но по статье , таки да
      Цитата: voyaka uh
      Песня! Январь 1940 года.

      Кстати в 1939 исключили СССР из Лиги наций и совместная бомбардировка бакинских промыслов прорабатывалась франками и бритыми вполне всерьёз.
      avt
    2. Avis 22 января 2017 18:11
      Цитата: voyaka uh
      СССР, подписав договор с Гитлером, разрабатывает самолеты для уничтожения
      английского флота! sad

      Ну, уж точно не для взаимодействия с Люфтваффе. Очень легко быть самым умным 70 лет спустя, а тогда не исключалась война всех против всех. К тому и готовились. Про планы налёта на Бакинские месторождения уже написали.
      1. voyaka uh 23 января 2017 16:58
        "а тогда не исключалась война всех против всех"/////

        Нет, никто в одиночку не мог быть против всех. Искали союзы.
        ... у фюрера-то были самые радужные планы на совместный с СССР
        разгром Англии. Он всячески пощрял строительство линкоров и других кораблей
        советского Балтфлота. Чтобы провести их через датские проливы и совместно с
        германскими карманными линкорами грохнуть Королевский флот и поддержать высадку на остров.
        Откуда же ему было знать, что Сталина гораздо больше интересовали турецкие проливы...,
        выход на юг. А там единственная бензоколонка Германии - Румыния.
        В общем, планов громадье, но не сумели поделить вожди Европу. Поссорились в конце 40 года
        окончательно.
        1. антивирус 24 января 2017 22:05
          Да, все против всех интриговали. и готовились . И планы и людей.
          "пили вечером все вместе, а опохмеляется утром каждый в одиночку."
          считали не максимум прибыли , а минимизацию убытков.
          Из преферанса:::::"Сколько взяток отдашь".Потом только "сколько останется возможных взяток."
    3. andrewkor 23 января 2017 19:06
      А в это время Британия разрабатывает план по бомбёжке Баку,Грозного,Майкопа с баз в Иране,Ираке,Турции.(октябрь 1939г),Да и Франция не осталась в стороне.Планы обороны в случае войны против Британии в России разрабатывались всеми царями ,попросту говоря,
    4. Alexey RA 26 января 2017 13:19
      Цитата: voyaka uh
      есня! Январь 1940 года.
      Англия в состоянии войны с нацистской Германией.
      А СССР, подписав договор с Гитлером, разрабатывает самолеты для уничтожения
      английского флота!

      Хе-хе-хе... аккурат в то же самое время Британия с Францией, находившиеся в состоянии войны с нацистской Германией, готовились нанести удар по нейтральному СССР.
      Ах да, до кучи британцы ещё и планировали оккупацию нейтральной Норвегии. smile
    5. Сарториус 4 марта 2017 08:59
      А ничего, что в том же 1940 году англичане и французы на полном серьезе планировали бомбить нефтянку Баку (видимо из чисто дружеских к СССР отношений)? Хватало дурости.
  5. Fitter65 22 января 2017 14:01
    Кто же прав, пока сказать невозможно, но настораживает тот факт, что Туполев, находясь в заключении, вряд ли был посвящен в замыслы вождя.

    Это примерно как с одноместным вариантом штурмовика С.В.Ильюшина.Все знают что военные потребовали срочно выпустить очень нужный самолёт,пусть и без стрелка.Правда ни имени этого военного,ни номера приказа по НКАП,ни постановления правительства,ни какого любого другого факта подтверждающего этот момент в развитии Ил-2 нет.Так это учитывая что Ильюшин был на свободе...
    1. Alexey RA 26 января 2017 13:33
      Цитата: Fitter65
      Все знают что военные потребовали срочно выпустить очень нужный самолёт,пусть и без стрелка.

      Берите Выше - некоторые "знают", что это лично Сталин выкинул стрелка из Ил-2. smile
      По факту же, судя по Перову/Растренину, стрелка выкинул Ильюшин, поскольку ему нужно было любым способом уложиться в ТЗ по скорости, дальности и нагрузке. Иначе его КБ пролетало мимо заказа (что, с учётом проблем с Ил-4, могло иметь очень серьёзные последствия - вплоть до ликвидации КБ). Вариантов было два - поставить более мощный движок или пожертвовать стрелком. Первый вариант был невозможен - более мощного движка просто не было (точнее, он появился - но уже после испытаний). Оставался только второй.
  6. polkovnik manuch 22 января 2017 14:49
    К линкору , любому , еще нужно прорваться ! А наше "звено" , если память не изменяет, смогло только мост на Дунае повредить . Так что обещать не значит выполнять .
    1. Avis 22 января 2017 17:52
      Мелким И-16-ым это сделать гораздо проще, чем "стратегам".
      Цитата: polkovnik manuch
      К линкору , любому , еще нужно прорваться ! А наше "звено" , если память не изменяет, смогло только мост на Дунае повредить .

      "Несколько" больше:
      "Неоднократные попытки 63-й бомбардировочной бригады Черноморского флота, использующей бомбардировщики СБ и ДБ-3, разрушить мост успеха не имели.

      26 июля состоялся первый боевой вылет. Первый удар был нанесен по портовым сооружениям города Констанца. Средь бела дня пара ТБ-3 подошла к румынскому берегу и на удалении 40 км освободилась от четверки И-16. Командир группы капитан Шубиков, выйдя на город, на глазах у барражирующих в отдалении "Мессершмитов" дважды спокойно облетел цель - нефтеперегонный завод - затем произвел бомбометание. Попадания в гигантские нефтехранилища были точными. Вся четверка благополучно покинула место.

      Для нанесения удара по Чернаводскому мосту (...).
      Вылет состоялся 10 августа в 3 часа ночи.
      В 5 часов 10 минут, на удалении 310 км от базы, на траверзе Георгиевского гирла Дуная, в 15 км от берега, последовала команда "Сброс". Через 15 минут после отцепки пикировщики вышли на цель, которая встретила их плотным зенитным огнем. Прорвавшись сквозь огонь, четверка спикировала с высоты 1800 метров и сбросила бомбы с 300 метров, после чего без потерь, скрылась.

      13 августа налет на мост повторили, на этот раз шестью пикировщиками. Все было как в предыдущем вылете, только время старта сместилось на полчаса. Атака состоялась в 5.50, пилоты отметили пять прямых попаданий, была полностью разрушена одна ферма моста.

      Использование имеющихся машин было продолжено. 17 августа 6 И-16 удачно разбомбили плавучий док в Констанце. В конце месяца пикировщики были использованы для уничтожения переправ через Днепр. Важность задания заключалась в стратегическом значении этих переправ и в возможности значительного сдерживания немецкого наступления. 28 августа два ТБ-3 взлетели с евпаторийского аэродрома и взяли курс в район Запорожья. На рассвете, в тридцати километрах от города, И-16 произвели отцепку. Налет был внезапным и точным, вся четверка без потерь ушла. 8 сентября "Звено-СПБ" во взаимодействии с истребителями охранения Як-1 разрушили переправу в районе Берислава. Не вернулись один Як-1 и один И-16. На следующий день после удачного бомбометания четыре И-16 сбили в воздушном бою 2 Bf.109.

      1 октября 1941 года в воздушном бою погиб командир эскадрильи подвесных самолетов Арсений Шубиков. Дальнейшее применение подвесных И-16 становится эпизодическим и боевые донесения встречаются все реже. Доподлинно известно лишь, что применялись подвесные истребители И-16 и в 1942 году. Всего было произведено нескольким более 30-ти боевых вылетов, которые по своей высокой эффективности стали одними из наиболее удачных военных акций советской авиации. "
  7. EvilLion 23 января 2017 18:43
    Весной 1939 года в «стенах» тюремного ЦКБ-29, куда были направлены репрессированные в ходе новой волны репрессий авиационные специалисты, под руководством Андрея Туполева


    Дальше можно не читать.
  8. konus 22 октября 2017 18:19
    Читаю эту статью и начинаю просто удивляться. Судя по тексту, автор просто не знаком с мемуарами Л. Л. Кербера "А завтра была война". Дело в том, что автор воспоминаний был в той же шараге, что и Туполев и работал под его началом. Именно у него описана эпопея с четырех двигательным пикирующим бомбардировщиком.По Керберу идея такого самолета принадлежала Берии, но уж никак не Туполеву. Туполевский пикирующий бомбардировщик (проект 103) будущий Ту -2 первоначально проектировался под двигатель Александра Микулина (если не ошибаюсь это был АМ-42). Именно с этими двигателями туполевский самолет показал скорость 630 км./ час. Но эти двигатели в серию по каким-то причинам не пошли, и их пришлось в конечном итоге заменить на двигатели воздушного охлаждения Швецова - АШ. С этими двигателями скорость самолета снизилась до 560 - 580 км/час. Однако не понятно, какое отношение проект 103 ЦКБ -29 НКВД имел к проекту Вахмистрова (кроме идей бомбардировки с пикирования, но уже истребителями)!
Картина дня