Бронемашины Terrex: яблоко раздора между Китаем и Сингапуром

4
Бронемашины Terrex: яблоко раздора между Китаем и Сингапуром

Дипломатические телефонные линии между Сингапуром и Китаем раскалились докрасна после того, как девять бронетранспортеров сингапурской армии Terrex 8x8 были конфискованы в Гонконге в ноябре 2016 года.

Девять машин и три контейнера с дополнительным оборудованием перевозились на борту торгового корабля APL Qatar 041, шедшем по своему маршруту из Гаосюна на Тайване в Сингапур. Они были конфискованы, как утверждают, за недекларированное военное имущество.



Оказывается, что китайские власти стали инициатором этого ареста, дав указание гонконгскому департаменту таможни и акцизов. Корабль был задержан в китайском городе Сямынь 21 ноября перед тем, как через два дня достичь Гонконга.

Гонконгская таможня сообщила, что это была обычная проверка, но китайские правоохранительные органы незамедлительно опровергли ее. Кроме того, для проверки на судно APL Qatar 041 вместо обычных двух или трех офицеров высадилась целая группа.

Представитель китайского министерства иностранных дел Джен Шуанг сказал, что товары пребывающие и покидающие Гонконг, должны подчиняться соответствующим правилам. Как и следовало ожидать, он добавил, что Китай «долгое время был решительно против официальных обменов, включая обмен и сотрудничество в военной сфере между Тайванем и любыми странами, которые имеют дипломатические связи с Китаем».

Все дело в том, что бронетранспортеры Terrex прибыли на Тайвань для участия в секретной сингапурской программе подготовки личного состава Starlight, которая была начата в соответствии с соглашением от 1975 года. Сингапур на постоянной основе держит подразделения, проходящие подготовку на Тайване, хотя скорее в одностороннем, чем в двухстороннем порядке.

Интересно отметить, что в прессе появилось фото одной из машин Terrex с тайваньским государственным регистрационным номером, по всей видимости, для того, скрыть происхождение машины во время пребывания в Тайване. Не удивительно, что пресс-релизы, выпущенные сингапурским министерством обороны, продолжают избегать какого-либо упоминания Тайваня.

Китай вот уже много лет хранит абсолютное молчание о присутствии сингапурских военных специалистов на Тайване, даже хотя ему это очень не нравится. Сингапур же ныне более разговорчив по поводу настойчивых китайских претензий касательно Южно-Китайского моря; понятно, что здесь имеются трения в отношениях Пекина с островным государством.



В редакционной статье, напечатанной в газете People’s Daily (Жэньми́нь жиба́о), была дана политическая оценка этим непростым взаимоотношениям. В ней утверждается, что «довольно продолжительное время Сингапур стремился найти баланс между Китаем и США, в действительности, вставая на сторону Вашингтона». В обоснование этого утверждения, автор статьи ссылается на готовность Сингапура принимать корабли американского флота и разрешать работу патрульного противолодочного самолета P-8A.

Статья обвинила Сингапур в том, что он является «платформой Вашингтона, сдерживающей и останавливающей Пекин». Далее в ней говорится, что «Сингапур заявил, что не занимает какую-то сторону в спорах о Южно-Китайском море, но его комментарии о проблеме далеки от нейтральных; они только лишь усложнили и расширили масштаб проблемы».

Конфисковав эти машины сингапурской армии и использовав Гонконг в качестве доверенного лица, чтобы снять с себя прямую ответственность, Китай показал свое раздражение Сингапуру за его «неприемлемые преступления», связанные с сотрудничеством с Тайванем и смелостью противостоять китайской экспансии в Южно-Китайском море.

Этот инцидент также поднял вопросы о транспортировке военной техники. Сингапур долгое время использовал торговый флот для свободного перемещения систем вооружения, включая транспортировку в Тайвань и обратно.

Впрочем, заявление сингапурского министерства обороны о том, что судоходным компаниям «необходимо соответствовать строгим требованиям к защите от воровства и порчи имущества» и что «не было инцидентов потери, воровства или порчи за последние годы», является теперь слабым утешением.

Министерство «перевело» обвинения на судоходную компанию APL, отметив, что «ей необходимо было соответствовать всем правилам, включая декларацию о перевозимом оборудовании…» Впрочем, здесь видна удовлетворенность сингапурской стороны, поскольку компания должна была осознавать риски при перевозке военной техники из Тайваня через китайские порты.

Но в этом случае видна и слабость Сингапура, так как это островное государство очень уязвимо, особенно когда большое количество техники и личного состава, участвующее в совместных учениях, разбросано по всему миру. Нет сомнений, что при любом конфликте Китаю или любому другому потенциальному противнику относительно просто будет заблокировать доступ или оказать давление.

Это урок для других стран региона, например Японии, Филиппин, Южной Кореи или Тайваня, суда которых Китай может задержать для выражения политического недовольства.

Возможно, таможня Гонконга должна была допустить китайскую армию или ее структуры для проверки машин Terrex? Таможня на запрос не ответила, но это и понятно, учитывая то, что Сингапур послал специальную группу, в задачу которой входило «вызволение» бронемашин.

Хотя бронемашине Terrex уже исполнилось 10 лет, но Китаю было бы очень интересно получить доступ к цифровой системе управления боем на борту этих машин. Министерство обороны Сингапура заявило, что «на борту бронемашин Terrex не было чувствительного оборудования», хотя никто особо и не ожидал другого ответа.

Что касается проекта по бронемашине Terrex, то теперь он также вышел на международный уровень. Компания ST Kinetics представила для программы австралийской армии Land 400 Phase 2 свой вариант Terrex 3 (Sentinel II), хотя он и не был выбран. Также бронемашина Terrex 2 является претендентом на требование ACV1.1 американского корпуса морской пехоты.

Только по одной этой причине бронемашина Terrex и лежащая в ее основе философия могла бы быть интересной для китайских инженеров.

В заявлении, опубликованном 24 ноября, министерство обороны заявило, что ожидает «отправление груза и его возвращение в Сингапур в ускоренном порядке». Впрочем, судьба этих девяти машин очень далека от разрешения и будет зависеть от переговоров с китайским министерством иностранных дел.

Гонконг ранее регулярно конфисковывал военные машины, проходящие через его территорию включая бронетранспортеры WZ551 на обратном пути в Китай с тайваньской оборонной выставки. В 2010 году пять бронетранспортеров БТР-70 были задержаны на пути в Китай и, по крайней мере, один из них теперь служит в качестве экспоната в городском парке.

Две бронированных машины, включая БМП K21, возвращавшиеся в Южную Корею после демонстрации в Саудовской Аравии в 2010 году, были возвращены владельцу после того, как отсутствовавшие таможенные документы были представлены китайским властям.

Сингапур объявил в мае прошлого года о том, что инвестирует 1,66 миллиарда долларов в крупномасштабную модернизацию и утилизацию военных учебных баз в Австралии. Островное государство уже находится в процессе перехода к более тесному военному сотрудничеству со своим южным союзником. Была ли транспортировка девяти бронемашин Terrex из Тайваня частью этого процесса или обычной регулярной ротацией, пока не ясно.

Как бы то ни было, этот инцидент, получивший имя «Террексгейт», вероятно только укрепит позицию Сингапура, который теперь будет полагаться в большей степени на военное сотрудничество с Австралией и в меньшей степени с Тайванем. Во всяком случае, это то, что Китай точно хочет в первую очередь. Его цель - оттеснять Тайвань при каждом удобном случае.


Использованы материалы:
www.shephardmedia.com
www.stengg.com
en.people.cn
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    25 января 2017 07:41
    Как говорилось в одном фильме:
    1. +1
      25 января 2017 19:53
      Баре дерутся у холопов чубы трещат!
  2. +1
    26 января 2017 09:55
    Сингапур не Россия и не станет терпеть посягательств на своё имущества ради мифической дружбы. Вот увидите, Китай встретит жёсткий отлуп и впредь не будет рыпаться на Сингапур.
  3. 0
    27 января 2017 13:31
    Цитата: Котище
    Баре дерутся у холопов чубы трещат!

    Кто такие баре?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»