Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается

48


В течение долгого времени американский многоцелевой истребитель F-4 Phantom II наряду со стратегическим бомбардировщиком В-52 Stratofortress был символом американской боевой авиации. Серийный выпуск первого варианта F-4A начался в далёком 1960 году. Различные варианты «Фантома», создававшегося изначально в качестве истребителя-перехватчика, состояли на вооружении в ВВС, ВМС и КМП США. Это был первый среди американских истребителей, способный самостоятельно, без помощи наземных станции наведения системы SAGE искать и уничтожать цели, опираясь только на собственный радиолокатор. Этот самолёт установил 15 мировых рекордов. Так, рекорд скорости полёта на малой высоте - 1452 км/час, поставленный в 1961 году, продержался в течение шестнадцати лет до появления истребителя F-15.



Известность к этой очень передовой для своего времени машине пришла после успешного применения «Фантомов» в 60-70-е годы в боевых действиях на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Впрочем, лучше всего «Фантом» проявил себя не в воздушных боях, а при нанесении ударов по наземным целям, в качестве самолёта-разведчика и охотника за радиолокаторами и зенитно-ракетными комплексами.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается


«Фантом» оказал заметное влияние на пути развития истребителей в других странах, став первым самолётом тактической (фронтовой) авиации, на котором использовалась мощная импульсно-допплеровская РЛС и ракеты воздушного боя средней дальности. Этот истребитель в полной мере отвечал представлениям военных и конструкторов о будущем истребительной авиации. В 50-60-е годы считалось, что воздушный бой сведётся к сверхзвуковому перехвату и ракетным дуэлям за пределами прямой видимости. В связи с этим на «Фантоме» первых модификаций не было пушки, а манёвренность самолёта на горизонтали оставляла желать много лучшего.

Советским ответом на F-4 Phantom II стал истребитель МиГ-23, но его серийное производство началось почти на 10 лет позже. В отличие от «Фантома» советский самолёт был однодвигательным и имел крыло изменяемой стреловидности. Доводка МиГа затянулась, из-за высокой сложности и ряда новаторских решений надёжность МиГ-23 первых модификаций была низкой, а аварийность весьма высокой. Советский истребитель тоже нёс ракеты средней дальности, но он так и не стал «универсальным солдатом» как «Фантом». В итоге на базе МиГ-23 создали несколько специализированных модификаций: МиГ-23МЛ – облегченный истребитель завоевания превосходства в воздухе с более мощным двигателем и улучшенной манёвренностью, МиГ-23П – перехватчик ПВО, МиГ-23Б – истребитель-бомбардировщик, адаптированный для нанесения бомбово-штурмовых ударов.

В КНР «аналогом» F-4 Phantom II стал истребитель-бомбардировщик JH-7, появившийся на 30 лет позже. Во время Вьетнамской войны «Фантом» произвёл очень большое впечатление на «китайских товарищей», и после детального изучения нескольких не слишком повреждённых самолётов, переправленных из джунглей Юго-Восточной Азии в КНР, F-4 решили скопировать. Однако многие американские технологии оказались китайцам «не по зубам» и создание самолёта затянулось. К своему первому полёту в 1988 году китайский «Фантом» успел во многом устареть. Тем не менее, при помощи западных специалистов JH-7 (известный также как «Летающий леопард») удалось довести до серийного производства. На этой ударной машине применены лицензионные британские двигатели Роллс-Ройс «Спей» Мк.202, использовавшиеся ранее на истребителях F-4K. Китайская БРЛС «Тип 232H» заимствовала технические решения американской БРЛС AN/APQ 120 истребителя F-4E. Однако из-за отсутствия в КНР необходимой элементной базы произошел частичный возврат к ламповым схемам, что увеличило энергопотребление, размеры и массу оборудования. По своим лётным данным и массогабаритным характеристикам «Летающий леопард» гораздо ближе к «Фантому», чем МиГ-23. Китайский самолёт практически полностью ориентирован на решение ударных задач и обладает весьма скромными характеристиками манёвренности.

Весьма высокие лётные данные, высокая степень технического совершенства, большая номенклатура вооружения и полезная нагрузка привели к тому, что F-4 Phantom II, несмотря на высокую стоимость, получил широкое распространение. Этот самолёт помимо США состоял на вооружении в Австралии, Великобритании, Греции, Египте, Израиле, Иране, Испании, Турции, ФРГ, Южной Корее и Японии. «Фантом» стал одним из наиболее массовых послевоенных истребителей: всего только в США до 1979 года было построено 5195 самолётов, из них 1384 единицы передали союзникам. Лицензионное производство истребителя-бомбардировщика F-4Е до 1981 года велось в Японии на предприятиях компании «Мицубиси» (построено 138 единиц). Этот самолёт с частично японским БРЭО получил обозначение F-4EJ.


Японский F-4EJ


Соединенное Королевство стало первым иностранным получателем самолётов семейства F-4 Phantom II. После отмены в Великобритании ряда амбициозных авиационных проектов Королевским ВВС потребовался самолёт, способный действовать в роли перехватчика, истребителя-бомбардировщика и тактического разведчика. Кроме того, Royal Navy был нужен перехватчик, способный отражать атаки советских ракетоносцев Ту-16, несущих ПКР.

В качестве прототипа для ВМС и ВВС британцы выбрали усовершенствованный палубный многоцелевой истребительF-4J, впервые поднявшийся в воздух в 1966 году. При этом была достигнута договорённость, что на «Фантомах», предназначающихся для Великобритании, будут устанавливаться двигатели Роллс-Ройс «Спей» Мк.202 и БРЭО британского производства. Первоначально предполагалось приобрести до 400 Phantom FG.1 (истребитель / штурмовик) и Phantom FGR.2 (истребитель / штурмовик / разведчик), однако на практике ВВС и ВМС ограничились закупкой 170 машин.

Первоначально FGR.2, известный больше как F-4M, использовался в истребительно-бомбардировочных и разведывательных эскадрильях, дислоцированных в ФРГ. Служба FG.1 (F-4К) в Royal Navy оказалась не долгой.


Испытания палубного британского перехватчика F-4К на авианосце HMS Eagle


Авианосец HMS Eagle, переоборудованный во второй половине 60-х для базирования «Фантомов» и бомбардировщиков «Буканир», уже в 1972 году по причине финансовых ограничений был отправлен в резерв, а перехватчики F-4К передали в ВВС, где они в эскадрильях ПВО заменили перехватчики Lightning F.3


Британские перехватчики F-4К Phantom II и Lightning F.3


Впоследствии по мере поступления на вооружение истребителей-бомбардировщиков «Ягуар» все британские «Фантомы» вывели с континента и после переоборудования ориентировали на задачи ПВО. В годы «холодной войны» британские перехватчики часто встречались в воздухе с советскими дальними бомбардировщиками Ту-16 и Ту-95.



Во время британо-аргентинского конфликта в 1982 году три F-4К перебросили на остров Вознесения, чтобы защитить базу от нападения с воздуха. Служба последних британских «Фантомов» в эскадрильях перехватчиков продолжалась до 1992 года, на замену им пришли PANAVIA Tornado F3.

Практически одновременно с RAF начались поставки разведчиков RF-4E в «Люфтваффе». Со второй половины 1969 года Западная Германия получила 132 «Фантома». В 80-90-е годы немецкие RF-4E, F-4E и F-4F неоднократно модернизировались в рамках программы повышения боевой эффективности. Последний F-4F, принадлежащий авиакрылу Jagdgeschwader 71 (JG 71), был выведен из эксплуатации 29 июня 2013 года, после чего это истребительное крыло, базирующееся в Витмунде, полностью перешло на Eurofighter Typhoon. С августа 1973 года и до выхода на пенсию F-4F в общей сложности провели в воздухе 279 000 часов. Некоторые западногерманские «Фантомы» после вывода из состава боевых эскадрилий были переданы Турции.


F-4F принадлежащие JG 71


По состоянию на вторую половину 2016 года истребители-бомбардировщики F-4E и разведчики RF-4E поднимались в воздух в Египте, Иране, Греции, Республике Корея, Турции и Японии. Совершенно очевидно, что все эти самолеты, построенные самое позднее второй половине 70-х, доживают свой век и находятся на пределе эксплуатационного ресурса.


Тактический разведчик RF-4E ВВС Турции


Впрочем, турецкие «Фантомы», модернизированные израильской компанией Israel Aerospace Industries, продолжают воевать. 22 июня 2012 года турецкий разведчик RF-4E был сбит сирийскими средствами ПВО над сирийскими территориальными водами. В 2015 и 2016 годах RF-4E неоднократно совершали разведывательные полёты над Сирией, а истребители-бомбардировщики F-4E наносили бомбовые удары по позициям исламистов в Ираке.

После начала поставок F-18 американский флот поспешил расстаться с F-4S, последний раз «Фантом» взлетел с палубы авианосца «Америка» в 1986 году. Все флотские эскадрильи, обеспечивающие ПВО авианосных группировок, к середине 80-х были перевооружены на палубные перехватчики F-14A. В боевых эскадрильях ВВС США «Фантомы» в 1990 году были окончательно вытеснены истребителями 4-го поколения F-15 и F-16. До 1992 года истребители-бомбардировщики и разведчики эксплуатировались в авиации КМП США. Последней войной американских «Фантомов» стала «Буря в пустыне». В боевых действиях против Ирака участвовали 24 «охотника за радарами» F-4G Wild Weasel и 6 разведчиков RF-4C. Во многом использование далеко не самых новых машин было вынужденным шагом. На тот момент F-4G являлся единственным специализированным боевым самолётом в ВВС США, предназначенным для подавления наземной ПВО. В то же время RF-4C был единственным разведывательным самолётом тактической авиации, оснащенный камерами бокового обзора с высоким разрешением.

«Фантомы» достаточно интенсивно использовались во время «Первой войны в Заливе». Самолёты практически ежедневно проводили боевые вылеты. Причём RF-4C начали их выполнять ещё до официального начала кампании против Ирака. В ходе одного из таких вылетов разведывательный «Фантом» получил серьёзные повреждения от зенитного огня, его двигатели заглохли недалеко от своей авиабазы, и экипажу пришлось катапультироваться. В апреле 1996 года воздушные силы Национальной гвардии США окончательно простились с последним F-4G Wild Weasel.


F-4G Wild Weasel


В самих США самолёты ранних модификаций, по мере выработки ресурса и поступления в войска более совершенных машин, использовались для разного рода экспериментов. Например, специалисты «Сандийской национальной лаборатории» в ходе исследований в области обеспечения безопасности ядерных объектов использовали списанный «Фантом» в «краш-тесте», разогнав его на специальных салазках и разбив об бетонную стену. Целью этого эксперимента было выяснить на практике толщину стен железобетонного укрытия, необходимого для защиты ядерного реактора в случае падения на него самолёта.



Ещё несколько истребителей были переданы NASA и задействовались в различных испытаниях новой ракетной техники. Так, во второй половине 60-х F-4A снятый с вооружения в ВМС сопровождал на начальном этапе полёта сверхзвуковой ракетоплан Х-15. Несколько раз «Фантомы», разогнавшиеся до сверхзвуковой скорости, вели киносъёмку стартовавших с мыса с мыса Канаверал ракет-носителей. В начале-середине 80-х демилитаризованные F-4C летали в ходе медико-биологических исследований, выяснявших влияние разного рода перегрузок на организм человека.

Как и многие другие выработавшие свой ресурс или безнадёжно устаревшие боевые самолёты в 70-80-е годы F-4 ранних модификаций переоборудовали в радиоуправляемые мишени. «Фантомы» благодаря высокой скорости полёта, тяговоруженности и большому практическому потолку могли имитировать не только пилотируемые самолеты, но и крылатые ракеты.

Использование истребителей, конвертированных в радиоуправляемые мишени, позволяет воспроизвести радиолокационный и тепловой портрет реального боевого самолёта. Кроме того, мишень на базе «Фантома» позволяла реально оценить поражающие факторы боевых частей различных ракет при контактном и дистанционном подрыве, так как истребители F-4 обладали немалым запасом прочности и неплохой живучестью, что неоднократно подтверждалось в боевых действиях.



На списанных «Фантомах» испытывали зенитные ракеты ЗРК «Пэтриот» и новые ракеты «воздух-воздух». Флот и ВВС независимо друг от друга модифицировали F-4 постройки 60-х годов в радиоуправляемые мишени, при этом единого стандарта конверсии самолётов не существовало.



Однако обладавшие большим лётным ресурсом «Фантомы» поздних модификаций были слишком ценны, чтобы расстреливать их как мишени в значительных количествах. Самолёты передавали союзникам или отправляли на хранение в «Девис-Монтан». В 70-80-е годы в США ещё в избытке было устаревших F-86 Sabre, F-100 Super Sabre, F-102 Delta Dagger, F-8 Crusader, T-33 Shooting Star, F-106 Delta Dart – именно эти машины переделывали в радиоуправляемые мишени, а вылетавшие свой ресурс американские «Фантомы» ждали своего часа на базе хранения в Аризоне.


Радиоуправляемый самолёт-мишень QF-4 Phantom II


Этот час наступил во второй половине 90-х, когда на «кладбище костей» в «Девис-Монтан» закончились пригодные для переоборудования в мишени снятые с вооружения перехватчики F-106 Delta Dart. Примерно через 15 лет после того как F-4 всех модификаций были сняты с вооружения в США, а в странах-союзниках, где имелись «Фантомы», их стали заменять более современными самолётами, стало ясно, что никаких перспектив возвращения в строй устаревших, но ещё достаточно крепких истребителей нет, и дальше хранить их нет никакого смысла. Но в отличие от радиоуправляемых мишеней QF-106 при переоборудовании «Фантомов» военные решили придать им расширенные функции.



На самолёте сохранили возможность пилотируемого полёта и подвески вооружения. Часть ненужного для беспилотного самолёта оборудования: БРЛС, 20-мм пушка, навигационная аппаратура системы TACAN и топливоприёмники для дозаправки в воздухе демонтировали. В то же время благодаря установке весьма совершенной компьютеризированной аппаратуры дистанционного управления Gulf Range Drone Control (GRDCS) беспилотный «Фантом» получил возможность выполнять достаточно сложные манёвры, недоступные ранее другим радиоуправляемым мишеням. Взлёт, посадка и манёвры на маршруте полёта в беспилотном режиме могут осуществляться как в режиме дистанционного управления, так и по заданной заранее программе. На самолёт устанавливается транспондер и система спутниковой навигации с аппаратурой трансляцией данных на наземный пункт управления.


Наземный пульт управления самолётом-мишенью QF-4


На QF-4 для повышения реализма помеховой обстановки на учениях сохранены устройства выброса дипольных отражателей и тепловых ловушек. Кроме того, часть радиоуправляемых мишеней была приспособлена для подвески контейнеров с аппаратурой постановки помех наземным радиолокаторам и станциям наведения зенитных ракет. На самолёт в беспилотном варианте устанавливается радиоуправляемое взрывное устройство, предназначенное для ликвидации летательного аппарата в случае потери над ним контроля.



К моменту принятия решения о переоборудовании «Фантомов» в США на хранении имелось более 400 самолётов различных модификаций, в основном это были: истребители-бомбардировщики F-4Е, «борцы с ПВО» F-4G и разведчики RF-4C. Первоначально переделке подвергались F-4Е и F-4G, по мере истощения их запасов очередь дошла до разведывательных RF-4C. Более ранние модификации, истребители-бомбардировщики F-4D и палубные перехватчики F-4S решили использовать как источник запчастей. В данный момент в «Девис-Монтан» всё ещё имеется около сотни «Фантомов» ранних модификаций, однако эти машины, скорее всего, уже никогда не поднимутся в воздух.


Спутниковый снимок Google Earth: снятые с консервации F-4 Phantom II на авиабазе «Девис-Монтан» в 2009 году

Перед тем как пройти переоборудование в мишени снятые с консервации «Фантомы» проходили диагностику и комплекс восстановительных мероприятий. Техники авиабазы «Девис-Монтан» доводят самолёты до лётного состояния, после чего они облётываются. Вот что по этому поводу в апреле 2013 годы писал официальный сайт авиабазы «Эглин»:
Полностью восстановленный 309-й группой по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (Aerospace Maintenance and Regeneration Group - AMARG) самолет F-4 Phantom II совершил свой последний полет над авиабазой «Дэвис-Монтан» в Тусоне (шт. Аризона), прежде чем отправиться в «Мохаве», шт. Калифорния.

Самолет RF-4C Phantom с номером 68-0599 был доставлен в AMARG на хранение 18 января 1989 года и с тех пор не летал. Техники вновь установили на самолет сотни частей и выполнили тысячи часов работы, чтобы вернуть машину обратно в летное состояние. Этот самолет является 316-м F-4, снятым с хранения для реализации программы полномасштабных воздушных целей FSAT (full-scale aerial target) Боевого авиационного командования.

Компания BAE Systems будет конвертировать эту машину в самолет-мишень QF-4C и в конечном итоге будет передана 82-й эскадрилье воздушных мишеней (Aerial Targets Squadron - ATRS) на авиабазе «Тиндалл», шт. Флорида.


На примере "Фантома" американская система хранения и восстановления выведенных в резерв боевых самолётов в очередной раз подтвердила свою эффективность. В лётное состояние удалось вернуть самолёты, выпущенные в середине 60-х и хранившиеся на базе в Аризоне более 20 лет.

Контракт на непосредственное переоборудование расконсервированных «Фантомов» в мишени в США выиграл американский филиал британской корпорации BAE Systems - BAE Systems Inc ( BAE Systems North America). С авиабазы «Дэвис-Монтан» самолёты переправляются на аэродром «Мохаве» в Калифорнии, где на них устанавливается комплект цифрового оборудования для дистанционного управления.


Спутниковый снимок Google Earth: QF-4 на аэродроме Мохаве


Стоит добавить, что аэродром «Мохаве» в Аризоне, также известный как «Гражданский Аэрокосмический центр», во многом является культовым местом для американских компаний, занимающихся прорывными исследованиями в области авиации и ракетостроения. Центр в силу своего уникального местоположения и имеющейся здесь инфраструктуры стал базой и испытательным полигоном для небольших компаний, ищущих место для развития космических технологий. Это первый аэродром, лицензированный в США для горизонтальных запусков космических кораблей многоразового использования. Здесь помимо чисто гражданских исследований по контрактам с МО США ведутся работы по военной тематике. В тех же ангарах, где до недавнего времени велось переоборудование «Фантомов», осуществлялся восстановительный ремонт и переоборудование в соответствии с американскими стандартами лётной годности полученных с Украины истребителей МиГ-29 и Су-27.


«Фантомы» рядом с ангаром BAE Systems Inc на аэродроме «Мохаве»


Примерно 10 лет назад в ходе переоборудования на самолёты QF-4 начали устанавливать систему автоматического распознавания угроз, разработанную специалистами BAE Systems, что позволяет максимально приблизить к боевой обстановку во время контрольно-учебных стрельб. Подвесная аппаратура с оптоэлектронными и радиолокационными датчиками, обнаружив приближающуюся ракету или излучение радиолокатора, сама автоматически выбирает оптимальные средства противодействия из тех, что имеются на борту самолёта и вырабатывает манёвр уклонения.


QF-4, взлетающий с аэродрома «Мохаве»


По информации, опубликованной в открытых источниках, в 2011 году стоимость процедуры переоборудования одного «Фантома» обходилась американскому бюджету более чем $ 800 000 и с момента изъятия с базы хранения занимала около 7 месяцев. Назначенный лётный ресурс прошедших переоборудование и восстановительный ремонт QF-4 составляет 300 часов. В процессе переоборудования консоли крыла хвостовое оперение самолётов-мишеней для облегчения их визуальной идентификации окрашивается в красный цвет.



После контрольных испытаний и облёта QF-4 передаются в распоряжение 82-й эскадрильи беспилотных мишеней (82 ATRS), базирующейся на авиабазе «Холломан» в штате Нью-Мексико и в 53-ю группу оценки и испытания вооружения (53 WEG) на авиабазе «Тиндалл» в штате Флорида. В 2005-2008 годах на авиабазе «Тиндалл» также проходили оценочные испытания полученных из стран Восточной Европы истребителей МиГ-29.

Спутниковый снимок Google Earth: QF-4 на авиабазе «Тиндалл»


Судя по спутниковым снимкам, наибольшее количество QF-4 на авиабазах «Холломан» и «Тиндалл» имелось по состоянию на 2012 год. Сейчас количество переделанных в мишени «Фантомов» сократилось примерно в два раза. Во Флориде над водами Мексиканского залива по беспилотным мишеням QF-4 велись испытательные пуски новых модификаций ракет «воздух-воздух» AIM-9X Sidewinder и AIM-120 AMRAAM, а на полигоне «Уайт Сэндс» в Нью-Мексико корпорация Lockheed Martin испытывала на «Фантомах» ЗРК Patriot Advanced Capability (PAC-3). Отмечается, что благодаря установленной на «Фантомах» системе BAE Systems Common Missile мишеням удавалось уклониться от ракет с радиолокационной системой наведения в 10-20% пусках, а от AIM-9X Sidewinder при массированном применении тепловых ловушек в 25-30% случаев. Как правило, во время испытаний использовались ракеты с инертной боевой частью, и разрушение мишени QF-4 происходило только в случае прямого попадания. В 2013 году во время полигонных испытаний ЗРС средней дальности MEADS (Medium Extended Air Defense System) на ракетном полигоне Уайт-Сэндс практически одновременно были уничтожены QF-4 и ОТР «Ланс», летящие на сверхзвуковой скорости с разных направлений.



В среднем годовая убыль «Фантомов» при контрольно испытательных пусках составляет по 10-15 мишеней в «Тиндалл» и 4-5 в «Холломан». Помимо испытаний в районах этих двух авиабаз, QF-4 регулярно участвуют в учениях, проходящих в других местах. Если над полигоном в Нью-Мексико QF-4 управляются с помощью наземной системы GRDC, то при полётах во Флориде и в других районах США используются два специально переоборудованных самолёта E-9A. Эти машины созданы компаний Boeing на базе гражданского турбовинтового авиалайнера DHC-8 Dash 8 DeHavilland Canada.


Самолёт управления E-9A


На E-9A установлена РЛС бокового обзора с правой стороны фюзеляжа и поисковая в нижней части. Также имеется аппаратура для дистанционного управления мишенями и снятия телеметрии с испытываемых ракет.

Как уже говорилось, на самолётах QF-4 имеется возможность управления в пилотируемом режиме, для чего сохранены все органы управления и необходимые приборы. Полёты QF-4 с пилотами в кабине осуществляются в основном на авиабазе «Холломан». В этом случае «Фантомы» сберегают ресурс боевых самолётов, тестируя радиолокационные системы и тренируя расчёты ПВО и пилотов перехватчиков, без применения оружия.


QF-4, совершающий посадку на авиабазе «Неллис»


Пилотируемые QF-4 регулярно совершают «гастроли» по другим авиабазам, где задействуются в разного рода учениях и тренировках, изображая бомбардировщики противника. Достаточно часто «Фантомы» совершают посадки на авиабазе «Неллис». Именно здесь находится «Центр боевой подготовки ВВС США», а в окрестностях авиабазы расположен крупнейший в США авиационный полигон.


Пилотируемый QF-4, принадлежащий 82 ATRS


В отличие от QF-4, используемых в беспилотных миссиях, самолёты, совершающие на постоянной основе полёты с лётчиками в кабине, окрашены в камуфляж, характерный для боевых машин. Но на хвостовом оперении в отличие от «краснокрылых» беспилотников обязательно указывается принадлежность к 82-й эскадрильи беспилотных мишеней. Для пилотируемых полётов используются наименее изношенные переоборудованные F-4G Wild Weasel, построенные в конце 70-х. Начиная с 2005 года, эти самолёты помимо «боевой» службы регулярно участвуют в различных авиашоу на территории США.



К полётам на QF-4 допущены 6 пилотов ВВС и приблизительно 10 отставников, работающих с МО США по контракту. Все они очень опытные лётчики, налетавшие в прошлом на F-4 Phantom II не менее 1000 часов.

Обслуживание QF-4 на разных авиабазах осуществляется по-разному. На авиабазе «Тиндалл», где «Фантомы» в основном летают в беспилотном режиме и по большей части «в один конец», меньше внимания уделяют поддержанию в лётном состоянии всего парка мишеней. К полёту готовят конкретные машины, зачастую заимствуя необходимые запчасти и узлы с других самолётов. При этом текущий ремонт и обслуживание QF-4 проводят в основном военнослужащие.



На авиабазе «Холломан», где убыль QF-4 намного меньше, к самолётам-мишеням относятся бережней. Здесь больше внимания уделяют поддержанию в лётном состоянии машин, на которых осуществляются пилотируемые полёты. В то же время менее многочисленный по сравнению с авиабазой «Тиндалл» парк «краснокрылых» мишеней имеет больший процент готовых к полёту самолётов. На авиабазе «Холломан» обслуживанием «Фантомов» занимаются такие же немолодые, как и самолеты, пенсионеры, работающие по контракту.

Кроме тестирования систем ПВО и радаров в пилотируемом режиме и использования в роли беспилотных мишеней, для заслуженных самолётов нашлось ещё одно применение. В январе 2008 года запущенная с беспилотного самолёта QF-4 боевая противорадиолокационная ракета AGM-88 HARM впервые поразила имитатор РЛС на полигоне «Неллис».


Пуск ПРР AGM-88 HARM с беспилотника QF-4


Таким образом, конвертированные в беспилотники «Фантомы» получили возможность подавлять средства ПВО противника. Предполагается, что беспилотные QF-4, оснащённые ПРР и средствами радиотехнической разведки, способны принять на себя основной удар зенитных ракет, выявить и частично подавить демаскированные позиции РЛС и ЗРК. И существенно уменьшить потери среди пилотов при выполнении операций по подавлению средств ПВО противника.


Спутниковый снимок Google Earth: QF-4 и на QF-16 авиабазе «Холломан»


Тем не менее век даже беспилотных «Фантомов» заканчивается. Возраст самых новых самолётов, построенных в США, приближается к 40 годам. На авиабазе «Девис-Монтан» уже практически не осталось пригодных для восстановления самолётов этого типа, и в конце 2016 года было объявлено, что ВВС не будет больше заказывать переоборудование истребителей F-4 в QF-4. С 2012 года осуществляется конвертация ранних модификаций F-16А/В Fighting Falcon в беспилотный радиоуправляемый вариант QF-16.



В связи с этим на авиабазе «Холломан» в Нью-Мексико 16 декабря 2016 года прошли торжественные мероприятия, посвященные самолёту F-4 Phantom II. В торжественном строю над взлётно-посадочной полосой авиабазы прошла четвёрка QF-4. Однако это не означает, что служба беспилотных «Фантомов» завершилась. На двух авиабазах в Нью-Мексико и Флориде осталось примерно полсотни беспилотных краснокрылых мишеней. С учётом темпов «естественной» убыли их хватит ещё на несколько лет.

По материалам:
https://www.flightglobal.com/news/articles/picture-us-air-force-gets-final-qf-4-aerial-target-393813/
http://www.military.com/equipment/qf-4-aerial-target
http://www.warbirdsnews.com/warbirds-news/retiring-qf-4-stops-aviation-nation.html
http://www.fencecheck.com/content/index.php?title=The_Final_Mission:_The_USAF%92s_QF-4_Target_Drones
http://www.thenorthspin.com/page_people_alan_r.html
http://www.warbirdsnews.com/warbirds-news/pharewell-phantom.html
http://www.aero-news.net/index.cfm?do=main.textpost&id=dc6a5114-b689-4144-a123-99e4c40a2122
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    24 января 2017
    Достойный представитель своего времени yes У меня его модель в детстве была winked
    1. avt
      +7
      24 января 2017
      Цитата: рюрикович
      Достойный представитель своего времени

      Да-а-а-а-а-а..... Символ времени , как МиГ-21.
      Цитата: рюрикович
      У меня его модель в детстве была

      ,,Фроговская" ? Я как то не стал , ну ,,свистки" вообще не клеил , кроме Ме-262 , только ,винты"Ещё вон стоит ,,палуба "USов на полке и ,,Каталина" на ней , хорошо что хоть в 72 масштабе bully За статью конечно Сергею спасибо ! good Особенно фотками хорошо освежил.
      1. +2
        24 января 2017
        Цитата: avt
        ну ,,свистки" вообще не клеил , кроме Ме-262 , только ,винты"Ещё вон стоит ,,палуба "USов на полке и ,,Каталина" на ней , хорошо что хоть в 72 масштабе

        Ну,батенька, городок у нас небольшой, потому клеили всё, что появлялось drinks
        Точно помню, что ещё "Тандерболт" был, МиГ-21 был,Як-1 ,по-моему был... Крейсер точно был fellow Это сейчас знаем, что "Эксетер",а тогда просто крейсер... Да было это мильёны лет назад, в детстве laughing
        Сейчас, правда, "Севастополь" стоит good Подарили на ДР smile Хотя клеил сам request
    2. +6
      24 января 2017
      Спасибо за прекрасную статью!
    3. 0
      23 февраля 2017
      У меня его модель в детстве была

      Модели у меня не было, а вот песня Чижа была laughing
  2. +4
    24 января 2017
    Так и хочется напеть:

    "Бей, Иван, тебя прикрою!"...

    "Сбил тебя наш летчик Ли-Си-Цын"...
    1. +4
      24 января 2017
      Цитата: Titsen
      Так и хочется напеть:

      Ага, только Чиж плохо с историей авиации был знаком и Вьетнам с Кореей попутал. Во Вьетнаме, про который он поёт, советские летчики не воевали. Только наземный персонал, инструкторы, консультанты, расчеты ЗРК.
      1. +6
        24 января 2017
        Так и "Фантом" двухместный, не соответствует текст песни реалиям lol .
        Надо Чижу на ошибки указать, пусть переписывает песню winked .
        1. +3
          24 января 2017
          Наиболее полное изучение истории песни составил журналист и ученый-филолог Рустам Фахретдинов, известный своими научными работами по современную народному песенному фольклору[2][3] и сайту А-Pesni посвященному его сборникам. Фахретдинов указывает на очевидную принадлежность песни современному народному фольклору, т.к. ни один из исполнителей не заявил своего авторства стихов, но в то же время существует как минимум пять вариантов ее исполнения.[4] По мнению филолога песня создана в каком-то варианте не позднее 1970 годов и ученый считает, что первоначально использовался мотив песни "Гоп со смыком" созданной в 1920 годах. Песня наиболее известна в варианте исполнения «Чиж & Co» именно за счет авторской переработки исходного народного мотива.
          Первая популярность к песне пришла после начала войны во Вьетнаме.Имя Ли Си Цин (по созвучию с русской фамилией Лисицын) — не вьетнамское, а китайское, и обычно используется в анекдотах для обозначения собирательного образа советских пилотов во время Корейской войны (надо заметить, что во время японо-китайской войны советские лётчики-добровольцы именовали себя Ван Ю Шин[5]). Таким образом, факт реального участия ВВС СССР в Корейской войне смешивается с распространённым, но не имеющим фактического подтверждения слухом об участии советских пилотов в воздушных боях во Вьетнаме.
          Существуют различные варианты и переделки песни. «Ближневосточный» (в котором действие происходит, очевидно, во время вымышленного конфликта с участием Израиля и Ирака)[Прим. 1] мог появиться не ранее конца 1970-х годов (упоминается истребитель-бомбардировщик «Кфир»). «Немецкий», описывающий от лица немецкого лётчика бой на Западном фронте Германии во время Первой мировой войны[Прим. 2] и стилизованный под правила русской дореволюционной орфографии, появился в 2015 году[6].https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B
          0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BC_(%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%
          BD%D1%8F)
          Вот из альбома фото лётчика Исаева.Залез посидеть в кабине,может движки прогреть? аэродром Ной-Бай, Вьетнам.
      2. +1
        24 января 2017
        Один из таких, который не воевал во Вьетнаме, удачно работал со мной в магазине будучи уже на пенсии. Был у нас ещё бывший капраз, который тоже вроде нигде не замечен был).
    2. +7
      24 января 2017
      Есть анекдот.
      Обучают наши корейцев летать на наших истребителях. Всё объяснили. Тут Корейский летчик спрашивает: а что это за красная кнопка?
      Наш инструктор отвечает, что красную кнопку нажимать только в экстренных случаях.

      Воздушный бой, на хвосте у корейца два фантома, что делать?! нажимает красную кнопку. за креслом пилота отодвигается перекрытие оттуда вылезает русский и говорит: ПОДВИНЬСЯ УСКГЛАЗЫЙ!
      1. +3
        24 января 2017
        Цитата: evgenii67
        Воздушный бой, на хвосте у корейца два фантома, что делать?! нажимает красную кнопку. за креслом пилота отодвигается перекрытие оттуда вылезает русский и говорит: ПОДВИНЬСЯ УСКГЛАЗЫЙ!

        Корейцы обиделись и ... wassat
        1. +1
          25 января 2017
          ну это разумеется шутка 100%

          У корейцев и вьетнамцев никогда не было обид на СССР и русских - и до сих пор отношение не просто дружеское а братское и очень теплое

          Меня приятно удивило когда читал как КНДР недавно награждало орденами советских ветеранов воевавших в Корее
  3. +7
    24 января 2017
    Как же у них все таки аэродромы прекрасно обустроены! Асфальт, простор, разметка, ангары.
    1. +5
      24 января 2017
      Цитата: Alex_59
      Как же у них все таки аэродромы прекрасно обустроены! Асфальт, простор, разметка, ангары.

      вы не были на наших ? думаете бардак и собаки насрали?
      1. +17
        24 января 2017
        Цитата: андрей юрьевич
        вы не были на наших ? думаете бардак и собаки насрали?

        Регулярно бываю. Разница существенная (ну насколько об этом можно судить по снимкам их аэродромов - у них-то я не был).
        У нас плиты. Асфальт - редкость, и это понятно, климат и т.д. Крытые ангары только в ТЭЧ, стоянки эскадрилий - открытые всем ветрам и морозам капониры. А болтики с гаечками иногда не только в ТЭЧ надо крутить - в минус 30 с ветром очень неприятно, мягко говоря. Разметка, в основном на центральной заправке и на МРД, а на стоянках была когда-то, но обновляется редко. Площади под стоянки у нас заметно скромнее чем у них. Правда как правило у нас сегодня дальние стоянки не используются, сквозь плиты уже травка растет, техника группируется поближе к основным "живым" объектам - заправке, штабу и ТЭЧ.
        Кстати по поводу бардак и собаки насрали - именно это я и обнаружил в нише одного из удаленных капонирчиков на одном аэродроме. Стащили какую-то старую мебель подальше с глаз. Бывает... Армия же...
        1. +4
          24 января 2017
          Цитата: Alex_59
          Крытые ангары только в ТЭЧ, стоянки эскадрилий - открытые всем ветрам и морозам капониры.

          жесть,у нас такого небыло.(гсвг 16 ВА 116 АПИБ, Бранд)
          1. +10
            24 января 2017
            Цитата: андрей юрьевич
            гсвг 16 ВА 116 АПИБ, Бранд

            Ну дак еще бы, Германия, самая сильная Воздушная армия ВВС, на самом передке. Я то по глубинке ползаю, у нас тут и в советское время такой роскоши не наблюдалось, как у вас. Вообще, конечно и сегодня в Раменском, Кубинке и пр. все отлично, не хуже США. А вот на аэродромах попроще да подальше... Нет, конечно это нельзя назвать словом "бардак", тут другое - просто все скромнее,обустроено бюджетно. Ну не дают столько денег на удаленные аэродромы, сколько на "парадные" Раменское и пр.
        2. +3
          24 января 2017
          Цитата: Alex_59
          У нас плиты.

          Дык... ремонтопригодность. Прилетит супостат, вывалит кассету бетонобойных - и после этого монолит придётся долго и упорно ремонтировать. А с плитами казалось всё проще: - пробитую выкинул, подушку разровнял, утрамбовал, и краном поставил новую плиту.
          Цитата: Alex_59
          А болтики с гаечками иногда не только в ТЭЧ надо крутить - в минус 30 с ветром очень неприятно, мягко говоря.

          Вспомнился цикл рисунков авиатехника:
        3. +3
          25 января 2017
          У нас плиты. Асфальт - редкость, и это понятно, климат и т.д


          Да сама база- юг США, влажность как в пустыне, температура через 0 не переваливает. Любая железка 200 лет не испортится. У нас похожего и нет. Забайкалье - только влажности нет, а так задница. Три месяца лето, остальное зима.
          Обустроенный аэродром это хорошо. Да у нас как-то принято было - нефиг к хорошему привыкать. Всё равно "по свистку" перебазироваться надо. А уж армейская авиация вообще жуть. Буржуйки, сортир на улице в минус 40, кдп- будка на колёсах. Первый БК в снегу рядом с бортом . Раз в неделю в 5 утра посыльный тарабанит по дверям "ТрЭвог. " laughing Бежали, расчехляли, заряжали, запускали.... Эх, молодость.
          Автор, спасибо. Статья добротная.
      2. 0
        24 января 2017
        Цитата: андрей юрьевич
        Цитата: Alex_59
        Как же у них все таки аэродромы прекрасно обустроены! Асфальт, простор, разметка, ангары.

        вы не были на наших ? думаете бардак и собаки насрали?

        Google Earth в помощь !
  4. +12
    24 января 2017
    Большой вам респект, Сергей! Правда, не часто пишут люди, знакомые с авиацией, такие подробные статьи.... Была у меня мечта, написать статью про автопилоты, но....
    1. +11
      24 января 2017
      Цитата: ССИ
      Большой вам респект, Сергей! Правда, не часто пишут люди, знакомые с авиацией, такие подробные статьи....

      Спасибо, Сергей Иванович! Похвала компетентного и опытного специалиста вдвойне приятна! drinks Впрочем, к авиации, я так - "сбоку-припеку", хотя на КнААЗе бываю. В прошлом ПВОшник. hi
      1. Комментарий был удален.
        1. +7
          24 января 2017
          Цитата: древний
          Не прибедняйся Статья просто ОГОНЬ

          Спасибо! drinks Привет, старенький! Что-то ты совсем редко стал появляться. Без тебя "Военное обозрение" осиротело.
          1. +9
            24 января 2017
            Цитата: Bongo
            Цитата: древний
            Не прибедняйся Статья просто ОГОНЬ

            Спасибо! drinks Привет, старенький! Что-то ты совсем редко стал появляться. Без тебя "Военное обозрение" осиротело.

            ВО уже давно "осиротело" и скатилось до уровня белорусской пропаганды "нулевых" (если вообще не до северокорейской) про скорый крах США и "хорошего великого вождя" sad Раньше были интересными и статьи, и комментарии. А сейчас больше лозунгов, от которых хочется.
      2. +8
        24 января 2017
        Профессиональная и взвешенная статья получилась у Вас Сергей, к сожалению такие материалы достаточно редко появляются на ВО. Для меня эта тема представляет особый интерес поскольку в свое время молодости в ходе боевых действий на Ближнем Востоке мне повидать Фантомы в деле....
        Необходимо признать, что по тем временам это был очень современная машина. Фантом нес очень солидную бомбовую нагрузку и отличную электронику и бороться с ним было очень непросто - говорю это для тех кто представляет конфликты тех времен в виде бородатых анекдотов или компьютерных стрелялок.... А сталкивались с Фантомами и наши ракетчики и летчики и на войне как на войне без жертв и крови не обходилось...
        Поэтому эту машину воспринималась очень серьезно и его долголетие, отчасти, объясняется его ТТХ и грамотной модернизацией.
        Успехов Вам...
    2. +2
      24 января 2017
      Цитата: ССИ
      Была у меня мечта, написать статью про автопилоты, но....

      Почему бы не поделиться своими знаниями ? Интересно послушать человека, отдавшего многие годы авиации. hi
  5. 0
    24 января 2017
    Дороговатая мишень выходит. А вообще можно из него по идее неплохой беспилотник запилить, вместо дико дорогой фигни или авиаеток с парой мелких бомб. А так я конечно на стороне МиГа, меж прочим тоже стал универсальным самолетом.
    1. +8
      24 января 2017
      Цитата: kugelblitz
      Дороговатая мишень выходит.

      Нормальная мишень, особенно с учётом того, что каждый QF-4 успевает в беспилотном режиме послужить мишенью несколько раз. Их далеко не в каждом вылете сбивают, впрочем в публикации об этом сказано.
      Цитата: kugelblitz
      А вообще можно из него по идее неплохой беспилотник запилить, вместо дико дорогой фигни или авиаеток с парой мелких бомб.

      Использовать его в беспилотном ударном варианте рационально только для прорыва ПВО. В "антитеррористических" операциях необходимости в скоростной и тяжелой беспилотной машине нет. request
      Кроме того назначенный ресурс всего 300 часов, это более чем достаточно для мишени, но очень мало для БПЛА ведущего патрулирование.
    2. +5
      24 января 2017
      Цитата: kugelblitz
      Дороговатая мишень выходит. А вообще можно из него по идее неплохой беспилотник запилить, вместо дико дорогой фигни или авиаеток с парой мелких бомб.

      Хе-хе-хе... на bmpd была классная инфографика: стоимость летного часа различных американских летательных аппаратов, применяемых в борьбе против "Халифата".

      Как видно, авиетка с бомбами АКА OV-10 Bronco - самый дешёвый вариант. smile
      Особо порадовал "Раптор": стоимость его лётного часа - как у B-52 или B-1B. belay Истребитель бюджета...
      Ну и "Оспри", как всегда, вне конкуренции.
      1. +1
        24 января 2017
        Я вот как раз это и имел в виду. lol
  6. +5
    24 января 2017
    Достойное, рачительное использование устаревших боевых самолётов, мишень "двойного предназначения", при необходимости группы таких "самолётов-мишений" способны очень серьёзно осложнить работу системы ПВО противника и наносить отвлекающие удары по наземным объектам, действуя в беспилотном варианте.
  7. +1
    24 января 2017
    "F-4 Phantom II, несмотря на высокую стоимость..."
    Лишняя фраза. У светочей демократии по другому не бывает.
    1. +4
      24 января 2017
      Отличный многофункциональный (как сейчас принято говорить) самолёт.
      1. +4
        24 января 2017
        Против папуасов - да. Против более сильного противника - нет. Топлива жрет много, маневренность так себе. На радаре виден далеко. У нас в военном училище преподавали офицеры, которые на С-75 с ними общались во Вьетнаме. Фантом имел успех там, где расчет тормозил с переездом на новое место дислокации после обстрела ударной группы, и где вьетнамские экипажи комплексов убегали с позиции от одной отметки от Шрайка. Где на комплексах работали наши ребята и где было истребительная компонента при отражении атаки - там Фантому ловить было особо нечего. Т.е. Фантом в тех боях был больше хулиганом, чем бойцом. Нагадить и слинять. Если американцы чувствовали что в джунглях всё организовано как надо и звиздюли близко, то сваливали сразу.
        1. +1
          24 января 2017
          Цитата: Berkut24
          Т.е. Фантом в тех боях был больше хулиганом, чем бойцом. Нагадить и слинять.

          А как еще - красоваться пока не собьют? smile
          1. 0
            25 января 2017
            Я к тому, что многофункциональность его так себе, особенно на фоне сильного противника. Своих денег не стОит, как и бОльшая часть продукции ВПК США.
  8. +3
    24 января 2017
    Известность к этой очень передовой для своего времени машине пришла после успешного применения «Фантомов» в 60-70-е годы в боевых действиях на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Впрочем, лучше всего «Фантом» проявил себя не в воздушных боях, а при нанесении ударов по наземным целям, в качестве самолёта-разведчика и охотника за радиолокаторами и зенитно-ракетными комплексами.

    Согласен про дальнейшее вооружение "Диких Ласок" самолётами F-4 Фантом II.
    Первый опыт знакомства Фантомовс ЗРК был печальным. Кстати и сенатор Маккейн печально закончил свой полёт на Фантоме в озере Хоан Кием Вот ссылка http://voinanet.ucoz.ru/index/dikie_laski_dikie_k
    horki/0-11001
    После того, как в первой же атаке 24 июля ракетчики сбили 3 «Фантома» (согласно советским данным; в официальной истории Вьетнамской народной армии указано, что в этот день был сбит 1 самолёт, что совпадает с американскими официальными данными), американцы всё же решили атаковать комплексы. По словам Ричарда Эллиса, одного из пилотов F-105, служившего во Вьетнаме, американские войска не ожидали, что у Вьетнамцев будет так много зенитных ракет, а первая ракетная атака оказалась для пилотов ВВС США «настоящим сюрпризом».
    1. avt
      +5
      24 января 2017
      Цитата: амурец
      а первая ракетная атака оказалась для пилотов ВВС США «настоящим сюрпризом».

      Это -да. А вот
      Цитата: амурец
      По словам Ричарда Эллиса, одного из пилотов F-105, служившего во Вьетнаме, американские войска не ожидали, что у Вьетнамцев будет так много зенитных ракет,

      Врет в оправдание потерь. Мало там было и ТВД неудобный -узкая полоска береговая практически . Опять же очухались он очень быстро разработали качественную тактику бомбардировки с поддержкой ударной группы дополнительными группами для подавления ПВО силами РЭБ и тем , что у них потом штатно стало под названием ,,Уайлд Уизл" со ,,Шрайками", вроде F-4Е первые были. Так что очень сложно там было работать. Ну собственно Сергей мог бы качественно расписать с подробностями , как он умеет.
      1. +5
        24 января 2017
        Цитата: avt
        Опять же очухались он очень быстро разработали качественную тактику бомбардировки с поддержкой ударной группы дополнительными группами для подавления ПВО силами РЭБ и тем , что у них потом штатно стало под названием ,,Уайлд Уизл" со ,,Шрайками", вроде F-4Е первые были

        Согласен полностью! Американцы очень серьёзно отнеслись к борьбе с ПВО ДРВ.
  9. +2
    25 января 2017
    Хорошая статья и машина эпохальная и красивая. Спасибо автору.
  10. 0
    26 января 2017
    Красивая машина!..
    Но, блин, каждый раз как вижу эти Фантомы, в голове возникает вопрос про его хвостовое оперение...
    С Уважением, Артур
  11. +2
    26 января 2017
    Цитата: Alex_59
    Цитата: Titsen
    Так и хочется напеть:

    Ага, только Чиж плохо с историей авиации был знаком и Вьетнам с Кореей попутал. Во Вьетнаме, про который он поёт, советские летчики не воевали. Только наземный персонал, инструкторы, консультанты, расчеты ЗРК.

    Во Вьетнаме советские военные лётчики не воевали. Они: а) облётывали собранные (советскими специалистами) во Вьетнаме новые истребители (перевозили самолеты во Вьетнам по частям); б) обучали вьетнамских лётчиков технике пилотирования и исскуству ведения воздушных боёв; в) разрабатывали тактику борьбы с ВВС США в целом и план отдельных боёв.

    Единственными иностранными лётчиками, воевавшими на стороне вьетнамцев, были северокорейцы. В конце 1965г в Северный Вьетнам прибыл дивизион ВВС КНДР из нескольких сот человек (офицеров, лётчиков, техников, поваров и т.д.). Cогласно замыслу вьетнамского командования, будут созданы смешанные звенья истребителей (в каждом по 3 вьетнамца + 1 кореец), однако северокорейские товарищи хотели воевать против американцев самостоятельно. За год погибли все 14 северокорейских лётчиков (все воевали на МиГ-17). В гибели северокорейских товарищей немалую роль играла их фанатичная решительность – они шли в бой без парашютов!
    1. +2
      27 января 2017
      Я слышал от знакомых лётчиков, что одна победа нашего лётчика истребителя в небе Вьетнама была. Наш инструктор на невооружёнай спарке проводил учебный полёт с въетнамским лётчиком. Тут на них произвёл атаку американский истребитель. Инструктор взял управление на себя и начал крутиться как мог. Итог, американец не смог вывести машину из пике и врезался в землю, наш истребитель после приземления на аэродром был списан из за критических повреждений от огня американца(планер пошёл гофрами), ну а вьетнамский лётчик просто заблевал кабину. Не претендую на историчность событий, просто привожу рассказ друзей боевых лётчиков.
  12. 0
    27 января 2017
    Эти ястребки еще не раз дадут прикурить всем желающим!
  13. +1
    29 января 2017
    Спасибо за хорошую статью!
  14. 0
    23 февраля 2017
  15. 0
    4 июня 2017
    Почему такая реклама этому неудачному самолёту?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»