Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается


В течение долгого времени американский многоцелевой истребитель F-4 Phantom II наряду со стратегическим бомбардировщиком В-52 Stratofortress был символом американской боевой авиации. Серийный выпуск первого варианта F-4A начался в далёком 1960 году. Различные варианты «Фантома», создававшегося изначально в качестве истребителя-перехватчика, состояли на вооружении в ВВС, ВМС и КМП США. Это был первый среди американских истребителей, способный самостоятельно, без помощи наземных станции наведения системы SAGE искать и уничтожать цели, опираясь только на собственный радиолокатор. Этот самолёт установил 15 мировых рекордов. Так, рекорд скорости полёта на малой высоте - 1452 км/час, поставленный в 1961 году, продержался в течение шестнадцати лет до появления истребителя F-15.

Известность к этой очень передовой для своего времени машине пришла после успешного применения «Фантомов» в 60-70-е годы в боевых действиях на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Впрочем, лучше всего «Фантом» проявил себя не в воздушных боях, а при нанесении ударов по наземным целям, в качестве самолёта-разведчика и охотника за радиолокаторами и зенитно-ракетными комплексами.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается


«Фантом» оказал заметное влияние на пути развития истребителей в других странах, став первым самолётом тактической (фронтовой) авиации, на котором использовалась мощная импульсно-допплеровская РЛС и ракеты воздушного боя средней дальности. Этот истребитель в полной мере отвечал представлениям военных и конструкторов о будущем истребительной авиации. В 50-60-е годы считалось, что воздушный бой сведётся к сверхзвуковому перехвату и ракетным дуэлям за пределами прямой видимости. В связи с этим на «Фантоме» первых модификаций не было пушки, а манёвренность самолёта на горизонтали оставляла желать много лучшего.

Советским ответом на F-4 Phantom II стал истребитель МиГ-23, но его серийное производство началось почти на 10 лет позже. В отличие от «Фантома» советский самолёт был однодвигательным и имел крыло изменяемой стреловидности. Доводка МиГа затянулась, из-за высокой сложности и ряда новаторских решений надёжность МиГ-23 первых модификаций была низкой, а аварийность весьма высокой. Советский истребитель тоже нёс ракеты средней дальности, но он так и не стал «универсальным солдатом» как «Фантом». В итоге на базе МиГ-23 создали несколько специализированных модификаций: МиГ-23МЛ – облегченный истребитель завоевания превосходства в воздухе с более мощным двигателем и улучшенной манёвренностью, МиГ-23П – перехватчик ПВО, МиГ-23Б – истребитель-бомбардировщик, адаптированный для нанесения бомбово-штурмовых ударов.

В КНР «аналогом» F-4 Phantom II стал истребитель-бомбардировщик JH-7, появившийся на 30 лет позже. Во время Вьетнамской войны «Фантом» произвёл очень большое впечатление на «китайских товарищей», и после детального изучения нескольких не слишком повреждённых самолётов, переправленных из джунглей Юго-Восточной Азии в КНР, F-4 решили скопировать. Однако многие американские технологии оказались китайцам «не по зубам» и создание самолёта затянулось. К своему первому полёту в 1988 году китайский «Фантом» успел во многом устареть. Тем не менее, при помощи западных специалистов JH-7 (известный также как «Летающий леопард») удалось довести до серийного производства. На этой ударной машине применены лицензионные британские двигатели Роллс-Ройс «Спей» Мк.202, использовавшиеся ранее на истребителях F-4K. Китайская БРЛС «Тип 232H» заимствовала технические решения американской БРЛС AN/APQ 120 истребителя F-4E. Однако из-за отсутствия в КНР необходимой элементной базы произошел частичный возврат к ламповым схемам, что увеличило энергопотребление, размеры и массу оборудования. По своим лётным данным и массогабаритным характеристикам «Летающий леопард» гораздо ближе к «Фантому», чем МиГ-23. Китайский самолёт практически полностью ориентирован на решение ударных задач и обладает весьма скромными характеристиками манёвренности.

Весьма высокие лётные данные, высокая степень технического совершенства, большая номенклатура вооружения и полезная нагрузка привели к тому, что F-4 Phantom II, несмотря на высокую стоимость, получил широкое распространение. Этот самолёт помимо США состоял на вооружении в Австралии, Великобритании, Греции, Египте, Израиле, Иране, Испании, Турции, ФРГ, Южной Корее и Японии. «Фантом» стал одним из наиболее массовых послевоенных истребителей: всего только в США до 1979 года было построено 5195 самолётов, из них 1384 единицы передали союзникам. Лицензионное производство истребителя-бомбардировщика F-4Е до 1981 года велось в Японии на предприятиях компании «Мицубиси» (построено 138 единиц). Этот самолёт с частично японским БРЭО получил обозначение F-4EJ.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается

Японский F-4EJ


Соединенное Королевство стало первым иностранным получателем самолётов семейства F-4 Phantom II. После отмены в Великобритании ряда амбициозных авиационных проектов Королевским ВВС потребовался самолёт, способный действовать в роли перехватчика, истребителя-бомбардировщика и тактического разведчика. Кроме того, Royal Navy был нужен перехватчик, способный отражать атаки советских ракетоносцев Ту-16, несущих ПКР.

В качестве прототипа для ВМС и ВВС британцы выбрали усовершенствованный палубный многоцелевой истребительF-4J, впервые поднявшийся в воздух в 1966 году. При этом была достигнута договорённость, что на «Фантомах», предназначающихся для Великобритании, будут устанавливаться двигатели Роллс-Ройс «Спей» Мк.202 и БРЭО британского производства. Первоначально предполагалось приобрести до 400 Phantom FG.1 (истребитель / штурмовик) и Phantom FGR.2 (истребитель / штурмовик / разведчик), однако на практике ВВС и ВМС ограничились закупкой 170 машин.

Первоначально FGR.2, известный больше как F-4M, использовался в истребительно-бомбардировочных и разведывательных эскадрильях, дислоцированных в ФРГ. Служба FG.1 (F-4К) в Royal Navy оказалась не долгой.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается

Испытания палубного британского перехватчика F-4К на авианосце HMS Eagle


Авианосец HMS Eagle, переоборудованный во второй половине 60-х для базирования «Фантомов» и бомбардировщиков «Буканир», уже в 1972 году по причине финансовых ограничений был отправлен в резерв, а перехватчики F-4К передали в ВВС, где они в эскадрильях ПВО заменили перехватчики Lightning F.3

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается

Британские перехватчики F-4К Phantom II и Lightning F.3


Впоследствии по мере поступления на вооружение истребителей-бомбардировщиков «Ягуар» все британские «Фантомы» вывели с континента и после переоборудования ориентировали на задачи ПВО. В годы «холодной войны» британские перехватчики часто встречались в воздухе с советскими дальними бомбардировщиками Ту-16 и Ту-95.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается


Во время британо-аргентинского конфликта в 1982 году три F-4К перебросили на остров Вознесения, чтобы защитить базу от нападения с воздуха. Служба последних британских «Фантомов» в эскадрильях перехватчиков продолжалась до 1992 года, на замену им пришли PANAVIA Tornado F3.

Практически одновременно с RAF начались поставки разведчиков RF-4E в «Люфтваффе». Со второй половины 1969 года Западная Германия получила 132 «Фантома». В 80-90-е годы немецкие RF-4E, F-4E и F-4F неоднократно модернизировались в рамках программы повышения боевой эффективности. Последний F-4F, принадлежащий авиакрылу Jagdgeschwader 71 (JG 71), был выведен из эксплуатации 29 июня 2013 года, после чего это истребительное крыло, базирующееся в Витмунде, полностью перешло на Eurofighter Typhoon. С августа 1973 года и до выхода на пенсию F-4F в общей сложности провели в воздухе 279 000 часов. Некоторые западногерманские «Фантомы» после вывода из состава боевых эскадрилий были переданы Турции.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается

F-4F принадлежащие JG 71


По состоянию на вторую половину 2016 года истребители-бомбардировщики F-4E и разведчики RF-4E поднимались в воздух в Египте, Иране, Греции, Республике Корея, Турции и Японии. Совершенно очевидно, что все эти самолеты, построенные самое позднее второй половине 70-х, доживают свой век и находятся на пределе эксплуатационного ресурса.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается

Тактический разведчик RF-4E ВВС Турции


Впрочем, турецкие «Фантомы», модернизированные израильской компанией Israel Aerospace Industries, продолжают воевать. 22 июня 2012 года турецкий разведчик RF-4E был сбит сирийскими средствами ПВО над сирийскими территориальными водами. В 2015 и 2016 годах RF-4E неоднократно совершали разведывательные полёты над Сирией, а истребители-бомбардировщики F-4E наносили бомбовые удары по позициям исламистов в Ираке.

После начала поставок F-18 американский флот поспешил расстаться с F-4S, последний раз «Фантом» взлетел с палубы авианосца «Америка» в 1986 году. Все флотские эскадрильи, обеспечивающие ПВО авианосных группировок, к середине 80-х были перевооружены на палубные перехватчики F-14A. В боевых эскадрильях ВВС США «Фантомы» в 1990 году были окончательно вытеснены истребителями 4-го поколения F-15 и F-16. До 1992 года истребители-бомбардировщики и разведчики эксплуатировались в авиации КМП США. Последней войной американских «Фантомов» стала «Буря в пустыне». В боевых действиях против Ирака участвовали 24 «охотника за радарами» F-4G Wild Weasel и 6 разведчиков RF-4C. Во многом использование далеко не самых новых машин было вынужденным шагом. На тот момент F-4G являлся единственным специализированным боевым самолётом в ВВС США, предназначенным для подавления наземной ПВО. В то же время RF-4C был единственным разведывательным самолётом тактической авиации, оснащенный камерами бокового обзора с высоким разрешением.

«Фантомы» достаточно интенсивно использовались во время «Первой войны в Заливе». Самолёты практически ежедневно проводили боевые вылеты. Причём RF-4C начали их выполнять ещё до официального начала кампании против Ирака. В ходе одного из таких вылетов разведывательный «Фантом» получил серьёзные повреждения от зенитного огня, его двигатели заглохли недалеко от своей авиабазы, и экипажу пришлось катапультироваться. В апреле 1996 года воздушные силы Национальной гвардии США окончательно простились с последним F-4G Wild Weasel.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается

F-4G Wild Weasel


В самих США самолёты ранних модификаций, по мере выработки ресурса и поступления в войска более совершенных машин, использовались для разного рода экспериментов. Например, специалисты «Сандийской национальной лаборатории» в ходе исследований в области обеспечения безопасности ядерных объектов использовали списанный «Фантом» в «краш-тесте», разогнав его на специальных салазках и разбив об бетонную стену. Целью этого эксперимента было выяснить на практике толщину стен железобетонного укрытия, необходимого для защиты ядерного реактора в случае падения на него самолёта.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается


Ещё несколько истребителей были переданы NASA и задействовались в различных испытаниях новой ракетной техники. Так, во второй половине 60-х F-4A снятый с вооружения в ВМС сопровождал на начальном этапе полёта сверхзвуковой ракетоплан Х-15. Несколько раз «Фантомы», разогнавшиеся до сверхзвуковой скорости, вели киносъёмку стартовавших с мыса с мыса Канаверал ракет-носителей. В начале-середине 80-х демилитаризованные F-4C летали в ходе медико-биологических исследований, выяснявших влияние разного рода перегрузок на организм человека.

Как и многие другие выработавшие свой ресурс или безнадёжно устаревшие боевые самолёты в 70-80-е годы F-4 ранних модификаций переоборудовали в радиоуправляемые мишени. «Фантомы» благодаря высокой скорости полёта, тяговоруженности и большому практическому потолку могли имитировать не только пилотируемые самолеты, но и крылатые ракеты.

Использование истребителей, конвертированных в радиоуправляемые мишени, позволяет воспроизвести радиолокационный и тепловой портрет реального боевого самолёта. Кроме того, мишень на базе «Фантома» позволяла реально оценить поражающие факторы боевых частей различных ракет при контактном и дистанционном подрыве, так как истребители F-4 обладали немалым запасом прочности и неплохой живучестью, что неоднократно подтверждалось в боевых действиях.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается


На списанных «Фантомах» испытывали зенитные ракеты ЗРК «Пэтриот» и новые ракеты «воздух-воздух». Флот и ВВС независимо друг от друга модифицировали F-4 постройки 60-х годов в радиоуправляемые мишени, при этом единого стандарта конверсии самолётов не существовало.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается


Однако обладавшие большим лётным ресурсом «Фантомы» поздних модификаций были слишком ценны, чтобы расстреливать их как мишени в значительных количествах. Самолёты передавали союзникам или отправляли на хранение в «Девис-Монтан». В 70-80-е годы в США ещё в избытке было устаревших F-86 Sabre, F-100 Super Sabre, F-102 Delta Dagger, F-8 Crusader, T-33 Shooting Star, F-106 Delta Dart – именно эти машины переделывали в радиоуправляемые мишени, а вылетавшие свой ресурс американские «Фантомы» ждали своего часа на базе хранения в Аризоне.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается

Радиоуправляемый самолёт-мишень QF-4 Phantom II


Этот час наступил во второй половине 90-х, когда на «кладбище костей» в «Девис-Монтан» закончились пригодные для переоборудования в мишени снятые с вооружения перехватчики F-106 Delta Dart. Примерно через 15 лет после того как F-4 всех модификаций были сняты с вооружения в США, а в странах-союзниках, где имелись «Фантомы», их стали заменять более современными самолётами, стало ясно, что никаких перспектив возвращения в строй устаревших, но ещё достаточно крепких истребителей нет, и дальше хранить их нет никакого смысла. Но в отличие от радиоуправляемых мишеней QF-106 при переоборудовании «Фантомов» военные решили придать им расширенные функции.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается


На самолёте сохранили возможность пилотируемого полёта и подвески вооружения. Часть ненужного для беспилотного самолёта оборудования: БРЛС, 20-мм пушка, навигационная аппаратура системы TACAN и топливоприёмники для дозаправки в воздухе демонтировали. В то же время благодаря установке весьма совершенной компьютеризированной аппаратуры дистанционного управления Gulf Range Drone Control (GRDCS) беспилотный «Фантом» получил возможность выполнять достаточно сложные манёвры, недоступные ранее другим радиоуправляемым мишеням. Взлёт, посадка и манёвры на маршруте полёта в беспилотном режиме могут осуществляться как в режиме дистанционного управления, так и по заданной заранее программе. На самолёт устанавливается транспондер и система спутниковой навигации с аппаратурой трансляцией данных на наземный пункт управления.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается

Наземный пульт управления самолётом-мишенью QF-4


На QF-4 для повышения реализма помеховой обстановки на учениях сохранены устройства выброса дипольных отражателей и тепловых ловушек. Кроме того, часть радиоуправляемых мишеней была приспособлена для подвески контейнеров с аппаратурой постановки помех наземным радиолокаторам и станциям наведения зенитных ракет. На самолёт в беспилотном варианте устанавливается радиоуправляемое взрывное устройство, предназначенное для ликвидации летательного аппарата в случае потери над ним контроля.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается


К моменту принятия решения о переоборудовании «Фантомов» в США на хранении имелось более 400 самолётов различных модификаций, в основном это были: истребители-бомбардировщики F-4Е, «борцы с ПВО» F-4G и разведчики RF-4C. Первоначально переделке подвергались F-4Е и F-4G, по мере истощения их запасов очередь дошла до разведывательных RF-4C. Более ранние модификации, истребители-бомбардировщики F-4D и палубные перехватчики F-4S решили использовать как источник запчастей. В данный момент в «Девис-Монтан» всё ещё имеется около сотни «Фантомов» ранних модификаций, однако эти машины, скорее всего, уже никогда не поднимутся в воздух.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается

Спутниковый снимок Google Earth: снятые с консервации F-4 Phantom II на авиабазе «Девис-Монтан» в 2009 году

Перед тем как пройти переоборудование в мишени снятые с консервации «Фантомы» проходили диагностику и комплекс восстановительных мероприятий. Техники авиабазы «Девис-Монтан» доводят самолёты до лётного состояния, после чего они облётываются. Вот что по этому поводу в апреле 2013 годы писал официальный сайт авиабазы «Эглин»:
Полностью восстановленный 309-й группой по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (Aerospace Maintenance and Regeneration Group - AMARG) самолет F-4 Phantom II совершил свой последний полет над авиабазой «Дэвис-Монтан» в Тусоне (шт. Аризона), прежде чем отправиться в «Мохаве», шт. Калифорния.

Самолет RF-4C Phantom с номером 68-0599 был доставлен в AMARG на хранение 18 января 1989 года и с тех пор не летал. Техники вновь установили на самолет сотни частей и выполнили тысячи часов работы, чтобы вернуть машину обратно в летное состояние. Этот самолет является 316-м F-4, снятым с хранения для реализации программы полномасштабных воздушных целей FSAT (full-scale aerial target) Боевого авиационного командования.

Компания BAE Systems будет конвертировать эту машину в самолет-мишень QF-4C и в конечном итоге будет передана 82-й эскадрилье воздушных мишеней (Aerial Targets Squadron - ATRS) на авиабазе «Тиндалл», шт. Флорида.


На примере "Фантома" американская система хранения и восстановления выведенных в резерв боевых самолётов в очередной раз подтвердила свою эффективность. В лётное состояние удалось вернуть самолёты, выпущенные в середине 60-х и хранившиеся на базе в Аризоне более 20 лет.

Контракт на непосредственное переоборудование расконсервированных «Фантомов» в мишени в США выиграл американский филиал британской корпорации BAE Systems - BAE Systems Inc ( BAE Systems North America). С авиабазы «Дэвис-Монтан» самолёты переправляются на аэродром «Мохаве» в Калифорнии, где на них устанавливается комплект цифрового оборудования для дистанционного управления.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается

Спутниковый снимок Google Earth: QF-4 на аэродроме Мохаве


Стоит добавить, что аэродром «Мохаве» в Аризоне, также известный как «Гражданский Аэрокосмический центр», во многом является культовым местом для американских компаний, занимающихся прорывными исследованиями в области авиации и ракетостроения. Центр в силу своего уникального местоположения и имеющейся здесь инфраструктуры стал базой и испытательным полигоном для небольших компаний, ищущих место для развития космических технологий. Это первый аэродром, лицензированный в США для горизонтальных запусков космических кораблей многоразового использования. Здесь помимо чисто гражданских исследований по контрактам с МО США ведутся работы по военной тематике. В тех же ангарах, где до недавнего времени велось переоборудование «Фантомов», осуществлялся восстановительный ремонт и переоборудование в соответствии с американскими стандартами лётной годности полученных с Украины истребителей МиГ-29 и Су-27.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается

«Фантомы» рядом с ангаром BAE Systems Inc на аэродроме «Мохаве»


Примерно 10 лет назад в ходе переоборудования на самолёты QF-4 начали устанавливать систему автоматического распознавания угроз, разработанную специалистами BAE Systems, что позволяет максимально приблизить к боевой обстановку во время контрольно-учебных стрельб. Подвесная аппаратура с оптоэлектронными и радиолокационными датчиками, обнаружив приближающуюся ракету или излучение радиолокатора, сама автоматически выбирает оптимальные средства противодействия из тех, что имеются на борту самолёта и вырабатывает манёвр уклонения.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается

QF-4, взлетающий с аэродрома «Мохаве»


По информации, опубликованной в открытых источниках, в 2011 году стоимость процедуры переоборудования одного «Фантома» обходилась американскому бюджету более чем $ 800 000 и с момента изъятия с базы хранения занимала около 7 месяцев. Назначенный лётный ресурс прошедших переоборудование и восстановительный ремонт QF-4 составляет 300 часов. В процессе переоборудования консоли крыла хвостовое оперение самолётов-мишеней для облегчения их визуальной идентификации окрашивается в красный цвет.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается


После контрольных испытаний и облёта QF-4 передаются в распоряжение 82-й эскадрильи беспилотных мишеней (82 ATRS), базирующейся на авиабазе «Холломан» в штате Нью-Мексико и в 53-ю группу оценки и испытания вооружения (53 WEG) на авиабазе «Тиндалл» в штате Флорида. В 2005-2008 годах на авиабазе «Тиндалл» также проходили оценочные испытания полученных из стран Восточной Европы истребителей МиГ-29.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается
Спутниковый снимок Google Earth: QF-4 на авиабазе «Тиндалл»


Судя по спутниковым снимкам, наибольшее количество QF-4 на авиабазах «Холломан» и «Тиндалл» имелось по состоянию на 2012 год. Сейчас количество переделанных в мишени «Фантомов» сократилось примерно в два раза. Во Флориде над водами Мексиканского залива по беспилотным мишеням QF-4 велись испытательные пуски новых модификаций ракет «воздух-воздух» AIM-9X Sidewinder и AIM-120 AMRAAM, а на полигоне «Уайт Сэндс» в Нью-Мексико корпорация Lockheed Martin испытывала на «Фантомах» ЗРК Patriot Advanced Capability (PAC-3). Отмечается, что благодаря установленной на «Фантомах» системе BAE Systems Common Missile мишеням удавалось уклониться от ракет с радиолокационной системой наведения в 10-20% пусках, а от AIM-9X Sidewinder при массированном применении тепловых ловушек в 25-30% случаев. Как правило, во время испытаний использовались ракеты с инертной боевой частью, и разрушение мишени QF-4 происходило только в случае прямого попадания. В 2013 году во время полигонных испытаний ЗРС средней дальности MEADS (Medium Extended Air Defense System) на ракетном полигоне Уайт-Сэндс практически одновременно были уничтожены QF-4 и ОТР «Ланс», летящие на сверхзвуковой скорости с разных направлений.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается


В среднем годовая убыль «Фантомов» при контрольно испытательных пусках составляет по 10-15 мишеней в «Тиндалл» и 4-5 в «Холломан». Помимо испытаний в районах этих двух авиабаз, QF-4 регулярно участвуют в учениях, проходящих в других местах. Если над полигоном в Нью-Мексико QF-4 управляются с помощью наземной системы GRDC, то при полётах во Флориде и в других районах США используются два специально переоборудованных самолёта E-9A. Эти машины созданы компаний Boeing на базе гражданского турбовинтового авиалайнера DHC-8 Dash 8 DeHavilland Canada.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается

Самолёт управления E-9A


На E-9A установлена РЛС бокового обзора с правой стороны фюзеляжа и поисковая в нижней части. Также имеется аппаратура для дистанционного управления мишенями и снятия телеметрии с испытываемых ракет.

Как уже говорилось, на самолётах QF-4 имеется возможность управления в пилотируемом режиме, для чего сохранены все органы управления и необходимые приборы. Полёты QF-4 с пилотами в кабине осуществляются в основном на авиабазе «Холломан». В этом случае «Фантомы» сберегают ресурс боевых самолётов, тестируя радиолокационные системы и тренируя расчёты ПВО и пилотов перехватчиков, без применения оружия.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается

QF-4, совершающий посадку на авиабазе «Неллис»


Пилотируемые QF-4 регулярно совершают «гастроли» по другим авиабазам, где задействуются в разного рода учениях и тренировках, изображая бомбардировщики противника. Достаточно часто «Фантомы» совершают посадки на авиабазе «Неллис». Именно здесь находится «Центр боевой подготовки ВВС США», а в окрестностях авиабазы расположен крупнейший в США авиационный полигон.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается

Пилотируемый QF-4, принадлежащий 82 ATRS


В отличие от QF-4, используемых в беспилотных миссиях, самолёты, совершающие на постоянной основе полёты с лётчиками в кабине, окрашены в камуфляж, характерный для боевых машин. Но на хвостовом оперении в отличие от «краснокрылых» беспилотников обязательно указывается принадлежность к 82-й эскадрильи беспилотных мишеней. Для пилотируемых полётов используются наименее изношенные переоборудованные F-4G Wild Weasel, построенные в конце 70-х. Начиная с 2005 года, эти самолёты помимо «боевой» службы регулярно участвуют в различных авиашоу на территории США.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается


К полётам на QF-4 допущены 6 пилотов ВВС и приблизительно 10 отставников, работающих с МО США по контракту. Все они очень опытные лётчики, налетавшие в прошлом на F-4 Phantom II не менее 1000 часов.

Обслуживание QF-4 на разных авиабазах осуществляется по-разному. На авиабазе «Тиндалл», где «Фантомы» в основном летают в беспилотном режиме и по большей части «в один конец», меньше внимания уделяют поддержанию в лётном состоянии всего парка мишеней. К полёту готовят конкретные машины, зачастую заимствуя необходимые запчасти и узлы с других самолётов. При этом текущий ремонт и обслуживание QF-4 проводят в основном военнослужащие.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается


На авиабазе «Холломан», где убыль QF-4 намного меньше, к самолётам-мишеням относятся бережней. Здесь больше внимания уделяют поддержанию в лётном состоянии машин, на которых осуществляются пилотируемые полёты. В то же время менее многочисленный по сравнению с авиабазой «Тиндалл» парк «краснокрылых» мишеней имеет больший процент готовых к полёту самолётов. На авиабазе «Холломан» обслуживанием «Фантомов» занимаются такие же немолодые, как и самолеты, пенсионеры, работающие по контракту.

Кроме тестирования систем ПВО и радаров в пилотируемом режиме и использования в роли беспилотных мишеней, для заслуженных самолётов нашлось ещё одно применение. В январе 2008 года запущенная с беспилотного самолёта QF-4 боевая противорадиолокационная ракета AGM-88 HARM впервые поразила имитатор РЛС на полигоне «Неллис».

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается

Пуск ПРР AGM-88 HARM с беспилотника QF-4


Таким образом, конвертированные в беспилотники «Фантомы» получили возможность подавлять средства ПВО противника. Предполагается, что беспилотные QF-4, оснащённые ПРР и средствами радиотехнической разведки, способны принять на себя основной удар зенитных ракет, выявить и частично подавить демаскированные позиции РЛС и ЗРК. И существенно уменьшить потери среди пилотов при выполнении операций по подавлению средств ПВО противника.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается

Спутниковый снимок Google Earth: QF-4 и на QF-16 авиабазе «Холломан»


Тем не менее век даже беспилотных «Фантомов» заканчивается. Возраст самых новых самолётов, построенных в США, приближается к 40 годам. На авиабазе «Девис-Монтан» уже практически не осталось пригодных для восстановления самолётов этого типа, и в конце 2016 года было объявлено, что ВВС не будет больше заказывать переоборудование истребителей F-4 в QF-4. С 2012 года осуществляется конвертация ранних модификаций F-16А/В Fighting Falcon в беспилотный радиоуправляемый вариант QF-16.

Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается


В связи с этим на авиабазе «Холломан» в Нью-Мексико 16 декабря 2016 года прошли торжественные мероприятия, посвященные самолёту F-4 Phantom II. В торжественном строю над взлётно-посадочной полосой авиабазы прошла четвёрка QF-4. Однако это не означает, что служба беспилотных «Фантомов» завершилась. На двух авиабазах в Нью-Мексико и Флориде осталось примерно полсотни беспилотных краснокрылых мишеней. С учётом темпов «естественной» убыли их хватит ещё на несколько лет.

По материалам:
https://www.flightglobal.com/news/articles/picture-us-air-force-gets-final-qf-4-aerial-target-393813/
http://www.military.com/equipment/qf-4-aerial-target
http://www.warbirdsnews.com/warbirds-news/retiring-qf-4-stops-aviation-nation.html
http://www.fencecheck.com/content/index.php?title=The_Final_Mission:_The_USAF%92s_QF-4_Target_Drones
http://www.thenorthspin.com/page_people_alan_r.html
http://www.warbirdsnews.com/warbirds-news/pharewell-phantom.html
http://www.aero-news.net/index.cfm?do=main.textpost&id=dc6a5114-b689-4144-a123-99e4c40a2122

Автор: Линник Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 48

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. рюрикович 24 января 2017 06:53
    Достойный представитель своего времени yes У меня его модель в детстве была winked
    1. avt 24 января 2017 10:55
      Цитата: рюрикович
      Достойный представитель своего времени

      Да-а-а-а-а-а..... Символ времени , как МиГ-21.
      Цитата: рюрикович
      У меня его модель в детстве была

      ,,Фроговская" ? Я как то не стал , ну ,,свистки" вообще не клеил , кроме Ме-262 , только ,винты"Ещё вон стоит ,,палуба "USов на полке и ,,Каталина" на ней , хорошо что хоть в 72 масштабе bully За статью конечно Сергею спасибо ! good Особенно фотками хорошо освежил.
      avt
      1. рюрикович 24 января 2017 18:14
        Цитата: avt
        ну ,,свистки" вообще не клеил , кроме Ме-262 , только ,винты"Ещё вон стоит ,,палуба "USов на полке и ,,Каталина" на ней , хорошо что хоть в 72 масштабе

        Ну,батенька, городок у нас небольшой, потому клеили всё, что появлялось drinks
        Точно помню, что ещё "Тандерболт" был, МиГ-21 был,Як-1 ,по-моему был... Крейсер точно был fellow Это сейчас знаем, что "Эксетер",а тогда просто крейсер... Да было это мильёны лет назад, в детстве laughing
        Сейчас, правда, "Севастополь" стоит good Подарили на ДР smile Хотя клеил сам request
    2. xetai9977 24 января 2017 11:01
      Спасибо за прекрасную статью!
    3. SCHNIFER 23 февраля 2017 18:40
      У меня его модель в детстве была

      Модели у меня не было, а вот песня Чижа была laughing
  2. Titsen 24 января 2017 07:07
    Так и хочется напеть:

    "Бей, Иван, тебя прикрою!"...

    "Сбил тебя наш летчик Ли-Си-Цын"...
    1. Alex_59 24 января 2017 07:19
      Цитата: Titsen
      Так и хочется напеть:

      Ага, только Чиж плохо с историей авиации был знаком и Вьетнам с Кореей попутал. Во Вьетнаме, про который он поёт, советские летчики не воевали. Только наземный персонал, инструкторы, консультанты, расчеты ЗРК.
      1. inkass_98 24 января 2017 07:52
        Так и "Фантом" двухместный, не соответствует текст песни реалиям lol .
        Надо Чижу на ошибки указать, пусть переписывает песню winked .
        1. Громобой 24 января 2017 09:23
          Наиболее полное изучение истории песни составил журналист и ученый-филолог Рустам Фахретдинов, известный своими научными работами по современную народному песенному фольклору[2][3] и сайту А-Pesni посвященному его сборникам. Фахретдинов указывает на очевидную принадлежность песни современному народному фольклору, т.к. ни один из исполнителей не заявил своего авторства стихов, но в то же время существует как минимум пять вариантов ее исполнения.[4] По мнению филолога песня создана в каком-то варианте не позднее 1970 годов и ученый считает, что первоначально использовался мотив песни "Гоп со смыком" созданной в 1920 годах. Песня наиболее известна в варианте исполнения «Чиж & Co» именно за счет авторской переработки исходного народного мотива.
          Первая популярность к песне пришла после начала войны во Вьетнаме.Имя Ли Си Цин (по созвучию с русской фамилией Лисицын) — не вьетнамское, а китайское, и обычно используется в анекдотах для обозначения собирательного образа советских пилотов во время Корейской войны (надо заметить, что во время японо-китайской войны советские лётчики-добровольцы именовали себя Ван Ю Шин[5]). Таким образом, факт реального участия ВВС СССР в Корейской войне смешивается с распространённым, но не имеющим фактического подтверждения слухом об участии советских пилотов в воздушных боях во Вьетнаме.
          Существуют различные варианты и переделки песни. «Ближневосточный» (в котором действие происходит, очевидно, во время вымышленного конфликта с участием Израиля и Ирака)[Прим. 1] мог появиться не ранее конца 1970-х годов (упоминается истребитель-бомбардировщик «Кфир»). «Немецкий», описывающий от лица немецкого лётчика бой на Западном фронте Германии во время Первой мировой войны[Прим. 2] и стилизованный под правила русской дореволюционной орфографии, появился в 2015 году[6].https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B
          0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BC_(%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%
          BD%D1%8F)
          Вот из альбома фото лётчика Исаева.Залез посидеть в кабине,может движки прогреть? аэродром Ной-Бай, Вьетнам.
      2. Иван-Туча 24 января 2017 10:45
        Один из таких, который не воевал во Вьетнаме, удачно работал со мной в магазине будучи уже на пенсии. Был у нас ещё бывший капраз, который тоже вроде нигде не замечен был).
    2. evgenii67 24 января 2017 09:49
      Есть анекдот.
      Обучают наши корейцев летать на наших истребителях. Всё объяснили. Тут Корейский летчик спрашивает: а что это за красная кнопка?
      Наш инструктор отвечает, что красную кнопку нажимать только в экстренных случаях.

      Воздушный бой, на хвосте у корейца два фантома, что делать?! нажимает красную кнопку. за креслом пилота отодвигается перекрытие оттуда вылезает русский и говорит: ПОДВИНЬСЯ УСКГЛАЗЫЙ!
      1. Штык 24 января 2017 20:59
        Цитата: evgenii67
        Воздушный бой, на хвосте у корейца два фантома, что делать?! нажимает красную кнопку. за креслом пилота отодвигается перекрытие оттуда вылезает русский и говорит: ПОДВИНЬСЯ УСКГЛАЗЫЙ!

        Корейцы обиделись и ... wassat
        1. Талгат 25 января 2017 18:36
          ну это разумеется шутка 100%

          У корейцев и вьетнамцев никогда не было обид на СССР и русских - и до сих пор отношение не просто дружеское а братское и очень теплое

          Меня приятно удивило когда читал как КНДР недавно награждало орденами советских ветеранов воевавших в Корее
  3. Alex_59 24 января 2017 07:17
    Как же у них все таки аэродромы прекрасно обустроены! Асфальт, простор, разметка, ангары.
    1. андрей юрьевич 24 января 2017 08:14
      Цитата: Alex_59
      Как же у них все таки аэродромы прекрасно обустроены! Асфальт, простор, разметка, ангары.

      вы не были на наших ? думаете бардак и собаки насрали?
      1. Alex_59 24 января 2017 09:00
        Цитата: андрей юрьевич
        вы не были на наших ? думаете бардак и собаки насрали?

        Регулярно бываю. Разница существенная (ну насколько об этом можно судить по снимкам их аэродромов - у них-то я не был).
        У нас плиты. Асфальт - редкость, и это понятно, климат и т.д. Крытые ангары только в ТЭЧ, стоянки эскадрилий - открытые всем ветрам и морозам капониры. А болтики с гаечками иногда не только в ТЭЧ надо крутить - в минус 30 с ветром очень неприятно, мягко говоря. Разметка, в основном на центральной заправке и на МРД, а на стоянках была когда-то, но обновляется редко. Площади под стоянки у нас заметно скромнее чем у них. Правда как правило у нас сегодня дальние стоянки не используются, сквозь плиты уже травка растет, техника группируется поближе к основным "живым" объектам - заправке, штабу и ТЭЧ.
        Кстати по поводу бардак и собаки насрали - именно это я и обнаружил в нише одного из удаленных капонирчиков на одном аэродроме. Стащили какую-то старую мебель подальше с глаз. Бывает... Армия же...
        1. андрей юрьевич 24 января 2017 09:45
          Цитата: Alex_59
          Крытые ангары только в ТЭЧ, стоянки эскадрилий - открытые всем ветрам и морозам капониры.

          жесть,у нас такого небыло.(гсвг 16 ВА 116 АПИБ, Бранд)
          1. Alex_59 24 января 2017 10:07
            Цитата: андрей юрьевич
            гсвг 16 ВА 116 АПИБ, Бранд

            Ну дак еще бы, Германия, самая сильная Воздушная армия ВВС, на самом передке. Я то по глубинке ползаю, у нас тут и в советское время такой роскоши не наблюдалось, как у вас. Вообще, конечно и сегодня в Раменском, Кубинке и пр. все отлично, не хуже США. А вот на аэродромах попроще да подальше... Нет, конечно это нельзя назвать словом "бардак", тут другое - просто все скромнее,обустроено бюджетно. Ну не дают столько денег на удаленные аэродромы, сколько на "парадные" Раменское и пр.
        2. Alexey RA 24 января 2017 12:27
          Цитата: Alex_59
          У нас плиты.

          Дык... ремонтопригодность. Прилетит супостат, вывалит кассету бетонобойных - и после этого монолит придётся долго и упорно ремонтировать. А с плитами казалось всё проще: - пробитую выкинул, подушку разровнял, утрамбовал, и краном поставил новую плиту.
          Цитата: Alex_59
          А болтики с гаечками иногда не только в ТЭЧ надо крутить - в минус 30 с ветром очень неприятно, мягко говоря.

          Вспомнился цикл рисунков авиатехника:
        3. dauria 25 января 2017 11:01
          У нас плиты. Асфальт - редкость, и это понятно, климат и т.д


          Да сама база- юг США, влажность как в пустыне, температура через 0 не переваливает. Любая железка 200 лет не испортится. У нас похожего и нет. Забайкалье - только влажности нет, а так задница. Три месяца лето, остальное зима.
          Обустроенный аэродром это хорошо. Да у нас как-то принято было - нефиг к хорошему привыкать. Всё равно "по свистку" перебазироваться надо. А уж армейская авиация вообще жуть. Буржуйки, сортир на улице в минус 40, кдп- будка на колёсах. Первый БК в снегу рядом с бортом . Раз в неделю в 5 утра посыльный тарабанит по дверям "ТрЭвог. " laughing Бежали, расчехляли, заряжали, запускали.... Эх, молодость.
          Автор, спасибо. Статья добротная.
      2. Штык 24 января 2017 21:03
        Цитата: андрей юрьевич
        Цитата: Alex_59
        Как же у них все таки аэродромы прекрасно обустроены! Асфальт, простор, разметка, ангары.

        вы не были на наших ? думаете бардак и собаки насрали?

        Google Earth в помощь !
  4. ССИ 24 января 2017 08:27
    Большой вам респект, Сергей! Правда, не часто пишут люди, знакомые с авиацией, такие подробные статьи.... Была у меня мечта, написать статью про автопилоты, но....
    1. Bongo 24 января 2017 10:22
      Цитата: ССИ
      Большой вам респект, Сергей! Правда, не часто пишут люди, знакомые с авиацией, такие подробные статьи....

      Спасибо, Сергей Иванович! Похвала компетентного и опытного специалиста вдвойне приятна! drinks Впрочем, к авиации, я так - "сбоку-припеку", хотя на КнААЗе бываю. В прошлом ПВОшник. hi
      1. Комментарий был удален.
        1. Bongo 24 января 2017 14:03
          Цитата: древний
          Не прибедняйся Статья просто ОГОНЬ

          Спасибо! drinks Привет, старенький! Что-то ты совсем редко стал появляться. Без тебя "Военное обозрение" осиротело.
          1. 0255 24 января 2017 14:22
            Цитата: Bongo
            Цитата: древний
            Не прибедняйся Статья просто ОГОНЬ

            Спасибо! drinks Привет, старенький! Что-то ты совсем редко стал появляться. Без тебя "Военное обозрение" осиротело.

            ВО уже давно "осиротело" и скатилось до уровня белорусской пропаганды "нулевых" (если вообще не до северокорейской) про скорый крах США и "хорошего великого вождя" sad Раньше были интересными и статьи, и комментарии. А сейчас больше лозунгов, от которых хочется.
      2. ranger 24 января 2017 11:27
        Профессиональная и взвешенная статья получилась у Вас Сергей, к сожалению такие материалы достаточно редко появляются на ВО. Для меня эта тема представляет особый интерес поскольку в свое время молодости в ходе боевых действий на Ближнем Востоке мне повидать Фантомы в деле....
        Необходимо признать, что по тем временам это был очень современная машина. Фантом нес очень солидную бомбовую нагрузку и отличную электронику и бороться с ним было очень непросто - говорю это для тех кто представляет конфликты тех времен в виде бородатых анекдотов или компьютерных стрелялок.... А сталкивались с Фантомами и наши ракетчики и летчики и на войне как на войне без жертв и крови не обходилось...
        Поэтому эту машину воспринималась очень серьезно и его долголетие, отчасти, объясняется его ТТХ и грамотной модернизацией.
        Успехов Вам...
    2. Штык 24 января 2017 21:05
      Цитата: ССИ
      Была у меня мечта, написать статью про автопилоты, но....

      Почему бы не поделиться своими знаниями ? Интересно послушать человека, отдавшего многие годы авиации. hi
  5. kugelblitz 24 января 2017 08:28
    Дороговатая мишень выходит. А вообще можно из него по идее неплохой беспилотник запилить, вместо дико дорогой фигни или авиаеток с парой мелких бомб. А так я конечно на стороне МиГа, меж прочим тоже стал универсальным самолетом.
    1. Bongo 24 января 2017 10:27
      Цитата: kugelblitz
      Дороговатая мишень выходит.

      Нормальная мишень, особенно с учётом того, что каждый QF-4 успевает в беспилотном режиме послужить мишенью несколько раз. Их далеко не в каждом вылете сбивают, впрочем в публикации об этом сказано.
      Цитата: kugelblitz
      А вообще можно из него по идее неплохой беспилотник запилить, вместо дико дорогой фигни или авиаеток с парой мелких бомб.

      Использовать его в беспилотном ударном варианте рационально только для прорыва ПВО. В "антитеррористических" операциях необходимости в скоростной и тяжелой беспилотной машине нет. request
      Кроме того назначенный ресурс всего 300 часов, это более чем достаточно для мишени, но очень мало для БПЛА ведущего патрулирование.
    2. Alexey RA 24 января 2017 12:33
      Цитата: kugelblitz
      Дороговатая мишень выходит. А вообще можно из него по идее неплохой беспилотник запилить, вместо дико дорогой фигни или авиаеток с парой мелких бомб.

      Хе-хе-хе... на bmpd была классная инфографика: стоимость летного часа различных американских летательных аппаратов, применяемых в борьбе против "Халифата".

      Как видно, авиетка с бомбами АКА OV-10 Bronco - самый дешёвый вариант. smile
      Особо порадовал "Раптор": стоимость его лётного часа - как у B-52 или B-1B. belay Истребитель бюджета...
      Ну и "Оспри", как всегда, вне конкуренции.
      1. kugelblitz 24 января 2017 17:38
        Я вот как раз это и имел в виду. lol
  6. Филин 24 января 2017 10:17
    Достойное, рачительное использование устаревших боевых самолётов, мишень "двойного предназначения", при необходимости группы таких "самолётов-мишений" способны очень серьёзно осложнить работу системы ПВО противника и наносить отвлекающие удары по наземным объектам, действуя в беспилотном варианте.
  7. Berkut24 24 января 2017 11:34
    "F-4 Phantom II, несмотря на высокую стоимость..."
    Лишняя фраза. У светочей демократии по другому не бывает.
    1. evge-malyshev 24 января 2017 12:05
      Отличный многофункциональный (как сейчас принято говорить) самолёт.
      1. Berkut24 24 января 2017 14:41
        Против папуасов - да. Против более сильного противника - нет. Топлива жрет много, маневренность так себе. На радаре виден далеко. У нас в военном училище преподавали офицеры, которые на С-75 с ними общались во Вьетнаме. Фантом имел успех там, где расчет тормозил с переездом на новое место дислокации после обстрела ударной группы, и где вьетнамские экипажи комплексов убегали с позиции от одной отметки от Шрайка. Где на комплексах работали наши ребята и где было истребительная компонента при отражении атаки - там Фантому ловить было особо нечего. Т.е. Фантом в тех боях был больше хулиганом, чем бойцом. Нагадить и слинять. Если американцы чувствовали что в джунглях всё организовано как надо и звиздюли близко, то сваливали сразу.
        1. Штык 24 января 2017 21:31
          Цитата: Berkut24
          Т.е. Фантом в тех боях был больше хулиганом, чем бойцом. Нагадить и слинять.

          А как еще - красоваться пока не собьют? smile
          1. Berkut24 25 января 2017 12:16
            Я к тому, что многофункциональность его так себе, особенно на фоне сильного противника. Своих денег не стОит, как и бОльшая часть продукции ВПК США.
  8. амурец 24 января 2017 13:47
    Известность к этой очень передовой для своего времени машине пришла после успешного применения «Фантомов» в 60-70-е годы в боевых действиях на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Впрочем, лучше всего «Фантом» проявил себя не в воздушных боях, а при нанесении ударов по наземным целям, в качестве самолёта-разведчика и охотника за радиолокаторами и зенитно-ракетными комплексами.

    Согласен про дальнейшее вооружение "Диких Ласок" самолётами F-4 Фантом II.
    Первый опыт знакомства Фантомовс ЗРК был печальным. Кстати и сенатор Маккейн печально закончил свой полёт на Фантоме в озере Хоан Кием Вот ссылка http://voinanet.ucoz.ru/index/dikie_laski_dikie_k
    horki/0-11001
    После того, как в первой же атаке 24 июля ракетчики сбили 3 «Фантома» (согласно советским данным; в официальной истории Вьетнамской народной армии указано, что в этот день был сбит 1 самолёт, что совпадает с американскими официальными данными), американцы всё же решили атаковать комплексы. По словам Ричарда Эллиса, одного из пилотов F-105, служившего во Вьетнаме, американские войска не ожидали, что у Вьетнамцев будет так много зенитных ракет, а первая ракетная атака оказалась для пилотов ВВС США «настоящим сюрпризом».
    1. avt 24 января 2017 17:54
      Цитата: амурец
      а первая ракетная атака оказалась для пилотов ВВС США «настоящим сюрпризом».

      Это -да. А вот
      Цитата: амурец
      По словам Ричарда Эллиса, одного из пилотов F-105, служившего во Вьетнаме, американские войска не ожидали, что у Вьетнамцев будет так много зенитных ракет,

      Врет в оправдание потерь. Мало там было и ТВД неудобный -узкая полоска береговая практически . Опять же очухались он очень быстро разработали качественную тактику бомбардировки с поддержкой ударной группы дополнительными группами для подавления ПВО силами РЭБ и тем , что у них потом штатно стало под названием ,,Уайлд Уизл" со ,,Шрайками", вроде F-4Е первые были. Так что очень сложно там было работать. Ну собственно Сергей мог бы качественно расписать с подробностями , как он умеет.
      avt
      1. амурец 24 января 2017 23:10
        Цитата: avt
        Опять же очухались он очень быстро разработали качественную тактику бомбардировки с поддержкой ударной группы дополнительными группами для подавления ПВО силами РЭБ и тем , что у них потом штатно стало под названием ,,Уайлд Уизл" со ,,Шрайками", вроде F-4Е первые были

        Согласен полностью! Американцы очень серьёзно отнеслись к борьбе с ПВО ДРВ.
  9. Dekabrev 25 января 2017 23:03
    Хорошая статья и машина эпохальная и красивая. Спасибо автору.
  10. acrshooter 26 января 2017 10:59
    Красивая машина!..
    Но, блин, каждый раз как вижу эти Фантомы, в голове возникает вопрос про его хвостовое оперение...
    С Уважением, Артур
  11. Vivan 26 января 2017 21:05
    Цитата: Alex_59
    Цитата: Titsen
    Так и хочется напеть:

    Ага, только Чиж плохо с историей авиации был знаком и Вьетнам с Кореей попутал. Во Вьетнаме, про который он поёт, советские летчики не воевали. Только наземный персонал, инструкторы, консультанты, расчеты ЗРК.

    Во Вьетнаме советские военные лётчики не воевали. Они: а) облётывали собранные (советскими специалистами) во Вьетнаме новые истребители (перевозили самолеты во Вьетнам по частям); б) обучали вьетнамских лётчиков технике пилотирования и исскуству ведения воздушных боёв; в) разрабатывали тактику борьбы с ВВС США в целом и план отдельных боёв.

    Единственными иностранными лётчиками, воевавшими на стороне вьетнамцев, были северокорейцы. В конце 1965г в Северный Вьетнам прибыл дивизион ВВС КНДР из нескольких сот человек (офицеров, лётчиков, техников, поваров и т.д.). Cогласно замыслу вьетнамского командования, будут созданы смешанные звенья истребителей (в каждом по 3 вьетнамца + 1 кореец), однако северокорейские товарищи хотели воевать против американцев самостоятельно. За год погибли все 14 северокорейских лётчиков (все воевали на МиГ-17). В гибели северокорейских товарищей немалую роль играла их фанатичная решительность – они шли в бой без парашютов!
    1. ydjin 27 января 2017 13:48
      Я слышал от знакомых лётчиков, что одна победа нашего лётчика истребителя в небе Вьетнама была. Наш инструктор на невооружёнай спарке проводил учебный полёт с въетнамским лётчиком. Тут на них произвёл атаку американский истребитель. Инструктор взял управление на себя и начал крутиться как мог. Итог, американец не смог вывести машину из пике и врезался в землю, наш истребитель после приземления на аэродром был списан из за критических повреждений от огня американца(планер пошёл гофрами), ну а вьетнамский лётчик просто заблевал кабину. Не претендую на историчность событий, просто привожу рассказ друзей боевых лётчиков.
  12. sandroart 27 января 2017 11:59
    Эти ястребки еще не раз дадут прикурить всем желающим!
  13. Blackgrifon 29 января 2017 10:15
    Спасибо за хорошую статью!
  14. SCHNIFER 23 февраля 2017 18:43
  15. Ilja2016 4 июня 2017 11:14
    Почему такая реклама этому неудачному самолёту?
Картина дня