«Управляемый хаос»

«Управляемый хаос» — лучше не скажешь о палубе авианосца во время полетов. Журналисты Фрэнк Тоендерс и Йост ван дер Бургт провели летную смену на палубе (или крыше) авианосца «Дуайт Д. Эйзенхауэр» вместе с личным составом дивизиона V-2, выполняющего едва ли не самую опасную среди палубной команды работу.

«Управляемый хаос»


Авиационная компонента палубной команды авианосца представлена пятью дивизионами (от V-1 до V-5), каждый из которых отвечает за выполнение строго определенных задач. Люди дивизиона V-2 заняты обслуживанием катапульт и аэрофинишеров. Офицер катапульты на слэнге именуется «shooter», стреляющий. По штату в состав команды атомного авианосца ВМС США входят семеро «стреляющих», относятся они не к авиационным эскадрильям, а к команде корабля. «Стреляющий» офицер авианосца «Дуайт Д. Эйзенхауэр» лейтенант Джон Керр выполняет свой второй дальний поход. Его первая «командировка» продолжалась два месяца, вторая началась в мае 2010 г. Керр — «возрастной» офицер — ему 32 года, призван как офицер резерва ВМС США из университета Ренн Стэйт, затем прошел курс летной офицерской подготовки в Пенсаколе. Далее — обучение на штурмана патрульного самолета Р-3 «Орион» на авиабазе Рэн-дольф, шт. Техас, а окончательно завершил курс обучения в качестве члена экипажа «Ориона» в патрульной эскадрилье VP-30. По завершении срока службы в VP-30 Керр принял решение продолжить карьеру в ВМС: «Я мечтал о работе на палубе авианосца и выбрал специальность «стреляющего», ибо с детства любил стрельбу».


Большинство «стреляющих» ранее являлись морскими летчиками или входили в летные экипажи самолетов авиации ВМС. Как правило, «стреляющими» эти люди становятся добровольно. Все «shooters» проходят подготовку на авиабазе ВМС США Лэйкхёрст. В течении месяца будущие офицеры дивизионов V-2 изучают матчасть, особенности ее эксплуатации и правила подачи сигналов. Большая часть обучения проводится на сухопутном аэродроме с использованием тренажеров. Курс обучения завершается стажировкой на авианосце под руководством опытных офицеров. «При первой моей «стрельбе» я наблюдал за работой квалифицированного офицера. Я был скорее марионеткой, чем «стреляющим»! Старший стреляющий буквально завладел моими руками, словно опытный кукловод», — вспоминает лейтенант Керр.

«Управляемый хаос»


Лейтенант Керр считает процедуру катапультного старта чрезвычайно сложной, ни на что более не похожей. На мостике авианосца «авиабосс» (с большой буквы — Air Boss!) управляет действиями расчета катапульты посредством огней красного, желтого и зеленого цвета. Огонь зеленого цвета означает готовность к началу процедуры катапультного старта, в этот момент стреляющий обязан подать сигнал быть в готовности к закреплению самолета на катапульте, а самолет заруливает на дорожку катапульты. Затем расчет крепит носовую опору шасси к челноку катапульты. Далее стреляющий подает команду летчику запустить двигатели. Летчик и «стреляющий» осматривают палубу на предмет объектов, способных помешать старту.

«Стреляющий» несет личную ответственность за безопасность взлета каждого самолета. Он определяет задачу каждого члена расчета в процессе подготовки и выполнения катапультного старта, контролирует ее выполнение. Информацию о взлетной массе самолета расчет получает от летчика. На основании данных о типе летательного ап-
парата и его взлетной массы, с учетом поправки на ветер, плотность воздуха и длины разгонного участка вычисляются установочные данные для катапульты. После ввода данных, проверки правильности установки и крепления самолета, отсутствия посторонних объектов на палубе в районе старта, отдается команда на взлет самолета с авианосца.

«Управляемый хаос»

На вооружении эскадрильи VFA-103 «Jolly Rogers» состоят истребители-бомбардировщики F/A- 18F «Супер Хорнет»

«Управляемый хаос»

Стреляющий — рабочий день не нормирован!


Используются два способа катапультного старта: с края палубы и ниже палубы. В первом случае стреляющий стоит на коленях непосредственно на палубе, во втором — находится в небольшом помещении, прозрачная «крыша» которого несколько возвышается над полетной палубой. Обычно способ «ниже палубы» используется в непогоду. «Однако я предпочитаю «ниже палубы» и в прекрасную погоду — ниже палубы есть кондиционер!» — заметил Керр.

«Стреляющие», помимо руководства катапультными стартами, привлекаются к выполнению других задач: исполняют обязанности помощника старшего авиационного начальника (Босса), офицера аэрофинишера, офицера управления полетами вертолетов. Стреляющие и руководители движения самолетов по палубе во время работы облачены в жилеты желтого цвета. Стреляющие — всегда офицеры, в то время как перемещением авиационной техники по палубе руководят старшины. Такелажники в жилетах голубого цвета отвечают за закрепление и раскрепление летательных аппаратов на палубе и точную установку самолетов на линиях катапульт.

Палубная команда в своей работе использует различные способы и виды связи, но чаще всего — радио. Весь личный состав палубной команды имеет портативные радиостанции. Радио используется для переговоров членов команды между собой и для связи с вышестоящими начальниками. В то же время связь по радио часто затруднена из-за сильного шума, особенно при взлете и посадке «громких» самолетов, вроде ЕА-6В, поэтому приходится прибегать к световой сигнализации или к жестам, изменению положения головы и тела. Чтобы жест или изменение позы не выглядели случайными, человек, подающий подобные сигналы, фиксирует свою позу в течение некоторого времени. Сигнальные жесты и позы днем и ночью различны. Ночью в гораздо большем масштабе применяются световые сигналы.

Едва ли не первый вопрос, задаваемый стреляющему человеком со стороны, является вопрос о возможных авариях и неисправностях. К примеру, — что бывает, если катапульта отказывает непосредственно перед стартом? В этом случае стреляющий с помощью электроники отключает катапульту и отсоединяет самолет от челнока катапульты. Сигнал о прекращении процедуры взлета стреляющий подает перекрещенными над головой руками после нажатия кнопки выключения катапульты. Поводом для прекращения процедуры взлета могут служить также и неисправности самолета. Работу стреляющих зачастую осложняет непогода, особенно — сильный ветер, из-за которого в отдельных случаях приходится прерывать подготовку к взлету.

Характерное для Арабского моря сочетание жары и сильных ветров держит стреляющих в постоянном напряжении.

Авторы статьи выражают признательность лейтенантам Джону Керру, Мэтью Аллену и Джону Фэйгу.

Александр Гольц

«Эйзенхауэр» на боевой службе

Самолеты 7-го палубного авиакрыла, которое базируется на авианосце «Дуайт Д. Эйхенхауэр», выполняют полеты над южной частью Афганистана в интересах сил ISAF (International Security Assistance Force). Авиакрыло насчитывает 61 самолет, в сутки совершается до 70 вылетов. В состав авиакрыла входят ударные эскадрильи VFA-143 «Pukimg Dog», МАФ-83 «Rampagers», VFA-103 «Jolly Rogers», VFA-131 «Wildcats», вертолетная противолодочная эскадрилья HS-5 «Night Dippers», эскадрилья РЭБ VAQ-140 «Patriots», эскадрилья ДРЛОиУ VAW-121 «Blue Tails» и транспортная эскадрилья VRC-40 «Rawhides». Численность авиакрыла составляет 1200 человек. Авианосец «Эйзенхауэр» прибыл в Оманский залив 25 января 2010 г, сменив авианосец «Нимиц».

«Управляемый хаос»


Первые боевые вылеты с «Эйзенхаура» в рамках операции «Enduring Freedom» экипажи 7-го авиакрыла выполнили 28 января. «Эйзенхауэр», или как его называют в просторечии «Айк» находился в Арабском море до июля, ротация авианосных групп ВМС США в данном регионе проводится каждые четыре - шесть месяцев. В общей сложности за период нахождения корабля в Оманском заливе было выполнено более 2600 вылетов, главным образом - на поддержку сухопутных войск коалиции в Афганистане. До 30% ежедневных вылетов по нанесению ударов по наземным целям выполнялись экипажами 7-го авиакрыла. Чаще всего использовались 500-фунтовые КАБ GNU-12 Paveway II с лазерным наведением, 500-фунтовые КАБ GBU-28 JDAM с коррекцией по GPS.

Во всех боевых вылетах самолеты несли для самообороны УР воздух-воздух AIM-9L/M/X «Сайдуиндер». Типичный боевой вылет занимал 6-7 часов. Маршруты проходили через воздушное пространство Пакистана. Над территорией Афганистана самолеты выходили в район ожидания ~ удары наносились «по вызову» из положения дежурства в воздухе. В каждом полете выполнялось по несколько дозаправок от французских и британских самолетов-заправщиков. «Работа» выполнялась, в основном, в светлое время суток. В период нахождения «Эйзенхауэра» в Арабском море, к авианосцу несколько раз подлетали самолеты-разведчики ВВС Ирана.

Восход над Арабским морем. Самолеты 7-го палубного авиакрыла готовы вступить в бой за торжество ценностей Свободного мира в Афганистане: «У Вас нет Демократии? Скоро будет!»
Автор: Фрэнк Тоендерс, Йост ван дер Бургт
Первоисточник: Авиация и Космонавтика


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. ЛЕХА блин 4 июля 2011 18:15
    да, один хороший залп клабами и это торжество демократии пойдет ко дну кормить крабов на дне
    ЛЕХА блин
    1. flukked 14 февраля 2012 19:05
      Только авианосцы "демократизируют" страны третьего мира, а Клабы, Ониксы, Граниты и прочее мирно стоят в своих стойлах и не могут этому ни помешать, ни повторить. По сути, вся доктрина противодействия АУГам оказалась бесполезной в условиях военного конфликта с третьими странами.
      flukked
  2. vrag 12 октября 2011 14:53
    ну блин, попробуй!
    vrag
  3. TenOk 15 февраля 2012 07:50
    Если откинуть политику, дух захватывает...
    TenOk
  4. kulpin 7 марта 2012 17:36
    "Издай, Кулидж, радостный клич..." Что у ов хорошо, так это авианосцы... Мораль - топить в первую очередь.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня