Русский приём танкового боя - таранный удар

33
Русский приём танкового боя - таранный удар

Россия была родиной не только воздушного, но танкового тарана. И он активно применялся в годы Великой Отечественной войны. Первый в мире танковый таран совершил Семён Кузьмич Осадчий (1904 — 13 ноября 1936), ещё в годы гражданской войны в Испании 1936—1939 годов.

Осадчий был призван в Красную Армию в 1926 году, затем прошёл обучение в бронетанковой школе. В Испании он командовал танковым взводом, воевал на лёгком танке Т-26. 29 октября 1936 года произошло первое в мире сражение танков против танков. В бою у населённого пункта Сесения (30 км южнее Мадрида) сошлись советские танки - роты под командованием капитана П. М. Армана и итальянские лёгкие танки «Ансальдо» (они до модернизации были вооружены 2-мя 8-мм спаренными пулемётами). Советские танкисты одержали убедительную победу, уничтожив несколько танков врага. В этой схватке экипаж Осадчего, совершил первый в мире танковый таран, Т-26 столкнул в ущелье итальянский танк «Ансальдо». Рейд советских танкистов был очень успешен, они в этот же день уничтожили и рассеяли до двух батальонов пехоты и два эскадрона кавалерии, вывели из строя 12 пушек, два-три десятка единиц автотранспорта, разбили танковое подразделение противника. За этот бой танкисты Арман, Погодин, Осадчий получили первые звания Героя Советского Союза за воинские подвиги (31 декабря 1936 года). Осадчий не дожил до Великой Отечественной войны – в бою 3 ноября 1936 года его танк уничтожил две артиллерийские батареи и шесть пулемётных точек. Но в танк попал снаряд, взрывом ему оторвало обе ноги, 13 ноября он скончался в госпитале.

Таран был тактическим приёмом, когда, пользуясь своей мобильностью и бронёй, танки врывались на огневые позиции врага, таранили артиллерийские орудия, пулемётные точки, различный транспорт противника. А также выводили из строя танки врага путём столкновения, бронетехнику противника обычно опрокидывали или обездвиживали (вражеский танк, САУ мог потерять гусеницу). Кроме того, экипажи танков могли таранить уличные баррикады или кирпичные стены зданий, давить самолёты. Успешность тарана во многом зависела от подготовки экипажа, его мастерства. Большую роль в нём играл боевой дух танкистов, их готовность умереть, но выполнить задачу. Всего в годы Великой Отечественной войны наши танкисты совершили до 160 таранов.

Особенно много таранов было совершено в 1943 году. К примеру, в сражении в районе Прохоровки 12 июля 1943 года (один из знаменитых эпизодов Курской битвы) советские танкисты совершили более 20 танковых таранов, а за 50 дней Курского сражения - более 50. Таранными ударами уничтожали не только легкую и среднюю бронетехнику врага, но, бывало, и тяжёлые «Тигры». При ударе корпусом танки выходили из строя, у немецкой бронетехники рвались гусеницы, лопалась броня, деформировались ведущие и опорные катки. Прямые тараны совершались, как правило, в особых случаях, когда кончались боеприпасы, была повреждена пушка, а бой продолжался. Иногда на них шли при внезапной встрече с машинами противника на улицах городов и населённых пунктов, а также в ближнем танковом бою, когда танки врывались в боевые порядки врага. Таранить старались в борт танка, это могло привести к переворачиванию машины противника. Бывало, что танки взрывались из-за детонации боекомплекта, или из-за возгорания топлива, пролившегося из поврежденных баков.

Один из первых таранов Великой Отечественной войны совершил Павел Данилович Гудзь (28 сентября 1919 года - 5 мая 2008 года). Родился он в крестьянской семье, ко времени начала Великой Отечественной войны с отличием окончил 2-е Саратовское тяжёлое танковое училище. Павел Гудзь был направлен в город Львов (Киевский Особый военный округ). В середине июня 1941 года молодой лейтенант Гудзь прибыл в 63-й танковый полк 32-й танковой дивизии (под командованием полковника Ефима Пушкина) 4-го мехкорпуса (командир генерал-майор Андрей Власов) в составе 6-й армии.

В субботу 21 июня 1941 года комвзвода лейтенант Павел Гудзь заступил на дежурство по части. Утром 22 июня танкисты полка были подняты по боевой тревоге. Взвод управления (пять тяжелых танков КВ-1, два средних танка Т-34 и два бронеавтомобиля БА-10), которым командовал Гудзь, во главе полковой колонны выдвинулся в сторону западной границы в район Кристополя. Первым встретив передовой отряд гитлеровцев, Гудзь повёл взвод в атаку и уничтожил вражескую пушку. К 12 часам дня соединение лейтенанта Гудзя уже уничтожило пять немецких танков, три бронетранспортёра и несколько единиц автотранспорта.

В тот же день командирский КВ-1 Гудзя в 8 км от Яворово под управлением механика-водителя Галкина (в прошлом он был испытателем-водителем танков в ленинградском Кировском заводе) нанёс скользящий удар в направляющее колесо вражескому среднему танку Т - III, сбил с него гусеницу и затем сильным ударом сбросил в кювет. Есть мнение, что это был первый танковый таран не только в дивизии, но и во всей Красной Армии. Кроме того, его танк протаранил вражеский бронетранспортёр.

Кроме того, есть данные, что танковые тараны в первый день применяли танкисты 5-й танковой дивизии (командующий полковник Фёдор Фёдopoв). Эта танковая дивизия вxoдилa в состав 3-го мехкорпуса, её командиром был генерал-майор танковых войск Алексей Куркин, 11-й армии Прибалтийского Особого военного округа и дислоцировалась в литовском городе Алитус. На вооружении 5-й танковой дивизии были в основном лёгкие танки БТ-7 и Т-26 и средние танки Т-28, бронеавтомобили и некоторое число новых средних танков Т-34. Жестокий бой произошёл на берегу реки Неман. В ходе одной из схваток, несколько русских машин фланговой атакой уничтожили полдесятка немецких танков, часть из них была протаранена и сброшена в кювет.

Гудзь прославился не только первым (или одним из первых) танковых таранов в Великой Отечественной войне, но и уникальным боем, когда его экипаж уничтожил в одном бою десять танков противника. После парада 7 ноября 1941 года его танковый батальон участвовал в жестоких боях в полосе 16-й армии Рокоссовского. К началу декабря 1941 года после почти месяца жестоких боев в 89-м отдельном танковом батальоне Гудзя остался лишь один танк КВ-1 и несколько лёгких танков. Противник - части немецкой 10-й танковой дивизии, занял подмосковное село Нефедьево в 35 км от Москвы. Командир танкового батальона капитан Константин Хорин, пригласил начштаба Гудзя и поставил перед ним задачу выбить противника из населённого пункта.


Лейтенант П. Д. Гудзь на своём танке КВ-1 движется с Красной площади после участия в Военном параде 7 ноября 1941 года.

Один танк поддержал атаку советской пехоты, приняв бой с 18 танками противника. В ходе ожесточённого боя советские танкисты не только подбили и уничтожили 10 машин врага, но и поддержали наступление пехотных подразделений, танк «Клим Ворошилов» давил гусеницами и расстреливал из пулемёта не выдержавшую натиска немецкую пехоту. На боле боя осталось до 400 немцев. Когда бой закончился, на героическом танке насчитали 29 вмятин от вражеских снарядов.

Танкист-ас и в дальнейшем доблестно служил своей Родине. В боях за Сталинград был тяжело ранен (два пулевых ранения и 6 осколков в груди). Но после госпиталя вернулся на фронт. В Запорожье в районе Днепрогэса танк Гудзя был подбит. Двое членов экипажа КВ погибли, а командир получил тяжёлое ранение. У Гудзя была повреждена левая ключица и кисть левой руки. Павел Данилович отрезал остатки кисти ножом, из уже подбитого танка уничтожил два немецких тяжёлых танка «Тигр». После нового попадания в КВ, Гудзя, потерявшего сознание, вытащил из танка механик-водитель. После лечения, Гудзь получив протез руки, снова добровольно вернулся на фронт. После войны стал блестящим преподавателем, профессором, доктором военных наук, дослужился до чина генерал-полковника танковых войск.

Герой Советского Союза капитан Алексей Петрович Босов (21.03.1910 — 18.11.1941). В 1932 году закончил рабочий факультет при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Затем по партийной мобилизации молодого человека направили на учебу в Ульяновскую бронетанковую школу имени В. И. Ленина. Закончив её, Алексей получил звание среднего командира и служил в Забайкальском военном округе. Участвовал в боях на Халкин-Голе. 27 августа во время боя в долине реки Хайластин-Гол (приток Халхин-Гола), его рота нанесла фланговый удар по японскому отряду. В скоротечном жестоком бою советские танкисты Босова уничтожили огнём пушек, пулемётов, бросая ручные гранаты через люки машин: 10 артиллерийских орудий и 220 солдат и офицеров противника, 30 человек взяли в плен. За Халхингольскую наступательную операцию Босов получил звание Героя Советского Союза и орден Ленина.

Великая Отечественная война застала капитана Алексея Босова за учёбой в стенах Военной академии бронетанковых войск. Но когда немцы подошли к Москве, отважный танкист попросился на фронт. Капитан стал командиром роты в батальоне тяжелых танков КВ, его послали на Волоколамское направление, на этом участке Западного фронта шли одни из самых жестоких боёв за Москву. Вместе с бойцами легендарной дивизии Панфилова отдельный танковый батальон отбивал яростные атаки гитлеровцев. 18 ноября 1941 года в районе села Малые Городищи его рота получила задание выбить врага из населенного пункта Деньково. Против 5 КВ были брошены 12 немецких танков, начался встречный бой. В ходе этого боя КВ Босова уничтожил 8 вражеских танков – 4 из них были протаранены. Кроме того, советские танкисты уничтожили до роты пехоты противника, и танк Босова раздавил немецкий самолёт-разведчик, который выруливал на взлёт. К сожалению, смерть нашла в этот день и героя, его экипаж погиб.

Применяли советские танкисты тараны и против самолётов противника на земле. 11 января 1944 года танки 49-й танковой бригады раздавили 17 самолётов противника на аэродроме польского города Любек. 28 марта 1944 года танкисты 64-й гвардейской танковой бригады на аэродроме города Черновцы огнём пушек и пулемётов и таранными ударами уничтожили 30 самолётов врага. 17 января 1945 года группа танков под командованием И. Кравченко из 47-й гвардейской танковой бригады таранами и огнём танкового вооружения ликвидировали 20 самолётов на аэродроме под польским городом Сохачев.

Экипаж гвардии лейтенанта Дмитрия Евлампиевича Комарова (08.11.1922 - 05.09.1944) совершил таран бронепоезда (!). Комаров родился в крестьянской семье, до войны работал бухгалтером на железной дороге. С началом войны призван в армию и проходил обучение в Благовещенском танковом училище. В апреле 1943 года был отправлен на фронт в должности командира среднего танка Т-34.

Летом 1944 года участвовал, в составе 15-й гвардейской танковой бригады 1-го гвардейского танкового Донского корпуса 1-го Белорусского фронта, в операции «Багратион». 25 июня 1944 года его бригада получила задачу перерезать железную дорогу Лунинец – Бобруйск и отбить станцию Чёрные Броды.

Танк Комарова первым ворвался в населённый пункт, прорвавшись через огонь 10-и немецких самоходных артиллерийских установок «Артштурм» (вооружённые 75-мм пушкой САУ Штуг III). В этот момент по советским танкам открыл огонь немецкий бронепоезд, а ответный огонь не мог причинить ему вреда. Танк Комарова был подожжён, а сам командир ранен, но танк был на ходу. Тогда Комаров и механик-водитель танка Михаил Бухтуев приняли решение протаранить бронепоезд противника. На максимальной скорости объятый огнём танк врезался в бронепоезд, две бронеплощадки были сбиты с рельсов и опрокинуты, поезд остановился. Вдохновлённые подвигом товарища, танки бригады освободили станцию. При ударе механик-водитель Бухтуев погиб, раненый Комаров смог выбраться и отстреливаясь от немцев, спрятался в лесу. Его нашли через несколько дней разведчики.

Отважный танкист не дожил до Победы. 5 сентября 1944 года в ночном ожесточённом бою за плацдарм на западном берегу реки Нарев Дмитрий Комаров погиб. 26 сентября 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).


33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    3 февраля 2012 08:55
    На нижнем снимке Т-34-76 наехал на T-60...
    1. grizzlir
      0
      3 февраля 2012 09:18
      Очень на то похоже.
    2. +1
      3 февраля 2012 09:49
      И рядом вроде солдат вермахта. Хотя вполне возможно - немцы же воевали на захваченных советских танках.
      1. 0
        3 февраля 2012 09:59
        Наверное это техника брошенная нашими МК, когда остались без топлива. Т-34 уничтожил т-60, а потом и его подожгли. Хотя пробоину в башне тоже видно.
        1. grizzlir
          +2
          3 февраля 2012 11:00
          В горячке боя куда только не залетиш.А где вы наблюдаете пробоины в башне,на месте бортовой смотровой башенной щели?Это мало похоже на пробоины,как и то что танк горел.Скорее всего в пылу сражения танк залетел на стоящую шестидесятку и банально застрял или повредил ходовую.На войне и не такое бывает.
          1. 0
            3 февраля 2012 14:19
            Я про эту пробоину.
            1. grizzlir
              +3
              3 февраля 2012 14:32
              Посмотрите фото выше,вид башни Т-34 с правого борта.Всё равно будете считать отверстие для стрельбы из личного оружия пробоиной
              ?
              1. +3
                3 февраля 2012 21:25
                Спасибо за коммент what
                1. grizzlir
                  0
                  3 февраля 2012 22:59
                  Извиняюсь если несколько грубо выразился в коменте.Век живи,век учись,если честно только сегодня узнал что на Т-34-85 с правого борта башни была смотровая щель заряжающего.
              2. schta
                0
                6 февраля 2012 15:25
                Да, но на фото довоенный Т-34-76 с пушкой Л-11, а на схеме типовая башня от танка т-34-85.
                Тем не менее "дырка для ружья", кажущаяся пробоиной так или иначе присутствовала.
  2. grizzlir
    +7
    3 февраля 2012 09:18
    Много читал и слышал о танковых таранах совершённых в ВОВ.Одно дело таранить на КВ Т-3 или Т-4 и другое на Т-34 таранить ТИГР.Танк обладающий большей массой и лучшим бронированием находится в более выигрышной ситуации.В любом случае надо обладать железными нервами экипажу и в первую очередь механнику водителю.Сейчас приходит в голову мысль,что будет если столкнуть в лобовую АБРАМС и наш Т-90.Бронирование танков примерно одинаковое,но АБРАМС обладает большей массой.
    1. SVV
      SVV
      +3
      3 февраля 2012 11:45
      Чем больше шкаф, тем громче падает. Это я про Абрамс.
    2. Hans Grohman
      +2
      3 февраля 2012 14:14
      Сильная статья - аж мурашки по коже.
      Цитата: grizzlir
      что будет если столкнуть в лобовую АБРАМС и наш Т-90

      Так ведь в статье написано - таран осуществлялся в борт. Но ход Вашей мысли мне понравился (с).
    3. schta
      +1
      6 февраля 2012 15:15
      Если ударить ребром лобовой брони в ленивец или ведущее колесо - можно разуть фашиста, а при фанатзии и везении свернуть пушку или даже свернуть башню с погон.
      Под тараном я все же склонен понимать не бездумный удар, а целенаправленное действие.
  3. +4
    3 февраля 2012 10:24
    Слава Русским Героям ВОВ!!!!!!!!!!
    1. Одесит
      0
      3 февраля 2012 22:31
      ВЕЧНАЯ СЛАВА! ПРАВИЛЬНО! ТАРАН - ОРУЖИЕ ХРАБРЫХ!
      1. арк76
        -4
        4 февраля 2012 18:29
        Таран оружие глупых.
  4. Страбон
    +1
    3 февраля 2012 11:19
    Таран, как прием боя, вынужденная мера. Скорее всего отчаянный поступок героя у которого закончились боеприпасы. Или накрылись фрикционы и нет вохможности маневрировать. Ведь вот, что интересно коробка передач на Т-34 была без синхронизаторов и для выравнивания окружных скоростей шестерен применялся способ переключения передач с двойным выключением главного фрикциона. В этом случае надо разогнать танк, увеличив обороты двигателя. Выключить главный фрикцион и одновременно уменьшить подачу топлива. Выключить передачу, вклюсить пониженную и разогнать танк для тарана. Действительно герои, по рассказам участников ВОВ часто скорость включали ударом кувалды.

    хорошая статья и хорошие фотки.
    1. grizzlir
      +5
      3 февраля 2012 11:36
      Открою наверное тайну,с двойным выжимом и перегозовкой надо переключать передачи почти на всех грузовых машинах выпущенных в прошлом веке,а так же на автомобилях УАЗ.Даже сейчас этот приём необходим для переключения скоростей на некоторых китайских и корейских внедорожниках и многих грузовиках.На тридцать четвёрки действительно очень сложно было переключать передачи из за не полностью выключающегося фрикциона и приходилось применять большую силу чтобы воткнуть передачу.Часто механнику водителю переключать скоростя помогал стрелок радист.Проблему удалось решить только на Т-34-85.
      1. +1
        3 февраля 2012 12:22
        Так оно и есть
  5. ДЫМитрий
    +10
    3 февраля 2012 13:20
    Лучшая в мире ПВО- наши танки на аэродроме противника!
  6. +1
    3 февраля 2012 13:26
    Что сказать------Врагу не здаетса наш гордый Варяг

    и приведение в жизнь присказки Погибать так с музыкой.
    особенно учитывая что танкистовне в такой конечно мере как огнеметчиков и снайперов не очень рвались брать в плен и на хорошое обращения расчитывать вообще ге приходилось.
  7. +3
    3 февраля 2012 13:30
    Вечная память павшим героям !
  8. Konditer1488
    +2
    3 февраля 2012 14:27
    Геройствовать тоже с умом нужно.
    По ходу на первом фото т-34 уничтожил пушку, протаранив ее, но там же и застрял судя по всему. в итоге потеря нашим соединением одного танка практически на ровном месте.
    1. Одесит
      0
      3 февраля 2012 22:42
      Кондитеру 1488
      Только 34-ка обошла позицию батареи с тыла, как явствует из фотографии.
      То есть, замысел маневра был! Мы же не видим, что в кормовой части танка твориться, может там у него там повреждения от попадания снаряда! Обратите внимание, что башня развернута в право, словно он готовился ударить по противнику, но не успел.
      На войне ситуация за частую не предсказуема.
  9. 755962
    +1
    3 февраля 2012 16:14
    Таран,как последний аргумент в бою,это как патроны кончились,а драться надо.Какое же надо иметь мужество!Как в песне-"Безумству храбрых,поём мы песню!"
    1. Одесит
      0
      4 февраля 2012 10:54
      Ай правильно Уважаемый Евгений!
      С Большим Уважением к Вам!
      Вы очень правильно выразили мысль!
      Полностью с вами солидарен!
  10. Страбон
    0
    3 февраля 2012 18:58
    Для умника grizzlir - ты хоть литературу почитай про двойной выжим. Открою тебе страшную тайну. Основная трудность заключалась в управлении танком с помощью бортовых фрикционов. Механизм управления — бортовые фрикционы и тормоза — нуждаются в постоянной регулировке. Бортовые фрикционы оказались наиболее эффективными при движении по мягкому грунту и грязи, вследствие чего танк легко двигался по проселку. Так написано гос. комиссией в заключении при приемке танка. Двойной выжим здесь не причем дорогой. Это не машина а танк.
    1. grizzlir
      +1
      3 февраля 2012 20:00
      Цитата: Страбон
      Ведь вот, что интересно коробка передач на Т-34 была без синхронизаторов и для выравнивания окружных скоростей шестерен применялся способ переключения передач с двойным выключением главного фрикциона

      Для умника Страбон,разве это не вы писали?Я только привёл пример двойного выжима,хотя на самом деле проблема с переключением передачь Т-34 заключалась в другом,хоть сто раз фрикцион выключай,если он не до конца отключается передачу воткнуть сложно. Самой большой проблемой Т-34 долгое время оставалась коробка передач с так называемыми надвижными шестернями. Осуществить переключение передач в движении с ее помощью было нелегким делом. Мешала этому процессу и не слишком удачная конструкция главного фрикциона, который почти никогда не выключался полностью. При невыключенном же главном фрикционе «воткнуть» нужную передачу удавалось только очень опытным механикам-водителям. Учите мат часть.
  11. арк76
    0
    4 февраля 2012 18:39
    А зачем на Т34таранить тигр ,если на дистанции 500 метров его можно было уничтожить пушкой.Самое сложное как раз было бодобраться к тигру на такую дистанцию,немец бил т34 с 1500-2000 метров и их танковая тактика с появлением тигра как раз и была рассчитана на применение длинной руки.
  12. T1GER_1
    +1
    4 февраля 2012 22:34
    А зачем на Т34таранить тигр ,если на дистанции 500 метров его можно было уничтожить пушкой. Ага,а еще Маус можно было бы,но вот правда в бок,да?))) При столкновении вплотную и то не всегда,только если заехать в борт или корму.
    На тигре Михаэль Виттманн использовал эту тактику против союзников,когда остановил разведовательную бронеколонну,просто наехал на несколько танков,смял и обратил в бегство солдат и танкистов.Тяжелым танком таранить это шаг не отчаянный,а скорее дизмарализующий)))
    1. арк76
      0
      5 февраля 2012 00:07
      Витманн в этом бою сменил два тигра.
    2. арк76
      0
      5 февраля 2012 15:42
      Отто Кариус писал о результативных попаданиях с 600 метров в лоб.
    3. ДЫМитрий
      0
      6 февраля 2012 07:35
      С 500 метров тигр пробивался в любую проекцию в 5 случаях из 6, так что вопрос только в том как подобраться на эти 500 метров. К тому же, очень быстро после появления тигров, а во многом и в ответ им появились новые танки например КВ-1С и ИС-2 (пушка 122 мм) которые пробивали тигр с той же дистанции 1,5-2 км. Кстати тигр на этой дистанции пробивал вышеуказанные танки только в лоб или борт, за счет рациональных углов наклона брони. Насчет коробок союзников вообще без комментариев.
      1. арк76
        0
        7 февраля 2012 12:50
        Поединок тигра и ис2 рассматривает в своей книге Барятинский.На один выстрел ис2 тигр мог ответить тремя-подводило раздельное заряжание,прибавьте сюда неважное,посравнению с Цейс качество нашей оптики.
  13. Страбон
    0
    6 февраля 2012 11:10
    Некоторые умники вместо того чтобы обсуждать статю, а писать по ней видемо нечего. Пытаются комментировать других и тупо минусовать. Для
    grizzlir открою тайну - больше читайте.

    Некоторые умники вместо того чтобы обсуждать статю, а писать по ней видемо нечего. Пытаются комментировать других и тупо минусовать. Для
    grizzlir открою тайну - больше читайте.

    Некоторые умники вместо того чтобы обсуждать статю, а писать по ней им видемо нечего. Пытаются комментировать других и тупо минусовать. Для
    grizzlir открою тайну - больше читайте.

    Некоторые умники вместо того чтобы обсуждать статю, а писать по ней им видемо нечего. Пытаются комментировать других и тупо минусовать. Для
    grizzlir открою тайну - больше читайте.
  14. lds040580
    +1
    17 августа 2012 11:32
    Таран бронепоезда ------ ОХ....ТЬ !!!!!!! Вот это жесть !!!!! angry
  15. 0
    21 декабря 2012 09:34
    Помню, на вождении БТРД, под показательным управлением ком.взвода коробочка налетела на дерево на 1 или 2 передаче. Ощущения не для слабонервных. Потом долго доказывал замкомбату, что шишка на лбу не от неуставных взаимоотношений, а заработана, так сказать, на законных, максимально приближенных к боевым, основаниях. А тут сознательно разогнаться и со всего маха врезаться в бронированное чудовище, иногда по массе превышающее собственных танк, а тем более в бронепоезд. Железные люди были.
  16. 0
    15 октября 2016 10:48
    По поводу танковых таранов 5-й танковой дивизии, даже есть фотография.
    подпись к ней: Soviet tank BT-7 with a conical turret and tactical sign “White Cross” on the armor of 5 tank division 3 Mechanized Corps 11 Army rammed a German staff car. Staff car belongs to the third tank battalion communication of the 7th Panzer Division (7.Pz.Div.) Date: 22-23 June 1941 Location: Lithuania, Alytus district Перевод: Советский танк БТ-7 с конической башней и тактическим знаком “Белый крест” 5-й танковой дивизии 3-го мехкорпуса 11-й армии протаранил немецкий штабной автомобиль. Штабной автомобиль принадлежит 3-му танковому батальону связи 7-й танковой дивизии (7.ПЗ.Div.) Дата: 22-23 Июня 1941 г. Место: Литва, Алитусский район.