Что с "российским" космосом?..

1 декабря 2016 года в 17:52 о московскому времени с космодрома «Байконур» стартовала ракета-носитель «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс МС-04».

Планировалось, что 3 декабря грузовой корабль причалит к модулю «Звезда» Международной космической станции. Грузовик должен был доставить на орбиту более двух тонн груза, в том числе средства для обеспечения жизнедеятельности членов экипажа 50-й долговременной экспедиции МКС, оборудование для поддерживания станции в рабочем режиме.

Также в состав груза входил первый экземпляр скафандра нового поколения «Орлан-МКС» для российских космонавтов и теплица «Лада-2», предназначенная для экспериментов по выращиванию ряда зерновых и овощей в условиях невесомости.


Что с "российским" космосом?..

Скафандр "Орлан-МКС"


После 382-й секунды полёта приём телеметрической информации прекратился. Штатные средства контроля не зафиксировали функционирование корабля на расчётной орбите. Спустя 2 часа Роскосмос был вынужден признать потерю ракеты-носителя и грузового корабля.



Авария произошла над территорией Республики Тувы на высоте 190 километров. Большая часть корабля сгорела в атмосфере, а несколько обломков упало западнее города Кызыла.


Обломки, обнаруженные в Туве


Встал вопрос о том, на какую сумму были застрахованы космические аппараты? Покрывала ли сумма страховки ущерб от аварии? Как выяснилось, не покрывала изначально. Страховое покрытие неудачного запуска составляло 2,5 миллиарда рублей, а вот ущерб от потери грузового корабля явно превысит 4 миллиарда рублей. То есть минимум 1,5 бюджетных миллиарда псу под хвост. Не слишком ли большая расточительность на фоне экономических проблем? Это во-первых. И, во-вторых, не являются ли такие финты с не покрывающими убытки страховками сознательными, а не случайными?.. Если рассматривать предположение номер два, то и вовсе возникают сомнения относительно того, что с кораблём мог произойти именно "несчастный случай"... Нет ли у этого "несчастного случая" конкретного имени и фамилии?

В средствах массовой информации выдвигалось множество версий причин падения космического грузового корабля, но 11 января 2017 года корпорация Роскосмос выступила с официальным сообщением о причинах аварии ракеты-носителя «Союз-У» и космического грузовика «Прогресс МС-04». Члены аварийной комиссии считают, что причиной послужило вскрытие бака «О» третьей ступени ракеты-носителя в результате воздействия элементов, возникших при разрушении двигателя, который, вероятнее всего, разрушился из-за возгорания и дальнейшего разрушения насоса окислителя. Возгорание же насоса окислителя могло произойти при попадании посторонних частиц в полость насоса, либо имело место нарушение технологии сборки двигателя.
Двигатель РД-0110 разработан Воронежским конструкторским бюро «Химавтоматика» (КБХА), а собирается на Воронежском механическом заводе.

Генеральный директор ФГУП «Воронежский механический завод» Иван Коптев написал заявление по собственному желанию и ушёл в отставку 20 января 2017 года. В качестве причины увольнения называется «неудовлетворительная работа и качество выпускаемой продукции».

Чёрная полоса в истории воронежских двигателей началась 24 августа 2011 году со старта ракеты-носителя «Союз-У» с грузовым кораблём «Прогресс М-12М» на борту, у которого на 325-й секунде полёта в топливной системе третьей ступени возникли неполадки, что и привело к сбою в работе двигателя с последующим его полным отключением. Сразу же появилась информация, что причиной аварии могла стать некачественная сварка при производстве двигателя РД-0110 на КБХА, но затем аварию признали случайностью.

23 декабря 2011 года упала ракета-носитель «Союз-2.1б», которая должна была вывести на орбиту спутник «Меридиан» и тогда причиной падения стал отказ двигателя.

16 мая 2015 года ракета-носитель «Протон» не смогла вывести на орбиту мексиканский спутник «MexSat-1». В результате внештатной ситуации в плотных слоях атмосферы сгорели ракета и сам аппарат. Спустя месяц глава Роскосмоса Игорь Комаров заявил, что причиной случившегося стал конструктивный дефект двигателя.

После такого ряда неудач руководство Роскосмоса не стало продлевать контракт с Воронежским КБХА, а с поста генерального директора КБХА был уволен Владимир Рачук, который руководил предприятием с 1993 года.

Декабрьская авария поставила под удар не только репутацию воронежских конструкторов и производственников, но и сразу несколько проектов. Дело в том, что двигатель РД-0110 является штатным сразу для нескольких изделий семейства «Союз», а упомянутых конструкторов по пальцам пересчитать...
13 января 2017 года стало известно о замене воронежского двигателя в новой, собранной в Самаре ракете «Союз-У», которой и предстоит вывести на орбиту очередной «Прогресс» взамен потерянного.

Если говорить о статистике, то за период с 2006 по 2016 годы, в РФ каждый 17-й запуск российской ракеты с тем или иным космическим аппаратом на борту заканчивается аварией. Если искать плюсы, то Россия и пусков за последние годы осуществила больше. А вот минус в том, что процентное соотношение пусков и потерь не в нашу пользу – на фоне показателей всей так называемой «большой космической тройки». Казалось бы, если рассмотреть статистику последнего десятилетия космических программ СССР, то там можно будет увидеть куда более благостную картину. Однако «благости» немногим более – успешных стартов, по одним данным, лишь на 2, по другим, на 5 процентов выше. Это оценки, кстати, отечественных экспертов – так что никакой, что называется, конспирологии.

О причинах срывов и аварий в космической отрасли говорим часто и много. И, похоже, вырисовывается целый клубок причин, среди которых и коррупционная составляющая, и отсутствие должного числа квалифицированных кадров - профессионального (в том числе и рабочего) состава производственных предприятий, явные проблемы с наличием «молодой смены», что в свою очередь упирается в проблемы адекватности предоставляемых образовательных услуг реальным государственным интересам. В общем, клубок велик, плюс нити его изрядно спутаны. Разматывать или только рубить как тот Гордиев узел?..
Автор: Володин Алексей

Использованы фотографии: alafor.ru

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 43

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. 100502 26 января 2017 15:39
    Секрет прост падают пустышки
    1. ghby 27 января 2017 10:56
      Цитата: 100502
      Секрет прост падают пустышки

      Вы думаете, наши таким образом аккумулируют средства для своей какой то секретной космической базы?! Ну типа, что бы никто не заметил, нужно же как то ее снабжать. Или Глобальный заговор? Типа, получаем бабло, ничего не делаем в космос болванку которая падает, получаем страховку, все проект по отмыву бабла закрыт.
    2. maxim947 27 января 2017 15:12
      Ситуация в роскосмосе гораздо хуже, чем может показаться после прочтения данной статьи. И самое печальное, все те "попытки" и реформы только усугубляет ситуацию, это и огромное количество "пришлых" эффективных со стороны - автоваз и т.п. и сокращение персонала. Где решение социальных задач для работников отрасли, где общежития? где то жилье которое после работы определенного количества лет остается в собственности, об образовании даже говорить не хочется. У нас на предприятии абсолютно рядовые сотрудники (а это Специалисты за 60 лет) - выпускники МАИ, Бауманки. Сейчас со среднем образованием никто не идет. Был в городе единственный профильный техникум - в 2016 закрыли. Так, что можно целыми днями гавкать, проводить совещания, показывать бесконечное количество макетов и прожектов - ни чего не изменится, без системного подхода с прицелом на будущее.
  2. volodya 26 января 2017 15:54
    Если образование у нас останется на том же уровне, будет ещё хуже.
  3. Bastinda 26 января 2017 16:03
    Где наш батут? Самим пригодится.
  4. alexleony 26 января 2017 16:16
    Иосиф Виссарионович знал,что с этим делать.
  5. фа2998 26 января 2017 16:19
    А двигатели поставляемые в США наверно проверяют не формально,и не раз.В случае аварии будет международный скандал и по шапке дадут!В СССР была такая практика-за рубеж в "экспортном исполнении",а народу-и так пройдет.Уволился директор "по собственному желанию"-и концы в воду!А кто стране возвратит много миллиардные убытки?
    Там у Рогозина батут есть(хотел американцам отдать)-не надо- нам сгодится! negative angry hi
  6. valent45 26 января 2017 16:27
    А сколько квалифицированных кадров потеряли в 90-ые! И какое качество специалистов в современном
    производстве с нашим долбанным ЕГЭ?
  7. sds87 26 января 2017 17:27
    Космический бардак. Уничтожены кузницы кадров. Новых спецов нет. Не понятно, что осталось от инструментальной базы? Ракеты на коленке с помощью молотка и зубила что ли собирают? Откуда посторонние предметы внутри двигателя? Отвертку случайно уронили? Как та вообще контроль проводится? Визуально и тактильно? А со спутниками тоже вопрос (особенно с отечественными): а спутники вообще там были? А то уже начинает казаться, что ракеты падают, потому что в космос отправляют макеты, а не многомиллиардные спутники, которых, возможно, вообще в природе не было. Очень выгодно: своровать выделенные государством деньги под строительство нового спутника. И авария на запусках - прекрасная возможность скрыть воровство в особо крупных размерах. Надесь, что это не так, но зная безграничные аппетиты коррупционеров Роскосмоса, не удивлюсь и умышленным авариям.
    1. Cat Man Null 26 января 2017 17:38
      Цитата: sds87
      А со спутниками тоже вопрос (особенно с отечественными): а спутники вообще там были? А то уже начинает казаться, что ракеты падают, потому что в космос отправляют макеты, а не многомиллиардные спутники, которых, возможно, вообще в природе не было. Очень выгодно: своровать выделенные государством деньги под строительство нового спутника...

      - Вы в уме, вообще?
      - спутник делает, как правило, несколько предприятий
      - как минимум, на головном, а то и не только, есть отдел Военной приемки
      - не говоря уж о том, что спутник не неделю делается, и выполнение работ контролируется "сверху". Поэтапно yes
      - чтобы "купить" всю эту уйму народа (от директоров предприятий и до последней уборщицы в цехе), никаких "денег на спутник" не хватит...

      Цитата: sds87
      Откуда посторонние предметы внутри двигателя? Отвертку случайно уронили?

      Возгорание же насоса окислителя могло произойти при попадании посторонних частиц в полость насоса, либо имело место нарушение технологии сборки двигателя

      - ну естессно... "посторонние частицы" - это именно отвертка, и ничто иное fool

      Цитата: sds87
      ... но зная безграничные аппетиты коррупционеров Роскосмоса...

      - откуда, интересно? Кстати, ФСБ это тоже интересно...
      - поделитесь информацией? wink

      Трепло negative
      1. sds87 26 января 2017 18:26
        Спасибо за ответ. Потреплюсь еще чуток. wassat Только ради пиления бабла только какие аферы не проворачиваются. Я понимаю, что любой аппарат - это совместная работа множества предприятий, но глядя на последние скандалы в Роскосмосе (и неудачные полеты), мне уже трудно поверить, что на предприятиях космической отрасли соблюдается хоть какой-то порядок. Выделяются деньги, а в результате читаешь про очередной неудачный запуск. К серии неудач может приводить только бардак и коррупция. И да - отвертка в двигателе - это сарказм. Что там за предметы попадают - я не знаю. Я толь наблюдаю печальные последствия вместе со всем миром.
        1. Cat Man Null 26 января 2017 18:52
          Цитата: sds87
          И да - отвертка в двигателе - это сарказм

          - виноват, не понял. Мои извинения...

          Цитата: sds87
          Выделяются деньги, а в результате читаешь про очередной неудачный запуск...

          - вот картинка, ИМХО информативная:

          Процент потерь ("падений ракет"):
          Китай: 2.80%
          США: 3.30%
          СССР: 4.38%
          РФ: 5.36%

          То есть РФ, действительно, "впереди планеты всей", особенно китайцзев... но и запусков у китайцзев почти вдвое меньше, чем в РФ. Так что, ИМХО, у них еще все впереди wassat

          Про скандал в КБХМ:
          Цитата: алексей1213
          Произошла ошибка при получении припоя в кладовке. Припои обои серебряные но разное содержание поладия. Визуально их не отличишь. Поставили самый дорогой припой...

          - и вот мне почему-то в это верится
          - никакого "злого умыслу", просто бардак на складе
          - понятно, что журнализды щас "версий" понакрутят (типа, кар-рупция, вредддитттельство и прочая - за базар же им сейчас отвечать не обязательно, а кушать надо каждый день)
          - а то, что "поймали" движки до взлета и нашли, кто дефект внес, это хорошо. И движки поправят, и другим наука будет.

          А так - техника сложная, ошибки и аварии были всегда. В том числе и при Союзе. Главное, чтобы боролись с причинами, а не последствия разгребали. Сейчас конкретно - вроде все правильно сделали.

          ИМХО, естессно yes
          1. sds87 26 января 2017 21:56
            Cat Man Null, спасибо за проведенную статистику. К сожалению, бардак и воровство в космической отрасли эта статистика не отменяет. Космодром Восточный тому пример так же как и история со спутниками Глонасс. Экономия на работниках и комплектующих для космической области - смерти подобно. Кстати - а как сейчас с обеспечением безопасности на предприятиях, работающих в космической отрасли? Я как то совршенно исключил возможность диверсии. Тем же американцам было бы выгодно чередой диверсий подорвать доверие стран к Российским ракетам-носителям.
      2. Alexey RA 26 января 2017 18:32
        Цитата: Cat Man Null
        - Вы в уме, вообще?
        - спутник делает, как правило, несколько предприятий
        - как минимум, на головном, а то и не только, есть отдел Военной приемки
        - не говоря уж о том, что спутник не неделю делается, и выполнение работ контролируется "сверху". Поэтапно

        И всё это не помешало поставить на КА «Глонасс» № 24, 26, 27 и 28 дешёвые электронные компоненты категории Industry вместо дорогих Military или Space. sad
        2 КА отказали на орбите. Ещё 2 запустить не успели - и они были отправлены на доработку.
        1. Асадулла 28 января 2017 19:03
          электронные компоненты категории Industry вместо дорогих Military или Space


          Что же вы брешете так нагло? В жизни не использовались иностранные компоненты ни в космосе ни в обороне. Прежде чем брехать, по-интересуйтесь что такое приемка 5\9. Блин, мне катят предупреждения за правду, а самая голимая брехня идет как маслу, под аплодисменты....
          1. Юрий из Волгограда 29 января 2017 16:01
            Цитата: Асадулла
            электронные компоненты категории Industry вместо дорогих Military или Space


            Что же вы брешете так нагло? В жизни не использовались иностранные компоненты ни в космосе ни в обороне. Прежде чем брехать, по-интересуйтесь что такое приемка 5\9. Блин, мне катят предупреждения за правду, а самая голимая брехня идет как маслу, под аплодисменты....

            Экскьюзи муа мон сеньор, но я честно не понимаю ваш коммент.
            Вы толсто тролите или на самом деле уверены что в спутниках все на отечественной электронике?
            Если второе, то вы крупно польстили нашей стране. К сожалению.
            1. Асадулла 29 января 2017 16:26
              Вы толсто тролите или на самом деле уверены что в спутниках все на отечественной электронике?


              Не просто уверен. И не электронике, а микроэлектронике. Были закупки определенных микросхем, и даже несколько уголовных дел с этим связанных, но отнюдь не для установки на спутники, это был бы вообще нонсенс. Гражданские микросхемы вообще не имеют шансов попасть на военную технику, тем более в космическую. В коммерческих целях, пжл, покупайте, никто не запрещает, тем более что цена одной штуки может достигать и 150000 гринов. Но если, какой руководитель проекта, скажем "Вега" в Зеленограде, вдруг вздумает закупить что то в япах или США.......недолго музыка играла....есть категории, в которые могут попадать узлы, в которых использована импортная микроэлектроника, но только во вспомогательном оборудовании.

              Да, что касается гражданской продукции, то даже Малайзия опережает РФ не только в производстве, но и в разработках. Но дело в том, что уровень насыщенности рынка гражданскими компонентами таков, что туда бессмысленно проталкиваться, любая баржа-завод в Южно-Китайском море, завалит весь мир дешевыми кристалами за месяц, при надобности. Поэтому в Шеньжене, можете покупать как схемы так и дискретные элементы по цене за кг. Но это совершенно различная продукция, даже не черное и белое, а толстое и зеленое. Потому и говорю, что брешет аки пёс....
              1. Юрий из Волгограда 29 января 2017 21:04
                Вот что-то не верится.
                Помнится мне что была проблема закупок комплектующий космического класса, из за чего наши глонасы работают недолго.
                То, что мы без чужих микросхем летаем, сомневаюсь.
                1. Асадулла 29 января 2017 21:27
                  То, что мы без чужих микросхем летаем, сомневаюсь.


                  Основные процессоры, вот вам перечень МОП 44.001, можете взглянуть. Это официальное издание, но есть еще и грифованные. А кроме грифованных, есть еще изделия проектов, где даже названия проектов, - государственная тайна. Нет универсальных изделий типа, RAD750, ибо идет софт, а вернее задача, сценарий, под которую изготавливается соответствующее железо. Да, ради истины, купили лицензию Cortex-M3, да и кое что другое, так появились отечественные FPGA 5576ХС4Т и другие, качество которых невозможно спустить в унитаз, ибо только проверочные стенды, занимают гектары площадей. Могу много на эту тему написать, но лень, да и времени жалко. Возмущает безответственная ложь. Ладно там, заслуженно вылить черпак навоза на головы наших руководителей, из вечного русского низкопоклонства перед юродивым, но выдумать проблему, нарядить её в ложь и выставить как типа, с благородным гневом правды в глазах, я бы за это морду лица набок сворачивал.....
                  1. Юрий из Волгограда 30 января 2017 19:00
                    Да то не лож, а скорее общий стереотип или банально перепутали.
                    Я по себе скажу тоже не совсем корректно представлял как есть, поскольку проблем у нас в этой сфере хватает.
                    Спасибо за развернутый и понятный ответ.
      3. maxim947 27 января 2017 20:35
        откуда, интересно? Кстати, ФСБ это тоже интересно...
        - поделитесь информацией? wink

        Трепло negative
        [i][/i]
        Поддержую обоими руками, не надо искать какой то заговор. Все гораздо банальнее
  8. parafoiler 26 января 2017 17:28
    Рубить! И не только гордиев узел, но и головы! И гнать взашей всяких калиновских...
  9. Monster_Fat 26 января 2017 17:34
    Сегодня смотрел передачу об отзыве всех двигателей произведенных в Воронеже на предмет обследования на предмет украденного из них золота и замены остальных запчастей где есть драгоценные металлы на суррогатные... Банально, да..
    Вот ссылка http://www.vesti.ru/doc.html?id=2847318
    1. Alexey RA 26 января 2017 18:33
      Цитата: Monster_Fat
      замены остальных запчастей где есть драгоценные металлы на суррогатные...

      История со спутниками Глонасс повторяется, да...
  10. sa-ag 26 января 2017 17:49
    Космос это всего лишь часть "зеркала" отражающего реальность
    1. region58 26 января 2017 18:22
      Цитата: sa-ag
      Космос это всего лишь часть "зеркала" отражающего реальность

      Лучше, пожалуй, не скажешь... Печально...
    2. NordUral 26 января 2017 22:24
      Вот именно! Когда бабло правит бал, когда социальная справедливость на километр ниже плинтуса, какой космос у нас будет? Когда в Кремле награждают олигархов зато, что те чуток вернули стране из наворованного, кокое у такой страны будущее с уничтоженной инженерной и рабочей школой, раздолбанной наукой и дефективным егешным, злонамеренно уничтожающимся образованием.
  11. OlfRed 26 января 2017 18:19
    ну зато наши "эффективные" менеджеры стараются вовсю.
  12. Старый26 26 января 2017 18:37
    Статья рассчитанная на эмоции. Порой нагромождение глупостей и несуразностей и откровенного вранья
    1. bk316 26 января 2017 19:32
      А мне отзыв двигателей внушает оптимизм.
      Могли ведь попытаться замять (огневые ведь успешно прошли)
      Попытки скрыть дефекты сборки были при СССР и вера в авось и разгильдяйство и вражда генеральных - все было. У меня отец не последним человеком в ЦКБМ был.
      1. NordUral 26 января 2017 22:26
        Не обольщайтесь. Скорее всего, что дефектов было слишком много и поняли, что пахнет керосином. Страшно то, что воровство проникло и в такие отрасли.
        1. bk316 29 января 2017 20:33
          Скорее всего, что дефектов было слишком много

          Вы что-то про это знаете? На ВМЗ работете?
          Или хотя бы в отрасли?
          Или просто бла-бла #просралиполимеры ?
  13. EternalStranger 26 января 2017 20:20
    Ох зря Рогозин хотел батуты продавать.
  14. Толокняный лоб 26 января 2017 21:57
    Что случилось с космосом? - он падает. Макроэкономический кудринец, с переходом крутое пике имени Анатолия Борисовича. Как пела Пугачева " толи еще будет, толи еще будет, Толя ( чубайс) еще будет? Ой-Ой-Ой Спасайся кто может.
  15. Пиндермяк 26 января 2017 22:49
    Добавлю свои пять копеек. А кто даст гарантии что таким хитрым путем не вводят санкции против СГА?
  16. Тишка 27 января 2017 00:47
    Ничего удивительного, если так воровать, удивительно, что только каждая 17 ракета, не долетает до космоса, и директор завода, уходит по собственному желанию! а какой ущерб нанесен стране, а сколько миллиардов, пустили коту под хвост, конечно, дело сложное, сколько смежников, сколько узлов, но куда уплыли драг металлы? За это надо расстреливать, а не увольнять по собственному! Правда сейчас не 37, и даже не 79, тогда спутники и на Марс, и на Луну, и на Венеру летали, а сейчас, только обратно на землю падают! Никаких прорывов в космической отрасли не видно, создали "Ангару", деньги потратили, оказалась тупиком! И никого за это не посадили, плавучий космодром, и тот продали, и все крутимся вокруг Королевской семерки, конечно, он был гений, но пора и что-то новое создать! Но как всегда, руководителям этой отрасли, и так не плохо живется, набивают карманы, все, кому не лень, пристраивают детей, родню и иже с ними, потому и не движемся вперед, а топчемся на месте, докатились, что стали извозчиками, катаем туристов Американских астронавтов! О новых рубежах уже не мечтаем, как нибудь выжить, и то ладно, только одни обещания, вот в таком-то махровом году, полетим на Луну, или с Китайцами, или Американцами, если они денег дадут!
  17. Alex66 27 января 2017 08:08
    Кадры решают все. Грамотных, талантливых не допускают до работы ставят своих преданных, кто не выдаст.
  18. Pilat2009 28 января 2017 12:48
    Цитата: 100502
    Секрет прост падают пустышки

    Кстати про пустышки я слышал еще лет 5 назад
    Цитата: maxim947
    все те "попытки" и реформы только усугубляет ситуацию, это и огромное количество "пришлых" эффективных со стороны - автоваз и т.п. и сокращение персонала

    И это тоже.В самые застойные годы все летало и не падало.Как только придет новый директор-начинает менять персонал,проводить реорганизацию.Пыхтенья много а суть то не меняется,народ только нервничать начинает.Зато мы прошли обучение за границей....
  19. Pilat2009 28 января 2017 13:12
    Цитата: Тишка
    и директор завода, уходит по собственному желанию! а какой ущерб нанесен стране, а сколько миллиардов, пустили коту под хвост, конечно, дело сложное, сколько смежников, сколько узлов, но куда уплыли драг металлы?

    Много эмоций.Насчет воровства драгметаллов сомнительно.Насчет конструктивного дефекта тоже-двигатель и ракета используются уже давно.Скорее всего элементарное разгильдяйство исполнителя или недостаток квалификации.
    Цитата: sds87
    И да - отвертка в двигателе - это сарказм.

    Читал тут в нашей газете о Королеве.Работник нашего предприятия вспоминает как ездил на сборку обьекта и уронил молоток сверху.как раз рядом оказался Королев-последовала незамедлительная реакция "уволить этого разгильдяя"
    Кстати еще немного о некачественной сборке-Не секрет что во время войны были неудачные конструкции самолетов,так вот в книге М.Солонина "На мирно спящих аэродромах" есть интересные факты о конструкторах и культуре производства.Приведу некоторые-зять М.Кагановича не помню как там его окончил институт легкой промышленности и был назначен тестем гл конструктором в кб самолетостроения.Ему отдали на доводку один из прототипов Поликарпова.То есть осталось только винт спроектировать.Винт был спроектирован таким образом что цеплялся лопастями за землю.На испытаниях поступила команда прорыть по оси самолета канаву!!!!!Благо летчик-испытатель категорически отказался испытывать сее чудо инженерной мысли.
    Кстати в одном из самолетных двигателей действительно нашли гаечный ключ...
  20. Pilat2009 28 января 2017 13:15
    Цитата: Alexey RA
    вместо дорогих Military или Space

    А кто вам продаст такие?Эмбарго на поставку военных компонентов действует со времен холодной войны
  21. Клаус 28 января 2017 13:43
    Господа, думается мне, что проблема куда как глубже, чем может казаться.
    Дело в том, что, в отличии от других отраслей, космическая - у всех на виду. Иначе говоря, тот факт, что ракеты падают - невозможно скрыть, умолчать и заболтать, да и на происки госдепа не спишешь никак. Остается только догадываться, что остается за кадром в других сферах производства.
    Если взглянуть шире, то положение дел в стране и в отрасли в частности, вызывают как минимум удивление. Смотрите сами: мы живем в век огромных вычислительных мощностей, широко доступна связь и телекоммуникации, глобальный охват сети - уже свершившийся факт. Такие инструменты управления в том же СССР даже не снились! И тем не менее, мы видим чудовищную деградацию именно в области управления, на всех уровнях и в большинстве отраслей. Возникает когнитивный, этот, как его, диссонанс: почему с логарифмическими линейками на коленке была создана ядерная бомба и вся космонавтика, а с компьютерами, сетью и телекоммуникациями - прикручивают датчики вверх ногами?
    Для меня ответ на поверхности: проблема в "вертикали власти". Если образно, то это как в тракторе, стоит навигатор, но не работают стеклоочистители; есть бортовой компьютер, но единственная его функция - мп3 плеер с разухабистым шансоном; хромированный лейбл на радиаторе, но люфт рулевых тяг такой, что ехать возможно только по колее. Кто виноват, трактор или тракторист??? Риторический вопрос, однако...
    1. michajlo 28 января 2017 20:59
      Клаус Сегодня, 13:43 Новый
      ... Возникает когнитивный, этот, как его, диссонанс: почему с логарифмическими линейками на коленке была создана ядерная бомба и вся космонавтика, а с компьютерами, сетью и телекоммуникациями - прикручивают датчики вверх ногами? ...

      Полностью согласен с Вашим мнением уважаемый Клаус.
      А пример "о тракторе и трактористе" - весьма точно подмечен.
  22. Deck 28 января 2017 17:55
    Цитата: valent45
    А сколько квалифицированных кадров потеряли в 90-ые! И какое качество специалистов в современном
    производстве с нашим долбанным ЕГЭ?


    Что вы все на 90 е списываете. У нас нынешний президент у власти 16 лет. За это время наши предки после страшной войны человека в космос отправили!
Картина дня