Разоруженная Луна

30
Чтобы понять, какие причины побудили две основные космические державы – СССР и США и примкнувшую к ним Великобританию сесть за стол переговоров и подписать документ, который для краткости именуют Договором о космосе, посмотрим, как развивались внеземные военные программы. Их, кстати говоря, тогда не ограничивали никакие законы.

Политики времен холодной войны представляли околоземное пространство еще одним театром военных действий. Проиграв старт в освоении космоса, американцы стремились любыми путями вырваться вперед. Проектом, успех которого затмил бы первый полет человека в космос, мыслилась колонизация Луны и создание на ней американской военной базы. B 1959 году Пентагон получил от Вернера фон Брауна, возглавлявшего Агентство баллистических ракет армии США (ABMA), доклад с подробно разработанной семилетней программой. Обосновывая строительство на Луне постоянно действующей базы, авторы документа указывали, что она необходима для военного и иного преимущества над другими нациями. Руководить программой фон Браун назначил Хайнца Келле.



Столь сжатые сроки, а лунная база должны была встать на боевое дежурство в 1966-м, обозначились потому, что из ЦРУ сообщали: советские космонавты получат реальную техническую возможность высадиться на спутник Земли уже в 1968 году.

Проект оценивался в фантастические шесть миллиардов долларов (в нынешних ценах – более 50 миллиардов) и почти полностью основывался на экспериментальных разработках. По замыслу создателей на первом этапе предстояло доставить на Луну более 200, затем – еще 120 тонн полезного груза. Для надежной работы базы перевозки должны были стать регулярными. Так что ведомство фон Брауна надолго обеспечивалось работой.

Предлагались два варианта решения этой задачи: доставка космонавтов и грузов на Луну напрямую или с предварительной заброской на промежуточные орбитальные станции. Первый мог быть реализован с помощью только разрабатываемых сверхтяжелых пятиступенчатых ракет-носителей «Сатурн». Для второго варианта годились легкие ракеты этой серии первой модификации, которые намечалось построить к концу 1963 года.

Разоруженная ЛунаБазу предполагали разместить в квадрате ~20° с. ш., ~20° з. д. до ~20° ю. ш., ~20° в. д. Выбрали три места: в северной части Залива Зноя близ кратера Эратосфера, около Центрального Залива и на юго-западном берегу Моря Дождей. Предусматривалось, что лунные кратеры послужат основой для ракетных шахт, на базе стратегического назначения будут нести службу двенадцать военнослужащих, энергоснабжение должны обеспечивать два атомных реактора.

Американцы готовились к ядерной войне и в случае, если СССР нанесет массированный удар первым, рассчитывали ответить с лунной ракетной базы.

По программе «Горизонт» намечалось провести на Луне испытания ядерного оружия. Об этом в свое время сенсационно заявил физик Леонард Райфел – он участвовал в разработке проекта взрыва атомной бомбы в космосе. Так что американцы были вполне готовы ради устрашения СССР и Луну взорвать. Готовились к этому: 27 августа 1958-го США впервые в истории инициировали срабатывание ядерного заряда (мощностью 1,7 килотонны) на высоте 161 километр. Он был доставлен в космос ракетой Х-17А, запущенной с борта военного корабля. СССР не захотел отставать. В 1961 году с полигона Капустин Яр были запущены две баллистические ракеты Р-12 с зарядами мощностью 1,2 килотонны, которые взорвались над полигоном Сары-Шаган в 150 и 300 километрах над поверхностью Земли. Американцы ответили: 9 июля 1962-го подорвали термоядерную боеголовку ракеты «Тор» мощностью 1,4 мегатонны на высоте около 400 километров. Это был самый мощный взрыв в космосе.

В 1963 году в США задумались о реализации идеи космических станций военного назначения. Пилотируемая орбитальная лаборатория (Manned Orbiting Laboratory – MOL) массой 14 тонн должна была находиться на орбите до 40 суток с экипажем из двух человек, задачи которых ограничивались фоторазведкой. После завершения миссии экипаж занимал места в модифицированном корабле «Джемини», который запускался вместе со станцией, и возвращался на Землю. Однако дальше единственного полета в беспилотном варианте дело не пошло. Хотя американцы испытали новый теплозащитный щит «Джемини» и некое оборудование, о котором ничего доподлинно неизвестно до сих пор.

Сворачивание проекта объясняется просто – в том же году СССР вывел на орбиту первый маневрирующий космический аппарат и первый многоместный корабль. А через четыре года успешно испытал спутник «Космос-139», способный поражать цели на орбите.

Рано или поздно США или СССР смогли бы вывести ядерное оружие в космос, и у победителя появлялась реальная возможность завершить гонку мощным ударом с орбиты. Стало ясно: без правового урегулирования ОМП появится там в близкой перспективе. Чтобы в принципе исключить это, три страны – СССР, США и Великобритания подписали Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, который запретил размещение ядерного оружия за пределами Земли. Прочие планеты объявлялись полностью демилитаризованными. Их разрешалось использовать только в мирных целях.

Важно и то, что документ провозгласил космическое пространство и небесные тела общим наследием. Их исследование и использование осуществляются в интересах всего человечества.

Договор запрещает вывод на орбиту вокруг Земли любых объектов с ЯО или ОМП. Но не так строг к суборбитальным, то есть не делающим полного витка полетам с таким оружием. Не объявлены вне закона и обычные средства поражения, выведенные в космос.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    28 января 2017 07:06
    Не удивлюсь, что в ближайшую четверть века США и просвященная Европа выйдут из договора в одностороннем порядке. Уж очень хорошие плюшки можно заработать на милитаризации космоса!
    1. +7
      28 января 2017 09:58
      Европа - маловероятно, США -вполне. Ближайшие четверть века грядут глобальные бодания за самый ценный и трудновосполнимый ресурс на планете - чистую пресную воду. Американцы уже начали разрабатывать это направление, уничтожив Ливийскую Джамахирию, а вместе с ней инфраструктуру рационального водоснабжения Северной Африки. Теперь вода из гигантской линзы под Сахарой просто уходит в песок. Таким образом достигнуты сразу две цели: 1. уничтожен развивающийся центр силы, 2. созданы дополнительные проблемы Европе. Ослабление или уничтожение игроков ведет к росту вероятности срыва банка. И не стоит обольщатся на счет душки Трампа, главой США впервые за 25 лет стал реальный волчара, умеющий держать удар, и побеждать.
      1. +5
        28 января 2017 14:00
        Вы об опреснениии морской воды разве не слышали? Израиль уже перешел больше чем на 50% процентов на опресненную морскую воду. Она дороже, но ее навалом.
        1. +1
          28 января 2017 15:14
          Цитата: voyaka uh
          Вы об опреснениии морской воды разве не слышали? Израиль уже перешел больше чем на 50% процентов на опресненную морскую воду. Она дороже, но ее навалом.

          Опреснять морскую воду очень сложно энергетически, поэтому очень дорого. Ладно ещё с питьевой водой, на каждый литр пресной питьевой воды приходится 20 литров пресной воды, которая идёт на хознужды. Это не выход.
          1. +2
            28 января 2017 15:40
            http://aqua-just.com/stati/sebestoimost-opresnenn
            oy-vodi.html
            0.4-0.6 доллара за кубометр, т.е 1000 литров, или 3 Российских копейки за литр(При 0.5 доллара за куб)
          2. +1
            28 января 2017 19:10
            А про город Шевченко не слышали?
        2. +2
          28 января 2017 15:21
          Да, конечно, слышал, читал, смотрел... Но Израиль - обладает высоким научно-техническим и финансовым потенциалом и входит в "золотой миллиард". Опять же, Израиль опреснительными технологиями занялся не от хорошей жизни, а от катастрофического падения уровня воды в Иордане
        3. +2
          28 января 2017 17:21
          Цитата: voyaka uh
          Вы об опреснениии морской воды разве не слышали? Израиль уже перешел больше чем на 50% процентов на опресненную морскую воду. Она дороже, но ее навалом.


          1. Опреснённая вода хуже по качеству и по хим. составу. Изменение молекулярного и прочего состава в последствии может сильно сказаться на здоровье, это как ГМО.
          2.Израиль может себе позволить строить опреснительные установки, а как бедные страны , смогут ли они себе это позволить.
    2. +1
      28 января 2017 11:18
      Цитата: Котище
      Не удивлюсь, что в ближайшую четверть века США и просвященная Европа выйдут из договора в одностороннем порядке. Уж очень хорошие плюшки можно заработать на милитаризации космоса!

      И на чём же они в это самый космос летать будут? laughing
      1. 0
        28 января 2017 11:26
        Вы верите в то, что наши олигархи обидятся и оказутся от пирога, тобишь продажи наших двигателей! Я вас умоляю!
        1. +1
          28 января 2017 11:44
          Цитата: Котище
          Вы верите в то, что наши олигархи обидятся и оказутся от пирога, тобишь продажи наших двигателей! Я вас умоляю!

          Пятая колонна может многое, но не всё.
          Если космос начнёт милитаризоваться - там одними нами и США не обойдётся. И нам и США не выгодно, что бы там оказались скажем Китайские ядерные боеголовки над Вашингтоном или Москвой. Кстати и Китаю то-же не выгодно, что бы над Пекином висели боеголовки США или России.
          1. +1
            28 января 2017 13:35
            "Длинносым варварам", то есть, нам европеоидам, сложно судить о том, что выгодно и невыгодно Поднебесной, умишком не доросли до понимания национальной идеи, выношенной тысячелетиями: "Есть Поднебесная, есть страны- саттелиты Поднебесной, и есть остальные страны, которые будут саттелитами, но они об этом еще не знают". В одном я уверен - первый стационар на Луне будет китайским. Они слишком замотивированы для этого, очень нахраписто лезут в космос и обладают огромным потенциалом научным, финансовым и технологическим.
    3. +3
      29 января 2017 02:12
      Цитата: Котище
      в ближайшую четверть века США и просвященная Европа выйдут из договора в одностороннем порядке


      Возможно причина будет в другом. Вероятно многие читали - просто напомню

      Дешевая нефть кончается - например Россия начала осваивать восточную сибирь - где нефть дороже. все осваивают уже шельф - дороже - арктическая нефть будет еще дороже - а вообще по разным оценкам и дорогая нефть тоже кончится - времени от 30 до 70 лет 9есть варианты - но не суть - все равно кончится пусть через 100)

      Нефтяная экономика кормит более 6 млрд людей (вы же понимаете что мы "едим нефть" по сути - "зеленая революция" посевная дизтопливо удобрения трактора и т п и т д) Как пишут многие аналитики угольная сможет кормить не более 1 млрд. т е к концу века 5 чел из 6 должны умереть - они лишние

      альтернативы видят в изотопе гелия - который легче всего добыть из лунной породы. Почему то на Луне его больше. Если начнут делить Луну и гелии - то уверен что там будет и ядерное оружие и ядерное противостояние держав.
  2. всякие договороры и минские бумажки это только для нашей терпильной власти...а они клали на это с тройным прворотом
  3. +4
    28 января 2017 07:43
    Договор запрещает вывод на орбиту вокруг Земли любых объектов с ЯО или ОМП. Но не так строг к суборбитальным, то есть не делающим полного витка полетам с таким оружием. Не объявлены вне закона и обычные средства поражения, выведенные в космос.
    ..Вот этими моментами воспользовался Рейган, когда провозгласил программу "Звездных войн"..Если у одного не вышло,что выйдет у других президентов США..
    1. 0
      28 января 2017 13:18
      Программа СОИ - один из крупнейших успешных проектов западных спецслужб, направленный на дезинформацию СССР. Ни грамма "в металле" - сплошная "инфа"! К тому же, не потянули бы США подобную программу ни финансово, ни научно, ни технологически; ни тогда ни теперь; да и никто бы не потянул... А Рейган еще раз доказал свой актерский талант, хотя, Рогозин и Кириенко и без способностей "пургу" несут.
      1. +1
        28 января 2017 17:33
        Вы ошибаетесь, некоторые элементы СОИ испытывались - например, мощный лазер, установленный на Боинг-747 в 80-х годах. Однако лишь убедились в огромной массе возникших проблем.
        1. 0
          29 января 2017 00:58
          Согласен, несомненно создавали и испытывали, но, вероятно, не в рамках СОИ. У любого мощного ВПК существует масса параллельных программ и наработки в одной области используются в другой. В данном случае нужна была только информационная привязка. Что же относительно проблем, думаю не ошибусь, назвав хотя бы две: 1. рассеивание луча в атмосфере и, как следствие; 2. огромное энергопотребление сколько-нибудь мощного боевого лазера. Да, кстати, американцы ни на йоту не отошли от буквы "договора о мирном космосе", ведь СОИ -это боевые лазеры на орбите, а какие из них ЯО и ОМП.
          1. +1
            29 января 2017 09:17
            Были варианты с земным расположением лазеров и орбитальным расположением зеркал для наведения его луча на объект, а также рассматривался проект рентгеновского лазера на орбите, для его накачки был необходим ядерный взрыв малой мощности (явное противоречие "мирному космосу"), однако трудности реализации сделали своё дело. А наличие земной атмосферы ограничивает область применения лазерного оружия исключительно космосом.
            1. 0
              29 января 2017 13:48
              Кое, что из СОИ довели до серии, например кинетический перехват, и многое программы СОИ существуют и сейчас, например Рельсотрон
              1. +2
                29 января 2017 14:58
                Рельсотрон известен и испытан уже лет 50 назад. Лично имел с ним дело в филиале ИФВТАНа лет 10 назад, игрушка интересная, скорость поликарбонатных образцов можно получить до 5 км/с (в вакуумной ёмкости), но изделие одноразовое, на один выстрел. Кинетический перехват был сделан впервые в СССР на Сары-Шагане ракетой КБ Лавочкина В-1000 в 1961 году, кажется.
  4. +1
    28 января 2017 09:03
    Так что американцы были вполне готовы ради устрашения СССР и Луну взорвать. Готовились к этому: 27 августа 1958-го США впервые в истории инициировали срабатывание ядерного заряда (мощностью 1,7 килотонны) на высоте 161 километр.


    Сегодня ситуация похожая но немного иная.Сейчас ради сохранения доминирования в мире(гегемонии доллара ),готовы будут развязать войну всех,против всех.
  5. +4
    28 января 2017 09:08
    Жили по сталинскому заделу и незавершенку по спец. проектам чемоданами в Корею и Японию не возили, поэтому и шли когда и с гандикапом, а когда и "ноздря в ноздрю" с "прогрессивным" Западом. Да, были времена...
  6. +1
    28 января 2017 13:40
    Статье - плюс, интересно, информативно, но... как-то урезанно, можно подумать, что с подписанием договора противостояние в космосе закончилось.
  7. 0
    28 января 2017 21:49
    Цитата: 3x3zsave
    Программа СОИ - один из крупнейших успешных проектов западных спецслужб, направленный на дезинформацию СССР. Ни грамма "в металле" - сплошная "инфа"! К тому же, не потянули бы США подобную программу ни финансово, ни научно, ни технологически; ни тогда ни теперь; да и никто бы не потянул... А Рейган еще раз доказал свой актерский талант, хотя, Рогозин и Кириенко и без способностей "пургу" несут.

    Кое что испытывали. По крайней мере в штольне испытывали "Эскалибур", да и газовый лазер ЕМНИП тоже
  8. +1
    28 января 2017 22:25
    Все эти договора не стоят и бумаги, на которой они распечатаны. Вспомните Первую Мировую, Вторую Мировую, Вьетнам, Ирак, Ливию.
  9. 0
    29 января 2017 13:12
    Цитата: Шульц
    шли когда и с гандикапом, а когда и "ноздря в ноздрю" с "прогрессивным" Западом.

    Всё изменилось, к сожалению, под руководством "эффективных". Как сказал один из участников управления полётом "Бурана": Россия была великой космической державой, Россия не есть великая космическая держава и в ближайшие десятилетия Россия не будет великой космической державой, а может и никогда.
  10. 0
    31 марта 2017 18:24
    Цитата: 3x3zsave
    "Длинносым варварам", то есть, нам европеоидам, сложно судить о том, что выгодно и невыгодно Поднебесной, умишком не доросли до понимания национальной идеи, выношенной тысячелетиями: "Есть Поднебесная, есть страны- саттелиты Поднебесной, и есть остальные страны, которые будут саттелитами, но они об этом еще не знают". В одном я уверен - первый стационар на Луне будет китайским. Они слишком замотивированы для этого, очень нахраписто лезут в космос и обладают огромным потенциалом научным, финансовым и технологическим.

    И в какой такой сфере деятельности и когда в истории китайцы были первыми не количественно, а просто первыми?
    Копировать и тиражировать - не принципиально новое открывать!...
  11. 0
    31 марта 2017 18:37
    Цитата: Талгат
    Цитата: Котище
    в ближайшую четверть века США и просвященная Европа выйдут из договора в одностороннем порядке

    ...альтернативы видят в изотопе гелия - который легче всего добыть из лунной породы. Почему то на Луне его больше. Если начнут делить Луну и гелии - то уверен что там будет и ядерное оружие и ядерное противостояние держав.

    Вы сначала создайте промышленную технологию его использования! А пока-что, даже самая лёгкая в реализации дейтерий-тритиевая технология термояда дальше лабораторно-опытной стадии ни как продвинуться не может. К тому же, есть в разы, если не на порядок более дешёвые и лёгкие в использовании ядерные технологии, к тому же освоенные Роскосмосом - реакторы на быстрых нейтронах, кстати, и топлива на Земле для них на порядки больше, чем для традиционных реакторов (на "тепловых" нейтронах), а есть ещё и не урановые ядерные циклы. Так что, разговоры про Гелий-3 пока-что - пустой трёп для безграмотных обывателей...
  12. +1
    31 марта 2017 19:08
    Цитата: 16112014nk
    Цитата: Шульц
    шли когда и с гандикапом, а когда и "ноздря в ноздрю" с "прогрессивным" Западом.

    Всё изменилось, к сожалению, под руководством "эффективных". Как сказал один из участников управления полётом "Бурана": Россия была великой космической державой, Россия не есть великая космическая держава и в ближайшие десятилетия Россия не будет великой космической державой, а может и никогда.

    А какая тогда, по-вашему, страна - великая космическая: США без современных двигателей для носителей и летающих надёжных серийных пилотируемых космических кораблей, Китай с по-возможности осовремененными копиями наших старых космических технологий или может быть страны "старой" Европы и Япония вообще никогда самостоятельно ни кого в космос не запускавшие?...
    Голливуда насмотрелись?... И не читайте украинских (а также "демократических") газет!...