Military Review

Unknown documents of the Nuremberg Tribunal. Part of 4. Misconception or falsification?

17
Unknown documents of the Nuremberg Tribunal. Part of 4. Misconception or falsification?

F.Gaus (left) when signing the treaty on friendship and borders between the USSR and Germany 28.09.1939.


In a previous publication, Gaus's Third Affidavit? considered a unique document from the State Archives of the Russian Federation, emphasizing the difficult conditions of the course of the Nuremberg Tribunal and the work of the Soviet delegation. Published a document in the collection "The USSR and the Nuremberg Process. Unknown and Little-Known Pages stories". Published documents shed light on many previously unknown to ordinary readers side of the Nuremberg process. However, the scientific editor and the compiler of the collection have a number of questions. Or rather, the author’s separate comments on archival documents are not entirely clear. The author has a lot to say on the Internet:" Natalia Sergeevna Lebedeva (1939). She graduated with honors from the Moscow State Institute of History and Archives (1962). She worked at the Institute of History of the USSR Academy of Sciences. From 1967, at the Institute of General History of the Academy of Sciences of the USSR (RAS). Currently, he is a leading researcher at the Institute of General History of the Russian Academy of Sciences, a member of the Russian-Polish Group on Difficult Issues of Russian-Polish Relations in the History of the Twentieth Century. In 1970, she defended her thesis on "The Prehistory of the Nuremberg Process". In 1996, the University of Lodz (Poland) awarded her a doctorate degree, habilitated in the field of general history. N. S. Lebedeva is a prominent expert in the history of modern international relations and the history of World War II, who made a major contribution to the study of the Katyn crime of the Stalinist regime. She is the author of the monographs “Preparing the Nuremberg Trials,” “Unconditional Surrender to the Aggressors,” “Katyn: a Crime against Humanity,” and others.

The book, edited by such a specialist of the highest class, should all be perceived as the ultimate truth. But this is not the case. Immediately after the text of the "third" affidavit of Gaus in the collection of documents on p. 455 are the comments of the author. We read: "In the testimony on oath of 15 in May, F. Gause spoke in detail about his trip to Moscow with I. Ribbentrop in August and September of 1939." What evidence is Gaus talking about? We know the three dates of affidavits: 15 March, 11 April and "fake affidavit" from May 17. But 15 May Gaus did not give evidence. Probably the author was mistaken and, judging by the retelling of these testimonies given on his own, this is an affidavit of March 15. When a schoolboy makes a mistake in a history lesson in a date, he gets a deuce. And the doctor? Or is the task specifically to confuse readers? Because at the very end of the author's retelling of this “Gaus’s affidavit of 15 May”, we suddenly read (p. 455): “And Gaus’s affidavit also describes the preparation, and especially the content of not only the Soviet-German friendship and border treaty, but also the text of all three secret protocols to it. " This phrase is probably already quoted by young historians in his dissertations; it sounds in schools in history lessons. The full text of the first Gaus affidavit has already been cited earlier. Anyone who reads knows that it is mainly about the "Non-Aggression Treaty of 23.08.1939" and the secret protocol, and not about the "Treaty of Friendship and Borders of 28.09.1939". And even more so Gause nowhere leads the texts of all three secret protocols to the treaty of friendship and borders. All this is a misunderstanding or deliberate falsification? Maybe this is the fictitious date of the alleged testimony of Gaus - 15 May?

But the most interesting is in the section "Introduction", prepared directly by the compiler of the collection. There the author describes the preparation of the Nuremberg process and its course. On page 53 we read:
"On May 17, Hess's defense attorney Alfred Seidl received an affidavit (ie, a certified affidavit) of Friedrich Gaus, the former head of the legal department of the German Foreign Ministry. He accompanied I. Ribbentrop on his trips to Moscow in August and September 1939. Gaus in detail described the course of negotiations and the content of secret protocols to the Soviet-German non-aggression pact of 23 August and the treaty of friendship and the border of 28 September 1939 (see doc. No. 238) Rudenko, not having a translation of this document and, apparently, did not knowing who Gaus was, did not prevent his affidavit from being brought before the Tribunal. "

There are many questions at once. Why is the context of the author's explanations made as if it is a question of Gaus’s first and only affidavit at the Nuremberg process? Why not even mention the existence of the first two affidavits? How could Rudenko not know who Gaus was by 17 in May, when his affidavit from 15 March has been regularly appearing at the Tribunal’s meetings for two months and was attached to court documents? How could Rudenko prevent the presentation of the “third” affidavit from 17 to the Tribunal in May if defender Seidl did not even mention him during the process? And why did the compiler of the collection decide to publish only the third, not even translated affidavit, but, at least, not the second, already available in the documents of the Tribunal with the translation? It creates a clear impression that readers are trying to mislead the events that took place in 1946.

If a young scientist is mistaken in his reasoning, then this can be understood. But if a venerable specialist is misleading the general public, knowing full well how things were in fact, how many affidavits were there and what was written in them, then this can only be called falsification and distortion of facts. But why? The author of the collection is considered one of Russia's leading experts on the Nuremberg process and the Katyn case. In particular, the statements of the Russian leadership about the full recognition of the Katyn massacre went with its submission to the “dashing” years. And if research on this issue, Mrs. doctor conducted in the same way?

I am not a historian, my field of activity is economics. But I want to appeal to all military historians: maybe it’s time to take the description of military history in your own hands? Maybe it's time to submit to the general public the real historical documents that determined the course of development of the country? Otherwise, speculation and falsification in the history of our country will remain for a long time.


F.Gaus in 1947 in the course of the military tribunal №4 - Wilhelmstrasse Process.

References:
1. USSR and the Nuremberg process. Unknown and little-known pages of history: Sat. documents / Scientific. editor and compiler N.S. Lebedeva. M .: MFD, 2012. - 624 with. - (Russia. XX century. Documents).
Author:
Originator:
http://spandau-prison.com/neizvestnye-dokumenty-njurnbergskogo-tribunala-chast-4/
17 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. populist
    populist 29 January 2017 15: 25
    +8
    I am not a historian, my area of ​​activity is economics. But I want to appeal to all military historians: maybe it's time to take the description of military history into our own hands?

    It seems that the author has never served in the army. No.
    I read in the 90s Rezun: here the stupidity is written, there is nonsense ... And there is plenty of it all. I understand, but historians are silent? Is it strange? Then he read somewhere that historians were forbidden to speak on Rezun’s themes.
    And the article is correct. Madame is engaged in falsification.
    1. antivirus
      antivirus 29 January 2017 20: 47
      +1
      And the article is correct. Madame is engaged in falsification.
      You are not in that dark forest looking for a black cat. Cats are pets. and do not live in the forest
      Around 2012, they celebrated 25 years of pop music “Tender May”. Alexei Mitrofanov (a former deputy and associate of Zhirinovsky and transferred to Just Russia) spoke briefly.

      According to him, he was still a young worker who went with Lask May and drove to the stadiums, with the help of the police authorities and the admin resource of people, for the masses
      sent to the stadium). The money from the performance of “LM” went to the NNN fund (did not remember), which was headed by A. Yakovlev. Companion MS Gorbachev.
      It became clear that there were 12 “LM” squads, no one could squeeze them, and the purchase by “LM” producer A Razin of MSGorbachev’s home (after the death of MSGor-a’s mother), and the wide road to the TV center.
      1. populist
        populist 29 January 2017 23: 24
        0
        antivirus
        You are not in that dark forest looking for a black cat. Cats are pets. and do not live in the forest

        Some black cats were waiting hi And others clung to the dark forest sad What can you do; human factor. bully
        1. Mordvin 3
          Mordvin 3 29 January 2017 23: 38
          +3
          Quote: populist
          Some black cats were waiting, while others clung to a dark forest.

          Well, it means that it was not for nothing that the Vatican accused cats of witchcraft. repeat belay
          1. Cat
            Cat 30 January 2017 05: 36
            +2
            Well, well, be careful with this! I’ll find your slipper, it’s not enough!
            1. antivirus
              antivirus 30 January 2017 09: 38
              +2
              all this is a joke, and A Mitrofanov is the son of the deputy Foreign Ministry of the USSR. This is where the children were sent to build a career.
              And you're talking about some kind of Katyn. Yakovlev did not eat bread in vain.
  2. parusnik
    parusnik 29 January 2017 15: 35
    +12
    In 1996, the University of Lodz (Poland) awarded her a doctorate in general history. N. S. Lebedeva
    ... Well, if the Poles assigned her a doctor ... apparently not in vain, apparently tried .. wink
    1. ruskih
      ruskih 29 January 2017 15: 48
      +10
      Well, if the book "Katyn: ....." was published in 1994, it is logical that in 1996 "the Poles assigned a doctor to her ..." fellow
  3. BLOND
    BLOND 29 January 2017 16: 15
    +10
    Unknown documents of the Nuremberg Tribunal. Part 4

    Huh ... (exhaled)
    I read all 4 parts with bated breath and after three was silent ...
    Let the author Andrei Plotnikov forgive me, but as an optimist I was afraid of the worst - we thought again we attacked Europe in 1941 (you know how modern historians have it: everything is beautiful, and then upside down)
    Thank you for the article!
  4. Niccola Mack
    Niccola Mack 29 January 2017 18: 07
    +4
    The topic of secret protocols is interesting - fakes or not, but let's ask a key question all the same!
    On the basis of what did Guderian and Krivoshein decide that Brest is Soviet and the borders will pass just like that?
    Oral accords of Stalin and Ribbentrop in negotiations?
    In my opinion this is unrealistic.
    Stalin and Molotov, like Hitler and Ribbentrop, are not suckers like Gorbachev, whom Reagan promised that NATO would not expand east, and then everyone in the West “forgot” the promise. You can’t come up with promises.
    Given the degree of trust in each other, both parties would probably require appropriate writing. Without discrepancies.
    So it seems to me that Guderian and Krivoshein had unambiguous and clear instructions based on real documents.
    But whether the originals of the documents on von Lesch’s film and our “originals”, or fake is a big question !!!
    1. ruskih
      ruskih 29 January 2017 18: 15
      +1
      I will correct you a little:in CM.
      1. Niccola Mack
        Niccola Mack 29 January 2017 18: 19
        +1
        Thanks, I already saw it myself - but essentially?
        1. ruskih
          ruskih 29 January 2017 19: 04
          +1
          And "essentially" there is no time and mood hi
    2. voyaka uh
      voyaka uh 31 January 2017 17: 47
      +1
      Yes, what there ... everything has been published long ago. No riddles.

      http://www.runivers.ru/doc/d2.php?SECTION_ID=6379
      & CENTER_ELEMENT_ID = 147680 & PORTAL_ID = 6379

      "SECRET ADDITIONAL PROTOCOL
      TO AGREEMENT BETWEEN GERMANY AND THE SOVIET UNION
      When signing the non-aggression treaty between Germany and the Union of Soviet Socialist Republics, the undersigned ombudsmen of both sides discussed in a strictly confidential manner the question of delimiting areas of mutual interests in Eastern Europe. This discussion led to the following result:
      1. In the event of a territorial-political reorganization of the regions belonging to the Baltic states (Finland, Estonia, Latvia, Lithuania), the northern border of Lithuania is at the same time the border of the spheres of interests of Germany and the USSR. At the same time, the interests of Lithuania in relation to the Vilnius region are recognized by both parties.
      2. In the event of a territorial-political reorganization of the regions belonging to the Polish State, the border of the spheres of interest of Germany and the USSR will be approximately along the line of the rivers Narew, Vistula and Sana. The question of whether it is desirable in the mutual interests to preserve the independent Polish State and what the borders of this state will be can only be finally clarified in the course of further political development. In any case, both Governments will resolve this issue by way of friendly mutual agreement.
      3. Concerning the southeast of Europe from the Soviet side, the USSR’s interest in Bessarabia is underlined. On the German side, it declares its complete political disinterest in these areas.
      4. This protocol will be kept strictly secret by both parties.
      Moscow, 23 August 1939 of the year

      By authority of the USSR Government V. Molotov
      For the Government of Germany I. Ribbentrop

      EXPLANATION TO THE SECRET ADDITIONAL PROTOCOL OF AUGUST 23, 1939
      In order to clarify the first paragraph of clause 2 of the Second Secret Additional Protocol of August 23, 1939, it is hereby clarified that this paragraph should be read in the next final version, namely:
      2, In the case of the territorial and political reorganization of the areas that make up the Polish State, the border of the spheres of interest of Germany and the USSR will approximately pass along the rivers Pissa, Narew, Vistula and San.
      Moscow, August 28, 1939.

      By authority of the USSR Government V. Molotov
      For the Government of Germany F. von Schulenburg

      Quoted from: Foreign Policy Documents, 1939, vol. 22, Book 1 - M .: International Relations, 1992, pp. 630-632, 670
      1. Niccola Mack
        Niccola Mack 31 January 2017 18: 22
        +2
        Yes, what there ... everything has been published long ago. No riddles.

        The Protocols of the Zionist Wise Men have also been published more than once.
        What, too - no riddles?
        1. voyaka uh
          voyaka uh 31 January 2017 19: 19
          +1
          There are originals with signatures. Molotov, etc. in Russian, in
          German
          But to believe or not to believe is your business, of course. I do not insist.
          I don’t see any sensation here at all. Well, we decided how to divide
          piece of Europe, well, divided. This is history, these people have died.
          Descendants are not responsible for their affairs.
  5. Watson J.
    Watson J. 31 January 2017 00: 06
    +1
    Kungurov A. - There were no secret protocols, or the Fake that destroyed the USSR

Неизвестные документы Нюрнбергского трибунала. Часть 4. Заблуждение или фальсификация?

17
Неизвестные документы Нюрнбергского трибунала. Часть 4. Заблуждение или фальсификация?

Ф.Гаус (слева) при подписании договора о дружбе и границах между СССР и Германией 28.09.1939.

В предыдущей публикации "Третий аффидевит Гауса?" рассмотрен уникальный документ из Государственного архива Российской Федерации, подчеркивающий сложные условия хода Нюрнбергского трибунала и работы советской делегации. Опубликован документ в сборнике "СССР и Нюрнбергский процесс. Неизвестные и малоизвестные страницы истории". Изданные документы проливают свет на многие неизвестные ранее обычным читателям стороны Нюрнбергского процесса. Однако к научному редактору и составителю сборника есть целый ряд вопросов. А точнее, не совсем понятны отдельные комментарии автора к архивным документам. Об авторе много рассказывается в интернете: "Наталья Сергеевна Лебедева (1939). Окончила с отличием Московский государственный историко-архивный институт (1962). Работала в Институте истории АН СССР. С 1967 года - в Институте всеобщей истории АН СССР (РАН). В настоящее время - ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член российско-польской Группы по сложным вопросам российско-польских отношений в истории ХХ века. В 1970 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Предыстория Нюрнбергского процесса». В 1996 году Лодзинский университет (Польша) присвоил ей степень доктора, хабилитованного в области всеобщей истории. Н. С. Лебедева - видный специалист в области истории международных отношений новейшего времени и истории Второй мировой войны, внесшая крупный вклад в исследование катынского преступления сталинского режима. Она - автор монографий «Подготовка Нюрнбергского процесса», «Безоговорочная капитуляция агрессоров», «Катынь: преступление против человечества» и других".



Книгу под редакцией такого специалиста высочайшего класса все должны воспринимать как истину в последней инстанции. Но это ни так. Сразу после текста "третьего" аффидевита Гауса в сборнике документов на стр. 455 идут комментарии самого автора. Читаем: "В показаниях под присягой 15 мая Ф.Гаус подробно рассказал о своей поездке в Москву вместе с И.Риббентропом в августе и сентябре 1939 г." О каких показаниях Гауса идет речь? Мы знаем три даты аффидевитов: 15 марта, 11 апреля и "поддельный аффидевит" от 17 мая. Но 15 мая Гаус не давал показаний. Вероятно автор ошиблась и, судя по приведенному тут же пересказу этих показаний от себя, речь идет о аффидевите от 15 марта. Когда школьник ошибается на уроке истории в датах ему ставят двойку. А доктору? Или задача специально запутать читателей? Потому что в самом конце авторского пересказа этого "аффидевита Гауса от 15 мая" вдруг читаем (стр.455): "И в аффидевите Гауса излагается и подготовка, и особенно содержание не только самого советско-германского договора о дружбе и границах, но и приводится текст всех трех секретных протоколов к нему". Эта фраза наверняка уже цитируется молодыми историками в своих диссертациях, звучит в школах на уроках истории. Полный текст первого аффидевита Гауса уже приводился ранее. Любой прочитавший знает, что речь в нем идет в основном о "Договоре о ненападении от 23.08.1939" и секретном протоколе к нему, а не о "Договоре о дружбе и границах от 28.09.1939". И уж тем более Гаус нигде не приводит тексты всех трех секретных протоколов к договору о дружбе и границах. Все это недоразумение или умышленная фальсификация? Может для этого и указана вымышленная дата якобы показаний Гауса - 15 мая?

Но самое интересное находится в разделе "Введение", подготовленном непосредственно самим составителем сборника. Там автор описывает подготовку Нюрнбергского процесса и его ход. На стр. 53 читаем:
"17 мая защитник Гесса Альфред Зайдль получил в свое распоряжение аффидевит (т. е. заверенное письменное показание) Фридриха Гауса, бывшего начальника юридического отдела МИД Германии. Он сопровождал И.Риббентропа в его поездках в Москву в августе и сентябре 1939 г. Гаус подробно описал ход переговоров и содержание секретных протоколов к советско-германскому пакту о ненападении от 23 августа и договору о дружбе и границе от 28 сентября 1939 г. (см. док. №238). Руденко, не имея перевода этого документа и, видимо, не зная, кто такой Гаус, не воспрепятствовал предъявлению Трибуналу его аффидевита".

Вопросов возникает сразу множество. Почему контекст авторских пояснений составлен так, будто речь идет о первом и единственном аффидевите Гауса на Нюрнбергском процессе? Почему хотя бы не упоминается о существовании двух первых аффидевитов? Как мог Руденко к 17 мая не знать кто такой Гаус, когда его аффидевит от 15 марта уже два месяца периодически всплывал на заседаниях Трибунала и был приобщен к судебным документам? Как мог Руденко препятствовать предъявлению "третьего" аффидевита от 17 мая Трибуналу, если защитник Зайдль даже не упоминал о нем в ходе процесса? И почему составитель сборника решила публиковать только третий, даже не переведенный аффидевит, а, хотя бы, не второй, имеющийся в документах Трибунала уже с переводом? Создается четкое впечатление, что читателей пытаются ввести в полное заблуждение относительно происходивших в 1946 году событий.

Если молодой ученый заблуждается в своих рассуждениях, то это можно понять. Но если маститый специалист вводит в заблуждение широкую общественность, прекрасно зная, как обстояли дела на самом деле, сколько было аффидевитов и что в них было написано, то это можно назвать только фальсификацией и передергиванием фактов. Но зачем? Автор сборника считается одним из ведущих специалистов России по Нюрнбергскому процессу и "Катынскому делу". В частности, с ее подачи в "лихие" годы пошли заявления российского руководства о полном признании убийств под Катынью. А если и исследования по этому вопросу госпожа доктор проводила таким же образом?

Я не историк, сфера моей деятельности экономика. Но я хочу обратиться ко всем военным историкам: может пора уже брать описание военной истории в свои руки? Может пора уже представить для широкой общественности реальные исторические документы, определившие ход развития страны? В противном случае домыслы и фальсификация в истории нашей страны останутся надолго.


Ф.Гаус в 1947 г. в ходе военного трибунала №4 — Процесса на Вильгельмштрассе.

Литература:
1. СССР и Нюрнбергский процесс. Неизвестные и малоизвестные страницы истории: Сб. документов / Научн. редактор и составитель Н.С.Лебедева. М.: МФД, 2012. - 624 с. - (Россия. ХХ век. Документы).
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    29 января 2017
    Я не историк, сфера моей деятельности экономика. Но я хочу обратиться ко всем военным историкам: может пора уже брать описание военной истории в свои руки?

    Похоже, что автор в армии не служил ни разу. no
    Читал в 90е Резуна: тут глупость написана, там чушь... И всего такого полно. Я понимаю, а историки молчат? Странно? Потом где-то прочитал, что историкам запрещали высказываться на темы Резуна.
    А статья правильная. Мадам занимается фальсификацией.
    1. +1
      29 января 2017
      А статья правильная. Мадам занимается фальсификацией.
      Вы не в том темном лесу ищете черную кошку. Кошки -домашние животные. и в лесу не живут
      Примерно в 2012 г отмечали 25 лет попсовой гр"Ласковый май". Коротко выступил Алексей Митрофанов( бывш депутат и соратник Жириновского и перешедший в "Справедл Россию ").

      По его словам , он , еще молодой труженик ездил с"Ласк маем" и сгонял на стадионы , с помощью милицейского начальства и админ ресурса людей, для массовости ( втч с уроков школьников отпускали и "строем"
      отправляли на стадион). Деньги от выступления"ЛМ" шли в фонд NNN( не запомнил), которым руководил А Яковлев. Соратник МС Горбачева.
      Понятно стало и 12 составов "ЛМ" , ни кто не мог их прижучить, и покупка продюссером "ЛМ" А Разиным родного дома МСГорбачева( после смерти матери МСГор-а), и широкая дорога на центр ТВ.
      1. 0
        29 января 2017
        антивирус
        Вы не в том темном лесу ищете черную кошку. Кошки -домашние животные. и в лесу не живут

        Одни черные кошки ждали hi А другие зацепились за темный лес sad Что поделаешь; человеческий фактор. bully
        1. +3
          29 января 2017
          Цитата: народник
          Одни черные кошки ждали А другие зацепились за темный лес

          Ну, значит, не зря Ватикан кошек в колдовстве обвинял. feel belay
          1. +2
            30 января 2017
            Ну, ну Вы с этим поосторожнее! Найду Ваш тапок, мало не покажется!
            1. +2
              30 января 2017
              все это шутки, а А Митрофанов- сын зам МИД СССР. Вот куда направляли детей , карьеру строить.
              А Вы про какую то Катынь. Яковлев напрасно хлеб не ел.
  2. +12
    29 января 2017
    В 1996 году Лодзинский университет (Польша) присвоил ей степень доктора, хабилитованного в области всеобщей истории. Н. С. Лебедева
    ...Ну, если поляки ей доктора присвоили...видимо не зря, постаралась видимо.. wink
    1. +10
      29 января 2017
      Ну, если книга "Катынь:....." вышла в 1994 г., логично, что в 1996 г. "поляки ей доктора присвоили..." fellow
  3. +10
    29 января 2017
    Неизвестные документы Нюрнбергского трибунала. Часть 4.

    Хух... (выдохнул)
    Читал все 4 части затаив дыхание и после трёх молчал...
    Пусть простит меня автор Андрей Плотников, но я как оптимист боялся худшего - думал мы опять на Европу в 1941-м напали (знаете как у современных историков: всё красиво, а потом с ног на голову)
    За статью спасибо!
  4. +4
    29 января 2017
    Тема секретных протоколов интересная - фальшивки или нет, но давайте все таки зададим ключевой вопрос!
    На основании чего Гудериан и Кривошеин решили, что Брест - советский и границы пройдут именно так?
    Устные договорённости Сталина и Риббентропа на переговорах?
    По моему это нереально.
    Сталин и Молотов как и Гитлер с Риббентропом - это не лохи типа Горбачева, которому Рейган пообещал что НАТО расширятся на восток не будет, а потом все на Западе об обещании "забыли". Обещания к делу не подошьёшь.
    Учитывая степень доверия друг другу обе стороны наверняка бы потребовали соответствующего письменного оформления. Без разночтений.
    Так что сдаётся мне, что Гудериан и Кривошеин имели однозначные и чёткие указания на основании реальных документов.
    А вот оригиналы ли документов на плёнке фон Леша и наших "подлинников", или фальшивка - это большой вопрос!!!
    1. +1
      29 января 2017
      Немного вас исправлю: Кривошеин С.М.
      1. +1
        29 января 2017
        Спасибо, уже и сам увидел - а по существу?
        1. +1
          29 января 2017
          А "по существу" нет времени и настроения hi
    2. +1
      31 января 2017
      Да, чего уж там... все давно опубликовано. Нет загадок.

      http://www.runivers.ru/doc/d2.php?SECTION_ID=6379
      &CENTER_ELEMENT_ID=147680&PORTAL_ID=6379

      "СЕКРЕТНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ
      К ДОГОВОРУ О НЕНАПАДЕНИИ МЕЖДУ ГЕРМАНИЕЙ И СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ
      При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату:
      1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами.
      2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана. Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского Государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития. Во всяком случае, оба Правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия.
      3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.
      4. Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете.
      Москва, 23 августа 1939 года

      По уполномочию Правительства СССР В. Молотов
      За Правительство Германии И. Риббентроп

      РАЗЪЯСНЕНИЕ К СЕКРЕТНОМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОТОКОЛУ ОТ 23 АВГУСТА 1939 ГОДА
      В целях уточнения первого абзаца п. 2-го Секретного дополнтительного протокола от 23 августа 1939 года настоящим разъясняется, что этот абзац следует читать в следующей окончательной редакции, а именно:
      2, В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Писсы, Нарева, Вислы и Сана.
      Москва, 28-го августа 1939 года.

      По уполномочию Правительства СССР В. Молотов
      За Правительство Германии Ф. фон Шуленбург

      Цитируется по: Документы внешней политики, 1939 год, т. 22, книга 1 – М.: Международные отношения, 1992 г. стр. 630-632, 670
      1. +2
        31 января 2017
        Да, чего уж там... все давно опубликовано. Нет загадок.

        "Протоколы сионистских мудрецов" тоже давно опубликованы и не раз.
        Что тоже - нет загадок?
        1. +1
          31 января 2017
          Есть оригиналы, с подписями. Молотов и т.д. на русском, на
          немецком.
          Но верить или не верить - дело Ваше, конечно. Я не настаиваю.
          Я вообще не вижу здесь сенсационности. Ну, решили как именно разделить
          кусок Европы, Ну, разделили. Это уже история, эти люди умерли.
          Потомки за их дела не отвечают.
  5. +1
    31 января 2017
    Кунгуров А. - Секретных протоколов не было, или Фальшивка, разрушившая СССР

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»