У Ил-112 растут крылья

В цехах Воронежского акционерного самолетостроительного общества началась окончательная сборка планера первого прототипа основного российского транспортника Ил-112. В установочную партию войдут два самолета, заявил директор программы Ил-112 «Авиационного комплекса им. С. В. Ильюшина» Дмитрий Савельев.

Воронежские авиастроители изготовят два опытных образца нового самолета. Первый, которому предстоит впервые подняться в воздух уже в июне этого года, предназначен для летных испытаний. Судьба второго тоже определена. Он останется на земле и станет стендом для ресурсных испытаний в ЦАГИ.

У Ил-112 растут крылья



Самолет рождался в двух ипостасях – в 1994 году в ОКБ им. С. В. Ильюшина создали эскизный проект гражданского пассажирского лайнера Ил-112 на 40 мест, а в 2004-м – эскизный проект легкого транспортного самолета Ил-112В для ВВС России. Проект одержал победу в тендере, объявленном Министерством обороны, обойдя конкурентов: предложения на конкурс представляли и корпорация «МиГ», и ОКБ имени Мясищева.

Первые машины планировалось поставить в войска уже в 2010 году. Но к намеченному сроку самолеты в серию не пошли. Хотя в цехах Воронежского акционерного самолетостроительного общества уже стояло наготове необходимое технологическое оборудование.

Волей министра обороны Анатолия Сердюкова проект закрыли, отечественной машине предпочли украинские Ан-140. Тогдашний глава военного ведомства в оправдание своего решения заявил, что разработка проекта неоправданно затянулась да и острой нужды в самолете такого типа нет. Возможно, свою роль сыграло то, что в СССР именно в ОКБ Антонова занимались транспортными самолетами и в российской авиации еще немало антоновских машин. Ан-26 – хорошо известная рабочая лошадка, зарекомендовавшая себя простой и надежной в эксплуатации.

Между тем оправдать подобное решение невозможно ни с какой точки зрения: украинский самолет не предназначен в военное время для перевозки и десантирования техники – у него нет рампы, а без нее загрузить в самолет тяжелые и объемные грузы невозможно. Оптимисты говорили, что при желании можно относительно быстро создать рамповый вариант Ан-140, но на фоне откровенно натянутых отношений между РФ и Украиной тему закрыли.

С приходом Сергея Шойгу в военном ведомстве решили окончательно расстаться с устаревшими Ан-26, сделку с ОКБ Антонова расторгли, и в 2013 году начался новый этап реализации ильюшинского проекта. Через год ОАО «Ил» и Минобороны заключили контракт на опытно-конструкторскую разработку Ил-112В, а в 2015-м предприятие защитило техпроект. В 2016 году на ВАСО поступила вся проектная документация, необходимая для сборки нового легкого транспортника.

Характеристика «героя»

Машина спроектирована по схеме моноплана с высоко расположенным крылом с двумя мотогондолами. Соединение основных узлов клепаное.



Конструкторы создали новый транспортный самолет, приспособленный летать в различных условиях: днем и ночью, при любой погоде. В Ил-112В предусмотрена возможность автоматического снижения до высоты предпосадочного выравнивания при дальности видимости на ВПП не менее 400 метров и высоте принятия решения не менее 30 метров. Самолет Ил-112В обеспечивает и ручной заход на посадку на слабо оборудованные в радиотехническом отношении аэродромы.

Преимущество «россиянина» в том, что при транспортировке легкой военной техники и вооружения, грузов и личного состава он может садиться на небольшие и не слишком оборудованные аэродромы, на бетонированную взлетно-посадочную полосу или грунтовую ВПП.

Если сравнивать российский транспортник с его украинским предшественником – Ан-26, то у Ил-112В есть заметные преимущества. Прежде всего при одинаковых объемах грузового отсека (65 кубометров) у российского самолета он шире и выше.

Практически характеристики обоих самолетов несильно отличаются, но все же Ил-112 получил более мощный мотор, имеет более высокую крейсерскую скорость, максимальную высоту и дальность полета. Кроме того, экипаж российского легкого транспортника состоит из четырех человек: командира (летчика), помощника командира, штурмана, борттехника, тогда как Ан-26 обслуживают пятеро. По скоростным характеристикам – от 450 (крейсерская) до 500 километров в час – российский транспортник вполне сопоставим с Ан-24 или Ан-26. Максимальная высота полета – до 7600 метров.

Этапы начальной сборки

В первой декаде октября военпреды приняли на ВАСО хвостовой отсек (Ф-3) фюзеляжа транспортника. Были завершены герметизация и покраска его внутренней поверхности. Стапельную сборку отсека провели в соответствии с графиком, уложившись в два с половиной месяца.

Сейчас рабочие после стыковки всех отсеков (Ф-1, Ф-2 и Ф-3) фюзеляжа приступили к окончательной сборке и проверке основных деталей корпуса, начали монтаж проводки и гидравлической системы.

Параллельно заканчивается формирование крыла легкого транспортника, и об этом следует сказать особо: впервые в российской практике самолетостроения создается монокрыло вместо двух консолей, которые на других типах машин крепятся к центроплану.

Цикл сборки планера завершится с установкой оперения и навеской крыла. Кстати говоря, после того как его производство было поручено специалистам ВАСО, локализация на заводе-финалисте превысила 86 процентов. Воронежские авиастроители делают отсеки фюзеляжа, крыло, оперение, стыковку агрегатов, окончательную сборку. За ними же закреплен весь комплекс испытаний. В кооперации по строительству Ил-112В ульяновская компания «Авиастар-СП» изготавливает панели на отсеки фюзеляжа Ф-1, Ф-2, Ф-3, люки и двери, «КАПО-Композит» – детали из композиционных материалов.

Меняем чертежи на цифру

Воронежские самолетостроители с началом возрождения серийного производства авиатехники начали вкладывать немалые средства в автоматизацию процессов. И здесь огромную роль сыграл и играет до сих пор проект ВАСО и Воронежского государственного технического университета, направленный на укрепление связей науки и производства.

В этом проекте многое получилось впервые. Документация на транспортник выпускалась в бумажном и цифровом вариантах. Делалось так потому, что работающие над самолетом в кооперации с воронежцами ульяновская компания «Авиастар» и казанская «КАПО-Композит» давно перешли на «цифру» и чертежи на ватмане там уже не нужны. С 2011 года в ВАСО внедряется PLM-система – методология управления жизненным циклом изделия.

«По факту чертежей больше нет, изделие проектируется в электронном формате – здесь налицо визуализации техпроцессов, все предоставляется в интерактивном виде», – поясняет доцент Воронежского государственного технического университета Алексей Прядихин.

Мы разговариваем у цехового терминала системы. Здесь, по словам собеседника, собрана различная информация в удобном 3D-виде. Тут всего три кнопки, и если у рабочего есть необходимость получить информацию об узле или детали, достаточно найти на сенсорном экране номер – на терминал будет выдана полная подборка информации о техпроцессе.

Есть ли возможность с помощью терминалов узнать о том, на какой стадии исполнения находится узел или деталь? Прядихин уточняет: «Задача такая ставится, чтобы в терминал вводилась отметка о выполнении задания и информация уходила бы в систему планирования». Поскольку внедрение разработанной учеными ВГТУ системы идет успешно, решение будет найдено.

Оснастку для первого опытного образца в цехах ВАСО изготовили сразу «под серию», хотя раньше для сборки первого летного образца делалась одноразовая.

Первый полет, первая сотня

Как заявил директор программы Ил-112В ОАО «Ил» Дмитрий Савельев, планируется, что планер самолета будет состыкован к концу февраля, затем навеска двигателя, систем и оборудования. По его словам, график производства легкого транспортника Ил-112 предусматривает подъем самолета в воздух не позднее 30 июня 2017 года.

При этом Савельев заметил, что контракт с военным ведомством на поставку серийных самолетов, включая первые два из установочной партии, прорабатывается, его планируется подписать уже в этом году.

В производстве Ил-112В в кооперации с ВАСО участвует более 50 предприятий-смежников, заключено свыше 80 договоров. Самолет практически полностью сделан из российских комплектующих.

На транспортнике будут стоять современные двигатели ТВ7-117СТ, разработанные специалистами одного из важнейших партнеров ВАСО – компании «Климов». Эта линейка агрегатов создавалась для самолетов и вертолетов. Вначале климовцы приступили к созданию самолетной модификации, однако вертолетная появилась первой. Но наработанный опыт при создании этой версии был в полной мере использован при работе над двигателем для легкого транспортника. Его мощность – 3,5 тысячи лошадиных сил с шестилопастными малошумными воздушными винтами АВ-112 разработки ступинской фирмы «Аэросила». Серийно моторы этого семейства начнут производить по кооперации с АО «ММП им. В. В. Чернышева» и НПЦ газотурбостроения «Салют».

Для нового транспортника корпорация КРЭТ разрабатывает бортовой комплекс обороны, который, как заявляет пресс-служба концерна «Радиоэлектронные технологии», будет эффективен против всех перспективных угроз как минимум до 2025 года. Самолет сможет действовать на линии соприкосновения с противником и участвовать в контртеррористических операциях благодаря надежной защите от всех видов ракет класса «земля-воздух» и «воздух-воздух». Именно поэтому военная версия самолета будет поставляться исключительно в авиасоединения ВКС России. Пока потребность в легких транспортных самолетах Ил-112В оценивается в 35 машин.

Есть расчет на создание транспортной модификации самолета – Ил-112Т, в которой авионика стандартна – «без секретов», поэтому машина, как ожидается, будет поставляться российским и зарубежным авиакомпаниям. И к ней, по словам Дмитрия Савельева, уже проявляют серьезный интерес отечественные перевозчики, общий спрос доходит до ста единиц, включая потребности ВКС. Однако и тема поставок военной версии легкого российского транспортника за рубеж окончательно не закрыта. Во время недавнего визита на ВАСО курирующий оборонную промышленность вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что на Ил-112В обратило внимание военное ведомство Индии.

События

Декабрь 2016 года

Выполнен контракт на серийную модернизацию партии противолодочных самолетов Ил-38




Успешно завершены ремонт и модернизация двух противолодочных самолетов Ил-38 морской авиации ВМФ России до уровня Ил-38Н. С помощью новой поисково-прицельной системы модернизированный борт может успешно вести патрулирование, поиск и уничтожение субмарин (с применением расширенной номенклатуры вооружений), радиоэлектронное наблюдение за надводными и воздушными целями, постановку минных заграждений, поиск и спасение людей на море, а также экологический мониторинг акватории. В декабре 2016 года самолеты сданы заказчику.

Начат второй этап заводских испытаний Ил-76МД-90А

Специалисты ульяновской компании «Авиастар» модернизировали пилотажно-навигационное оборудование, установили бортовые комплексы обороны и связи нового поколения. Начат второй этап заводских испытаний. Их проводит экипаж ОАО «Ил» под командованием Героя России, заслуженного летчика-испытателя Николая Куимова. Все системы первого опытного образца тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А отработали в штатном режиме.

Первый этап ГСИ из 38 полетов проводил совместный экипаж ОАО «Ил» и МО РФ. Было проверено функционирование пилотажно-навигационного комплекса «Купол-III-76М(А)», топливной системы, автопилота, радиосвязи. Проведена проверка на прочность при предельной скорости и с максимальной перегрузкой. Выполнены полеты с максимальным взлетным (210 тонн) и посадочным (170 тонн) весом. Отработана методика ухода самолета на второй круг при отказе одного и двух двигателей.

Ноябрь

Ил-76ТД-90ВД сдал антарктический экзамен

На втором этапе испытаний самолет был проверен на отказобезопасность. Совместный экипаж ОАО «Ил» и ГосНИИ ГА под командованием летчика-испытателя Сергея Сухаря выполнил прерванный и продолженный взлеты со снежно-ледовой ВПП с имитацией отказа двигателя, дифференциальное торможение (торможение только стойками шасси, расположенными по одному из бортов самолета), посадку с одним неработающим двигателем. Проверена управляемость самолета на снежно-ледовом покрытии при асинхронной тяге, вызванной возможным отказом двигателя.

Испытания подтвердили безопасность эксплуатации самолета Ил-76ТД-90ВД в Антарктиде. Рубеж принятия решения о продолжении полета и выполнении посадки или возврате на аэродром в условиях отсутствия запасных ВПП и неустойчивой погоды перенесен к точке назначения.

Октябрь

Заключен контракт на серийную модернизацию первой партии Ил-76МД до уровня Ил-76МД-М


Ил-76МД-М – проект, разработанный ОАО «Ил» согласно утвержденному тактико-техническому заданию на модернизацию парка тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД, а также топливозаправщиков Ил-78 и Ил-78М.

На самолете установлен новый пилотажно-навигационный комплекс, заменены светотехническое, десантно-транспортное и бытовое оборудование, средства обороны и связи. В носовой части предусмотрена установка оптико-электронной визирной системы, работающей как в инфракрасном, так и в оптическом диапазонах. Срок службы самолета продлен до 40 лет.

Сентябрь

«Ил» развивает систему послепродажного обслуживания самолетов госавиации


По программе развития системы сервиса авиатехники госкомпаний на самолете МЧС России Ил-76ТД впервые по налету четырех тысяч часов выполнены регламентные работы. Продлен назначенный межремонтный ресурс машины, проведены дополнительные работы по защите от коррозии.

Июль

Ильюшинцы восстанавливают авиационную технику


Для совершенствования системы послепродажного сервиса самолетов марки Ил в службе сервисного обслуживания в шести точках дислокации авиационной техники ВКС России и в Москве созданы семь мобильных сервисных бригад. Они обслуживают самолеты Ил-76, Ил-78 и их модификации.

Сервисмены восстанавливают авиационную технику, продляют сроки службы самолетов марки Ил, стоящих на вооружении ВКС РФ. Проведена переаттестация всех 35 специалистов – военных авиационных инженеров и техников в отставке, имеющих профильное образование и колоссальный опыт работы на данных типах воздушных судов.

В 2015 году сервисные бригады восстановили до норм летной годности более 70 самолетов. Общая стоимость работ составила порядка 150 миллионов рублей.

Июнь

Компания «Ил» презентовала новейший транспортный самолет Ил-76ТД-90А


На ульяновском заводе «Авиастар-СП» прошла летно-техническая конференция по вопросам создания нового самолета Ил-76ТД-90А – транспортной модификации серийного Ил-76МД-90А. В мероприятии участвовали представители Росавиации, ПАО «ОАК», ОАО «Ил», ГОСНИИ ГА, АО «Авиастар-СП», МЧС России, АК «Волга-Днепр», ОАО «Авиадвигатель».

Самолет Ил-76ТД-90А соответствует стандартам ИКАО по уровню шума на местности и эмиссии вредных веществ в атмосферу, что расширяет географию полетов транспортника как на внутренних, так и на зарубежных авиалиниях.

За счет модернизации крыла и установки более мощных, экономичных и малошумных двигателей ПС-90А-76 новый Ил-76ТД-90А берет больше груза (до 60 т) и летит дальше (до 4000 км с максимальной нагрузкой).

Самолеты Ил-76ТД-90А и Ил-76МД-90А практически идентичны при проектировании и сборке, что снижает сложность, расходы и риски на всех этапах производства, одновременно обеспечивая эксплуатационные преимущества заказчикам.

Апрель

Заводские наземные и летные испытания первого модернизированного Ил-76МД-М завершены


Проект разработан ОАО «Ил» в соответствии с тактико-техническим заданием ВВС РФ на модернизацию парка тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76М и Ил-76МД. Работы выполнены на производственных мощностях компании в Жуковском. Устаревшее оборудование заменено на современное. Назначенный срок службы самолета продлен с 30 до 40 лет.

Март

Выдающийся авиаконструктор Генрих Новожилов награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени


Президент России Владимир Путин отметил высокой наградой многолетнюю созидательную работу генерального конструктора ОКБ им. С. В. Ильюшина с 1970 по 2005 год, академика АН СССР, дважды Героя Социалистического Труда Генриха Новожилова. За выдающиеся заслуги перед страной и большой вклад в развитие авиационной промышленности, говорится в указе, подписанном главой государства.

Вручая Генриху Новожилову высокую награду, Владимир Путин отметил, что Генрих Васильевич многие годы возглавлял КБ имени Ильюшина, стоял у истоков разработок передовых модификаций легендарного Ила. И сегодня, несмотря на почтенный возраст, продолжает трудиться.

Февраль

Модернизированный Ил-76МД-М прослужит 40 лет


28 февраля состоялся первый полет модернизированного военно-транспортного самолета Ил-76МД-М. Проект модернизации разработали специалисты ОАО «Ил». Были обновлены пилотажно-навигационное, радиосвязное, светотехническое и бытовое оборудование, средства обороны. Назначенный срок службы самолета продлен с 30 до 40 лет.
Автор: Сергей Карпачев
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/34860


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 26

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Просто человек 28 января 2017 15:14
    Злость прямо распирает. Сколько было загублено идей, времени, различных образцов техники, ради поддержки всяких якобы "братских" и "дружественных" территорий. Пока санкции сапогом по е..,лу нам не попали, не суетились абсолютно, падлы либеральные
    1. satelit24 28 января 2017 16:01
      Говорят что у каждой проблеммы есть фамилия , интересно у выше перечисленных - какая ?
      1. ягуар 28 января 2017 16:10
        Мантуров...Слюсарь ..Погосян...Яковлев и многие другие...всех не буду перечислять ...при желании сами найдете
        1. Авиатор_ 28 января 2017 17:49
          Погосяна уже год как из ОАК выгнали (построил в Жуковском корпус под ОАК, а туда никто не захотел ехать), теперь в МАИ сидит ректором. Такое никогда не тонет, как и маршал Табуреткин.
  2. ротмистр 28 января 2017 15:16
    Хорошо, что начали модернизацию, денег сэкономили уйму, боеготовность ВТА подняли. Деньги надо считать, новые конечно нужны, но пока мы не настолько богатая страна , что бы не модернизировать технику. Молодцы "илъюшенцы".
  3. silberwolf88 28 января 2017 15:27
    Без авиации нет будущего это одна из важных Государственных задач ... развивая отрасль авиастроения её мы одновременно поднимаем уровень науки ... промышленности ... образования ...
  4. вадим dok 28 января 2017 15:38
    Что за странное сравнение самолетов! АН 26 , год рождения 1969 и ИЛ 112 год проекта 2004 !35 лет!И почти ничего нового!
    1. venik 28 января 2017 18:00
      Цитата: вадим dok
      Что за странное сравнение самолетов! АН 26 , год рождения 1969 и ИЛ 112 год проекта 2004 !35 лет!И почти ничего нового!

      ====
      Не слабо.... Так таки и ничего нового? Ну так, разве что по-мелочи.. Ну там дальность с нагрузкой 3.5.т - в два в половиной раза больше, ну расход топлива на 45% меньше, ну там еще бортовая электроника современная..... Так все, сущие мелочи жизни! А в самом то деле может ему плоскости было задом наперед прикрепить?? Ну или киль со стабилизатором в нос перенести... Вот тогда бы было точно что-то новенькое! Вот только ХОРОШЕЕ ли???
  5. iouris 28 января 2017 15:42
    Не понял, почему у Ил-112 крылья растут, это овощ?
    1. avt 28 января 2017 16:46
      Цитата: iouris
      Не понял, почему у Ил-112 крылья растут, это овощ?

      Это потому что автор ....ну мягко скажем по старинному -шелкопёр ,коекакер из современных. На аэроплане крыло вообще то ОДНО . Вот плоскостей крыла -два.Опять же отчего фото нет ? Ну установки крыла на фюзеляж ?? На ,,Сделано у нас" уже выложили.
      avt
      1. aliis-M 30 января 2017 16:35
        Да ладно вам, броский заголовок просто нужен был.
      2. vik669 7 марта 2017 15:55
        Главное чтобы с крыльями не выросла борода!
    2. Штык 28 января 2017 18:01
      Цитата: iouris
      Не понял, почему у Ил-112 крылья растут, это овощ?

      По габаритам грузового отсека, тоже вопрос
      При одинаковом объеме с Ан-26, он шире и выше

      Выходит меньшей длины? интересно на сколько?
      1. Никкола Мак 29 января 2017 12:09
        Практически характеристики обоих самолетов несильно отличаются,


        Дальность полёта с полезной нагрузкой 3,5 т (км.) - 2400 и 900

        Это ошибка в тексте, или у автора такие понятия о несерьезных различиях?
  6. Vadim12 28 января 2017 15:57
    Ил 76 называют новейшим. Это бред какой-то. Планер, разработанный и испытанный в СССР, двигатели - те же, 3 компьютера, собранных в Китае поставили - назвали НОВЕЙШИМ?
    1. VASh 1182 28 января 2017 16:24
      нагрузка на 10 тонн больше, крыло длиннее, движки мощнее и тяжелее - мало?
  7. Anchonsha 28 января 2017 16:28
    Ну, слава богу, кажется мы стронулись с мертвой точки и в авиатехнике, не надеемся в якобы своих союзников. А уж за рубежом такие союзники и даром не нужны, а уж тем более их развивать. Батька из союзной Беларуси не понимает, что сам же свою страну делает отсталой не интегрируясь с нашей страной.
    1. acrshooter 28 января 2017 17:23
      Цитата: Anchonsha
      Батька из союзной Беларуси
      ...пытается сидеть одним гузном на два базара.
  8. avt 28 января 2017 16:47
    Цитата: avt
    Цитата: iouris
    Не понял, почему у Ил-112 крылья растут, это овощ?

    Это потому что автор ....ну мягко скажем по старинному -шелкопёр ,коекакер из современных. На аэроплане крыло вообще то ОДНО, ну если не биплан, а ИЛ-112 моноплан точно . bully Вот плоскостей крыла -два.Опять же отчего фото нет ? Ну установки крыла на фюзеляж ?? На ,,Сделано у нас" уже выложили.
    avt
  9. AIR-ZNAK 28 января 2017 16:56
    Ил-112 изначально планировалась окончательная сборка на Ташкентском авиационном производственном объединении им В П Чкалова Увы-тризна по ТАПО давно окончена И после этого компания Ильюшин находилась в подвешенном состоянии Сию возрождается Жаль-столько квалифицированных специалистов ушли кто-куда не передав свой опыт и знания новичкам И здесь вполне закономерно то-что Воронежцы (после провала с Украинским ныне Антоновым)пробили сборку Ил-112 у себя Значит живы будем
    1. iouris 28 января 2017 21:34
      О ТАПО уже лет ...ннадцать никто не вспоминал. Вы - первый. "Ильюшина", скорее, тоже нет. Остался бренд и обременение, в смысле, авторское сопровождение. Теперь самолёты будут носить имя авиаконструктора разве что по прихоти Рогозина. Компьютер "сделано в Китае", программное обеспечение из США и русский "негр", в лучшем случае работающий за $500...700 - вот что такое "современный самолёт имени...".
      1. Zaurbek 29 января 2017 10:09
        Вам чашечку для собирания яда дать...? Ил-76 и Ташкента перенесли, Суперджет летает окола 10шт уже, МС-21 полетит в этом году, Ил-112 и 114 в следующем, двигатель ПД-14 на испытаниях...Военная авиация переоснащается. Вам мало? Найдите на карте еще страны, которые все это сделали ....
  10. Vitail 28 января 2017 23:16
    В добрый путь!
  11. Koronik 29 января 2017 05:20
    "Волей министра обороны Анатолия Сердюкова проект закрыли, отечественной машине предпочли украинские Ан-140."
    Да,Сталина так нам не хватает!
    1. Zaurbek 29 января 2017 10:12
      Просто у Ана был готовый самолет, а у Ила чертежи только, и двигатели были у украинцев....И Украина по привычке воспринималась как почти Россия и потребности в технике столько не было, как и денег и старых советских самолетов было еще много. Потом грезы рассеялись, Ан сам у себя уши оторвал, как и запорожцы и мы прозрели...
  12. exo 3 февраля 2017 19:34
    Качество на заводе,очень упало,со времен Ил-86.По-крайне мере,это касается Ан-148.Имел возможность наблюдать это,воочию.Может,что-то изменится.Ну,а базовый климовский ТВ7-117,был крайне неудачен. Если буквы СТ,действительно решат все проблемы-порадуемся. Узбекские Ил-114,стали действительно хорошо летать,после того как на них поставили двигатели Пратт-Уитни и западную авионику.
    exo
  13. Комментарий был удален.
Картина дня