Реставраторы на передовой

В первые послереволюционные годы, следуя словам Интернационала: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…», немалая часть строителей нового общества причислила к миру насилья православные церкви, монастыри и культовые сооружения иных конфессий, дворянские усадьбы, купеческие особняки, монументы видным деятелям российской истории… С того времени «партия разрушителей старого» и «партия охранителей прошлого» противостояли друг другу на передовой культурного фронта. И только в годы Великой Отечественной войны, в годы величайших разрушений, как ни парадоксально, «партия охранителей и созидателей» взяла верх.


Екатерининский дворец

А в довоенные годы в руководящих органах молодого Советского государства были сторонники и первого, и второго взглядов на многовековое наследие русского зодчества. Охранителям-консерваторам, осуждаемым газетой «Безбожник» за отсталость мировоззрения, всё же отпускались средства на работу Центральных реставрационных мастерских, на длительные экспедиции по Русскому Северу, по Новгородской области, по берегам Волги для поиска шедевров древнего зодчества, их консервации, реставрации, а то и переноса в разобранном виде, с пронумерованными брёвнышками в Москву, где с 1923 года действовал музей «Коломенское» под открытым небом.


Реставраторам Петру Барановскому и Борису Засыпкину приказали провести обмер Покровского собора, более известного как храм Василия Блаженного, для его взрыва. Нужно было рассчитать, чтобы разлетающиеся со скоростью пуль обломки не повредили окрестных зданий. За слова «Это преступление и глупость. Если сломаете, я покончу с собой» 40-летнего Петра Дмитриевича Барановского осудили. Заметим, за четыре года до 1937-го!

Рассказывают, что, узнав о возможном сносе красавца-собора, американцы предложили купить его, разобрать на пронумерованные кирпичики, вывезти в США и там собрать заново. Но телеграмма Барановского об угрозе уникальному даже среди мировых шедевров собору дошла до Иосифа Сталина…

ТЕЛЕГРАММА БАРАНОВСКОГО ОБ УГРОЗЕ
УНИКАЛЬНОМУ ДАЖЕ СРЕДИ МИРОВЫХ ШЕДЕВРОВ СОБОРУ ДОШЛА ДО ИОСИФА СТАЛИНА…


Противостояние новаторов-разрушителей и консерваторов-охранителей взяло паузу только на время Великой Отечественной войны, когда повсеместное уничтожение фашистами городов и селений, памятников истории, культа и культуры потребовало мобилизации сил всего небольшого отряда архитекторов-реставраторов, их достижений, их научных открытий, их бесценного практического опыта.

По Генеральному плану реконструкции Москвы для расширения узких улиц и выпрямления кривоколенных переулков, строительства Садового кольца и прокладки подземных тоннелей метро с выходом на улицы требовался снос многих исторических и культовых зданий. И потери вышли большие. Хотя была разработана гениальная технология сохранения зданий — их переезд на металлических катках, подведённых точно под фундамент.

23-й по счёту каменный дом в Москве перенесли к 8 октября 1941 года. Представим себе эти дни: сдан Киев, фашисты блокируют Ленинград. В Москве от постоянных массированных бомбёжек жители прячутся в метро, в специальных, подготовленных до войны бомбоубежищах, в подвалах своих домов. Пётр Барановский, вышедший из заключения ещё в 1936-м, рекомендует использовать как надёжные убежища арочные своды древних церквей и монастырей и указывает восемь таких убежищ в одном Новодевичьем монастыре.

В это тревожное время Трест по передвижке и разборке зданий объявляет, что дом № 11 по улице Горького (Тверской) переедет вглубь Брюсова переулка на 49,5 м. Голландские печи в этом четырёхэтажном особняке графов Гудовичей уже заменены на центральное отопление. Водопровод, электричество и телефонная связь отключаться не будут. В одно прекрасное утро жильцы просто проснутся по другому адресу.

Реставраторы на передовой

Дом-музей П.И. Чайковского в Клину в годы войны

Изучая архивы воюющей страны, в который раз осознаю, сколь великие созидательные дела свершались в самые трудные и опасные для жизни государства дни нашими дедами и прадедами, будто они с первых дней вторжения были абсолютно уверены в конечной победе. Готовились к мирной жизни.

Несмотря на огромное бремя военных расходов — в среднем 380 млн рублей в сутки, в эти совсем не сытые годы финансировались реставрационные работы. Так, в сер. ноября 1941 года, когда фашисты уже подходили к столице, историки и архитекторы обсуждают завершённую реставрацию мечети, построенной Тамерланом, в Казахстане. В тайниках её найдены древние фолианты XII–ХIV веков.

А 24 декабря 1941-го в ознаменование первой большой победы над врагом «в белоснежных полях под Москвой» принял экскурсантов храм Василия Блаженного. Оказывается, в нём, хитро замаскированном от немецких бомбардировщиков, под охраной зенитчиков, прожектористов и «ястребков» ПВО все месяцы тяжкого отступления Красной армии не прекращались реставрационные работы — открыты первоначальные цветные росписи в переходах.

Власть, видимо, хорошо осознавала, что малейшие изменения привычного облика улиц, площадей, скверов, не говоря о разбомбленных домах с пустыми глазницами окон или обломках памятников выдающимся людям, воспринимаются в стрессовой ситуации войны особенно болезненно, подавляют психику слабодушных, навевают уныние. А потому надо спешить восстановить привычный облик. Ох как нужны стали реставраторы! И они совершали и чудеса, и геройства. Часто немолодые люди.


Лондон в годы Второй мировой войны

В блокадном Ленинграде 64-летний скульптор Яков Троупянский под артобстрелом взялся реставрировать повреждённые огнём барельефы Адмиралтейства. Работал на большой высоте, обвязанный верёвкой, качаясь под порывами ветра. Уже в 1945-м он заканчивает восстановление аллегорических фигур на башне Адмиралтейства, вычеканенных из меди.

Повреждённые бомбой статуи муз Терпсихоры и Мельпомены в нишах Большого театра в Москве и изуродованный барельеф на фасаде восстанавливают скульпторы Сергей Кольцов и Митрофан Рукавишников.

Но именно памятники архитектуры целенаправленно уничтожает враг на оккупированных территориях. Совинформбюро по радио извещает мир о бесчинствах фашистов в дорогих каждому гражданину СССР местах: во дворцах-музеях под Ленинградом, в усадьбе Ильи Репина «Пенаты» и в усадьбе Льва Толстого в Ясной Поляне, в Музее Петра Ильича Чайковского в Клину, во взорванном Новоиерусалимском монастыре.

2 ноября 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР создана Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Председателем комиссии стал незаслуженно забытый политический и хозяйственный деятель, организатор великой эпопеи эвакуации Николай Шверник. В её составе — великий хирург Николай Бурденко, историк Евгений Тарле, лётчица Валентина Гризодубова, писатель Алексей Толстой и другие. Привлечены лучшие реставраторы страны, среди них знакомый нам легендарный Пётр Барановский.


Пётр Барановский

Уже через день после вступления наших войск в Чернигов, 23 сентября 1943 года, Барановский прибыл с коллегами в древний город для исследования памятников зодчества, составления плана реставрационных работ. Он был вблизи Пятницкого собора, возвышающегося над городом, когда пикирующий бомбёр врага прицельно сбросил 1,5-тонную бомбу на храм… Без малого 20 лет с перерывами возвращал ему первозданный вид Пётр Дмитриевич Барановский.

Во всех городах и селениях, освобождаемых от фашистских варваров, закипала работа по восстановлению порушенного. Реставрировались памятник Тысячелетию России в Новгороде, усадьба Толстого в Ясной Поляне, дом-музей Чайковского в Клину, мемориалы Бородинского поля… Приступили даже к сложнейшей реставрации разгромленного Петергофа, откуда фашистская грабь-армия похитила Янтарную комнату, скульптуру Самсона и т.д.

Повсеместная работа по реставрации памятников старины и отражение этих свершений в прессе и на радио развили у народа понимание ценности культурного наследия. Широко описала пресса, к примеру, возведение в 1943-м в городе Горьком памятника вождю народного ополчения 1612 года Кузьме Минину. Как доброе следствие этого события воспринимается найденное в архиве письмо полковника Ткаченко, заместителя начальника Винницкого военно-пехотного училища, временно размещённого в старинном Суздале. «Сообщаю Вам, — обращается он к начальнику Главного политического управления Красной армии генерал-полковнику Александру Щербакову, — что в городе Суздале, в Спасо-Ефимовском монастыре, покоится прах Воина Народного ополчения, освободившего в 1612 году наше отечество от польско-немецких интервентов». Но памятник на могиле героя, пишет автор, разорён в 1933-м (том самом, когда бесчинствовали воинствующие безбожники-новаторы). Сама могила находится на территории спецлагеря для военнопленных немцев. «И стыдно от того, — признаётся полковник Ткаченко, — как чтим мы своих героев. Я принял меры. Собираем остатки, которые остались от памятника. Местные власти поставил в известность. Курсанты Винницкого училища желают дать на могиле клятву». Александр Сергеевич Щербаков, не только начальник Главного политуправления Красной армии, но и начальник Совинформбюро, секретарь ЦК ВКП(б) и руководитель Московского горкома ВКП(б), даёт резолюцию: «Вопрос поставлен правильно. Надо восстановить памятник». Новый памятник поручили создать скульптору Заиру Азгуру и архитектору Григорию Захарову, однако открыт он был после некоторых проволочек в 1950-е.


Могила князя Дмитрия Пожарского

Тогда, в 1943 году, о живучей в обществе разрушительной тенденции набралась храбрости сообщить главе воюющего государства группа известных учёных-историков: заместитель директора Института истории АН СССР, член-корреспондент АН СССР Анна Панкратова, профессора Александр Андреев, Константин Базилевич, Николай Воронин, Сергей Киселёв. «Хорошо сознавая, что все Ваше время и мысли заняты войной с гитлеровскими полчищами, разоряющими нашу страну, мы тем не менее решаемся обратиться непосредственно к Вам по вопросу, требующему немедленного вмешательства верховных органов Советской власти… Еще задолго до войны, в связи с деятельностью врагов народа на идеологическом фронте, направленной к моральному разоружению русского народа и к уничтожению в нем чувства любви к прошлому и национальной гордости, был уничтожен без практической необходимости ряд первоклассных памятников древней культуры…» Далее авторы письма приводят длинный и подробный список утрат по всем древним городам. И главное, описывают разрушения храмов, кремлей, монастырей и других памятников там, куда не дошли враги: памятники гибнут из-за равнодушия властей, невежества населения, которое разбирает старинную кладку на печи, а брёвна тащит на дрова. Причина — в отсутствии единой системы органов охраны, в отсутствии закона, карающего за порчу памятника истории и культуры, в недостатке широкой пропаганды их ценности.
Одним из результатов обращения к вождю стал выпуск книг и серийных брошюр, увлекательно рассказывающих о культурном наследии, доверенном предками на сохранение нам, потомкам.

Очень интересное письмо Вячеславу Молотову от 2 апреля 1945-го, хранящееся в архиве, свидетельствует о планах архитекторов-охранителей: «В феврале текущего 1945 года по инициативе госинспекции по охране памятников и архитектурной общественности с участием группы академиков и И.Э. Грабаря и А.В. Щусева было подано письменное обращение (следует перечень комитетов и их председателей. — О. Ж.) о необходимости восстановления в архитектурных вузах специальных кафедр русской архитектуры и организации при Академии архитектуры СССР Института русской архитектуры. Возбуждение этого вопроса продиктовано полным отсутствием знаний русского зодчества среди советских архитекторов и острым недостатком специальных архитектурных кадров, в связи с предстоящими работами по реставрации памятников национального зодчества, пострадавших от вражеских действий в годы немецкой оккупации».

В числе предложений учёных, направленных на воспитание уважения и бережного отношения народа к культурному наследию предков, — преподавание в средних школах истории искусств с разделом русского искусства, введение в школьную программу курса краеведения с выделением раздела истории отечественных городов и их достопримечательностей. Вскоре вышло решение открыть спецкафедры истории русской архитектуры во Всероссийской академии художеств и в Московском архитектурном институте. Но учреждение специального Института русской архитектуры было признано нецелесообразным, так как Академия архитектуры СССР свою «работу строит, исходя из задач изучения истории и теории русской архитектуры». Быстро работали сталинские бюрократы, даже бюрократами в сегодняшнем смысле слова называть их несправедливо.

ОДНИМ ИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЩЕНИЯ К ВОЖДЮ
СТАЛ ВЫПУСК КНИГ И СЕРИЙНЫХ БРОШЮР, УВЛЕКАТЕЛЬНО РАССКАЗЫВАЮЩИХ О КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ


В Российской Федерации под охраной государства находится 150 тыс. памятников истории и культуры. С их реставрацией по-прежнему большие проблемы. И снова реставраторы-охранители на передовой культурного фронта!

Настораживает только, что политиканы, бизнесмены и другие «люди небедные», стремясь огульно очернять Советскую власть, забывая даже о её Великой Победе над фашизмом, любят цитировать забытый партийный гимн без ключевого определения к слову «мир»…

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 25

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik 29 января 2017 15:27
    В первые послереволюционные годы, следуя словам Интернационала: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…», немалая часть строителей нового общества причислила к миру насилья православные церкви, монастыри и культовые сооружения иных конфессий, дворянские усадьбы, купеческие особняки, монументы видным деятелям российской истории
    …А как же с этим быть?Принятие Декретов СНК "О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения" от 19 октября 1918 г., "О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства, старины, находящихся в ведении частных лиц, обществ и учреждений" от 5 октября 1918 г., декрет ВЦИК "Об учете и охране памятников искусства, старины и природы" от 7 января 1924 г. Эти декреты выразили суть политики советской власти по отношению к культурно-историческому наследию, и стало важным шагом к формированию государственных органов, ведавших сохранением и использованием историко-культурного наследия.В мае 1918 г. при Отделе по делам музеев Наркомпроса на базе "Подотдела реставрации" создается Всероссийская комиссия по делам реставрации с архитектурной и живописными мастерскими, а 10 июня того же года "Комиссия по расчистке памятников древнерусской живописи" во главе с И.Э. Грабарем - одно из первых государственных реставрационных учреждений.
    1. Котище 29 января 2017 15:52
      Не все так однозначно!
      Что-то сохраняли, что-то разрушали. Иногда в угоду сиюминутных политических интересов. К примеру, дом Ипатьевых в Свердловске? Причем за решением о сносе стоял лично Ельцин. Скажу более во время экскурсии, в Ельцен-центре, дама бальзаковского возраста отказалась комментировать мой вопрос о причинах сноса дома, где была расстрелена царская семья! Мне ответили, что такие вопросы в музее задавать не корректно!?
      Касаемо моего родного города Н.Серги из двух храмов, один был взорван, из второго сделали хлебозавод! Сейчас один храм востанавливвется, но до конца работ еще очень далеко.
      Повторюсь. Хотя все не так однозначно! Но подвиг рестовраторов и музейных работников в годы ВОВ надо помнить!
      1. Котище 29 января 2017 15:58
        Что было в 1917.
        "Храм воздвижения креста господня" Н.Серги
        1. Котище 29 января 2017 16:01
          Что стало! Фотография на 2010 год! После закрытия хлебозавода, начало востановления храма.

          Выводы делайте сами!
          1. parusnik 29 января 2017 17:14
            Да было не все так однозначно..Слишком "ретивых" хватало во все времена, их и сейчас хватает..Замечу..вот этот храм РПЦ не хочет получить в ведение, что бы реставрировать, вернуть былой вид..А вот Иссакий получить хочет, но что бы государство о нем заботилось..
            1. Котище 29 января 2017 18:43
              Храм действующий. Батюшка есть, пороги обивает, медленно и со скрипом храм востанавливаютэ! По поводу ретивых и быстрых уважаемый Алексей, согласен.
              Скажу больше, во многих вопросах музейного дела, мы должны поклонится в ноги СССР именно при нем простые люди получили доступ ко многим "храмам искусства". Религии и советская власть, как они боролись и взаимодействовали это даже тема не книги или научного исследования, это пласт неизвестного который только начали поднимать и поднимать будут еще долго! Боюсь другого, что ради сиюминутных интересов найдутся близорукие люди, которые начнут разрушать все и вся! Пример соседняя украина. Да зачем глядеть далеко, в моем зодном городе снесли памятник Ленину около школы N1 и памятник Кирову в одноименном парке. Зачем не знаю? Скажу даже большее ради спрямления дороги было уничтожено здание заводоуправления, которое простояло свыше 200 лет, разрушается библиотека примерно 220 лет, стоит покинутым здание музея? Администрации это не надо! Людям?
              Прошу прощения, грустно!
              1. Reptiloid 29 января 2017 20:10
                Как-то раньше слышал на экскурсии слова о том, что огромные разрушения православных храмов и буддийских храмов( дацанов) произошли во времена кукурузного.Также, как и волна эспроприации ценностей из них.В то время было достаточно слов экскурсовода, но надо уточнять всё.
                1. дядя Мурзик 30 января 2017 11:48
                  За 15 лет в России открыто около 20 000 православных храмов и закрыто более 23 000 школ. Такие данные приводит ВЦИОМ России. Только общее количество храмов и часовен в епархии города Москвы за последнее пятилетие увеличилось с 837 в 2010 году до 1056 в 2014 году (934 храма и 122 часовни). А в 2014 году запущенна программа строительства 200 храмов в московской области. При этом число школ в Москве и Подмосковье продолжает сокращаться.Видимо было бы хорошо когда строились храмы и не закрывались школы!
                  1. bober1982 30 января 2017 12:03
                    Дружище,этот храм Ильи Пророка построили на территории челябинского авиаучилища штурманов,и теперь радует солдат,курсантов,офицеров и генералов.
              2. parusnik 29 января 2017 20:56
                Да уж, грустно...
      2. Vitalson 3 февраля 2017 13:03
        Я так полагаю что в Ельцин центре все вопросы компрометирующие новую российскую власть задавать не корректно.
  2. Dekabrist 29 января 2017 15:44
    Многие общественно-политические процессы на бывшем постсоветском пространстве - наследие еще Российской империи и СССР. Настоящая статья- хорошая иллюстрация этого. В принципе ведь это статья не о реставраторах. Она о СССР. Подобные статьи появляются все чаще, и не только на ВО. И авторы - совсем не "совки", ругаемые интернет-хомячками и офисным планктоном, питающим надежду эволюционировать в акул и китов и забывающих, что процесс превращения одноклеточных в многоклетолчных давно закончен. Пишут те, кому на момент развала СССР было от 20-ти до 30-ти лет. Ностальгия? Нет, теперь это уже больше, чем ностальгия! Теперь это сознательный выбор! Вот и появляются одна за одной подобные статьи. Более того - советское детство сейчас в моде. Отношение к жизни в СССР меняется с резко негативного на позитивное. За последние пару лет в интернете появилась масса ресурсов, посвященных повседневной жизни в Советском Союзе.
    Капитализм с человеческим лицом пока где-то далеко, зато капитализм со звериным оскалом- вот он. Очевидно идея, что настоящее счастье - ничего не иметь и ничего не терять, гораздо жизнеспособнее, чем о ней думали.
    Если сравнить все советские и русские конституции, то одна окажется краше другой. В принципе, каждая последующая Конституция была лучше и невыполнимей предыдущей.
    Тем не менее, все больше почему-то желающих вернуться в СССР и никому там ничего не отдавать.
    1. Котище 29 января 2017 16:13
      В 1991 году на дверях магазина "Раймаг", был такой, рядом с избирательной комиссией. Висел интересный плакатик со словами "РАЗБИВ СТЕКЛО ИЗ ОСКОЛКОВ НЕ СОБРАТЬ НОВОЕ". Возможно напутал со словами, но смысл был именно такой. Мне тогда еще 13-летниму пацану запомнились именно эти слова! Скажу больше я искренне горевал, что "стекло" всетаки разбили!
      1. Vitalson 3 февраля 2017 13:05
        Вам в 1991 году было 13 лет? Значит мы с вами ровесники - я тоже 1978 г.р.
    2. кеп 29 января 2017 19:44
      Цитата: Dekabrist
      Она о СССР. Подобные статьи появляются все чаще, и не только на ВО. И авторы - совсем не "совки", ругаемые интернет-хомячками и офисным планктоном, питающим надежду эволюционировать в акул и китов и забывающих, что процесс превращения одноклеточных в многоклетолчных давно закончен. Пишут те, кому на момент развала СССР было от 20-ти до 30-ти лет. Ностальгия? Нет, теперь это уже больше, чем ностальгия! Теперь это сознательный выбор! Вот и появляются одна за одной подобные статьи.


      Почему ? Есть и другие статьи.Которые не об СССР, а о сегодняшнем дне.
      http://rusrand.ru/analytics/bednost-v-rossii-ne-2
      0-a-70-millionov-rossiyan
      Отсюда,если вы прочли,не просто ностальгия,это нечто другое.
      Нет желания комментировать.Решайте сами.
      1. Dekabrist 29 января 2017 21:37
        Я где-то утверждал, что статьи этой тематики единственые? Я отметил тенденцию.
        Тема действительно затрагивается все чаще. Даже теми, кто об СССР знает только из истории. А то, что описано в материале по Вашей ссылке, возможно одна из причин появления статей "хочу в СССР". В чем противоречие?
        1. кеп 30 января 2017 02:50
          Цитата: Dekabrist
          В чем противоречие?


          Вы правы их нет. hiПросто снова возникли противоречия по Марксу,между трудом и капиталом,чем они кончаются.Правильно. Поражает,что кроме библиотекарей историю никто не читает.Спасибо что прочли ссылку. hi
  3. bober1982 29 января 2017 17:42
    Могила князя Пожарского находится в Спасо-Евфимиевом монастыре,а не в Нижнем Новгороде,как указано на фото.
    Сталин во время войны сразу вспомнил про великих русских полководцев (чтобы вдохновить массы),в том числе и кн.Пожарского,отсюда и .....и стыдно от того,признается полковник,как чтим мы своих героев.....
    1. Котище 29 января 2017 18:52
      Если я не ошибаюсь первые фильмы и книги про Петра Первого, Ивана Грозного и Александра Невского появились перед ВОВ.
      Вопрос топтания в грязи своего прошлого, к сожалению очень часто стоял на повестке дня за 1000 историю нашей Родины. Надо быть честным перед собой и своими предками, было плохо в истории нашего Отечества, да было, было хорошо, да тоже было. Я искренне верю, что хорошего было больше чем плохого. Как тогда объяснить то, что Россия занимает 1/3 тверди земного шара. Плохими делами, такое государство не построишь.
      С уважением, Котище!
      1. bober1982 29 января 2017 19:48
        Видимо поэтому в советских школах и учили,что кроме Петра Великого и Ивана Грозного больше никого не было.
        Когда прижало,вспомнили всех и вся : Суворова,Кутузова,Ушакова,Багратиона,Нахимова,офи
        церские погоны,генеральские звания,братья и сестры....
        С Уважением!
        1. Reptiloid 29 января 2017 20:25
          В Советских школах одного не говорили, в постсоветских------другого.В тоже самое время ведь и родители маленьким детям или младшим школьникам не говорили ни про Чечню, ни про Приднестровье.А уж про участие СССР в Анголе ,Мозамбике, других странах-----сами родители не всегда знали. Или про Ассуанскую плотину, или что наши геологи работали по контрактам в Алжире приСССР Вот когда я учился------ничего!!!!!!!Хорошо, родные всегда интересовались, книги любили, читали, собирали----все.Ну, круг общения родных тоже помог.
        2. Rastas 29 января 2017 20:57
          Не прижало, историческую тему стали развивать еще до войны. Если уж начистоту говорить, то именно после революции 17-го русский народ наконец-то узнал историю своей страны, потому что в благословенной царской России русский мужик понятия не имел, кто такие Суворов или Кутузов, Достоевский или Пушкин. Историю России знали по народным преданиям и сказаниям. Что говорить, если даже, например, император Александр I знал лучше историю древних Греции и Рима, что для высшего общества выход "Истории" Карамзина стал настоящим явлением, на которое Пушкин написал, что наконец-то мы узнали историю своей страны.
  4. Александр Грин 29 января 2017 22:39
    Храмы разрушали не все подряд, а только те, которые не собирали достаточного количества прихожан, и которые не носили художественной ценности. Как ни странно звучит, но в 18-19 и в начале 20-го века повсеместно строили одинаковые, типовые церковные соборы.

    Насчет уничтожения старины. Была в Москве Сухаревская башня,
    Вопрос о ее сносе обсуждался очень долго. Сначала было предложение убрать ее с проезжей части, т.е. перенести в другое место. Инициатором был Моссовет, главным мотивом было – увеличение движения возле башни и связанные с этим ежедневные травмы и гибель людей. На совещании архитекторов была названа цифра 5 чел в день, а известный архитектор Щусев поправил - 10 чел. в день.
    Этот вопрос обсуждался не только в Моссовете, но и в московском горкоме, обкоме, в правительстве и политбюро. Были даже предложения для сохранения башни, разрушить окружающие дома и сделать вокруг нее круговое движение.
    Главным аргументом в пользу переноса башни было то, что Москва расширялась, движение в ней росло. Перспективы огромны и сохранение башни не учитывало, когда в Москве будут сотни тысяч автомобилей. Но башню, все же, пришлось снести т.к. она была уже ветхой цоколь и фундамент были в трещинах, и при переносе башня просто бы развалилась.

    О соборе Василия Блаженного. Никто его взрывать не собирался, делались предложения его несколько переместить в сторону, т.к он мешал проезду автомобилей по Красной Площади, но архитектурная комиссия пошла по другому пути она просто предложила закрыть автомобильное движение по Красной Площади, с чем согласились все и храм остался на старом месте. Ограничились тем, что с центра Красной Площади перенесли памятник Минину и Пожарскому на площадку перед собором, где он и стоит по сей день .

    О храме Христа Спасителя. На этом месте собирались построить Дворец Советов. Но вопрос о сносе тоже решался не с кондачка, Предложение Моссовета о сносе храма тоже рассматривалось на уровне правительства и политбюро. Долго решали, как с ним быть. Решение о сносе, все же, было принято, т.к. такие архитекторы как Жолтовский, Фомин, Щуко и др. считали, что он не имеет особой архитектурной ценности.
  5. Vitalson 3 февраля 2017 13:15
    Цитата: Александр Грин
    Решение о сносе, все же, было принято, т.к. такие архитекторы как Жолтовский, Фомин, Щуко и др. считали, что он не имеет особой архитектурной ценности.

    А так же не имеет никакого значения то что на стенах этого храма были начертаны имена офицеров, погибших в Отечественной войне 1812 года. Собственно этот храм и был построен в честь павших воинов в войне с Наполеоном. Но видно для тех архитекторов и тех кто поддержал их точку зрения победа в войне с Наполеоном это такая мелочь для России, что не стоит эту победу увековечивать. Достаточно Александровской колонны в Санкт-Петербурге(Ленинграде).
    1. Александр Грин 4 февраля 2017 18:05
      Цитата: Vitalson
      А так же не имеет никакого значения то что на стенах этого храма были начертаны имена офицеров, погибших в Отечественной войне 1812 года.


      Фрески с именами героев 1812 года были сохранены в музее.

      А по поводу безвкусицы стиля Храма Христа Спасителя высказывался еще великий русский художник Верещагин, считая его детищем бесталанного архитектора. Храм действительно был тяжеловесным, огромный центральный купол как бы придавливал его. К тому же храм находился на самом высоком месте города, и он своей тяжеловесностью довлел над Москвой.

      Поэтому не могло советское правительство допустить, чтобы над столицей Страны Советов, строящей коммунизм, возвышался идеологический символ религии, которая служила буржуазии. Он никак не вписывался в новую государственную идеологию.

      Это сегодня наблюдается ренессанс религии, а в тридцатые годы отношение к церкви было несколько иное, еще помнили ее контрреволюционную борьбу против советской власти. В то время в процессе строительства социализма, реального улучшения жизни людей миллионы трудящихся отошли от религии — она стала им просто не нужна.
Картина дня