"Бомбардировщик девяностых" - Т-60С

"Бомбардировщик девяностых" - Т-60С
Тема Т-60 ведет свое начало с 1981 года в рамках программы Б-90 "Бомбардировщик девяностых". Самолет был рассчитан на установку двух двигателей Р-79 (18500 кгс), позже - Р-179-300 или АЛ-41Ф (изд.20) с тягой по 18500 - 21000 кгс.

В своё время М.П.Симонов под впечатлением от успеха Т-10С настоял, чтобы, так сказать, концепция нового бомбардировщика разрабатывалась в ЦАГИ.

"Бомбардировщик девяностых" - Т-60С
Т-10С в музее ВВС в Монино


Под руководством Самойловича, теперь уже Т-60С превратился в однорежимный самолет, способный прорываться к цели на высокой крейсерской скорости и большой высоте. Внешний вид этой машины аналогичен МДП 70.1 КБ МиГ, но в отличии от этого перехватчика, Т-60С оснащен интегрированным радиолокационным комплексом "Хищник". В четырех отсеках располагались 4 крылатых ракеты большой дальности Х-55. Возможна также и внешняя подвеска. Упор был сделан на снижение заметности и повышение аэродинамического качества самолета, что в целом привело к рекордной дальности 11000 км. Бортовое оборудование, разработанное в рамках этой темы, было позже использовано на Су-34.

"Бомбардировщик девяностых" - Т-60С
Су-34

В 1985 году О.С.Самойлович из-за конфликта с М.П.Симоновым перевелся на работу в ОКБ МиГ, вместе с ним туда же ушла группа конструкторов, смотри МДП.

Новые люди, взяв на себя ответственность за тему "Б-90", естественно, полностью перекроили проект. Получив индекс "объект 54С", новая машина вобрала в себя лучшие из найденных предшественниками решений. Сохранив схему "бесхвостка" (при максимальной стреловидности подвижной части) ,"объект 54С" обзавелся крылом изменяемой стреловидности и, утратив некую долю малозаметности, получил взамен многорежимность, то есть возможность эффективно летать как на большой, так и на малой высоте. Вероятно, предусматривалась возможность оснащения машины перспективными ракетами, ныне известными как Х-555 и Х-101/102.

"Бомбардировщик девяностых" - Т-60С
"объект 54С"

Предполагалось оснастить "объект 54С" модной на тот момент "фишкой", системой активной самообороны в составе РЛС заднего обзора и ракет Р-73, которые размещались в отсеке нагрузки вместе с крылатыми ракетами.

Формы самолета по аналогии с внезапно объявившимся в то время F-117 стали более угловатыми.

Каждых из этих проектов - Т-6БМ, "объект 54" и "объект 54С" - пытались запустить в серию на Новосибирском авиазаводе. В 1985 году на заводе были построены стенд топливной системы и несколько стендов "объект 54" для отработки других систем. Позже проект закрыт, а стенды демонтированы.

Тема "объект 54" была прекращена приказом Ельцина в 1992 году. Официально ее фиаско было представлено как очередная мирная инициатива в рамках переговоров по ограничению вооружений.

В 1994 г. во время жутчайшей разрухи, инфляции и депрессии идет в запуск новый проект "объект 54С". По конфигурации носовая часть похожа на рисунок c60.gif, хвостовая - на t54.gif. На виде в плане уборка поворотных консолей крыла почти полностью под фюзеляж, в убранном положении консоли в плане образуют единую поверхность со стабилизатором. Воздухозаборники на верхней поверхности фюзеляжа. Сопла - плоские, с реверсом тяги. Штанга дозаправки складывалась параллелограммом перед кабиной и полностью закрывалась створками. Предусматривалось радиопоглощающее покрытие. В течение 1994 - 1995 годов шло проектирование и запуск в производство стендов: топливной системы, "Марабу" - носовой части фюзеляжа (под шифром "Марабу" велось проектирование системы так называемой "плазменной малозаметности" - paralay), плоского сопла. На заводе шла плазовая увязка, подготовка производства. На фоне заводской, да и всеобщей послеперестроечной нищеты, мучительного запуска Су-34, все это выглядело нелепо, последними потугами былой мощи авиапрома СССР...

(Надо заметить, что примерно в то же время на авиазаводе "Сокол" запускали в производство МиГ 1.42. Видимо, эти факты являются следствием одной причины - paralay)

В 1985 году был опубликован один из первых вариантов перспективного истребителя ATF, Петром Бытовским представлены рисунки Т-60С, почти полностью копирующие этот вариант ATF.

"Бомбардировщик девяностых" - Т-60С


длина 37.2 м
размах 20.0 - 31.4 м
площадь крыла 120 кв.м
вес:
максимальный 100 000 кг
пустой 50 000 кг
топливо 35 000 кг
нагрузка 15 000 кг

тяга двигателей АЛ-41Ф:
форсажная 20 000 кгс
максимальная 15 800 кгс
рабочая 12 400 кгс

скорость:
максимальная 2100 км/ч
крейсерская 2100 км/ч

дальность:
дозвуковая 11 000 км
сверхзвуковая 7 000 км


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. tronin.maxim 17 июля 2013 07:31
    Фантастика из прошлого! Жаль сейчас не летает! А новый еще не скоро будет!
    1. Владимирец 17 июля 2013 08:19
      Цитата: tronin.maxim
      Жаль сейчас не летает! А новый еще не скоро будет!

      Ну а чего удивительного:

      "Тема "объект 54" была прекращена приказом Ельцина в 1992 году. Официально ее фиаско было представлено как очередная мирная инициатива в рамках переговоров по ограничению вооружений."


      пропитая страна ещё долго будет аукаться.
      1. Vadivak 17 июля 2013 09:06
        Цитата: ...
        "объект 54" была прекращена приказом Ельцина


        Главное чтобы люди это помнили, как и расстрел собственного народа.

        54 это конечно революция, один Марабу чего стоит
        1. Argon 17 июля 2013 12:28
          Крайне сумбурная статья,все понамешал автор в кучу,все три"новосибирских"проэкта.Но в общем то в таком бардаке все и происходило с серидины 80х по начало 00х.Хочу отметить,что изменяемая геометрия появилась не в связи с"многорежимностью?",а ввиду нереальности получения двигателей с заданными удельными расходами по режимам(в обозримой перспективе).Причем как только она возникла,сразу начало расти сопротивление проэкту со стороны ВВС т.к.выигрыш был сомнителен,а наступать на"старые"грабли вояки не хотели,да и весовая отдача планера падала,изначально находясь"не на высоте".Вообще на мой взгляд еще рано описывать те события,не обо всем пока можно говорить открыто,а главное нет доступа к конкретным"администрирующим"документам т.е.пока нельзя восстановить всю картину в хронологии,с действующими лицами.
          1. mark1 17 июля 2013 16:53
            Цитата: Argon
            Хочу отметить,что изменяемая геометрия появилась не в связи с"многорежимностью?",а ввиду нереальности получения двигателей с заданными удельными расходами по режимам(в обозримой перспективе

            Изменяемая геометрия была применена для улучшения взлетно-посадочных характеристик, при дальнейшем полете установка плоскостей на малый угол стреловидности приводила бы к резкому росту ЭПР. заявленные характеристики по дальности 11000/7000 кМ -фантастика. Реально - 7000/3600. Скорость 2100/1600 кМ/час.(Во всяком случае мне так рассказали)
            1. Argon 17 июля 2013 23:02
              Не слушайте не кого,не ужели вы считаете,что в начале 80х,не существовало иных методов улучшениея ВПХ кроме решения середины 60х(я о изм.стреловидности),несущих кучу"гемороя"с аэродинамикой,механикой,управляемостью.
              1. mark1 17 июля 2013 23:34
                Хотелось бы узнать чем отличались способы улучшения ВПХ 80-х от середины 60-х. Я знаю 3 - механизация крыла путем изменения его профиля,(закрылки, подкрылки и т.д.), механизация крыла путем изменения его стреловидности, установка дополнительной несущей поверхности перед основным крылом (ПГО), дополнительные подъемные силовые установки в расчет не принимаем.
                Первый способ без комбинации с двумя последующими может оказаться не достаточно эффективным, ПГО сразу ставит крест на радиолокационной заметности,ну а ИГ в предложенном варианте наиболее эффективна. Я думаю в данном случае подвижная консоль не слишком утяжеляет конструкцию, т.к должна работать только на взлете-посадке и на какие то серьезные перегрузки не рассчитана. В ином случае это будет выглядеть как попытка скрестить "ежа с ужом" - однорежимный бомбардировщик "стелс" с многорежимным самолетом прорыва ПВО, действительно, концепции конца 60-х
                1. mark1 19 июля 2013 11:56
                  Вот так вот - "-" и понимай как хочешь,типа "сам 2рак". А где аргументы? Или в данном случае главное лягнуть проклятое ельцинское прошлое и восхитится крутым дизайном?
                  1. Argon 21 июля 2013 23:47
                    Прошу прощения уважаемый mark1,я забыл сюда заглянуть,и так не буду углубляться в теорию скажем,что ИГ несет такую массу огранечений в вопросах конструироавания,что ее практически уже не применяют,по отечественным машинам могу сказать,и МиГ-23 и Су-17 в проэктах модернизации предложенных иностранным эксплуатантам,ИГ не имеют(впрочем не один в металле так и не появился) .Наиболее распространненной на сегодня методикой повышения ВПХ является Активный сдув пограничного слоя как с несущих поверхностей(МиГ-21бис\СМТ),так и с поверхностей управления(С-17),поддуваются закрылки,предкрылки и все,что можно.И не как нельзя обойти вниманием отклоняемый вектор тяги.В совокупности с ЭДСУ бревно на глиссаде удержит.Есть некоторые аспекты"вихревой"аэродинамики но объем коммента не позволяет.Т.е. я привел вам как минимум еще два способа улучшения ВПХ.
  2. King 17 июля 2013 08:34
    Объект 54С красавец. Хочется быстрей увидеть побыстрей ПАК ДА. Будем надеется что конструкторы не подведут.
  3. Fastblast 17 июля 2013 11:03
    Красивая птичка!
    Жаль 90-е тормознули развитие ВПК
    Fastblast
  4. Kir 17 июля 2013 13:30
    Если не ошибаюсь где-то видел и более развёрнутую статью по данной теме, да и "чертижи" там были по качественней, и ещё как это максималка с крейсерской один в один 2100-2100?
    Статье минус.
    Kir
    1. Mister X 17 июля 2013 21:54
      Цитата: Kir
      где-то видел и более развёрнутую статью по данной теме

      На сайтах публикуют выдержки из книги "Битва за скорость. Великая война авиамоторов"
      Автор Валерий Августинович

      В этой статье надергали немного инфы отсюда: http://paralay.com/t60.html
      1. Kir 17 июля 2013 22:11
        Спасибо за ссылку, но это точно не та о которой я говорил.
        Kir
      2. Комментарий был удален.
  5. Одиссей 17 июля 2013 15:38
    Кстати,именно Т-60С должен был заменить Су-24.Идея менять их на Су-27ИБ это уже конец 80-х.
    Но Т-60 оказался малореален даже для Советского ВПК.Ну а после начала перестройки стало ясно,что проект похе..т.
  6. Алан 17 июля 2013 17:17
    Цитата: Vadivak
    Цитата: ...
    "объект 54" была прекращена приказом Ельцина


    Главное чтобы люди это помнили, как и расстрел собственного народа.

    54 это конечно революция, один Марабу чего стоит

    Долго помнить будут а чтобы не забыли памятник ему поставили в граните...... хотя по заслугам кол осиновый нужен!
  7. Constantine 17 июля 2013 18:11
    Много хороших проектов пришлось на это сложное время. Тот же Экип, например. Все это очень печально. Надеюсь, что наработки по данному самолету мы увидим в наших перспективных самолетах :)
    Constantine
    1. Kir 17 июля 2013 19:13
      По нашим погодным условиям и возможности ремонта в полёте, плюс базирование на любом аэродроме и если с расчётом что можно эксплуатировать "на гражданке", так вообще-то тут у ЭКИП-а нет просто равных.
      Kir
  8. studentmati 18 июля 2013 00:49
    Тема в статье обозначена интересная, но изложение сумбурное.
  9. _КМ_ 18 июля 2013 18:32
    Интересный самолет. Только не понимаю - в чем смысл применения схемы бесхвостка?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня