Многорежимный гиперзвуковой беспилотный летательный аппарат «Молот»



В настоящее время ОАО «НПО «Молния» по тематике НИР«Молот» разрабатывает многорежимный гиперзвуковой беспилотный летательный аппарат. Этот БПЛА рассматривается как прототип–демонстратор технологий гиперзвукового беспилотного самолета-разгонщика с комбинированной экранной турбо-прямоточной силовой установкой. Ключевой технологией прототипа является применение прямоточного воздушно- реактивного двигателя (ПВРД) с дозвуковой камерой сгорания и экранным воздухозаборным устройством.

Расчетно-экспериментальные параметры прототипа-демонстратора:
-крейсерские числа Маха М = 1.8… 4

-высоты полета от малых до Н = 20 000 м,
-полетная масса до 530 кг.
-наземный старт с пусковой установки, с помощью твердотопливного ускорителя.




Предысторией данной НИР был проект многорежимного сверхзвукового беспилотного летательного аппарата (МСБЛА) разработки ОАО «НПО «Молния», в котором определялся аэродинамический облик перспективного беспилотного или пилотируемого самолета-разгонщика. Ключевой технологией МСБЛА является применение прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) с дозвуковой камерой сгорания и экранным воздухозаборным устройством. Проектные параметры МСБЛА: крейсерские числа Маха М = 1.8… 4, высоты полета от малых до Н ≈ 20 000 м, стартовый вес до 1000 кг.

Исследованная на стенде СВС-2 ЦАГИ компоновка воздухозаборника показала малую эффективность примененного подфюзеляжного клинового экрана, выполненного «заодно» с фюзеляжем (рис. А) и прямоугольного экрана с размахом, равным ширине фюзеляжа (рис. Б).

Многорежимный гиперзвуковой беспилотный летательный аппарат «Молот»


Оба они обеспечили примерное постоянство коэффициентов восстановления полного давления ν и расхода f по углу атаки вместо их увеличения.

Поскольку для МСБЛА, как прототипа самолета-разгонщика, не подходил лобовой экран типа использованного на ракете Х-90, было решено на основании экспериментальных исследований ЦАГИ начала 80-х годов разработать подфюзеляжный экран, сохранив в качестве воздухозаборника конфигурацию с двухступенчатым центральным телом, полученную по результатам испытаний.

В ходе двух этапов экспериментальных исследований на специальном стенде СВС-2 ЦАГИ, декабрь 2008 – февраль 2009 г. и март 2010 г., с промежуточным этапом численных поисковых исследований было разработано экранное воздухозаборное устройство (ЭВЗУ) с двухступенчатым конусным телом, имеющим различные расчетные числа Маха по ступеням, что позволило получить приемлемые тяги в широком диапазоне чисел Маха.



Эффект экрана состоит в увеличении коэффициентов расхода и восстановления при повышении угла атаки на числах Маха М >2.5. Величина положительного градиента обоих характеристик увеличивается с повышением числа Маха.



ЭВЗУ впервые разработан и применен на гиперзвуковом экспериментальном летательном аппарате Х-90 разработки НПО «Радуга» (крылатая ракета, по классификации НАТО AS-19 Koala)



В результате была разработана аэродинамическая конфигурация прототипа по названной авторами «гибридной» схеме с интеграцией ЭВЗУ в несущую систему.



Гибридная схема имеет признаки как схемы «утка» (по количеству и расположению несущих поверхностей), так и схемы «бесхвостка» (по типу органов продольного управления). Типовая траектория МСБЛА включает запуск с пусковой наземной установки, разгон твердотопливным ускорителем до сверхзвуковой скорости запуска ПВРД, полет по заданной программе с горизонтальным участком и торможение до малой дозвуковой скорости с мягкой посадкой на парашюте.



Видно, что гибридная компоновка за счет большего экранного эффекта и оптимизации аэродинамической компоновки под минимум лобового сопротивления при α = 1.2°… 1.4° реализует существенно более высокие максимальные числа Маха полета М ≈ 4.3 в широком диапазоне высот Н = 11… 21 км. Схемы «утка» и «бесхвостка» достигают максимального значения числа М = 3.72… 3.74 на высоте Н = 11 км. При этом гибридная схема имеет малый выигрыш за счет сдвига минимума сопротивления и при малых числах Маха, имея на высоте Н ≈ 11 км диапазон полетных чисел М = 1.6… 4.25. Наименьшая область равновесного полета реализуется у схемы «утка».

В таблице приведены расчетные летно-технические данные по разработанным компоновкам по типовым траекториям полета.


Дальности полета, имеющие одинаковый уровень у всех вариантов МСБЛА, показали возможность успешного создания самолета-разгонщика при несколько увеличенном относительном запасе керосинового топлива с дальностями сверхзвукового полета порядка 1500–2000 км для возврата на аэродром базирования. При этом разработанная гибридная компоновка, являющаяся следствием глубокой интеграции аэродинамической схемы и экранного воздухозаборного устройства прямоточного воздушно-реактивного двигателя, обладала явным преимуществом по предельным скоростям полета и диапазону высот, в котором реализуется предельные скорости. Абсолютные значения числа Маха и высоты полета, достигающие Мmax = 4.3 при Нmax Mmax = 20 500 м, позволяют говорить о реализуемости на уровне существующих в России технологий многоразовой авиационно-космической системы с гиперзвуковым высотным самолетом-разгонщиком, обеспечивающим снижение массы и, соответственно, стоимости космической одноразовой ступени в 6–8 раз по сравнению со стартом с земли.

Данная аэродинамическая компоновка явилась окончательным вариантом для рассмотрения многоразового многорежимного беспилотного летательного аппарата больших сверхзвуковых скоростей полета.

Концепция и общая компоновка


Отличительным требованием к самолету-разгонщику, по сравнению с его малогабаритным прототипом, является взлет/посадка по самолетному с существующих аэродромов и необходимость совершения полета при числах Маха, меньших Маха запуска ПВРД М < 1.8… 2. Это определяет тип и состав комбинированной силовой установки самолета-разгонщика, имеющей в своем составе ПВРД и турбореактивные двигатели с форсажной камерой (ТРДФ).



На основании этого был сформирован технический облик и общая компоновка самолета-разгонщика для транспортной космической системы легкого класса с проектной грузоподъемностью порядка 1000 кг на низкую околоземную орбиту 200 км. Была проведена оценка весовых параметров жидкостной двухступенчатой орбитальной ступени на основе кислородно-керосинового двигателя РД-0124 методом характеристической скорости с интегральными потерями, исходя из условий запуска с разгонщика.



На первой ступени устанавливается двигатель РД-0124 (пустотная тяга 30 000 кг, удельный импульс 359 с), но с уменьшенным диаметром рамы и сближенными камерами, или двигатель РД-0124М (отличается от базового одной камерой и новым соплом большего диаметра); на второй ступени двигатель с одной камерой от РД-0124 (принята пустотная тяга 7 500 кг). По полученной весовой сводке орбитальной ступени с общим весом 18 508 кг была разработана ее конфигурация, а на ее основании - компоновка гиперзвукового самолета-разгонщика на взлетный вес 74 000 кг с комбинированной силовой установкой (КСУ).



КСУ включает в себя:
• ПВРД с аналогичным прототипу ЭВЗУ, типом и компоновкой камеры сгорания;

• Три турбореактивных двухконтурных форсажных двигателя АЛ-31Ф М1



ТРДФ и ПВРД расположены вертикальным пакетом, что позволяет монтировать и обслуживать каждый из них раздельно. Для размещения ПВРД с ЭВЗУ максимального размера и, соответственно, тяги, была использована вся длина аппарата. Максимальный взлётный вес аппарата 74 т. Масса пустого - 31 т.

На разрезе видно орбитальную ступень - двухступенчатую жидкостную РН весом 18,5 т, выводящую ПН 1000 кг на низкую околоземную орбиту 200 км. Также видны 3 ТРДДФ АЛ-31ФМ1.


Экспериментальную отработку ПВРД такого размера предполагается проводить непосредственно в летных испытаниях, используя для разгона ТРДФ. При разработке единой воздухозаборной системы были приняты базовые принципы:
• Минимум подвижных частей при минимальных силовых нагрузках на них;
• Полное сохранение теоретической геометрии ВЗУ ПВРД прототипа.


Реализованные путем разделения воздуховодов для ТРДФ и ПВРД за сверхзвуковой частью воздухозаборника и разработки простого по исполнению устройства-трансформера, преобразующего «туда-обратно» сверхзвуковую часть ЭВЗУ в нерегулируемые конфигурации, одновременно переключая подачу воздуха между каналами. ЭВЗУ аппарата на взлёте работает на ТРДДФ, при наборе скорости М=2,0 происходит переключение на ПВРД.



За устройством-трансформером ЭВЗУ расположены горизонтальным пакетом отсек полезной нагрузки и основные топливные баки. Применение вкладных баков необходимо для тепловой развязки «горячей» конструкции фюзеляжа и «холодных» теплоизолированных баков с керосином. За отсеком полезного груза размещается отсек ТРДФ, который имеет проточные каналы для охлаждения сопел двигателей, конструкции отсека и верхней створки сопла ПВРД при работе ТРДФ.

Принцип работы трансформера ЭВЗУ самолета-разгонщика исключает с точностью до малой величины силовое противодействие на подвижную часть устройства со стороны набегающего потока. Это позволяет минимизировать относительную массу воздухозаборной системы за счет снижения массы самого устройства и его привода по сравнению с традиционными регулируемыми прямоугольными воздухозаборниками. ПВРД имеет расщепляющееся сопло-стекатель, которое в сомкнутом виде при работе ТРДФ обеспечивает безотрывный сток обтекающего фюзеляж потока. При раскрытии сопла-стекателя на переходе в режим работы ПВРД верхняя створка закрывает донный срез отсека ТРДД. Сопло ПВРД в раскрытом виде представляет собой сверхзвуковой конфузор и при некоторой степени недорасширения струи ПВРД, реализующейся на больших числах Маха, обеспечивает прирост тяги за счет продольной проекции сил давления на верхней створке.

По сравнению с прототипом существенно увеличена относительная площадь консолей крыла из-за необходимости самолетных взлета/посадки. Механизация крыла включает только элевоны. Кили оборудованы рулями направления, которые могут использоваться как тормозные щитки на посадке. Для обеспечения безотрывности обтекания при дозвуковых скоростях полета экран имеет отклоняемый носок. Шасси самолета-разгонщика четырехстоечное с размещением по бортам для исключения попадания грязи и посторонних предметов в воздухозаборник. Такая схема отработана на изделии ЭПОС – аналоге орбитального самолета система «Спираль», что позволяет, аналогично велосипедному шасси, осуществлять «приседание» на взлете.



Для определения полетных весов, положения центра масс и собственных моментов инерции самолета-разгонщика была разработана упрощенная твердотельная модель в CAD-среде.


Конструкция, силовая установка и снаряжение самолета-разгонщика были разделены на 28 элементов, каждый из которых оценивался по статистическому параметру (удельный вес приведенной обшивки и т.п.) и моделировался геометрически подобным твердотельным элементом. Для конструкции фюзеляжа и несущих поверхностей использовалась весовая статистика по самолетам типа МиГ-25/МиГ-31. Масса двигателя АЛ-31Ф М1 взята «по факту». Различный процент заливки керосина моделировался усеченными твердотельными «слепками» внутренних полостей топливных баков.



Также была разработана упрощенная твердотельная модель орбитальной ступени Массы элементов конструкции принимались на основе данных по блоку «И» (третья ступень ракеты-носителя «Союз-2» и перспективной ракеты-носителя «Ангара») с выделением постоянной и переменной составляющих в зависимости от массы топлива.

Некоторые особенности полученных результатов аэродинамики разработанного летательного аппарата:


На самолете-разгонщике для увеличения дальности полета используется режим планирования при конфигурировании под ПВРД, но без подачи топлива в него. На этом режиме используется сопло-стекатель, которое уменьшает свой раствор при выключении ПВРД до площади протока, обеспечивающего течение в канале ЭВЗУ, такое, что тяга дозвукового диффузора канала становится равна сопротивлению сопла:
Pдиф ЭВЗУ = Хсс ПВРД. Проще говоря, используется принцип работы дросселирующего устройства на установках для испытаний ВЗУ типа СВС-2 ЦАГИ. Подсобранное сопло-стекатель открывает донный срез отсека ТРДФ, который начинает создавать собственное донное сопротивление, но меньшее, чем сопротивление выключенного ПВРД со сверхзвуковым течением в канале ВЗУ. В испытаниях ЭВЗУ на установке СВС-2 ЦАГИ была показана устойчивая работа воздухозаборника с числа Маха М = 1.3, поэтому можно утверждать о выполнении режима планирования с применением сопла-стекателя как дросселя ЭВЗУ в диапазоне 1.3 ≤ М ≤ Мmax.

Летные характеристики и типовая траектория полета


Задачей самолета-разгонщика является запуск орбитальной ступени с борта в полете, при высоте, скорости полета и угле траектории, отвечающих условию максимума массы полезного груза на опорной орбите. На предварительном этапе исследований по проекту «Молот» ставится задача выхода данного летательного аппарата на максимальную высоту и скорость полета при использовании маневра «горка» для создания больших положительных значений угла траектории на ее восходящей ветви. При этом ставится условие минимизации скоростного напора при отделении ступени для соответствующего уменьшения массы обтекателя и снижения нагрузок на отсек полезного груза в раскрытом положении.

Исходными данными по работе двигателей служили летные тягово-экономические характеристики АЛ-31Ф, скорректированные по стендовым данным двигателя АЛ-31Ф М1, а также пересчитанные пропорционально камере сгорания и углу установки экрана характеристики ПВРД прототипа.

На рис. показаны области горизонтального установившегося полета гиперзвукового самолета-разгонщика в различных режимах работы комбинированной силовой установки.


Каждая зона рассчитана для средней по соответствующему участку разгонщика проекта «Молот» для средних масс по участкам траектории полетной массы аппарата. Видно, что самолет-разгонщик достигает максимального числа Маха полета М = 4.21, при полете на турбореактивных двигателях число Маха ограничено значением М = 2.23. Важно отметить, что график иллюстрирует необходимость обеспечения для самолета-разгонщика потребных тяг ПВРД в широком диапазоне чисел Маха, что было достигнуто и определено экспериментально в ходе работ над экранным воздухозаборным устройством прототипа. Взлет осуществляется при скорости отрыва V = 360 м/с - несущие свойства крыла и экрана достаточны без применения взлетно-посадочной механизации и зависания элевонов. После оптимального набора высоты на горизонтальном участке Н = 10 700 м происходит выход самолета-разгонщика на сверхзвук с дозвукового числа Маха М = 0.9, переключение комбинированной силовой установки при М = 2 и предварительный разгон до Vopt при М = 2.46. В процессе набора высоты на ПВРД самолет-разгонщик выполняет разворот на аэродром базирования и достигает высоты Н0пик = 20 000 м при числе Маха М = 3.73.

На данной высоте начинается динамический маневр по достижению максимальной высоты полета и угла траектории для запуска орбитальной ступени. Выполняется пологое пикирование с разгоном до М = 3.9 и последующим маневром «горка». ПВРД оканчивает работу на высоте Н ≈ 25000 м и последующий набор высоты происходит за счет кинетической энергии разгонщика. Запуск орбитальной ступени происходит на восходящей ветви траектории на высоте Нпуск = 44 049 м при числе Маха М = 2.05 и угле траектории θ = 45°. Самолет-разгонщик достигает на «горке» высоты Нmax = 55 871 м. На нисходящей ветви траектории, по достижению числа Маха М = 1.3, происходит переключение ПВРД → ТРДФ для исключения помпажа воздухозаборника ПВРД.

В конфигурировании ТРДФ самолет-разгонщик планирует до выхода на глиссаду, имея запас топлива на борту Gгзт = 1000 кг.


В штатном режиме весь полет от момента выключения ПВРД до посадки происходит без использования двигателей с запасом по дальности планирования.

Изменение угловых параметров движения ступени показано на данном рисунке.


При выведении на круговую орбиту Н = 200 км на высоте Н = 114 878 м при скорости V = 3 291 м/с отделяется ускоритель первой субступени. Масса второй субступени с грузом на орбите Н = 200 км составляет 1504 кг, из них полезный груз составляет mпг = 767 кг.
Схема применения и траектория полета гиперзвукового самолета-разгонщика проекта «Молот» имеет аналогию с американским «университетским» проектом RASCAL, создающимся при поддержке правительственного ведомства DARPA.


Особенностью проектов «Молот» и RASCAL является применение динамического маневра типа «горка» с пассивным выходом на большие высоты пуска орбитальной ступени Нпуск ≈ 50 000 м при малых скоростных напорах, для «Молота» qпуск = 24 кг/м2. Высотность пуска позволяет уменьшить гравитационные потери и время полета дорогостоящей одноразовой орбитальной ступени, то есть ее полную массу. Малые скоростные напоры пуска дают возможность свести к минимуму массу обтекателя полезного груза или вообще от него отказаться в отдельных случаях, что существенно для систем сверхлегкого класса (mпгН200<1000 кг).

Принципиальным преимуществом самолета-разгонщика проекта «Молот» по сравнению с RASCAL является отсутствие бортовых запасов жидкого кислорода, что упрощает и удешевляет его эксплуатацию и исключает неосвоенную технологию авиационных многоразовых криогенных баков. Тяговооруженность в режиме работы ПВРД позволяет разгонщику «Молот» достигать на восходящей ветви «горки» «рабочих» для орбитальной ступени углов траектории θпуск ≈ 45°, в то время как разгонщик RASCAL обеспечивает своей орбитальной ступени стартовый угол траектории только θпуск ≈ 20° с последующими потерями из-за маневра доворота ступени.

По удельной грузоподъемности авиационно-космическая система с гиперзвуковым беспилотным разгонщиком «Молот» превосходит систему RASCAL: (mпгН500/mвзл)молот = 0.93%, (mпнН486/mвзл)rascal = 0.25%.

Таким образом, разработанная и освоенная отечественной авиационно-космической промышленностью технология прямоточного воздушно-реактивного двигателя с дозвуковой камерой сгорания («ключ» проекта «Молот») превосходит по эффективности применения на гиперзвуковых самолетах-разгонщиках перспективную американскую технологию MIPCC впрыска кислорода в тракт воздухозаборника ТРДФ.

Гиперзвуковой беспилотный самолет-разгонщик массой 74 000 кг выполняет взлет с аэродрома, разгон, набор высоты по оптимизированной траектории с промежуточным разворотом на точку взлета до высоты Н =20 000 м и М = 3.73, динамический маневр типа «горка» с промежуточным разгоном в пологом пикировании до М = 3.9. На восходящей ветви траектории при Н = 44 047 м, М = 2 происходит отделение двухступенчатой орбитальной ступени массой 18 508 кг, спроектированной на базе двигателя РД-0124.
После прохождения «горки» Нmax = 55 871 м в планирующем режиме разгонщик осуществляет полет до аэродрома, с гарантированным запасом топлива 1000 кг и посадочной массой 36 579 кг. Орбитальная ступень выводит на круговую орбиту Н = 200 км полезный груз массой mпг = 767 кг, на Н = 500 км mпг = 686 кг.

Справка.

1.Лабораторно-испытательная база НПО "Молния" включает следующие лабораторные комплексы:
Лаборатория статических прочностных испытаний

Лаборатория динамических испытаний

Лаборатория криотермовакуумных испытаний

Лаборатория климатических испытаний
Лаборатория трибологических испытаний


2.А это проект высокоскоростного гражданского самолета HEXAFLY-INT

Который является одним из крупнейших международных кооперационных проектов. В нём задействованы ведущие европейские (ESA, ONERA, DLR, CIRA и др.), российские (ЦАГИ, ЦИАМ, ЛИИ, МФТИ) и австралийские (The University of Sydney и др.) организации.




3. Ростех не допустил банкротства предприятия, разработавшего космический челнок «Буран»
Прим: 3-D модель в начале статьи никакого отношения не имеет к НИР "Молот".

Статья на основе работы:
Проект «Молот» гиперзвукового беспилотного самолета-разгонщика с комбинированной экранной турбо-прямоточной силовой установкой
/Макеич Г. С., Тюкаев М. Ю. (Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Волоколамское шоссе, 4, Москва, A-80, ГСП-3, 125993, Россия), Чибисов Я. Н. (ОАО Научно-производственное объединение «Молния»)/


Использованы материалы, фотографии и видео
http://www.mai.ru/
http://www.ciam.ru/
http://www.npomolniya.ru/
http://en.avia.pro/
http://www.darpa.mil/
www.youtube.com
http://otvaga2004.ru/
http://www.3dmir.ru/forum/read/5075.html
http://www.globalsecurity.org/
http://36on.ru/news/economics/64320-v-sovete-federatsii-proshli-dni-voronezhskoy-oblast
Автор: Антон [opus]


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 76

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Изгоняющий либероидов 4 февраля 2017 08:30
    Антон,спасибо за статью, жалко что как всегда данный аппарат не будет построен ибо у нас все хорошее быстро "ложат под сукно "!
    1. кеп 4 февраля 2017 11:07
      Цитата: Изгоняющий либероидов
      Антон,спасибо за статью, жалко что как всегда данный аппарат не будет построен ибо у нас все хорошее быстро "ложат под сукно "!


      Есть еще вариант,сплавить "налево",за "неэффективностью". Даже говорить не буду кому,можно догадаться.Представляю в какие деньги обошлась такого плана работа.
      А за статью,считай целую лекцию,автору моё почтение.
  2. demiurg 4 февраля 2017 09:09
    Спасибо за статью.
    Прикидывали, сколько будет стоить один запуск и один килограмм?
    1. opus 7 февраля 2017 21:44
      Цитата: demiurg
      Прикидывали, сколько будет стоить один запуск и один килограмм?

      у американцев в 2002 расчет:
      $ 750 000 на доставку 75 кг полезной нагрузки на НОО.
      т.е. $ 10 000 /кг

      Цитата: Автор
      По удельной грузоподъемности авиационно-космическая система с гиперзвуковым беспилотным разгонщиком «Молот» превосходит систему RASCAL: (mпгН500/mвзл)молот = 0.93%, (mпнН486/mвзл)rascal = 0.25%.

      0,93%:0,25% =3,72
      можно предположить что у нас: 3-4000$/ кг
  3. 501Legion 4 февраля 2017 09:25
    Статья отличная, спасибо
  4. Старый26 4 февраля 2017 09:31
    Антон. Спасибо за статью. Тема достаточно интересная. Но есть несколько вопросов по теме.
    1. Состояние НИР, завершена ли она и какова дальнейшая судьба работы (если знаете)
    2. Я внимательно прочитал статью, даже дважды, но ни в одном из ваших графиков не нашел подтверждения заголовку о ГИПЕРЗВУКОВОМ разгонщике. Максимальные параметры, указанные вами лежат в пределах до 4,5М. Не уточните эту деталь?
    3. Это скорее уточнение, чем вопрос. На рисунке предоставлена гиперзвуковая ракета Х-90 (СССР). Вот к ней есть небольшие претензии
    На МАКСе она просто называлась ГЭЛА (гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат), без всех этих названий гиперзвуковая ракета Х-90. Боюсь, что это название появилось в среде журналамеров. не AS-19 Koala, а AS-Х-19 Koala). И само обозначение гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат Х-90 разработки НПО «Радуга» тоже несколько неправильное. В системе обозначений нашей техники обозначение Х ракетам класса "воздух-поверхность" дается уже после принятия их на вооружение. Но это так, уже мои придирки к точности обозначений. Еще раз спасибо за статью.
    1. Bongo 4 февраля 2017 11:04
      Цитата: Старый26
      Антон. Спасибо за статью. Тема достаточно интересная.

      Присоединяюсь! good К сожалению, Антон пишет очень редко, хотя и метко! Впрочем, весьма грамотные и подтвержденные графиками и расчетами публикации к сожалению в последнее время мало востребованы.
      request
      Цитата: Старый26
      Я внимательно прочитал статью, даже дважды, но ни в одном из ваших графиков не нашел подтверждения заголовку о ГИПЕРЗВУКОВОМ разгонщике. Максимальные параметры, указанные вами лежат в пределах до 4,5М. Не уточните эту деталь?

      У меня тоже возник такой вопрос.
      1. opus 7 февраля 2017 22:16
        Цитата: Bongo
        Антон. Спасибо за статью. Тема достаточно интересная. Но есть несколько вопросов по теме.

        Цитата: Bongo
        Присоединяюсь!

        Привет "други пред(или за)пенсионного возраста". И вам спасибо, и всем прочитавшим так же.
        Вы не подумайте,что я зазнался или снобизмом припух.
        я тупо был забанен до 07.02.17 до 17

        токо-шо санкции сняли.
        Даж не знал "за шо"( ща узнал)
        Цитата: Старый26
        Состояние НИР, завершена ли она и какова дальнейшая судьба работы (если знаете)

        "Молния" чуть не обанкротилась.
        Я думаю проект будет закрыт, демонстратор(многорежимный сверхзвуковой беспилотный летательный аппарат (МСБЛА))вероятно пойдет на оружие.
        Неужели ни кто не обратил внимание на ЛТХ демонстратора?

        1500- 2000 км на 4,31 М с БЧ под 400 кг... странно
        "Молния " чуть не обанкротилась,поменялись времена ,нравы,материалы, но наработки не пропадут.

        Цитата: Старый26
        Я внимательно прочитал статью, даже дважды, но ни в одном из ваших графиков не нашел подтверждения заголовку о ГИПЕРЗВУКОВОМ разгонщике


        Цитата: Bongo
        У меня тоже возник такой вопрос.

        Вот вы оба въедливые.
        1."гипер" ,зн.«находящийся выше чего-либо», «превышающий какую-либо норму»,Синонимы сверх-, супер-. Сверхзвук синоним гиперзвук (потому,что сказанов разы,а во сколько " в разы" не оговорено.
        на счёт М=5.Ну допустим,я как и МАИ считаем,что всё ,что быстрее рекорда SR-71 для ЛА оснащенного ПВРД- гипер звук.
        2.А если серьёзно,то

        зелёным выделил.
        -им просто не хватило времени,денег ,стенда для М>5 .

        Но в потенциале М должно быть больше 5 (но другой ВЗ и ЭВЗУ)
        -у них вышел большой разбега центровок, при хцм → 19.88 м и малая степень статической неустойчивости в диапазонах М < 1 и M = 4… 5
        -Расчетно-экспериментальные параметры прототипа-демонстратора:
        крейсерские числа Маха М = 1.8… 4
        ... сверхзвуковой конфузор и при некоторой степени недорасширения струи ПВРД, реализующейся на больших числах Маха,обеспечивает прирост тяги за счет продольной проекции сил давления на верхней створке. В данной работе, однако, это не учитывается, поскольку численный расчет истечения реактивной струи из ПВРД требует экспериментальной верификации.
        -Отличительной чертой гиперзвукового беспилотного самолета-разгонщика проекта «Молот» является базирование только на существующих и освоенных технологиях, и в первую очередь в части силовой установки, включающей серийные двигатели АЛ-31Ф М1 (об этом в RASCAL)
        -Абсолютные значения числа Маха и высоты полета, достигающие Мmax = 4.3 при Нmax Mmax = 20 500 м, позволяют говорить о реализуемости на уровне существующих в России технологий многоразовой авиационно-космической системы с гиперзвуковым высотным самолетом-разгонщиком, обеспечивающим снижение массы

        - и еще (тогда не был решен вопрос ос сверхзвуковым горением и еще кое с чем)


        то бишь без ИСК (или КОИС)
        Ну вы ж понимаете-писать все это(и более) в статье на топвар-значит сойти за полоумного. what
        Цитата: Старый26
        Х-90 (СССР). Вот к ней есть небольшие претензии

        ну картинку я взял от барабана ,с инета.
        а вообще МАИ и Молния ее называют:
        1. Cat Man Null 7 февраля 2017 22:25
          Антон, приветствую Вас hi

          Чистым, да из "бани" (зу.. я только день как из той же бани, я там какого-то "аффтыря" (это дословно) оскорбил, обказываетсО belay )

          Антон, Ваши посты вседа длинные, и много слов и цифер..

          Меня учили, что все всегда объясняется на уровне пальцев одной руки... ну, край двух...

          Я устарел, или я чего-то не понимаю?
          1. opus 7 февраля 2017 22:53
            Цитата: Cat Man Null
            Антон, Ваши посты вседа длинные, и много слов и цифер..

            Привет.Дафффно не списывались.
            Цитата: Cat Man Null
            Я устарел, или я чего-то не понимаю?

            Да я уже всем мосск вынес.
            Ни кто меня не слухает: жена говорит отвали,старшая свалила писать диплом,младший учится и мне ещё с ним надо по Xamarin(такая муть,мозги киснут) беседы беседовать,работы нет(а подчинённые все всё равно дамы),самогон нагнал,ягоды не поспели,огурцы поливать не надо,в танчики уже тошнит (свой же рекорд в 11 ни как не пересилить,ЛБЗ выполнено)



            чЁ делать то?
            Даже снега нет.
            скушна. good
            1. Cat Man Null 7 февраля 2017 22:58
              Цитата: opus
              Даже снега нет.

              - это где???
              - даже у мну в Замкадье есть... у меня собак сегодня замерз, грит, "домой хочу, лапы примерзают" laughing good

              Ну, звери,.. что с них возьмешь :)
              1. opus 7 февраля 2017 23:44
                Цитата: Cat Man Null
                - даже у мну в Замкадье есть...

                Не ну у меня за КАД то же е. Ну см. 10-20 И то выпал дней 10 назад.Снеговика под плёнкой держал с 30.12,шоб дождем не смыло
                А в СПб ну см 3 ,местами
                у меня лопата (сц***-дальше не бу, а то...) -страх вообще потеряла.Хозяина не узнаёт.
                Цитата: Cat Man Null
                у меня собак сегодня замерз, грит, "домой хочу, лапы примерзают"

                то же самое уже 2 дня,жена сдуру подстригла,говорит все равно весна скоро.
                у меня машина "собак" (или я олень ) -помыл 3 дня назад, позавчера -20.
                Ну так и вхожу/выхожу через заднюю пассажирскую дверь 2ой день.
                особо прикольно на выезде перед шлагбаумом(магнитная карта) -на меня уже как на 1/2 умного смотрят.Гадают: "если этот fool водителя нанял,то какого фига он сам носится к шлагбауму с карточкой" Ну или еще какой другой парадокс.
                1. Falcon5555 8 февраля 2017 02:43
                  Летом в СПб (и севернее) - курорт. А зимой морозы везде бывают (кроме всяких египетов и флорид).
                  1. opus 8 февраля 2017 12:55
                    Цитата: Falcon5555
                    Летом в СПб (и севернее) - курорт.

                    На счёт севернее -то да.Карелия,по р.Свирь выше.
                    а в Питере-то фи.
                    болото(сподобил бог Императора в этом месте застолбится)
                    Влажность 99%(или врет мой гигрометр цифровой),редко 85%
                    Да и лета уже 3 года подряд не было видели.
                    Солнца нет,дожди по неделе,а трава(паразитка) только и прёт.

                    газонокосилка- моя лучшая подруга,чаще чем с дамами вижусь(может возраст?).
                    коровы нет,компостный бокс не успевает перерабатывать
                    ТРАВА НЕ НУЖНА ЛЕТОМ?
                    скошенная-отдам за даром(самовывоз однако)
                    А?
                    А так да бывало под 32грС
                    "мороз в питере" -25,переносится хуже чем -45 в Якутске.
                    влажность,а уж ветерок под 20м/с вообще кардинально изменяет ситуёвину.
                    Не знаю как везде, но

                    у нас каждый день МЧС о гололёде и через день штормовое.
                    Забанить их что-ли за спам?
                    what
                    1. Falcon5555 8 февраля 2017 15:47
                      На счёт севернее -то да.Карелия,по р.Свирь выше.

                      Ну да, там хорошо. Я когда там побывал - удивился, хотя и знал давно, что там есть много интересного.
                      А чем Вам простой Карельский перешеек не сподобился?
                      а в Питере-то фи.
                      болото(сподобил бог Императора в этом месте застолбится)

                      До "Императора" в этом месте много кто жил и болота были не везде. Тут был, вообще-то, город и много деревень окрест, о которых русская историография предпочла забыть, хотя временами он принадлежал новгородцам (наверно потому, что и о Новгородской республике предпочли не вспоминать слишком часто), новгородцы воевали за него со шведами:
                      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%B5%
                      D0%BD%D1%88%D0%B0%D0%BD%D1%86
                      Если вам не нравится равнина (болота, где и были, осушили 3 века назад, что о них вспоминать-то), то поселяйтесь, например, в Колтушах - это кстати тоже старинное фино-угорское поселение, или в Юкках, или в Пулково и окрест.
                      Влажность 99%(или врет мой гигрометр цифровой),редко 85%
                      У меня тоже был, но сломался. Они, видимо, склонны к поломкам. Измерить влажность - дело хитрое.
                      Да и лета уже 3 года подряд не было видели.

                      Насколько помню, в 2014 было отличное лето, да и следующие были не плохи.
                      у нас каждый день МЧС о гололёде и через день штормовое.

                      Ну в январе вроде была пара предупреждений, причем оба без особой нужды, может тестировали систему.
                      1. opus 9 февраля 2017 01:59
                        Цитата: Falcon5555
                        Насколько помню, в 2014 было отличное лето, да и следующие были не плохи.

                        Ну да...

                        В июле 2014 года температура воздуха в среднем составляла 21°С. В то время как нормой считается 17,7°С
                        Прям опухли от жары в 2014 (хотя по сравнению с 2015,2016 это рай)
                        «Ему нравится тыква, а жене его огурцы», Г. Р. Державин («Видение мурзы):
                        2013 был шикарный

                        Цитата: Falcon5555
                        Ну в январе вроде была пара предупреждений, причем оба без особой нужды, может тестировали систему.

                        Ну мне каЖНЫЙ день.
                        Могу скриншоты выслать
        2. opus 7 февраля 2017 22:32
          Цитата: Bongo
          К сожалению, Антон пишет очень редко, хотя и метко!

          на счет метко ты загнул(я понял это был пряник, с опасение ожидаю "кнут")
          а пишу мало- меня не печатают ( безграмотен я),часто получаю:

          причём как то "странно" : когда "проверяет" Чувакин оклонение статьи приходит минут через 30- 150,когда другие,проверка дней 5-7.
          Я так думаю он и не читает статью
          однако главный редактор"ТопВар" ни куда не попрешь!

          У меня к тебе к стати "интимный вопрос"

          почти 300 статей( Ты капцова и профессора еще не перегнал)
          неужели согласно http://olegchuvakin.ru/editor

          башляешь?
          wink
          Шучу,шучу, конечно (а то сейчас опять в санкционный уже на 14 дней), это на меня 7 дней моратория подействовало.
          Я понимаю,просто у тебя мозги (слово моск нельзя употреблять,Смирнов забанит) лучше: мы то тут корюшку жуём и то раз в год(по весне) ,а вы всяких Кижуч ,Нерка,Чавыча,Голец,Микижа ,и солнца у нас мало(почти 60 паралелль всё же, 13 месяцев пасмурно,остальное время солнце+ болота)

          всё пока, без обид,если кого обидел.
        3. opus 7 февраля 2017 22:34
          Цитата: opus
          Цитата: Bongo
          Антон. Спасибо за статью. Тема достаточно интересная. Но есть несколько вопросов по теме.

          накосячил (руки кривые)
          конечно "Старый"№26
          wink
          Верно читать[quote=Старый26]Антон. Спасибо за статью. Тема достаточно интересная. Но есть несколько вопросов по теме.[/quote]
        4. Аркадий Гайдар 16 мая 2017 18:22
          Опус! Здравствуйте! Я не специалист по данной теме и признаться прочёл всё с интересом, но понял далеко не всё. Поэтому у меня другой вопрос: "Если эту программу закроют, то можно ли будет её быстро возродить примерно через 3-5 лет? И как быстро это произойдёт? (имеются ввиду гражданские пуски выводов грузов на орбиту. А именно полное завершение проектных работ для готового аппарата. И без громадного финансирования, в лучшем случае при среднем).
          Сейчас не могу пояснять всё, но сказать о том, что готовится проект, когда нашим властям придётся развивать многие подобные тематики, уже прорабатывается на завершающей стадии. С уважением!
  5. Вадим237 4 февраля 2017 10:21
    Можно было обойтись одним ПВРД, скорости 4000 километров в час на нём реально достичь.
    1. gridasov 4 февраля 2017 13:31
      На сколько секунд можно достичь такой скорости . Аспекты "добротности " нужно рассматривать еще не создав ЛА. К тому же не имея базовых основ понимания того, что и почему происходит , того же нагрева корпуса, конструкторы будут решать проблемы за проблемой , которые остановят их в продвижении к реальному результату. Посмотрите тот же Антон(opus) это человек с огромным потенциалом знаний , но он не способен совершать анализа этого массива знаний и поэтому пользуется только тем , что излагает статистику, но не предлагает оптимальных логических и обоснованных идей построенных на анализе больших массивов информации
    2. opus 7 февраля 2017 22:55
      Цитата: Вадим237
      Можно было обойтись одним ПВРД, скорости 4000 километров в час на нём реально достичь.

      не реально
  6. gridasov 4 февраля 2017 12:51
    Какой бред! Человечество еще не скоро будет летать тождественно своим мечтам! Все сложно , запутанно и значит неконтролируемо. Отсутствуют системные знания о физических процессах в среде и в материалах. Любой острый угол или форма всегда будут проявлять эффекты дифракции , а при высокой степени ионизации будут разрушаться под воздействием высоких ЭДС. Нет системных знаний в анализе процессов. Порочность человека состоит в том , что он врет сам себе и пытается всех остальных убедить в том, в чем сам неуч.
    1. Вадим237 4 февраля 2017 14:00
      "Нет системных знаний в анализе процессов". За то есть системы проектирования и моделирования летательных аппаратов, двигателей и всего остального - а материалами у нас ВИАМ занимается, там то точно знают, какие материалы применять и как их испытывать.
      1. gridasov 4 февраля 2017 14:19
        Вы видимо не до конца понимаете , что компьютеры создают не только дополненную реальность на которой и строится все ваши системы моделирования и проектирования , но и создают искаженную реальность . Компьютеры не способны на двоичном коде и невозможности бесконечного увеличения количества процессоров (Надеюсь вы знаете для чего процессоры ) воссоздать модель эквивалентную реальной действительности . Кстати эта искаженная реальность весьма сильно способна создавать искажения и реальной работы человеческого мозга. Статистика роста неадекватности восприятия человеком реальных событий этому подтверждение.
        1. gridasov 4 февраля 2017 14:50
          Важно отдавать себе отчет тому , что метод анализа основанный на продувке маленьких масштабных моделей в аэродинамических трубах с ламинарным потоком нельзя затем трансформировать как математическую модель для реального самолета и в потоках с турбулентными параметрами.Почему ? Потому , что система меняется в емкости трансформации тех физических событий , которые мы могли бы прогнозировать и выразить как математическую модель. У ученых же происходит просто банальное расчетное моделирования без возможности увеличения емкостных параметров анализа. Что уже говорить про гиперскоростных процессах полета, когда каждая точка ЛА имеет свои параметры взаимодействия с окружающей средой и разница в потенциале может их разрушить поверхности даже на более малых скоростях , особенно при изменении углов атаки в любой плоскости . Поэтому Общий вид ЛА должен быть максимально оптимизирован именно в распределении магнитных силовых процессов в следствии ионизации поверхностей истечения . В общем нет .ни концепции двигателей и движителей на переходных этапах полета , ни понимания того какими должны быть формы ЛА,
  7. Оператор 4 февраля 2017 12:57
    Многоразовый "Молот" - мертворожденный проект (удельная грузоподъемность 1% по сравнению с 5% одноразовой ракеты-носителя).
    1. Вадим237 4 февраля 2017 14:02
      Зато это аппарат можно использовать несколько раз, в отличии от одноразового ракетоносителя за 8 - 10 миллиардов рублей.
      1. Оператор 4 февраля 2017 14:20
        Сколько стоит ракета-носитель со стартовым весом 15 тонн и грузоподъемностью 767 кг?
        1. Вадим237 4 февраля 2017 21:27
          Раз в 20 дешевле обычного ракетоносителя
  8. gridasov 4 февраля 2017 13:15
    на фото по проекту HEXAFLY-INT на заднем фоне ротор авиационной турбины и никто не видит физического процесса в динамике того как происходит трансформация воздушного потока . Просто уперлись в свою тупую бессознательную правоту и не хотят ничего видеть. При этом просто элементарное изменение трансформирует качество процесса истечения гидро газо динамического потока в прямо противоположное .Не просто в противоположное , а в новые невероятно широкие возможности . Поэтому нам остается только наблюдать как будут "толочь воду в ступе" и все-равно придут к единственно логическому результату.
    1. Falcon5555 4 февраля 2017 14:44
      Гридасов, так в чем же результат?
      1. gridasov 4 февраля 2017 14:57
        Результат состоит в том , что прежде чем "в темной комнате человек откроет найденную дверь , он должен открыть именно ту , которая приведет его к тому пути , который оптимален и соответствует и желанию человека идти по нему и тому , что этот путь соответствует этапу его последовательного развития."
        1. gridasov 4 февраля 2017 15:02
          А вообще-то Вы очень правы . Ситуация такова , что я не могу выпрыгнуть из своего пространства , чтобы быть принятым и полезным, а другие не могут и не хотят принять новые знания. Это как в Египетских пирамидах найденные источники низкопотенциального тока не могли быть приняты в те времена когда не было совокупных причин их принятия , а знания уже были. Поэтому должно произойти то , что должно .
          1. Falcon5555 4 февраля 2017 15:17
            А в чем я прав то? Я же ничего не утверждал. Я просто поинтересовался, в чем, собственно, результат. В чем результат?
            1. gridasov 4 февраля 2017 15:41
              Видите ли но я учу своих близких не только словом , а тем , что несут они в содержании. Я приведу Вам пример задачи. Как могут разговаривать ,допустим два человека , которые все и обо всем знают . Я полагаю , что они будут разговаривать определением направления рассуждения партнера по диалогу. Поэтому Ваш вопрос был обращен ко мне , но его-то должен и я сам себе поставить . В этом Вы уже и правы , что мои компетенции не распространяются на то , что делают другие, Но это не значит , что я не могу выразить своего мнения по этому поводу. Тем более , что эти вопросы вынесены на суд публики. И пусть я тысячу раз прав , но нет условий для коммуникации , то все так и останется на своем прежнем уровне. Поэтому я отмечу , что на моем уровне результаты очевидны в том , что современные ученые ставят себе задачи , которые нужно решать уровнем соответствия задачи и ее решения. Но они -то решают задачи на уровне девятнадцатого века. Основы математики и анализа у них стары и соответствуют возможностям анализа низкопотенциальных процессов. а не высокопотенциальным и гиперскоростным.
              1. Falcon5555 4 февраля 2017 16:42
                А у вас есть близкие? И вы их учите? belay
                Тут дело такое - вы лучше отдохните маленько. laughing И дайте им отдохнуть. Не утруждайте себя чрезмерно. laughing В этом деле не надо фанатизма. Они, может быть, сами научатся всему, что им надо. А вы лучше меня поучите. Я у вас сколько уже спрашивал, я вы уходите в "несознанку" как партизан. Нехорошо! Вот, например, в чем "единвственный логический результат", вы так и не объяснили. no
                1. gridasov 4 февраля 2017 17:51
                  Человек может развивать свои фантазии , но и им есть предел.То что не свойственно восприятию люди считают невозможным и упираются всеми силами. Поэтому к подобным высказываниям я отношусь как китайские мудрецы древности. "Нельзя обижаться на камень о который споткнулся ". Поэтому даже элементарные знания о том каким должен быть движитель вы уважаемый не знаете , а другие знают и сколько бы сарказма и иронии не добавлялось Вы так и остаетесь теми кем есть и будете.
                  1. Falcon5555 4 февраля 2017 19:46
                    Ну хорошо, вы сообщили мне и всем о многом, но что же все-таки такое "единственно логический результат", к которому все-равно придут?
                    1. Громобой 4 февраля 2017 20:19
                      Цитата: Falcon5555
                      что же все-таки такое "единственно логический результат", к которому все-равно придут?

                      Единственственно логический результат есть смерть и разрушение физического мира,это знание умножает наши печали,от того надо утешиться и молча внимать что говорит нам дух---в неведении обрящем покой и щястье))).
                    2. gridasov 4 февраля 2017 20:50
                      Вы можете и способны представить в своем воображении , что лопасти винта образуют центробежные процессы движения гидрогазодинамической среды в котором они находятся и которые называются потоками . Все без углубление в процессы понимания того какие закономерности в этих потоках или струях происходят .и как они трансформируются Центробежные процессы это движение по определенной траектории от оси к периферии. Это понятно на примитивном уровне? А теперь главное . поток подвижной среды имеет кинетическую энергию .Знаете , что такое кинетическая энергия тела или упругого потока?Отлично . Думаю , что внемлите. Но!!! вода или воздух это вещество имеющие свойства , которые трансформируются с изменением скорости И эти свойства меняются по алгоритмам .Это значит не просто меняются в прогрессии , а меняют свои и количественные и векторальные параметры и потенциал относительно тех частей потока которые пришли на место тех частей которые уже переместились по своим закономерным процессам движения. Иными словами поток в трансформации именно своих параметров вещества проявляет уже потенциальную энергию.Но потенциальная энергия вещества так же имеет и количественные параметры и вектора и потенциал. И этот потенциал преобразованного вещества потока достигает своего максимума на в определенных частях центробежного вращения лопасти и винта и турбины .Значит этот потенциал можно использовать для раскручивания турбины или винта не только с привода на валу , но и дополнительно на периферии. Это понятно?
                      Есть такой опыт по извлечению энергии после "стрельбы "например крупицами песка по мишени. Но сам эффект есть , а его развития нет , чтобы сделать его бесконечным . Но то же самое происходит и с гидрогазо динамическим потоком при центробежном процессе. Как можно продолжить этот процесс ? Вот об этом мы и говорим. Устройство которое призвано заменить все ныне существующие винты и соответственно турбины это такое же простое устройство, но результирующее процесса его работы кардинально нового качества . И это новое качество не дает возможности разрушаться лопастям потому , что происходит изменение вектора поляризации лопасти . Т.е образно говоря происходит деполяризация лопасти , что снижает в нем его ЭДС. Это позволяет значительно увеличить скорость вращения лопасти , а значит увеличить производительность . Но это позволяет и увеличить радиус или длину лопасти преодолев пороги разрушения .Почему это происходит это уже система знаний, которые вы игнорируете. Если вы и этого не поняли и не навело вас на мысли , то я должен еще учится изъясняться. Поэтому все что мы позиционируем и готовы при определенных условиях показать, оптимизировано настолько , что нет ничего лишнего , что не участвует в процессе , и что нельзя подвергнуть анализу. Но это можно сделать только и только на основе новых методов анализа , которые могут связать все и вся воедино как комплексную систему взаимодействий.
                      1. Falcon5555 4 февраля 2017 22:08
                        Если вы и этого не поняли и не навело вас на мысли , то я должен еще учится изъясняться.

                        Не-а, не понял. А что, лопасти поляризованы? Не знал. laughing Но все-таки, в чем же результат, к которому придут? А то у вас как-то туманно. То можно, то нельзя подвергнуть анализу. То "лопасти винта образуют центробежные процессы движения гидрогазодинамической среды в котором они находятся и которые называются потоками ."- У винта есть лопасти? А мужики то и не знали! laughing Коротко и конкретно - результат?
  9. Falcon5555 4 февраля 2017 14:59
    Herr Professor opus, то есть Антон,
    Эта штука видимо типа многоразового бустера? Причем с маневром. Это правильно - надо развивать. Правда не совсем понятно, лучше ли это чем вертикальные ступени с возвращением типа Маска. Наверно и то и другое - конкурирующие технологии, которые большая страна должна иметь и развивать. Они, в идеале, будут конкурировать и сбивать цену друг друга, что тоже полезно.
    Очень хорошо, что "Молнию" не дали закрыть. Но что там реально осталось - фиг знает.
    1. opus 7 февраля 2017 23:14
      Цитата: Falcon5555
      Herr Professor opus, то есть Антон,
      Эта штука видимо типа многоразового бустера? Причем с маневром. Это правильно - надо развивать. Правда не совсем понятно, лучше ли это чем вертикальные ступени с возвращением типа Маска


      1.Ну какой я "профессор", это к товарищу "Олегу".
      2.Бустер это разгонник,кавк правило РДТТ.
      Это типа "первая " ступень РН,или платформа воздушного старта.
      Согласитесь назвать "Бустером" B-52 принадлежащий NASA, и нынешний Л-1011 Трайстар в проекте Pegasus как то не комильфо


      Основным заказчиком аналогичного проекта американцев( я на geektimes статью тиснул об этом) были USAir Force,в просторечии ВВС США. Приведу аргументы для них
      — Как правило эта система(или часть её) является многоразовой с низкой себестоимостью вывода ПН* на НОО. Это обусловлено тем, что самая сложная технически первая ступень является и самой дорогой;

      — Используется то, что на «халяву» дано нам мирозданием, а конкретно атмосферу. Вернее свойства атмосферы при движении или нахождении в ней физических тел: подъемная сила и/или архимедова сила, т.е. те факторы, которые для обычных РН вертикального старта является помехой;
      — Система ВС не привязана к стартовому комплексу (СК) или стартовой позиции(СП), грубо говоря к дорогостоящему космодрому со всей инфраструктурой. И соответственно нет привязки к широте пуска (головная боль СССР и теперь уже России).
      Дело в том, что есть такой неприятный физический закон:

      Начальное наклонение орбиты не может быть меньше широты космодрома.

      а строить везде СК(СП, космодромы ) накладно.
      ВПП охвачен почти весь земной шарик.
      А теоретически можно использовать и авианосец.

      Фактически могут использоваться любые ВПП, как военные, так и гражданские необходимой категории;
      полная взлетная масса системы ВКС не более 60 тонн (а так до 40)

      Boeing 737-800 полная взлётная масса 79 тонн.
      ВПП, способных принять 737-800, только гражданских за 13000 (у нас около 300), с военными ВПП — под (или уже за) 15 000ВПП
      Система воздушно космического старта в разы менее критична к погодным условиям чем РН вертикального старта( не может маневрировать по дальности, чувствительна к ветру- сорость 500 тн махины вертикальная от 0 км/с до 5 км/с на высотах в 120км, давление атмосферы (срез сопла) влияет на тягу/уИ и тд)
      Носитель может вернуться на место старта, или на ТО, или под загрузку
      -интервал пусков 1 раз в 24 часа
      По всему миру, не ошибусь думаю за 100 000.
      ничего строить не надо
      --Отличительной чертой гиперзвукового беспилотного самолета-разгонщика проекта «Молот» является базирование только на существующих и освоенных технологиях, и в первую очередь в части силовой установки, включающей серийные двигатели АЛ-31Ф М1 (об этом в RASCAL)
      — Логистика (все элементы, в т.ч. и ЛА носитель-аэротранспортабельны), топливные компоненты- обычные топливные компоненты для летательных аппаратов нашего времени;
      системе ВКС по сути не надо «привозить ракету, делать ПРР и „тд, да и МИК по сути не нужен

      ЛА летит на завод изготовитель, там ПРОФЕССИОНАЛЬНО устанавливают изделие, тестируют, проверяют, ЛА летит на точку старта (ВПП) и там набирает высоту, на эшелоне 12-15 осуществляет заправку, разгон, горку и вывод ПН на орбиту.
      Ну так было у ASM-135 ASAT во всяком случае. И любой спутнки(любого наклона орбиты) был ему по зубам.
      — Оперативность;
      — Дешевизна компонентов системы и налаженное их коммерческое производство;
      — Экологический аспект (зоны отчуждения под падающие ступени РН);
      -есть категория спутников, которые не могут покидать территорию страны производителя спутнкиов, или заказчика(широта пуска)

      для гражданки: спутники давно нанонизируют (всеё меньше и меньше по размерам и массе).
      (Cube-Sat).

      Любой универ (а в перспективе и олигарх) может себе позволить запуск здесь и сейчас за 400 000$ и куда надо... или
      или ждать большой РН и там платить(а практически столько же)

      Ну и тд.
      "молот" в этом обличии реализован не будет.
      жаль
      Хотя нам не привыкать - денег куры не клют
      Мы могли бы "Ишим" давно пускать 9если бы оставшиеся МИГ-31Д не отошли Казахстану,как ТУ -160 Украине)



      Первое отечественное успешное испытание с самолёта-носителя: опытный изд.«07-2» с подвеской штатной ракеты «79М6», с аэр.Сарышаган над группой полигонов Бет-Пак Дала. 26 июля 1991г
      1. Falcon5555 8 февраля 2017 02:19
        Хорошая статья, Антон!
        А если масштабировать этот гипер-самолет (вы говорите - не бустер, тогда предлагаю другое совсем красивое название - гиперлёт) к нормальным полезным нагрузкам в примерно 10-20 раз больше (Союз и т. п.), то это будет не 60 тонн (а вашей статье - 74 тонны, а не 60), а примерно 500-1500 тонн, если вес масштабируется пропорционально. Но идея сделать самолёт в 500-1500 тонн вызывет сомнения... Разнообразные.. 500 может и можно, но 1500? Это будет не "молот" а кувалда. laughing
        Конусы в воздухозаборниках ПВРД зачем, знаете? Замедлить поток? Увеличить давление?
        Ауффидерхёрен!
        1. opus 8 февраля 2017 02:31
          Цитата: Falcon5555
          А если масштабировать этот гипер-самолет

          тут весь цимус
          Цитата: opus
          --Отличительной чертой гиперзвукового беспилотного самолета-разгонщика проекта «Молот» является базирование только на существующих и освоенных технологиях, и в первую очередь в части силовой установки, включающей серийные двигатели АЛ-31Ф М1 (об этом в RASCAL)
          ну и шасси от "Спираль"
          +базирование на весовой статистике по самолетам типа МиГ-25/МиГ-31
          ЗЫ я статью продолжение тиснул (на радостях после отмены эмбарго)

          м.б. напечатают


          Цитата: Falcon5555
          Конусы в воздухозаборниках ПВРД зачем, знаете? Замедлить поток? Увеличить давление?


          «носовая часть + экран ВЗУ» , что бы увеличить коэффициент восстановления полного давления ν и расхода f по углу атаки при больших числах М > 3 при сохранении исходного уровня лобового сопротивления.

          сопло-стекатель+ скачки

          двухступенчатое конусное тело, имеющее различные расчетные числа Маха по ступеням, что позволило получить приемлемые тяги в широком диапазоне чисел Маха.
          what
          1. Falcon5555 8 февраля 2017 16:00
            "увеличить коэффициент восстановления полного давления ν и расхода f по углу атаки" - их ферштие нихт!
            1. opus 8 февраля 2017 20:16
              Цитата: Falcon5555
              их ферштие нихт!

              надо было в 7 классе "газодинамику" не прогуливать
              могу предложить лишь
              1.Рожицкий С.И., Строкин В.Н. О торможении сверхзвукового потока в
              канале при горении. Пионеры освоения космоса и современность. Сб.научных трудов. М.: Наука, 1988, с
              2. Третьяков П.К. Определение теплоподвода к потоку в канале с псевдоскачком. ФГВ, т.29, №3, 1993,
              3. Третьяков П.К.. Псевдоскачковый режим горения. // ФГВ, т.29, № 6,1993
              4.Кречетников Р.В., Липатов И.И. Распространение возмущений в пространственных
              сверхзвуковых пограничных слоях // Прикладная математика и техническая физика.
              — 1999. — Т. 40
        2. gridasov 8 февраля 2017 23:08
          Есть простые методы того как, не просто не замедлять гидро газо динамический поток в воздухозаборнике , но и кардинально увеличить и площадь самих воздухозаборников , но и повысить плотность потока. При этом если уйти от концепции прямоточного потока в турбине то размерность по радиусу , можно использовать как способ кардинального повышения экономичности турбины.
          1. gridasov 8 февраля 2017 23:14
            Можно констатировать факт , что ни эти авторы ни в других странах не рассматривают комплексные методики анализа того , что происходит в ламинарном потоке , в переходном процессе к турбулентному и далее к сонолюминесцентному. Стоит отметить , что режим сонолюминесцентных процессов в гидро газо динамическом потоке и является фотонным двигателем , но принципиально иной концепции создания этих высокопотенциальных физических эффектов. Знали бы методику -видели бы все изъяны современных и турбин и авиационных двигателей. Видели бы и простые решения.
  10. Старый26 4 февраля 2017 15:29
    Цитата: gridasov
    но он не способен совершать анализа этого массива знаний и поэтому пользуется только тем , что излагает статистику,

    А оно ему нужно? Человек написал статью для ВО, хорошую, добротную. В статье не ставится задача анализировать этот массив знаний. Если человек займется "умствованием" (то есть анализом в рамках общеобразовательных статей) - такую статью НИКТО читать НЕ СМОЖЕТ, ибо не поймут
    1. gridasov 4 февраля 2017 20:58
      Конечно нужно ! Только разговор не только про статью. Вам напомнить , что интернет был создан АНБ для сбора информации . Сейчас этой информации так много , что необходимо подвергать анализу уже не только саму информацию , но и ее потоки .Зачем ? Затем , что быстроменяющиеся события так скоротечны , что нужно уметь моделировать хотя бы близкую перспективу . Не говоря о средней и дальней. Поэтому Антон показал более чем исчерпывающе то состояние развития авиации в направлении освоения гиперскорости .Но которое приведет в тупик и все-равно придется начинать сначала. Мы же при определенных обстоятельствах можем банально дать возможность познакомится с технологиями , которых ранее не было и поэтому оказаться впереди всех конкурентов. И ведь многие уже на подсознательном уровне понимают , что современные подходы не дадут найти правильные решения.
  11. Bersaglieri 4 февраля 2017 15:40
    Заглавную картинку уберите,ибо бред сивой кобылы. Какое КОС на гиперзвуковом аппарате? :)
    1. opus 7 февраля 2017 23:32
      Цитата: Bersaglieri
      Заглавную картинку уберите,ибо бред сивой кобылы. Какое КОС на гиперзвуковом аппарате? :)

      1.Вы не внимательны

      http://ipic.su/img/img7/fs/ss.1486499653.png
      2.Тут по поводу КОС вопрос спорный.
      я понимаю Вы про явление аэродинамической дивергенции(но это ведь при маневрировании с большой аэродинамической нагрузкой -а ВСК это не грозит)
      Московский физико-технический институт (государственный университет) и Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н. Е. Жуковского работают(или уже работали) над темой
      КИОС-фюзеляж (Крыло Изменяемой Обратной Стреловидности)
      примерно такая идея

      Ведь
  12. Старый26 4 февраля 2017 22:02
    Цитата: gridasov
    Конечно нужно ! Только разговор не только про статью. Вам напомнить , что интернет был создан АНБ для сбора информации . Сейчас этой информации так много , что необходимо подвергать анализу уже не только саму информацию , но и ее потоки .Зачем ? Затем , что быстроменяющиеся события так скоротечны , что нужно уметь моделировать хотя бы близкую перспективу . Не говоря о средней и дальней. Поэтому Антон показал более чем исчерпывающе то состояние развития авиации в направлении освоения гиперскорости .Но которое приведет в тупик и все-равно придется начинать сначала. Мы же при определенных обстоятельствах можем банально дать возможность познакомится с технологиями , которых ранее не было и поэтому оказаться впереди всех конкурентов. И ведь многие уже на подсознательном уровне понимают , что современные подходы не дадут найти правильные решения.

    Не нужно. Ресурс ВО не тот ресурс, где есть необходимость анализировать чего-либо, тем более в режиме реального времени. К тому же, если вы уже обращаетесь к истории, то не лишне эту историю бы знать. Интернет не был создан Агентством национальной безопасности. Изначально этот проект зародился в недрах такого агентства, как DARPA. И изначальная сеть ARPANET объединила между собой компьютеры нескольких исследовательских центров в университетах США. И уж потом на эту сеть наложили лапу спецслужбы различных стран, в первую очередь АНБ, т.к. сеть родилась в США.
    Информации действительно много, гигантское количество, тут вы "Америку не открыли". Но вот только повторюсь, мы находимся не в структуре, занимающейся анализом информационных потоков, их скоростью и прочими деталями. Для этого ресурса, вполне достаточно, что автор дает резюме в виде статьи, а не должен здесь устраивать аналитическую конференцию на одну, отдельно взятую тему.
    Мне достаточна та информация, которую я увидел в статье Антона. Некоторые вопросы возникают, но они, по большому счету не принципиальны ни для меня, ни для думаю основной массы читателей

    Антон не показывал тенденции развития, не занимался долгосрочным прогнозированием. Он конкретно обрисовал ситуацию с конкретной НИР "Молот". Все, точка. Все остальное в принципе не столь существенно для статьи и является ли это тупиковым исследованием покажет результат работы этой НИР. И все.
    Нет необходимости показывать здесь перспективные технологии и все прочее.
    Во-1 статья будет "заумной", рассчитанной на чтение 1-2% тех, кто в теме, во-2 большой и тяжелой для восприятия. А для читателей ВО интересен не процесс горения топлива в двигателе, или наращивание скорости изделия. а результат. Куда и с какой скоростью это изделие может доставить полезный груз.
    Решение вопроса, подсознательное или сознательное, найдут ли современные методы нужные решения и подходы, давайте оставим для другого уровня и других структур. К тому же не всегда можно все говорить. расписывая все, как вы предлагаете, случайно можно коснуться тех материалов и деталей, которые закрыты...
    1. gridasov 4 февраля 2017 22:33
      Вы не задумывались почему я прилип к ВО. Подумайте . Анализ дело полезное.
  13. gridasov 4 февраля 2017 22:30
    Falcon5555,
    У меня сложился определенный вывод , что вы не тот с кем вообще стоит разговаривать. Если вы не понимаете . что лопасть винта у вала ротора имеет утрированно нулевую скорость , а на периферии радиуса максимальную , то это вызывает разницу потенциалов . Поэтому и светятся законцовки лопастей вертолета. Поэтому ближе к делу. Что хотите вы от меня. ?
    1. Falcon5555 4 февраля 2017 22:54
      А, вы о винтах вертолета? Я то подумал, что вы о том винте, который закручивают отверткой или гаечным ключем. Ну хорошо. А при чем тут, собственно, вертолет? Вроде разговор шел о другом. У ТРД - турбинные лопатки. У их входных компрессоров тоже наверно лопатки. Ну допустим, что их можно назвать лопастями, но не винта, а компрессора! А при чем здесь свечение? И разве концы лопастей вертолетов вообще светятся? Ну да ладно. Так все-таки, ближе к делу, в чем я с вами совершенно согласен, и давно уже вас к этому призываю, какой же будет единственно логический результат?
  14. Старый26 5 февраля 2017 00:51
    Цитата: gridasov
    Вы не задумывались почему я прилип к ВО. Подумайте . Анализ дело полезное.

    Не задумываюсь и не собираюсь. Мне это, откровенно говоря неинтересно. Все ваши заумные посты в совершенно различных темах. Я, в какой-то мере согласен со словами Шерлока Холмса, что человеческий мозг - это пустой чердак и не стоит туда тащить все подряд.
    Я, например, не разбираюсь в бронетехнике, нет, что-то конечно знаю, но неглубоко. То же самое в деталях стрелкового оружия я полный профан. Частично во флоте и авиации. Ну нет у меня глубоких знаний. Хотя история той же брони, или флота и авиации мне интересна.
    Поэтому почему вы тут - я не знаю и если честно мне не интересно, как не интересны ваши посты. Они, прошу прощения отдают снобизмом...
    1. gridasov 5 февраля 2017 22:17
      И ведь вы правы. И поддерживая вас в том же тоне , что "нельзя осла заставить быть волком". . Однако "страусиная позиция засунуть голову в песок" и значит проблем нет -не получится. К тому же я бы никому и не сказал о своих задачах и целях. И как говорится , что от "болтовни сытнее не становится".
  15. mitrich 5 февраля 2017 14:17
    Статья, конечно большая, подробная, с графиками- диаграммами. Но кроме советских, забытых и заброшенных наработок и футуристических рисуночков, как это будет в ...надцатом годе, ничего нет.
    Тут у нас уже сколько лет ударный БПЛА только в статейках, планах и моделях из папье- маше. Теперь и про это добавится. Сделали- пишите. А то одна говорильня.
  16. Кот Всапогах 6 февраля 2017 01:06
    статья вполне исчерпывающая, автору спасибо! хотелось бы в металле всё увидеть, но думаю что если и будет то не скоро.
  17. Откат 6 февраля 2017 13:12
    Работа разве не засекречена?
    Продаётся уже в КНР?
    1. opus 7 февраля 2017 23:16
      Цитата: Откат
      Работа разве не засекречена?

      нет
    2. gridasov 9 февраля 2017 21:31
      А зачем ее секретить? Все в тупике и не знают , что делать Возьмите ту же компьютерную алгебру . По идее она должна создавать методы математического анализа не через вычислительные процессы , а через процессы построения анализа.Ведь события все происходят как разнодинамические или каждый по своим алгоритмам. Но опять все в тупике , потому , что необходимо для полного анализа использовать такие свойства чисел которые не способны увидеть . Вот и гиперскорость не способны воспринимать как динамический процесс в его алгоритмах . Без методов.анализа таких емких и комплексных процессов можно и не секретить .
  18. Устинов 055 055 6 февраля 2017 16:21
    Falcon5555,
    Господин гридасов и вы интересно переписываетесь, только он ТОЛЧЕТ воду в ступе и туманно выражается
    1. Falcon5555 6 февраля 2017 20:40
      Туманно выражается? Да уж! laughing
      Не следившие за этим форумом раньше, но интересующиеся "гридасианством" (или "гридасовианством"), могут ознакомится например с дискуссией под этой статьей и с еще одной ссылкой, которая там есть:
      https://topwar.ru/97700-ryad-gosudarstv-dobivaets
      ya-zapreta-na-razrabatyvaemye-v-rossii-yadernye-d
      vigateli-dlya-kosmicheskih-apparatov.html
    2. gridasov 9 февраля 2017 21:33
      Я сожалею , но о причинах туманности в выражениях Вы должны и сами догадываться . Это фундаментальные знания , которые определяют приоритет в опережающем развитии того или иного государства. Это будущее .
      1. Устинов 055 055 10 февраля 2017 10:15
        Масло каким бы вы слоем его на бутерброд ни мазали маслом и останется. Туманно значит туманно.
      2. Falcon5555 10 февраля 2017 23:48
        Гридасов, цитирую ваши слова (выше): "я должен еще учится изъясняться". А теперь о чем мы должны догадываться? Объясните.
  19. Оператор 7 февраля 2017 22:54
    НПО "Молния" врет как дышит laughing

    Гиперзвук:

    "Определение нижней границы гиперзвуковой скорости связано с началом процессов ионизации молекул воздуха в пограничном слое около летательного аппарата, что начинает происходить при 5 М (1,5 км/с или 5400 км/ч).
    Данная скорость характеризуется также тем, что прямоточный воздушно-реактивный двигатель с дозвуковым сгоранием топлива становится бесполезным из-за высокого трения, которое возникает при торможении проходящего воздуха. В гиперзвуковом диапазоне скоростей для продолжения полета возможно использование только ПВРД со сверхзвуковым сгоранием топлива."
    1. Cat Man Null 7 февраля 2017 23:05
      Цитата: Оператор
      ...около летательного аппарата, что начинает происходить...

      - Вас цитировать - себя не уважать request
      - Вы, типа, системный программист? Постановщик задач, системным программистам?
      - у меня бы Вы дня не удержались... Вас конкретно сносит, ч крыши начиная.. постановщик... (цензура) не лучший, ага negative
      1. Оператор 7 февраля 2017 23:11
        Я бы вас даже в безработные не взял - для чего в тексте используются кавычки и того не понимаете laughing
        1. Cat Man Null 9 февраля 2017 12:06
          Цитата: Оператор
          для чего в тексте используются кавычки

          - литерал, что ли? wassat
          1. Оператор 9 февраля 2017 13:24
            Цитата, типа: "Мяу" laughing
  20. KtoR 10 февраля 2017 20:07
    Прям опухли от жары в 2014 (хотя по сравнению с 2015,2016 это рай)
    Это смотря где. 2010 год тоже побил многие рекорды: максимальная суточная температура за сорок в областях Южного региона держалась до 12 дней (в июле и в августе). А 2014-2016 - даже очень холодные - таких дней было 1-2 и то не везде
Картина дня