Проект польского штурмовика PZL-230 Skorpion

Перед началом Второй мировой войны Польша обладала достаточно развитой на тот момент времени авиацией и собственной авиапромышленностью. В стране проектировались и выпускались почти все типы боевых самолетов того времени: истребители, бомбардировщики, самолеты-разведчики, штурмовики, гидросамолеты. При этом многие задумки польских конструкторов так и остались навсегда на чертежных досках. Из-за начавшейся 1 сентября 1939 года Второй мировой войны они никогда не были реализованы. В послевоенные годы вплоть до развала СССР и прекращения существования Организации Варшавского договора самостоятельная разработка самолетов в Польше почти не велась. Вооруженные силы страны использовали многочисленные самолеты и вертолеты советского производства.

Изменяющаяся внешнеполитическая ситуация конца 1980-х годов заставила польских военных обратиться к собственным авиаконструкторам. Появился спрос на создание польского боевого самолета. В частности, польские военные рассчитывали получить самолет непосредственной огневой поддержки войск на поле боя. Новый двухдвигательный реактивный штурмовик получил обозначение PZL-230 Skorpion. В ходе работ по проекту был создан полноразмерный макет будущего штурмовика, но в 1994 году проект был закрыт из-за сокращения бюджетных расходов на оборону. Экономика страны, которая осуществляла переход от коммунистической модели к капиталистической, не могла позволить себе дальнейшие работы по созданию собственного боевого самолета. Приоритеты развития страны в тот период не предполагали наличия серьезных военных расходов.

Разработкой нового ударного самолета для польских ВВС в конце 1980-х годов занялся завод PZL (польское Państwowe Zakłady Lotnicze — Государственный авиационный завод) — это основное и самое крупное авиационное предприятие Польши. Именно PZL являлся крупнейшим производителем авиационной техники в период между двумя мировыми войнами, при этом самолеты польского производства стояли на вооружении не только ВВС Польши, но и поставлялись на экспорт в другие европейские страны. Завод, расположенный в Варшаве, действовал с 1928 года по 1939 год. Позднее, начиная с 1950-х годов, данная аббревиатура использовалась уже как часть названия целого ряда польских государственных авиационных заводов, входивших в Zjednoczenie Przemysłu Lotniczego i Silnikowego PZL — Объединение авиационной и моторной промышленности. После 1989 года данные заводы стали независимыми предприятиями, которые при этом продолжили использование хорошо известного бренда PZL.




Попытка вновь разработать собственный боевой самолет была предпринята в конце 1980-х годов специалистами завода PZL Okęcie . Выдавая задание конструкторам, представители ВВС Польши хотели получить новый универсальный боевой самолет, предназначенный для непосредственной поддержки войск на поле боя, а также борьбы с штурмовиками и ударными вертолетами противника и БПЛА (аналогично концепции боевого самолета SABA в Великобритании, работы над которым велись в 1980-х годах).

При создании нового самолета его разработчики учитывали опыт современных войны. В частности, польские конструкторы изучали опыт войн во Вьетнаме и Афганистане, практическое применение штурмовиков в этих вооруженных конфликтах. Большое подспорье разработчикам оказал опыт, который был получен при проектировании и производстве учебно-тренировочного самолета PZL-130 Orlik. Это был самолет первоначального обучения, разработка которого велась в Польше с осени 1983 года. PZL-130 представлял собой цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси с носовой опорой и турбовинтовым двигателем мощностью 750 л.с. Самолет предназначался для обучения как военных, так и гражданских летчиков, в том числе высшему пилотажу, нанесению ударов по наземным целям, ведению воздушного боя, разведке. Самолет производился в Польше серийно, на 2010 год в составе ВВС имелось 38 самолетов данного типа. Учебный самолет мог нести и различные образцы вооружений, размещенных на 6 узлах подвески, боевая нагрузка составляла 800 кг.



Первый прототип нового польского легкого ударного самолета был готов в 1990 году. Машина получила обозначение PZL 230 Skorpion. При проектировании самолета и необходимых расчетах активно использовалась компьютерная техника. После анализа большого объема технической информации и накопленных знаний в авиастроении, а также опыта реального применения штурмовой авиации в современных конфликтах к самолету Skorpion были сформированы следующие требования:

— высокая маневренность, которая должна была обеспечить выживаемость самолета над полем боя;

— сильное вооружение, в том числе современные системы наведения;

— обеспечение короткого взлета и посадки, так называемой STOL (Short Take-Off and Landing), возможность использовать самолет с прифронтовых аэродромов, в том числе с грунтовым покрытием;

— компактное размещение критически важных элементов в забронированном пространстве, а также использование решений, уменьшающих восприимчивость самолета к последствиям обстрела с земли;

— несложные конструкторские решения, призванные снизить стоимость штурмовика;

— модульность конструкции, которая должна была упростить проведение всех видов ремонтных работ, в том числе в полевых условиях.

Первоначально новый ударный самолет планировалось оснастить двумя турбовинтовыми двигателями (ТВД) РТ6А-67А с толкающими винтами. Самолет должен был разгоняться до 640 км/ч, масса боевой нагрузки составила бы 2000 кг. При этом вместе с самолетом могли использоваться как боеприпасы NATO, так и боеприпасы стран Варшавского договора. Конструкторы также планировали добиться возможности укороченного взлета и посадки с использованием ВПП длиной всего 250 метров. Первые проекты самолета были представлены военным в 1991 году.



Однако довольно скоро концепция ударного самолета была пересмотрена. Военные попросили увеличить скорость полета до 1000 км/ч, а массу боевой нагрузки довести до 4 000 кг. Для этого вместо ТВД на самолете решено было установить два турбореактивных двигателя с большой степенью двухконтурности (ТРДД). При этом вырастала и необходимая для взлета длина ВПП, она увеличилась до 400 метров. Планировалось, что новый штурмовик сможет совершать управляемый полет на углах атаки до 50 градусов. Поворот на 180 градусов самолет должен был выполнять всего за 5 секунд.

Полноразмерный макет нового штурмовика PZL 230 Skorpion был построен во второй половине 1992 года. Уже тогда внешний облик нового самолета приковывал к себе взгляды окружающих. Самолет был выполнен по аэродинамической схеме «утка», при которой органы продольного управления по тангажу (горизонтальное оперение) размещены впереди центра тяжести летательного аппарата (крыла). Использование данной схемы позволяет обеспечить управление по тангажу без потери подъемной силы на балансировку. Самолеты, построенные по этой схеме, обладают лучшими характеристиками грузоподъемности на единицу площади крыла и маневренности по тангажу. Данная аэродинамическая схема обеспечивает более высокие несущие свойства и более высокие аэродинамические характеристики летательного аппарата.

PZL 230 Skorpion отличался плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Вертикальное оперение самолета было V-образным. Реактивные двигатели были расположены в отдельных гондолах на пилонах в хвостовой части самолета. В конструкции планера штурмовика использовались главным образом композитные материалы. Позаботились польские конструкторы и о внедрении отдельных элементов технологии «Стелс». Корпус самолета выполнили более плоским по сравнению с первоначальными эскизами, на нем практически не было никаких выступов и боковых плоскостей, которые могли быть естественными отражателями электромагнитных волн. В кабине пилота было расположено катапультное кресло Мартин-Бейкер MK.10L, установленное с наклоном в 34 градуса. В этом кресле летчик мог выдерживать перегрузки до 9g. Кабина летчика была бронирована, она должна была обеспечить ему защиту от попадания пуль калибра до 12,7 мм.



Рассматривалась возможность установки на самолет трех разных двигателей: ТРДД Пратт-Уитни Канада PW305 (2х2380 кгс), Текстрон Лайкоминг LF505 (2х2840 кгс) или Гаррет ATF3 (2х2480 кгс). Авионика и набор электронного оборудования как польского, так и западного производства. В кабине пилота должен был находиться индикатор на лобовом стекле (ИЛС), многофункциональные кабинные индикаторы на цветных электронно-лучевых трубках, инерциальная навигационная система (ИНС). Также планировалось наличие электродистанционной системы управления (ЭДСУ).

Основным вооружением штурмовика была 4-хствольная 25-мм авиационная пушка GAU-12/U производства компании «Дженерал Электрик» (боезапас 300 снарядов). Также под фюзеляжем самолета могла быть подвешена 7-ствольная 30-мм авиационная пушка GAU-8 той же компании, созданная специально для американского штурмовика А-10. Самолет мог использовать различные бомбы, в том числе КАБ, НАР и управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», которые располагались на 13 внешних узлах подвески.

Летно-технические характеристики PZL-230D «Skorpion»:
Габаритные размеры: длина — 10 м, высота — 4,2 м, размах крыла — 12,1 м, площадь крыла — 25,4 м2.
Взлетная масса — 11 000 кг.
Максимальная скорость полета — 1000 км/ч.
Боевой радиус действия — 300 км.
Практический потолок — 12 000 м.
Скороподъемность — 90 м/с.
Боевая нагрузка — до 4 000 кг на 13 узлах внешней подвески: бомбы (в том числе КАБ), НАР, УР класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Вооружение — четырехствольная 25-мм пушка GAU-12/U (300 снарядов).
Экипаж — 1 человек.

Источники информации:
http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/570-proekt-shtyrmovika-p.html
http://alternathistory.com/proekt-shturmovika-pzl-230f-skorpion-polsha
http://www.strategie.com.pl/dzial/zbrojownia/artykul/296
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 43

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Волька 1 февраля 2017 05:56
    польский гадкий утенок, нет, даже индюшонок...
    1. PSih2097 1 февраля 2017 07:59
      Цитата: Волька
      польский гадкий утенок, нет, даже индюшонок...

      "Черный дрозд" в миниатюре по польской версии... laughing
      1. avt 1 февраля 2017 09:24
        Цитата: PSih2097
        "Черный дрозд" в миниатюре по польской версии...

        no Это выкидыш ,,Дрозда"
        Цитата: c3r
        Красивый самолёт,хоть и польский.

        laughing Кстати , а где фото собственно самого агрегата ? Ну заявленного
        Первый прототип нового польского легкого ударного самолета был готов в 1990 году.
        Всё что в статье показано - макет , деревянная лошадка.Вот кто нибудь мне покажет га ней -Где собственно БЫЛА
        Основным вооружением штурмовика была 4-хствольная 25-мм авиационная пушка GAU-12/U производства компании «Дженерал Электрик» (боезапас 300 снарядов).
        На чемодан без ручки снизу не указывать , ибо там
        Также под фюзеляжем самолета могла быть подвешена 7-ствольная 30-мм авиационная пушка GAU-8 той же компании, созданная специально для американского штурмовика А-10.
        bully Вообще умтляет частый посыл в статье , вообще то всё объясняющий -
        Самолет мог использовать
        Пущка соответственно , как выше приводил -БЫЛА , да и вообще
        PZL 230 Skorpion отличался
        Однако довольно скоро концепция ударного самолета была пересмотрена.
        Вот она была-а-а-а и нету . bully Автор походу решил писать о покойном только хорошо , причём не родившимся . Ну и смысл в этой жертве аборта ! bully
        avt
        1. Наблюдатель2014 1 февраля 2017 10:15
          avt hi Поляки любят мастерить макеты.Укропы те пока только рисуют"оружие будущего" ,а у поляков денег побольше.Эти макеты лепят laughing
          1. avt 1 февраля 2017 10:28
            Цитата: Наблюдатель2014
            Поляки любят мастерить макеты.Укропы те пока только рисуют"оружие будущего" ,а

            hi Во-во ! Я про этот макет написать забыл laughing Эту лошадку деревянную они сделали и .....купили подержанные ,,Леопарды2" bully
            avt
            1. Vadim_2 27 апреля 2017 04:54
              Просто не нашлось квадратных снарядов.
          2. uskrabut 1 февраля 2017 13:21
            Цитата: Наблюдатель2014
            у поляков денег побольше.Эти макеты лепят

            ну так красиво же!!! вон какие концепты, глаз не оторвать! wassat
            1. Aqela 2 февраля 2017 09:57
              Ага! Дизайнерские находки - загляденье! Не хватает только кристалликов "сваровски" и Ваню Крупскую с дробаном сбоку...
        2. Aqela 2 февраля 2017 09:54
          В своё время, А-10 был сделан "вокруг" здоровенной 30-мм пушки. Получился отнюдь не мелким. Поляки же захотели "выкидыш чёрного дрозда" обеспечить эдакой махиной в виде подвесного орудия... Мдя... Дятел сидит на слоне и говорит, что он слона несёт... good
      2. dimon67 1 февраля 2017 15:39
        Точно, первой мыслью было: SR-71 в детстве laughing
      3. Артём 3 февраля 2017 02:21
        Ещё суда прибавить самолёт Рутана
      4. iouris 4 февраля 2017 17:13
        Вот что национализм животворящий вытворяет!
  2. c3r 1 февраля 2017 06:51
    Красивый самолёт,хоть и польский.
    c3r
  3. lwxx 1 февраля 2017 07:01
    Польский " бородавочник" ?
    1. Серый брат 1 февраля 2017 07:48
      Цитата: lwxx
      Польский " бородавочник" ?

      Угу. Только из картона и без зубов.
  4. Стрелец ЯНАО 1 февраля 2017 07:14
    Сдаётся что от четырёх тон нагрузки переломится.
  5. Nix1986 1 февраля 2017 07:18
    У меня такое ощущение, что конструктор самолета явно фанатеет от sr-71. Невооруженным взглядом прослеживается дизайн детища янки времен холодной войны. Но машина красивая, это факт.
    1. Авиатор_ 1 февраля 2017 09:08
      Режимы работы совсем не те, что у америкосовского образца. Вывод: конструктор на уровне авиамодельного кружка районного дома пионеров
      1. Nix1986 1 февраля 2017 09:16
        Какой режим работы??? Человек ты о чем? я лишь сказал о внешнем сходстве, дизайне, ясен пень накой штурмовику 3500км/ч скорости с континентальной дальностью и потолком в 20км.
        1. Авиатор_ 1 февраля 2017 20:42
          Внешний вид определяется режимом работы летательного аппарата. На кой ляхам эти формы, оптимизированные для М=3 и высоту 20 000 м? Конструктора вернуть в младшую группу детсада!
          1. Nix1986 1 февраля 2017 20:54
            Ну с функциональностью внешнего вида тут порядок, гондолы двигателей разнесены? Разнесены! Киля два и они тоже разнесены? Да, всё так. Но вот, что смущает - это требование по скорости, штурмовик не вертолет и он пушкой и ракетами ведет огонь практически прямым наведением всего самолета на цель, соответственно чем больше самолет сможет находиться в таком положении, а значит и вести огонь тем лучше, отсюда вытекает, что чем меньше минимальная скорость (сваливания) тем и лучше. Наш грач по этому показателю проигрывает бородавочнику, тут такая же история - реактивные движки и маленькая площадь крыльев.
            1. Мимопроходящий 18 августа 2017 21:49
              С функциональностью тоже не совсем порядок:
              1) Отсутствует переднее бронестекло.
              2) Гондолы разнесены без ума, сугубо формально - с тылового направления они не экранируются друг от друга фюзеляжем как у Грача или хвостовым оперением и фюзеляжем как у Тандерболта. Т.е. имеется фундаментальный косяк в компоновке по боевой живучести.
              3) Композит для штурмовика сомнительный выбор, мелкие пробоины не ремонтопригодны, при малейшем повреждении придется менять панели и узлы типа оперения целиком.
              4)Завал рулей направления внутрь ничем не оправдан. Потому как якобы стелсовость здесь в виде карго-культа, реального наполнения не имеет - спереди двигатели не экранированы, кромки несущих поверхностей и наклонные боковые поверхности гондол и фюзеляжа не запараллелены, подвеска вооружений только внешняя. Наклонные рули здесь как мертвому припарка, только усложняют аэродинамику и управление. Да и не нужен по сути стелс для штурмовика.
              Единственно что здесь может быть хорошо, это аэродинамика, углы атаки, скороподьемность и прочее впечатляют. Но это все цифры бумажные, рассчитанные ничем особым себя незарекомендовавшими разработчиками, так что веры в эти цифры особой нет
  6. роман66 1 февраля 2017 07:25
    да это ж черный дрозд, SR-71, ну , точнее его гадкий птенец, из стратегического разведчика сваять штурмовик - во ляхи дают!!!
  7. mitrich 1 февраля 2017 07:25
    И ната с америкой им дадут пустить серию? В ущерб своим рафалям и фантомас? Сомнительно.
    1. venik 1 февраля 2017 09:07
      Цитата: mitrich
      И ната с америкой им дадут пустить серию? В ущерб своим рафалям и фантомас? Сомнительно.

      ====
      Ну запретить они им конечно не могут.... Но вот денег (на разработку) - не дадут. А пшеки сами этот проект - не потянут! Так, что судя по всему так и оставаться ему "в картоне" (как и польскому танку)!
      Зато знаменитый польский гонор м- удовлетворен. Мол видите: "ЕСТЬ ЖЕ"!!! "СДЕЛАЛИ"!!! "И ЩЕ ПОЛСКА НЭ СГИНЭЛА!!!"
  8. LÄRZ 1 февраля 2017 07:59
    В послевоенные годы вплоть до развала СССР и прекращения существования Организации Варшавского договора самостоятельная разработка самолетов в Польше почти не велась.
    А значит и школы (школ) авиаконструирования у них НЕТ. Конструирование и производство самолётов весьма дорогое удовольствие, не каждая страна способна на это. А уж если проектировать и делать хороший самолёт...
    В 1994 году проект был закрыт из-за сокращения бюджетных расходов на оборону. Экономика страны, которая осуществляла переход от коммунистической модели к капиталистической, не могла позволить себе дальнейшие работы по созданию собственного боевого самолета.
  9. Zaurbek 1 февраля 2017 08:06
    Интересно, такую легкую машину после залпа даже 25мм 4х ствольной пушки не снесет?
    1. venik 1 февраля 2017 09:10
      Цитата: Zaurbek
      Интересно, такую легкую машину после залпа даже 25мм 4х ствольной пушки не снесет?

      ====
      Ох! Сдается мне, что будет одно из двух: Или пушка отвалится, или крылья поотлетают!!!
    2. Andy 7 февраля 2017 14:49
      тоже подумал что столь тяжелая пушка на легком самолете... движки то от отдачи не захлебнуться?по самолету- оперение для улучшения маневренности и подъемной силы на малых скоростях(в теории-норм),дальность-никудышная,броня- плохая. хотя больше вероятность словить ракету пзрк чем пулю 14,5 или 23мм снаряд
  10. Авиатор_ 1 февраля 2017 09:04
    Я так понял, что это проект начала 90-х (т. е. более чем 25-летней давности). Кроме картинок ничего нет. К чему тогда эта заметка?
    1. rotmistr60 1 февраля 2017 10:11
      К чему тогда эта заметка?

      Наверное, чтобы показать, что Польша еще о.ё.ё..., а НАТО так, для поддержки штанов.
  11. Serzh_R 1 февраля 2017 09:11
    Выкидыш от черного дрозда.
  12. Berkut24 1 февраля 2017 10:36
    А забрать проект у дизайнеров и передать инженерам не пробовали?
    1. Parsec 1 февраля 2017 12:46
      Цитата: Berkut24
      А забрать проект у дизайнеров и передать инженерам не пробовали?

      И посмотреть колоссальную драку...
  13. Maximillian von Adelheid 1 февраля 2017 11:38
    Угарный пепелац!!! good Не ожидал такого от пшеков... laughing Смахивает на прототипы времён Третьего Рейха... winked
  14. uskrabut 1 февраля 2017 13:22
    4 тонны бомб и пуха 7-ми ствольная калибра 30 мм....... нет, не взлетит!
  15. Taygerus 1 февраля 2017 16:19
    "Полноразмерный макет нового штурмовика PZL 230 Skorpion был построен во второй половине 1992 года."

    ну 1992 макет сделали, а что дальше где прототип, чет чую тут до самолета как до Юпитера пешком
  16. dokusib 2 февраля 2017 05:32
    А как пилот что-то видит на земле при таком утопленом фонаре кабины и здоровенном носовом обтекателе. Это же вроде-бы штурмовик. При стрельбе из пушек как наводиться предполагалась? Или пилоту собирались выдать шлем с функцией дополненной реальности? Так п...сы только анонсировали их разработку.
  17. МВГ 2 февраля 2017 17:24
    Прикольный литак, креативный... Летать только будет ли?
  18. voyaka uh 2 февраля 2017 17:39
    Сгубили слишком высокие запросы военных : 4 тонны боевой нагрузки, скорость - многовато...
    Могли бы делать на экспорт в Латинскую Америку, Африку. Там такие нужны.
    Типа обновленный Харриер - дозвуковой реактивный, но с возможносью штурмовки.
  19. cherkas.oe 3 февраля 2017 14:41
    Общий посыл статейки как мне кажется, это всем известный каламбур насчет бабушки, которая могла бы быть дедушкой, если бы у неё был член. В общем, у ляхов все как всегда, мечты, мечты и еще раз мечты, как и Польша-от моря до моря.
  20. bbss 6 февраля 2017 20:22
    Хилый он какой-то. Про пушку револьверныю тоже сомнительно. Видел ее фото вместе с данным для сравнения Фольксвагеном "Жук". Таки она огромна и явно натянуть "сову на глобус" не получится.
  21. Комментарий был удален.
  22. Сарториус 7 февраля 2017 02:35
    Внебрачный ребенок грача и дроздихи, от мамы формы, от папы тип самолета feel
Картина дня