Military Review

Andrei Dementiev: “The war gave us many life lessons”

9



We met the legendary songwriter Andrei Dementiev at a large book festival that took place not so long ago in Rostov-on-Don. The poet spoke to different audiences themselves and answered questions to him easily, without pathos and starry snobbery. He also did not refuse to communicate with me: and we talked about war, patriotism, literature, and life before and after the USSR. Since Andrei Dmitrievich speaks no worse than he writes, I will give our conversation in the form of a poet's monologue.

About fate and pool-dure

When the war started, I was 13 years old. I was born 16 July. What is a boy in 13 years? What does he understand about life? I remember that fear was the leading feeling. My city - Tver - burned. Around the bombing raids. You go to bed and you do not know whether you will wake up in the morning or not. I was very worried about all this in my soul. Father repressed. Both he and grandfather sat in camps. Mom was torn at work - trying to feed us, fell from fatigue. Grandmother was endlessly ill. The life that was before now seemed to me something unreal. As if it was not her. Solid black hole. And there is no clearance. And I was still quite green. Therefore, I decided that it would be so tomorrow and the day after tomorrow. Is always. And so I decided to put an end to my torment. I think many adolescents are experiencing something similar, but when bombs explode outside the building, buildings are burning, and the temperature is below zero and there is nothing to eat at home, this feeling brings to the edge.

I decided to shoot myself. There were bullets at home and I thought that if I put the cartridge in a spiral of an electric stove, it would fire. Put on a white shirt. I wrote a letter to my mother: they say, forgive me, mother, it will be easier for you. Fool, of course. But I say, as it was. Put the note on the table, and he bent his chest to the tile. I waited for the shot. What I experienced in these moments, I do not remember. Noise in ears. In the eyes of dark. And one thought: "Now everything is over!".

But fate intervened. Apparently, God then decided that I was still needed. My grandmother returned home - she went somewhere for business, at the time when I was planning suicide, and suddenly came unexpectedly. I forgot something. I heard a knock on the door, turned around and at that moment a shot rang out. Not the same as in the movie, but ringing, resilient. Such a ringing, as if the air was cut. The bullet darted past my face and pierced the window panes. Grandmother did not understand anything. So everything was fast.

I suddenly sobered up. And matured in those seconds. I thought what would happen to my mother, grandmother, if against the background of everything that happens around, they would have lost me? Never in my life, no matter how difficult it was, I did not even think about reaching the edge. It has become a great life lesson.

And only decades later after this incident of attempted suicide, when neither mom nor dad could find out about it, I described it in my memoirs.

About turns stories

When I read modern magazines, especially when “original” ones fall into the hands, those that offer a “fresh” view of history, I sincerely wonder. Democracy is a democracy, but there are things that should be outside of such discussions. For example, not so long ago I saw in a foreign magazine a publication that the United States of America won the Great Patriotic War and saved the entire globe from Nazism. I was laughing. But this laugh is bitter. Our children are brought up on similar newfangled tenets. For my part, I try, wherever I speak, to talk about how it really was. Especially such conversations are interesting and important to hold in a young audience. Today it is difficult for them to imagine what the country was going through in those years. I'm not talking about dates and numbers, but about people's lives. How the boys and girls 40's survived, what they ate, where they went, how they worked, what ideas they had about friendship, love, patriotism. And the modern guys are listening! They are interested. They just do not tell anyone about this. And you have to talk. And the more often, the better. And you need to give decent examples.

... In France, acquaintances showed me a graveyard of soldiers of the French resistance. I walked past the graves and saw the names: Russian, Kazakh, Ukrainian, Belarusian. Our! How were our people there? And they, having escaped from captivity, came to the aid of the local population. Is this not an example of the Russian spirit and our role in that war?

And I also remember well that after the Great Patriotic War, the Russian writer Ilya G. Ehrenburg (he was famous for his open attitude and ability to speak the truth in the eye) during his speech at the House of Unions, appreciating the war, said that human life cannot lie on some scales with pork stew. We will not be given back our fathers, grandfathers, mothers who left early because of exhausting work. Nothing more valuable than this can be.

"The Ballad of the Mother"


How many songs I have written in my whole life I don’t know for sure. Hundreds. And today they send me CDs with songs on my poems. It is pleasant - it means that I have not come out in circulation yet.

Andrei Dementiev: “The war gave us many life lessons”


One of the most popular - "The Ballad of the Mother." This song is already half a century old. But she is still popular. Not so long ago she was sung by a young talented singer Zara.

It all started like this. I was at the resort, in a sanatorium in Esentuki. 1965 year. Came from the procedures in the room. I went down, turned on the radio and heard the announcer's message about an amazing incident. Two decades after the war, the mother, whose son never returned from the war, suddenly saw him on the cinema screen. Then the chronicles of wartime were shown. I was shocked. Imagine: a woman is sitting in a darkened room, she came to see a documentary. And suddenly he sees, a painfully familiar, beloved face. Her son is the same as he went to the front. Although 20 years have passed!

I sat down at the table and wrote poems. Immediately. In one breath: “The mother has aged over thirty years, and there is no and no news from her son. But she continues to wait, because she believes, because the mother ... ". Just splashed out on paper.

After the release of the song, they promised to introduce me to my heroine. And I was going to visit her, but, unfortunately, she was no longer.
The first performer of the "Ballad of the Mother" was Yevgeny Martynov. He brought me music. But at first I didn't even want to listen to this song. Because I was sure it was poetry. And the point. But when Zhenya started singing, I froze. He listened to the end and said: “Yes. I would never have seen my poems in this vein, but your music touches you to tears. ”

This song has become our joint business card. Then there were the smash hits "Apple trees in bloom", "Swallows returned home", "Birthday", "Alyonushka", "Tell me, mother" and many, many others ...

I didn’t want the ballad about mother to be performed by singer Zara. She is so young that she has never seen anything in her life. What does she know about grief? About losses? What experiences can we talk about in 25 years? But suddenly she started singing and my inner voice stopped. She sang a soul. She sang and cried. And I shed a tear. Now we are friends. Age, indeed, is not an indicator of a person’s internal content.

About fathers and children

Freedom - Freedom! Everybody is talking about her today. Of course, it’s good that you can sing, write, shoot, broadcast whatever you want. And, it must be admitted that fifty years ago there was a lot that today cannot be assessed positively. Many of my relatives died in the camps. And I myself, being the son of an enemy of the people, could not enter the institution I wanted. But you can not smear all black paint. This is not the case in life, and all the more so in history.

We, in the USSR, had the best education in the world for which we did not pay a penny, excellent medicine, circles for children, sections. Everything is free. My childhood friend, a guy whose parents could not even buy second pants for him, became a polyglot. He knows nine languages ​​and now runs a large institution. Another friend received the Lenin Prize for achievements in the nuclear field, then became the Hero of Social Work. And all this people from my yard. We have become so thanks to the Soviet school, education, the example of fathers and grandfathers. And, probably, to war. She gave us many life lessons. People are revealed in the most difficult times. And it is in difficult times that the best human qualities come to the fore. Although I would like to wish my children, grandchildren and great-grandchildren never know what war is. It is better to find life lessons in history. After all, she (in one form or another) always repeats ...
Author:
9 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Uncle Murzik
    Uncle Murzik 2 February 2017 06: 55
    +5
    thanks! great article! hi
  2. V.ic
    V.ic 2 February 2017 07: 19
    +3
    (C) We, in the USSR, had the best education in the world for which we did not pay a dime, excellent medicine, mugs for children, sections. Everything is free.

    ... so they changed socialism to oligarchs, sausage with GMO protein, cheese with palm oil. It hurts and offends! Article plus !.
  3. parusnik
    parusnik 2 February 2017 07: 58
    +4
    Many things have been said correctly .. Thank you for the article ..
  4. Mar.Tirah
    Mar.Tirah 2 February 2017 09: 37
    +2
    (We, in the USSR, had the best education in the world for which we did not pay a dime, excellent medicine, mugs for children, sections. Everything is free.) But he hated the Bolsheviks, praises the Jews, and lives according to his laws. Of Jerusalem!
  5. beeper
    beeper 2 February 2017 11: 21
    +5
    “The Ballad of Mother” is one of my favorite songs; in our family there are those who died and were “missing” in that war.
    There is also a hero of the Resistance, a grandmother's cousin escaped from captivity and fought in a foreign partisan detachment — after the war, all such anti-fascist fighters, citizens of the USSR, were gathered and disarmed, imprisoned in the holds of Soviet “merchants” and sent straight from Italy to France to sunny Kolyma concentration camps, in which miraculously survived the units that later did not advertise their participation in the Resistance — their comrades in arms were more fortunate — they remained heroes without reproach, carry flowers to the graves and gratefully remember the names! hi
  6. CYBERNINJA
    CYBERNINJA 2 February 2017 20: 15
    +2
    The main thing is to remain a HUMAN under any circumstances.
  7. Alexander Greene
    Alexander Greene 2 February 2017 21: 06
    +2
    A good poet, but it’s a pity, he got his name dirty by signing a letter of appeal to Yeltsin supporting the execution of the White House in Moscow in October 1993.
  8. Baursak
    Baursak 3 February 2017 10: 12
    +2
    Good poet Dementiev, correctly says.
    But I would like (and not only me) for the author, as an old friend, to clarify the situation with the infamous "Letter of 42's" in 1993. There are two questions:
    1. Did he really sign this letter? In an interview in 2012. he says he didn’t sign it personally.
    2. Does he agree with the content of "Pisima 42". If I agree - everything is clear with him, if I don’t agree - then what was silent until 2012, but didn’t refuse to sign in 1993 ?!
    1. Alexander Greene
      Alexander Greene 3 February 2017 21: 36
      +2
      Baursak, I agree with you, I would like clarity on this issue. I also later heard that Dementyev seemed to be lying at this time with a fever and his name among the signatories was with the consent of his wife after a phone call to them. But really, why didn’t you dissociate yourself from this letter right away?

Андрей Дементьев: «Война дала нам много жизненных уроков»



С легендарным поэтом-песенником Андреем Дементьевым мы встретились на крупном книжном фестивале, который не так давно проходил в Ростове-на-Дону. Поэт выступал перед самими разными аудиториями и легко, без пафоса и звёздного снобизма, отвечал на вопросы. Мне он тоже не отказал в общении: и мы побеседовали о войне, патриотизме, литературе и жизни до и после СССР. Поскольку говорит Андрей Дмитриевич ничуть не хуже, нежели пишет, беседу нашу я приведу в форме монолога поэта.

О судьбе и пуле-дуре


Когда началась война, мне было 13 лет. Я родился 16 июля. Что такое мальчишка в 13 лет? Что он понимает о жизни? Помню, что ведущим чувством был страх. Мой город - Тверь - горел. Вокруг бомбёжки, налёты. Ложишься спать и не знаешь, проснёшься ты утром или нет. Я всё это очень переживал в душе. Отца репрессировали. И он, и дед, сидели в лагерях. Мама разрывалась на работе – пыталась прокормить нас, падала от усталости. Бабушка бесконечно болела. Жизнь, которая была раньше, теперь казалась мне чем-то нереальным. Будто и не было её. Сплошная чёрная дыра. И нет просвета. А я ещё совсем зелёный был. Поэтому решил, что так будет и завтра, и послезавтра. Всегда. И вот решил поставить в своих мучениях точку. Думаю, многие подростки переживают нечто подобное, но когда за окном взрываются бомбы, горят здания, а дома минусовая температура и нечего есть, это чувство доводит до края.

Я решил застрелиться. Дома были патроны и я придумал, что если вложу патрон в спирали электроплитки, то он выстрелит. Надел белую рубаху. Написал маме письмо: мол, прости, мама, тебе так будет легче. Дурак, конечно. Но говорю, как было. Записку положил на столе, а сам наклонился грудью к плитке. Ждал выстрела. Что переживал в эти моменты, не помню. Шум в ушах. В глазах темно. И одна мысль: «Сейчас всё закончится!».

Но тут вмешалась судьба. Видимо, Бог тогда решил, что я ещё здесь нужен. Бабушка вернулась домой – она уходила куда-то по делам, в то время, когда я планировал самоубийство, и вдруг неожиданно пришла. Забыла что-то. Я услышал стук двери, обернулся и в этот момент раздался выстрел. Не такой, как в кино, а звенящий, упругий. Такой звонкий, как будто воздух разрезали. Пуля метнулась мимо моего лица и пробила стекло форточки. Бабушка ничего не поняла. Так всё было быстро.

Я вдруг отрезвел. И повзрослел за эти секунды. Подумал, что бы случилось с моей мамой, бабушкой, если бы на фоне всего, что происходит вокруг, они бы потеряли меня?! Больше никогда в жизни, как бы трудно не было, я даже не думал о том, чтобы дойти до края. Это стало большим жизненным уроком.

И только спустя десятки лет после этого случая с попыткой самоубийства, когда ни мама, ни папа уже не могли об этом узнать, я описал это в своих мемуарах.

О поворотах истории

Когда я читаю современные журналы, особенно когда попадают в руки «оригинальные», такие, которые предлагают «свежий» взгляд на историю, я искренне недоумеваю. Демократия демократией, но есть вещи, которые должны находиться вне подобных обсуждений. К примеру, не так давно я видел в зарубежном журнале публикацию о том, что Соединенные Штаты Америки выиграли Великую Отечественную войну и спасли весь земной шар от нацизма. Я смеялся. Но смех этот горький. На подобных новомодных постулатах воспитываются наши дети. Со своей стороны я стараюсь везде, где я выступаю, рассказывать о том, как было на самом деле. Особенно такие беседы интересно и важно проводить в молодой аудитории. Сегодня им трудно представить, что переживала страна в те годы. Я же говорю не о датах и цифрах, а о жизни людей. Как выживали мальчишки и девчонки 40-х, что они ели, куда ходили, как работали, какие понятия о дружбе, любви, патриотизме у них были. И современные ребята слушают! Им это интересно. Им просто мало кто о таком рассказывает. А говорить надо. И чем чаще, тем лучше. И нужно приводить достойные примеры.

…Во Франции знакомые показали мне погост воинов французского сопротивления. Я шел мимо могил и видел фамилии: русские, казахские, украинские, белорусские. Наши! Как там оказались наши люди? А они, вырвавшись из плена, пришли на помощь местному населению. Это ли не пример русского духа и нашей роли в той войне?

И ещё я хорошо помню, что уже после Великой Отечественной войны русский писатель Илья Григорьевич Эренбург (он славился своей открытой позицией и умением говорить в глаза правду) во время своего выступления в Доме Союзов, оценивая войну, говорил, что человеческая жизнь не может лежать на одних весах со свиной тушёнкой. Нам не вернут наших отцов, дедов, матерей, рано ушедших из-за изнурительной работы. Ничего ценнее этого быть не может.

«Баллада о матери»


Сколько я написал за всю свою жизнь песен, я точно не знаю. Сотни. И сегодня мне присылают диски с песнями на мои стихи. Это приятно – значит, я еще не вышел в тираж.

Андрей Дементьев: «Война дала нам много жизненных уроков»


Одна из самых народных – «Баллада о матери». Этой песне уже полвека. Но она все ещё популярна. Не так давно её спела молодая талантливая певица Зара.

А начиналось всё так. Я был на курорте, в санатории в Есентуках. 1965 год. Пришёл с процедур в номер. Лег, включил радио и слышу сообщение диктора об удивительном происшествии. Спустя два десятка лет после войны мать, сын которой так и не вернулся с войны, вдруг увидела его на экране кинотеатра. Тогда показывали хроники военного времени. Я был потрясён. Представьте: женщина сидит в полутемном зале, пришла посмотреть документальный фильм. И вдруг видит, знакомое до боли, любимое лицо. Её сын - такой же, каким он уходил на фронт. Хотя прошло 20 лет!

Я сел за стол и написал стихи. Сразу. На одном дыхании: «Постарела мать за тридцать лет, а вестей от сына нет и нет. Но она всё продолжает ждать, Потому что верит, потому что мать…». Просто выплеснулось на бумагу.

После выхода песни меня обещали познакомить с моей героиней. И я собирался к ней в гости, но, к сожалению, её уже не стало.
Первым исполнителем «Баллады о матери» был Евгений Мартынов. Он сам принёс мне музыку. Но по началу я даже слушать эту песню не хотел. Потому что был уверен – это стихи. И точка. Но когда Женя запел, я замер. Дослушал до конца и сказал: «Да. Я никогда не увидел бы свои стихи в таком ключе, но твоя музыка трогает до слёз».

Эта песня стала нашей совместной визитной карточкой. Потом были шлягеры «Яблони в цвету», «Ласточки домой вернулись», «День Рождения», «Алёнушка», «Расскажи мне, мама» и много-много других…

Я не хотел, чтобы «Балладу о матери» исполняла певица Зара. Она настолько молода, что ничего ещё в жизни не видела. Что она знает о горе? О потерях? О каком опыте можно говорить в 25 лет? Но вдруг она запела и мой внутренний голос умолк. Пела она душой. Пела и плакала. И я прослезился. Теперь мы дружим. Возраст, действительно, не показатель внутреннего содержания человека.

Про отцов и детей

Свобода – свобода! О ней сегодня говорят все. Конечно, хорошо, что можно петь, писать, снимать, вещать всё, что тебе вздумается. И, нужно признать, что пятьдесят лет назад было много такого, что сегодня никак нельзя оценивать положительно. Много моих родных погибли в лагерях. Да и сам я, будучи сыном врага народа, не мог поступить в тот институт, в который хотел. Но нельзя мазать все черной краской. В жизни так не бывает, а в истории – тем более.

У нас, в СССР, было самое лучшее в мире образование, за которое мы не платили ни копейки, прекрасная медицина, кружки для детей, секции. Всё бесплатно. Мой друг детства, парень, родители которого не могли купить ему даже вторые штаны, стал полиглотом. Он знает девять языков и теперь руководит большим институтом. Другой друг получил Ленинскую премию за достижения в атомной сфере, затем стал Героем Соцтруда. И всё это люди из моего двора. Мы стали такими благодаря советской школе, воспитанию, примеру отцов и дедов. И, наверное, войне. Она дала нам много жизненных уроков. Люди раскрываются в самые тяжёлые времена. И именно в тяжёлые времена лучшие человеческие качества выходят на первый план. Хотя я бы пожелал своим детям, внукам и правнукам никогда не узнать, что такое война. Лучше находить жизненные уроки в истории. Она ведь (в том или ином виде) всегда повторяется…
Автор: Светлана Хлыстун


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. дядя Мурзик 2 февраля 2017 06:55
    спасибо!отличная статья! hi
  2. V.ic 2 февраля 2017 07:19
    (С)У нас, в СССР, было самое лучшее в мире образование, за которое мы не платили ни копейки, прекрасная медицина, кружки для детей, секции. Всё бесплатно.

    ...вот и поменяли социализм на олигархов, колбасу с ГМО-белком, сыр с пальмовым маслом. Больно и обидно! Статье плюс!.
  3. parusnik 2 февраля 2017 07:58
    О многом верно сказано..Спасибо,за статью..
  4. Мар.Тира 2 февраля 2017 09:37
    (У нас, в СССР, было самое лучшее в мире образование, за которое мы не платили ни копейки, прекрасная медицина, кружки для детей, секции. Всё бесплатно.)А большевиков ненавидел,восхваляет иудеев,и живет по как он говорит по законам Иерусалима!
  5. пищак 2 февраля 2017 11:21
    "Баллада о матери"-одна из моих любимых песен, в нашей семье есть погибшие и "пропавшие безвести" на той войне.
    Есть и герой Сопротивления, бабушкин двоюродный брат бежал из плена и воевал в иностранном партизанском отряде-после войны всех таких бойцов-антифашистов, граждан СССР, собрали и обезоружили, заточили в трюмы советских "торгашей" и отправили с солнечных берегов Италии-Франции прямиком в колымские концлагеря, в которых чудом выжили единицы, которые своё участие в Сопротивлении потом отнюдь не афишировали-их погибшим в боях товарищам по оружию повезло больше-они остались героями без упрёка, к могилам несут цветы и благодарно помнят имена! hi
  6. КИБЕРНИНДЗЯ 2 февраля 2017 20:15
    Главное!Оставаться ЧЕЛОВЕКОМ при любых обстаятельствах.
  7. Александр Грин 2 февраля 2017 21:06
    Хороший поэт, но жаль, запачкал свое имя, подписав письмо-обращение к Ельцину с поддержкой расстрела "Белого дома" в Москве в октябре 1993 года.
  8. Баурсак 3 февраля 2017 10:12
    Хороший поэт Дементьев, правильно говорит.
    Но я бы хотел (и не только я) , чтобы автор, на правах старого друга, прояснила ситуацию с позорным "Письмом 42-х" в 1993г. Вопросов два:
    1. Подписывал ли он реально это письмо? В интервью в 2012г. он говорит, что лично не подписывал.
    2. Согласен ли он с содержанием "Писима 42-х". Если согласен - с ним всё ясно, если не согласен - то чего молчал до 2012г, а не отказался от подписи в 1993г ?!
    1. Александр Грин 3 февраля 2017 21:36
      Баурсак, согласен с вами, хотелось бы ясности в этом вопросе. Я тоже в последствии слышал, что Дементьев вроде бы в это время лежал больной с температурой и его фамилия среди подписантов оказалась с согласия его жены после телефонного звонка к ним. Но действительно почему сразу от этого письма не отмежевался?
Картина дня