Советские речные флотилии в Гражданской войне. 1918 год. Часть 1

23
Русский военный флот не имел опыта речной войны и тем более опыта быстрого создания речных флотилий. Амурская флотилия была скорее опытной станцией для флотских артиллеристов. Юный Красный флот оказался в неблагоприятных условиях. Во-первых, молодая Республика была отрезана от морей, а во-вторых, государство, окруженное со всех сторон врагами, не имело ни времени, ни средств для решения задач морской политики: ему нужно было прежде всего создать армию.

Работа морского комиссариата в период конца 1917 - начала 1918 гг. была направлена исключительно на сохранение основного ядра флота. Но в 1918 г. серьезный противник в лице чехословаков появился на Волге, а в лице англичан и французов - на Северной Двине.



Главной жизненной артерией России была (и всегда останется) р. Волга - естественно, что на создание флотилии именно здесь обратили особое внимание. Первые советские речные военные корабли появились на Волге в июле 1918 г. Организация их в ту пору была весьма несложной. На палубе буксира устанавливалось полевое орудие, закреплялись колеса и «канонерка образца 1918 г.» была готова. Осуществлялось это как правило людьми мало компетентными - и в результате часто бывало, что канонерка давала течь и после первых же выстрелов выбывала из строя.

Но эти неудачи не разочаровывали первых пионеров речной войны. Особенно увлекались в этом отношении начальники красных сухопутных частей, действовавших по берегам рек - они «пекли» такие корабли как блины.

«Волжских» флотилий было несколько, возникали они самочинно, в зависимости от обстоятельств, и продолжали существовать и тогда, когда надобности в них уже не было. Так, одномоментно существовали флотилия на Вятке, флотилия у Симбирска, флотилия у Самары и, наконец, у Казани. Наиболее интересно развитие флотилии, созданной при обороне Казани и впоследствии реорганизованной в Волжскую военную флотилию.

Первые серьезные бои за обладание Казанью закончились для красных плачевно. Их противник действовал внезапно и решительно: при поддержке корабельной артиллерии он высадил десант у Казани, потопил красные канонерки и заставил остатки флотилии из нескольких катеров и пароходов, вооруженных пулеметами, в панике отступить к г. Свияжску.

В период Первой мировой войны русские войска имели плавучие батареи на Дунае, но этот опыт еще не был учтен - и для организаторов Волжской флотилии вопрос был абсолютно нов.

Вопрос о создании военно-морской силы на Волге заставил обратить внимание на Балтийский флот, как на единственный источник ресурсов для создания речной флотилии. В первую очередь было решено перебросить на Волгу миноносцы и катера.

Был сформирован дивизион миноносцев особого назначения в составе миноносцев «Прыткий», «Прочный», «Ретивый» и «Поражающий». Дивизион в начале августа по внутренней водной системе двинулся на юг. Одновременно был отдан ряд распоряжений об отправке на Волгу корабельных орудий, а в Нижнем Новгороде создан первый военный речной внутрироссийский порт.

Боевая обстановка к этому времени выглядела следующим образом.
Белые наступали по двум направлениям: во-первых, по Волге, где были заняты гг. Симбирск, Самара, Казань – они господствовали на реке, имели в своем распоряжении мощную флотилию, полностью овладели бассейном реки Камы и создали серьезную угрозу для захвата Нижнего Новгорода; во вторых, по Северной Двине, где белыми был занят Архангельск, стратегически важный пункт - устье реки Ваги и удар был направлен на овладение Котласом - ключом к Вологде и Москве.

В результате мер, принятых советским морским командованием, и благодаря проявленной инициативе на местах, к концу августа 1918 г. красные силы на Волге располагали довольно мощной флотилией в составе дивизиона миноносцев, трех канонерских лодок (вооруженных буксиров), боевых катеров и плавучей батареи с двумя 100-мм орудиями.

На Северной Двине имелось три речных канонерских лодки, две плавучих батареи со 100-мм артиллерией и несколько боевых катеров.

Вооружение канонерских лодок заключалось в двух 75-мм орудиях - по одному в носу и на корме. Большое значение имел вопрос бронирования новых судов. Угроза обстрела с берега и в тоже время требование о наличии минимальной осадки, предъявлявшееся речными навигационными условиями, заставили создателей флотилии ограничиться защитой наиболее важных жизненных частей корабля от винтовочного огня и осколков снарядов.

Бронирование судов в 1918 г. преследовало больше психологическую, чем техническую цель - пули, даже не бронебойные, с успехом пробивали стандартные стальные листы.

К концу августа начались наиболее серьезные бои на Волге. Вновь созданная флотилия не имела боевого прошлого и, естественно, в моральном отношении была слабее флотилии белых. Тактическая обстановка допускала возможность лишь ночных действий. Задача осложнялась необходимостью прорываться мимо укрепленной позиции у Верхнего Услона - на повороте реки.

Главная цель прорыва заключалась в том, чтобы внезапным ударом вырвать у белых инициативу. В ночь на 31-е августа миноносцы «Прочный», «Прыткий» и «Ретивый» отошли от местечка Маркваши, и полным ходом направились вниз по реке. Головной миноносец «Прочный» благополучно миновал береговые батареи и открыл огонь по канонеркам белых, стоявшим на якоре.

При подходе второго миноносца прорыв был обнаружен, и миноносец был вынужден остановиться и завязать бой с береговой батареей. Прорвавшийся «Прочный» наскочил на якорные канаты стоявшей посреди реки баржи и запутался в них своим винтом. В результате этой аварии выбыла из строя динамо-машина и миноносец оказался не в состоянии двинуться вперед. Миноносец вернулся на место стоянки у деревни Маркваши. Потери на миноносце: два раненых и один выбросившийся за борт «в припадке безумия».

С остальными кораблями дело обстояло еще хуже. Увлекшись обстрелом неприятеля, канонерские лодки слишком близко подошли к батареям и в одну из них, «Ольгу», попал снаряд, пробил броню в рубке и зажег не совсем грамотно созданную защиту от пуль, состоявшую из пакли и хлопка. Другая канонерка, не замеченная в темноте мчавшимся без управления «Прочным», была разрезана им пополам и затонула.

В результате этой операции у красных выбыли в долговременный ремонт две канонерки и миноносец. Второй миноносец получил серьезные повреждения, но остался в строю.

Фактически флотилия была разгромлена. Но активность красных была неожиданна для белых.

Последовавшее 10-го сентября взятие красными войсками Казани и отступление белой флотилии на р. Каму открыли перед советскими речниками новые перспективы.

Боевой опыт выявил необходимость наличия на вооружении двух типов речных кораблей: плавучих батарей и канонерских лодок. Предпочтение, из-за их подвижности, отдавалось последним. В тоже время условия речной войны выявили необходимость наличия дальнобойных и скорострельных орудий максимального калибра - они производили большое впечатление на пехотные части. На пароходах решили устанавливать орудия калибром до 4-х дюймов, а орудия большего калибра подлежали установке на баржах.

Признавалось желательным установка двух орудий или в корме или в носу – в зависимости от того, как придется вести борьбу: по течению реки или против него.

Развертывание кораблей под огнем неприятеля признавалось недопустимым - этому препятствовали (в большинстве случаев) мелководность реки и узость судоходных фарватеров. В большинстве случаев бои велись в строях пеленга или уступа.

В соответствии с этими выводами в Нижнем Новгороде вооружалась плавучая батарея с тремя 130-мм орудиями, две канонерские лодки (на каждой по два 100-мм орудия) и две канонерки с тремя 75-мм орудиями.

Не ожидая окончания вооружения новых кораблей, Волжская флотилия, сразу после взятия Казани, отправилась вдогонку за отступившим противником. Ее ближайшей задачей был захват устья р. Камы.

В результате операций за обладание устьем р. Камы белые ушли по этой реке вверх - к Чистополю.

В этот период как Волжская флотилия, так и ее противник, располагали десантными отрядами и успешно ими оперировали, высаживая их в самых неожиданных местах и быстро перебрасывая с места на место.

У устья р. Вятки к флотилии присоединились две канонерских лодки так называемой Камской флотилии. В устье Вятки Волжская флотилия вступила в сражение с белыми, и была вынуждена после него отойти. Но белые не использовали своего успеха и продолжали отступление к устью р. Белой.

Преследование продолжалось вплоть до Пьяного Бора, последней удобной позиции перед устьем р. Белой. Все попытки красных продвинуться вперед были безуспешны: огонь корабельной и береговой артиллерии белых заставлял речников каждый раз отходить в исходное положение.

15-го октября командующий флотилией, совместно с сухопутными войсками, начал наступление. Параллельно с обходным движением сухопутных частей, флотилия, двигавшаяся в строе уступа, пошла на быстрое сближение с флотилией белых, открыв по ней ураганный огонь. Когда красные корабли вошли в сферу огня белых береговых батарей, последние открыли огонь и первыми же выстрелами потопили одну из лучших красных канонерок «Ваня-Коммунист», а две других канонерки были выведены из строя несколькими удачными попаданиями. Умело маневрируя, белые засыпали красных снарядами. Бой продолжался около трех часов - наступившая темнота прекратила это сражение. Красные морально и фактически были разбиты. Все что у них осталось - это два миноносца с окончательно расстрелянными орудиями и одна канонерка, едва способная двигаться.

Нужны были исключительные меры для удержания позиций.
Тогда-то впервые в речной войне были использованы минные заграждения. Под рукой оказались мины типа «Рыбка»: они были немедленно доставлены катерами и ночью произведена постановка минного заграждения. После окончания постановки было решено ожидать подкреплений из Нижнего, где заканчивалось вооружение новых канонерок.

Около 19-ти часов 18-го октября белые внезапно снялись с якоря и в строе уступа пошли на сближение с кораблями Волжской флотилии. Последние были застигнуты врасплох и под огнем стали сниматься с якоря. Они начали отходить вниз по реке, заманивая противника на минное заграждение. Белая флотилия, не уменьшая хода и не снижая интенсивности огня, шла на сближение - пока головной корабль не наскочил на мину. Последовал сильный взрыв и пожар. В рядах белых началось замешательство, и в это время подорвался на мине второй корабль. Пользуясь смятением своего противника, красные пошли на быстрое сближение, в свою очередь, осыпая белых снарядами и не давая им отбуксировать поврежденный корабль. Под огнем белые приступили к уничтожению своих поврежденных судов и к спасению раненых. Наступившая темнота прекратила бой и дала возможность белым снять с погибших кораблей артиллерию и пулеметы. После этого боя они стали быстро отходить к устью р. Белой и поднялись к Уфе, где стали готовиться к зимовке.

Устье р. Белой было немедленно заминировано. Началась минная война.

Из Нижнего подошли две канонерки с 4-дюймовыми орудиями и отремонтированный миноносец «Прочный».

С уходом в Уфу белой флотилии, обстановка для Волжской флотилии изменилась – у нее оставалась лишь одна задача: содействовать своей армии. В середине ноября Волжская флотилия вернулась в Нижний.


Плавучая батарея Волжской военной флотилии «Сережа». Мордвинов Р. Н. Волжская военная флотилия в Гражданской войне (1918-1920). М., 1952.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    10 февраля 2017 06:12
    Русский военный флот не имел опыта речной войны и тем более опыта быстрого создания речных флотилий.

    Автор.Посмотрите вот эту книгу. Русские речные флотилии за 1000 лет(907- 1917гг).Автор И.И. Черников.
    http://coollib.com/b/330588/read#t12
    В ней есть и опыт переброски кораблей Висленской речной флотилии, и создание Пинской флотилии в 1915 году. О флотилиях гражданской войны, здесь да, ставили пушки на что придётся, спорить не буду.
    1. +2
      10 февраля 2017 15:38
      Комбриг Амурец(ей богу прикольно звучали звания:комбриг,комдив и т.д)Вы совершенно правы: у нас речные флотилии существовали всегда. Автору за безапелляционность -.
  2. +2
    10 февраля 2017 07:58
    Русский военный флот не имел опыта речной войны и тем более опыта быстрого создания речных флотилий.
    ...Автор тут явно погорячился...Точнее было сказать Красный военный флот..не имел опыта..А так русского речного флота славные традиции...и опыт..Ждем продолжения о речных флотилиях..
    1. avt
      +1
      10 февраля 2017 10:18
      Цитата: parusnik
      ...Автор тут явно погорячился...

      Мягко сказано ! Автор не в курсе о речных боевых катерах и их применении в Первую мировую ? Причём первоначально даже на Дунае в составе сербской армии . За экспедицию особого назначения автор не в курсе ?Или только в зачёт идёт всё то что имеет орудия свыше 75 мм?Но тогда куда девать реальный опыт эксплуатации специализированных боевых кораблей на Амуре ДО революции?
      1. +20
        10 февраля 2017 10:40
        Добрый день! Автор оговорился - разумеется не русский, а красный флот. Про Амурскую флотилию упомянуто в начале статьи. Об Экспедиции особого назначения кстати говоря писал в статьях о боевой эффективности русского флота, которые вскорости должны выйти.
        1. avt
          +8
          10 февраля 2017 10:46
          Цитата: OAV09081974
          Автор оговорился - разумеется не русский, а красный флот

          yes Принято .Вопрос - а про Каспийскую флотилию будет в продолжении ? Как то работу боевую по Волге, Каме там с Каспием разделять трудно , чисто в свете темы Гражданской . Опять же и на Ладоге бои были тоже не на линкорах . Опять же тема боёв с бритыми на севере , куда они реально притащили бронеплавы свои по мелководью заточенные ? Ну реально автор замахнулся на ,,Вильяма нашего Шекспира" bully Тут даже не пара серий - монографию ждём , ну исходя из заголовка .
          1. Комментарий был удален.
        2. +1
          10 февраля 2017 16:08
          Цитата: OAV09081974
          Про Амурскую флотилию упомянуто в начале статьи.

          Да! Это понятно что автор ошибся. Я просто хочу добавить один малоизвестный факт. Помимо Амурской военной флотилии, на Амуре существовала, до революции Амуро-Уссурийская казачья флотилия, на которой одно время служил Д.А. Лухманов, легендарный капитан и прекрасный писатель. Это просто пришлось к слову, а книга Д.А. Лухманова "Жизнь моряка" читается на одном дыхании. Автор это просто дополнение к вашей статье. Кстати, не смотря на ляп, ваша статья читается с интересом.
  3. +2
    10 февраля 2017 08:51

    Вооруженное судно Волжской военной флотилии «Ваня» № 5 («Ваня-коммунист»).
  4. +18
    10 февраля 2017 09:19
    Интересная статья. Ждем продолжения
  5. +3
    10 февраля 2017 09:46
    Помню, в детстве кнажку классную читал


    Волжская флотилия там "отжигала нипадеццки"!
    1. BAI
      +3
      10 февраля 2017 11:08
      Когда читал статью, тоже именно эту книгу вспомнил. Но по книге - красная флотилия надавала всем по ушам.
      1. +1
        10 февраля 2017 14:21
        ага. И я тоже.
  6. +10
    10 февраля 2017 09:51
    х, государство, окруженное со всех сторон врагами,


    Что важно: всего год назад оно было окружено со всех сторон союзниками (кроме запада -где были немецкие оккупанты).

    Не упомянуто в статье-откуда красные и белые брали эти самые суда для флотилий.

    А между тем речной флот России был самым многочисленным в мире и насчитывал 5 500 судов с двигателями паровыми и внутреннего сгорания , только по Волге плавало 1300 пароходов.

    Речное судостроение и машиностроение полностью осуществлялись на крупнейших отечественных заводах - Сормовском, Коломенском, Ижорском, Нобеля, Боткинском, Мотовилихинском, Мордовщинском (Кулебаки) и Южнорусском (ныне "Ленинская кузница"), а также на заводах в Нижнем Новгороде, Кунгуре, Перми и Гороховце. Сормовский завод строил большое количество судов для рек Сибири, куда детали судов отправлялись по железной дороге и затем собирались в бассейне Оби, Амура, Енисея и др.

    В речном судостроении участвовали также заводы Балтийский, Невский, Адмиралтейский, Петрозаводский, "Русский дизель", Николаевский, Севастопольский, Одесский и ряд других.

    Речной транспорт нашей страны до революции занимал ведущее место в мире не только по количеству судов, но и по качеству их постройки, ходкости и архитектуре.

    Первый в мире теплоход "Вандал" с русским же двигателем-дизелем, работающем на нефти, был построен в России, он же являлся первым в мире дизель-электроходом
    Первый в мире реверсивый четырехтактный двигаель также был изобретен в России и получил широкое распространение на флоте.
    В 1911 Коломенский завод начал серийный выпуск двухпалубных грузопассажирских теплоходов с реверсивными двигателями мощностью 1,2 тыс. л. с., работавшими непосредственно на два гребных винта. Их скорость достигала 21 км в час. Эти суда явились прототипом большого числа аналогичных судов как у нас, так и за рубежом. Всего до Октябрьской революции было построено 15 таких судов ("Бородино", "Кутузов", "Царьград" и д)-красивейшие суда Волги, работавшие долго после октпереворота.

    Такая вот "лапотная" и "отсталая" страна была.

    ПС Интересен факт устройства авиаматки на Волге в годы гражданской войны-гидросамолеты вручную затаскивались на баржу, так же и спускались на воду.
    1. 0
      10 февраля 2017 15:07
      Точно! Только маленький вопрос - где изготавливали двигатели для бронированных канонерских лодок построенных АО "Беккер и К" для ГВТУ?
    2. +1
      10 февраля 2017 15:46
      Обер-лейтенант Ольгович, спасибо Вам за обширный коментарий-дополнение. Про авиоматки на Волге я не слышал вообще.
  7. +6
    10 февраля 2017 12:13
    Большое спасибо за статью. В своё время с огромным интересом и удовольствием прочёл "Из тупика" Валентина Пикуля, где помимо всего прочего были отражены моменты создания Красного речного флота на Северной Двине. Есть интересный момент боя между английским монитором и красной плавучей батареей, сооружённой из..баржи-ресторана, на которую установили полевые орудия:
    " Басалаго вскинул бинокль: пыхтел по реке пароходишко-самотоп, и на скуле его блеснуло название «Не тронь меня!». Лейтенант не разглядел одной подробности: за «Не тронь меня!» тянулся по воде буксирный трос, который волок за собой «Красную бедноту». Заворотив за мыс, пароходишко остановился, густо дымя, и для британского монитора плавбатарея оставалась невидимой..«Беднота» уже освоилась с обстановкой и шарахнула через мыс пристрелочным… Да так удачно, что при всей нечаянности попадания поручни вдоль борта монитора снесло, словно сбрило. Это было так неожиданно, что на палубе остолбенели.Но вот брызнули стекла рубки, и рулевой монитора выпал наружу длинным телом, кровавыми сосульками провисли его волосы. Третий снаряд рухнул под самое днище и наконец-то взорвался между трубами парохода, освободив монитор…
    Клайк велел кидать лот, и — полные обороты!
    Деревня медленно отходила назад, догорая. Но вот стало видно, как натянулся буксир за «Не тронь меня!», и тогда из-за зеленого мыса, поросшего тихими елочками, вдруг выползло страшное чудовище. Конечно, никому и в голову не приходило, что это — баржа-ресторан…
    — Вот кто стрелял! — крикнул Басалаго. — Куда же вы? Но Клайк на дальнейшую игру не согласился:
    — Пора обедать… к Лавалю! — И монитор поспешно сорвался вниз по течению. — К тому же я вспомнил, что мое завещание еще не заверено нотариусом…
    1. jjj
      0
      10 февраля 2017 16:29
      Только надо понимать, что уважаемый автор Пикуль - сказочник еще тот. Достоверных подробностей у него не получишь. Читаем потому, что он за Отечество.
      А на Двине, англичане давали нашим прикурить
      1. +1
        10 февраля 2017 22:14
        Конечно, изучать историю России по романам Пикуля примерно то же, что историю Франции по романам Дюма, но писал он интересно. Что же до исторической справедливости: ведь в конечном итоге ушли с Двины англичане, а не мы, нет? Тем более уважения к нашим предкам, одолевшим столь серьезного противника.
  8. +1
    10 февраля 2017 14:27
    к книгам на эту тему можно добавить книгу Широкорада "Великая речная война".
    На Волге во флотилии Комуча белыми была осуществлена попытка установить на свои канлодки самодельные пулеметные башки - два слоя металла, между ними битум. Плюс тюки хлопка.
    Мне интересно, что за тип миноносцев воевал на Волге?
    1. +1
      10 февраля 2017 15:24
      Миноносец «Прыткий»
      Миноносец «Прочный»
      Миноносец «Ретивый»
      Миноносец «Поражающий»
      Все они из серии миноносцев типа «Сокол» из 26 единиц. 10 октября 1907 года переклассифицирован в эскадренные миноносцы.
      1. 0
        10 февраля 2017 15:27
        кажется, с них сняли торпедные аппараты? Вроде, на Волге ни один из них не погиб. Еще: согласно Морскому атласу (по моей памяти), красные через каналы чуть ли и не подводные лодки протянули на Волгу и Каспий. Или я неправ?
        1. +1
          10 февраля 2017 15:36
          6 июня 1918 г. В. И. Ленин распорядился отправить их с Балтийского флота на Волгу, и 2 августа они вышли в поход. Первые три шли через Мариинскую систему своим ходом, а «Поражающий» — на буксире. Для уменьшения осадки с них были сняты орудия, на борт было загружено минимальное количество топлива, откачана балластная вода. По прибытии в Нижний Новгород на Сормовском заводе орудия в течение нескольких дней были вновь установлены. 24 августа прибыли в Нижний Новгород, где на них установили по две 75/50-мм пушки.
  9. +1
    10 февраля 2017 16:16
    Автор,у Вас получилась почти хорошая работа(камрады ниже указали ошибки). К Вам пожелание : рассказать и речных флотилия белых,ведь,там так же были русские. Убежден: историю своей страны надо знать в полном объеме.
    На Курской флотилии белых судами командовали :дети Адмирала Макарова и лейтенанта Шмидта.
    Про параход"Ваня-коммунист" и его бое, когда-то читал в газете."Советская Кубань"