ХТЗ-16: самый массовый советский бронетрактор

ХТЗ-16: самый массовый советский бронетрактор


Импровизированная бронетехника появилась на полях сражений уже в годы Первой мировой войны, но тогда подобные машины создавались лишь в единичных экземплярах, да и сами танки были еще настоящей экзотикой. Более массово такая техника использовалась в годы гражданской войны в Испании, но тогда речь шла в основном о создании импровизированных бронеавтомобилей на колесном шасси. В СССР же определенное распространение получили бронированные тракторы, разработка которых в стране началась еще в 1930-е годы.

Бронированный трактор, бронетрактор или эрзац-танк — это импровизированная боевая машина (чаще всего аналог бронемашины, импровизированный танк или САУ), построенная на базе обычного трактора. Причиной появления таких необычных боевых машин первоначально была низкая проходимость бронеавтомобилей. Идея создания бронеавтомобиля на тракторной базе принадлежала полковнику артиллерии Гулькевичу, который в июле 1915 года даже сумел получить патент на свое изобретение. В дальнейшем же подобные боевые машины чаще всего создавались в условиях острой нужды в бронетехнике при дефиците настоящих танков или невозможности их производства, как это произошло в СССР в первые месяцы Великой Отечественной войны.


Одним из самых массовых серийных бронетракторов в истории СССР, а возможно и во всей мировой истории, стал бронированный трактор ХТЗ-16, этот эрзац-танк также иногда называли Т-16. Он выпускался осенью 1941 года на Харьковском тракторном заводе, информация о том, что данный бронетрактор производился также на Сталинградском тракторном заводе не находит подтверждения. Боевая машина представляла собой переделку обыкновенного сельскохозяйственного гусеничного трактора СХТЗ-НАТИ, который был обшит листами броневой стали и получил стрелково-пушечное вооружение.

СХТЗ-НАТИ

На протяжении 1930-1932 годов в СССР был проведен масштабный эксперимент по разработке на базе сельскохозяйственных тракторов САУ для непосредственной поддержки пехоты на поле боя. Всего было испытано порядка десяти разнообразных опытных образцов бронетракторов (Д-10, Д-11, Д-14 и другие). К весне 1932 года в Управлении моторизации и механизации РККА, получив результаты испытаний бронетракторов разных конструкций, пришли к выводу о том, что создать из обычного трактора полноценную боевую машину невозможно. Получавшаяся в процессе работы техника не могла эффективно решать поставленные перед ней боевые задачи.

Однако то, что в мирное время выглядело ненужным, в суровых реалиях войны стало казаться вполне оправданным. Тяжелые потери РККА в бронетехнике летом 1941 года заставили армейское руководство искать выход из сложившейся ситуации, использую для этого все возможные средства. Уже 20 июля 1941 года свет увидело постановление ГКО №019 «Об экранировке легких танков и о бронировании тракторов». В соответствии с данным постановлением серийное производство бронтракторов планировалось наладить на двух заводах: Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) и Сталинградском тракторном заводе (СТЗ). Предполагалось, что импровизированные эрзац-танки получат на вооружение 45-мм пушки и будут использоваться в качестве самоходок.

Проект бронирования тракторов, как и вся необходимая для серийного производства документация, разрабатывались конструкторским бюро танкового отдела НАТИ. Данное КБ уже имело опыт работ в данной области. В июле 1941 года здесь был реализован проект установки 37-мм зенитной пушки на шасси трактора 1ТМВ. К реализации нового проекта были привлечены инженеры НАТИ А. В. Сапожников, А. М. Черепин, В. Я. Слонимский и Е. Г. Попов. Непосредственно на ХТЗ к работам подключилась группа инженеров под руководством главного конструктора М. С. Сидельникова. Для контактов с ним на месте бригада КБ танкового отдела НАТИ несколько раз совершала поездки в Харьков.

ХТЗ-16 модель

Уже в первых числах августа в НАТИ построили 4 различных образца бронетракторов с 45-мм пушками 20К на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ (сельскохозяйственный) и СТЗ-5 (транспортный). В некоторых источниках указывалось, что для выпуска бронетрактора была выбрана база СТЗ-3, об этом в частности писал Михаил Коломиец в статье «Бронетракторы. Часть 3», М-Хобби, №3-1997. В то же время Юрий Пашолок исторический консультант компании Wargaming, отмечает, что базой для бронетрактора ХТЗ-16 стал именно сельскохозяйственный трактор СХТЗ-НАТИ, в конструкцию которого пришлось вносить изменения по 27 группам узлов.

Согласно первоначальным планам в августе-сентябре 1941 года в Харькове предусматривалось собрать внушительное количество эрзац-танков — 750 ХТЗ-16. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ). В свою очередь последний должен был получать бронелисты (прокат) с Мариупольского завода имени Ильича, поставки откуда шли в незначительных количествах, что тормозило процесс постройки бронетракторов. В результате к началу эвакуации НКМЗ (9 октября 1941 года) — этот завод отгрузил в Харьков порядка 100 комплектов брони для бронетракторов ХТЗ-16. При этом о количестве выпущенных в Харькове бронетраткоров ведутся споры, скорее всего, здесь успели собрать 142 бронетраткора. При этом 33 первых машины были изготовлены с использованием корпусов из неброневой стали.

Достоверно известно, что производство ХТЗ-16 было налажено лишь в начале сентября 1941 года, а уже с 18 сентября начались работы по эвакуации завода. В 20 числах октября бои шли уже как вблизи, так и непосредственно в самом Харькове. По отчетам ХТЗ в Харькове были оставлены не вывезенными при эвакуации «находящиеся в незавершенном производстве тракторные гусеничные шасси ХТЗ-16 в количестве 809 штук, их выпуск не мог быть произведен предприятием из-за недопоставки от кооперированных предприятий броневой стали и ряда деталей».

Опытный образец ХТЗ-16, август 1941 года

Конструкция клепано-сварного бронекорпуса ХТЗ-16 была предельно простой. Перед конструкторами стояла задача обеспечить надежную защиту экипажа от пуль и осколков снарядов, что и было выполнено в полном объеме. Технологически корпус бронетрактора можно было разделить на две секции. Передняя из них защищала силовую установку, она собиралась из 4-х катаных листов броневой стали, при этом лобовая бронеплита (прикрывала радиатор) была цельной и крепилась на болтах. Поступление воздуха для охлаждения двигателя и вывод отработанных газов пришлось перенести в нижнюю часть корпуса, где были установлены бронированные жалюзи. Для обслуживания силовой установки и доступа к двигателю в бортах корпуса моторного отделения имелись большие люки прямоугольной формы (по одному с каждой стороны). В задней секции ХТЗ-16 располагалось отделение управления, которое также являлось и боевым отделением.

Посадка и высадка экипажа осуществлялась через небольшую по размерам дверь, расположенную в правом борту боевого отделения. На случай аварийной эвакуации имелся также дополнительный люк в кормовой бронеплите. Еще два люка имелись в крыше корпуса, но они были больше предназначены для наблюдения за местностью на марше, в крайнем случае боевую машину можно было покинуть и через них.

Основным вооружением бронетрактора ХТЗ-16 была 45-мм пушка 20К, которая устанавливалась в лобовом бронелисте ближе к левому борту. С правой стороны в корпусе находилось место механика-водителя. Здесь был расположен небольшой открывающийся вверх люк со смотровой щелью. Специализированных смотровых танковых приборов на бронетракторе не было. Для улучшения обзорности на эрзац-танке имелись самые простые смотровые щели, расположенные по бортам боевого отделения, а также в лобовой и кормовой бронеплите. Для ведения огня из личного оружия были предусмотрены 3 бойницы, которые располагались рядом со смотровыми щелями.


Необходимо отметить, что бронелисты в лобовой проекции были расположены под рациональными углами наклона. В передней части лобовой лист брони толщиной 30 мм (перед мотором) был расположен под углом 20 градусов, у боевого отделения угол наклона брони удалось довести до 25 градусов. Борта корпуса по планам должны были получить бронирование 13 мм. В лобовой проекции такая броня обеспечивала надежную защиту от крупнокалиберного стрелкового оружия и 20-мм автоматических пушек. В то же время ХТЗ-16 был легкой целью для любого противотанкового орудия. Справедливости ради стоит отметить, что обеспечивать эрзац-танк противоснарядным бронированием никто и не планировал.

Как отмечает Юрий Пашолок в статье «Импровизация в промышленных масштабах» мощность тракторного двигателя 1-МА, который устанавливался на ХТЗ-16, была увеличена с 52 до 58 лошадиных сил. Рост небольшой, но с учетом возросшей массы с 5,1 до 8,6 тонн каждая дополнительная лошадиная сила была не лишней. В связи с увеличением массы из-за установки бронированного корпуса и 45-мм пушки, а также форсированием двигателя изменениям подверглась и коробка переключения передач. Также была изменена рама, ее удлинили, при этом каретки катков были расставлены по типу транспортного трактора СТЗ-5, а ленивцы вынесены вперед. С трактора СТЗ-5 разработчики позаимствовали также гусеничные ленты, как более подходящие для боевой машины. Применительно к каждому борту ходовая состояла из двух тележек с двумя спаренными опорными катками, переднего направляющего и заднего ведущего колеса, а также двух поддерживающих катков.

Уникальность ХТЗ-16 заключается не только в том, что это, скорее всего, самый массовый бронетрактор в истории, но и в том, что импровизированная боевая машина прошла полноценную программу испытаний (ходовых и огневых). Да, военные остались не в восторге от бронетрактора, но это и не удивительно, особенно в стране, в которой еще перед войной удалось развернуть производство танков Т-34 и КВ.
Согласно первоначальным планам, бронетрактор должен был преодолеть 500 километров. В ходе испытаний ХТЗ-16 прошел 470 километров, включая 240 километров по булыжному шоссе, 139 километров по проселку, 69 километров по грунтовому грейдерному шоссе и еще 22 километра в других дорожных условиях. Для импровизированной боевой машины на базе сельскохозяйственного трактора — это был достаточно приличный результат. На шоссе средняя скорость движения ХТЗ-16 достигала 17 км/ч, запас хода по шоссе оценивался в 119 км. При движении по пересеченной местности средняя скорость бронетраткора составляла 8,9 км/ч, при этом запас хода снижался до 61 километра.

ХТЗ-16, потерянный в боях

В ходе испытаний был отмечен перегрев силовой установки. Учитывая возросшую массу и тот факт, что испытания проводились при температуре окружающего воздуха почти в 30 градусов, в этом не было ничего удивительного. В ходе испытаний на проходимость ХТЗ-16 сумел преодолеть 25-градусный подъем, максимально допустимый крен составлял 24 градуса. Помимо этого бронированный трактор мог преодолевать рвы шириной 1,3 метра и вертикальную стенку высотой 0,55 м, также он мог преодолеть брод глубиной 0,6 метра. При больших углах подъема у ХТЗ-16 глох двигатель, проблема могла быть решена доливкой топлива. Помимо этого во время испытаний были отмечены случаи поломки гусениц.

Во время огневых испытаний было произведено 247 выстрелов из 45-мм пушки 20К, установленной на ХТЗ-16. Из них 147 выстрелов было сделано бронебойными снарядами. Во время испытаний кучность стрельбы оказалась ниже табличных значений. Средняя скорострельность при этом составляла до 5 выстрелов в минуту. Снижение точности стрельбы объяснялось наличием люфтов в механизме наведения орудийной установки. Вызывала нарекания и бронировка орудия, которая допускала попадание внутрь боевого отделения машины пуль и осколков снарядов и мин.

О боевом применении ХТЗ-16 детальной информации не сохранилось. Но вполне очевидно, что большая часть данных бронетракторов использовалась непосредственно в боях под Харьковом. Скорее всего, первыми данные бронетрактора получила противотанковая рота 14-й танковой бригады, куда в сентябре 1941 года было передано 8 ХТЗ-16, в тот же период еще 10-15 бронетракторов в составе отдельного дивизиона принимали участие в оборонительных боях под Полтавой. Все они были безвозвратно потеряны в боях с противником. Удивительно, что при столь незначительной серии и ограниченном применении, солдаты вермахта смогли сделать большое количество фотографий поврежденных и уничтоженных бронетракторов ХТЗ-16, большое их количество сегодня доступно в сети.

ХТЗ-16, потерянный в боях

Также известно, что ХТЗ-16 приняли участие в обороне Харькова в октябре 1941 года. При этом для защиты города были выделены очень скромные силы, а по бронетехнике немцы имели абсолютное преимущество. Такая парадоксальная ситуация сложилась благодаря обстановке на фронте. Прорыв немецких войск в районе Вязьмы и Брянска вынудил отправить почти все харьковские танки на западное направление, в то же время защитники Харькова остался практически без бронетехники. Для обороны города удалось «наскрести» лишь отельный противотанковый отряд, в состав которого вошли 47 единиц различных танков и бронемашин. Состав этого соединения был довольно разношерстен: из учебных частей были взяты 25 танкеток Т-27, из ремонта удалось вернуть 5 легких танков Т-26 выпуска 1933-1938 годов и 4 многобашенных тяжелых танка Т-35. Помимо этого в состав отряда вошли 13 бронетракторов ХТЗ-16.

На момент первого штурма Харькова общая численность его гарнизона составляла чуть менее 20 тысяч человек при 120 орудиях и минометах. В течение 23-24 октября советские войска отступали под ударами немецких частей, оказав хорошо организованное сопротивление только в центре города. В целом же организованной обороны крупного промышленного центра не получилось. Практически сразу же бои в городе приняли очаговый характер, а «отдельный противотанковый отряд» был буквально «раздерган» по частям. Сначала его разделили на две группы — одна из них находилась на границе Октябрьского и Червонобаварского секторов обороны, а вторая сосредоточилась на стыке Октябрьского, Сталинского и Червонозаводского секторов. Бронетракторы ХТЗ-16, судя по воспоминаниям участников боев, вошли в состав второй группы, вместе с несколькими танками Т-26 и предположительно двумя Т-35. Именно они выдержали основную тяжесть боев в городе. Достаточно известной является фотография ХТЗ-16, который был подбит и сгорел возле здания ЦУМа. При отступлении советских войск из города вся бронетехника отряда была потеряна. Часть уничтожена во время боев, другая брошена при отступлении, по возможности ее старались вывести из строя.

ХТЗ-16, подбитый и сгоревший возле ЦУМа в Харькове в октябре 1941 года, экипаж погиб. Фото: waralbum.ru

Также имеется информация о том, что некоторое количество бронетракторов ХТЗ-16 в составе 133-й танковой бригады принимало участие в обороне Москвы. Помимо этого по некоторым данным последнее боевое применение ХТЗ-16 произошло при наступлении на Харьков в мае 1942 года. Основная же масса этих эрзац-танков была уничтожена в сражениях осени 1941 года. Достоверных сведений об участии этих машин в боях имеется немного, так как официальных документов того временного периода сохранилось очень мало.

Тактико-технические характеристики ХТЗ-16:
Габаритные размеры: длина — 3,8 м, ширина — 1,9 м, высота — 2,3 м.
Бронирование: лоб корпуса — до 30 мм, лоб рубки — 25 мм, борта — 10-13 мм.
Масса — около 8,5 т.
Мощность двигателя — 58 л.с.
Максимальная скорость — 15-20 км/ч (по шоссе), до 9 км/ч по пересеченной местности.
Запас хода — до 120 км (по шоссе).
Вооружение — 45-мм пушка 20К, один 7,62-мм пулемет ДТ.
Экипаж — 2 человека.

Источники информации:
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/tractor/bronetr3.php
http://www.aviarmor.net/tww2/tractors/ussr/htz16.htm
http://warspot.ru/6466-improvizatsiya-v-promyshlennyh-masshtabah
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 23

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. тасха 3 февраля 2017 07:29
    Идея создания бронеавтомобиля на тракторной базе принадлежала полковнику артиллерии Гулькевичу, который в июле 1915 года даже сумел получить патент на свое изобретение.

    Полковник Н.А. Гулькевич не только запатентовал, но и смог построить два полугусеничных бронеавтомобиля на тракторной основе. Эти образцы приняли участие в Гражданской войне.
    С.Федосеев в своей очень интересной книге "Танки первой мировой" пишет:
    "Как знать, окажи военное ведомство Гулькевичу своевременную и большую поддержку, может быть, это стало бы действительным началом русского танкостроения".
  2. стас57 3 февраля 2017 08:52
    Однако то, что в мирное время выглядело ненужным, в суровых реалиях войны стало казаться вполне оправданным.

    этому нет оправдания, при общей недостаче тракторов для буксировки подбитых танков и тяжелых артсистем, общем дефиците орудий, броневой стали, завод занимается откровенной ерундой.

    Уникальность ХТЗ-16 заключается не только в том, что это,
    вообще позволили сделать, хорошо хоть до шаротанков не додумались.

    и никого за это не расстреляли...
    1. тасха 3 февраля 2017 09:45
      Согласен, это первая мысль, которая приходит в голову. Что да, лучше бы эти трактора использовались для буксировки... А пушки можно было поставить в открытые рубки на те же Т-27 (если бы увезли). Но вот "занимается откровенной ерундой" и ниже - это Вы впопыхах, как мне кажется.
      Обратите внимание на дату постановления - 20 июля 1941г....
      1. Fotoceva62 3 февраля 2017 09:55
        Часто это было "народным творчеством". Так,что ничего «ерундового» в этом нет. При отсутствии нормальной бронетехники, эти поделки очень кстати.
        1. стас57 3 февраля 2017 10:24
          "народным творчеством".

          народное творчество-это мы с вами сели в гараже и из вашего МТЗ80 сделаем шуш и подарим его в армию, ну как сейчас в сирии или вна.

          перед нами не народное творчество, а четкое решение на высоком уровне,решение, по мне преступное.
          В итоге мы в массе видим тексты в отчетах тбр звучащие как ... в связи с отсутствием техники эвакуировать подбитые танки не представляется возможным... или такое ... для эвакуации подбитого танка был послан танк КВ л-та М***, в следствии чего на танке прогорела прокладка блока...
          То есть именно благодаря таким вот эрзацам мы остались без тяжелых тракторов на несколько танковых бригад, продолжаем таскать танки танками, расходуя их и без того небольшой моторесурс, тяжелые пушки конями и на себе, а счастливые немцы , отщелкав эти слепые и глухие недотанки как детей стоят и фоткаются рядом.
          Россия щедрая дуща
          1. Alexey RA 3 февраля 2017 13:22
            Цитата: стас57
            В итоге мы в массе видим тексты в отчетах тбр звучащие как ... в связи с отсутствием техники эвакуировать подбитые танки не представляется возможным... или такое ... для эвакуации подбитого танка был послан танк КВ л-та М***, в следствии чего на танке прогорела прокладка блока...

            ЕМНИП, ув. М.Свирин в своё время приводил дивные цитаты из переписки наркомата и СТЗ, в которых директору завода прямо указывалось, что не нужно хитрить и суммировать танки и тягачи в одну цифру в отчётах о выпущенной продукции - маскируя таким образом постоянную недопоставку тягачей за счёт перевыполнения плана по Т-34. Мол, наркомат знает, что тягачи сложнее танков - но тягачи РККА нужны ещё больше, чем бронетехника.
      2. стас57 3 февраля 2017 10:34
        Цитата: тасха
        это Вы впопыхах, как мне кажется.
        Обратите внимание на дату постановления - 20 июля 1941г....

        никаких Попыхов.
        20 июля , замечу, это конечно самое время штамповать эрзац, вместо не менее необходимых средств тяги и в итоге мы к осени ощутили всю полноту насыщений их в войсках
        1. тасха 3 февраля 2017 12:15
          Может и так. Это сейчас хорошо рассуждать "ерунда", "не ерунда"...
          Как видели обстановку в то время и почему принимали те или иные решения мы можем только догадываться..
      3. Alexey RA 3 февраля 2017 11:32
        Цитата: тасха
        А пушки можно было поставить в открытые рубки на те же Т-27 (если бы увезли).

        Пробовали до войны. Получилось плохо: Т-27 была слишком мала, и даже при установке просто пушки за щитом требовалась вторая машина для перевозки расчёта (и БК).
        Также был отвергнут вариант с 45-мм пушкой, создававшийся на основе СУ-3. Орудие на этой САУ устанавливалось в кормовой части корпуса и прикрывалось бронещитом. Как и в случае с КТ-27 орудийный расчет и само орудие транспортировались на разных танкетках, что совершенно не устраивало военных.

        Кроме того техническое состояние Т-27 на 1941 колебалось между ужасающее и этот металлолом никуда не поедет. Эти танкетки до войны эксплуатировались в хвост и в гриву - в качестве машин учебно-боевого парка.
        Если перейти от лирики к сухим цифрам, то из 2343 линейных Т-27, числившихся в РККА, 531 машина относилась к третьей категории, а 755 - к четвёртой!
        Напомню:
        3-я категория - требующее ремонта в окружных мастерских (средний ремонт).
        4-я категория - требующее ремонта в центральных мастерских и на заводах (капитальный ремонт)
        1. тасха 3 февраля 2017 12:51
          Да, видел и такие варианты.
          Представлялось же что-нибудь такое
          1. тасха 3 февраля 2017 12:54
            или вот такой
  3. Fotoceva62 3 февраля 2017 08:58
    Эрзац конечно,но ...за неимением гербовой пишем на простой.. Пехота будет рада любой броне, да и работать из засад можно не хуже чем танки с аналогичным вооружением. Более перспективным по моему мнению был бы выпуск на этой базе САУ.
    В условиях недостатка тягачей выпуск подобной бронетехники всё же являлся не желательным, да и эффективность очень незначительна , но дорога ложка к обеду.
    1. gladcu2 3 февраля 2017 19:16
      Fotoceva
      Бронирование предполагало выход на рубеж непосредственного огневого контакта. Понятно, что против легко вооруженных целей. К примеру против пулеметных гнезд.

      Для устройства засад, достаточно было оставить из трактора тягач орудия.

      Столь странные требования к переделке, с нашей современной точки зрения, вызывают удивление и не понимание. Но опять-таки, попробовав стать на место предков, посмотреть на мир их глазами, можно прийти к выводу, многое мы можем не учесть.

      Одно ближайшее, нашему взгляду. Переделка смысла не имеет.
  4. Баурсак 3 февраля 2017 09:30
    Горячим сторонником бронированных тракторов был Тухачевский. Он предлагал вообще танки строить в ограниченных количествах, а основное внимание уделить тракторам, построить их до 100 тыс. шт., чтобы в случае войны бронировать их и получить 100 тыс. танков. (Избранные произведения в 2-х томах. — М., Воениздат, 1964). Вот такой вот "стратег"
    1. Zweihander 3 февраля 2017 10:11
      Я тоже немного был ошарашен когда читал его сочинения, например предложения наступать по полю боя густыми колоннами пулеметчиков в плотном построении.
      1. Alexey RA 3 февраля 2017 11:47
        ЕМНИП, у Тухачевского была ещё одна идея: все танки должны быть максимально унифицированы с гражданскими тракторами.
        А потом, в 1942, спецы Кубинки с горечью констатировали. что в области трансмиссий мы здоров отстали от зарубежных танков, и что трансмиссии на базе тракторных для танков непригодны в силу абсолютно других условий эксплуатации танка.
  5. IrbenWolf 3 февраля 2017 10:08
    Странно, что подобную концепцию забросили... В наше время в "тачанки" трансформируют совсем неприспособленные под такие нужды ТС. Из трактора можно получить, как минимум легкие БТР путем приваривания "брони", в ближайшем подвале.
  6. Anchonsha 3 февраля 2017 10:52
    Главное в народном творчестве с тракторами ХТЗ - 16 то, что их бронирование сделано для защиты воинов от стрелкового оружия, но их пускали и против танков, так как были вооружены пушками 45-пятками.
  7. болот 3 февраля 2017 12:36
    В Одессе что то подобное видел в 80х в музее ,где ранее береговая батарея была.
  8. Kenneth 3 февраля 2017 12:41
    Очень интересная статья. Спасибо.
  9. тасха 3 февраля 2017 13:10
    Братцы, читайте лучше статью Ю.Пашолока. Фотографий больше, информация интересней...
    Эх, Юферев, Юферев.. В чём же Ваше авторство? Вы не автор, вы компилятор....
  10. vasilev 3 февраля 2017 17:19
    Похожие машины делали во время обороны Одессы в 1941 году,обшивая на трамвайном заводе готовые трактора СТЗ 5 броней и устанавливая небольшую башню с легким вооружением.Название их было НИ 1 (На Испуг).Были проблемы с доставкой танков в Одессу,а фрицев нужно было отпугнуть танками.
  11. Кот Гришка 3 февраля 2017 21:51
    Скорее даже не фрицев , а румын.
Картина дня