ХТЗ-16: самый массовый советский бронетрактор

61 711 23
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    3 февраля 2017 07:29
    Идея создания бронеавтомобиля на тракторной базе принадлежала полковнику артиллерии Гулькевичу, который в июле 1915 года даже сумел получить патент на свое изобретение.

    Полковник Н.А. Гулькевич не только запатентовал, но и смог построить два полугусеничных бронеавтомобиля на тракторной основе. Эти образцы приняли участие в Гражданской войне.
    С.Федосеев в своей очень интересной книге "Танки первой мировой" пишет:
    "Как знать, окажи военное ведомство Гулькевичу своевременную и большую поддержку, может быть, это стало бы действительным началом русского танкостроения".
  2. +6
    3 февраля 2017 08:52
    Однако то, что в мирное время выглядело ненужным, в суровых реалиях войны стало казаться вполне оправданным.

    этому нет оправдания, при общей недостаче тракторов для буксировки подбитых танков и тяжелых артсистем, общем дефиците орудий, броневой стали, завод занимается откровенной ерундой.

    Уникальность ХТЗ-16 заключается не только в том, что это,
    вообще позволили сделать, хорошо хоть до шаротанков не додумались.

    и никого за это не расстреляли...
    1. +5
      3 февраля 2017 09:45
      Согласен, это первая мысль, которая приходит в голову. Что да, лучше бы эти трактора использовались для буксировки... А пушки можно было поставить в открытые рубки на те же Т-27 (если бы увезли). Но вот "занимается откровенной ерундой" и ниже - это Вы впопыхах, как мне кажется.
      Обратите внимание на дату постановления - 20 июля 1941г....
      1. +7
        3 февраля 2017 09:55
        Часто это было "народным творчеством". Так,что ничего «ерундового» в этом нет. При отсутствии нормальной бронетехники, эти поделки очень кстати.
        1. +6
          3 февраля 2017 10:24
          "народным творчеством".

          народное творчество-это мы с вами сели в гараже и из вашего МТЗ80 сделаем шуш и подарим его в армию, ну как сейчас в сирии или вна.

          перед нами не народное творчество, а четкое решение на высоком уровне,решение, по мне преступное.
          В итоге мы в массе видим тексты в отчетах тбр звучащие как ... в связи с отсутствием техники эвакуировать подбитые танки не представляется возможным... или такое ... для эвакуации подбитого танка был послан танк КВ л-та М***, в следствии чего на танке прогорела прокладка блока...
          То есть именно благодаря таким вот эрзацам мы остались без тяжелых тракторов на несколько танковых бригад, продолжаем таскать танки танками, расходуя их и без того небольшой моторесурс, тяжелые пушки конями и на себе, а счастливые немцы , отщелкав эти слепые и глухие недотанки как детей стоят и фоткаются рядом.
          Россия щедрая дуща
          1. +3
            3 февраля 2017 13:22
            Цитата: стас57
            В итоге мы в массе видим тексты в отчетах тбр звучащие как ... в связи с отсутствием техники эвакуировать подбитые танки не представляется возможным... или такое ... для эвакуации подбитого танка был послан танк КВ л-та М***, в следствии чего на танке прогорела прокладка блока...

            ЕМНИП, ув. М.Свирин в своё время приводил дивные цитаты из переписки наркомата и СТЗ, в которых директору завода прямо указывалось, что не нужно хитрить и суммировать танки и тягачи в одну цифру в отчётах о выпущенной продукции - маскируя таким образом постоянную недопоставку тягачей за счёт перевыполнения плана по Т-34. Мол, наркомат знает, что тягачи сложнее танков - но тягачи РККА нужны ещё больше, чем бронетехника.
      2. 0
        3 февраля 2017 10:34
        Цитата: тасха
        это Вы впопыхах, как мне кажется.
        Обратите внимание на дату постановления - 20 июля 1941г....

        никаких Попыхов.
        20 июля , замечу, это конечно самое время штамповать эрзац, вместо не менее необходимых средств тяги и в итоге мы к осени ощутили всю полноту насыщений их в войсках
        1. +3
          3 февраля 2017 12:15
          Может и так. Это сейчас хорошо рассуждать "ерунда", "не ерунда"...
          Как видели обстановку в то время и почему принимали те или иные решения мы можем только догадываться..
      3. +3
        3 февраля 2017 11:32
        Цитата: тасха
        А пушки можно было поставить в открытые рубки на те же Т-27 (если бы увезли).

        Пробовали до войны. Получилось плохо: Т-27 была слишком мала, и даже при установке просто пушки за щитом требовалась вторая машина для перевозки расчёта (и БК).
        Также был отвергнут вариант с 45-мм пушкой, создававшийся на основе СУ-3. Орудие на этой САУ устанавливалось в кормовой части корпуса и прикрывалось бронещитом. Как и в случае с КТ-27 орудийный расчет и само орудие транспортировались на разных танкетках, что совершенно не устраивало военных.

        Кроме того техническое состояние Т-27 на 1941 колебалось между ужасающее и этот металлолом никуда не поедет. Эти танкетки до войны эксплуатировались в хвост и в гриву - в качестве машин учебно-боевого парка.
        Если перейти от лирики к сухим цифрам, то из 2343 линейных Т-27, числившихся в РККА, 531 машина относилась к третьей категории, а 755 - к четвёртой!
        Напомню:
        3-я категория - требующее ремонта в окружных мастерских (средний ремонт).
        4-я категория - требующее ремонта в центральных мастерских и на заводах (капитальный ремонт)
        1. +1
          3 февраля 2017 12:51
          Да, видел и такие варианты.
          Представлялось же что-нибудь такое
          1. +2
            3 февраля 2017 12:54
            или вот такой
  3. +4
    3 февраля 2017 08:58
    Эрзац конечно,но ...за неимением гербовой пишем на простой.. Пехота будет рада любой броне, да и работать из засад можно не хуже чем танки с аналогичным вооружением. Более перспективным по моему мнению был бы выпуск на этой базе САУ.
    В условиях недостатка тягачей выпуск подобной бронетехники всё же являлся не желательным, да и эффективность очень незначительна , но дорога ложка к обеду.
    1. +2
      3 февраля 2017 19:16
      Fotoceva
      Бронирование предполагало выход на рубеж непосредственного огневого контакта. Понятно, что против легко вооруженных целей. К примеру против пулеметных гнезд.

      Для устройства засад, достаточно было оставить из трактора тягач орудия.

      Столь странные требования к переделке, с нашей современной точки зрения, вызывают удивление и не понимание. Но опять-таки, попробовав стать на место предков, посмотреть на мир их глазами, можно прийти к выводу, многое мы можем не учесть.

      Одно ближайшее, нашему взгляду. Переделка смысла не имеет.
  4. +4
    3 февраля 2017 09:30
    Горячим сторонником бронированных тракторов был Тухачевский. Он предлагал вообще танки строить в ограниченных количествах, а основное внимание уделить тракторам, построить их до 100 тыс. шт., чтобы в случае войны бронировать их и получить 100 тыс. танков. (Избранные произведения в 2-х томах. — М., Воениздат, 1964). Вот такой вот "стратег"
    1. +3
      3 февраля 2017 10:11
      Я тоже немного был ошарашен когда читал его сочинения, например предложения наступать по полю боя густыми колоннами пулеметчиков в плотном построении.
      1. +5
        3 февраля 2017 11:47
        ЕМНИП, у Тухачевского была ещё одна идея: все танки должны быть максимально унифицированы с гражданскими тракторами.
        А потом, в 1942, спецы Кубинки с горечью констатировали. что в области трансмиссий мы здоров отстали от зарубежных танков, и что трансмиссии на базе тракторных для танков непригодны в силу абсолютно других условий эксплуатации танка.
  5. 0
    3 февраля 2017 10:08
    Странно, что подобную концепцию забросили... В наше время в "тачанки" трансформируют совсем неприспособленные под такие нужды ТС. Из трактора можно получить, как минимум легкие БТР путем приваривания "брони", в ближайшем подвале.
  6. +1
    3 февраля 2017 10:52
    Главное в народном творчестве с тракторами ХТЗ - 16 то, что их бронирование сделано для защиты воинов от стрелкового оружия, но их пускали и против танков, так как были вооружены пушками 45-пятками.
  7. +3
    3 февраля 2017 12:36
    В Одессе что то подобное видел в 80х в музее ,где ранее береговая батарея была.
  8. +2
    3 февраля 2017 12:41
    Очень интересная статья. Спасибо.
  9. +1
    3 февраля 2017 13:10
    Братцы, читайте лучше статью Ю.Пашолока. Фотографий больше, информация интересней...
    Эх, Юферев, Юферев.. В чём же Ваше авторство? Вы не автор, вы компилятор....
  10. +2
    3 февраля 2017 17:19
    Похожие машины делали во время обороны Одессы в 1941 году,обшивая на трамвайном заводе готовые трактора СТЗ 5 броней и устанавливая небольшую башню с легким вооружением.Название их было НИ 1 (На Испуг).Были проблемы с доставкой танков в Одессу,а фрицев нужно было отпугнуть танками.
  11. +1
    3 февраля 2017 21:51
    Скорее даже не фрицев , а румын.