СР-10 на летных испытаниях

72
На интернет-портале russianplanes.netздесь), лидирующем в фотодокументировании российской авиации, выложены сделанные на днях фотографии первого летного опытного образца (демонстратора) лёгкого реактивного учебно-тренировочного самолёта СР-10 разработки ООО "Конструкторское бюро "Современные авиационные технологии". В настоящее время он проходит испытания на аэродроме Кубинка.





СР-10 является промежуточным самолетом в программе подготовки летчиков. Инициативная разработка началась в 2007 г. Первый полёт состоялся 25.12.15 г. В мае 2016 г. начались летные испытания. Завершение заводских испытаний ожидается в 2017 г. Потребность ВВС РФ в самолетах оценивается до 100 ед. Опытный образец оснащен двигателем АИ-25ТЛ ("Мотор Сич", Украина). На серийные самолеты для ВВС РФ будет устанавливаться отечественный двигатель АЛ-55. Начало серийных поставок ожидается в 2018 г.

72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    6 февраля 2017 08:57
    Потребность ВВС РФ в самолетах оценивается до 100 ед. Опытный образец оснащен двигателем АИ-25ТЛ ("Мотор Сич", Украина). На серийные самолеты для ВВС РФ будет устанавливаться отечественный двигатель АЛ-55. Начало серийных поставок ожидается в 2018 г.


    И опять Украина в пролете , а если серьёзно то машина очень нужна, для подготовки пилотов.
    1. +9
      6 февраля 2017 09:04
      Красивый самолет , пролетал над мкад, в прошлом году
    2. +4
      6 февраля 2017 09:10
      Потребность ВВС РФ в самолетах оценивается до 100 ед.

      Уверен, что и среди частных лиц покупатели найдутся...если им разрешат.
    3. +8
      6 февраля 2017 10:36
      Пока, конечно в разработке и работы ещё не початый край, но чёрт возьми приятно видеть новые машины...

      1. +7
        6 февраля 2017 10:37
        Ещё пару фото:

        1. +4
          6 февраля 2017 10:39
          Для наглядности:

          1. +3
            6 февраля 2017 10:50
            Красивый конечно самолет, возможно годится в ДОСААФе для спортивных целей, но как учебная машина для военных летчиков не годится.
            Аэродинамика самолетов с крылом обратной стреловидности другая в отличии от самолетов боевой авиации. Навыки пилотов нужно отрабатывать с авиационной парты, какой и должен быть самолет обычной стреловидности.
            Если кто-то и пробивает этот самолет в серию для ВВС, ищите их интересы.
            1. +8
              6 февраля 2017 11:10
              Он дешевле в разы ЯК-130, и это замена ЯК-152 для первых курсов, а то летать на поршневых самолётах в 21 веке, как-то не комильфо...
              В конце концов возрождается ДОССАФ...
              1. 0
                6 февраля 2017 11:26
                Цитата: Самаритянин
                Он дешевле в разы ЯК-130, и это замена ЯК-152 для первых курсов, а то летать на поршневых самолётах в 21 веке, как-то не комильфо...
                В конце концов возрождается ДОССАФ...

                Он действительно с обратной стрелой и в разы дешевле 130го?
                1. +2
                  6 февраля 2017 14:47
                  Цитата: Юрий из Волгограда
                  Он действительно с обратной стрелой и в разы дешевле 130го?

                  Минус 10 градусов по передней кромке. Повышает подъёмную силу и устойчивость на малых скоростях. Конструктивно непригодно для сверхзвуковых скоростей (теоретических ограничений нет).
                  Однодвигательный (двигатель намного слабее и проще чем у 130, легче обслуживать, меньше шум), оружие чисто виртуальное (комп.), планер композитный (неприятное подорожание но упрощает хранение и транспортировку, уменьшает расход топлива особенно на взлёте), масса и габариты меньше. Меньше требуемый размер ВПП (на обычной полосе можно пару раз оторваться и коснуться без лишнего круга).
              2. +4
                6 февраля 2017 12:09
                Это замена L-29, с которого начинали практически все лётчики, и L-39, который по новее и с тем же двигателем (АИ-25ТЛШ) который в силу своей дешевизны и простоте, для подобных самолётов весьма не плох. На "Мотор Сичи", все рабочие опять "радуются" очередной перемоге майданного правительства. А России давно уже пора иметь собственный учебный самолёт.
              3. +1
                6 февраля 2017 14:03
                Зачем так усложнять машину, она же учебная? Нельзя что ли, свой L-39 построить, зачем такая сложная механизация на УТС. Эти "крылышки" усложнят эксплуатацию, а он ведь даже не боевой. Нас как всегда бросает в крайности. Для курсантов техника должна быть простой и понятной, чтобы небыло дрожи в ногах, глядя на эту машинку, слово простая, в голову просто не лезет. При всей своей миниатюрности, это очередная сложная парта с крыльями для ВКС.
                1. 0
                  7 февраля 2017 14:11
                  Ну тогда уж давайте к ПО2 вернемся- проще то уж некуда будет. Речь идет об обучении современных боевых летчиков а не любителей. Если курсант мандражирует от осознания небольших отличий в аэродинамике и управления, стоит ли пытаться сделать из него летчика- пусть сидит на земле
                  1. 0
                    8 февраля 2017 10:45
                    Цитата: faridg7
                    Ну тогда уж давайте к ПО2 вернемся- проще то уж некуда будет. Речь идет об обучении современных боевых летчиков а не любителей. Если курсант мандражирует от осознания небольших отличий в аэродинамике и управления, стоит ли пытаться сделать из него летчика- пусть сидит на земле

                    ====
                    А вы, простите в школе, математику сразу с интегрального и дифференциального исчисления начали изучать? Или сперва арифметику, а потом алгебру учили?
                    Принцип "от ПРОСТОГО - к СЛОЖНОМУ" Еще никто не отменял!!
                    1. 0
                      8 февраля 2017 12:00
                      Ну так следуя вашей логике, курсант военного училища должен начинать нюхать воздух с дельтаплана, а процесс обучения придется растянуть до его пенсии, пока он получит допуск на су35. СР-10 достаточно прост, и он вполне может заменить Л-39, а вот як 152 тут на мой взгляд- лишняя нога.
                      Лучше возродить аэроклубы ДОСААФ и дать молодежи возможность осваивать воздух на яках там, чтобы абитуриены в училище приходили уже с летными книжками
              4. 0
                8 февраля 2017 11:01
                Цитата: Самаритянин
                Он дешевле в разы ЯК-130, и это замена ЯК-152

                =====
                На счет того, что СР-10 дешевле (не уверен правда, что "в разы"), чем Як-130, то абсолютно согласен!!! Но вот то, что он дешевле, чем Як-152 - то уж позвольте усомниться!!!
                А вот то, что стоимость летного часа на Як-152 - в разы меньше, чем у реактивного СР-10, то это уж точно!
                ---
                Цитата: Самаритянин
                а то летать на поршневых самолётах в 21 веке, как-то не комильфо...

                ====
                Ага!! Всему миру - "комильфо", а нам, значит"НЕ комильфо"!!!
            2. +4
              6 февраля 2017 13:12
              Ну, мне например , сложно судить- не летчик, может я и ошибаюсь, но
              Самолет с обратной стреловидностью обладает хорошей управляемостью на малых скоростях и больших углах атаки, вместе с тем обладая статической неустойчивостью, позволяет создать маневренную машину не прибегая к установке двигателя с изменяемым вектором тяги. Что плохого в том, что курсант будет учиться на маневренном учебном самолете, чтобы потом сесть в маневренный боевой?
              1. 0
                8 февраля 2017 10:53
                Цитата: faridg7
                Самолет с обратной стреловидностью обладает хорошей управляемостью на малых скоростях и больших углах атаки, вместе с тем обладая статической неустойчивостью

                ====
                А кто вам собственно сказал, что "обратная стреловидность" обеспечивает аэродинамическую неустойчивость??? Плюньте ему в лицо!!!
                ---
                Цитата: faridg7
                Что плохого в том, что курсант будет учиться на маневренном учебном самолете, чтобы потом сесть в маневренный боевой?

                ====
                Т.е. Вы хотите сказать, что и Як-152 и Як-130 - обладают "плохой" маневренностью???
                Ну вы даете!!!!
      2. +9
        6 февраля 2017 11:04
        И для наглядности кабина ЯК-130:
        1. +3
          6 февраля 2017 11:20
          Понятно, что "он в разы дешевле ЯК - 130".
          Но кто сказал, что ЯК-130 это правильно выбранная учебная авиационная парта? ЯК-130 сделали учебной, потому что на учебный однодвигательный самолет обычной стреловидности в России нет нужного реактивного двигателя - говорю не свои слова, слова своего однокашника, одного из руководителей авиазавода выпускающего ЯК-130.
          Кроме того ранее сложившаяся коррумпированная схема распила военного бюджета, понуждало до последнего момента выпускать "дорогую" военную технику. Это выгодно всем чиновникам, бравшим свой % с военного заказа, валовым показателям отчетности выпуска военной техники, заводу, имевшему большую прибыль с выпуска более дорогого самолета.
          1. +1
            6 февраля 2017 11:44
            В начале 2014 года российское Минобороны проводило открытый конкурс на лучший проект самолета, предназначенного для первоначального обучения летного состава. На этот конкурс были представлены два проекта: СР-10 от КБ «САТ» и Як-152 от фирмы «Яковлев». Специалисты военного ведомства провели анализ двух предложенных проектов и выбрали наиболее удачный. Лучшим вариантом самолета для подготовки летчиков посчитали проект Як-152. В дальнейшем этот проект получил поддержку военных. Согласно ранее оглашенным планам, разработка проекта Як-152 и необходимые проверки прототипов должны завершиться в течение нескольких лет. В 2017 году предполагается развернуть серийное производство новых машин.
            Но в 2016 МО решило закупить 100 шт. при условии положительных испытаний...
            Единственный вариант для СР-10 это стать переходным звеном между ЯК-152 и ЯК 130... но этого не будет...
            1. 0
              6 февраля 2017 15:35
              Я понимаю, что на "военном обозрении" говорят о подготовке военных пилотов, но гражданских и любителей то гораздо больше. Им тоже надо учиться и Як-130 тут полностью выпадает, а Як-152 подходит только для первичных полётов и отсева непригодных.
              СР-10 подходит для большей части летной подготовки, вплоть до применения виртуального оружия. На нем, как и на Як-130, можно применить эмуляцию режимов разных моделей и типов самолётов (в дозвуковом режиме). Применять его можно вблизи городов, с тренировкой по условным целям, рядом с населёнными пунктами.
              Я не хочу уменьшить роль Як-130. Он позволяет тренироваться и поддерживать летную форму для военных летчиков и подготовленных курсантов, но его место у крупных полигонов, с разным рельефом и возможностью применения оружия по реальным целям.
              1. 0
                8 февраля 2017 10:32
                Цитата: Genry
                СР-10 подходит для большей части летной подготовки, вплоть до применения виртуального оружия.

                ======
                ?????
                Цитата: Genry
                На нем, как и на Як-130, можно применить эмуляцию режимов разных моделей и типов самолётов (в дозвуковом режиме).

                ===
                Интересно, а где вы ТАКОЕ вычитали???
            2. 0
              8 февраля 2017 10:30
              Цитата: Самаритянин
              Единственный вариант для СР-10 это стать переходным звеном между ЯК-152 и ЯК 130...

              ====
              А НУЖНО ли это "звено"???
          2. +3
            6 февраля 2017 13:05
            Это выгодно всем чиновникам, бравшим свой % с военного заказа, валовым показателям отчетности выпуска военной техники, заводу, имевшему большую прибыль с выпуска более дорогого самолета.


            При всем уважении, не подскажите ли подробнее про подобную схему. В свое время потрошили не мало военных предприятий на предмет вывода активов. но ни разу не выходили на неких военных чиновников, которые, в общем, и в то время были если не на карандаше, то под увеличительным стеклом точно. Дело в том, что в подобной схеме должна работать целая группа преступного сообщества, от главбуха (зам по финансам), ГК и вся директорская рать. Распутать такое дело, это супертрамплин по службе и конечно же, - "За заслуги перед Отечеством", правда без изображений мечей, но всё же....Более того, собрать по такому делу фактуру, чрезвычайно легко, так как много каналов получения информации, много субъектов уголовного дела, которым скрыть свою деятельность чрезвычайно тяжело. Наличие смежников в виде фирм однодневок, только облегчают задачу, так как эти фирмы, как правило, не ведут более никакой деятельности и выписка с банковского счета, полностью является составляющей доказательной базы. Если имеете какую-либо информацию, гарантирую железобетонную смену руководства подобного предприятия, с переодеванием такового в форму установленного образца темного цвета. hi
            1. +1
              6 февраля 2017 14:18
              не подскажите ли подробнее про подобную схему - Асадулла

              Сия схема закрыта от глаз народа, но о её можно просчитать по косвенным признакам.
              К примеру, "поимка на взятке" минэкономразвития РФ Улюкаева посчитавшего на "законных" основаниях получение мзды с друга Путина, руководителя Роснефти Сечина.
              Вы, что считаете Улюкаев неумный, и сам нарвался на эту взятку? Нет, он действовал по наезженной схеме, так как они все там работают и привыкли. А то, что его посчитали "пойманным на взятке", то видно чем то не угодил руководству, и то решило его снять. И зачем выбирать какую-то формулировку отставки, когда можно применить вот эту схему "поимки на взятке", показав всем, что все на крючке и при случае на каждого можно найти статью для "наказания". Круговая порука, если хотите.
              Вспомните уже ставшего забываться для многих, премьер М. Касьянов, кликухой которого у них там наверху была "Миша 2% отката".
              А Сердюков-Табуреткин, приклеилась же к человеку второе народное имя, с его отказами в финансировании военных заказов у наших оборонных предприятий, и заключение с иностранными: у Франции вертолетоносцы, у Италии бронеавтомашины.Танки даже грозился заказывать на Западе. Даром, что ли? Так даром и чирей не садится.
              Кроме того знаю из личных контактов, что в высшем руководстве крупных государственных предприятий за правило было, к примеру руководителям выплачивать % за заключенные сделки, по типу посреднических услуг.
              А так широко и часто описываемые системы откатов и бонусов чиновников разных рангов. Вы разве об этом не видели и не читали в СМИ?
              1. +4
                6 февраля 2017 14:32
                Цитата: vladimirZ
                примеру, "поимка на взятке" минэкономразвития РФ Улюкаева посчитавшего на "законных" основаниях получение мзды с друга Путина, руководителя Роснефти Сечина

                - источник? Слухи? Да естессно... забейте, ими и пользуйтесь - их спецом для Вас и изобретают laughing

                Цитата: vladimirZ
                ... у Франции вертолетоносцы, у Италии бронеавтомашины.Танки даже грозился заказывать на Западе...

                - обуревшие о вседозволенности "!ребята" с ВПК жало-то поприжали...
                - Мистрали, кста, ща бы не лишние были ни разу..
                - ни одного танка за бугром заказано не было... а зато откуда-то вылезла Армата, как из-за пазухи, да? (Владимир, у меня хватает знакомых, которые эту машину разрабатывали. Ну, так получилось).

                Цитата: vladimirZ
                Кроме того знаю из личных контактов, что в высшем руководстве крупных государственных предприятий за правило было, к примеру руководителям выплачивать % за заключенные сделки, по типу посреднических услуг...

                - и что? Вам чел нашел сто рублей на улице... Вы ж ему рупь всегда отстегнете? А то и два?
                - а "заключенная сделка" на уровне того же Газпрома-Роснефти - это много седых волос в голову, и не только руководителю. Там, с той стороны "сделки", тоже не лоси сидят... там такие волки... уууууу laughing
    4. 0
      6 февраля 2017 10:42
      Цитата: cniza
      а если серьёзно то машина очень нужна, для подготовки пилотов.

      А что, с подготовкой пилотов проблемы? Не хватает машин? Вот прямо сейчас на чем готовят?
      1. AUL
        +1
        6 февраля 2017 10:55
        Я вот ни разу не пилот, но возник у меня вопросец. У данной машины крыло обратной стреловидности. Насколько мне известно, это вызывает ряд особенностей при пилотировании, присущих именно для такой схемы. Насколько это применимо в самолете, предназначеном для первоначального обучения? Потом придется переучиваться на пилотирование самолетов "традиционной ориентации"? Ведь других самолетов с обратной стреловидностью у нас нет(кроме экспериментальной Сушки в единственном экземпляре, ЕМНИП Черный беркут).
        1. +1
          6 февраля 2017 14:12
          AUL

          Судя, по компоновке самолета.

          Это низкоскоростотный самолет. До 700 км. Это предельная скорость. А так 500 км/ ч.

          Центр тяжести смещен вперед, для маневренности. Хвостовое оперение большой площади. Воздухозаборники большие., Говорит об устойчивости работы двигателей на скорости в 250 км/ч, сможет развить нужную тягу. Обратная стреловидность, как раз для этих малых скоростей. Передняя стойка шасси вынесена далеко вперед. Взлёт с "грязных" аэродромов, двигатель может всосать посторонние предметы.
          1. AUL
            0
            7 февраля 2017 15:20
            Вопрос был не об этом, не ЗАЧЕМ ему обратная стреловидность. А о том, что пилотирование машины с обратной стреловидностью и с обычной - есть некоторая разница. После обратки на нормальную переучиваться сложно не будет?
      2. +1
        6 февраля 2017 11:11
        На ЯК-152... и это в 21 веке по меньшей мере странно...
        1. +1
          6 февраля 2017 11:29
          Цитата: Самаритянин
          На ЯК-152... и это в 21 веке по меньшей мере странно...

          Ну ни разу ни странно.
          Даже продвинутые страны для ряда задач Туканы закупили.
          Уж как учебник он точно не помешает, для досаф самое то.
          1. 0
            6 февраля 2017 11:53
            Тут дело ещё и в том что ЯК-152 существует, стоит меньше 100 тыс. баксов и есть где производить... В 2016 году МО заказало 150 шт. ЯК-152
            А СР-10 даже 4-ре машины для испытаний не смогли сделать... но в любом случае конкуренция - хорошо!
        2. 0
          8 февраля 2017 10:27
          Вы так думаете?
          Похоже, что ПОДАВЛЯЮЩЕЕ большинство ВВС стран мира с вами не согласны! Кроме РФ (и др. стран бывшего СССР, где курсантов сразу сажали на реактивную "Элку"), практикую 3-х ступенчатую систему подготовки, и начинают ИМЕННО с таких легких машин, как Як-152!!!
      3. +2
        6 февраля 2017 11:31
        Вот прямо сейчас на чем готовят? - AID.S

        Готовят на остатках кончающегося ресурса советского времени чешских L-39 и ЯК-130, как завершающего самолета обучения боевого применения.
  2. +3
    6 февраля 2017 09:03
    Опытный образец оснащен двигателем АИ-25ТЛ ("Мотор Сич", Украина). На серийные самолеты для ВВС РФ будет устанавливаться отечественный двигатель АЛ-55. Начало серийных поставок ожидается в 2018 г.
    А к 2018 году успеют испытать двигатель, а главное самолет с ним, по полной программе?
    1. +1
      6 февраля 2017 09:16
      АЛ-55 это серийный двигатель
      1. +1
        6 февраля 2017 09:19
        Цитата: L10n77
        АЛ-55 это серийный двигатель

        Это просто ПРЕВОСХОДНО. Но почему сразу не испытывают с ним? Зачем теряют время? Это же все равно придется делать... Деньги лишние?
        1. 0
          6 февраля 2017 22:29
          потому что первые литерные экземпляры делаются вручную и уже сделали под старый двигатель Аи-25, которых в запасах еще много, а новый АЛ-55 пока малыми партиями и на экспорт в Индию идет.
  3. 0
    6 февраля 2017 09:07
    СР-10 является промежуточным самолетом в программе подготовки летчиков

    Не понял, стремятся к последовательности Як-152, СР-10, Як-130 ? А это оправдано?
    1. +4
      6 февраля 2017 09:20
      Цитата: капрал
      Не понял, стремятся к последовательности Як-152, СР-10, Як-130 ? А это оправдано?

      ДА. Просто надо посмотреть СТОИМОСТЬ самолета часа этих машин.
      1. +4
        6 февраля 2017 09:38
        На 152 закладывать основы - да. Плюс у него есть рынок - авиаклубы, ДОСАФ.
        На СР-10 - что закладывать? Основы управления реактивным самолетом? Так часов мало.
        На Яке - уже по программе действовать.

        Ну откусит СР-10 20%, пусть 25% от Якоря по часам. Разница летного часа вряд ли окупит проект. Плюс вопрос производства - 20-25 машин на 100 Якорей более чем, при таком подходе. Что дальше?
        1. 0
          8 февраля 2017 10:19
          Цитата: donavi49
          Что дальше?

          ====
          А дальше похоже "распил" бюджетного финансирования! На этом же сайте уже была информация о проекте СР-10 (https://topwar.ru/90406-proekt-uchebno-trenirovo
          chnogo-samoleta-sr-10.html). Там проскользнула любопытная информация. Цитирую:
          "Не сумев победить в конкурсе Минобороны, проект СР-10 не остановился. КБ «САТ» нашло партнеров для его дальнейшей реализации, а также приняло определенные меры, направленные на продвижение своей разработки. Партнером конструкторского бюро стал завод «Авиаагрегат» (г. Махачкала). Среди прочего, такое партнерство позволило разработчикам проекта заручиться поддержкой руководства Республики Дагестан. В конце осени 2014 года появились первые сообщения о результатах сотрудничества."
          ---
          Может быть ИМЕННО ЗДЕСЬ "собака и порылась"???
      2. +2
        6 февраля 2017 10:36
        Як-130 в свою очередь заместит большое количество летных часов МиГ-29/35 и Су-24/34/30/35
    2. +3
      6 февраля 2017 09:37
      Очень! Як-130 больше подходит для переучивания. А этот, полегче, для первоначального обучения на реактивной технике. Як-152 - аэроклубная модель.
      1. 0
        8 февраля 2017 10:22
        Цитата: pafegosoff
        А этот, полегче, для первоначального обучения на реактивной технике.

        ====
        Вы уверены??
        Вообще то "обратная стреловидность" имеет некоторые свои особенности (пилотирования)! И не создаст ли это ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ сложности при переходе самолет с "обычной" геометрией крыла - это еще вопрос!!!
  4. +4
    6 февраля 2017 09:08
    "Летающая парта" нужна, однозначно!
  5. 0
    6 февраля 2017 09:35
    Запорожские Аи-25 - отстой! Як-40 у нас называли "окурок": коротенький и дымил... плевался топливом.
    А вот Ал-55И - весьма и весьма интересен!
  6. 0
    6 февраля 2017 09:35
    Симпатичная машина, носовая часть в стиле утенок. СР-10 что означает? Самолет реактивный?
    1. 0
      6 февраля 2017 11:40
      Цитата: Altona
      Симпатичная машина, носовая часть в стиле утенок. СР-10 что означает? Самолет реактивный?

      СР-10 означает — самолёт реактивный, со стреловидностью крыла −10°.
  7. +2
    6 февраля 2017 09:52
    "СР-10 является промежуточным самолетом в программе подготовки летчиков."
    ======
    Я чего то недопонял??? "Промежуточным" между чем и чем?
    Вроде 3-х ступенчатая программа подготовки летчиков включает:
    - Первичная подготовка (Як-152);
    - Промежуточная (Як-130)
    - Окончательная ("спарки" боевых самолетов и собственно "профильные" боевые машины).
    "Промежуток" - ГДЕ????
    1. 0
      6 февраля 2017 10:10
      Ну очевидно, после 152 - СР-10 так сказать влет на реактивный ЛА, базовое обучение и подготовка к более сложным заданиям уже на Якоре.

      Ну максимум 20-25% часов выжать. И то, часть часов вернется обратно то есть, отдельно курс освоения Якоря придется проходить после СР.
      1. +2
        6 февраля 2017 10:24
        Изначально СР-10 задумывался как лёгкий спортивно-пилотажный самолёт.
        Но потом решили, что он сможет придти на замену Чешского учебно-тренировочного L-39.
        У СР-10 и Як-130 разное назначение и весовые категории.
        Основное, что подразумевалась для Як-130: подготовка пилотов к новым типам машин 4+ 4++ и 5-го поколения.
        СР-10 - учебно-тренировочная машина.
        Як-130 - учебно боевая машина.
        1. +1
          6 февраля 2017 10:32
          Летом 2016 г. была информация, что все таки МО выделит средства на его испытания и доводку.
          СР-10 подойдет так же для ДОСААФ и спортивных пилотажников на реактивной тяге. По сложности обслуживания и содержания он должен быть проще Як-130, который явно для ДОСААФ "великоват" и сложноват.
        2. +1
          6 февраля 2017 15:35
          Ответ Nic1980.
          ===
          Чего-й-то я НЕ ПОНЯЛ!!!
          То есть: Умению ЛЕТАТЬ, должны обучать на Як-152 (Начальная подготовка)! Причем, включая "высший пилотаж"...
          По мере того, как курсант, ЛЕТАТЬ научится и освоит "высший пилотаж", его переводят на Як-130, где он должен освоить ОСОБЕННОСТИ пилотирования на "базовом (для себя) самолете". После этого, его переводят на УТИ/УТБ/УТШ (т.е. на "спарки" баззовых машин (МиГ-29 УБ, Су-27УБ и т.д и т.п!!!).
          ГДЕ тут место для СР-10?????
          По стоимости летного часа он находится как раз МЕЖДУ Як-152 и Як-130.... КУДА же его "засунуть"???
          Не есть ли этот проект просто лоббированием "определенных" финансово-промышленных групп?
          Кто поможет рассеять подобные сомнения?
          ---
          P.S. Буду ОЧЕНЬ признателен!!!!!
    2. 0
      6 февраля 2017 10:40
      Вы правы. Як-130 имеет устойчивый спрос как лёгкий штурмовик. СР-10 в 2 раза экономичнее.
      1. 0
        6 февраля 2017 12:04
        Извините, пожалуйста, если Вас не затруднит, то про устойчивый спрос на Як-130 в качестве легкого штурмовика, можно по-подробнее.
        1. +1
          6 февраля 2017 23:09
          Стыдно признаться начитался "Вики" там цифра аж трёхзначная производства и заказов. Это больше чем у конкурентов. Два движка и груз в 3 т ставит этот самолёт повыше (потяжелее).
          С радостью узнаю больше от Вас.
  8. +2
    6 февраля 2017 09:55
    Меня больше удивляет как решились на редкую схему с обратной стреловидностью крыла
    1. 0
      6 февраля 2017 15:59
      Цитата: алекс-сп
      Меня больше удивляет как решились на редкую схему с обратной стреловидностью крыла

      ===
      Вообще то "обратная стреловидность" - штука не новая! Подобные схемы появлялись еще ДО Второй мировой!
      В начале 70-х гг (прошлого века), когда занимался в авиамодельном кружке ДОСААФ, построил забавную радиоуправляемую модель (двухкорпусную и двухкилевую) по схеме "утка", с "обратной" стреловидностью крыла. "Планирующие" и "пилотажные" качества - оказались просто "супер"!! А вот со скоростью - НЕ СЛОЖИЛОСЬ! "Моделька" оказалась ТИХОХОДНЕЕ, чем ее конкуренты, с теми же двигателями, построенные "по "традиционной" схеме!!! Но зато при малых скоростях (особенно при посадке!), получалось очень даже здорово!
      -----------
      P.S. К сожалению - Ни как не получается выложить "фотки" и "рисунки" - Не получается! Может кто подскажет, как это можно сделать?
  9. +1
    6 февраля 2017 09:59
    Такая машина не то что в учебных заведениях, но и в строевых полках весьма востребована должна быть. Отработка боевого применения конечно на боевых машинах ведется, а вот навыки пилотажа лучше на легких машинах производить. Американцы так и делают кстати, зачем ресурс строевых машин палить
  10. +2
    6 февраля 2017 10:00
    Цитата: svp67
    Но почему сразу не испытывают с ним?

    На сколько известно - это полностью инициативная разработка, на частные деньги.
    На что денег на тот момент хватило - поставили б/у АИ-25ТЛ.
  11. 0
    6 февраля 2017 11:48
    СР-10 как учебный самолет для военных летчиков - вне конкуренции, заменяет сразу все Яки от 130 до 152.

    Як-130 имеет экспортный потенциал для поставок в страны третьего мира типа Сирии и Сербии, Як-152 пригоден только для подготовки летчиков коммерческой/частной авиации.
  12. 0
    6 февраля 2017 12:19
    Цитата: Юрий из Волгограда
    Он действительно с обратной стрелой и в разы дешевле 130го?

    Действительно дешевле и проще. Для сравнения, ЯК-130, это многофункциональный учебно-боевой самолёт, со способностью имитировать характерные особенности полёта большинства Российских истребителей, что немаловажно для обучения курсантов и переучивания строевых лётчиков на другие типы самолётов. Что уже предполагает удорожание конструкции в силу своей сложности. И по двигателю, АИ-25ТЛ старое отработанное и (образно), простое изделие. В отличии от АИ-222, который является относительно новой и дорогой разработкой, с форсажной камерой и всеми современными "наворотами", и разрабатывался специально для 130-го. Разница в цене в разы.
  13. 0
    6 февраля 2017 12:22
    Цитата: Yakut
    Отработка боевого применения конечно на боевых машинах ведется, а вот навыки пилотажа лучше на легких машинах производить. Американцы так и делают кстати, зачем ресурс строевых машин палить

    Так делают во всём мире, так было и при Союзе, когда практически во всех лётных училищах, курсанты осваивали основы пилотажа на L-29.
  14. +1
    6 февраля 2017 12:31
    Цитата: pafegosoff
    Запорожские Аи-25 - отстой! Як-40 у нас называли "окурок": коротенький

    Не путайте АИ-25, который вы называете "окурком" и АИ-25ТЛ. АИ-25, хоть и старый, зато на протяжении многих лет производства "вылизанный" до своего предела, и практически безотказный. А по поводу
    дымил... плевался топливом
    то это к квалификации ваших технарей, которые не в состоянии были отрегулировать топливную аппаратуру.По моему на окурок совсем не похож. Заказчики со всего мира до сих пор берут, и не жалуются.
  15. 0
    6 февраля 2017 14:29
    Цитата: Пиджак
    Потребность ВВС РФ в самолетах оценивается до 100 ед.

    Уверен, что и среди частных лиц покупатели найдутся...если им разрешат.

    Все зависит от количества 0000000000 на счету!!! laughing
    1. 0
      6 февраля 2017 18:42
      Цитата: berserk24
      Цитата: Пиджак
      Потребность ВВС РФ в самолетах оценивается до 100 ед.
      Уверен, что и среди частных лиц покупатели найдутся...если им разрешат.
      Все зависит от количества 0000000000 на счету!!

      Частным лицам он не нужен. Они приобретут с такими нулями бизнес-джет. Япония начала выпускать бизнес-джет (5-местный), который может пилотировать владелец джета. (К сожалению модель не помню, думаю поисковик найдёт)
  16. 0
    6 февраля 2017 14:45
    Если я правильно понимаю - то Як-130 - это:
    1. Учебно-боевая машина (штурмовик с необходимым оборудованием для использования определенной номенклатуры АСП).
    2. Имеет возможность аппаратной "имитации" (!!!!!!!!!!) параметров поведения в полёте других самолётов.
    3. Имеет приличное БРЭО (те же несколько экранов МФИ).

    Всё это в сумме делает Як-130 ГОРАЗДО дороже в производстве и эксплуатации чем Як-152 или СР-10.
  17. 0
    6 февраля 2017 16:46
    птичка-невеличка, а чем собственно не устраивает як-130
  18. 0
    8 февраля 2017 18:31
    Красивый самолёт.