Авиамузей в Монино. Часть 2. Люди и самолёты



Во второй части повествования о Музее ВВС в Монино как и было обещано, рассказ о том, что и как делают добровольные помощники музея.

Проведя весь день на открытой площадке музея, посетив ангар особо ценных экспонатов и все это время общаясь с людьми, в итоге получили вот такую картинку.


Утро. 10 часов. Мы спокойно так общались с организаторами. Народ начал откапывать проходы к самолетам, которые нам планировали показать.



Неспешная работа по сражению с сугробами прервана прибытием подкрепления. Прибыл десант от МТС. Все работы приостанавливаются, равно как и интервью, начинается организаторская суета. Все знакомо: распределение по группам и объектам, инструктаж, выдача инвентаря.



Александр Васильевич Санников, представитель администрации музея, человек с реактивным двигателем. Поймать его во время работ просто нереально. Душа всего общества.




Инструктаж по технике безопасности. Кстати, абсолютно не нудно.


Еще один, точнее, одна из организаторов, Виктория.


Лопата применительно к самолету. Мастер-класс от руководителя всего Павла Проскурни.

Кстати, там действительно куча нюансов. И все лопаты проходят предварительную обработку: снимают все стальные накладки, чтобы исключить повреждения обшивки самолетов.


Примечательное место, ангар добровольцев. Специально снимал ко входу, о содержимом ангара отдельный разговор будет.


И, собственно, вперед... Самолеты ждут.











Снимать, как пахал народ, можно было долго. Работали на совесть. Да и вообще, в Москве, в выходной, встать в жуткую рань, прибыть в Монино к 10 часам... Уже как бы однозначно подвиг. А перелопатить столько снега — трудовой подвиг.

Время от времени слышался зычный рев кого-то из добровольцев в желтых жилетках, что-то вроде "Куда!!! Нельзя на форкиль!!! Назад!!!" И можно было увидеть несущегося человека туда, где народ увлекся.

Народ увлекался не то чтобы часто, но случалось. Но все заканчивалось нормально. Ребята и работали, и бдели от души.

Пока все сражались со снегом, нас попросили пойти познакомиться с несколькими экспонатами. И чтобы не мешались под крыльями, и народ не отвлекали. Начали мы с визита в ангар, где стоит Як-17, работы по восстановлению которого входят в финальную фазу.

Этот самолет довольно долго стоял на открытой площадке, затем было принято решение о его реконструкции. Як получил временную прописку в ангаре, был фактически разобран, отмыт, покрашен под руководством специалистов.



Далее одна фирма безвозмездно отлила новый фонарь кабины, который как раз ко времени нашего приезда уже привезли и начали устанавливать.





Я обратил внимание, что задняя часть просто наброшена. Спросил, а где остальное-то? Мне тут же прикатили тележку и продемонстрировали: все на месте.




Это Антон Сандин, человек, благодаря рукам которого во многом самолет выглядит именно так, как выглядит. Как пожилой, но ухоженный ветеран.

А рядом ждет своей очереди ровесник Яка, его извечный соперник МиГ. Самолет тоже не один год простоял на площадке, открытый всем ветрам и осадкам и в итоге не выдержал.







Теперь в ангаре, уже отчищенный и отмытый, ждет тепла и своей очереди. Антон сказал, что выглядеть будет ничуть не хуже Яка. Верю.

Далее в этом же ангаре мы попали к Александру Алешину.



Что в активе этого парня? Вообще, проект был довольно сумасшедший.









Это не просто кабина. Это полноценный тренажер для МиГ-21П. И теперь он полностью работает. Восстановлено все, от приборов до последнего проводка.



Выглядит красиво, и, подчеркну, все функции тренажер готов выполнять. У Александра теперь новая головная боль — найти мастера-программиста, способного сшить аналоговый тренажер и современные цифровые технологии. Чтобы можно было поставить перед носом большой экран, подать напряжение и лететь...

Просто снимаю шляпу.

Дальше, на улице, мы познакомились с тремя прекраснейшими парнями. Андрей Флоров, Егор Шурыгин, Владимир Николич. В первой статье я про них упоминал. В отряде добровольцев с 14 лет. Ребята уволокли из-под разделочного ножа кабину Ил-86. А потом на протяжении года ее восстанавливали.



Для того, чтобы попасть внутрь, пришлось применить самый распространенный на тот момент авиационный инструмент. Лопату.

Внутри было печально. Следы вандализма и воровства.







Но молодые специалисты уверены, что через некоторое время кабина станет такой, какой была до своего единственного показа в день открытых дверей.



В целом же впечатления с одной стороны, оптимистичные, с другой стороны — печаль. Ну не так должно все быть в уникальном музее, не так.
Автор: Роман Скоморохов, Роман Кривов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 16

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Alex_59 7 февраля 2017 09:11
    Мда.... отсутствие комментариев ярко характеризует интерес к теме со стороны общественности. Обсуждать Трампа с Порошенкой намного увлекательней...
    1. sub307 7 февраля 2017 12:48
      Мда..., мдааа.... Лично у меня есть вопросы, но не к обществениости, а к президенту со своим правительством которые выделяют весьма большие средства на открытие и содержание, скажем таких объектов, как "Елцин центр" и вынуждая такие как "Авиамузей в Монино" влачить, в общем, довольно жалкое существование на "голом" энтузиазме неравнодушных.
      1. Antares-610 7 февраля 2017 16:52
        Вы не понимаете?
        Государство 26 лет строит такую ситуацию, чтобы во всяких Монинах и т.п. привыкли жить впроголодь или самим крутиться. Поэтому работают добровольцы, деньги изредка дают спонсоры.
        Зато появились деньги на всякие завиральные проекты. Типа Ельцин-центра (подождите немного, и Горбачев-центр увидите), гигантских памятников, или похода авианосца с затоплением пары истребителей.
      2. Мур 9 февраля 2017 07:17
        Цитата: sub307
        Лично у меня есть вопросы, но не к обществениости, а к президенту со своим правительством которые выделяют весьма большие средства на открытие и содержание, скажем таких объектов, как "Елцин центр"...

        Тут и конкретно к МО (в составе правительства или отдельно - не важно) вопросики появляются.. Может надо несколько осмотрительнее подходить к вопросам освоения бюджетных денег?
        Из недавних примеров - закупка брезентовых навесов для техники по цене стационарного склада класса А. В ВО об этом писалось.
        Денежков посчитали бы щетельнее - глядишь, и на Монино что-нибудь осталось бы...
    2. Товарищ Ким 7 февраля 2017 21:34
      Есть интерес!
      Бывал в Монино с сыном, очень понравилось!
      1. Юрий из Волгограда 11 февраля 2017 13:20
        Цитата: Товарищ Ким
        Есть интерес!
        Бывал в Монино с сыном, очень понравилось!

        Живу в Волгограде, планирую со старшим сыном (8 лет) на выходные в Москву слетать специально два музея показать.
        Первый именно этот, ради него задумка.
        Второй как бонус в Кубинке, это вторым днём, если успеем.
        Еще в планах попасть на Авиастар в день открытых дверей и в Энгельс, там музей, с бомберами.
  2. Гончар 7 февраля 2017 09:29
    Интереснейший музей. Пришлось там быть по работе несколько лет назад. Одна из самых больших проблем музея - отсутствие укрытий (ангаров) для уникальной техники. Соответственно, в нашем климате идут процессы коррозии лёгких сплавов. При министре-мебельщике, как не странно, бала попытка решить эту проблему. Не вышло. И сейчас деньги ведь находятся на разнообразное строительство, типа Кубинки и иже с ними. А про музей забыли.
    Хорошо, что есть энтузиасты, помогающие музею. Описанная акция с очисткой самолётов от снега - это как раз простейшая профилактика перед весенним временем.
  3. doework 7 февраля 2017 09:45
    Честь и хвала добровольцам и их руководителям! Спасибо автору за рассказ о музее!
  4. kot28.ru 7 февраля 2017 12:43
    Плохо,что все держится только на энтузиазме,вернее,когда люди помогают-это хорошо,но МО почему не уделяет должного внимания?
    1. 52гим 7 февраля 2017 16:39
      Если бы на этом была возможность отмыть государевы бабки-не сомневайтесь,набижали бы и МО, и ПФР, и РПЦ, и КПРФ и даже МММ.
      1. Antares-610 7 февраля 2017 17:07
        И набегали.
        В 2005-2013 годах для музея построили новое здание. Готово оно на 90%, а открыто посетителям где-то на 50%. Чтобы закончить, денег нет уже 3 года.

  5. Redfox3k 7 февраля 2017 13:27
    У меня мечта попасть в этот музей, но пока не получается... Увы климат у нас такой, что все гниет, даже в ангарах. Ребята - просто молодцы, не дают окончательно сгнить нашей авиационной истории. Можно конечно перенести музей с техникой в более сухие места, но уж больно они далеко (Астрахань, к примеру)
  6. 52гим 7 февраля 2017 16:36
    Молодцы! Был бы москвичом-не выводился бы оттуда,наверное.
  7. Shvlad 7 февраля 2017 17:22
    Что касается кабины ИЛ-86. Останки выдранных приборов были обнаружены сразу за забором. Искали драг.металлы. Думаю ничего не нашли, но приборы раскурочили. Рядом с кабиной стоит домик сторожей - метров 5-10 не дальше. От вандалов серьезно пострадал МИГ-29. Зачем-то выдрали гидроцилиндр-подкос носовой стойки и одной основной стойки. Причем створки были аккуратненько подвязаны в проеме. При проведении работ по подготовке к перекатке самолет лег на брюхо. Лег удачно - ни кого не зашиб. Будка сторожей - в паре метров.
    1. 52гим 7 февраля 2017 17:58
      Дык вандалы-европейцы, если крепче не сказать.
  8. Авиатор_ 7 февраля 2017 22:24
    Похоже, МО хочет убить экспозицию. Академию им. Жуковского тоже так убивали, кое-что увезли в Воронеж, одну аэродинамическую трубу удалось переправить в МФТИ, а остальные вместе с оптическим оборудованием уничтожили. Зато на этом месте теперь что-то строят.
Картина дня