Military Review

Self-propelled howitzers of the Second World War. Part of 2. Sturmpanzer i bison

15
Self-propelled howitzers of the Second World War. Part of 2. Sturmpanzer i bison



The Sturmpanzer I Bison (full name 15 cm sIG 33 Sfl. Auf Pz.KpfW.I Ausf B ohne Aufbau) is a self-propelled artillery mount on a light chassis tank Pz.I Ausf.B. This installation was one of the first Wehrmacht self-propelled guns. The main armament of the self-propelled gun was the 150-mm sIG33 infantry howitzer. In fact, the Sturmpanzer I Bison was a classic Waffentrager - a carrier of artillery weapons.

Perhaps one of the lessons of the Second World War was the implementation of the concept of self-propelled artillery, which was widely adopted. Such installations provided infantry with fire support both in the offensive and in the defense. At the same time, first ordinary infantry cannons were mounted on the tracked chassis. In the end, by the end of the war, similar machines existed in the armies of all the howling countries, but initially many of the self-propelled guns were just a product of improvisation. One of these products was the German Sturmpanzer I Bison. The installation on the crawler chassis of the field 150-mm howitzers together with the wheels gave a special charm to this installation. Such an approach led only to an even greater overload of the base chassis, but it also had its advantages - it was possible to use howitzers without a carrier in case of breakdown or damage to the ACS chassis.

This ACS was not created from scratch, becoming a chassis symbiosis from a light German tank Pz. Kpfw. IB and 150 mm howitzer sIG 33. The question of what to do with light tanks Pz. Kpfw. I have risen in Germany more than once before the beginning of World War II. The release of these tanks to the beginning of 1939, the year was discontinued, and with the released machines had to do something. The creation of an ammunition conveyor and a commander tank on the chassis of this tank was considered as various options, these projects were implemented in metal.



Another possible use of the chassis is Pz. Kpfw. I became the installation on him of powerful artillery weapons. After the invasion of Poland, it became clear that the towed heavy artillery often did not keep pace with the advancing tank and infantry units. The same was true for the retreat, when the means of towing were not always available, and by means of calculations it was simply impossible to roll away heavy tools somewhere. At that time, one of the most powerful tools at the disposal of the Wehrmacht, was just 150-mm field howitzer sIG 33. Real military actions only approved the German military leadership and designers in that it was necessary to create a self-propelled artillery of the same caliber, which was carried out at the end of 1939.

The technical characteristics of the self-propelled guns were very similar to the tank, as they had a common Maybach HL38 TR engine, the maximum power of which was 100 HP at 3000 revolutions per minute. With a mass of more than 8 tons, a self-propelled gun with such an engine could develop a speed of no more than 35 km / h on a highway, and when driving on rough terrain, the speed would drop dramatically - to 10-15 km / h. The gearbox also did not change (speeds forward 5 and back 1). The fuel was stored in two tanks, its total stock was 146 liters.

When converting tanks into self-propelled artillery, they removed the turret from the tanks, and installed XIGGM-mm si 150 infantry howitzer along with wheels, a gun carriage and an armored shield on the roof of the fighting compartment on steel supports. The calculation and the instrument were protected by an armored corner that was opened from the stern and from above. The sIG 33 cannon has been in production since 33. By the beginning of World War II, 1933 of such guns were already in the German army, and the end of the war was about 410 of such howitzers. The wheel axles of the 4100-mm howitzers were attached to the wheelhouse of a self-propelled installation by bolting, which made it possible to effectively fix the gun when firing as well as in motion. Judging by the photos available, some self-propelled guns could be installed radio stations. The crew of the SAU consisted of 150 people: the driver, the commander, who served as a gunner and two loaders.



To simplify their task, the German designers installed an 150-mm heavy field gun 15cm sIG33 (with a barrel length 11 caliber) on the tank chassis directly with wheels, a carriage and a protective shield. The horizon pointing sector was 25 degrees, the angles of vertical guidance could range from -4 to + 75 degrees. The ammunition that was fueled at the SPG itself was very small - just 8 shots (6 of them in the outer baskets), therefore the self-propelled gun needed transport to carry the ammunition. The howitzer had a separate-cartridge loading, which negatively affected the rate of fire - no more than 3-x shots per minute. However, even with such a rate of fire, portable ammunition was consumed very quickly, almost instantly.

The initial velocity of the high-explosive projectile 150-mm howitzer sIG33 with a mass of 38 kg did not exceed 240 m / s, but more was not required of it. Its impact on targets located in open areas, as well as on field fortifications was very high. High-explosive shells proved to be excellent during fights in urban environments. The cumulative 150-mm projectile with a mass of 25 kg had an initial velocity of just 280 m / s, but its armor penetration reached 160 mm. This made it possible to fight with any British, French or Soviet tanks of those years. But in the melee self-propelled gun was extremely vulnerable to enemy fire.

The chassis remained unchanged and was completely borrowed from the Pz light tank. Kpfw. I B. Applied to each board, it consisted of five road wheels with rubber bandage, a front drive and rear guide wheels. On the self-propelled gun, a small-scale caterpillar with steel tracks, whose width was 280 mm, was used.

Sturmpanzer I Bison in Greece, April-May 1941, the photo also shows the semi-tracked Sd.Kfz.10 tractor and a soldier on a DKW motorcycle NZ 350, photo: waralbum.ru


Alteration of the chassis of tanks Pz. Kpfw. IB in self-propelled howitzer Sturmpanzer I Bison engaged the company Altmarkische Kättfäbrik (Alkett) from Berlin. In total, 38 SAU of this type was assembled here. It is worth noting that in the future field 150-mm howitzer sIG 33 continued to be put on tank chassis, but for these purposes they used more suitable in terms of carrying capacity chassis of tanks Pz. Kpfw. II and Czech tank Pz.Kpfw.38 (t). The machine, created on the basis of the latter, received the name Grille.

36 self-propelled guns Sturmpanzer I Bison entered service with the 701-706 mouth of self-propelled heavy infantry guns, according to 6 installations per company. All units reached alert status in April 1940. One company each was included in the 6 tank divisions that took part in the hostilities in Belgium and France in May-June 1941. Each such rota is 30 March 1940 of the year, and in addition to Bison itself, 12 single-ton Sd.Kfz.10 tractors, six trailers for the transport of ammunition, 8 trucks, 8 cars, and 18 motorcycles. The unit consisted of two officers, 33 junior commanders and 116 privates.

Motorized units armed with these self-propelled howitzers were used as a mobile means of fire support for German infantry. In battle, the SAC was ordered to destroy and suppress enemy fortifications, its firing points, to hit particularly important targets with fire. All 6 companies took part in hostilities against France, while, despite the good condition of the roads in Western Europe, the units suffered serious losses not from enemy fire, but from mechanical damage. It was connected with a large overload of the chassis of a light tank Pz. Kpfw. I, who became the base for this self-propelled gun. As a result, in one of the mouths 150-mm howitzers were simply removed from the tank chassis and used in the traditional way. Later, already on the Eastern Front, with its “developed” road network, where roads changed directions, this practice became commonplace.

Disguise almost three-meter "barn" is quite difficult, but it was worth trying


In operation "Barbarossa" in June 1941, all 6 companies armed with self-propelled guns Sturmpanzer I Bison took part. Due to the rapid change of tactical situation on the front, these companies were very often used by the German command to solve tasks for which they were not designed. For example, the 705 Company was used to fight the Red Army tanks, while self-propelled guns were able to destroy the 2 tank. Calculations from the 702-th company were also able to record at their own expense several destroyed Soviet tanks. During the battles, all the self-propelled guns of this type were lost. The last of the "Bison" met on the Eastern Front at least until March 1943, the self-propelled guns of this type were listed as part of the 704-th company.

In general, the Sturmpanzer I Bison self-propelled howitzer was not entirely successful, as was the conversion rate of its creation. It was a kind of ersatz project SAU, which was designed and built in a short time. Self-propelled gun was tall, narrow and very heavy for the selected chassis. In the case of poor management, especially when driving on rough terrain, the car could be easily turned over. The weight in 8,5 tons was a big disadvantage of the ACS, which was built on the basis of the tank chassis weighing 5,8 tons. At the same time used tank chassis were not new, but already worn out. Among other things, when firing a howitzer, the self-propelled gun sank heavily astern, rolling back to the 1-1,5 meter - this created an additional load on the entire chassis design. Of course, the German tankers immediately were not delighted with this vehicle, but the self-propelled gun was still good as a temporary means of supporting infantry and tanks in battle.

One "Bison" in the fall of 1941 was captured by the Red Army fighters, subjected to extensive testing. Taking into account the fact that parallel tests of the StuG III Ausf.B trophy assault guns were conducted, great interest among Soviet engineers, designers and military 150-mm self-propelled howitzer on the chassis of a light tank did not cause. Rather, the effect was the opposite - it was concluded that the development of this type of combat vehicles was inappropriate.

Sturmpanzer I Bison firing on the second floor of the building during the fighting in France, photo: waralbum.ru


Sturmpanzer I Bison performance characteristics:
Overall dimensions: length - 4,67 m, width - 2,06 m, height - more than 2,8 m.
Combat weight - 8,5 t.
Reservations - 5-13 mm.
The power plant - 6-cylinder carburetor engine liquid cooling capacity 100 hp
Maximum speed - 35 km / h (on the highway), 15 km / h (over rough terrain).
Power reserve - 140 km.
Armament - 150-mm field howitzer sIG 33.
Ammunition - 8 shots (transportable).
Crew - 4 person.

Information sources:
http://aviarmor.net/tww2/tanks/germany/15cm_sig33_pz1.htm
http://hisofweapons.ucoz.ru/publ/germanija/bronetekhnika_vtoroj_mirovoj_vojny/sau_150_mm_sturmpanzer_i_bison/29-1-0-107
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G11_Bison_I/History
Open source materials
Author:
15 comments
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Stilet
    Stilet 7 February 2017 17: 46
    +4
    One principle - at least for a pig, and put a gun
    1. Amurets
      Amurets 8 February 2017 01: 07
      0
      Quote: Stilet
      One principle - at least for a pig, and put a gun

      The Germans have another principle: "The economy must be economical." You see, the Germans tried to use almost all the captured weapons for their intended purpose, and only about their German, even if somewhat outdated. which survived after the Versailles restrictions, especially.
      1. Comrade Stalin
        Comrade Stalin 8 February 2017 01: 34
        +1
        Yes? And why was it necessary to adopt the T-3 and T-4? After all, it was possible to adopt the T-4, only put different weapons. I think you do not need to explain the advantages of a single database.
        1. Amurets
          Amurets 8 February 2017 03: 21
          0
          Quote: Comrade_Stalin
          I think you do not need to explain the advantages of a single database.

          Until the summer of 1943, the Wehrmacht divided its tanks into light, medium and heavy in armament. Therefore, with approximately equal weight and thickness of the Pz armor. III was considered average, and Pz. IV - heavy.http: //vspomniv.ru/t_3
          No one at the Krupp plant in 1936 could have imagined that this massive machine, equipped with a short-barreled infantry support gun and considered auxiliary, would be so widely used in the German army. - Read more on FB.ru: http://fb.ru/article/244987/tank-nemetskiy-t--tak
          tiko-technical-characteristics
          I hope it's clear enough. In addition, these are tanks of various companies. Division of tanks into classes was widely used before and during the Second World War. In the USSR by weight, in Germany in armament, in England by appointment. (Infantry and Cruising)
          1. Comrade Stalin
            Comrade Stalin 8 February 2017 03: 53
            0
            Well it is clear. But didn’t the Germans see that it was easier and more efficient to adopt one base with different weapons? Really the concept of unification was not familiar to German generals and personally to Hitler? I think they had an idea about unification. After all, they created their self-propelled guns, such as Shtug-3, Yagdpanthera, Yagdtigr, Hetzer, on the basis of the chassis of already produced tanks. Apparently, even in totalitarian Hitler Germany, there was corruption, and the capitalists put someone who needed a bribe to get their tank into service. Yes, and T-4 F1 modifications began to be produced in the spring of 1942, and even then it was necessary to simultaneously release T-4 F1, stop production of T-3 and reorient Daimler's plants to release Shtug-3, which were more effective than T- 3.
            Yes, even the Germans had a lot of stupidity, spending resources on the creation and release of monsters, the effectiveness of which was almost zero. Take, for example, Mouse, Yagdtigra or the Royal Tigers. Yes, a simple Tiger was enough for the eyes until the end of the war. But no, we need to create even more monstrous samples! The same applies to artillery firing. Well, why do we need all these PAK-43 and PAK-44? If PAK-40 was enough for knocking out the T-34 and IS-2 with a stepped nose? Yes, and the late IS-2 with a straight nose PAK-40 did not penetrate only the frontal armor of the hull, the tower and sides remained vulnerable.
            1. Amurets
              Amurets 8 February 2017 05: 36
              0
              Quote: Comrade_Stalin
              Yes, the Germans spent a lot of stupidity, spending resources on creating and releasing monsters, the effectiveness of which was almost zero.

              Here I agree with you. But most of all the nonsense was among the British. I will not oahlyat all English developments. At least in England there was created a unique outstanding weaponry, radars for various purposes, aircraft engines, turbojet engines, but there were no less stupidities, and maybe even more. See a series of articles by Kirill Ryabov. One of them is next door.
              https://topwar.ru/108701-pehotnyy-tank-a43-black-
              prince-greatbritaniya.html
        2. Akuzenka
          Akuzenka 10 February 2017 22: 53
          0
          No one canceled design intrigues.
      2. sergo1914
        sergo1914 8 February 2017 19: 37
        +1
        About economical Tigers and Panthers in more detail?
  2. bionik
    bionik 7 February 2017 20: 39
    +1
    ]From the article: Sturmpanzer I Bison fires on the second floor of the building during the fighting in France, photo: waralbum.ru There is also a small fragment of the film “Apocalypse: World War II in color”, where “Bison” is firing at this building.
    1. bionik
      bionik 7 February 2017 20: 52
      +1
      Here is another photo.
  3. Comrade Stalin
    Comrade Stalin 8 February 2017 00: 23
    0
    Yeah! 100% creation of a gloomy Teutonic genius. I’m looking at the Germans and wondering. It seems that on the one hand they create and adopt, and then successfully use in the war such revolutionary things as single machine guns, T-3, T-4, T-6 tanks, Me-109 fighters, Yu-87 attack aircraft, and Stg assault rifles -4, software MP-38/40, 37 mm anti-tank guns, anti-aircraft guns and guns. But on the other hand, they create such nonsense that you don’t even have to be a military man or an engineer to understand that this is just bullshit and design itch. Well, what prevented the light infantry 75 mm gun from being placed on this chassis? A 350 kg gun would fit perfectly into this chassis, and there would be more benefit from it.
    1. Akuzenka
      Akuzenka 10 February 2017 23: 00
      0
      It seems so from the height of the past tense, and then it’s quite normal samples.
  4. sergo1914
    sergo1914 8 February 2017 19: 42
    0
    at one time, the fierce design of the towed version made the model pile

  5. Tochilka
    Tochilka 8 February 2017 21: 49
    0
    It is strange that in the photo where the shooting (subject to a rollback of 1-1,5 m), the crew did not fly off it. Yes, and infantrymen (or other fighters from the crew) are at the same meter. recourse
    1. Rus86
      Rus86 9 February 2017 09: 51
      0
      or not everything is so scary, or only with an incomplete charge it was possible.

Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 2. Sturmpanzer I Bison

Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 2. Sturmpanzer I Bison


Sturmpanzer I Bison (полное название 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.KpfW.I Ausf B ohne Aufbau) — это самоходная артиллерийская установка на шасси легкого танка Pz.I Ausf.B. Данная установка стала одной из первых САУ вермахта. Основным вооружением самоходки была 150-мм пехотная гаубица s.I.G.33. По сути, Sturmpanzer I Bison представлял собой классический Waffentrager — носитель артиллерийского вооружения.

Возможно, одним из уроков Второй мировой войны стало воплощение в жизнь концепции самоходной артиллерии, которая получила широкое распространение. Подобные установки обеспечивали пехоте огневую поддержку как в наступлении, так и в обороне. При этом сначала на гусеничное шасси устанавливались обыкновенные пехотные пушки. В конечном итоге к концу войны подобные машины имелись в армиях всех воющих стран, но первоначально многие из САУ были лишь продуктом импровизации. Одним из таких продуктов был и немецкий Sturmpanzer I Bison. Особую прелесть данной установке придавала установка на гусеничном шасси полевой 150-мм гаубицы вместе с колесами. Подобный подход вел лишь к еще большей перегрузке базового шасси, но имел и свои плюсы — сохранялась возможность использовать гаубицы и без носителя в случае поломки или повреждения шасси САУ.


Данная САУ не создавалась с нуля, став симбиозом ходовой части от легкого немецкого танка Pz. Kpfw. I B и 150-мм пехотной гаубицы sIG 33. Вопрос о том, что делать с легкими танками Pz. Kpfw. I не раз поднимался в Германии еще до начала Второй мировой войны. Выпуск этих танков к началу 1939 года был прекращен, а с выпущенными машинами нужно было что-то делать. В качестве различных вариантов рассматривалось создание на шасси данного танка транспортера боеприпасов и командирского танка, данные проекты были реализованы в металле.



Еще одним возможным вариантом использования шасси Pz. Kpfw. I стала установка на него мощного артиллерийского вооружения. После Вторжения в Польшу выяснилось, что буксируемая тяжелая артиллерия часто не поспевает за наступающими танковыми и пехотными частями. Это же было справедливо и для отступления, когда средства буксировки не всегда были в наличии, а силами расчетов укатить куда-то тяжелые орудия было просто нереально. На тот момент времени одним из самых мощных орудий, имеющихся в распоряжении вермахта, была как раз 150-мм полевая гаубица sIG 33. Реальные боевые действия лишь утвердили немецкое военное руководство и конструкторов в том, что необходимо создание самоходной артиллерийской установки аналогичного калибра, работы над которой были проведены в конце 1939 года.

Технические характеристики самоходки были во многом схожи с танком, так как они имели общий двигатель Maybach HL38 TR, максимальная мощность которого составляла 100 л.с при 3000 оборотах в минуту. При массе более 8 тонн самоходка с таким двигателем могла развить на шоссе скорость не более 35 км/ч, при движении по пересеченной местности скорость хода сильно падала — до 10-15 км/ч. Коробка передач также не претерпела изменений (5 скоростей вперед и 1 назад). Топливо хранилось в двух баках, общий его запас составлял 146 литров.

При переделке танков в самоходные артиллерийские установки с них снимали башню, а на крыше боевого отделения на стальных опорах устанавливали вместе с колесами, лафетом и броневым щитком 150-мм пехотную гаубицу sIG 33. Расчет и орудие были защищены бронерубкой, которая была открыта с кормы и сверху. Орудие sIG 33 находилось в производстве, начиная с 1933 года. К началу Второй мировой войны в немецкой армии было уже 410 таких орудий, а концу войны было собрано порядка 4100 таких гаубиц. Оси колес 150-мм гаубицы крепились к рубке самоходной установки болтовым соединением, что позволяло эффективно фиксировать орудие при ведении огня, а также в движении. Судя по имеющимся фотографиям, на некоторых самоходках могли быть установлены радиостанции. Экипаж САУ состоял из 4 человек: механика-водителя, командира, который выполнял функцию наводчика и двух заряжающих.



Чтобы упростить себе задачу, немецкие конструкторы установили 150-мм тяжелое полевое орудие 15cm sIG33 (с длиной ствола 11 калибров) на шасси танка прямо с колесами, лафетом и защитным щитком. Сектор наведения по горизонту составил 25 градусов, углы вертикального наведения могли изменяться в пределах от -4 до +75 градусов. Боекомплект, который возился на самой САУ, был очень небольшим — всего 8 выстрелов (6 из них в наружных корзинах), поэтому самоходка нуждалась в наличии транспорта, который подвозил бы боеприпасы. Гаубица имела раздельно-гильзовое заряжание, что отрицательным образом сказывалось на скорострельности — не более 3-х выстрелов в минуту. Однако и при такой скорострельности возимый боекомплект расходовался очень быстро, практически моментально.

Начальная скорость фугасного снаряда 150-мм гаубицы sIG33 массой 38 кг не превышала 240 м/с, но большего от него и не требовалось. Его воздействие на цели, расположенные на открытой местности, а также на полевые укрепления было очень высоким. Фугасные снаряды отлично зарекомендовали себя во время боев в городских условиях. Кумулятивный 150-мм снаряд массой 25 кг обладал начальной скоростью — всего 280 м/с, однако его бронепробитие доходило до 160 мм. Это позволяло бороться с любыми британскими, французскими или советскими танками тех лет. Но в ближнем бою самоходка была крайне уязвима для ответного огня противника.

Ходовая часть осталась неизменной и была полностью позаимствована от легкого танка Pz. Kpfw. I B. Применительно к каждому борту она состояла из пяти опорных катков с резиновым бандажом, переднего ведущего и заднего направляющего колес. На самоходке использовалась мелкозвенчатая гусеница со стальными траками, ширина которых составляла 280 мм.

Sturmpanzer I Bison в Греции, апрель-май 1941 года, на фото также видно полугусеничныей тягач Sd.Kfz.10 и солдата на мотоцикле DKW NZ 350, фото: waralbum.ru


Переделкой шасси танков Pz. Kpfw. I B в самоходные гаубицы Sturmpanzer I Bison занималась компания Altmarkische Кеttеnfаbrik (Alkett) из Берлина. Всего здесь собрали 38 САУ данного типа. Стоит отметить, что в дальнейшем полевые 150-мм гаубицы sIG 33 продолжали ставить на танковые шасси, но для этих целей использовались более подходящие по грузоподъемности шасси танков Pz. Kpfw. II и чешского танка Pz.Kpfw.38(t). Машина, созданная на базе последнего, получила название Grille.

36 самоходок Sturmpanzer I Bison поступили на вооружение 701-706-й рот самоходных тяжелых пехотных орудий, по 6 установок на роту. Все подразделения достигли состояния боевой готовности в апреле 1940 года. По одной роте было включено в состав 6 танковых дивизий, которые приняли участие в боевых действиях в Бельгии и Франции в мае-июне 1941 года. Каждая такая рота по штату от 30 марта 1940 года имела в своем составе помимо непосредственно «Бизонов» еще 12 однотонных тягачей Sd.Kfz.10, шесть прицепов, предназначенных для перевозки боеприпасов, 8 грузовых автомобилей, 8 легковых автомобилей, а также 18 мотоциклов. Личный состав подразделения состоял из двух офицеров, 33 младших командиров и 116 рядовых.

Моторизованные подразделения, вооруженные данными самоходными гаубицами использовались как мобильное средство огневой поддержки немецкой пехоты. В бою САУ предписывалось разрушать и подавлять огнем укрепления противника, его огневые точки, поражать особо важные цели. Все 6 рот приняли участие в боевых действиях против Франции, при этом, несмотря на хорошее состояние дорог в Западной Европе, подразделения несли серьезные потери не от огня противника, а от механических поломок. Связано это было с большим перегрузом шасси легкого танка Pz. Kpfw. I, который стал базой для данной самоходки. В результате в одной из рот 150-мм гаубицы просто сняли с танковых шасси и использовали их традиционным способом. Позднее уже на Восточном фронте, с его «развитой» дорожной сетью, где дороги заменили направления, данная практика стала обыденным делом.

Замаскировать почти трехметровый "сарай" достаточно сложно, но попытаться стоило


В операции «Барбаросса» в июне 1941 года приняли участие все 6 рот, вооруженных САУ Sturmpanzer I Bison. Из-за быстрой смены тактической ситуации на фронте данные роты очень часто использовались немецким командованием для решения задач, на которые они не были рассчитаны. К примеру, 705-я рота применялась для борьбы с танками РККА, при этом самоходки смогли уничтожить 2 танка. Расчеты из 702-й роты также смогли записать на свой счет несколько уничтоженных советских танков. В ходе боев все САУ данного типа были утеряны. Последние из «Бизонов» встречались на Восточном фронте как минимум до марта 1943 года, самоходки данного типа числились еще в составе 704-й роты.

В целом самоходная гаубица Sturmpanzer I Bison была не совсем удачной, сказывалась конверсионность ее создания. Это был своего рода эрзац-проект САУ, который был спроектирован и построен в сжатые сроки. Самоходка была высокой, узкой и очень тяжелой для выбранного шасси. В случае неумелого управления, особенно при движении по пересеченной местности, машину можно было легко перевернуть. Вес в 8,5 тонн был большим недостатком САУ, которая была построена на базе шасси танка весом 5,8 тонны. При этом используемые танковые шасси были не новыми, а уже изношенными. Кроме всего прочего, при стрельбе из гаубицы самоходка очень сильно накренялась кормой, совершая откат назад на 1-1,5 метра — это создавало дополнительную нагрузку на всю конструкцию шасси. Разумеется, немецкие танкисты сразу оказались не в восторге от данной машины, но как временное средство поддержки пехоты и танков в бою самоходка все-таки годилась.

Один «Бизон» осенью 1941 года был захвачен бойцами Красной Армии, установку подвергли всесторонним испытаниям. Принимая во внимание тот факт, что параллельно проводились испытания трофейного штурмового орудия StuG III Ausf.B, большого интереса у советских инженеров, конструкторов и военных 150-мм самоходная гаубица на шасси легкого танка не вызвала. Скорее эффект был обратным — был сделан вывод о нецелесообразности разработки такого рода боевых машин.

Sturmpanzer I Bison ведет огонь по второму этажу здания во время боев во Франции, фото: waralbum.ru


Тактико-технические характеристики Sturmpanzer I Bison:
Габаритные размеры: длина — 4,67 м, ширина — 2,06 м, высота — более 2,8 м.
Боевая масса — 8,5 т.
Бронирование — 5-13 мм.
Силовая установка — 6-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 100 л.с.
Максимальная скорость — 35 км/ч (по шоссе), 15 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода — 140 км.
Вооружение — 150-мм полевая гаубица sIG 33.
Боекомплект — 8 выстрелов (возимый).
Экипаж — 4 человека.

Источники информации:
http://aviarmor.net/tww2/tanks/germany/15cm_sig33_pz1.htm
http://hisofweapons.ucoz.ru/publ/germanija/bronetekhnika_vtoroj_mirovoj_vojny/sau_150_mm_sturmpanzer_i_bison/29-1-0-107
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G11_Bison_I/История
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Stilet 7 февраля 2017 17:46
    Принцип один - хоть на свинью, а пушку поставь
    1. амурец 8 февраля 2017 01:07
      Цитата: Stilet
      Принцип один - хоть на свинью, а пушку поставь

      У немцев есть и другой принцип "Экономика должна быть экономной." Вы посмотрите, практически всё трофейное оружие немцы старались использовать по назначению, а уж про своё немецкое, пусть даже в чём-то устаревшее. которое уцелело после версальских ограничений, тем более.
      1. Товарищ_Сталин 8 февраля 2017 01:34
        Да? А зачем надо было принимать на вооружение Т-3 и Т-4? Ведь можно было принять на вооружение Т-4, только вооружение ставить разное. Думаю, преимущества единой базы вам объяснять не надо.
        1. амурец 8 февраля 2017 03:21
          Цитата: Товарищ_Сталин
          Думаю, преимущества единой базы вам объяснять не надо.

          До лета 1943 года Вермахт подразделял свои танки на легкие, средние и тяжелые по вооружению Поэтому при примерно равной массе и толщине брони Pz. III считался средним, а Pz. IV - тяжелым.http://vspomniv.ru/t_3
          Никто на заводе «Крупп» в 1936 году не мог предположить, что эта массивная машина, оснащенная короткоствольной пушкой поддержки пехоты и считавшаяся вспомогательной, будет так широко использоваться в немецкой армии. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/244987/tank-nemetskiy-t--tak
          tiko-tehnicheskie-harakteristiki
          Надеюсь достаточно понятно. Вдобавок - это танки разных фирм. Разделение танков на классы широко применялось до и в годы ВОВ. В СССР по весу, в Германии по вооружению, в Англии по назначению.(Пехотные и Крейсерские)
          1. Товарищ_Сталин 8 февраля 2017 03:53
            Ну это понятно. Но неужели немцам не было видно, что проще и эффективней принять на вооружение одну базу с разным вооружением? Неужели понятие унификации не было знакомо немецким генералам и лично Гитлеру? Я думаю, что они имели представление про унификацию. Ведь свои САУ, такие как Штуг-3, Ягдпантера, Ягдтигр, Хетцер они создавали на основе шасси уже выпускаемых танков. Видимо, даже в тоталитарной гитлеровской Германии была коррупция, и капиталисты сунули кому надо взятку, чтобы их танк приняли на вооружение. Да и Т-4 модификации Ф1 начали выпускать весной 1942 г, и уже тогда надо было одновременно с началом выпуска Т-4 Ф1, прекращать выпуск Т-3 и переориентировать заводы Даймлера на выпуск Штуг-3, которые были более эффективными, чем Т-3.
            Да еще много глупости было у немцев, тративших ресурсы на создание и выпуск монстров, эффективность которых была практически нулевой. Взять хотя бы Мауса, Ягдтигра или Королевских Тигров. Да простого Тигра за глаза хватало вплоть до конца войны. Но нет, надо создать еще и еще более монструозных образцов! То же самое касается и ПТ артиллерии. Ну зачем нужны все эти ПАК-43 и ПАК-44? Если ПАК-40 за глаза хватало подбивать Т-34 и ИС-2 со ступенчатым носом? Да и поздние ИС-2 с прямым носом ПАК-40 не пробивал только лобовую броню корпуса, башня и борта оставались уязвимыми.
            1. амурец 8 февраля 2017 05:36
              Цитата: Товарищ_Сталин
              Да еще много глупости было у немцев, тративших ресурсы на создание и выпуск монстров, эффективность которых была практически нулевой.

              Тут я с вами согласен. Но больше всего глупости было у англичан. Я не буду охаивать все английские разработки. По крайней мере в Англии было создано и уникальное выдающееся вооружение, РЛС различного назначения, авиамоторы, ТРД, но глупостей было не меньше, а может быть и больше. Смотрите серию статей Кирилла Рябова. Одна из них по соседству.
              https://topwar.ru/108701-pehotnyy-tank-a43-black-
              prince-velikobritaniya.html
        2. AKuzenka 10 февраля 2017 22:53
          Конструкторские интриги никто не отменял.
      2. sergo1914 8 февраля 2017 19:37
        Про экономные Тигры и Пантеры можно поподробнее?
  2. bionik 7 февраля 2017 20:39
    ]Из стати:Sturmpanzer I Bison ведет огонь по второму этажу здания во время боев во Франции, фото: waralbum.ru Ещё есть маленький фрагмент фильма " Апокалипсис: Вторая мировая война в цвете" , где ведёт огонь "Бизон" по этому зданию.
    1. bionik 7 февраля 2017 20:52
      Вот ещё одно фото.
  3. Товарищ_Сталин 8 февраля 2017 00:23
    Да уж! 100%-ое творение сумрачного тевтонского гения. Я вот смотрю на немцев и диву даюсь. Вроде бы с одной стороны они создают и принимают на вооружение, и потом успешно применяют в войне такие революционные вещи как единые пулеметы, танки Т-3, Т-4, Т-6, истребители Ме-109, штурмовики Ю-87, автоматы Стг-4, ПП Мп-38/40, 37-мм противотанковые пушки, зенитные автоматы и пушки. Но с другой стороны, создают такую ахинею, что даже не надо быть военным или инженером, чтобы понять, что это просто бред собачий и конструкторский зуд. Ну что мешало поставить на это шасси легкое пехотное 75-мм орудие? 350-кг орудие прекрасно бы вписалось в это шассии, и пользы от него было бы больше.
    1. AKuzenka 10 февраля 2017 23:00
      Это с высоты прошедшего времени так кажется, а тогда - вполне нормальные образцы.
  4. sergo1914 8 февраля 2017 19:42
    в свое время лютый дизайн буксируемой версии заставил сваять модельку

  5. Tochilka 8 февраля 2017 21:49
    Странно, что на фото, где стрельба (при условии отката на 1-1,5 м), экипаж не слетел с нее. Да и пехотинцы (или другие бойцы из экипажа) стоят на расстоянии того же метра. recourse
    1. Rus86 9 февраля 2017 09:51
      или не все так страшно, или только при неполном заряде возможно было.
Картина дня