Жизнь на лихом коне

68
Холоден Урал в сентябре, очень холоден, далек левый берег, течение сильное… не переплыть. Пробовали – подтвердилось: нереально, гибельно. Тем более с несколькими ранениями. Тем более что на берегу показались белоказаки подхорунжего Белоножкина, посланные за Чапаем и преследующие от Лбищенска. А в самом Лбищенске уже расположился двухтысячный корпус полковника Бородина – спешно рубит и расстреливает ошеломленных красноармейцев, зачищает городок. Разгромлен чапаевский штаб, в плен не берут, и подмоги не будет… У Белоножкина приказ: взять Чапаева живым. За голову начдива обещано 25 тысяч золотом – фантастическая сумма. Однако Бородин приказал: не голову, а живым! Для острастки и в назидание красным. Для того и затеяли белые лбищенский рейд. Дороже любого золота герою Первой мировой Николаю Бородину казачья честь, родная яицкая земля… И ведь поймали почти, окружили дом, схватили кого-то. Но Чапай выпрыгнул в окно и с сотней красноармейцев отошел к реке. Только и успел Белоножкин ранить его в руку.

Врешь, не возьмешь! Чапаев остановил панику, организовал оборону, поливает пулемет по белоказакам… До рассвета продержались, но силы неравны, белые уже артиллерию подтянули, положение безнадежно. Выход один – уходить за реку. Но отвернулась удача от Чапая. Пожалуй, впервые за все время отвернулась. Истекает кровью – ранен в руку, в голову, в живот. Сознание уходит… жизнь медленно уходит из него.



Врешь, не возьмешь! Не должен командир попасть в руки белых. Пока остальные еще отстреливались, два бойца подобрали валявшиеся на берегу доски, наспех соорудили подобие плота и с раненым Чапаем начали форсировать Урал… Вот он, берег, удалось уйти. Но чуда не произошло: умер Чапаев. Красноармейцы руками вырыли в песке могилу, похоронили командира, прикрыли камышом, чтобы враги не обнаружили, не надругались над мертвым Чапаем.

Народ должен знать своих героев, и он знает. Только так уж повелось, что ему лучше известны обстоятельства гибели героев, нежели их рождения. И неудивительно: кто же заранее может увидеть в малютке, родившемся семимесячным и ставшим шестым ребенком в скромной крестьянской семье, будущего кавалера трех Георгиевских крестов и Георгиевской медали и в дальнейшем отважного и талантливейшего красного военачальника?

Когда мальчик подрос, отец Иван Степанович и мама Екатерина Семеновна отдали его в церковноприходскую школу, которую опекал зажиточный двоюродный дядька Васеньки. И не то чтобы родители были набожны, просто место священника или мелкого чиновника для сына было тогда пределом мечтаний во многих семьях. Правда, вскоре отец, работавший плотником, от этой затеи отказался и взял сына к себе в подмастерья. Артель Чапаевых была в округе известна и уважаема, и Васе нравилась его работа. Он тогда еще и думать не мог, что возводимые артелью деревенские церкви со временем будут варварски разрушаться его сотоварищами по партии… Да и трудно было представить Васю Чапаева в рясе – по натуре он был сорвиголова, заводила, выдумщик. И еще, как вспоминали односельчане, его отличало пронзительное чувство справедливости. Возможно, это чувство в 1917-м и приведет его в ряды большевиков. А дальше – в 1919-м, в возрасте всего 32 лет – в несохранившуюся могилу на азиатском берегу Урала.

Жизнь на лихом конеВ 1908 году Василий ушел в армию, но через год демобилизовался, продолжал работать плотником, женился на юной красавице Пелагее. Она подарила ему первенца Александра. А затем – Клавдию и Аркадия. Жить бы да радоваться. Собственно, жили да радовались, но началась Первая мировая, Василия призвали на фронт. Он проявил себя храбрым и умелым, быстро дослужился до унтер-офицера. Так начиналась его командирская карьера. Уже тогда слагались легенды о его отваге, находчивости и справедливости. О его фантастической удачливости. Он старался беречь своих бойцов, решать задачи с наименьшими потерями, и это удавалось. Солдаты его любили, верили в его удачу и подчинялись беспрекословно.

Чапаев воевал в Галиции, получая первую воинскую славу и Георгиевские кресты. В это же самое время в составе 6-го Заамурского конного полка воевал «с германцем» ротмистр Николай Бородин, за отличие в боях был награжден золотым оружием «За храбрость». Оба сражались за родину, но когда выдохлась Первая мировая и началась Гражданская, они выбрали разные пути: Василий Иванович стал защищать родную землю от белых, Николай Николаевич – от красных. И оба погибли в одном и том же месте, в один и тот же день – в станице Лбищенской, 5-го сентября. Чапаев был смертельно ранен в бою с белоказаками. А Бородина, объезжавшего городок после зачистки, застрелил чудом уцелевший красноармеец. И те, кто употребляет выражение «изменить свою судьбу», не понимают значение слова «судьба»…

А после первого ранения Василий приехал в отпуск домой… к остывшему очагу. Воюя, Чапаев отправлял домой все свое немаленькое жалованье, однако молодая жена влюбилась и ушла от него к соседу, бросив троих детей. Удрученный Василий вернулся на фронт досрочно. В конце 1916 года снова был ранен и, имея звание подпрапорщика и трех Святых Георгиев на груди, отправлен в госпиталь, где и находился до Февральской революции. Прежде чем окунуться в борьбу за свободу, Василий Иванович отправился к вдове своего фронтового друга. Тот умер у Чапаева на руках, и он поклялся позаботиться о его жене и дочерях. А она… тоже Пелагея… вдруг предложила пожениться. Согласился, и Пелагея с детьми переехала жить к Чапаевым. Но семейная жизнь, тут забежим вперед, не была сильным местом легендарного начдива: и вторая Пелагея ушла от него – к «тыловой крысе»: простой женщине хотелось простого счастья.

В октябре 1917-го Чапаев примкнул к большевикам, вступил в партию, проявил себя блестящим организатором и командиром. Как и прежде, солдаты любили его, охотно шли за ним. Бывали случаи, что еще не определившаяся солдатская вольница принимала сторону красных, когда Чапаев призывал «идти на защиту Советов». В Николаевском уезде Саратовской губернии он создал 14 отрядов Красной гвардии, которые поначалу занимались подавлением антиреволюционных мятежей местного значения, а потом участвовали в походе против войск генерала Каледина. Именно из этих отрядов в мае 1918-го была сформирована бригада под командованием Чапаева, получившая приказ в составе 4-й армии Восточного фронта освободить Николаевск от казаков и белочехов. Волею судеб части красных оказались на грани разгрома, командир армии деморализован, и Чапаеву на время пришлось стать командармом. Он сумел осуществить отход, вывести армию из плотного кольца и нанести победный удар по врагам… Вскоре николаевская бригада стала дивизией, а Чапаев – ее командиром. Причем комдивом его выбрали сами бойцы – в нарушение декрета Совнаркома об отмене выборов командного состава. Бездарный, по мнению бойцов, командир был отстранен от должности, а Чапаев, подчиняясь требованию красноармейцев, дивизию возглавил. Разумеется, он доложил об этих событиях в штаб, где руководящие товарищи изрядно, как принято говорить теперь, напряглись. И поступили по-большевистски хитро, ответив двумя телеграммами. В одной сообщалось, что штаб не признает Чапаева командиром, так как он «не имеет должной подготовки и не выполняет боевых приказов в точности». Другая телеграмма предписывала новоиспеченному начдиву разгромить самарскую группировку белых войск, в три раза превосходившую чапаевскую дивизию. Штабные бюрократы полагали, что Чапаев спасует и откажется выполнить приказ. Но Василий Иванович разработал блестящую военную операцию и наголову разбил врага. После этого в штабе надолго притихли.

Как поется в песне, «шла дивизия вперед…» – с максимальными успехами и с минимальными потерями. Наводя страх на противника и… на красных руководящих товарищей. Чапай был отважным и инициативным командиром, таких боготворят подчиненные, но недолюбливают процветающие бездарности наверху, объявляют их строптивыми и вредными для общего дела. Первая попытка удалить Чапаева от дел была предпринята в ноябре 1918-го: его отозвали с фронта и направили на обучение в Академию Генерального штаба РККА. Академия – дело нужное, но получается, что при дефиците командирских кадров на фронте Чапай без войска был милее бюрократам от революции, нежели «впереди на лихом коне». Они в свободное от борьбы за освобождение трудящихся время преследовали свои интересы, решали какие-то свои задачи, делили власть и славу, кроили будущее страны кто во что горазд.

Чапаев вытерпел-высидел в академии только год, попросился на фронт, принял командование 25-й стрелковой дивизией. Она сыграла ключевую роль в контрнаступлении Красной армии на колчаковцев. За храбрость и блестящее руководство дивизией Чапаев был награжден орденом Красного Знамени.

В штабе дивизии у командира были персональный самолет (для военных целей, разумеется), несколько автомобилей. Так что на коня Василий Иванович садился нечасто. А уж шашкой точно не махал – мешала простреленная в Первую мировую рука. Да и не надчивское это дело – скакать впереди войска на горячем коне.

Герой становится легендарным, когда в его биографии есть белые пятна и каждому угодно «заштриховать» их по своему усмотрению. Существовала красноармейская легенда, согласно которой Чапай не погиб, а, переплыв Урал, спасся и явился в штаб 4-й армии пред ясные очи командарма Фрунзе, дескать, вот он я, готов служить трудовому народу. На что Фрунзе только и смог вымолвить: «Как служить?! Мы же тебя уже похоронили!». И якобы пришлось Василию Ивановичу зашифроваться и провести остаток дней до глубокой старости в полной изоляции. Это, понятное дело, романтическая выдумка, да и Фрунзе осенью 1919-го уже не был командующим 4-й армией. Тогда уж возможно и такое ответвление данной легенды: пусть не к Фрунзе, а к командарму Лазаревичу явился бы Чапай и спросил: «Как же ты, Владимир Саламанович, «крыса штабная», объяснишь, что, наступая по твоему приказу на Лбищенск, я не получал подкрепления и боеприпасов, топлива и разведданных, хотя просил о них в донесениях? А ведь дивизия полторы тысячи бойцов потеряла и три тысячи лошадей – орудия не на чем перевозить, кавалеристам в пешем строю воевать приходится… Как же это твои авиаторы не заметили окрест Лбищенска две тысячи белоказаков?! почему они в ходе боя к белым перелетели? Да и вообще, как Бородин узнал, где я расположу штаб дивизии и кто ночью снял караульные посты?»… И не было бы ответов на эти вопросы, остались бы только предположения... Хотя с такими вопросами прямой путь под трибунал, хрен редьки не слаще…

Официальной легендой стал фильм братьев Васильевых. Они хотели «сделать красиво», показав в кино настоящих однополчан Чапаева, реально существующих командиров. Однако сценаристу всех времен и народов эта идея не понравилась, и он повелел более выпуклыми сделать образы Фурманова, Петьки, Анки и самого Чапаева. Этот фильм, хоть и вошел в сотню лучших за всю историю кинематографа, породил великое множество беззлобных, а все-таки анекдотов. Романтичной легенды из него не получилось. Детям Василия Ивановича фильм не понравился – в нем многое не соответствовало действительности, придуманный образ начдива далек от личности Чапаева и даже в чем-то принижает ее.

…Работая подмастерьем, юный Чапаев однажды упал со строительных лесов, с 15-метровой высоты. Сжал зубы от боли, но виду не подал, встал, отряхнулся… Дед Степан Гаврилович только и выдохнул: «Ну, Васька, ты у нас живуч!».

Большинству из нас, воспитанных по причесанным советским учебникам, всегда хотелось, чтобы Чапаев не погиб и переплыл Урал. И это желание было не от пропаганды, а от души. Наверняка противоположные чувства испытывают те, кто прежде молчал, а с открытием информационного ящика Пандоры вдруг прозрел и резко «побелел». Это, наоборот, не от души, а от пропаганды. Но ничего уже не изменишь. А эти противоположные желания и чувства, увы, есть бесконечное эхо трагедии, обрушившейся на Россию сто лет назад.
68 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    12 февраля 2017 06:23
    Большинству из нас, воспитанных по причесанным советским учебникам, всегда хотелось, чтобы Чапаев не погиб и переплыл Урал.


    Легендарная личность ...но есть не одна версия его гибели и ни одна не является потвержденной...тела ЧАПАЕВА так и не нашли и как он реально погиб не смотря на эту яркую статью никто не знает.
    1. +4
      12 февраля 2017 12:29
      Если я не ошибаюсь в годы Великой Отечественной войны был снят короткометражнвй фильм в котором Василий Иванович (сингвел) вместе с Петькой воевал против фашистов. Да, да "выжил" и пришел воевать. Желание чуда присуща народу., вспомните себя в детстве когда смотрели заключительные кадры Чапая.
      1. TIT
        +3
        12 февраля 2017 15:43
        агитка чистой воды (особенно про сапоги ) ,но для 40 дня войны самое то

  2. +4
    12 февраля 2017 07:19
    Какой то непонятный уход из жизни легендарного начдива , как будто это произошло тысячелетие назад тем более человек не рядовой.
  3. +5
    12 февраля 2017 07:32
    (С)Солдаты его любили, верили в его удачу и подчинялись беспрекословно.

    "Гулял по Уралу Чапаев-герой
    Он соколом рвался с полками на бой."
    2 раза.
    "Вы смелые товарищи не смейте отступать
    Чапаевцы честно привыкли умирать!"
    2 раза.
    "Блеснули штыки и мы грянули "Ура!"
    И бросив окопы бежали юнкера!"
    2 раза.
    "Река Урал глубокая, крутые берега,
    А степь, а степь широкая там наши бьют врага."
    2 раза.
    Разучивали в детстве эту песню. Слова вроде бы написала Мария Попова, воевавшая в "у Чапая" в дивизии. В дальнейшем разведчица.
  4. +14
    12 февраля 2017 07:56
    Большинству из нас, воспитанных по причесанным советским учебникам
    ..Сейчас учебники просто кастрированные..
  5. +3
    12 февраля 2017 08:16
    …Работая подмастерьем, юный Чапаев однажды упал со строительных лесов, с 15-метровой высоты.
    Ничоси!Это же высота пятиэтажной "хрущёвки"!Встал и отряхнулся...ну ,да,Чапай же smile
    В детстве отдыхали летом в тех местах.Экскурсию нашу привезли на р.Урал.Тетенька-гид говорит:вот товарищи---здесь и утонул Чапаев.Я по простоте детской спрашиваю,а где же обрыв высокий?
    Она видно опытная и уже не раз отвечала на этот вопрос говорить начала,что русло постоянно размывает берег,меняется.)))Только потом понял,что в жизни немного иначе,чем в кино.
    1. +6
      12 февраля 2017 12:17
      Цитата: Громобой
      Только потом понял,что в жизни немного иначе,чем в кино

      Литературные образы Роланда или Вильгельма Телля ничего общего не имеют со своими прототипами, но именно вымышленные, а не действительные герои становятся образцами для потомков. Соблазнительность вымысла отмечал и А.С. Пушкин, заявивший, что «низких истин мне дороже нас возвышающий обман». Прав ли он? Чем является миф для человечества: благом или злом?
      Уточним значение термина «миф». Оно двояко. По-русски миф - это вымысел, искажение фактов. По-европейски миф – это древняя литературная форма сказаний о богах и героях. Разновидностью такого мифа является русская былина. Соответственно отношение к мифу двояко. Либо это разновидность лжи, сознательной или бессознательной, либо это «идеальное бытие».
      Самые популярные фильмы - это всегда сказки и мифы. "Москва слезам не верит, Рэмбо, Тарас Бульба, Викинг, Иван Васильевич меняет профессию, Карнавальная ночь, " и т.д. и. т.п. Фильм "Чапаев" не исключение. Это легко объяснимо. Не менее половины людей вообще живёт в параллельном мире "фентези" и сказки, мечты и фантазии это их среда обитания. А остальной половине, которая живёт в мире "реалити", сказки также нравятся. Они на них расслабляются.
      1. 0
        2 августа 2017 19:03
        Не согласен! "Миф", это слово никогда не было русским! Это - "В Греции, всё есть..." А, про наших Богатырей - сказ! Это, как в анекдоте: Папа, а, что дальше, Луна или Нью-Йорк? Надеюсь, продолжать не надо?
    2. +1
      12 февраля 2017 21:30
      В настоящее время станица Лбищенская, где погиб Чапаев, называется Чапаево,в Казахстане. Есть там музей Чапаева, рядом с музеем памятник легендарному комдиву. И погибло там красноармейцев очень много, несколько тысяч человек. Рассказывали, что каждый год в день гибели Чапаева 5 сентября местные мальчишки пытаются переплыть Урал на месте его гибели. Но вода уже холодная, течение быстрое и мало кому удается.
  6. +4
    12 февраля 2017 09:30
    На пионерском слёте ветераны Гражданской войны вспоминают былые сражения,вспомнили и Василия Ивановича .Пионеры спрашивают: " А кто последним видел Чапаева в том бою?" " Я последним его видел"- вдруг ответил седой ветеран с гвардейской выправкой :"Через прицел Максима!!" Он вроде чуваш по национальности.В Чебоксарах ему памятник есть и местные им очень гордятся и есть за что. Спасибо Фурманову!!
    1. +3
      12 февраля 2017 10:40
      Цитата: andrewkor
      Спасибо Фурманову!!

      ...за то, что промахнулся?
    2. 0
      12 февраля 2017 22:19
      По другой версии, Чапаев обрусевший мордвин.
    3. 0
      14 февраля 2017 22:23
      Цитата: andrewkor
      Он вроде чуваш по национальности


      Хотя он и Василий Иванович wink, и родился в нынешней Чувашии (собственно, его родная деревня Будайка сейчас уже вошла в черту Чебоксар), но по национальности он - мордвин. Что, конечно, непринципиально - как говорят в Повольжье, "мордва, чуваши - всё люди наши!"
      Если Вы не поняли юмор про имя и отчество: во времена детства Чапая в Поволжье было присловье: "всех чувашей зовут Василиями Ивановичами" (читал у Горького, ЕМНИП, "В людях")
  7. +4
    12 февраля 2017 10:54
    Нужны были новые идеалы вот и напридумывали себе таких героев как Чапаев, Тухачевский, бандюгана и самозванца Пугачева, террористов Халтуриных и Желябовых и т.д. Хотели историю с чистого листа начать. Только когда петух в задницу клюнул сразу вспомнили про Суворова, Кутузова, Ушакова и Нахимова.
    В чём его геройство, в том, что с русскими воевал?
    1. +3
      12 февраля 2017 11:14
      всегда нужны герои..хм и желательно геройски погибшие..боюсь не пережил бы Чапай 37.если бы вообще сразу после гражданской как Котовского request
    2. +12
      12 февраля 2017 11:14
      Колчак и другие от белых с кем воевали? stop
      1. +6
        12 февраля 2017 11:39
        наверное с марсианами laughing раз герои россии типа
    3. +14
      12 февраля 2017 13:27
      Цитата: СМС
      В чём его геройство, в том, что с русскими воевал?

      А в чем героизм колчака, каппеля, махнова, врангеля ? Наверное, с марсианами, не щадя живота своего, воевали ? А из них уже героев лепят...
      1. +3
        12 февраля 2017 13:42
        Цитата: Альф
        А в чем героизм колчака, каппеля, махнова, врангеля ?

        - стесняюсь спросить - а махнов, это кто? belay
        - а ежели Вы про Нестор Иваныча, так он Махно, хохол и никто из него "хероя" вроде не делает...
        - шар-рада, однако what
        1. +7
          12 февраля 2017 14:04
          Немного о героях! В частности о Махно.
          За рейд на Мариуполь 27 марта 1919 года, замедливший наступление белых на Москву, комбриг Махно, по некоторым сведениям, был награждён орденом Красного Знамени за номером 4.
          - ну как шарада!!! what
          1. 0
            14 февраля 2017 22:25
            Цитата: Котище
            комбриг Махно, по некоторым сведениям, был награждён орденом Красного Знамени за номером 4


            Дополню: а белые звали Махно не иначе, как "батька Упырь"
        2. TIT
          +1
          12 февраля 2017 15:50
          Цитата: Cat Man Null
          махнов, это кто?



          где краску украл winked
          1. +1
            12 февраля 2017 15:53
            Цитата: TIT
            где краску украл

            - нашел laughing
            - color=DarkBlue А вот это будет темно-синим /color
            - квадратные скобочки ставить не забываем по потребности, естессно yes
        3. 0
          14 февраля 2017 22:28
          Цитата: Cat Man Null
          никто из него "хероя" вроде не делает...


          Для крестьян-то он как раз был героем...

          За горами, за долами
          Ждет сынов своих давно
          Батька мудрый, батька славный
          Батька добрый наш – Махно…»

          Как и в случае Чапаева: для меня, как убежденного монархиста, он - враг, но достойный уважения! hi
    4. +2
      12 февраля 2017 15:08
      Цитата: СМС
      В чём его геройство, в том, что с русскими воевал?

      ...это вы наверное про Курбского, даже царю-батюшке поносные письма писал! Это ничего, что царь-батюшка Алексанр 1 Фаддея Венедиктовича амнистировал?
      1. +1
        14 февраля 2017 22:35
        Цимес в том, что Булгарин был настолько бесстыж, что любил носить одновременно орден Святой Анны (полученный за сражение под Фридландом на нашей стороне) и орден Почетного Легиона (полученный от Наполеона за кампанию 1812 года)
  8. +6
    12 февраля 2017 10:59
    Вроде, только что была толковая статья про Чапаева?
    Зачем еще одна?
    1. +7
      12 февраля 2017 11:11
      Наш народный герой,хоть каждый день по десять статей,про Василия Ивановича и того будет мало.Люб он нам smile
      1. +7
        12 февраля 2017 11:48
        Цитата: Громобой
        Наш народный герой

        Именно так, и ещё любимец, один из тех немногих за кем нет никаких двухсмысленностей.
      2. 0
        12 февраля 2017 18:41
        Цитата: Громобой
        Наш народный герой,хоть каждый день по десять статей,про Василия Ивановича и того будет мало.Люб он нам smile

        Наш герой это Пушкин ,10 февраля отмечается День памяти А.С.Пушкина.
        Александр Сергеевич всенародный герой!
    2. 0
      12 февраля 2017 18:37
      Цитата: voyaka uh
      Вроде, только что была толковая статья про Чапаева?
      Зачем еще одна?

      Тем более не простительно ВО ,что обошли стороной юбилей легендарного разведчика Алексея Ботяна который 10 февраля отмечал свой 100-й день рождения. Зато про не самого значимого участника Гражданской уже вторая статья. Стыдно Военное Обозрение!!!!
      1. +2
        12 февраля 2017 20:19
        Цитата: РУСС
        Наш герой это Пушкин

        Ну и ОК.
        А мне и людям с близким мне мировозрением дороги оба героя --- оба оставили глубокие следы в жизне моей страны,обогатили её культурный пласт,стали золотыми вехами в её истории.Каждый по своему,но тем сердцу и дороги,что если жили,то жили до конца.И ярким светом своих больших личностей осветили будущее в котором все мы сейчас пребываем.Одному из них достался путь воина,а другой красотой мысли обрамлённой в гениальные слова до сих пор будоражит и чарует наши умы!
        Цитата: РУСС
        Тем более не простительно ВО ,что обошли стороной юбилей легендарного разведчика Алексея Ботяна который 10 февраля отмечал свой 100-й день рождения. Зато про не самого значимого участника Гражданской уже вторая статья. Стыдно Военное Обозрение!!!!

        Ставлю Вам прогул,т.к. не давеча как вчера был выложен 40 минутный фильм про жизнь Алексея Николаевича.(и это только вчера).2 комментария к статье этой,кстати.https://topwar.ru/109066-vymysel-isklyuchen-vek-r
        azvedchika.html
        Отправиться можете на эту ветку,спокойно,в порядке революционной дисциплины .
        Auf Wiedersehen! hi
        1. 0
          12 февраля 2017 21:29
          Цитата: Громобой
          Ставлю Вам прогул,т.к. не давеча как вчера был выложен 40 минутный фильм про жизнь Алексея Николаевича.(и это только вчера).2 комментария к статье этой,кстати.https://topwar.ru/109066-vymysel-iskl
          yuchen-vek-r

          За последние пару лет на ВО вышло много статей о Ботяне А.Н видел,читал, мой пост был рассчитан на то ,многие ли их читали и знают ли о них. Только вы ответили ,Вам плюсик. Но вот огорчает , что не так интересна героическая жизнь Ботяна как Чапаева....
  9. +3
    12 февраля 2017 11:11
    да не на коне он а на автомобили ездил..и броневики были с аэропланами..
    1. +5
      12 февраля 2017 12:42
      Да хоть на хромой кобыле!
      Если честно эти различные уточнения сколько ржавых заклепок стоядо на бронненосце "Потемкине" уже раздражают.
      Мы мыслим образами, если Вам мил Чапай на аэроплане, флаг вам в руки и барабан на шею. Ваш выбор.
      Знакомый дед моряк старшина второй статьи, года два нащад на лекции посвященной итогам Второй мировой войны. Попросил слово и вспомнил о крейсере - Чапаеве, на котором служил в 50-60 годах. Вот так для всех Василий Иванович на горячем жеребце, а для него крейсер с 12 152ми орудиями.
      1. +1
        12 февраля 2017 19:03
        Цитата: Котище
        Да хоть на хромой кобыле!

        Вот об этом и речь, в угоду таким как вы ,ВО скатилось ежедневно на "хохлов","Трампа" и "танков в Прибалтике" ! итд...........
        1. +1
          12 февраля 2017 22:01
          Цитата: tiaman.76
          да не на коне он а на автомобили ездил..и броневики были с аэропланами..

          Вот захотят дети лет через ""дцать"" увидеть,как Чапай всех победил и будут правы. А Чапай будет на космическом корабле летать!!!
  10. +3
    12 февраля 2017 13:57
    Чапаев воевал в Галиции, получая первую воинскую славу и Георгиевские кресты. В это же самое время в составе 6-го Заамурского конного полка воевал «с германцем» ротмистр Николай Бородин, за отличие в боях был награжден золотым оружием «За храбрость». Оба сражались за родину, но когда выдохлась Первая мировая и началась Гражданская

    Вот так вот: на ПМВ сил не было, а на гражданскую открылось второе дыхание. Лучше бы вместе с Николаем Бородиным вместе добили немецкого агрессора, которому ради сохранения своей власти и возможности гражданской бойни красные отдали треть страны.
    1. +10
      12 февраля 2017 14:42
      Цитата: Ольгович
      Вот так вот: на ПМВ сил не было, а на гражданскую открылось второе дыхание. Лучше бы вместе с Николаем Бородиным вместе добили немецкого агрессора, которому ради сохранения своей власти и возможности гражданской бойни красные отдали треть страны.


      Товарищ видно никогда не сидел в холодных окопах, а потому не понимает, почему солдаты, померзнув три года и покормив там вшей, и получив из дома письма о голодных детишках, повернули штыки против тех, кто послал их на эту бойню.

      Именно благодаря большевикам первая мировая война закончилась. Это большевики дали народу мир. Да, пришлось заключать, так называемый, похабный мир, но это была вынужденная мера, не было у России сил продолжать эту войну. И это не по вине большевиков. Как только Страна Советов набралась сил, она вернула все!!! свои земли. И нечего об этом долго рассусоливать.
      1. +1
        12 февраля 2017 16:43
        Цитата: Александр Грин
        не сидел в холодных окопах, а потому не понимает, почему солдаты, померзнув три года и покормив там вшей, и получив из дома письма

        Не надо упрощать. Просто "волюнтаризьм" какой-то, как говаривал один большевик, Никита, в своё время.
        В развале Российской и других империй много сложных причин.
        Вот во Вторую мировую тоже были и мерзлые окопы , и вши, но даже мыслей о "повороте штыков" не было.
        Причем не только у советских, но и всех прочих "зольдат". А отдельных японских только недавно в джунглях отловили: не знали, они, бедолаги, что война закончилась...
        Другие, понимаешь, исторические условия... request
        Что до "рассусоливания" и большевиков, то ребята они, конечно,были тёртые, авторитетные, великие прагматики, но где ныне те территории-то, что они восстановили? Вместе со ихними Советами? А ведь 70 лет по историческим меркам срок не великий.
        1. +6
          12 февраля 2017 17:26
          Цитата: алексеев
          Просто "волюнтаризьм" какой-то


          Коллега, вольюнтаризм у вас, вы видите только то, что лежит на поверхности, т.е. только оболочку или, выражаясь философскими категориями, - форму, а потому субъективно судите о событиях, но есть еще и внутреннее содержание события, которое не всегда совпадает с формой.

          Цитата: алексеев
          Вот во Вторую мировую тоже были и мерзлые окопы , и вши, но даже мыслей о "повороте штыков" не было.
          Причем не только у советских, но и всех прочих "зольдат". А отдельных японских только недавно в джунглях отловили: не знали, они, бедолаги, что война закончилась..


          Коллега, учите историю. Во время Великой Отечественной войны, когда Советская Армия перешла границы СССР и перенесла боевые действия в Европу, то практически во всех странах народ и армия подняли штыки против своих правительств.
          Это и Италия, и Венгрия, и Румыния, и Болгария.

          А почему не повернули свои штыки советские солдаты, то ответ однозначен, им не было нужды менять правительство, потому что оно было народное и делало все для того, чтобы победить фашизм. Советские солдаты защищали свою Советскую Родину, свое Советское государство, которое было действительно их Родиной и их государством, потому что все, что было в нем, принадлежало всем им, в отличие от нынешнего времени…

          Цитата: алексеев
          до "рассусоливания" и большевиков, то ребята они, конечно, были тёртые, авторитетные, великие прагматики, но где ныне те территории-то, что они восстановили? Вместе со ихними Советами? А ведь 70 лет по историческим меркам срок не великий.


          А вот в этом, если вам в 1991 году было больше 20 лет уже и вы виноваты. Наверняка считали себя недооцененным, хотели меньше работать и жить как на Западе, а потому голосовали на референдуме за самостоятельность своей республики, и помогали или просто молчали когда растаскивали СССР по национальным квартирам.

          Большевиков к этому времени практически уже никого не было. Я надеюсь, что вы Горбачова, Ельцина, Шеварнадзе, Яковлева и иже с ними не причисляете к большевикам?
      2. +2
        12 февраля 2017 21:46
        Цитата: Александр Грин
        Именно благодаря большевикам первая мировая война закончилась. Это большевики дали народу мир.

        Именно благодаря большевикам началась Гражданская война 1917-22 годов.Именно коммунисты привели страну к голоду и разрухе,когда люди горбатились за пайку хлеба,трупы валялись на улицах,а чекисты расстреливали людей по телефонному справочнику.
        1. +3
          12 февраля 2017 23:11
          Цитата: АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
          Именно благодаря большевикам началась Гражданская война 1917-22 годов.Именно коммунисты привели страну к голоду и разрухе,когда люди горбатились за пайку хлеба,трупы валялись на улицах,а чекисты расстреливали людей по телефонному справочнику.


          Октябрьская революция победила потому, что была совершена в интересах абсолютного большинства населения России. Поэтому первые месяцы были сплошным триумфальным шествием Советской власти по всей ее территории.

          Внутренняя контрреволюция не имела классовой базы и была подавлена сразу. Алексеев, Каледин, Деникин, Корнилов бежали на Дон, где начали собирать отряды офицеров и казаков для наступления на Петроград.

          Большевикам война была не нужна, они заключили с немцами сначала перемирие, а потом уже и Брестский мир, и тем самым вырвали Россию из мировой бойни. Но лидеры контрреволюции не поняли этого исторического факта и не верили в прочность Советской власти и считали, что ее можно будет легко свергнуть, при этом надеялись на поддержку извне.

          Уже в начале 1918 года Румыния оккупировала Бессарабию, в марте французские войска захватили Мурманск, а потом Архангельск. В апреле 1918 года японцы высадили десант во Владивостоке. В мае 1918 года на Урале и в Сибири начался мятеж Чехословацкого корпуса. Вскоре там установилась военная диктатура Колчака. На Северном Кавказе сформировали белогвардейскую Добровольческую армию.

          Советская республика оказалась в огненном кольце фронтов. Так началась иностранная интервенция и гражданская война. Белые армии при поддержке интервентов разрушали хозяйство, пытались задушить молодую Советскую республику голодом. Продовольствия не было, чтобы выстоять пришлось перейти на пайки.

          Так что обвинять большевиков в том, в чем вы их обвинили в своем посту, это обыкновенное искажение исторической правды. Не буду комментировать "расстрелы по телефонному справочнику", я слышал еще и не такой бред.
          1. +1
            12 февраля 2017 23:24
            Цитата: Александр Грин
            Советская республика оказалась в огненном кольце фронтов. Так началась иностранная интервенция и гражданская война.

            У вас сохранился учебник " История СССР" за 5-й класс ?!
          2. +1
            12 февраля 2017 23:29
            Цитата: Александр Грин
            Не буду комментировать "расстрелы по телефонному справочнику", я слышал еще и не такой бред.

            газета «Большевик» (25 мая 1919) Киев
            КРАСНЫЙ ТЕРРОР
            Ожесточенное сопротивление буржуазии всем мероприятиям рабоче-крестьянской власти, подлая организация восстаний темных людей под предводительством проходимцев в роде Григорьева или Зеленого и при благосклонном участии городского хулиганья – все это заставило нашу власть принять исключительные меры – красный террор.
            Киевская губернская чрезвычайная комиссия уже приступила к делу. По помещенному ниже списку расстрелянных контрреволюционеров товарищ читатель увидит, что в работе Чрезвычайки есть известная планомерность (как оно и должно быть при красном терроре).
            В первую голову пошли господа из стана русских националистов. Выбор сделан очень удачно и вот почему. Клуб «русских националистов» с Шульгиным и Савенко во главе был самой мощной опорой царского трона, в него входили помещики, домовладельцы и купцы Правобережной Украины. Клуб был центром всероссийской реакции и вожаком ее империалистических стремлений....
            Расстрел клуба русских националистов, разбивая организацию «хлеборобов-собственников» – протофисовских Голицыных, Кочубеев и т.п. дает хороший урок и украинской черной сотне.
            Расстрел контрреволюционеров
            В порядке проведения в жизнь красного террора по постановлению Киевской чрезвычайной комиссии расстреляны за последнее время следующие члены монархических организаций:
            Армашевский П. Я., проф., эссер, домовладелец, бывший товарищ председателя клуба русских националистов, известный черносотенный деятель.
            Башин И. А., домовладелец, гласный старой Думы; Бедункевич А. М., служащий Ю-З железной дороги, Барановский М. В., служащий на железной дороге, Брех Н. С. преподаватель гимназии; Бобырь А. Н., заведующий бухгалтерскими курсами; Бубнов Г. К., купец, гласный старой Думы. Буревкин А. Я., бывший содержатель «Большой национальной гостиницы». Бочаров Е. А., статский советник. Де-Веккин Н. Г., домовладелец. Дембицкий И. М., купец, гласный старой Думы. Данилов К. Г., купец. Галкин Н. Д., служащий Ю-З железных дорог, член «союза дубровинцев». ....
            1. +2
              13 февраля 2017 01:43
              Цитата: АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
              Ожесточенное сопротивление буржуазии всем мероприятиям рабоче-крестьянской власти, подлая организация восстаний темных людей под предводительством проходимцев в роде Григорьева или Зеленого и при благосклонном участии городского хулиганья – все это заставило нашу власть принять исключительные меры – красный террор.


              Все правильно, революция должна уметь защищаться. Только причем здесь телефонные книги? Все эти господа были расстреляны за антисоветскую деятельность т.к. были членами подпольной антисоветской организации. А к членам таких организаций, причастным к заговорам и мятежам применялись чрезвычайные меры.

              В Киеве они готовили переворот и сыграли свою зловещую роль в так называемом, куреневском вооруженном выступлении. В Куреневке (предместье Киева), началось антисоветское выступление, откуда оно угрожало Киеву. Среди выступавших мятежников были и члены монархзических организаций, которые подстрекали к погромам и нападению на Киев под лозунгами «За веру православную».

              По их наущению озверевшая толпа принялась разбивать и грабить лавки на базаре, убивать ни в чем не повинных обывателей, Мятежники захватили районное отделение милиции, загнали туда 150 человек и открыли по ним через окна стрельбу. Было убито 15 чел, в том числе женщины и дети. Потом восставшие двинулись через Подол на Киев, обложили казармы 1-го украинского запасного пока, начав с ними перестрелку, потом напали на городской банк, телеграф, подожгли несколько домов нра Подоле.

              С помощью частей Красной армии восстание было подавлено, чекисты арестовали и расстреляли несколько главарей и организаторов погромного выступления. Среди них были руководитель киевского отделения «Монархического союза русского народа» бывший генерал Петров, графиня Урусова, известный черносотенец доктор Котленко, штабс-капитан Бородаевский, монархист Соколов. Всего было арестовано около 150 чел.

              Об этом как раз и было сообщение в газете. Только вот у меня вызывает сомнение, цитируемый вами, источник. Дело в том, что официальный печатный орган ЦК КП(б)У в Киеве называлась не «Большевик», а «Коммунист»
              1. 0
                13 февраля 2017 14:49
                Цитата: Александр Грин
                Все правильно, революция должна уметь защищаться. Только причем здесь телефонные книги?

                Так базы данных не было.Даже полиция Империи не собирала информацию на добропорядочных подданных.В итоге единственный источник сведений о гражданах,которым пользовались чекисты это дореволюционные телефонные книги,где был адрес ,звание,род занятий .Вот именно по телефонному справочнику образца примерно 1913 года чекисты обнаружили и убили в Киеве 68 членов Клуба русских националистов,образованного в 1908 году." ...профессор Армашевский? ? Вы значитесь участником клуба русских националистов-но я ушел оттуда в 1915 году! не важно,идите в подвал. ВЫСТРЕЛ ! Следующий...
                1. +3
                  13 февраля 2017 21:44
                  Не знаю, из какого источника вы черпаете эти бредни. Если бы чекисты так ловили контрреволюционеров, как вы пишите, то они никогда бы их не разгромили.
                  Только вот Д.Л. Голинков, историк, юрист, следователь по особо важным делам описывает ликвидацию киевских заговорщиков по-другому.

                  30 марта 1919 года на фронте под Коростенем красноармейцы задержали двух подозрительных лиц, пробиравшихся в тыл. На допросе они сознались, что были посланы для связи с киевскими подпольщиками, назвали адрес конспиративной квартиры и согласились помочь раскрыть всю подпольную организацию. На явочной квартире арестовали некую Сперанскую, которая на допросе назвала всех киевских заговорщиков.
                  Я сомневаюсь, что Армашевский и отошел от активной борьбы, как пишет Википедия. Он был у руководства Киевского Клуба русских националистов, одновременно членом главного совета и заместителем председателя киевского отдела Всероссийского национального союза. Он был знаком со всеми активными антисоветскими деятелями, и я уверен, что он им помогал и знал про все их дела. Так что получил, что заслужил.
                  1. 0
                    14 февраля 2017 14:55
                    Цитата: Александр Грин
                    Если бы чекисты так ловили контрреволюционеров, как вы пишите, то они никогда бы их не разгромили.

                    Вообще-то коммунисты и чекисты в частности действовали гораздо круче ваших данных.Захват Киева большевиками в январе 1918 и феврале 1919 сопровождался МАССОВЫМИ убийствами т.н.представителей "эксплуататорских классов",т.е. интеллигенции ,буржуа,офицерства...С помощью частей Красной армии восстание было подавлено, чекисты арестовали и расстреляли несколько главарей и организаторов погромного выступления. Среди них были руководитель киевского отделения «Монархического союза русского народа» бывший генерал Петров, графиня Урусова, известный черносотенец доктор Котленко Графиня Урусова и генерал Петров во главе восставших крестьян !!!! Ну это уже перебор! Восстание конечно было,но вот возглавлял его скорее атаман Зелёный (Терпило),вполне себе крестьянин и революционер ,воевавший в составе Красной Армиеи против Державы Скоропадского и частей Вооруженных Сил Юга России,а так же атаман Струк. официальный печатный орган ЦК КП(б)У в Киеве называлась не «Большевик», а «Коммунист»Смотря в каком году.В 1919-м у коммунистов было много газет.
                    1. +2
                      14 февраля 2017 23:10
                      Цитата: АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
                      чекисты арестовали и расстреляли несколько главарей и организаторов погромного выступления. Среди них были руководитель киевского отделения «Монархического союза русского народа» бывший генерал Петров, графиня Урусова, известный черносотенец доктор Котленко Графиня Урусова и генерал Петров во главе восставших крестьян !!!! Ну это уже перебор! Восстание конечно было,но вот возглавлял его скорее атаман Зелёный (Терпило)


                      Вы здесь утрирует. Надеюсь вы понимаете, что подготовка и руководство восстанием со стороны выше названных лиц не означает, что они шли в голове восставших.
                      А описание куреневского восстания я позаимствовал из газеты "Коммунист" орган ЦК КП(б)У от 11 апреля 1919 года, и из книги В. Голиченко "Часовые революции", К, 1966 г. С. 32-37.

                      Цитата: АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
                      Захват Киева большевиками в январе 1918 и феврале 1919 сопровождался МАССОВЫМИ убийствами т.н.представителей "эксплуататорских классов",т.е. интеллигенции ,буржуа,офицерства...


                      Ничего в этом удивительного нет. На Украине враги Советской власти прибегали к особо острым формам вооруженных выступлений и политического бандитизма. Поэтому вековая ненависть к эксплуататорскому классу выплеснулась на первых порах не управляемо. Всеукраинская ЧК еще только создавалась, кадров не хватало, и потому туда поначалу пробралось немало случайных людей, которые преследовали свои корыстные цели.

                      В.И. Ленин, когда ему стало известно о непорядках в украинском чекистском аппарате писал Лацису: «…на Украине Чека принесла тьму зла, будучи созданы слишком рано и впустив в себя массу примазавшихся. Надо проверить состав, - надеюсь, Дзержинский отсюда Вам поможет. Надо подтянуть во что бы то ни стало чекистов и выгнать примазавшихся…» (В.И. Ленин, ПСС, Т.50, С.338.)
                      1. 0
                        15 февраля 2017 10:14
                        Цитата: Александр Грин
                        Ничего в этом удивительного нет

                        Ну вот вы сами признаете,что обычным методом коммунистической диктатуры был массовый террор,т.е ГЕНОЦИД по сословному признаку.
        2. +2
          14 февраля 2017 13:38
          Не правда, они их ели запивая водкой и кровью младенцев. Как же вы булкохрусты убоги.
      3. 0
        14 февраля 2017 22:46
        Цитата: Александр Грин
        Да, пришлось заключать, так называемый, похабный мир, но это была вынужденная мера, не было у России сил продолжать эту войну


        Но не на столь же похабных условиях мир заключать! Где была линия фронта - и где зона оккупации?! Поясняю: в Отечественную мы взяли Берлин - а отмели у немцев только Восточную Пруссию. И это - обычная практика с раннего Средневековья: сколько бы ты к концу самой победной войны не нахапал, но если ты не аннексируешь вражескую страну полностью, то при заключении мира забираешь только спорные территории (если ты не совсем и не хочешь враждовать до конца истории). К концу Северной Войны Петр оккупировал всю Финляндию - исключительно с тем расчетом, чтобы было, что вернуть шведам при заключении мирного договора. Если забыли, в "Иване Васильевиче..." "Кемска волост!" была уже оккупирована шведами - и вопрос был в том, уступим ли мы ее, или же будем дальше воевать.
        1. +2
          20 февраля 2017 01:43
          Уважаемый, во-первых, почему немцы захапали столько много -этот вопрос надо им задать. Во-вторых, Россия не могла воевать, и заключила этот временный мир. Для того чтобы накопить силы и потом забрать оставленные территории. Ведь вы например, сразились с человеком сильнее вас, он вас побил. Вы что опять на рожон лезете? Нет. ВЫ идете в спорт-зал и накапливаете силы, что набить потом морду обидчику. так и здесь. А если бы Россия продолжила войну, то Россия могла бы быть захвачена до Урала.
    2. 0
      12 февраля 2017 21:41
      Ольгович! Ну и чего решили свои дурацкие советы писать здесь?Забыли правила сайта ? Прочитайте и примите к сведению. Бывший Александер. ...
  11. +6
    12 февраля 2017 19:20
    Да, мы с..л..а..в..я..н..е! Художественный фильм, это не документальный очерк! Всесильные американцы, проиграли войну во Вьетнаме, кому? Тем, кого в сравнении с собой, считали "мартышками". При этом, совершили тысячи военных преступлений и преступлений против человечество, но посмотрите их фильмы - всегда одни супер герои.
    Мы то, чего должны себя все время "хлестать", кому это надо и для чего?
    1. +1
      12 февраля 2017 21:34
      Вот именно, штатники исторической правдой не заморачиваются от слова СОВСЕМ!!!!!!Нигде никогда ни в чём не каются! ПРО Вьетнам и фильмы очень точно подмечено. И всегда есть всякие вьетнамский предатели в их фильмах.
      Про мифы. Они построены по определённым законам.Герой становится всегда сильней и сильней.Всё больше влияет на судьбы народов.
      Так и Чапай! Влиял на большие массы людей! На историю страны!
  12. 0
    14 февраля 2017 22:14
    "Большинству из нас, воспитанных по причесанным советским учебникам, всегда хотелось, чтобы Чапаев не погиб и переплыл Урал. И это желание было не от пропаганды, а от души. Наверняка противоположные чувства испытывают те, кто прежде молчал, а с открытием информационного ящика Пандоры вдруг прозрел и резко «побелел». Это, наоборот, не от души, а от пропаганды."

    Это с чего бы? Желание, чтобы Чапаев уцелел, было как раз от пропаганды! А анекдоты о нём при совке откуда взялись? Насчет "противоположных чувствах тех, кто вдруг прозрел и резко «побелел» - лично о себе могу сказать: бывает враг, которого только презираешь, а бывает и такой, которого уважаешь. Для меня Чапаев - враг, но достойный уважения hi . А уважали ли его те коммунисты, которые о нем анекдоты любили травить? Вопрос риторический...
    1. +4
      14 февраля 2017 22:41
      Цитата: Weyland
      Желание, чтобы Чапаев уцелел, было как раз от пропаганды! А анекдоты о нём при совке откуда взялись?

      Анекдоты создают на нестандартных людей, или очень знаменитых. Чапаев, Штирлиц, правители, Чебурашка. Кстати, у детей очень злые анекдоты бывают. Про Челленджер, например. Это не показатель. Одних можно любить, над другими - издеваться. Нет, не показатель. А вот выражение Совок - злое. Злее, чем анекдоты про Чапая. Но это мое мнение. request
      1. Комментарий был удален.
    2. +3
      14 февраля 2017 23:24
      Цитата: Weyland
      Желание, чтобы Чапаев уцелел, было как раз от пропаганды! А анекдоты о нём при совке откуда взялись?


      Тут вы не правы. Желание, чтобы Чапаев уцелел, как раз исходило от души. Это был наш герой, наш кумир, мы мальчишки любили его беззаветно и по несколько раз смотрели фильм братьев Васильевых. А анекдоты, про которые вы пишете, сочинялись за рубежом целыми институтами для того, чтобы принизить величие советских народных героев. Это была идеологическая диверсия. Об этом писал в газете в 70-х годах сын В.И. Чапаева, обращаясь к советскому руководству с просьбой остановить эту вакханалию. Ответа, правда, не знаю, но скорее всего пустили на самотек.
      1. 0
        15 февраля 2017 02:15
        Цитата: Александр Грин
        А анекдоты, про которые вы пишете, сочинялись за рубежом целыми институтами для того, чтобы принизить величие советских народных героев. Это была идеологическая диверсия

        А я читал когда-то, что анекдоты про Чапая запустило как раз КГБ, в 1970м - чтобы "сбить" волну анекдотов про Ленина, массово появившихся из-за мероприятий, связанных с его юбилеем.
        1. +2
          15 февраля 2017 23:21
          Цитата: Weyland
          А я читал когда-то, что анекдоты про Чапая запустило как раз КГБ, в 1970м - чтобы "сбить" волну анекдотов про Ленина, массово появившихся из-за мероприятий, связанных с его юбилеем.

          Нет, все исходило из ЦРУ. загляните на сайт http://onb2017.livejournal.com/49416.html
          Там увидите, что:
          "...ЦРУ открыло электронный доступ к более чем 12 млн страниц рассекреченных документов, связанных с международной деятельностью этой организации в период с 1940-х до 1990-х годов. В основном документы касаются Карибского кризиса, Вьетнамской и Корейской войн и, само собой, холодной войны. Среди прочих данных о последнем событии, несколько страниц антисоветских анекдотов, которые подготовлены заместителем директора по контрразведке (DDCI), как указано в исходном документе.
  13. +3
    15 февраля 2017 22:11
    Цитата: АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
    Ну вот вы сами признаете,что обычным методом коммунистической диктатуры был массовый террор,т.е ГЕНОЦИД по сословному признаку.


    Нет, вы не правы. Массового террора по сословному признаку не было. Был красный террор против врагов революции. Он был объявлен в ответ на белый террор. К сожалению в революционные ряды проникали чуждые ей элементы, которые специально вредили, чтобы обозлить народ и вызвать выступления против Советской власти. Кстати в киевской ЧК разоблачили немало белогвардейских офицеров.
    1. 0
      23 декабря 2017 12:23
      Цитата: Александр Грин
      Цитата: АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
      Ну вот вы сами признаете,что обычным методом коммунистической диктатуры был массовый террор,т.е ГЕНОЦИД по сословному признаку.


      Нет, вы не правы. Массового террора по сословному признаку не было. Был красный террор против врагов революции. Он был объявлен в ответ на белый террор. К сожалению в революционные ряды проникали чуждые ей элементы, которые специально вредили, чтобы обозлить народ и вызвать выступления против Советской власти. Кстати в киевской ЧК разоблачили немало белогвардейских офицеров.

      В ЧК офицеры? Мама мия!!! Там Свердлов и Урицкий сажали только своих в руководство. А уж эти ребята никогда не допускали ошибок.
  14. +2
    16 февраля 2017 11:49
    Жив Чапай! Жив!
    1. +3
      16 февраля 2017 19:53
      Согласен. Герои не умирают.
  15. +1
    23 декабря 2017 12:21
    Самое страшное заключается в том, что молодежь наша не верит в учебники истории , на которых учились мы. И можно писать множество статей на ВО( нужное дело с моей точки зрения), но пока у нас в России не издадут единый учебник истории для школ и колледжей, толку не будет. Должна быть выстроена система патриотического воспитания, причем без приукрашивании или очернении событий произошедших в истории России. И дети должны знать, что история России началась задолго до 1917г.