Броненосец из страны троллей

20
Броненосец из страны троллей
В Швеции учли опыт применения бронетехники В Афганистане

Направления модернизации бронированной техники во всех странах вырабатываются сегодня, исходя из опыта локальных войн и военных конфликтов. Именно с учетом уроков боевых действий войск США и НАТО в Ираке и Афганистане была обновлена и шведская БМП СV90. Ее последняя версия, также впервые продемонстрированная на Eurosatory-2010, получила название Armardillo.

Боевая машина пехоты Stridsforclon 90, более известная под обозначением СV90, созданная компанией Hägglunds во второй половине 80-х годов, стала одним из самых совершенных образцов БМП и довольно широко экспортировалась - в основном в государства Северной Европы. Всего помимо Швеции СV90 заказали для своих армий Швейцария, Нидерланды, Норвегия, Финляндия и Дания. В настоящее время продано и заключено контрактов на поставку более чем 1100 этих машин.





Отличительными особенностями базового варианта СV90, предназначенного для шведской армии, можно назвать мощное вооружение, состоящее из 40-мм автоматической пушки, базовый высокий уровень защиты экипажа и десанта, хорошую проходимость. На экспорт БМП поставляется с 30-мм (Норвегия, Швейцария, Финляндия) и 35-мм (Нидерланды, Дания) орудиями.

Базовый уровень бронирования обеспечивает круговую защиту от пуль калибром 14,5 мм, дополнительные керамические экраны позволяют передней проекции машины выдерживать огонь автоматических пушек, включая обстрел 30-мм подкалиберными снарядами.



Вместе с тем СV90, особенно в модификации CV90-40 с 40-мм пушкой, расположенной в двухместной башне, имеет довольно высокий контур: ее высота составляет 2,7 м (для сравнения: высота российской БМП-3 равна 2,3 м, а БМП-2 - и того ниже). Кроме того, машина, как, впрочем, и все образцы европейской военной техники, получилась довольно дорогой: средняя стоимость одной CV90 колеблется от трех до четырех миллионов евро.

У CV90 классическая для боевых машин пехоты компоновка с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения и отсека управления и задней секцией для десанта. Есть различные модификации этой БМП - на ее основе разработаны командирская и разведывательная машины, самоходная зенитная установка, а также легкие танки со 105-мм и 120-мм пушками. Последние, правда, покупателей пока не нашли.

Если бы не 11 сентября 2001 года, мы бы, наверное, так никогда и не узнали, каковы подлинные возможности CV90 на реальном театре военных действий. Ведь за исключением Финляндии остальные эксплуатанты этой БМП в ХХ веке проявили себя как сугубо мирные страны, имевшие минимальный и неудачный боевой опыт либо придерживавшиеся прочного нейтралитета. Никаких предпосылок для изменения ситуации в новом столетии не просматривалось до начала американской операции в Афганистане, приведшей к вовлечению в нее союзников Вашингтона, в первую очередь по Североатлантическому альянсу. В результате шведской машине все-таки пришлось повоевать.



В афганской кампании приняли участие норвежские и датские CV90. Безвозвратных потерь они не понесли, хотя в январе 2010 года при подрыве на самодельном фугасе погиб норвежский военнослужащий - механик-водитель. А в апреле 2010-го подорвались две датские машины. Среди членов экипажей и десанта убитых и раненых не было. У каждой БМП оторвало по паре катков.



Из данного боевого опыта, впрочем, довольно ограниченного, инженеры BAE Systems, под контроль которой фирма Hägglunds перешла в 2004 году, сделали свои выводы и представили на Eurosatory-2010 БМП CV90 Armardillo.



Armardillo имеет с CV90 общие корпус, силовую установку и ходовую часть. Главным внешним отличием модернизированной шведской БМП стало отсутствие большой и тяжелой двухместной башни, а заодно и автоматической пушки. Вместо нее Armardillo получила дистанционно управляемый боевой модуль Lemur RWS с 12,7-мм пулеметом М2. Данное решение, по словам представителей компании BAE Systems, позволило уменьшить вес машины и высвободить пространство для дополнительного оборудования. Масса БМП в таком варианте составляет 26 тонн, а поскольку трансмиссия и ходовая часть выдерживают нагрузку до 35 тонн, то получается резерв в 9 тонн. Он предназначен для дальнейшего усиления защиты, которая и так увеличена по сравнению с базовым вариантом.



Что касается заметно снизившихся огневых возможностей БМП, то, по мнению инженеров BAE Systems, в базовом варианте они излишни. Суждение довольно странное: видимо, солдатам из норвежского и датского контингентов Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF) не приходилось попадать в засады в узких горных ущельях или в кишлаках с их дувалами, по прочности сравнимыми с бетоном. Во всяком случае аналогичный опыт советских войск в начале 80-х годов привел к быстрой замене БМП-1 с ее фактически бесполезной в условиях противопартизанских действий 73-мм гладкоствольной пушкой на БМП-2, оснащенную 30-мм автоматическим орудием. Справедливости ради, правда, надо отметить, что модуль Lemur RWS предусматривает установку и другого вооружения: 40-мм автоматического гранатомета или 25-мм пушки M242 Bushmaster - основной для легкой американской бронетехники.

При конструировании CV90 Armardillo серьезное внимание было уделено повышению ее защиты от огня пехотного оружия, включая противотанковые средства, и стойкости к подрывам на минах и самодельных фугасах.

Последнее свойство достигается за счет изготовления днища корпуса из незакаленной стали с минимальным количеством сварных швов - такое решение признано наиболее эффективным для машин с плоским дном. По заявлению разработчиков, в показанном на Eurosatory-2010 виде Armardillo обеспечивает безопасность находящихся внутри людей при подрыве мощностью до 10 кг в тротиловом эквиваленте.

Что касается степени бронирования, то BAE Systems не предоставила полных данных об этом показателе новой БМП. Сотрудник компании лишь сообщил, что бронекорпус в сочетании с навесными керамическими модулями обеспечивает защиту, уверенно превышающую уровень 5 по стандарту STANAG 4569, который предусматривает сохранение целостности корпуса при попадании 25-мм подкалиберного снаряда с расстояния 500 м и при разрыве 155-мм ОФС не ближе 25 м от машины.

Очень важный новый элемент в конструкции шведской БМП - система активной защиты Saab LEDS150, позволяющая перехватывать и уничтожать выстрелы из гранатометов и ПТРК на дальности 5-15 м. LEDS150 пока еще не закуплена ни одной армией мира, хотя, по некоторым данным, выбрана Индией для оснащения российских танков Т-90. CV90 Armardillo также снабжена новой системой пожаротушения, призванной предотвратить уничтожение БМП в случае забрасывания ее «коктейлями Молотова».

Armardillo обладает модульной конструкцией, позволяющей строить на базовом шасси санитарные, командные, разведывательные машины, самоходные минометы, БРЭМ. При этом уровень унификации деталей конструкции составляет от 65 до 88%.



Интересная особенность шведской БМП - она, единственная в своем классе, оснащена цельными резиновыми гусеницами на стальном корде. Преимущество этих гусениц состоит в том, что они легче, не столь шумные, меньше повреждают дорожное покрытие и, как утверждают разработчики, имеют лучшую проходимость в снегу. Однако единственным местом, где Armardillo может без проблем использоваться с таким движителем, - это родная мирная Швеция. В ходе военных действий траки являются одними из наиболее уязвимых деталей гусеничной техники. Боевые повреждения цельнорезиновой ленты потребуют ее замены целиком, и экипажу не удастся это сделать своими силами. Кроме того, российский да и американский опыт показывает, что в условиях афганского бездорожья с его каменистыми горными дорогами резина БТР изнашивается очень быстро. Такая же перспектива, очевидно, будет ожидать и цельнорезиновые гусеницы.

Потенциальными заказчиками Armardillo в BAE Systems, что логично, считают те страны, армии которых уже имеют на вооружении CV90. Кроме того, покупателями машины могут стать также Канада, Норвегия и Польша, проявлявшие интерес к базовому варианту этой БМП. По мнению экспертов, несмотря на свою стоимость, CV90 (а значит, и ее новая модификация) остается серьезным предложением на рынке легкой бронетехники. Однако, по всей видимости, в число эксплуатантов Armardillo вряд ли войдут государства, расположенные вне пределов Европы и Северной Америки.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    13 июля 2013 08:05
    По моему мнению, противоречивая машина. С одной стороны хорошая броневая защита, активная защита. С другой стороны - резиновые гусеницы и слабое орудие.
    1. +1
      13 июля 2013 14:58
      всего лишь рядовая тяжелая бмп. в израиле такие машины делают уже лет 40, перестраивая старые советские танки. снимают башни и освобождают место под десант. ничего нового в шведской машине нет.
    2. mertvoe_exo
      +1
      13 июля 2013 21:41
      вот ты мне обьясни вдумываясь в понятия БМП БТР БМД, Зачем им мощное орудие?? они не предназначены для выполнение задач по устранению тежёлой техники пративника. И чем плохи резиновые гусеницы?? обоснуй?
      1. +1
        14 июля 2013 00:29
        Жизнь заставляет,иметь мощное орудие,можно потратить весь БК 30ммой пушки стреляя по окнам"пятиэтажки"и так и не решить задачу"продвижения",в тоже время 2-3грамотно положенных 100мм снаряда"убирают"подъезд целиком-решая проблему кординально.Два-три ПТРК на дистанции 3-4км(допустим в горах)станут "нерешаемой"проблемой для машин с 30мм орудиями,Фугасное действие 100мм снаряда посущественней,и допускает возможность решения данной задачи даже не применяя боеприпасы с дистанционным подрывом вроде"Вишни".И наконец в вопросах ПВО,вероятность попадания и поражающее действие 100мм ракеты выше нежели,стрельба 30мм пушки(не имеющей РЛ канала наведения в СУО,а следовательно не способной вырабатывать требуемые углы упреждения).Все перечисленное существенно расширяет круг задач решаемых мотопехотным подразделением без привлечения сторонних средств(что для десантников очень актуально).И главное,данное орудие(будучи установленно на БМП,БМД)находится в распоряжении офицера,непосредственно решающего задачу,что обеспечивает высокую скорость реакции по цели.
      2. +4
        14 июля 2013 14:33
        Цитата: mertvoe_exo
        чем плохи резиновые гусеницы?

        а тем, что В ходе военных действий, траки являются одними из наиболее уязвимых деталей гусеничной техники. Боевые повреждения цельнорезиновой ленты потребуют ее замены целиком, и экипажу не удастся это сделать своими силами.
    3. Апостол
      0
      14 июля 2013 14:23
      Норм машина,в Швеции в этом толк знают.
  2. ramsi
    +2
    13 июля 2013 08:44
    вот тоже,- ну почему не тандемная двухзвенная конструкция, с поворотом гидравликой, с одной широкой гусеницей у каждого модуля, с моторным и боевым отделением в первом модуле, и десантном - во втором?
    Ну вот сразу бы всё было в шоколаде: и проходимость, и противоминная защита, и защита десанта, и ремонтопригодность
    1. ramsi
      0
      13 июля 2013 13:29
      похоже, коряво выразился: сочленённая конструкция (они уже делали, только с четырьмя гусеницами - дурь!) Моторы в обоих модулях - тянитолкай
  3. +1
    13 июля 2013 10:32
    у шведов всегда не как у людей...
    1. +6
      14 июля 2013 09:17
      Цитата: KG_patriot_last
      у шведов всегда не как у людей...

      Ну не надо ля-ля. Volvo вполне себе на уровне, мне лично нравятся больше чем немецкие в равной ценовой категории, и тем более япохи. Я уже на 4й Volvo катаюсь, хотя мог бы купить и BMW, и Audi. Проблем не доставляет, а если не дай Бог снег, прет по нему как по асфальту (тут в Америке даже если небольшой снег, где-то 10 см, визжат как будто стихийное бедствие, школы закрывают, народ с работы распускают раньше, а уж если полметра то всё как будто вымирает). И SAAB тоже нравился, жаль GM его во время кризиса убил. Как по мне так лучше б этот профсоюзный рассадник GM загнулся, а SAAB выжил, но меня не спросили.
      1. 0
        15 июля 2013 12:40
        Не имел ввиду что у них плохо все, имелось ввиду необчность технической мысли. Вспомните их танки, самолеты, бтр и так далее, которые они создавали. Где то в предыдущих статьях еще специальную статью выпустили про шведскую военную технику. Жалко что сейчас покупают только натовское оружие.
  4. +5
    13 июля 2013 11:50
    Неплохо бы и нашим учесть эти наработки и создать наконец БМП с хорошей бронезащитой, а не жестянку с пушкой.
  5. +2
    13 июля 2013 12:19
    да как сказать... с (резиновыми гусеницами) эт они конечно накасячили(видно без экологов зеленых-голубых тут дело не обошлось все таки гейеуропа) а в остальном очень даже не дурно!пуха мощная как я и предполагал калибр стал по тиху расти.да немного высоковата но задел по массе а значит по модернизации 9 тонн!(по настоящему ахре**л wassat когда увидел цену!....)
  6. 0
    13 июля 2013 13:21
    Интересная особенность шведской БМП - она, единственная в своем классе, оснащена цельными резиновыми гусеницами на стальном корде
    Мое мнение , что все плюсы которые приобрела эта машина, перечеркнули так сказать, "экологические" гусеницы. Шведы видимо совсем заигрались с зелеными, и прочими голубями. Им бы еще изобрести снаряды и мины, которые не повреждают дорожные покрытия, снег, траву и прочее. И сменить боеприпасы, заменить на резиновые бомбы, ракеты и пули. fool Что то ребята перемудрили в этом плане.
    1. Akim
      +5
      13 июля 2013 16:31
      Цитата: Sirocco
      Мое мнение , что все плюсы которые приобрела эта машина, перечеркнули так сказать, "экологические" гусеницы

      Дело не в экологии, а в проходимости. В СССР тоже создали такой болотоход на базе Урала. Ну не оправдала она себя в боевых условиях. Так заменят на гусеницу в резинометалическими шарнирами и асфальтоходными башмаками. Эко делов. На то и опыт.
    2. Gladiatir-Zlo
      +1
      13 июля 2013 20:32
      да чего вы прицепились к гусеницам да к зеленым? Ну с кем еще производителю играть, как не со своей "пятой колонной". По моему важней другое, имея весьма ограниченный опыт применения техники, почти сразу же выдали апгрейд. Вот и капитализЬм на лицо - или я чего не понимаю? Мне вот очень интересно, а что будет, когда многие армии перевооружаться на оружие для ведения локальных войн, а грянет тотальная, настоящая?
  7. +1
    13 июля 2013 15:03
    И в чем крутизна??? Стоять на базе??? Тока за ворота и подрыв.Из статьи видно что эти БМП даже из стрелкового оружия не обстреливали, что говорить о гранатометах... и в этом их крутизна... разогнали талибов своим только видом.
    1. Akim
      +4
      13 июля 2013 16:36
      Цитата: Strashila
      .Из статьи видно что эти БМП даже из стрелкового оружия не обстреливали, что говорить о гранатометах..


      Ее обстреливали. Чтобы поверили на французском сайте http://www.air-defense.net/forum/ даже есть фотографии и видео. Полазите поищите. В лоб, с дополнительной керамической броней, держит 20-мм Эрликон.
  8. FeteL
    +12
    13 июля 2013 15:48
    Тьфу ты, речь о Швеции, а я когда прочитал заголовок "Броненосец из страны троллей", почему-то сразу вспомнил Профессора и Израиль...
  9. Kir
    +1
    13 июля 2013 18:46
    Что подобное уже шведское видел (вроде не то предсерийный не то опытный образец), правда там ещё дальше шли, модули могли-быть как колёсными так и гусеничными, длина также разнилась, для малошумности и ИК малозаметности электропривод,чуть-ли не на каждое колесо свой, и опять таки резиновые гусеницы, вот мне интересно а при чём здесь простите экология? Резина что не изнашивается? Да и к тому-же почему-то вредность у тех кто с резиной работает имеется и не маленькая, ну и где здесь эта самая экология? Но больше всего не столько цена сколько высота этого чуда с пушечным модулем 2.7м, ну мишень в чистом виде.
    1. 0
      14 июля 2013 00:38
      По поводу гусиницы могу скзать ,что"резиновая бесшарнирная"гусиница значительно повышает КПД гусиничного движетеля на скоростях выше 50км\ч.
      1. +2
        14 июля 2013 08:29
        Цитата: Argon
        По поводу гусиницы могу скзать ,что"резиновая бесшарнирная"гусиница значительно повышает КПД гусиничного движетеля на скоростях выше 50км\ч.

        Насколько я помню, широкое применение резиновая гусеница получила на тракторах Challenger 75E лет так 25 назад. Новинка себя оправдала. И сейчас Челленджеры 7 и 8 серий ходят на резиновых лентах армированных стальным тросом! Плюсы- большое тяговое усилие, мягкость хода, ресурс порядка 7-8 тысяч моточасов. Резиновые гусеничные ленты как раз не подходят для движения с высокими скоростями! При длительном движении выше 25 км/ч они сильно нагреваются!
        На тракторах ленты отлично ходят по различным грунтам, песчанным, каменистым, глинистым, бывают разной ширины, различного рисунка протектора, и различного уровня прочности.Единственный серьёзный производитель лент- компания Camoplast.
        Но на тракторе гусеницы не подвергаются обстрелу, подрыву, и наезду на противотанковые ежи! И применение их на БМП- вопрос спорный!
        1. ramsi
          +1
          14 июля 2013 09:49
          КПД гусеницы с резиной (с башмаками или такой) повышается при движении по твёрдым поверхностям типа бетонки и относится, больше, к сцепления (маневрированию), а не скорости.
  10. 0
    13 июля 2013 20:17
    А почему название в статье - Armardillo
    По моему просто - Armadillo
  11. +5
    13 июля 2013 20:34


    еще видео в тему
  12. shvindin2012
    +3
    14 июля 2013 15:11
    Засечательная на мой взгляд машина. Удовлетворяет всем требованиям начала 21 века и идёт согласно мировым тенденциям в произвоздстве бронетехники: модульность конструкции с целью быстрой модерннизации, продвинутая электроника и инфрмацирнная система с ЖК экранами, и главное- АКТИВНАЯ защита- самый перспективный метод защиты техники. С ней лёгкая машина по бронепробиваемости сравнится с тяжёлым или средним танком без этой защиты, а главное что занимает мало места и черезвычайно эффективна. Надеюсь, что наш "Курганец-25" будет не хуже и удовлетворит всем требованям.
  13. +1
    14 июля 2013 20:51
    Понравилось:
    - бронекорпус с навесными керамическими модулями и резервом по защите в 9 тонн
    - система активной защиты Saab
    - модульность конструкции
    Не понял:
    - оснащение цельными резиновыми гусеницами - разве что для парада...