Религия воинов цветущей сливы и острого меча или словарь японской демонологии (часть 4)

Религия воинов цветущей сливы и острого меча или словарь японской демонологии (часть 4)


Юным вельможей
Оборотилась лисица.
Весенний вечер.
(Бусон)



Поскольку японцы исповедовали синто, а синто пусть и представляло собой религию, соединенную с буддизмом, все равно оставалось верой в духов, так что последние окружали японцев буквально со всех сторон. И было их… ну просто очень много! Давайте вспомним наши, древнерусские демонические сущности и… сколько бы мы память ни напрягали, все они уложатся буквально в десятку. Ну, вот кого мы можем назвать, особо не задумываясь? Домовой (живет в доме), банник (живет в бане), луговик (живет на лугу в стоге сена), полевик (в поле), леший (в лесу), водяной, болотник – делят между собой болота и водоемы с чистой водой, затем кикиморы, всем известная с детства Баба Яга, русалки… ну вот и все, пожалуй! Ровно 10. Кто-то, возможно, вспомнит еще какой-нибудь народный фольклор, но многого к этому числу не прибавит. А почему? Сказались столетия христианского вероисповедания, в котором никаким духам места в жизни крещеного человека просто не оставалось. Тогда как у японцев было все не так. Оставаясь буддистами, они, тем не менее, верили в то, что разного рода волшебные сущности, как злые, так и добрые, столь же реальны, как и окружающая нас действительность, а многие (особенно раньше!) так и вовсе их видели, либо становились их жертвами. И вот сейчас мы с ними познакомимся, хотя и не со всеми, потому что всех их, как уже отмечалось, ну просто очень много.


Поскольку мы уже познакомились с японской живописью и даже немного посмотрели на Японию изнутри, есть смысл обратиться к некоторым специфическим японским образцам художественной культуры. Поскольку речь у нас идет о демонических сущностях, то начнем с них. Перед нами «комические картинки» из японской книги 1881 года, отпечатанной с деревянных досок. Кстати, книга эта хранится не в Японии, а в Окружном музее искусств Лос-Анджелеса.

Начнем с мё-о. Санскритское название для этих существ – Видья-раджа («Владыки секретного знания»). Это воины, которые защищают людей от демонов, при этом сами они подчиняются буддам. Внешне эти воины представляют собой людей, вооруженных мечами с клинками из чистого света. Интересно их происхождение: это умершие военачальники, которые не достигли статуса будд и бодхисаттв, но тем не менее достигшие определенного просветления. В частности, они видят демонов, которых мы, люди, не видим. Идея, как вы видите, обыгранная в романе «Дом странных детей» Ренсома Риггса, по которому был снят известный фильм «Дом странных детей миссис Перегрин».


Эта все та же книга…

Сатори это не только состояние, это и люди. Роста обычно среднего, очень волосатые и с пронзительными глазами. Живут они в диких горах, и с людьми не общаются. Считается, что в них превращаются даосы, которые достигли полного понимания Дао и Просветления. Им доступно чтение мыслей обычных людей и дано предугадывать их поступки.

Они. Это злые демоны с острыми клыками и рогами, которые живут в Аду (Дзигоку). Они сильны, и их трудно убить, поскольку части их тел, будучи отрубленными, прирастают на место. В битвах сражаются железными палицами с острыми шипами (канабо). Достаточно цивилизованы, чтобы носить одежду – обычно это набедренная повязка из тигровой шкуры. При этом они еще и очень хитры, умны и обладают способностью изменять свой внешний облик и превращаться в человека. Любимая их пища – человеческое мясо. В они могут превратиться люди, которые не могут контролировать свой гнев. Прежде всего, это относится к гневливым женщинам. Однако случается, что они проникаются к людям симпатией и становятся их защитниками. В Японии есть даже такая игра «онигокко» («игра они») типа наших салок. Водящего-салка в ней как раз и называют «они».


Перед нами одна из первых книг с комиксами, иллюстрированная художником Утагава Кунисада. Окружной музей искусств Лос-Анджелеса.

Бакэмоно – это небольшого росточка и весьма уродливого вида демонические существа, которые обитают в темных пещерах в горах, но неподалеку от людских поселений, поскольку они живут грабежом. Справиться человеку с одним бакэмоно ничего не стоит, но когда их много, то сражение с ними опасно. Очень сильно кусаются, поскольку зубы у них очень острые и длинные. Буддийский храм – лучшая от бакэмоно защита.

Еще одна разновидность нехороших японских демонов, которая называется гаки. Они вечно голодны, ибо таково их наказание за то, что они, будучи людьми, обжирались на Земле или совершали еще пущий грех – выбрасывали хорошую еду. Живут они в буддийском мире – Гакидо. Но иногда могут и пробираться в мир людей, где занимаются людоедством. Гаки всегда голодны, но умереть от голода они не могут и едят что угодно, даже и своих детей, но все равно насытиться им не дано. Изображают их в виде исключительно худых людей, похожих на обтянутых кожей скелеты.


Японцы очень любили книги с иллюстрациями, чем очень сильно отличались от европейцев, у которых долгое время иллюстрации в книгах отсутствовали. Окружной музей искусств Лос-Анджелеса.

Асуры. Это тоже демоны, обреченные всю жизнь воевать. Населяют буддийский мир – Сюра-Кай. В земной жизни они стремились к превосходству над другими людьми и желали властвовать. Изображают их в виде могучих многоруких демонов-воинов.

Бусо – совсем уже мерзкие духи, которые поедают человеческую плоть. В них превращаются люди, умершие от голода. Темной ночью они рыщут по темным улицам, чтобы кого-нибудь загрызть. Могут думать только о еде. И спутать их ни с какими другими демонами невозможно, так как они похожи на разлагающиеся трупы.


Еще одна книга с картинками, глядя на которые, можно было оценить мастерскую манеру автора. Кувагата Кейсай (Китайо Maцуоси) (1761 – 1824 гг.) 1795 год. Окружной музей искусств Лос-Анджелеса.

А вот дзасики-вараси, напротив, добрые. Это духи-домовые, живущие в домах и защищающие их обитателей от напастей и бед. Признаки, по которым дзасики-вараси выбирают себе дом, неизвестны. Но известно, что если они дом покидают, то он постепенно приходит в запустение. Показываются людям в облике маленьких девочек, одетыми в кимоно и с волосами, завязанными в пучок. Дзасики-вараси в офисах не живут, только в старых домах. Как и дети, они любят пошалить, но к этому нужно относиться с пониманием.


Книга о том, как нужно рисовать в популярном в Японии стиле «горы и воды». Кувагата Кейсай (Китайо Maцуоси) (1761 – 1824 гг.) 1795 год. Окружной музей искусств Лос-Анджелеса.

Рокурокуби – тоже демоны, которые днем имеют облик обычных людей, но по ночам их шеи вытягиваются и становятся очень длинными. В японских сказках они, приняв облик прекрасных женщин, даже выходят замуж, и лишь ночь обнажает их демоническую сущность. Считается, что рокурокуби становятся те люди, кто в свои прошлые жизни имел неосторожность нарушить буддийские заповеди или нарушал их преднамеренно. Хуже всего то, что они не только пугают людей, но еще и едят или же пьют их кровь. Однако не все так плохо, так как обычно их жертвами являются преступники и богохульники. То есть их прижизненное наказание быть съеденными рокурокуби.

Сикигами - это маленькие они, которыми управляет опытный маг. Могут по приказу вселяться в тела животных и людей и управлять ими по приказу мага. Но иметь с ними дело опасно, так как они могут выйти из-под влияния своего хозяина и напасть на него самого, а более сильный маг может подчинить себе сикигами более слабого со всеми вытекающими из этого неприятными последствиями.


«Воины убивают демона». Окружной музей искусств Лос-Анджелеса.

«Снежные люди» или яма-уба известны и японцам. Внешне очень неопрятны и ходят в рваных кимоно. Любимое занятие яма-уба – заманивать людей высоко в горы и там поедать. Являясь знатоками черной магии, умеют «отводить глаза» и насылать морок.

Сёдзё – демоны морских глубин. Это крупные существа с зеленой кожей, плавниками на руках и ногах и зелеными волосами. Как и «человек-амфибия» не могут долго оставаться без воды. Любимое занятие – топить лодки рыбаков и утаскивать их на дно. Интересно, что в древней Японии за голову сёдзё в прибрежных городах и поселках назначали награду. И… видимо, кто-то ее получал!


Вот мы, наконец, добрались и до японских стремян. Вот так они выглядели, являлись настоящим произведением искусства и неудивительно, что могли и превратиться в кого-то, горюя о погибшем хозяине! Эпоха Эдо. Токийский национальный музей.

Абуми-гути были придуманы, видимо, в память о конных сражениях прошлого. Дело в том, что это… ожившие конские стремена! Случалось, хотя и редко, что воин погибал в бою, но стремена с его коня так и оставались на поле битвы. В этом случае они оживали и превращались в странные пушистые создания, вечно занятые поисками своего пропавшего хозяина.


А это всаднический гарнитур: седло – кура и стремена – абуми. Эпоха Эдо. Токийский национальный музей. Обратите внимание, что японцы ставили ноги на стремена, но не просовывали их в них.

Абура-акаго – это души нечестивых торговцев, продававших масло, украденное ими из светильников, стоящих возле придорожных святынь. В виде сгустка пламени влетают в комнату, затем превращаются в толстого младенца, который выпивает масло из лампы, а потом опять превращается в сгусток огня и… улетает.

Адзуки-араи - имеют облик старика или старушки, главное занятие которых мыть бобы в горных речках. При этом они поют песни пугающего содержания: «Намыть ли мне бобов или съесть кого-нибудь?», однако бояться их не нужно.

Ака-намэ или дух «слизывающий грязь». Обычно появляется в тех банях, где грязно. После его появления люди быстро приучаются убираться в помещениях общего пользования. Есть у него и родственник – длинноногий тэньё-намэ, занятие которого облизывать грязные потолки.

Ама-но-дзако – дух женского рода, родившийся из ярости неистового бога грома Сусаноо. Имеет вид уродливой женщины с зубами, которыми она может перекусить сталь меча. Умеет летать.

Ама-но-дзаку – очень древний демон упрямства и порока. Читает мысли людей и заставляет их поступать себе во вред. В одной из японских сказок он съел принцессу, натянул на себя ее кожу и в таком вот виде попытался выйти замуж, но, к счастью для жениха, его разоблачили и убили.

Амэ-фури-кодзо – просто дух дождя. Представляется ребенком под зонтом, с бумажным фонарем в руках. Обожает плескаться в дождевых лужах. И совершенно безобиден.

Лето в Японии не слишком хорошее время года: жарко, душно, много комаров и, главное – призраков. Среди них есть и ами-кири. Это помесь птицы, змеи и лобстера, а его занятие разрывать противомоскитные сетки, а также рыболовные снасти и почему-то белье, вывешенное на просушку.

Ао-андон – призрак более чем забавный. Дело в том, что в эпоху Эдо японцы частенько собирались в большой комнате, зажигали синий фонарь с сотней свечей и рассказывали по очереди разные страшные истории. В конце каждого рассказа тушили одну свечу. Когда рассказывалась сотая и гасла последняя свеча, появлялся… ао-андон. Вот так!

Ао-бодзу – это очень вредный циклоп-коротышка, выбравший себе для проживания почему-то молодую пшеницу, куда он утаскивает играющих неподалеку детей.


Демоны в Японии постоянно окружали людей и это никого не удивляло. Уки-ё 1872 года. Окружной музей искусств Лос-Анджелеса.

Ао-ниобо – еще одно малоприятное существо – людоедка, почему-то выбравшая себе в качестве жилища руины императорского дворца. Когда-то она была фрейлиной. Опознать ее можно по черным зубам и бритым бровям.

Аси-магари – всего лишь призрачного вида енотовидная собака, которая ночами обвивает ноги путников своим пушистым хвостом. Если вы до нее дотронетесь, что почувствуете, что шерсть у нее словно сырой хлопок.

Аякаси, не что иное, как морской змей что-то около двух километров длиной. Весь покрыт слизью и совершенно отвратителен и по виду, и по характеру, так что лучше с ним в море не встречаться.

Баку: представляет собой гибрид медведя (тело), слона (хобот), глазами носорога (глаза), с хвостом от коровы, лапами от тигра и пятнистой леопардовой шкурой. Питается… человеческими снами. Если вы увидели плохой сон, нужно всего лишь позвать баку, и он проглотит его вместе со всеми бедами, которые он вам сулит!

Бакэ-дзори – совсем интересная магическая сущность, представляющая собой… старую сандалию. Имеет обычай бегать по дому и распевать глупые песенки.

Бакэ-кудзира тоже весь оригинальный демон, поскольку представляет собой скелет кита, который плавает в океане, как живой, вдобавок над ним кружат зловещие птицы. Будучи скелетом для гарпунов, неуязвим.

Бакэ-нэко. Запомните, что если вы будете кормить вашу кошку на одном и том же месте ровно 13 лет, то она обязательно превратится в оборотня. Причем он может быть таким огромным, что не сможет пролезть в дом, но зато будет засовывать в него лапы, выискивая в нем людей, словно мышек в норке. Иногда этот оборотень превращается в человека.


Художник Утагава Куниёси (1798 – 1861 гг.) много рисовал кошек. Любил их. На этой картинке уки-ё он изобразил бакэ-нэко. Окружной музей искусств Лос-Анджелеса.

В Японии популярна история о том, как в одном из домов пропала кошка. А мать семейства начала как-то странно себя вести: сторониться людей и есть, закрывшись одна в комнате. Члены ее семьи решили выяснить, в чем дело и вместо своей матери нашли жуткого гуманоидного монстра, которого хозяину дома удалось убить. Через день пропавшая кошка вернулась к ним в дом, а под татами на полу нашли кости их матери, обглоданные демоном дочиста.

Продолжение следует…
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 46

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. parusnik 13 февраля 2017 07:48
    Спасибо,Вячеслав..в очередной раз порадовали...Ждем продолжения...
  2. Medium 13 февраля 2017 08:36
    Доброе утро, Вячеслав Олегович!
    Вы упустили, на мой взгляд, некий вступительный момент, без которого информация выглядит неполной.
    В японской демонологии существует две большие категории демонических существ – это ёкай и юрэй. Ёкай, определяющиеся как призраки или приведения, имеют неоднозначный смысл: это слово записывается двумя иероглифами, одно из значений которого – «волшебный, чудесный», а другое – «загадка, нечто странное, призрак». Если говорить об их облике, то они довольно многочисленны и разнообразны по своему внешности, привычкам, функциям и месту обитания. Главный признак — неординарный внешний вид (один глаз, длинная шея и т.д.). Ёкай напоминают русских домовых или леших. Живут эти существа в определенной местности и не ищут встречи с человеком. Ёкай могут быть как дружелюбны, так и зловредны. Они ассоциируются с огнем и северо-востоком. Зимой встречи с нечистью происходят редко.
    Юрэй – это тоже призраки и приведения, но слово записывается иероглифами «потусторонний мир» и «душа». Различаются между собой ёкаи и юрэй тем, что первые вполне материальны и антропоморфны, несмотря на то, что их облик часто бывает необычен. Именно в этой необычности и заключается их особая притягательность.
    А своеобразное восприятие японцев хорошо показывает их художник Годжин Ошихара и его книги, например «Иллюстрированной книге японских монстров».
    Вот пример из этой книги.


    Baku (пожиратель снов)

    Такими картинками иллюстрировались детские книги!
    1. kalibr 13 февраля 2017 08:56
      Да, Вы знаете, как-то вот не сообразил. Хорошо, что Вы написали. Искал фактуру (что не так-то было и легко, кстати) и совершенно упустил это из вида. Спасибо! Всего доброго!
      1. Medium 13 февраля 2017 11:11
        Вообще - то Вы затронули очень интересную тему. Я бы ее выделил в отдельную. Как и все в Японии, их демонология наполнена своеобразным смыслом и хорошо показывает мировосприятие японцев. И раскрыть ее за один раз просто нереально.
        Там еще много интересных нюансов. Например, существует еще такая категория японских призраков, как о-бакэ, они сходны с юрэй, но различаются тем, что первые – это души погибших, не осознавшие, что умерли, и потому являющиеся на месте гибели.
        То есть каждый из демонов "образовывался" при определенных условиях. И чем глубже в этот мир погружаешься, тем он больше и больше.
        1. ruskih 13 февраля 2017 13:46
          Читаю комментарии и ещё раз убеждаюсь, что в мир Японии здесь на сайте только слегка приоткрыли дверь, а что там …. Всё неизвестное интересно и чем дальше, тем больше хочется продолжения.
          1. мордвин 3 13 февраля 2017 13:51
            Цитата: ruskih
            Читаю комментарии и ещё раз убеждаюсь, что в мир Японии здесь на сайте только слегка приоткрыли дверь, а что там …

            А Вы не думаете, что Вячеслав, свет Олегович, врёт? У него студентки в Японию ездили, и порассказали чепухи. Не верю я ему.
            1. ruskih 13 февраля 2017 14:39
              Какая разница, кто ездил. Интернет в руки и вперёд на поиски, если вам что то не так. Умением увлекательно и интересно рассказать Вячеслав Олегович владеет в совершенстве, это не только про историю, я читаю статьи его и про оружие, только не комментирую, потому, что там мужское царство, но мне и там интересна как статья, так и комментарии. И здесь, кроме статьи, есть замечательные дополняющие комментарии. Каждый из нас видит то, что хочет видеть, может иногда стоит покопаться в себе?
              1. мордвин 3 13 февраля 2017 14:48
                Цитата: ruskih
                может иногда стоит покопаться в себе?

                Вот в этом Вы правы совершенно. А про ниндзю , который Токугаву замочил, я ещё лет двадцать назад читал. Сказочники японские. love
                1. ruskih 13 февраля 2017 15:20
                  Абсолютно другой мир, другие взаимоотношения, многие вещи выглядят для нас очень странно и непривычно. Япония для меня это падающий нежный лепесток сакуры. love
                2. kalibr 13 февраля 2017 15:40
                  Вы не могли читать про ниндзя, который Токугаву замочил, потому, что как раз Токугава ни один ниндзя никогда не замачивал.
                  1. мордвин 3 13 февраля 2017 15:49
                    Цитата: kalibr
                    как раз Токугава ни один ниндзя никогда не замачивал.

                    Каюсь, виноват. Он, ниндзя, то бишь, пытался Токугаву замочить, да не получилось. Двух стражников зарезал, да убежал.
                    Цитата: ruskih
                    Япония для меня это падающий нежный лепесток сакуры.

                    А Вы Тарантину поглядите sad Вот уж не нежная сакура, а бамбук китайский. laughing Хоть он и любитель японской музыки... wink
                    1. ruskih 13 февраля 2017 16:36
                      А Вы Тарантину поглядите sad Вот уж не нежная сакура,
                      А вы знаете, в Японии сакура это не только ханами, это ещё иногда и ассоциация со смертью.
                3. Микадо 13 февраля 2017 16:08
                  А про ниндзю , который Токугаву замочил, я ещё лет двадцать назад читал.

                  ниндзя, по легенде, замочил Уэсуги Кэнсина. В "кабинете задумчивости", сиречь в сортире. Способ огласить? или тут дамы? laughing
            2. kalibr 13 февраля 2017 15:53
              Меня две вещи в этой жизни смешат по-настоящему: ответы некоторых моих студентов и некоторые комментарии на ВО. Вся информация, которая попадает мне как письменно, так и изустно - проверяется. Те же мои студентки в первую очередь привезли мне не рассказы, а фотографии с подписями. Что касается данной статьи про демонов. То здесь еще проще. Я нашел сайт по японской культуре, где все об этом было. Скачал! И затем всего лишь переписал, то есть сделал рерайт этого текста. С уровнем новизны 92%, то есть все тоже самое передал свои словами. При хорошем рерайте смысл не теряется. То есть это всего лишь навыки хорошего журналиста. Что касается моей последней книги про Японию, то ее рецензентами являлись сотрудники Института Востоковедения РАН, то есть специалисты-японоведы. И. как видите, дали добро, иначе она бы не появилась. Так что в принципе, Вы можете сделать точно также - это нормальная журналистская работа! Ну и последнее, врать людям которые знают меньше тебя, это настолько унизительно и непорядочно, что... может быть отнесено к самым аморальным типам социального поведения. А такие типы попросту опасны, прежде всего для того, кто ими пользуется. Как вывод Вам слова Остапа Бендера: "Не бойтесь, здесь Вы не в церкви и Вас не обманут!"
              1. мордвин 3 13 февраля 2017 16:02
                Цитата: kalibr
                Меня две вещи в этой жизни смешат по-настоящему: ответы некоторых моих студентов и некоторые комментарии на ВО.

                Не являюсь Вашим студентом, и поэтому пазволю постебаться... laughing
                Цитата: kalibr
                Ну и последнее, врать людям которые знают меньше тебя, это настолько унизительно и непорядочно, что... может быть отнесено к самым аморальным типам социального поведения.

                Ну, забыл я, ей-богу. А книжка была у меня, да. Называлась "Ниндзя Токугавы", насколько я помню. Я по ней учился нунчаками махать, и браслеты сымать. am
                1. kalibr 13 февраля 2017 16:27
                  Мне не попадалась эта книга. Интересно! Но тема ниндзя очень... скользкая. Недавно в японском журнале Армор Моделлинг ее опять поднимали и давали рисунки абсолютно вымышленных "машин ниндзя", включая "корову на колесах с огнеметом внутри и двумя ниндзя его применяющих, которую на колесиках катили "на врага" другие ниндзя". В полицейском государстве возить по дорогам корову... И там было написано, что как европейские и американские авторы недобросовестно используют эту тему, так и... японские!
                  1. мордвин 3 13 февраля 2017 16:34
                    Цитата: kalibr
                    Мне не попадалась эта книга.

                    Это была скорее не книга, а брошура. В конце 80-ых, начале 90-ых такие выпускали. Я занимался Каратэ, и всё по этой теме читал. Вот знал бы, спецом оставил. А потерял при переезде.
                    1. kalibr 13 февраля 2017 19:04
                      Черного цвета, на ней ниндзя замотанный с мечом в руке? Эта? Были тогда такие штуки, где в одном месте написано "вакидзаси", в чуть дальше - "вакидзаши", и рисунок "танто"... Время было такое...Увы!
                      1. мордвин 3 13 февраля 2017 19:09
                        Цитата: kalibr
                        Черного цвета, на ней ниндзя замотанный с мечом в руке?

                        Нет, красного цвета была. А ниндзя был с мечом. feel
                2. Громобой 14 февраля 2017 02:18
                  Цитата: мордвин 3
                  А книжка была у меня, да. Называлась "Ниндзя Токугавы"

                  Она и сейчас так называется.https://fantlab.ru/work471463
                  1. мордвин 3 14 февраля 2017 02:22
                    Точно, она!
                    1. Громобой 14 февраля 2017 02:27
                      Об авторе:
                      Юрий Дмитриевич Ячейкин — украинский писатель-юморист, внештатный фельетонист журнала «Перец»[uk] (с 1968).дипломант Всесоюзного конкурса КГБ СССР «За лучшие произведения литературы и кино про чекистов и пограничников». Автор фантастико-юмористического сериала «Вселенские похождения капитана Небрехи», романа-трилогии «Под кодовым названием „Эдельвейс“», повестей: «Гости из греков», «Ниндзя Токугавы», «По образу и подобию», «Мемуары пророка Самуила», «Груз для горилл», «Следствие ведет прокуратор», «Покушение на Зевса», «Следствие, которое не велось», четырёх юмористических книг для детей, 15 сборников юмора и сатиры, и др. Сочинения переведены на более чем 20 языков, повесть «Допотопная история» и несколько рассказов вошли в многотомную антологию «Мастера мирового юмора» (Югославия, 1968). Увлечения: собаки и кошки.
                      1. мордвин 3 14 февраля 2017 02:33
                        Цитата: Громобой
                        украинский писатель-юморист,

                        Так этот бородатый меня обманул, значит? А я то, , наручники надевал, а потом снять пытался. Вот сволочь бородатая, чтоб ему икнулось. am
          2. Medium 13 февраля 2017 14:33
            А Вы рассматривайте статьи на сайте как целеполагающие. Ведь ни один автор, даже самый талантливый, в узком формате статьи на не сможет раскрыть темы, о которых написаны сотни томов. А такие сложные темы, как Япония, тем более. Тут надо с истории Ямато начинать и шаг за шагом, шаг за шагом. Дорогу осилит идущий.
            1. мордвин 3 13 февраля 2017 14:42
              Цитата: Medium
              А Вы рассматривайте статьи на сайте как целеполагающие.

              С чего бы это?
              Цитата: Medium
              А такие сложные темы, как Япония, тем более. Тут надо с истории Ямато начинать

              А вот китайцы считают, что история Японии началась 500 (пятьсот) лет назад. Один Китайский император был очень не любим, и его посадили в джонку и в ссылку на острова отправили, вместе с его нукерами. Так и появилась Япония. smile
              1. kalibr 13 февраля 2017 15:57
                А археологические раскопки показывают, что цивилизация на островах имела место еще 3500 лет тому назад. Наберите в Сети: культура Яёй. Там есть обширная историография как на русском, так и на английском.
                1. мордвин 3 13 февраля 2017 16:15
                  Цитата: kalibr
                  культура Яёй.

                  Вот как. А один американский профессор нашел камушки 5500 лет, где была гравировка "Мы из Руси". И стрелка в сторону Полярной звезды.
                  1. kalibr 13 февраля 2017 16:33
                    А какушек он как клал, чтобы стрелка на звезду указала? Может быть он как раз не на звезду указывал, а на ближайший магазин, где виски торгуют? И как этого беднягу звать было? Источник: год, место издания, автор, страница? Ко мне тоже приходил один пензенский... и показывал кусок кожи, сдатый в комок, на котором было написано, по его мнению, что Пенза основана не в 1663 году, а в 1552... Вот Вы как думаете, какого он был размера? Меньше наперстка! И скомкан! И надпись! Я долго смотрел в лупу, но... ничего не увидел. А этот увидел... Едва его в музей спровадил и больше он мне не докучал. Наверное его прямо оттуда в дурку забрали.
                    1. мордвин 3 13 февраля 2017 16:40
                      Цитата: kalibr
                      Источник: год, место издания, автор, страница?

                      Источник - "Комсомольская правда". Год - ей богу, не помню, но лет так десять назад было...
                      1. kalibr 13 февраля 2017 19:01
                        У меня есть отличная фотокопия из Комсомолки как раз на этот случай и в одной из своих статей в будущем я ее дам. Это рецензия на фильм "Звездные войны".... все вроде бы "так", но... акценты смещены на 180% градусов. И Комсомолка и Т-М - это такая "желтая пресса" на которую уже давно никто не ссылается. Скоро будет еще один материал про египетские пирамиды на основе публикаций в Т-М... посмеетесь! Сейчас! Но когда они выходили... О-о-о! Люди думали, что так и есть! К сожалению...
                2. Weyland 14 февраля 2017 23:04
                  Цитата: kalibr
                  Наберите в Сети: культура Яёй.


                  культурой в археологии называют то, что было ДО цивилизации, в т.ч. в палеолите: культура Мустье, например, еще неандертальская
              2. Medium 13 февраля 2017 16:10
                А Фоменко с Носовским считают, что Императорский манжурский Китай XVII-XIX веков, к которому современные китайские историки относятся довольно прохладно, предпочитая ему более древние "истинно китайские" эпохи, на самом деле по сути ИСЧЕРПЫВАЕТ КИТАЙСКУЮ ИСТОРИЮ. Все остальные, более древние ее эпохи оказываются не более, чем фантомными отражениями манжурского Китая, а также европейских средневековых событий.
                Кого ж в лодку садили?
              3. CorvusCoraks 29 марта 2017 08:25
                Китайцы говорят, что они стену китайскую построили, и чуть не половина изобретений мира им принадлежит, а еще проскакивало, что америку они 1-е открыли... Китайцам верить...
            2. ruskih 13 февраля 2017 14:48
              Медиуму
              Абсолютно согласна с Вами, я так к этому и стараюсь подходить. Для меня Япония это «терра инкогнита», поэтому лезть сразу в дебри даже не пытаюсь, шанс заблудиться безвозвратно очень велик. Поэтому спасибо Вам за комментарии.
              1. Громобой 14 февраля 2017 02:56
                Цитата: мордвин 3
                Так этот бородатый меня обманул, значит? А я то, , наручники надевал, а потом снять пытался. Вот сволочь бородатая, чтоб ему икнулось.

                Ничего страшного,не один Вы такой обманутый,т.к. у меня правда не было такой книги,но я брал у друга почитать.Многие пацаны были в те времена японистами и не только пацаны...наш учитель географии в те славные лихие 90-ые рассказывал,что изучал искусство карате у настоящего японского мастера и может пальцем пробить любую дверь,но на просьбу показать сказал,что в милиции давал подписку "не применять".Ерунда конечно,но об этом знала вся школа и очень уважала и побаивалась скромного учителя.А потом была школьная дискотека и географ на фейс-контроле стоял и не пропустил пацанчика пьяного из соседней школы.За что и получил удар в нос и убежал с входа на второй этаж,заперевшись в учительской,т.к. юноша за ним погнался wassat
                Эх,это сейчас смешно,а раньше ведь как с ума сходили по восточным единоборствам.Касательно этой книги,то я с обложки этот рисунок даже переводилкой на бумагу переносил ,раскрашивал и он у меня лет 5 висел в рамочке на стене.И эх,куда всё девалось,сейчас наверно и переводильной бумаги не сыщешь...
                1. мордвин 3 14 февраля 2017 03:04
                  Цитата: Громобой
                  х,это сейчас смешно,а раньше ведь как с ума сходили по восточным единоборствам.

                  Точно. Я вот люстру нунчаками разбил. Ну хоть кулаки набил, кирпичи мог разбивать. А ещё у-шу изучал. Стиль "пьяный мастер".
  3. ruskih 13 февраля 2017 10:08
    Спасибо, Вячеслав Олегович! Порадовали, очень интересно, познавательно, бесподобные иллюстрации к статье. good Ждём продолжения.
    Всем хорошего дня и хорошей, удачной недели! love
    1. kalibr 13 февраля 2017 13:21
      Ну, вот, Вы хотели посмотреть на стремена - вот Вам стремена. Вам тоже хорошего дня и хорошей недели.
      1. ruskih 13 февраля 2017 13:38
        Спасибо за фото стремян. Я сначала не поняла вообще что это, очень необычная форма, про удобство конечно судить сложно, определённые навыки и мастерство тут просто необходимы, хотя стопу от внешнего воздействия спереди защищают. Необычно.
  4. cth;fyn 13 февраля 2017 11:50
    Названия демонов стоило брать в кавычки и с большой буквы, а то сначала непонял то это они, только позже догнал что Они.
  5. voyaka uh 13 февраля 2017 13:10
    Отличные иллюстрации и статья.
  6. kalibr 13 февраля 2017 20:07
    мордвин 3,
    Вот видите, память меня подводит. И это притом, что этой темой занимаюсь 17 лет. Так что без постраничных ссылок, без издательства, автора и речь ни о чем не идет. Одно дело Вы ссылаетесь на книги Носова и другое... на такие вот "популярные брошюры".
  7. kalibr 14 февраля 2017 08:00
    Цитата: Громобой
    И эх,куда всё девалось,сейчас наверно и переводильной бумаги не сыщешь...

    Прогресс, однако. Я первую печатную машинку "Москва" купил еще в деревне в 1977 году. Большего дерьма вообразить трудно ("советское отличное"), но руку набил. Затем в 1980 купил югославскую Тревеллер де люкс. Пользовался 20- лет, разбил всю и все равно работала. Тогда же подарили еще одну такую, но... в магазинах не стало ЛЕНТЫ!!! Только для электронных. Купил и...она работала плохо. А тут уже подарили ноутбук Асер, купил принтер... А лента исчезла! И все электронные печатные машинки тоже! Затем дискеты пропали... А копировочная бумага продается, в отделах рукоделия. Рисунки на ткань переводить!
    1. Medium 14 февраля 2017 11:33
      А у отца на работе еще "Ундервуд" был, вполне работоспособная. А арифмометр "Феликс" - мой первый калькулятор. Считал - безлтказно.
    2. ruskih 14 февраля 2017 14:39
      В 2000 г лента для машинок ещё была в продаже, покупала. Копировальную бумагу тоже, а ещё она была разных цветов, а не только чёрная.
  8. КОТ БАЮН 20 февраля 2017 20:03
    Вообще японцы извращенцы знатные. Из детских сказок, именно японских, помню только Ноаппапэтрон-человек без лица. Если дословно. Страшненько было.
    Спасибо за статью.
Картина дня