Ил-18. С надеждой на «взлёт»

Ил-18. С надеждой на «взлёт»


Наш сегодняшний рассказ — о ветеране, который в этом году будет отмечать 40 лет с момента своей последней посадки на аэродроме в Монино. Это Ил-18, и не побоюсь назвать его одним из самых примечательных самолетов в нашей авиационной истории.




Наши натовские "партнеры" в свое время дали этому самолету в своей классификации довольно точное название — "Простак". Ил-18 был действительно прост и неприхотлив и мог использоваться как угодно: пассажирский лайнер, грузовик, самолет метеоразведки, разведчик рыбы, летающая лаборатория, санитарный самолет.



И военная служба не обошла Ил-18. Выпускался как транспортно-десантный, летающий класс для штурманов, самолёт РЭБ (Ил-20), воздушный командный пункт (Ил-22), самолёт ледовой разведки (Ил-24), противолодочный (Ил-38).

Даже в наши дни Ил-18 еще совершают полеты там, где у нормального самолета хвостовое оперение в спираль завьется.

После окончания срока службы многие Ил-18 заняли места на пьедесталах почета в качестве памятников. Но, к сожалению, их судьба в основном была не столь удачна на земле.

ИЛ-18Б был установлен в парке им. Гагарина в Симферополе. Был сдан на металл в 1990-е годы.

Памятник самолёту Ил-18 был установлен у терминала B аэропорта Шереметьево-1. В 2012 демонтирован и перенесен в парк г. Химки возле ж/д станции. Стоял в полуразобранном состоянии на бетонных блоках. Была произведена экспертиза самолета, в результате было принято решение о его разборе. Это, кстати, на тему о переносе таких экспонатов.

Ил-18 эксплуатировался в качестве детского кинотеатра в г. Запорожье. В последней декаде июля 1999 года корпус самолёта «удачно» сгорел и тут же был утилизирован как металлолом.

Ил-18 в качестве памятника до 1993 года был установлен вблизи городского парка в городе Кызыл.

Ил-18 был установлен в городском парке Аркалыка (Казахстан) с целью организации детского кинотеатра. В результате пожара из-за костра, разведенного подростками внутри, самолет был фактически уничтожен. Вывезли в утилизацию.

30 мая 1982 года в Пензе был открыт детский кинотеатр «Илюша», он размещался на борту самолёта Ил-18, на берегу Суры, недалеко от подвесного моста. Уничтожен в начале 90-х годов.

В 1980-е годы в г. Душанбе на борту установленного в одном из микрорайонов города самолёта Ил-18 был открыт кинотеатр. Уничтожен в начале 90-х в годы гражданской войны.

Ил-18 с 1978 по 1992 гг. был установлен в Центральном парке г. Красноярска, в нём располагалось детское кафе «Карлсон». Разобран на металл.

Два Ил-18 были в Красноярске... Новокузнецк... Евпатория... Емельяново...



Единственный экземпляр, кроме музея в Монино, еще стоит в парке Победы города Ставрополя. С 1981 года. Ставрополь стал приятным исключением.

Ил-18, который находится в Монино, — самый старый из всех. Он еще 60-х годов постройки. И тоже переживает не лучшие времена. В салон однажды проникли через выбитый иллюминатор наркоманы и устроили там пиршество, которое закончилось пожаром. Пожарные спасли самолет, но огонь нанес ему значительный ущерб.

Кстати, в свой первый визит мы не видели самолета, он стоит на самых задворках открытой площадки и к нему нет доступа посетителям. Самолет понемногу уходит в землю...

Но благодаря велению небес, видимо, у Ил-18 появились два ангела-покровителя/восстановителя. Это Юлий и Владимир Кудрявцевы, отец и сын. И планы, которые они хотят воплотить в жизнь, вызывают легкий шок. Это ни много ни мало — восстановить Ил-18 к 40-летию прибытия в музей и сделать на его борту мини-музей этого самолета.



Когда идешь вслед за Юлием по сожженному самолету, ловишь себя на мысли, что это какое-то сумасшествие. Самолет выгорел! Какой музей?









Потом этот непонятный вирус уверенности начинает проникать в организм, и ты тоже начинаешь думать, что все не так плохо. Сгорели все кресла второго салона и нет возможности добыть такие же? Да, в выпусках 70-х годов кресла уже были другими. Ничего, в салоне будет выставка с уникальными фотографиями из мест, куда заносило Ил-18 в целом и этот борт в частности. Плюс несколько кресел все-таки отрыли где-то.


А кресла перетянут, а потолки до конца отчистят...


И кухонный блок до ума доведут...


И вот панели как раз нашлись...


А проводку уже восстановили, освещение работает...


И шторки даже нашли...


И место бортпроводника восстановили...


Кабина пилотов выглядит жутко, но один штурвал отдали на перетяжку, потом и второй отреставрируем. И в итоге, рано или поздно, но кабина примет надлежащий вид.


Вот такой.

Легкое такое сумасшествие. Но когда из рассказа понимаешь, какой объем работ уже провернула эта парочка, естественно, не без помощи других неравнодушных людей, то понимаешь, что это не мечты, а вполне четко поставленная задача. Которая вполне осуществима. И тоже заражаешься уверенностью, что именно так и будет.

И что летом привезут домкраты, поднимут самолет, накидают асфальтовую дорожку, чтобы он смог выехать из этого закоулка туда, где его можно будет показывать. И рассказывать про него.

И мы почему-то решили, что в следующий раз, когда перед нами откроется эта дверь, за ней будет совсем иной расклад и порядок.



Уверенность товарищей Кудрявцевых — это нечто такое... странное и заразительное. Уверенность людей, делающих своими руками ДЕЛО. Не верить не получается.
Автор: Роман Скоморохов, Роман Кривов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 43

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. АлНиколаич 10 февраля 2017 05:37
    У нас в Саратове стоял такой. Там и тир был, и кинотеатр, а затем кафе. Был взорван в приснопамятные девяностые. На металл ушёл...
    Сейчас возле аэропорта Ан-24 поставили...
    1. xetai9977 10 февраля 2017 10:47
      Раз десять летал на нём в 70-е годы,будучи школьником. До сих пор помню как набирали обороты пропеллеры.)))....Перед Бакинским аэропортом стоял такой самолёт на вечной стоянке. Не знаю,сейчас стоит или нет. Аэропорт реконструировали года 2 назад
  2. кедр 10 февраля 2017 06:48
    Замечательный самолёт. Довелось лететь на нём с отцом из Адлера в Ташкент через Баку. То что делают сегодня добровольцы из Монино, это конечно достойно всякого оважения. Для меня всегда было незабываемое событие встреча с советским Аэрофлотом. Востановить Аэрофлот и парк отечественной авиации во всей её красоте и мощи, вот достойная задача для будущих поколений. Сама Россия погоревшая на коммуизме требует востановления мощного Государства, без него нам не быть и музею в Монино не жить.
  3. Gun70 10 февраля 2017 07:08
    Еще помню, в моем детстве, такой самолет стоял в Чимкенте. В качестве кинотеатра, кажется
    1. Zaurbek 14 февраля 2017 22:58
      Я видел в Худжанте в(Таджикистан)
  4. Alex_59 10 февраля 2017 07:14
    Молодцы мужики. Успехов им в дальнейшем.
  5. Мар.Тира 10 февраля 2017 08:16
    Цитата: АлНиколаич
    У нас в Саратове стоял такой. Там и тир был, и кинотеатр, а затем кафе. Был взорван в приснопамятные девяностые. На металл ушёл...
    Сейчас возле аэропорта Ан-24 поставили...

    В мою службу этот самолёт(ИЛ-24) вёл постоянную "ледовую"разведку вдоль побережья Аляски.Однажды был свидетелем как он "случайно" нарушил границу США в 1985 году,но вовремя успел выйти в нейтральнкую зону до того,как его перехватила пара F-15/Тревожно было наблюдать на планшете с какой скоростью они приближались к нему,когда он ещё не успел выйти.Всё обошлось Трудяга!
  6. тундряк 10 февраля 2017 08:21
    Летали на нём рейсом Андижан - Ташкент - Свердловск - Ленинград.
    Посчастливилось , пацаном , даже в кабине посидеть, на участке Ташкент - Свердловск.
    Тогда с мерами безопасности было проще.
  7. тундряк 10 февраля 2017 08:23
    И что интересно стюардесса обьявляла в какое время где пролетать будем,
    я брал у отца часы и весь полёт пялился в иллюминатор.
  8. кандидат 10 февраля 2017 09:30
    Гооворят как назовешь
    Так оно и будет
    Лучше ИЛов не найдешь
    Продолжение будет
  9. Старый26 10 февраля 2017 09:45
    Единственный экземпляр, кроме музея в Монино, еще стоит в парке Победы города Ставрополя. С 1981 года. Ставрополь стал приятным исключением.

    Приятно слышать такое. Уже почти 40 лет стоит. Хотя в 90-х все же хотели его убрать, но руководству парка удалось отстоять его. Сейчас в парк добавлен еще МИГ-21 и что-то из брони. Последнее время бываю там редко, так что не скажу. Единственное что знаю точно, что кабину МИГа изнутри защили металлом, чтобы не раскурочили

    Цитата: кедр
    Замечательный самолёт. Довелось лететь на нём с отцом из Адлера в Ташкент через Баку.

    Да, мой первый в жизни полет тоже был на ИЛ-18. Летеле из Ташкента в... Вот уже и не помню, вероятнее всего в Москву, поскольку конечный пункт был Ставрополь. Но через некоторое время у машины отказал первый двигатель. Экипаж принял решение садиться в Баку. Далее всех раскидали. Поскольку нам выгоднее было лететь в Минеральные воды - полетели туда на ИЛ-12 у которого через минут 30-40 полета вдруг что-то потекло из двигателя на правом крыле. Остановили его. Сели в Минводах. Тогда аэродром был еще с грунтовой полосой, были дожди, как рулили после посадки не помню, но вот что из самолета пересаживали в кузов ЗИЛ-157 - помню точно. Так что первый полет у меня был уникальным - два отказа.
    Но впоследствии летал в командировки очень много и если была возможность выбора - летел на ИЛ-18.

    и такая участь постигла не только ИЛ-18. В Новочеркасске в парке стоял АН-10 в виде детского кафе. Так уже к концу 80-х кафе было не действующим. А в 90-х наверно его постигла участь остальных собратьев
  10. болот 10 февраля 2017 11:28
    В Алматы до 90х стоял в парке 50 летия октября,ныне фэмили парк.То же планировали ранние в кинотеатр превратить.Но пацанва разграбила его ,магний на взрывпакеты,да и сожгли.
    на 18 и 20 полетать успел.
    Удачи в восстановлении,хотя рабочие борта в СНГ в Азии и Африке еще есть.
  11. potapych 10 февраля 2017 11:31
    хорошая тачка ! надежная,неприхотливая, правда шумная. Двигатели - песня!
  12. ruskih 10 февраля 2017 11:36
    Хороший самолёт. Самолёт моего детства, даже затрудняюсь сказать сколько раз летала, но если был выбор, действительно летели на нём. Очень добрые воспоминания. В Бресте на ул Гаврилова в детском городке тоже стоял, был музей космонавтики сначала, а потом, к сожалению, как и везде. Сейчас его там нет, увезли под Минск.
  13. Antares-610 10 февраля 2017 11:54
    Вчера 40 лет, как не стало Ильюшина.
  14. Antares-610 10 февраля 2017 11:56
  15. кедр 10 февраля 2017 12:13
    Цитата: Antares-610
    Вчера 40 лет, как не стало Ильюшина.


    Авиаконструктор от Бога.
    Упокой, Господи, его душу.
  16. sgr291158 10 февраля 2017 12:23
    В детстве летал на ИЛ-18, классный самолет и очень жалко, что их остается все меньше и меньше. Легенду надо сохранить.
  17. Medium 10 февраля 2017 12:56
    А ведь у турбовинтового ИЛ-18 с двигателями Ивченко АИ-20 был предшественник, ИЛ-18 поршневой с двигателями АШ-73 Швецова.Это был первый советский пасажирский самолет с герметичным салоном. И разработка его началась в 1945 году. В то время существовал всего один самолёт подобного класса - Lockheed L-049 Constellation, плюс разрабатывался DC-6.
    Самолет проектировался на 60 - 65 пассажиров, должен был иметь дальность 5000 км, потолок 7500 м и крейсерскую скорость 450 км/час.
    Прорабатывался даже салон на 40 мест повышенного комфорта и 28 спальных мест. Были тогда и такие.
    Первый полёт Ил-18 с бортовым номером СССР-Л1789 состоялся 17 августа 1946.
    К сожалению, самолет подвели двигатели.Летом 1946, когда закончилась постройка самолёта, доводка АШ-73ТК (в дальнейшем устанавливались на ТУ 4) ещё не была завершена - на прототип поставили двигатели без турбокомпрессоров, что не позволило провести испытания в полном объеме.
    В начале 1950-х работы с первым Ил-18 были полностью прекращены. В 1949 интерес к машине проявило правительство Финляндии, но он ограничился лишь общими намерениями.



    Если кому - то интересно больше:http://airliner.narod.ru/1unsucces/il-18p.
    htm
    1. Штык 10 февраля 2017 22:17
      Цитата: Medium
      А ведь у турбовинтового ИЛ-18 с двигателями Ивченко АИ-20 был предшественник, ИЛ-18 поршневой с двигателями АШ-73 Швецова

      Первый полёт Ил-18 с бортовым номером СССР-Л1789 состоялся 17 августа 1946. экипаж возглавлял Владимир Константинович Коккинаки, второй пилот Константин Константинович Коккинаки, бортинженер Пётр Константинович Коккинаки. Четвёртым на борту был А.П. Виноградов - ведущий инженер по испытаниям поршневого Ил-18.
      Пилотирование самолёта оказалось лёгким, без больших нагрузок на органы управления. Разбег и взлёт происходили спокойно. При скорости более 250 км/час машина летела устойчиво с брошенным управлением. При одном отключённом двигателе Ил-18 мог продолжать набор высоты, а при двух - горизонтальный полёт. Окна пилотской кабины обеспечивали хороший обзор. Удобные кресла пассажирской кабины с отклоняющимися спинками, подголовниками и подножками, позволяли менять положение тела в длительном полёте. Система наддува обеспечивала комфортные условия в кабине вплоть до максимальной высоты. Система отопления работала без нареканий. Шум в кабине оказался значительно ниже, чем у DC-3/C-47, Ли-2 или Ил-12. Пятикратный запас прочности гарантировал безопасный полёт в сложных метеоусловиях.
      Самолет не пошел в серию, причин было много да и не стоит об этом. Тем не менее, труд ОКБ Ильюшина не пропал даром. Наработки и исследования, проведённые в рамках данного проекта, позволили, спустя десятилетие, создать один из самых массовых и удачных магистральных авиалайнеров. Но уже с турбовинтовыми двигателями.
    2. Zaurbek 14 февраля 2017 22:59
      Это разве на Туполев? На основе Ту-4?
  18. AlexVas44 10 февраля 2017 14:00
    В Свердловске ( ныне Екатеринбург) в 1977г был установлен в парке ИЛ-18. Простояв с десяток лет, сгинул в огне. В нашей стране и танки не выдерживали такой "исторической" жизни. Обидно, что столько экспонатов бездарно , при попустительстве властей, погибло. И похоже все безнаказанно.
  19. kirgudu 10 февраля 2017 15:08
    В Африке, Корее летает куча ИЛ-18, может проще оттуда пригнать?
    1. Antares-610 10 февраля 2017 15:57
      Конечно, проще, если кто-то выкупит для музея самолёт, оформит документы, пригонит его в Россию и посадит на разрушенную полосу Монинского аэродрома. А дальше мы уже справимся)))
  20. Fitter65 10 февраля 2017 17:10
    В 2015 году Ил-18 прилетал в Хурбу.Стоял на стоянке прилетающих у граждан.я всё ещё до сих пор себя взбадриваю.добрым русским матерным словом-фотоаппарат лень было взять?!!!!!!!
  21. Старый26 10 февраля 2017 17:40
    Цитата: kirgudu
    В Африке, Корее летает куча ИЛ-18, может проще оттуда пригнать?

    Боюсь выкупать африканские себе дороже. У меня товарищ с полгода работал там. Машины с его слов убитые и непонятно как вообще летают
    1. Antares-610 10 февраля 2017 20:43
      Да они и в России ещё есть летающие, но сейчас уже не найдёшь тех, кто рискнёт посадить его в Монино.
  22. Штык 10 февраля 2017 22:07
    Нечто подобное было с самолетом Ан-10 , установленным в Советском районе Ростова-на-Дону. Заброшен и как следствие пожар и утилизация. Не дано нам .... request
    Кстати, сгорел и утилизирован, во времена развитого социализма - либерастов еще не было smile
  23. Gnol 11 февраля 2017 00:19
    Всегда смотрел на этот самолет с каким-то благоговением с детства и очень рад что все еще стоит в Ставрополе! Помнится там была в свое время комната кривых зеркал!
  24. Старый26 11 февраля 2017 01:16
    Цитата: Gnol
    Помнится там была в свое время комната кривых зеркал!

    Вообще-то не помню, чтобы была такая комната в парке Победы. Она была в парке имени Ленинского комсомола (ныне Центральный парк). Хотя могу и ошибаться. Насчет парка ПОбеды. Но в Центральном точно была
  25. glasha3032 11 февраля 2017 04:16
    А не проще ли взять с выработанным ресурсом из ВВС,с базы хранения ?
    1. Antares-610 13 февраля 2017 12:24
      Проще.
      А ещё проще - ничего не делать и ждать, пока кто-нибудь другой всё сделает.
  26. kva555 11 февраля 2017 06:47
    1971-1987 Чокурдах-Москва . Зимой посёлок Черский ледовая полоса .
  27. kimvladimiril 11 февраля 2017 12:02
    С Магадана до Москвы через Красноярск - 13 часов чистого полета.... Потом еще полдня тебя качает. А какое счастье было, когда его заменили на ИЛ-62 - без посадки, 8 часов!
  28. Борис Стариков 11 февраля 2017 13:11

    Ил-18 на берегу Сырдарьи в городе Худжанде (Ленинабаде) в Таджикистане. До сих пор стоит.
    1. Vladislav 73 12 февраля 2017 00:13
      Цитата: Борис Стариков
      Ил-18 на берегу Сырдарьи в городе Худжанде (Ленинабаде) в Таджикистане. До сих пор стоит.

      Неужели стоит? belay А я пока комменты читал,думал,напишет кто про Ленинабад?Помню его,пацанами там лазили в 80-х,место называется - Чумчук-Арал,там был парк отдыха,зоопарк и ботанический сад.Кстати,там ещё и Ан-2 стоял когда-то,не в курсе?Спасибо что выложили! good hi
      1. Борис Стариков 12 февраля 2017 06:49
        На счет Ан-2 не в курсе. Просто был проездом в Худжанде, фото сделал из машины.
        1. Vladislav 73 12 февраля 2017 13:44
          Ну может и нету уже его,Ан-2 то.А Ил-18 раньше стоял в другом месте,намного дальше от берега Сыр-Дарьи.Не думаю.что река так прям разлилась,скорее,перегнали.Хотя бог знает.Мои то воспоминания из 80-х...
    2. Zaurbek 14 февраля 2017 23:00
      Вот его я и видел...в 2016 году.
  29. РоманRVV 15 февраля 2017 11:15
    В Гаграх такой стоял в начале 2000 -х. В 2015 уже не видел.
    1. garri-lin 15 февраля 2017 18:20
      Гагрскй в турцию уплыл. В виде металла. А жаль. Мы с друзьями с него каждое лето магний пилили. Обидно что истооическая ценность таких памятников проигрывает комерческой цене металла из которого они состоят.
  30. Кэптен45 20 февраля 2017 19:09
    В начале 2000-х в Хатангском авиаотряде 2 Ил-18 ещё летали,потом в 2002 один кажется под Тверью разбился.И их сняли. Я ещё застал,летал в в Москву на них, 7 часов лёта. Аэропорт свой хатангский,экипажи тоже хатангские,пассажиры только с Хатанги, самолёт высоту набрал ,спинки сиденья откидываются,превращаясь в импровизированные столики,открываются сумки и всё так чинно-благородно,наливается,выпивается,закусывает
    ся.Между салонами,как его обозвать,тамбур что-ли,на полу баночка консервная стоит, вместо пепельницы,покурить можно.Пока летишь и выпьешь и выспишься 2 раза,потом правда после семи часов на земле пошатывает немного не то от полёта,не то от спиртного.
  31. Gamer Вчера, 18:46
    В Германию отдали (или продали?) работающий экземпляр, своим ходом долетел, в 90-е.
Картина дня