Фолклендская война. Зенитный огонь кораблей

Фолклендская война. Зенитный огонь кораблей


Безусловным положительным фактором Фолклендской войны было отсутствие жертв среди гражданских лиц.


Рыцарские поединки летчиков и моряков велись в необитаемой среде. Стелился дым, расцветали всполохи ловушек, таяли следы выпущенных ракет. Горели “Шеффилд” и “Ковентри”, падали огненные обломки “Скайхоков”.

Свидетелями тех битв стали лишь молчаливые скалы и тяжелые всплески волн.

Уровень насилия был на порядок ниже, чем в обычных конфликтах. Никаких расстрелов и военных преступлений. Британцы неукоснительно соблюдали требования Женевской конвенции по отношению к военнопленным. Аргентинские летчики немедленно отменяли атаку, опознав в своей цели госпитальное судно.

Вот такая необычная война. Единственный в своём роде морской конфликт со времен окончания ВМВ.

Техносфера войны

Реплики боевых кораблей против авиатехники 1950-х годов.

Единственной причиной победы стала еще более слабая подготовка аргентинцев. Когда у 80% бомб отказывают взрыватели, надеяться уже не на что.

И все-таки бомбы долетели и попали в цель. Свыше 20 английских кораблей имели проломленные палубы и борта (многие неоднократно). Это означало, что задача по обеспечению ПВО эскадры была полностью провалена.


В прицеле — британский фрегат


Главный вопрос: какие из возможных мер могли бы обеспечить лучшую защиту от воздушных ударов? В рамках того бюджета и средств, которыми располагали британцы.

По одной из версий, обеспечить надежное ПВО эскадры с помощью одних лишь ЗРК было невозможно. Даже при наличии на каждом из фрегатов современных зенитных средств (потенциально доступных для британцев) конечный результат был бы прежним.

Об этом свидетельствуют и статистика потерь аргентинских ВВС, и тактика, и конкретные примеры применения зенитных средств.


Три недели активных боевых действий на море и в воздухе, когда аргентинцы пытались помешать высадке британских войск на Фолклендах. В решающий период с 1 по 25 мая зенитными средствами кораблей было сбито всего... 8 аргентинских штурмовиков.

3 победы — на счету ЗРК “Си Вулф”.
2 победы — на счету ЗРК “Си Дарт”.
1 победа — на счету ЗРК “Си Кэт”.
1 победа — на счету зениток фрегата “Антилоуп”.

Еще один самолёт рухнул в воду, пытаясь уклониться от выпущенных зенитных ракет, которые в итоге сбили его товарищей

Разумеется, случаев, когда “Даггеры” и “Скайхоки” находили цель и пытались атаковать корабли, было немного — менее трёх десятков эпизодов.

И всего лишь 8 сбитых самолетов.

Результаты работы корабельных зенитных средств выглядят разочаровывающими. Но так ли все плохо на самом деле?

По моему мнению, утверждение о низкой эффективности ЗРК не соответствует действительности. Те, кто утверждают подобное, не принимают во внимание или незнакомы с рядом малоизвестных обстоятельств.

Без этих факторов система событий не может считаться полной. А любые расчеты дают в корне неверный результат.

Начнем с того, что у адмирала Вудварда было всего три современных эсминца и два фрегата, которые могли оказать сопротивление аргентинской авиации.

Спустя пару суток число эсминцев сократилось ровно до двух (“Глазго” и “Ковентри”). Третья ценная фигура, “Шеффилд”, был потерян по причине преступной халатности в самом начале войны (4 мая 1982 г).

Взамен “Шеффилда” к Фолклендам был направлен “Эксетер”, находившийся в тот момент на Ямайке. Т.е. пока было принято решение, пока были проведены все необходимые приготовления, пока “Эксетер” пересек океан с заходом на о. Вознесения, пока был устранен дефект дымовой трубы (по воспоминаниям экипажа, она искажала излучение радара, и об этом вспомнили в самый последний момент). Прошло немало времени.

Оснащенный новейшими радарами Тип 1022, 992Q, 1006, “Эксетер” превосходил по возможностям любой из эсминцев адмирала Вудварда, особенно в плане обнаружения и борьбы с низколетящими целями.

На практике это означало два сбитых штурмовика “Скайхок” в одной атаке (30 мая), при этом обе цели летели ниже рабочей границы ЗРК “Си Дарт” (30 метров). Великолепный результат.

Но слишком поздно. Зрелищное уничтожение пары “Скайхоков” вкупе с разведчиком “Лайрджет” (7 июня) не относятся к событиям с 1 по 25 мая, когда британская эскадра прорывалась к островам.

Что касается другой пары современных эсминцев, то они прибыли еще позднее, в составе группы “Бристоль”. Флагман — эсминец тип 82 “Бристоль”, эсминец ПВО “Кардифф” и пять фрегатов, в т.ч. столь важная и необходимая “Андромеда” (речь о которой пойдет отдельно).

Все эти корабли вошли в зону боевых действий после 25 мая, когда интенсивность воздушных атак резко сократилась, и действия ВВС Аргентины уже не могли повлиять на исход боевых действий.

* * *

Почему в составе фолклендского соединения оказалось всего три современных эсминца из девяти, имевшихся в составе Королевского флота? При этом ни одного эсминца Тип 42 второй подсерии, с новыми радарами, повысившими эффективность стрельбы по низколетящим целям.

70% флота стояло в ремонте? Да, сейчас.

Едва поступил приказ, в зону боевых действий ринулся “Эксетер”, и одновременно с ним современные эсминцы группы “Бристоль”.

Спустя пару суток после начала конфликта 5 британских подлодок (из 11) уже неслись в Южную Атлантику. Атомоходы прибыли к островам, опередив на две-три недели основные силы эскадры!

Налицо недооценка противника и нежелание адмиралов рисковать современными надводными кораблями.

Первоначально соединение Вудварда было укомплектовано в основном устаревшими или заведомо “уцененными” кораблями низкого ранга.

Условно-боеспособными эсминцами типа “Каунти”. Парой ржавых фрегатов типа “Ротсей” (на тот момент старейшими во всем флоте). Не прошедшим глубокой модернизации фрегатом типа “Линдер”. И пятью кораблями Тип 21 с преимущественно артиллерийским вооружением.



Не знаю, был ли там мрачный расчет. На ум приходит очевидное: в Адмиралтействе надеялись, что возможностей этих кораблей будет достаточно для противодействия ВВС Аргентины. А если вдруг потонут, то не жалко.

По уровню ПВО все они соответствовали эпохе Второй мировой, что позволило реактивным самолетам безнаказанно бомбить и расстреливать корабли.

Восемь из десяти фрегатов оснащались ЗРК “Си Кэт” — пародией на зенитные ракеты. ЗУР имела дозвуковую скорость 0.8М, что давало реактивным “Скайхокам” возможность: а) совершить противоракетный маневр; б) улететь от ракеты, благо дальность стрельбы “Си Кэта” не превышала 5 км.

Из 80 пусков “Си Кэта” всего лишь одна ракета достигла цели.

Единственной надеждой оставались дальнобойный “Си Дарт” (оснащены 2 эсминца) и зенитный комплекс ближней обороны “Си Вулф” на борту фрегатов “Бриллиант” и “Броудсворд”.

Третий носитель “Си Вулфа”, фрегат “Бэттлэкс”, не дошел до Фолклендов из-за проблем с валами гребных винтов.

Но был еще и четвёртый носитель.

Андромеда



Модернизированный фрегат типа “Линдер”, оснащенный крылатыми ракетами и ЗРК нового поколения.

К сожалению для британцев, этот корабль входил в состав группы “Бристоль” и принять участие в БД не успел.

ЗРК “Си Вулф” был полной противоположностью устаревшему “Си Кэту”. Двухканальный, полностью автоматизированный, со сверхзвуковыми ракетами (2 Маха), на учениях он мог сбивать маловысотные цели размером с футбольный мяч.

В боевых условиях его эффективность оказалась ожидаемо ниже, но оставалась на уровне приличных 40%.

Иными словами, если бы зенитный комплекс “Си Вулф” был установлен на остальных калошах фрегатах адмирала “Вудварда” (вместо устаревшего и небоеспособного “Си Кэт”), то:

80 выпущенных ракет при эффективности 40% даёт основание надеяться примерно на 30 сбитых штурмовиков. Между прочим, это в полтора раза больше, чем уничтожили истребители “Си Харриер”. При значительно меньших финансовых затратах.

Семь-восемь дополнительных “Си Вулфов” весной 1982 года — это не фантазия и не сон. Все это по глупости утраченные возможности. Связанные с косностью мышления адмиралов, предпочитавших строительство недоавианосцев простой модернизации фрегатов и эсминцев ПВО.

По состоянию на апрель-май 1982 года в составе Королевских ВМС имелось 4 фрегата, оснащенных ЗРК “Си Вулф”, три из которых даже смогли достичь зоны боевых действий.

Дальше — больше.

Всего через пару недель после окончания войны в состав британского флоты были введены сразу два фрегата ПВО — новый “Брэйзен” (тип 22) и модернизированный “Харибдис” (тип Линдер).

Англичане, напуганные результатами воздушных атак, достроили эти корабли с опережением графика, и, проведя ускоренный цикл испытаний, отправили их патрулировать Фолкленды. Махать кулаками после драки.

Всего было модернизировано пять “Линдеров” (1978-84 гг.). Работы могли закончить быстрее, если бы не долгие и бессмысленные прения по поводу выделения средств.

Модернизация первых кораблей началась в 1978 году. Это значит, что опасения из-за того, что новейший “Си Вулф”, который официально приняли на вооружение лишь в 1979 году, не мог массово появиться на флоте, выглядят несерьезно.

Массовость — понятие относительное. Речь идет всего лишь о 8 дополнительных фрегатах.

Где взять необходимые средства?

Галерея фактов

Стоимость строительства авианосца “Инвинсибл” составляла 184 млн. фн. ст.

Стоимость масштабной модернизации фрегата Линдер — 60 млн. С проведением капремонта, заменой радаров и гидролокатора, установкой противокорабельных ракет и ЗРК “Си Вулф”.

Для обеспечения боевой работы авианосца требуются еще десять-двадцать истребителей СВВП (по несколько млн. фн. за шт.), а экипаж авианесущего корабля превышал по численности экипаж фрегата в 4 раза.

Выводы, что называется, сделайте сами.

Существовал и еще более простой и дешевый способ усиления ПВО. Проект получил обозначение Lightweight Sea Wolf, суть заключалась в модернизации 4-х зарядной пусковой установки ЗРК “Си Кэт” для стрельбы ракетами “Си Вулфа”. При соответствующем обновлении РЛС и ”электронной начинки” фрегатов.



Но адмиралтейство придавало значение вещам, мягко говоря, странным. Вместо усилий по обновлению ПВО приоритет был отдан проектам, имеющим малое отношение к войне, но, несомненно, внешне привлекательным.

И не важно, что весь остальной флот ходил у них с голым задом. И по этой причине не годится не только для участия в глобальной войне, но даже для конфликта с отсталой Аргентиной.

Ставка на легкие авианосцы не оправдалась. Крупные, но бестолковые корабли “сожрали” изрядную долю бюджета, показав, что неспособны проявить себя даже в борьбе против авиационной группировки, оснащенной самолетами разработки 1950-х гг.

При том еще требовали отвлечения солидных сил для их прикрытия.

Авианосцы находились на большом удалении от амфибийных сил, и с ними остались два эсминца типа 42 («Глазго» и «Ковентри»), эсминец типа «Каунти» («Глэморган») и два фрегата тип 21 («Эрроу» и «Алакрити»)
.
Хроника боевых действий, 21 мая 1982 г.

Холодный расчет

В условиях Фолклендов наилучшие результаты могли продемонстрировать корабельные средства ПВО, если бы англичане хоть сколько-нибудь серьезно относились к этой проблеме.

Зачем торопиться продавать на экспорт два новейших эсминца, когда у самих таких кораблей всего несколько штук? И продали кому? Кто не знает, будет смеяться, — Аргентине. В результате, чтобы отличить “своих” от аргентинских “Сантисима Тринидад” и “Эркулес”, пришлось намалевать черные полосы на бортах эсминцев.


На борту горящего "Шеффилда" заметна черная опознавательная полоса


Главное, не хватало кораблей с современными ЗРК. Модернизированный “Линдер” (“Андромеда”), проект Lightweight Sea Wulf, если совсем не оставалось времени, — оснастить пару фрегатов американским “Си Сперроу” (свободно поставлялся всем странам НАТО). Который, несмотря на свои недостатки, выглядел не в пример приличнее бесполезных ЗРК “Си Кэт”.

Интересно, что сразу после окончания войны, летом 1982 года, Британия закупила в США партию автоматических зениток “Фаланкс”. Всего пара подобных систем в зоне боевых действий могла спасти не один корабль.


Фрегат Тип 22 рядом с современным эсминцем "Дэринг"


Представленный материал является скромным дополнением к циклу статей А. Колобова о Фолклендской войне
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

101 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти