Опытный средний танк Т-44-122

Опытный средний танк Т-44-122


В середине Великой Отечественной войны бронетанковые соединения Красной Армии столкнулись с серьезной проблемой в лице новейших тяжелых танков противника. Имея преимущество в огневой мощи, немецкие «Тигры» могли обстреливать советские Т-34 с больших дистанций и уничтожать их, не входя в зону эффективного ответного огня. Подобные проблемы обычно решались привлечением собственных тяжелых танков, но такой ответ противнику считался не в полной мере удачным. С определенного времени велись работы по повышению огневой мощи существующих и перспективных средних танков. Одной из самых интересных попыток решения такой задачи стал проект Т-44-122.

Перспективный средний танк Т-44 создавался с осени 1943 года с учетом новых вызовов, стоящих перед бронетехникой Красной Армии. В обозримом будущем новый танк должен был заменить существующий Т-34, и поэтому должен был отличаться от него повышенными характеристиками, в том числе параметрами защиты и огневой мощи. Через несколько месяцев после старта работ нижнетагильские инженеры под руководством А.А. Морозова завершили разработку танка, а в июле 1944 года он был принят на вооружение. Тем не менее, по ряду причин, новый Т-44 так и не принял участие в боях. На всех фронтах продолжали работать только бронемашины существующих типов.



Опытный средний танк Т-44-122. Фото Icvi.at.ua


Во время подготовки к серийному производству новейшей техники появилось предложение о создании ее новой модификации, отличающейся улучшенными боевыми качествами. Штатным оружием среднего танка Т-44 была 85-мм нарезная пушка ЗИС-С-53. В порядке проведения эксперимента, в дальнейшем способного привести к появлению полноценной серийной модификации, было предложено построить и испытать бронемашины с орудиями увеличенного калибра. Начать подобные опыты решили с применения танковой пушки с калибром 122 мм. Применение такой пушки должно было дать значительный прирост огневой мощи, достаточный для эффективной борьбы с немецкими средними и тяжелыми танками во всем диапазоне дальностей стрельбы. Параллельно решили строить Т-44 с новым 85-мм орудием.

К концу осени 1943 года конструкторы подготовили необходимую документацию и передали ее на производство. Вскоре началось строительство двух опытных танков, отличающихся от базового типом «главного калибра». Первому танку, получившему 85-мм пушку Д-5Т, присвоили обозначение Т-44-1 №1. Второй опытный образец с 122-мм орудием назвали Т-44-1 №2. В дальнейшем за этой машиной закрепили еще одно обозначение, отражавшее калибр новой пушки, – Т-44-122. Именно под вторым названием танк получил известность в определенных кругах.

Основной идеей проекта Т-44-122 была модернизация имеющегося среднего танка путем установки нового орудия большей мощности. Применение 122-мм пушки требовало самым серьезным образом переделать боевое отделение, а также изменить состав некоторых других агрегатов. В то же время, такая модернизация позволяла получить значительный прирост огневой мощи с соответствующими последствиями для общей боевой эффективности. Предполагалось сохранить максимально возможное число имеющихся узлов и агрегатов, что давало высокую степень унификации и упрощало гипотетическое серийное производство. В таком контексте особый интерес представляет примененный подход к модернизации боевого отделения. Размеры существующей башни позволили использовать более крупное и мощное орудие без переделки купола.


Танк Т-44. Фото Wikimedia Commons


В целом, новый средний танк с орудием повышенной мощности должен был являться дальнейшим развитием уже существующей боевой машины. Основные особенности конструкции переходили к новой машине без заметных изменений. При этом отдельные детали исходного Т-44 требовалось доработать в связи с монтажом новых агрегатов. В результате такого подхода базовый танк и новый Т-44-122 должны были иметь большое сходство, а основным отличием была иная пушка с характерным внешним видом.

В проекте Т-44-122 сохранялся существующий броневой корпус, собираемый из листов разной толщины при помощи сварки. Лобовые листы корпуса имели толщину 90 мм и располагались под разными углами к вертикали. Характерной чертой двух прототипов конца 1944 года было наличие броневой рубки водителя, выступающей над лобовым листом. В качестве бортов использовались 75-мм листы, корма защищалась деталями толщиной до 45 мм. Башня получала литой лоб толщиной до 120 мм и 90-мм борта катаные борта, соединенные с литой кормовой нишей. Минимальную толщину имела крыша башни – 15 мм. Использовалась классическая компоновка корпуса: переднее отделение управления, размещенное рядом с укладкой боекомплекта, центральное боевое отделение и кормовой моторно-трансмиссионный отсек.

Два танка, построенные в 1944 году, получили обновленную силовую установку. Вместо штатных двигателей В-44 мощностью 500 л.с. на них установили моторы В-2ИС, развивавшие 520 л.с. Использование нового двигателя позволяло компенсировать ожидаемый рост массы, связанный с применением нового вооружения. Как и в базовой модификации, двигатель располагался поперек корпуса, что позволяло сократить длину моторного отделения. Рядом с двигателем помещались пятиступенчатая коробка передач, редуктор-гитара и другие агрегаты трансмиссии, заимствованные у исходного Т-44.


Схема экспериментальной бронемашины. Рисунок Bronetehnika.narod.ru


Ходовую часть решили не модернизировать. На каждом борту осталось по пять сдвоенных обрезиненных опорных катков большого диаметра. Катки оснащались индивидуальной торсионной подвеской. В передней части корпуса помещались направляющие колеса, в кормовой – ведущие. Ведущие колеса имели гребневое зацепление и, в целом, основывались на конструкции соответствующих деталей танка Т-34, хотя и отличались увеличенными размерами. Относясь к первым сериям танков Т-44, опытные образцы 1944 года могли получать гусеницу, заимствованную у Т-34.

Важнейшей особенностью проекта Т-44 было использование башни с увеличенным диаметром погона. Погон диаметром 1800 мм с шариковой беговой дорожкой в будущем позволял проводить различные модернизации боевого отделения, в том числе и подразумевающие использование более мощных и, соответственно, более крупных орудий. Эта возможность существующего танка должна была в полной мере использоваться в проекте Т-44-122.

Для монтажа на модернизируемую башню была разработана новая орудийная установка, рассчитанная под увеличенные нагрузки. В целом, она повторяла конструкцию существующего изделия, но отличалось от него иным диаметром амбразуры для ствола и определенным упрочнением основных деталей. Новая установка обеспечивала вертикальную наводку пушки в пределах достаточно широкого угла, в основном соответствующего характеристикам исходного танка. Сохранялась круговая горизонтальная наводка за счет поворота всей башни.


Т-44-122 на испытаниях. На надгусеничной полке стоит унитарный 122-мм выстрел. Фото Icvi.at.ua


Специально для опытного среднего танка была создана новая модификация 122-мм орудия. Ранее для использования на тяжелых танках серии «ИС» была создана пушка Д-25Т. В ходе работ по новой машине среднего класса появилось предложение о создании специализированной версии существующей пушки. В имеющуюся конструкцию внесли определенные коррективы, что привело к появлению модификации с обозначением Д-25-44Т. По имеющимся данным, адаптация орудия к использованию на средних танках не привела к серьезному падению характеристик.

В базовой конфигурации пушка Д-25Т имела ствол длиной 43 калибра, оснащенный развитым двухкамерным дульным тормозом и клиновым полуавтоматическим затвором. Качающаяся часть орудия весила 2,59 т, тогда как масса откатных частей составляла 1,85 т. Использовалось раздельное заряжание силами отдельного члена экипажа. Используя бронебойный снаряд БР-471, орудие могло обеспечить начальную скорость 780 м/с. При угле встречи 90° на дистанции 1000 м пушка таким снарядом пробивала 142 мм гомогенной брони, на дистанции 2000 м – 122 мм. Это было достаточно для поражения всех существующих немецких танков. Первым носителем пушки Д-25Т стал тяжелый танк ИС-2. Впоследствии орудие неоднократно модернизировалось и устанавливалось на другую технику тяжелого класса различных типов, вплоть до танка Т-10.

В связи с иными характеристиками нового носителя – в первую очередь, из-за его меньшей массы и иной прочности корпуса – был разработан новый вариант пушки. Специализированное орудие Д-25-44Т отличалось облегченной конструкцией и уменьшенными габаритами казенной части. Сокращение габаритов и массы привело к уменьшению огневой мощи на 4% в сравнении с базовой модификацией. С целью повышения скорострельности было решено отказаться от раздельно-гильзового заряжания и адаптировать орудие для использования унитарных выстрелов. Предполагалось, что это позволит упростить работу с боеприпасами и повысить темп стрельбы.

В боевом отделении среднего танка должны были располагаться как стандартные, так и новые прицельные устройства и другие системы. Сохранялись существующие механизмы наведения. Заметным переработкам подверглись укладки и стеллажи для боекомплекта. Отказ от 85-мм пушки в пользу орудия калибра 122 мм потребовал серьезно изменить имеющиеся укладки. При этом их емкость значительно сократилась. На месте 58 старых снарядов удалось разместить только 24 новых.


Танк на полигоне. Фото Kollektsiya.ru


Доработки вспомогательного вооружения, по понятным причинам, не планировались. Вместе с орудием на качающейся установке располагался пулемет ДТМ винтовочного калибра. Еще один ДТМ находился в неподвижной установке лобового листа и вел огонь через специальную амбразуру. Управлять спаренным пулеметом должен был наводчик, курсовым – водитель. Зенитное вооружение исходным проектом не предусматривалось и, как следствие, на Т-44-122 отсутствовало.

В проекте Т-44-122 сохранился имеющийся состав экипажа из четырех танкистов. В передней части корпуса у левого борта находился механик-водитель. Над его рабочим местом имелась небольшая рубка с люком в крыше. В ее лобовом листе находился смотровой прибор для вождения в боевой обстановке. В боевом отделении располагались трое других танкистов. Вся правая половина отделения отдавалась заряжающему. Слева от орудия друг за другом находились наводчик и командир. Для доступа в башню использовались два люка в крыше.

Замена орудия имела заметные последствия в контексте габаритов и массы техники. Габариты танка Т-44-122 по корпусу и башне соответствовали размерам машины базовой модификации. Длина по корпусу незначительно превышала 6 м, ширина – 3,18 м, высота – 2,41 м. Общая длина танка с пушкой вперед увеличилась и теперь превышала 8 м вместо исходных 7,6 м. Боевая масса с исходных 31-32 т поднялась на уровень 33-35 т. При этом новый двигатель позволял сохранить требуемую удельную мощность и тем самым оставить подвижность модернизированного образца на приемлемом уровне.

Оба проекта модернизации танка Т-44 с использованием новых пушек были завершены уже осенью 1943 года. К началу зимы стартовало строительство двух опытных машин. В ближайшем будущем первый образец Т-44-122 должен был выйти на испытания. В самом начале 1944 года танк с новой пушкой вышел на полигон. Испытания начались с обкатки техники на трассе, после чего специалисты приступили к проверке нового оружия. Первые стрельбы стартовали в феврале и продолжались несколько недель, до марта. Причиной остановки испытательных стрельб стала поломка орудия. Пушку Д-25-44Т пришлось возвращать на завод-изготовитель для проведения ремонта.


Советский танк Т-44-122 и трофейный немецкий PzKpfw V Panther. Фото Waralbum.ru


В апреле того же года пушка вернулась с ремонта и была вновь установлена на опытный танк, что позволило возобновить проверки. В ходе второго этапа испытаний были установлены все реальные характеристики бронемашины, а также определены преимущества и выявлены недостатки. Последующий анализ результатов испытаний позволил определить реальные перспективы нового танка с усиленным вооружением.

От базового Т-44 опытный танк отличался значительным приростом огневой мощи и реальной возможностью уничтожения любых немецких бронемашин на значительных дистанциях. При этом Т-44-122 сохранял все положительные качества предшественника в виде достаточно мощной защиты и хорошей подвижности. Таким образом, на первый взгляд, модернизация завершилась успехом. Тем не менее, проект имел определенные недостатки, которые не могли не проявить себя в ходе испытаний.

Во время проверки танка на полигоне критике подверглась новая 122-мм пушка, отдельные особенности которой, как минимум, затрудняли эксплуатацию перспективной техники. Несмотря на создание новой модификации Д-25-44Т, орудие калибра 122 мм оставалось слишком крупным для боевого отделения среднего танка, что негативно сказывалось на удобстве работы экипажа. Помимо неприемлемо больших габаритов казенника пушки эргономику ухудшали некоторые другие особенности такого вооружения.


Опытные танки на испытаниях (слева направо): Т-44-122, Т-44 с 85-мм пушкой ДТ-5Т и Т-34-76. Фото Waralbum.ru


При формировании технического облика бронемашины было предложено использовать унитарное заряжание вместо раздельного, что, как казалось, позволит в определенной мере ускорить подготовку к выстрелу. Тем не менее, тяжелый и крупный унитарный выстрел плохо подходил к тесному боевому отделению, из-за чего на испытаниях так и не удалось получить скорострельность более 3 выстрелов в минуту. Еще одним негативным последствием применения унитарного снаряда стало сокращение боекомплекта. 24 снаряда не позволяли танку решать большинство боевых задач: ему слишком часто приходилось бы возвращаться в тыл для пополнения боекомплекта.

По результатам проведенных испытаний было принято решение об отказе от дальнейшего развития перспективного среднего танка Т-44-122. При всех своих преимуществах в виде подвижности и огневой мощи, такая машина не отличалась высокими боевыми качествами, ограничивавшимися сомнительной эргономикой боевого отделения и малыми объемами укладок. Как следствие, такой образец бронетехники не представлял интереса для армии. Дальнейшие работы по проекту сочли нецелесообразными. Что в будущем стало с единственным прототипом – неизвестно. Учитывая бурное развитие танков в то время, можно предположить, что он вряд ли долго стоял без дела и вскоре отправился на доработку в интересах новых проектов.

Монтаж 122-мм нарезной танковой пушки на среднем танке существующей модели не оправдал себя. Тем не менее, подобное оружие уже успело хорошо зарекомендовать себя в сфере тяжелых танков, где и использовалось в дальнейшем. Развитие средних танков решили продолжать без использования настолько крупных калибров. Следующий проект установки альтернативного оружия на средний танк Т-44 подразумевал применение пушки калибра 100 мм.


По материалам сайтов:
http://pro-tank.ru/
http://battlefield.ru/
http://aviarmor.net/
http://tankinfo.ru/
http://alternathistory.com/
http://strangernn.livejournal.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 42

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Titsen 13 февраля 2017 06:46
    Грозная машина!

    Если бы сделали пораньше и пустили в серию - хана бы настала всем панцерам нацистским гораздо раньше!
    1. антивирус 13 февраля 2017 08:08
      тогда это уже был бы дедушка, а не бабушка
      1. Осьминог 13 февраля 2017 08:43
        Цитата: антивирус
        Если бы сделали пораньше и пустили в серию

        Вместо чего? ИС-2?
        Цитата: антивирус
        Мой любимый танк в wot

        С унитаром в 50 кг примерно - в ВоТ бы гнул, канешна. В ИРЛ пришлось бы просить негрил-заряжающих по Ленд-лизу.
        Цитата: pupsik
        Шедевр!

        Это про нормальный Т-44? Шедевр. Бы. До Курска.
        1. kugelblitz 13 февраля 2017 09:33
          Нормальным был вариант Т-44-100.
          1. Альф 13 февраля 2017 18:53
            Цитата: kugelblitz
            Нормальным был вариант Т-44-100.

            Не был он нормальным. Проблема все та же-теснота в башне.
            1. kugelblitz 13 февраля 2017 22:09
              Цитата: Альф
              Проблема все та же-теснота в башне.

              Поэтому перешли к работам по Т-54 в силу большего диаметра погона, кроме само собой более мощного бронирования.
              1. 4-тыйПарасенок 19 февраля 2017 00:42
                Цитата: kugelblitz
                Поэтому перешли к работам по Т-54 в силу большего диаметра погона

                Т-54 или изначально Т-44В имел такой-же погон как и Т-44, а Т-54-1 появился только в 1946г. .
        2. dumkopff 13 февраля 2017 19:26
          "С унитаром в 50 кг примерно - в ВоТ бы гнул, канешна. В ИРЛ пришлось бы просить негрил-заряжающих по Ленд-лизу."
          Открою Вам маленький секрет: т-44 с пушкой 122мм катают только слабые игроки. В ВоТ он в такой конфигурации совершенно не гнет.
          1. Осьминог 13 февраля 2017 22:15
            Цитата: dumkopff
            Открою Вам маленький секрет:

            Не особо слежу. ОК, как скажете.

            Смысл реплики не меняется.
    2. svp67 13 февраля 2017 18:24
      Цитата: Titsen
      Если бы сделали пораньше и пустили в серию - хана бы настала всем панцерам нацистским гораздо раньше!

      Самым лучшим вариантом для среднего танка все же была не 122-мм, а 100-мм ТП, что с успехом потом доказала долгая боевая жизнь Т-54/55
      1. Sevastiec 15 февраля 2017 05:47
        Цитата: svp67
        Цитата: Titsen
        Если бы сделали пораньше и пустили в серию - хана бы настала всем панцерам нацистским гораздо раньше!

        Самым лучшим вариантом для среднего танка все же была не 122-мм, а 100-мм ТП, что с успехом потом доказала долгая боевая жизнь Т-54/55


        Это было доказано гораздо раньше, на Су-100.
        1. svp67 15 февраля 2017 07:40
          Цитата: Sevastiec
          Это было доказано гораздо раньше, на Су-100.

          Су-100, это немного иное, так как машины данного класса решают на поле боя совсем иные задачи, чем основные танки.ю
          1. егор. деревенский 15 февраля 2017 11:01
            напомню. уже с 43г был приказ использовать танки для проникновения в тылы после того как оборону прорвет пехота с артилерией. и не использовать танки в лобовых атаках в том числе и противотанковых. так что реально в 100мм не было нужды. а как раз 85мм было в тему. отличное фугасное дйствие и неплохой запас выстрелов. для уничтожения немецких отступающих колон.
            1. svp67 16 февраля 2017 13:50
              Цитата: егор. деревенский
              так что реально в 100мм не было нужды. а как раз 85мм было в тему. отличное фугасное дйствие и неплохой запас выстрелов. для уничтожения немецких отступающих колон.

              Егор, а Вам в голову не приходило, что у 100-мм снаряда ОФ-действие значительно выше, чем у 85-мм. Так, что Ваш аргумент - "мимо цели"
    3. Альф 13 февраля 2017 18:52
      Цитата: Titsen
      Грозная машина!

      Если бы сделали пораньше и пустили в серию - хана бы настала всем панцерам нацистским гораздо раньше!

      Прочтите повнимательнее о недостатках Т-44-122..
  2. pupsik 13 февраля 2017 07:52
    Мой любимый танк в wot!)
    Жаль, что в серию не пошел в войну, лобовая броня была в 2 раза толще, чем у т-34, при той же массе.
    Шедевр!
    1. 4-тыйПарасенок 19 февраля 2017 00:48
      Цитата: pupsik
      Жаль, что в серию не пошел в войну

      пошла, но из за Харьковчан, в малую...
  3. serezhasoldatow 13 февраля 2017 09:04
    Интересное изделие. Можно наверное поставить 100 мм пушку. Была же СУ-100. А так красивая машина.
    1. Товарищ_Сталин 13 февраля 2017 09:24
      СУ-100 начали выпускать осенью 1944 г, в боевых действиях они начали участвовать с января 1945 г, так как до этого не могли освоить выпуск бронебойных 100-мм снарядов. Ведь эта пушка морская, и имела только ОФ и полубронебойный снаряды.
    2. kugelblitz 13 февраля 2017 11:55
      Был же вариант Т-44-100, но в связи с решением по работе над Т-54 проект не пошел.

  4. Товарищ_Сталин 13 февраля 2017 09:25
    Да уж! Унитар калибром 122 мм! Интересно, тех что это предложил и дал этой идее ход, расстреляли потом или нет? Это же чистой воды вредительство во время войны, когда каждый день дорог!
    1. Nikolaevich I 13 февраля 2017 09:47
      Каждому своё! Богу-божье,кесарю-кесарево сечение... ИСу-122мм,Т-44-по-меньше. wink
    2. армеец2 13 февраля 2017 16:01
      Пришлось послужить на Ис-2 и Ис-3. С трудом представляю, как можно зарядить Д-25Т унитаром весом 50 кг. На Исах при раздельно-гильзовам заряжании и значительном внутреннем пространстве заряжающий ростом 175 см и выше уже с трудом справлялся с задачей. А тут внутреннее пространство сравнимое с Т-34 и утинар. С трудом верю в скорострельность 3 выстрела в минуту. Это если не целясь и с места. Да и высокая подвижность Т-44-122 сомнительна. Ис-3, например, мог безопасно развивать скорость на пересеченной местности развернув башню в корму и закрепив пушку по походному (в башне и на кормовой стойке).
      1. Осьминог 13 февраля 2017 16:48
        Цитата: армеец2
        Пришлось послужить на Ис-2 и Ис-3.

        Какие люди drinks
        Цитата: армеец2
        С трудом верю в скорострельность 3 выстрела в минуту

        Враги пишут про Д-25Т, что один в минуту и то хорошо.
  5. twincam 13 февраля 2017 10:27
    нехилый такой снаряд на фото.
    как они размещались в башне?
  6. Fkjydjckfrgh 13 февраля 2017 10:52
    Извините, что мы к Вам обращаемся. Ни кто не знает в чем была проблема перехода на торсионы, че так долго на пружинах т-34 мучались? Дайте пожалуйста ссылки, я б почитал.
    1. kugelblitz 13 февраля 2017 12:01
      На торсионы решили перейти еще на Т-34М, но в связи с войной понятна причина. Несколько позже на проекте Т-43 снова появились и опять же из-за решения не мучиться с введением в производство нового танка не пошли в серию.
      А так то торсионы уже были у Т-40, Т-60, Т-70, КВ, ИС и самоходных орудий на их базе. Кроме этого у тягачей Я-12(13). Все поголовно серийные.
    2. demiurg 13 февраля 2017 14:42
      Сложность производства.
      Даже немцы не осилили 5-6 катковую торсионную подвеску, и лепили многокатковые подвески. Причем торсионы в случае замены навивались только на заводе изготовителе.
      Экспериментальный образец можно было сделать, а вот массовую серию вряд ли бы потянули.
      1. Осьминог 13 февраля 2017 16:51
        Цитата: demiurg
        Даже немцы не осилили 5-6 катковую торсионную подвеску,

        Выше написали, что торсионы стояли на всех ленинградцах. Появились, ЕМНИП, в один год с торсионами на тройках.
        А на харьковчанах колесно-гусеничное наследство от БТ. Хватились почти сразу, но не успел
        1. kugelblitz 13 февраля 2017 17:58
          Ленинградцы серьезно превосходили по уровню конструкторской школы харьковчан, у них и противоснарядное бронирование первым появилось, и электросварка броневых листов, и торсионы. Правда на этом опытном танке все же применялись внутренние рессоры.

      2. 4-тыйПарасенок 19 февраля 2017 01:20
        Цитата: demiurg
        Даже немцы не осилили 5-6 катковую торсионную подвеску

        считай сколько катков на фотках, это PzKpfw III и его модефикации:




        Цитата: demiurg
        Причем торсионы в случае замены навивались только на заводе
        изготовителе.
        Торсион- это металлический лом, там ничего не навивается

        Цитата: demiurg
        Экспериментальный образец можно было сделать, а вот массовую серию вряд ли бы потянули

        PzKpfw III- выпущено 5691шт., StuG III- выпущено 10500 машин, а ведь были и другие модефикации....
        А что по твоему тогда массовый выпуск? feel
        1. bubalik 19 февраля 2017 02:01
          PzKpfw III- выпущено 5691шт., StuG III- выпущено 10500 машин
          ,,ну вот почему у них все до единицы, а у нас все время до сотых округляли,,, sad
          1. Комментарий был удален.
          2. bubalik 19 февраля 2017 02:10
            Серийное производство танков Т-34

            Помесячный выпуск танков Т-34-76 в 1941 - 1944 (по данным военной приемки на заводах)
            Помесячный выпуск танков Т-34-85 в 1944 - 1945 (по данным военной приемки на заводах)
            Помесячный выпуск танков Т-34-76 в 1941 - 1944 (по данным военной приемки на заводах).
            Месяц выпуска Завод (и в каком городе расположен) Всего
            № 183 № 183 СТЗ № 112 ЧКЗ № 174 УЗТМ
            Харьков Нижний Тагил Сталинград Горький Челябинск Омск Свердловск
            1941 год
            Январь 166 - 2 - - - - 168
            Февраль 85 - 28 - - - - 113
            Март 134 - 45 - - - - 179
            Апрель 160 - 63 - - - - 223
            Май 121 - 70 - - - - 191
            Июнь 170 - 86 - - - - 256
            Июль 209 - 93 - - - - 302
            Август 266 - 155 - - - - 421
            Сентябрь 228 - 165 5 - - - 398
            Октябрь 41 - 124 20 - - - 185
            Ноябрь - - 200 53 - - - 253
            Декабрь - 25 219 83 - - - 327
            Итого за год 1580 25 1250 161 - - - 3016
            1942 год
            Январь - 75 244 145 - - - 464
            Февраль - 140 250 131 - - - 521
            Март - 225 290 200 - - - 715
            Апрель - 380 300 64 - - - 744
            Май - 500 325 173 - - - 998
            Июнь - 500 300 164 - 9 - 973
            Июль - 564 421 250 - 28 - 1263
            Август - 600 250 300 30 55 - 1235
            Сентябрь - 610 14 350 220 55 15 1264
            Октябрь - 707 - 336 300 105 51 1499
            Ноябрь - 625 - 280 230 55 101 1291
            Декабрь - 758 - 325 275 110 100 1568
            Итого за год - 5684 2394 2718 1055 417 267 12535
            1943 год
            Январь - 450 - 250 220 60 50 1030
            Февраль - 500 - 250 220 50 40 1060
            Март - 650 - 276 276 132 77 1411
            Апрель - 680 - 120 300 140 75 1315
            Май - 615 - 275 275 61 20 1246
            Июнь - 540 - 145 235 75 90 1085
            Июль - 675 - 225 315 100 78 1393
            Август - 667 - 235 332 132 9 1375
            Сентябрь - 667 - 255 340 141 - 1403
            Октябрь - 673 - 268 366 151 - 1458
            Ноябрь - 672 - 276 354 150 - 1452
            Декабрь - 677 - 276 360 155 - 1468
            Итого за год - 7466 - 2851 3593 1347 439 15696
            1944 год
            Январь - 645 - 240 185 150 - 1220
            Февраль - 680 - 165 185 150 - 1180
            Март - 513 - 135 75 166 - 889
            Апрель - - - - - 176 - 176
            Май - - - - - 186 - 186
            Июнь - - - - - 177 - 177
            Июль - - - - - 102 - 102
            Август - - - - - 154 - 154
            Сентябрь - - - - - 2 - 2
            Октябрь - - - - - - - -
            Ноябрь - - - - - - - -
            Декабрь - - - - - - - -
            Итого за год - 1838 - 540 455 1263 - 4086
            1. bubalik 19 февраля 2017 02:13
              Помесячный выпуск танков Т-34-85 в 1944 - 1945 (по данным военной приемки на заводах)
              Месяц выпуска Завод (и в каком городе расположен) Всего
              № 183 № 112 № 174
              Нижний Тагил Горький Омск
              1944 год
              Январь - 25 - 25
              Февраль - 75 - 75
              Март 150 178 - 328
              Апрель 696 296 - 992
              Май 701 300 - 1001
              Июнь 706 315 13 1034
              Июль 711 315 93 1119
              Август 714 315 146 1175
              Сентябрь 723 315 198 1236
              Октябрь 724 315 200 1239
              Ноябрь 727 315 200 1242
              Декабрь 731 315 150 1196
              Итого за год 6583 3079 1000 10662
              1945 год
              Январь 750 300 140 1190
              Февраль 750 300 150 1200
              Март 740 315 200 1255
              Апрель 730 315 175 1220
              Май 715 315 200 1230
              Июнь
              Июль
              Август
              Сентябрь
              Октябрь
              Ноябрь
              Декабрь
              Итого за год 7356 3255 1940 12551
              http://www.tankfront.ru/ussr/industry/sp_t-34.htm
              l
  7. Альф 13 февраля 2017 19:00
    Наилучшим вариантом бы был Т-44 с 85-мм орудием Большой Мощности. Орудие было создано, испытано, показало прекрасные показатели бронепробиваемости на уровне 88 KwK-43 (!). Орудие создали путем удлинения ствола ЗИС-С-53 на полтора метра за счет дополнительной насадки на ствол. На испытаниях выяснилось, что резко упала кучность. И для подобного орудия понадобился бы новый бронебойный выстрел, на что в ходе войны пойти не рискнули.
    1. Осьминог 13 февраля 2017 22:11
      Цитата: Альф
      создали путем удлинения ствола ЗИС-С-53 на полтора метра за счет дополнительной насадки на ствол

      С той же каморой, теми же нарезами? Ну ну.
      А +1,5 метра к С-53 - это ровно тот же 71 клб, что и KwK 43
    2. Zaurbek 14 февраля 2017 07:07
      Согласен. Нужно было орудие высокой баллистики 85-90мм. К сожалению промышленность далее пробных образцов не пошло. Самый удачный вариант ПТ орудия был 57мм с длинным стволом...
      1. Товарищ_Сталин 14 февраля 2017 15:23
        Не умели тогда в СССР делать орудия такого калибра с высокой баллистикой. Пытались копировать немецкие 88-мм орудия с начальной скоростью 1000 м/с, но не добились успеха. Наши 85-мм снаряды с начальной скоростью 1050 м/с создали, но... Приходилось добавлять второй ведущий поясок к снарядам, чтобы не срывало с нарезов, но и то через 50-60 выстрелов нарезы смывались, и снаряды уже кувыркались в полете. Поэтому остановились на 100-мм снарядах с начальной скоростью 900 м/с.
  8. Fkjydjckfrgh 14 февраля 2017 05:59
    Цитата: kugelblitz
    На торсионы решили перейти еще на Т-34М, но в связи с войной понятна причина. Несколько позже на проекте Т-43 снова появились и опять же из-за решения не мучиться с введением в производство нового танка не пошли в серию.
    А так то торсионы уже были у Т-40, Т-60, Т-70, КВ, ИС и самоходных орудий на их базе. Кроме этого у тягачей Я-12(13). Все поголовно серийные.

    Цитата: demiurg
    Сложность производства.
    Даже немцы не осилили 5-6 катковую торсионную подвеску, и лепили многокатковые подвески. Причем торсионы в случае замены навивались только на заводе изготовителе.
    Экспериментальный образец можно было сделать, а вот массовую серию вряд ли бы потянули.

    Цитата: Осьминог
    Цитата: demiurg
    Даже немцы не осилили 5-6 катковую торсионную подвеску,

    Выше написали, что торсионы стояли на всех ленинградцах. Появились, ЕМНИП, в один год с торсионами на тройках.
    А на харьковчанах колесно-гусеничное наследство от БТ. Хватились почти сразу, но не успел

    Цитата: kugelblitz
    Ленинградцы серьезно превосходили по уровню конструкторской школы харьковчан, у них и противоснарядное бронирование первым появилось, и электросварка броневых листов, и торсионы. Правда на этом опытном танке все же применялись внутренние рессоры.


    СПАСИБО ВСЕМ!
  9. DesToeR 18 февраля 2017 17:46
    Цитата: Товарищ_Сталин
    Не умели тогда в СССР делать орудия такого калибра с высокой баллистикой. Пытались копировать немецкие 88-мм орудия с начальной скоростью 1000 м/с, но не добились успеха. Наши 85-мм снаряды с начальной скоростью 1050 м/с создали, но... Приходилось добавлять второй ведущий поясок к снарядам, чтобы не срывало с нарезов, но и то через 50-60 выстрелов нарезы смывались, и снаряды уже кувыркались в полете. Поэтому остановились на 100-мм снарядах с начальной скоростью 900 м/с.

    А с чего вы взяли, что не умели и копировали? Если уж говорить правду, то всю. В СССР пытались повторить немецкие пушки без изменения снарядов 85мм. Ведь пушки танков Тигр и Тигр2 стреляли разными снарядами. Как и пушки танков Т4 и Пантера, хотя калибр был одинаковым. В СССР никто не хотел налаживать выпуск новых снарядов, да и 100мм пушка давала больше преимущество в бронепробитии и заброневом воздействии, особенно с ростом растояния.
  10. Синьор Помидор 18 февраля 2017 19:51
    Как всегда, очень интересно читается!
  11. 4-тыйПарасенок 19 февраля 2017 00:45
    Цитата: pupsik
    Жаль, что в серию не пошел в войну

    Пошел с августа 44-го. Вот только в Харькове саботировали их выпуск
Картина дня