Ту-144. Нереальный шедевр!

Ту-144. Нереальный шедевр!


Заключительным (но надеемся, что не последним) рассказом из серии об авиамузее в Монино станет рассказ о Ту-144. То, что этому шедевру советского авиастроения не было (и видно не будет) равных, факт непреложный. И не говорите о "Конкорде", ему до Ту-144 по многим параметрам было как Ту-154 до "Конкорда".




Вообще, о 144-м можно и нужно рассказывать, рассказывать и рассказывать. Он того стоит. И мы рассчитываем вернуться к этому разговору, когда станет немного теплее, потому что в минусовые морозы не очень комфортно вести часовые слушания. А есть люди, которые могут говорить часами про 144-й.

Мы же на первый раз ограничимся экскурсией по самолету.

Что сказать по истории… Это самый старый из существующих Ту-144. Был выпущен со стапелей Воронежского авиационного завода в 1973 году, то есть в первой половине списка. Летал. На нем были проведены многочисленные программы исследований, многие из которых легли в основу создания Ту-160. В 1980 году, можно сказать, в результате уникальной спецоперации, был посажен на аэродром в Монино. Где и пребывает по сей день в ранге экспоната.

В 90-е годы подвергся уничтожению, как и многие другие экспонаты. Именно уничтожению, потому что самолет был даже не разграблен, его именно уничтожали. И вот уже на протяжении 10 лет группа добровольцев по винтику восстанавливает этот уникальный экспонат.

Работа проделана не просто огромная, я не знаю, как ее можно охарактеризовать. То, что мы покажем на фото и видео, это внешняя часть. Самое главное внутри. Очень жаль, что в день нашего визита руководитель работ по Ту-144 Дмитрий Стерлигов не присутствовал. Но и то, что нам рассказали Сергей Чечеткин и Семен Клейман, впечатляет.

Главное, чем могут гордиться эти люди, — восстановление электросистемы самолета. Это уникальная и огромная работа. Ту-144 весь был на электричестве. И вандалы, уничтожившие проводку и системы распределения, превратили самолет просто в корпус.

Нам рассказали, как в дни открытых дверей выглядело приведение самолета в посадочное положение. В специальный люк засовывали добровольца, и он на протяжении 3 (трех!) часов крутил специальным ключом механизм опускания носовой части. А после того, как последний посетитель уходил, четыре часа в обратную сторону, поднимая нос.

Теперь нос поднимают и опускают два электромотора. Полностью восстановлена система выпуска носового оперения. Освещение салонов и кабины. Работают рулежные и взлетно-посадочные прожекторы. Работают АНО. И все это было сделано практически без технической документации. Просто низкий поклон всем, кто на протяжении 10 лет восстанавливал этот шедевр. И для нас, и для наших внуков.

Но мы обещали экскурсию. Идем...

Сразу скажу, что добраться до всех мест было невозможно. Специально для нас прокопали дорожку до лестницы, а когда мы приступили к знакомству, работы по очистке самолета были в самом разгаре. Хотелось подойти к двигателям, шасси, но снег падал со всех сторон.



Обратил внимание на странную форму самолета. Плоский. Совсем плоский.



Носовое оперение. Точнее, крылышки. Выпускались только для взлета и посадки, во время полета убирались внутрь. На первых экземплярах Ту-144 их не было. Доработка позволила существенно облегчить взлет многотонной машине.



Зайдем внутрь. Естественно, начнем с кабины пилотов. Количество приборов ошарашивает. А в еще больший ступор впадаешь, когда компетентный человек рассказывает, что и для чего. Просто шок. Сколько было новшеств применено в этой машине, и когда! В шестидесятых годах прошлого века!




Посередине консоли — не просто навигационный комплекс. Это прообраз GPS, карта, записанная на магнитную ленту, в соответствии с которой автопилот вел самолет. Плохо укладывается в голове, но факт налицо.














Вид через окна затруднен из-за снега. Интересную вещь рассказали экскурсоводы, стекла в носовой части изготовлены из специального состава и пожелтели тогда, когда самолет перестал летать. Планируют заменить на прозрачные.








Управление топливными баками. В полете мозг самолета постоянно перекачивал топливо для обеспечения баланса. Но его мог при необходимости заменить бортинженер.




Увидев по всей кабине упаковки от лампочек, не удержался, спросил, как китайцы? Ответили: обожают. Постоянные клиенты у фирмы, производящей такие лампочки. А лампочки пришлось заменить ВСЕ, переводя на наземное питание от обычной сети.






В полете экипаж Ту-144 по инструкции обязан был постоянно находиться в кислородных масках. На протяжении всего полета.




Да, в случае ЧП заглохший двигатель можно было запустить в полете простым нажатием одной кнопки.




Программа аварийного снижения. Такое "Конкорду" не снилось. При включении этой программы происходило следующее действие: так как самолет летал на высоте 20 тысяч метров, то даже для аварийного снижения могло потребоваться времени несколько больше, чем 15 минут, которые обеспечивали кислородные баллоны у пассажиров. При включении этого режима двигатели начинали наддувать салон забранным воздухом и тем самым поддерживать давление в случае разгерметизации. После такой работы двигатели шли на списание, но у пассажиров был реальный шанс выжить.




Электрика, собранная вручную.


За кабиной, через площадку для входа экипажа, находится салон первого класса.









Первый класс. Опять напомню, 70-е годы. Первый? Вполне.

Далее находится салон второго класса. Поскромнее, но на уровне современных самолетов.




Это, как вы поняли, один из санузлов. В процессе реконструкции.

Кухонный блок.







Один из выходов.

Далее следует еще один салон второго класса. И первую фотографию я переснял, взяв у Сергея. На ней запечатлен этот салон тогда, когда за него взялись руки реставраторов.


А вот как салон выглядит сегодня.

При включенном дежурном освещении


И при полном свете. Кстати, р удивившая меня расцветка кресел — это не причуда реставраторов, так было в оригинале!


Сергей показывает мне неполноразмерное кресло. Как он сказал, на нем никто не сидел в полетах, места всем хватало, но было такое. Ближе к хвосту фюзеляж сужался, и видно, что кресел ставили меньше. А одно было таким...


Хвостовой отсек. Еще не приведен в порядок, его пока используют как склад.



А это наши экскурсоводы, они же реставраторы, они же специалисты по Ту-144. Семен Клейман и Сергей Чечеткин. Люди, просто обожающие этот самолет и делающие для него все, что в их силах.


А у Сергея есть Мечта: летним днем, когда солнце почти скрылось за хвостом самолета, снять небольшой ролик. Как к стоящему Ту-144 подъезжает трап, по трапу заходит экипаж и ветеран начинает просыпаться. Включается освещение в кабине пилотов, затем в салонах, включаются АНО на крыльях, опускается нос, выпускаются крылышки, выезжают из своих гнезд и включаются рулежные прожектора...

Кстати, он никогда сам этого не видел, потому что всегда находится внутри. Что говорить, мы обещали применить для этого всю имеющуюся в наличии у нас технику и умение, и снять такой шедевральный ролик. Это будет просто маленькое чудо.

И еще, пользуясь тем, что нас читает очень большая аудитория. Передаю просьбу о помощи от этих замечательных людей. А помощь им очень нужна вот какого характера: не хватает рук, прикрученных к головам. Многие вещи, которые эта команда хотела бы восстановить в Ту-144 упирается в недостаток знаний и умений.

Поэтому, если среди читающих есть авиационные специалисты, которые могли бы поделиться именно своими знаниями и профессиональными навыками, вам были бы признательны не только добровольцы-реставраторы, но и те, кому будет дано увидеть это чудо, Ту-144, во всей его красе.



Если кто-то захочет присоединить свои руки, то обо всех мероприятиях сообщается здесь:
https://vk.com/aviarestorermonino

Для тех, кто пожелает добавить несколько рублей на восстановление самолетов:
Карта Сбербанка: 4276 3800 2643 0319
WebMoney: R247810626609
ЯндексДеньги: 410011623912066
Автор: Роман Скоморохов, Роман Кривов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 48

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Мар.Тира 13 февраля 2017 07:58
    Спасибо энтузиастам ,не равнодушным к истории Советской авиации!Радует,что будет открыт для любителей небесных машин,а не будет стоять в личном парке какого нибудь олигарха.
    1. андрей юрьевич 13 февраля 2017 08:29
      жаль,не удалось "прокатиться" на нём,куда-нибудь(пассажиром конечно),глянуть с 20 т.м. на Землю... winked
  2. venik 13 февраля 2017 08:25
    "И не говорите о "Конкорде", ему до Ту-144 по многим параметрам было как Ту-154 до "Конкорда"!
    ====
    Вот только "Конкорд" использовался авиакомпаниями и мог осуществлять трансатлантические перелеты, а Ту-144 - нет! От Москвы - только до Ала-аты и дотягивал! А дальние перелеты - в тот же Владик или Хабаровск - УВЫ! Горючки не хватало.... Да и эксплуатация - оказалась ДОРОГУЩЕЙ!!!
    1. dumkopff 13 февраля 2017 18:56
      К вопросу об эксплуатации. Конкорд тоже недешево обходился. Там билет стоил 3 или 4 тысячи долларов на момент прекращения полетов. Против стандартного перелета через атлантику ценник был выше в несколько раз. Но Конкорд за 30 лет эксплуатации так и не окупился. По дальности конкорд действительно обходил 144д на 1900 км.
      Стоит так же отметить, что от Москвы до Хабаровска - 6141 км, до Владика - 6417. А от Лондона до Нью-Йорка 5584.
      Можно предположить, что в техзадании и не ставился упор на трансатлантику. Европейское направление с дальностью уже 4000 покрывается уверенно. Москва-Лиссабон - 3907.
  3. Инжeнeр 13 февраля 2017 08:38
    Ну, до шедевра Ту-144 было далеко. Это объективно так: проблемы с двигателями, с целым рядом двигателей, если быть точными, с неудачной их компоновкой, приводившей к разогреву фюзеляжа, с конструкционными материалами, с прочностью крыла и т.д. Причем про это я не прочел в какой-то статье или форуме, а слышал лично от людей, занимавшихся этим самолетом на набережной ак. Туполева, так и в филиале на воронежском ВАСО. Эти чуть-чуть больше и быстрее чем Конкорд дались самолету большой ценой.
  4. Баракуда 13 февраля 2017 08:46
    Всему виной СПЕШКА ! Не довели лайнер до ума. sad
    А прикол-загадка , почему дорожка в салоне в конце полета оказывалась короче ? Фюзеляж грелся-расширялся.
  5. Ингвар 72 13 февраля 2017 08:46
    Интересную вещь рассказали экскурсоводы, стекла в носовой части изготовлены из специального состава и пожелтели тогда, когда самолет перестал летать.
    Желтеют стёкла от солнца, их на стоянке нужно закрывать.
    1. Товарищ Ким 13 февраля 2017 14:17
      Именно так.
      Там у многих самолетов стекла сильно пожелтели.
      Раньше денег не было, и на накидки (например такие как в матрасне).
      Интересно конечно через стекло на приборы было посмотреть, кое-где лесенки стояли, но уж лучше прикрывать стекла, чем менять. А приборы/кабины смотреть только на немногочисленных самолетах в ангарах.
      1. Коля 14 февраля 2017 04:45
        Надписи все на русском! Ни одного английского обозначения. Есть ощущение потеряной высокоразвитой цивилизации.
        1. мордвин 3 14 февраля 2017 05:25
          Цитата: Коля
          Надписи все на русском! Ни одного английского обозначения.

          Будем гордиться тем, что в общественном Парижском туалете есть надписи на Русском языке. negativeЭто к вопросу о потерянной цивилизации.
          1. Ингвар 72 14 февраля 2017 07:13
            Цитата: мордвин 3
            в общественном Парижском туалете есть надписи на Русском языке.

            Сравнил буй с пальцем! fool В Париже нужно не этим гордиться, а то что название забегаловок БИСТРО имеет Русские корни.
            (для модератора - Буй (нидерл. boei) — поплавок, крепящийся ко дну при помощи якоря wassat )
          2. Арамеев 16 февраля 2017 01:19
            Цитата: мордвин 3

            negative:... к вопросу о потерянной цивилизации.

            утеряна действительно именно цивилизация. только осознание этого пришло не сразу. а к кому - и не пришло вовсе. ИМХО.
  6. kugelblitz 13 февраля 2017 08:57
    Классный самолет, мне его дизайн в стиле атомпанк по душе. Еще и напичкан по самое не хочу.
  7. sgr291158 13 февраля 2017 09:24
    Да эти люди делают очень большую и полезную работу
  8. kvs207 13 февраля 2017 10:56
    Нужное дело - восстановление такой авиатехники. Пару лет назад, довелось увидеть этого красавца, но к сожалению, внутрь попасть не удалось, слишком много желающих стояло в очереди. А вот, увидеть, как опускается - поднимается нос Ту-144, довелось.
  9. Волька 13 февраля 2017 12:11
    легенда гражданской авиации СССР еще жива и видимо еще будет жить, отрадно...
  10. doework 13 февраля 2017 14:11
    Спасибо энтузиастам! Ту-144 "вживую" - просто прекрасен! Красив как бог!
  11. Markus2000 13 февраля 2017 14:56
    Как я понял, поднять его в небо в принципе не получится?
    1. Shvlad 13 февраля 2017 15:36
      Нет! Самолет выработал назначенный ресурс, сорок лет самолет не обслуживался, демонтированы многие узлы, агрегаты, системы (ВСУ, БЦВМ, заменены стойки шасси и т.д.). Существующей ВВП не хватит!
      1. Markus2000 13 февраля 2017 16:23
        Грустно все это sad
  12. Талгат 13 февраля 2017 16:30
    в СССР делали великие вещи - мы были лидерами во всем. Рекомендую книги Сергея Кара Мурзы - чистая статистика - ничего не придумывая он просто дал цифры и факты

    В Союзе наш уровень жизни был близок к Европе ( хотя мы не находились в супер благоприятной климатической зоне и не собирали по 5 урожаев и т д и не печатали доллары и не назначали цены на нефть и золото и не грабили полмира как запад)

    После "перестройки" потребление мяса молока хлеба медицины образования всего всего сразу упало в 8раз в 9 раз в 10 раз и т д. Т е весь наш народ сразу обнищал - оно и понятно все заводы все погибло - и мы начали кормит зарубежных поставщиков - и сейчас посмотрите почти ничего не производим - кормим чужое производство
    1. karabas-barabas 13 февраля 2017 23:45
      В Союзе наш уровень жизни был близок к Европе


      Это в чём и когда?
      1. Талгат 14 февраля 2017 08:27
        Почитайте у Кара мурзы - еще раз повторю чистая статистика - никаких домыслов или мнении

        по всем показателям население СССР приближалось к Европе - и это - еще раз повторюсь - за СВОЙ СЧЕТ - мы же не грабили полмира с помощью финансовых инструментов - а во вторых у нас меньше портов и нет "МОРЯ" и урожаев собираем не 5 а полтора.

        Вспомните, и часы и фотоаппараты и бинокли и т д и т п все все делали тогда и они не уступали западным - вспомните - когда началась проклятая перестройка в первую очередь спекулянты повезли на запад все это - и часы и фотоаппараты и оптику и бинокли и меховые шапки даже

        Сейчас ни телевизоры ни бытовая техника ни одежда ничего ничего не выпускается - мы кормим иностранную рабочую силу - живем только за счет продаж ресурсов. Исключения только редкие предприятия и ВПК России и Беларусь вся - но она маленькая. Ну еще там в Киргизии что то шьют т к раб сила подешевела и конкурирует с Китаем. Ну еще у нас пытаются сейчас сборку авто начать и производство кое какое (в основном оборонка Казахстан Инжиниринг и с помощью РФ) но ВСЕ РАВНО - ЭТО НЕ УРОВЕНЬ СССР.

        После интеграции - когда образуется ЕАС - ему еще надо будет догонять и догонять Союз
        1. karabas-barabas 15 февраля 2017 23:53
          Я помню дефицит всего и вся, очереди, или "по блату", мебель и стиральные машинки с холодильниками по наследству чуть ли не отдавали, потому что себе позволить новую или вообще где-то купить было сложно, автомобиль вообще роскошь, да и хрен найдёшь даже если деньги есть.. Ни в СССР, ни в России пока ещё ни разу не достягали уровня жизни запада, если напрямую сравнивать скажем какие-то 20-30 профессий, зарплаты и что на них себе позволить можно. Может в современной России процентов 20 и достигли уровня западных стран, но остальные..
          1. Арамеев 16 февраля 2017 01:27
            дефицит всего был только последнее десятилетие и проявлялся по нарастающей,от года к году. ещё в начале 80-х его практически не было. ...за редким исключением.
            1. karabas-barabas 16 февраля 2017 19:38
              Это Вы про Маскаву наверное?!) Ну да, пацаном был в середине 80х в Москве, прям парадиз какой-то, в сравнении с обычным советским городом, начиная от апельсинов (правда с большой очередью), жувачки Ротфронт, другие социалистические вкусняшки, до разнообразия в "Детском мире".. А в остальном СССР так и было, как я выше описал. Да и "разнообразие" в Москве конечно по сравненю с западом выглядело не очень. Лучшие времена с середины 60х-по конец 70х были и можно было бы выбрать путь Китая, который задал прагматик Де Дзяо Пинг, допустить частную собственность, минибизнесс, то, что ввёл Горбачёв, правда когда уже поздно было. Тогда можно было бы ещё всё спасти.
              1. Арамеев 16 февраля 2017 20:10
                да нет,))) это я про весь СССР. ещё в начале 80-х в любом городе небыло пустых полок в магазинах, как это уже повсеместно было в конце80-х - начале 90-х по всей стране. соглашусь с тем, что западного разнообразия ассортимента конечно же не было, можно говорить и о не всегда соотвествующим желаемому качестве и моде в сравнении с западными товарами. но в магазинах (пусть порою и из под прилавка) было всё! а вот с началом перестройки - да. повальный дефицит всего и вся. причём, абсолютно искусственный. так как на базах и складах ещё было всё. так что, упомянутые вами "дефицит всего и вся, очереди, или "по блату" - это скорее признаки уже перестроечных времён.то есть - только начиная с середины 80х. а если говорить 60х-70х , то к тем временам слово дефицит было применимо только по отношении товаров элитных, если так можно выразиться, но никак не повседневного спроса. как-то так. по крайней мере, лично мне тот период помнится именно так. (70-е -это мои школьные годы)
  13. nnz226 13 февраля 2017 16:40
    Пишут в статье, что Ту-144 был круче "Конкорда", однако, 144-й быстро сошёл на нет в полётах, а "Конкорд" летал почти 20 лет. Так что это большой вопрос, кто круче...
    1. dumkopff 13 февраля 2017 19:16
      Оба хуже.
      В плане техники - оба прорыв, но в плане окупаемости и вообще нужности оба неудовлетворительны.
    2. Nait 13 февраля 2017 19:57
      В России до сих пор летает развитие ТУ-144 - ТУ-160.

      От себя могу сказать, что всегда когда вижу фото этого красавца, вспоминаю его в воздухе
      над Алматой - они к нам раз в неделю летали.
      Зрелище не на что не похожее - очень необычно он смотрелся в воздухе...
    3. cast iron 13 февраля 2017 20:30
      В СССР оказались руководители умнее - не стали продлевать жизнь слабоокупаемому транспортному средству. Многие думают, что в СССР деньги не считали. Еще как считали.
      1. Штык 13 февраля 2017 20:58
        Цитата: cast iron
        В СССР оказались руководители умнее - не стали продлевать жизнь слабоокупаемому транспортному средству. Многие

        Там была масса технических проблем. По словам лётчиков, внештатные ситуации происходили практически в каждом полёте. 3 июня 1973 года первая серийная машина во время демонстрационного полета в Ле-Бурже потерпела катастрофу. 23 мая 1978 года произошло второе крушение Ту-144. Улучшенный опытный вариант самолёта, Ту-144Д (№ 77111) после возгорания топлива в зоне мотогондолы 3-ей силовой установки из-за разрушения топливопровода, задымления в кабине и отключения экипажем двух двигателей совершил вынужденную посадку на поле у деревни Ильинский Погост, неподалеку от города Егорьевска.
        1 июня 1978 года Аэрофлот навсегда прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы.
        Впоследствии Ту-144Д использовался только для грузовых перевозок между Москвой и Хабаровском. В общей сложности, Ту-144 совершил 102 рейса под флагом Аэрофлота, из них 55 — пассажирских (было перевезено 3 194 пассажира).
        Позже Ту-144 совершали только испытательные полеты и несколько полетов с целью установления мировых рекордов.
    4. Nick 13 февраля 2017 23:13
      Цитата: nnz226
      Пишут в статье, что Ту-144 был круче "Конкорда", однако, 144-й быстро сошёл на нет в полётах, а "Конкорд" летал почти 20 лет. Так что это большой вопрос, кто круче...

      По технич. уровню Ту круче, а Конкорд по периоду эксплуатации. Но надо учитывать, что наработки по Ту-144, позволили создать такой шедевр как Ту-160, а 160-й превзойти никто не смог.
  14. leshiy076 13 февраля 2017 19:41
    Послал, сколько смог.
    1. leshiy076 13 февраля 2017 19:44
      Молодцы, ребята. Хорошее дело делаете. Какая сейчас разница, кто круче. Это наша история, которую мы не должны никогда забывать.
      1. Antares-610 15 февраля 2017 12:40
        Спасибо Вам большое за помощь! Деньги получены и будут потрачены с пользой!
  15. Старый26 13 февраля 2017 21:31
    Цитата: nnz226
    Пишут в статье, что Ту-144 был круче "Конкорда", однако, 144-й быстро сошёл на нет в полётах, а "Конкорд" летал почти 20 лет. Так что это большой вопрос, кто круче...

    есть 2,5 года. Конкорд был в эксплуатации с 76 по 2003 год, то есть 27 лет

    Цитата: Nait
    В России до сих пор летает развитие ТУ-144 - ТУ-160.

    Да? Развитие только из-за того, что сверхзвуковой???
  16. 16112014nk 14 февраля 2017 20:09
    Цитата: dumkopff
    Там билет стоил 3 или 4 тысячи

    8000 долларов стоил билет Лондон - НьюЙорк. Ну и пассажиры были под стать цене - американские и европейские бизнесмены, которые могли летать по такой цене. 64 рубля стоил билет Москва - Алма-Ата. По такой цене могли летать и обычные советские пассажиры. Причём в стоимость входили и бутерброды с чёрной икрой!
  17. 16112014nk 14 февраля 2017 20:14
    Цитата: Талгат
    Вспомните, и часы и фотоаппараты и бинокли и т д и т п все все делали тогда

    И не только это. Видеомагнитофоны и видеокамеры в Ростове начинали делать, но тут "катастройка" началась....
    1. looker-on 15 февраля 2017 10:51
      Заходишь бывало в магазин и покупаешь себе видеомагнитофон и пару фильмов)))) Это в каком году было-расскажите?

      А после просмотра идешь в магазин да колбаски покупаешь.Без очереди, конечно, уровень жизни то как в Европе. Ну а после колбаски -в туалет. А там-газета на десерт. Обычно "Правдой" подтирались.

      А еще я как то с папой стоял в очереди(внимание!!!) в книжный. Купили Пикуля и Пушкина. Весело так поболтали-почти 3 часа! Где то за час прошел слух что книг на всех не хватит)))Но нам повезло-хватило. А кому то-нет
  18. tolancop 15 февраля 2017 12:16
    Цитата: looker-on
    Заходишь бывало в магазин и покупаешь себе видеомагнитофон и пару фильмов)))) Это в каком году было-расскажите?

    А после просмотра идешь в магазин да колбаски покупаешь.Без очереди, конечно, уровень жизни то как в Европе. Ну а после колбаски -в туалет. А там-газета на десерт. Обычно "Правдой" подтирались.

    А еще я как то с папой стоял в очереди(внимание!!!) в книжный. Купили Пикуля и Пушкина. Весело так поболтали-почти 3 часа! Где то за час прошел слух что книг на всех не хватит)))Но нам повезло-хватило. А кому то-нет

    Сейчас расскажу... Было это году этак в 1978... Видак просто так не купишь - это правда. С колбаской - тоже напряги.
    Хорошую книжку купить было непросто. ЭТО БЫЛО. В больницах и ВУЗах, правда, окошечка с надписью "Касса" не было (точнее было, но деньги переходили ИЗ кассы В карман, а не наоборот, зарплата сотрудников называется). В школах УЧИЛИ и не могу сказать, что плохо. На каждом заборе висели объявления "ТРЕБУЮТСЯ....". Пребывание детишек в детском садике не наносило удара по семейному бюджету. И вот диво-дивное - жилье ДАВАЛИ. Правда, не всем подряд и ждать приходилось долго, но БЫЛО. И жилье давали от предприятий, т.е. тем, кто РАБОТАЛ (бюджетникам давал жилье исполком). И все это БЫЛО. И казалось само собой разумеющимся. И граждане за многие вещи (услуги), стоившие немалых денег, не платили или платили минимум. Т.ч. если подсчитать ВСЕ, вполне получится европейский уровень.
    1. Starover_Z 15 февраля 2017 16:06
      Цитата: tolancop
      И граждане за многие вещи (услуги), стоившие немалых денег, не платили или платили минимум.

      Энергоресурсы были для населения дешёвыми. Электроэнергия - практически даром, за 1 кВт - 4 копейки.
      Газ в баллонах, горел более 2 месяцев, а стоил баллон около 3 рублей. Бензин - помню талоны с ценой 7 коп. за 1 литр. Мебель, бытовая техника, электроника - вот это недёшево, зато на годы !
      Скажут, что электроника выходила из строя - да, выходила, но .... схемы были составлены так, что можно было починить, не подбирая детали по качественным параметрам, шли типовые, с разбросами до 10-15 % !
  19. maximus271904 15 февраля 2017 22:24
    Наткнулся на просторах нета.
  20. maximus271904 15 февраля 2017 22:28
    Это первый класс.
  21. maximus271904 15 февраля 2017 22:44
    Наткнулся на просторах нета.
  22. Башибузук 16 февраля 2017 10:47
    Фантастика!
    Красивая машина. Форма супер, как космический самолет и такая начинка, что дрожь пробирает - тумблеры, кнопочки, лампочные индикаторы. Господи, как могли в то время из говна конфетки делать. И как сейчас....никакой трансформации - дерьмо и есть дерьмо, а конфетка - конфеткой.
    Щас проголосую...за проект.
  23. maximus271904 16 февраля 2017 18:18
    "Хорошо летать, может только красивый самолёт"-А.Н.Туполев.
  24. Мещерский 17 февраля 2017 04:05
    Приходилось бывать в ульяновском музее авиации. Тамошний 144-й, по словам служителя, разграблению не подвергался и практически в рабочем состоянии. Самолёт вызывает ощущения какаой то нереальной красоты и фантастической мощи! Чертовски жаль эти прекрасные птицы, стоящие на мертвом приколе. Их место -в небе!
Картина дня