«Илья Муромец» со свитой

В настоящее время ведется строительство широкого спектра кораблей и судов вспомогательного флота – от огромных, в 10 тысяч тонн водоизмещения океанских судов обеспечения до рейдовых буксиров.

Необходимо заметить, что если боевые корабли ВМФ советской постройки в основном из 80-х годов, то вспомогательные суда ВМФ, как правило, старше.

Исследователи глубин


В интересах Главного управления глубоководных исследований МО РФ ведется строительство нескольких судов и подлодок. На наших глазах создается новый специализированный флот.

«Илья Муромец» со свитой


В 2016 году на заводе «Янтарь» заложен второй корпус океанографического исследовательского судна «Алмаз» проекта 22010. Первый корабль – «Янтарь» был передан ВМФ в 2015-м и ушел служить на Северный флот. Он уже совершил ряд походов в Атлантику, Средиземноморье, район Персидского залива и предположительно занимался поиском и изучением проложенных по дну кабелей связи. Как минимум один поход был совершен в интересах Федерального агентства по недропользованию.

«Алмаз» должен быть передан ВМФ для Тихоокеанского флота в 2019 году. Новый корабль нужен для обеспечения запусков с российского космодрома Восточный. И «Янтарь», и «Алмаз» могут нести на борту и использовать широкий спектр обитаемых и необитаемых подводных аппаратов.

Петербургский завод «Пелла» ведет строительство двух кораблей проекта 11982 «Ладога» и «Ильмень». «Селигер», головной в этой серии, построен на верфях «Янтаря» и передан ВМФ в 2012 году. Эти корабли предназначены для проведения испытаний разнообразных подводных аппаратов и исследования морского дна. «Ладога» заложена в 2013-м, спущена на воду в 2016-м и будет передана ВМФ (на Балтийский флот) в этом году. «Ильмень» заложен в 2014-м. Время передачи и флот, которому предназначается корабль, пока неизвестны.

В 2016 году на заводе «Пелла» заложен океанографический исследовательский корабль проекта 16450 «Академик Агеев». Он скорее всего строится для проведения работ в создаваемой Российской системе подводного наблюдения.

В 2016-м на «Янтаре» был заложен корабль – носитель подводных аппаратов «Евгений Горигледжан» проекта 02670. Он будет передан на ЧФ в 2017 году.

Помимо этих кораблей, в интересах ГУГИ было построено не менее пяти рейдовых буксиров проектов 16609 и 90600, оборудованных различной техникой для проведения подводных исследований.

В 2015 году на Северный флот был переведен плавучий док проекта 22570 «Свияга». Он предназначен для обслуживания подводных аппаратов.

Завод «Севмаш» продолжает строительство подводной лодки проекта 09852 «Белгород» и не исключено, что работает еще и над атомной станцией проекта 10831 («Глубочайшая тайна России»).

В декабре 2016-го после длительной модернизации флоту была передана атомная лодка-носитель автономных глубоководных станций БС-64 «Подмосковье».

Особо стоит отметить, что два глубоководных подводных аппарата проекта 16811 «Русь» и «Консул», заложенные еще в советское время для Министерства геологии, были в 2000 и 2011 годах достроены, но переданы не геологам, а в состав флота ГУГИ.

Морские транспорты

Перспективный облик вспомогательного флота формируется на основе следующих основных классов: многофункциональные суда тылового обеспечения, суда комплексного портового обслуживания, морские транспорты оружия и боеприпасов, танкеры и ледоколы. При этом в проект сразу закладывается многофункциональность, позволяющая выполнять разные операции, при этом количество судов обеспечения может быть в будущем снижено. Также характерно широкое использование гражданских технологий, в том числе и адаптация под ВМФ образцов, построенных для гражданских заказчиков.


БС-64 «Подмосковье»

Морские буксиры проекта 23120 изначально закладывались на Северной верфи как суда тылового обеспечения, однако затем их класс был сменен. В 2012-м был заложен «Эльбрус», в 2013-м – «Всеволод Бобров», в 2014-м – «Капитан Шевченко». Корабли планировалось передать в течение 2014–2016 годов на Северный, Черноморский и Тихоокеанский флоты, однако по разным причинам, в частности из-за недопоставки части оборудования из-за санкций, строительство затянулось. В 2016 году «Эльбрус» вошел в состав ВМФ, «Всеволод Бобров» спущен на воду. «Капитан Шевченко» законсервирован на стапеле завода. Представители этого проекта во многом схожи с судами-снабженцами, построенными Северной верфью для иностранных заказчиков, а также с теми, что станут основой флота ОАО «Газпром» при освоении арктических шельфовых месторождений.

ЦКБ «Алмаз» разработало базовый проект 20180. К нему относится спасательно-буксирное судно «Звездочка», являющееся по сути платформой для испытания различных видов подводного оружия и техники.

В 2016 году в состав Тихоокеанского флота вошел морской транспорт вооружения проекта 20180ТВ «Академик Ковалев». Основное назначение – перевозка и погрузка баллистических ракет «Булава» для подводных лодок проекта 955. ЦС «Звездочка» продолжает строительство спасательно-буксирного судна проекта 20183 «Академик Александров» и морского транспорта вооружений проекта 20181 «Академик Макеев». И возможно, этим дело не ограничится.

В течение 2014 года завод «Пелла» передал флоту четыре судна комплексного портового обслуживания проекта 01380. «Умба» и «Печа» вошли в состав СФ, «ВТН-73» – ЧФ, «ВТН-74» – БФ. Ведется подготовка к строительству судов обеспечения ледового класса проекта 03183 с передачей первых образцов в состав ВМФ в 2020 году.

В июле 2016-го Адмиралтейскими верфями был спущен на воду первый за долгие годы ледокол для ВМФ «Илья Муромец» проекта 21180. Он обладает функционалом еще и морского буксира, а также патрульного корабля и может использоваться для обеспечения деятельности арктической группировки. В планах – заказ трех подобных ледоколов, но подписанных контрактов на них пока нет. А «Илья Муромец» в этом году войдет в состав СФ.

Танкеры

Резко возросшая активность ВМФ РФ в дальней океанской зоне вызвала необходимость в новых танкерах-снабженцах. В 2013 году ВМФ заказал Невскому судостроительно-судоремонтному заводу средний морской танкер проекта 23130 «Академик Пашин». Весной 2016-го он был спущен на воду и в 2017-м будет передан в состав СФ. ВМФ рассчитывает получить еще три таких судна.

В 2014-м на заводе «Залив» в Керчи были заложены два танкера проекта 23131, не имеющие пока названия. Они должны быть переданы в состав ВМФ в 2017–2018 годах.

Также в 2014 году ВМФ заказал строительство четырех танкеров проекта 01382. Восточная верфь и Зеленодольский завод должны построить по два таких судна, причем по одному – с ледовым усилением корпуса.

Спасательные суда

В 2015 году ВМФ принял спасательное судно нового поколения «Игорь Белоусов» проекта 21300. Оно было заложено на Адмиралтейских верфях еще в 2005-м, долго строилось, в первую очередь из-за сложной начинки, глубоководного водолазного комплекса. В 2016 году судно совершило переход на ТОФ. В 2014-м состав ВМФ пополнил спускаемый аппарат проекта 18271 АС-40, который будет базироваться как раз на борту «Белоусова».

На Астраханском филиале ЦС «Звездочка» для Черноморского флота и Каспийской флотилии строятся четыре спасательных буксира проекта 22870.

В состав ЧФ уже вошел «Профессор Николай Муру», Каспийскую флотилию пополнили «СБ-45» и «СБ-738». «СБ-739» строится.
Автор: Дмитрий Болтенков
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/35203


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 33

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Тот же ЛЕХА 18 февраля 2017 05:31
    и не исключено, что работает еще и над атомной станцией проекта 10831 («Глубочайшая тайна России»)


    Очень интересно...об этом объекте очень мало информации.
    1. Котище 18 февраля 2017 06:55
      На то она и глубочайшая тайна России! hi
    2. dzvero 18 февраля 2017 20:25
      Секреты «Лошарика»
      https://topwar.ru/24870-sekrety-losharika.html
      drinks
  2. bionik 18 февраля 2017 06:59
    Из статьи : .........вспомогательные суда ВМФ, как правило, старше.......Спасательные суда. Старейшее действующее судно ВМФ России "Коммуна". Строительство начато 1912 году.
    Спущен на воду 1913 год.
    Введён в эксплуатацию 1915 год. Ссылка: aquatek-filips.livejournal.com/415054.html
    1. Serg65 18 февраля 2017 07:31
      Цитата: bionik
      вспомогательные суда ВМФ, как правило, старше.

      СС "Коммуна" - это действительно раритет! Но и кроме "Коммуны" на Чф хватает раритетов!
      И так. по годам выпуска...
      ММТ "Истра" в девичестве "Else" 1941-го года рождения Эльмсхорн (Германия).
      1. Serg65 18 февраля 2017 07:34
        ММТ "Индига" год рождения 1957 Ленинград "Северная верфь"
        1. Serg65 18 февраля 2017 07:37
          СС "Эпрон" год рождения 1959 Николаев ССЗ "им.61 коммунара"
          1. Serg65 18 февраля 2017 07:45
            ММТ "Дон" год рождения 1966 Ленинград "Средне - Невский ССЗ"
            1. Serg65 18 февраля 2017 07:47
              ММТ "Иман" год рождения 1966 Рауми (Финляндия)
              1. Serg65 18 февраля 2017 07:59
                И под конец интересное судно с детективной историей!
                ВТР "Казань - 60" год рождения 1987 Корнойбург (Австрия), до 1992 года пренадлежал Дунайскому пароходству СССР, затем Украинскому Дунайскому пароходству до 2015 года. Летом 2015 года теплоход был выкуплен у УДП и переведен новым владельцем под флаг Монголии belay 18 октября 2015 года судно уже как "Казань-60" появилось в Новороссийске, а спустя неделю - в Севастополе уже под флагом вспомогательных судов ВМФ России. bully
  3. serega.fedotov 18 февраля 2017 11:58
    А что это страшилише на первом фото!? Нет я конечно понимаю- задача судна влияет на форму ,Но блин можно и покрасивше,рюшечки там бантики розовые....ШУТКА но только чуть-чуть!
    1. Serg65 18 февраля 2017 12:31
      Цитата: serega.fedotov
      А что это страшилише на первом фото!

      smile У этого "страшилища" очень богатая история! В 1957-1958 годах судно обеспечивало топливом наши боевые корабли и подводные лодки в албанском порту Влёра (Влёра - первая и последняя советская ВМБ в Средиземном море), за время службы танкер неоднократно совершал походы по Азовскому, Черному и Средиземному морям с заходами в порты: Александрия (Египет), Сплит (Хорватия), Варна (Болгария), Дуррес (Албания) и другие. С 1976 года "Истра" стала личным заправщиком всех советских авианесущих крейсеров. В 1992 году "Истра" участвовала в эвакуации беженцев из зоны грузино-абхазского конфликта.
      Большую ценность представляет то, что у корабля танки эмалированы и совсем не ржавеют. Не смотря на свой «почтенный» возраст, танкер до сих пор одно из лучших судов 3-й группы 205-го отряда управления вспомогательного флота и наиболее эксплуатируемое на Черноморском флоте. Танкер «Истра» ежедневно перевозит дизельное топливо, пять видов специальных высококачественных масел и заправляет военные корабли. Причем касаемо масел судно является единственным плавсредством, способным выполнять такую задачу.
      На настоящий момент это единственное оставшееся в строю российского ВМФ судно, полученное по репарациям.
      Вот такое вот оно -"страшилище" wink
      1. Монархист 18 февраля 2017 15:11
        Камрад, спасибо Вам за рассказ об этих судах
      2. Сергей С. 18 февраля 2017 23:38
        Цитата: Serg65
        Вот такое вот оно -"страшилище"

        Ого!
        В редкие дни в Севастополе в работе наблюдал...
        Но Влёра... не ожидал свидетелей времен былинных!
    2. Bad_gr 18 февраля 2017 12:39
      Если Вы о "Коммуне", то этот катамаран был создан для работы с подводными лодками (и их подъёма). Современные подводные лодки для него тяжеловаты, но если бы этот корабль был бесполезен, то его давно бы списали, хотя состоянию его корпуса позавидуют многие корабли, гораздо более позднего года выпуска.
  4. megavolt823 18 февраля 2017 12:13
    если честно , я не понял . автор хочет (ураааааа !!!!) ? ну построили . ну хотят . флот это работа постоянная . нельзя 20 лет забивать большой и толстый , а потом построить несколько единиц и сказать что задача решина . строить надо под конкретные задачи . не много и не мало . то что строить надо это не вопрос . сейчас это напоминает судороги больного и умирающего . затыкание дыр . страна не выходит из анабиоза . а прибывает в нём . вопрос не когда построен , а в каком состояние . отвечает всем требованием или нет . это как иметь штаны новые но из-за размера не носить . вроде есть но не оденешь . что построили я рад . но до ура ещё как до китая раком . hi
    1. Serg65 18 февраля 2017 12:46
      Цитата: megavolt823
      что построили я рад . но до ура ещё как до китая раком

      В этом вы совершенно правы!
      Цитата: megavolt823
      я не понял . автор хочет (ураааааа !!!!) ?

      а вот здесь вы не правы! Автор акцентирует ваше внимание на то, что кроме строительства военных кораблей, государство строит и вспомогательные суда
      Цитата: megavolt823
      строить надо под конкретные задачи . не много и не мало

      Морские буксиры проекта 23120 разве не конкретная задача?
      Средний морской танкер проекта 23130 так же не конкретная задача?
      Спасатель проекта 21300 разве достоин названия "распил"?
      Цитата: megavolt823
      отвечает всем требованием или нет

      А какие лично у вас требования к вспомогательному флоту??
      1. megavolt823 18 февраля 2017 13:15
        А какие лично у вас требования к вспомогательному флоту??
        лично свои требования я уже указал . состояния указал .
        кроме строительства военных кораблей, государство строит и вспомогательные суда
        в военное время , в момент противостояния не бывает мирных жителей и не военных кораблей , потенциальная угроза и действующая сила . это не я такой . жизнь такая . это только в учебниках приводят потери действующих армий . правда жизни иная . экономическая целесообразность . в мирное и военное время . я и сказал вопрос не когда построен , а в каком состояние . отвечает всем требованием или нет . hi
        1. Serg65 18 февраля 2017 13:25
          Цитата: megavolt823
          в военное время , в момент противостояния не бывает мирных жителей и не военных кораблей , потенциальная угроза и действующая сила . это не я такой . жизнь такая . это только в учебниках приводят потери действующих армий

          Милейший, вы имеете представление о УВФ ВМФ РФ? О его состояние на сегодняшний момент? Или только лозунги выплёскивать?
          Цитата: megavolt823
          лично свои требования я уже указал

          Где? Кроме
          "
          Цитата: megavolt823
          это напоминает судороги больного и умирающего . затыкание дыр . страна не выходит из анабиоза . а прибывает в нём

          я ничего не увидел! Что конкретно вы хотите увидеть от судостроение и от страны? Только давайте без лозунгов!
          1. megavolt823 18 февраля 2017 13:56
            уважаемый !!!! не надо надо песен . сколько рыболовецких , торговых , и прочих по сути (наших) но под иным флагом и не нашей страны интересы обслуживают . что за упоротость ? за 20 лет сколько списали ,продали , утопили ? а в строй сколько в вели . может всю информацию и сложно найти . но если по гуглить . то что то понять можно . если пообщаться . какие лозунги ? о чем ? что не ясного я написал ? в магазин давно ходили ? не ну рыба из белорусии это понятно . кроме местного разведения . морская от куда ? на луне живет человек . о ВМФ я не буду все знают кому интересно . есть статьи и комментарии . строят ? да ! хватает ? смотря для чего . бармалейку пугнуть ? можем ! а дальше сравнить флот с потенциальными друзьями . я не пискай мериться предлагаю . ну какие то сравнения делать надо ?
            1. Serg65 18 февраля 2017 14:13
              Цитата: megavolt823
              что за упоротость ?

              Не истерите, друг мой сердешный!
              Цитата: megavolt823
              за 20 лет сколько списали ,продали , утопили ? а в строй сколько в вели . может всю информацию и сложно найти . но если по гуглить . то что то понять можно

              В отличие от вас, мне и гуглить не надо! Не за 20 а за 26 лет сколько продали, списали и утопили я и без Гугла знаю, так как всё на моих глазах и проходило! А кто это сделал belay ??? А сделали это ВЕЛИКИЕ коммунисты - члены Политбюро, члены ЦК КПСС, члены Военных советов флотов - которые вдруг объявили себя демократами!
              Цитата: megavolt823
              смотря для чего . бармалейку пугнуть ?

              Статья о чём?? Вам на танкер "Граниты" подавай?
              Цитата: megavolt823
              а дальше сравнить флот с потенциальными друзьями . я не пискай мериться предлагаю . ну какие то сравнения делать надо ?

              Какие сравнения? Что вы сравнивать собрались? Буксир с авианосцем? Статья о новом пополнение ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ФЛОТА ВМФ, не о авианосцах, крейсерах и эсминцах, а о вспомогательных судах - это понятно??? Что сравнивать то?
              1. megavolt823 18 февраля 2017 14:27
                истина рождается в спорах . но место другим не хватит . я не сравниваю крейсер и буксир . я про то что про какали и долго не занимались не берегом не морем и вот нам выкатывают член и мы в радости и со слезами на глазах лупим в ладоши . но в корне не чего не меняется . иной раз делают посудину не ту которая нужна . а ту которую можем . по принципу ; чай ? кофе? - кофе . а вот и не угадали ! чай! hi
                1. Монархист 18 февраля 2017 15:30
                  "иной раз делают посудину не ту которая нужна,а ту которую можем"подобное было и в Советском союзе (почитайте Кузнецова) подобная глупость свойственна не только нынешней власти
                  1. megavolt823 18 февраля 2017 17:34
                    уважаемый !!! сколько единиц надводного и подводного было у СССР ? в одной тельняшки сегодня не выйдет . патриотизм с идиотизмом путать не надо . если у СССР были сложности , сегодня эти сложности за мечту принять можно . hi
                    1. Сергей С. 18 февраля 2017 23:54
                      Цитата: megavolt823
                      если у СССР были сложности , сегодня эти сложности за мечту принять можно

                      Отлично сказано...
                      Но ради пользы дела критиковать постройку вспомогачей смысла нет.
                      Пока можем строить простые корабли - надо строить простые.
                      Отладим сложное оборудование - пойдут фрегаты и эсминцы.
                      деньгами разживемся - построим флотилии и эскадры...

                      Мечтаю.
                      Состояние лирическое...
                      и тревожное...
                      В Донбассе бои.

                      Сегодня:
                      Президент России Владимир Путин 18 февраля подписал указ "О признании в Российской Федерации документов и регистрационных знаков транспортных средств, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины".
                      Всё это не спроста...
                      Удачи всем нашим!
            2. Монархист 18 февраля 2017 15:23
              Megavolt,823,Вы нас убедили:ВМФ у нас отсутствует,"шеф,усе пропало"раз нет Союза. Урякалы раздражают своей глупой трескотней,а равно бесят такие"плакальщики":они с мазохистским удовольствием будут перечислять всё плохое,но в упор не видят положительные сдвиги
              1. megavolt823 18 февраля 2017 17:17
                я не кого не в чем не убеждаю . факт есть факт . проблема не в том чего нет или есть . когда страна слабая её бьют . а сильную боятся . hi
    2. РатникВолк 21 февраля 2017 13:41
      Друзья! Может вместо того чтобы урякать и плакаться стоит задуматься что нам уготовило "наше" правительство??? После сокращений и оптимизаций 90-х и 00-х откуда штаты и экипажы? В составах каких флотов/флотилий эти суда будут действовать, какие задачи выполнять и где??? Ведь не просто же их так заложили и строят, не от фонаря... Глупо как минимум думать, что инициаторы этого дела люди дурные и несведущие!
  5. Вольнопёр 18 февраля 2017 14:22
    Цитата: serega.fedotov
    А что это страшилише на первом фото!? Нет я конечно понимаю- задача судна влияет на форму ,Но блин можно и покрасивше,рюшечки там бантики розовые....ШУТКА но только чуть-чуть!

    Если я правильно понял, то речь идёт об этом?
    Плавучий док «Свияга» Зеленодольского судостроительного завода имени Горького, предназначенный для обслуживания кораблей ВМФ России, пополнил состав Северного флота. Об этом сообщил в пятницу ТАСС замдиректора завода Александр Карпов.

    «Плавучий док проекта 22570 „Свияга“ прошел испытания и сегодня пополнил состав ВМФ России. Место постоянного базирования — Северодвинск», — сказал он.

    Плавучий док проекта 22570 был заложен на заводе в Татарстане в ноябре 2012 года, спущен на воду в ноябре 2014 года. На испытания в Северодвинск «Свияга» отправилась 1 сентября 2015 года. Подобные суда не строились в России в течение последних 12 лет. Кроме докового осмотра и ремонта кораблей, «Свияга» может транспортировать суда по внутренним водным путям. Грузоподъемность плавучего дока проекта 22570 — 3,3 тысячи тонн
    .
  6. Аналитик 19 февраля 2017 00:04
    Кораблик в заголовке на утюг похож. Надеюсь плавает лучше?
  7. водяной 19 февраля 2017 17:34
    Достаточно не плохой отчет о построенных кораблях. Короткий, лаконичный. Вместе с тем заставляющий взгрустнуть и водолазов, и подводников. Ведь спасательное судно, оснащенное глубоководным водолазным комплексом насыщенных погружений и предназначенное для оказания помощи экипажам аварийных подводных лодок за последние 30 лет построено лишь одно. А нужно, по меньшей мере шесть. А лучше восемь. Конечно, не могут не радовать достижения ГУГИ МО РФ! Подводные лодки "Подмосковье", "Белгород" - прекрасные носители обитаемых подводных аппаратов. Но почему без водолазных комплексов? Ведь руки водолаза - это гораздо лучше, чем манипуляторы ПА. Руки, они больше могут! Да и работать водолазы теперь могут на глубинах аж до 500 метров. Однако, флотское руководство делает ставку на обитаемые и необитаемые подводные аппараты. Почему-то ни опыт "Курска", ни опыт использования подводных аппаратов при попытках герметизации скважинного оборудования в Мексиканском заливе никого, ничему не научил. Хотя, может быть флотские начальники просто боятся водолазного дела - не знают и боятся!?
    Как бы там ни было, но время идет, суда - спасатели подводных лодок не строятся, а вероятность катастрофы подводной лодки со временем все увеличивается и увеличивается. Ведь будет и больно, и обидно, и позорно если в нужный час спасать подводников вновь окажется нечем.
  8. starshina78 20 февраля 2017 09:50
    Вот это радует ! Будем ходить на новых судах !
  9. Гость171-Oпять 19 июня 2017 00:36
    Очень хорошо,развернулись,так и держать.
Картина дня