Русский флот в Первую мировую и его боевая эффективность. Часть 2

53
Кампания 1915 г. на Балтике была насыщена событиями. Вследствие боевого опыта и вступления в строй новых кораблей была изменена структура русского флота (в т. ч. появились Минная дивизия и Дивизия подводных лодок), а информационное и разведывательное взаимодействие с англичанами дополнилось и боевым (к осени 1915 г. на Балтике действуют 5 британских подводных лодок). Но возможность кильского маневра позволяла немцам в любой момент нарастить балтийскую группировку, а смерть Н. О. фон Эссена нанесла непоправимый урон делу руководства Балтийским флотом.

Основной задачей флота являлось не допустить форсирования немцами Центральной минно-артиллерийской позиции. Для этого предписывалось основные силы флота (4 новых и 2 старых линкора, 6 крейсеров, дивизион эскадренных миноносцев и дивизион подводных лодок) держать в тылу позиции, а оставшиеся корабли применить для обороны Або-Аландского района.



Для усиления обороны Финского залива, Моонзунда, Або-Аландского района и Рижского залива был реализован ряд важных мероприятий: на флангах Центральной позиции поставили 10 береговых батарей, а перед главным минным заграждением была установлена линия противолодочных сетей. Кроме того, между о. Даго и полуостровом Гангэ началось формирование Передовой позиции (выставлено 745 мин), создана Або-Аландская позиция.

Для усиления обороны Рижского залива весной 1915 г. в Ирбенском проливе начались установки минных заграждений. Позднее заграждения появились в самом заливе, а также у Моонзунда и островов Эзелъ и Даго. Всего за год было выставлено лишь в Ирбенском проливе 2179 мин. Защита заграждений лежала на Морских силах Рижского залива в составе: Минной дивизии, 6 подводных и 2 канонерских лодок, линейного корабля «Слава» и минного заградителя. Командование флота приступило к созданию сил противовоздушной обороны.

Обеспечивалось содействие сил флота приморскому флангу Северного фронта, осуществлялись установки активных минных заграждений, подводные лодки оперировали на коммуникациях противника.

Немцы в марте-апреле осуществляли поддержку своих войск, наступающих в Прибалтике: содействовали контратаке под Мемелем, обстреливали Поланген (на Балтику были переброшены крупные корабельные соединения – разновременно это 2-я эскадра линейных кораблей, 2-я разведывательная группа, 4-я разведывательная группа, 7-я дивизия линейных кораблей). Германские корабли обстреливали позиции русских войск, береговые укрепления и портовые сооружения, высаживали диверсионные группы. Чтобы воспрепятствовать выходу русского флота из Финского залива в море, в апреле — мае противник выставил у устья залива 394 мины (в придачу к прошлогоднему заграждению), а в конце июня - начале июля на выходах из Або-Аландских шхер – еще 710 мин.

Пользуясь пассивностью нового командования Балтфлота (усиленной подчиненностью флота командованию Северного фронта в лице Н. В. Рузского), в рамках активного стремления сокрушить российские вооруженные силы в 1915 г. германцы летом временно захватывают инициативу - в ходе Ирбенской операции. Они планировали прорваться в Рижский залив и, уничтожив там русские морские силы, закупорить минами южный выход из Моонзунда и гавани г. Пернов, а также обстрелять Устъ-Двинск - содействуя приморскому флангу своих сухопутных войск.

Германская эскадра прорыва включала в себя 7 линкоров, 6 крейсеров, 24 миноносца и эсминца, минный заградитель, 2 прорывателя минных заграждений, 14 тральщиков и 12 катеров-тральщиков. Для прикрытия ударных сил к Финскому заливу переброшены соединения Флота открытого моря: 8 линкоров, 3 линейных крейсера, 5 крейсеров, 32 эсминца и 13 тральщиков.

Силы Балтийского флота в Рижском заливе: линкор «Слава», Минная дивизия, 4 канонерских лодки, минный заградитель «Амур», несколько подводных лодок и вспомогательных судов. Они не могли воспрепятствовать прорыву многочисленного вражеского флота в Рижский залив, и важнейшее значение для обороны Ирбенского пролива имели минные заграждения. Две береговые батареи были поставлены на о. Моон, и еще одна - на материке. На о. Эзель был создан аэродром.

26 июля немцы предприняли первую попытку прорыва.
Но она кончилась провалом: потеряв на минах два тральщика, они прекратили траление фарватера и вывели эскадру из пролива. Помимо тральщиков на минах подорвались и получили тяжелые повреждения крейсер «Тетис» и миноносец.

Русский флот в Первую мировую и его боевая эффективность. Часть 2

1. Легкий крейсер «Тетис».

3 августа противник возобновил операцию. Под прикрытием линкоров, крейсеров и эсминцев тральщики приступили к тралению фарватера. Линкор «Слава», эсминцы и канонерские лодки «Кореец» и «Сивуч» артиллерийским огнем неоднократно вынуждали противника прекращать тральные работы.

4 августа в ходе боя с эсминцем «Новик» противник потерял новейший эсминец V-99. Получив вместе с эсминцем V-100 задачу атаковать «Славу», V-99 был тяжело поврежден огнем «Новика», затем подорвался на минах и выбросился на берег. «Новик» вышел победителем из боя с двумя новейшими эсминцами, нанеся обоим серьезные повреждения.


2. Эсминец «Новик».


3. Эсминец V-99.

Только 5 августа удалось завершить траление фарватера, а 6 августа ударные силы вошли в Рижский залив. Русским кораблям пришлось отступить в Моонзунд.

Вечером 6 августа «Сивуч» и «Кореец», двигавшиеся в Моонзунд после минных постановок, были атакованы крейсером «Аугсбург» и эсминцами. В течение получаса «Сивуч» героически сражалась с превосходящими силами германцев, повредила вражеский крейсер, но затем была потоплена подошедшими в район боя линкорами «Нассау» и «Позен». «Кореец» выбросилась на берег и была взорвана экипажем.


4. Канонерская лодка «Сивуч».


5. Бой «Сивуча» в Рижском заливе.

У г. Пернов немцы затопили 3 парохода-заградителя и выставили мины. 6 августа новейший линейный крейсер «Молътке» был торпедирован и поврежден английской подлодкой Е-1. В ночь на 7 августа еще один германский эсминец погиб на русских минах. Под впечатлением потерь противник вывел корабли из залива.


6. Линейный крейсер «Мольтке».

Таким образом, прорыв германского флота в Рижский залив не достиг главной цели – уничтожить силы русского флота в заливе. Противник понес ощутимые безвозвратные потери: погибли эсминцы S 31 и V 99, тральщики Т 52, Т 46 и Т 58, прорыватель заграждений «Аахен». Повреждены линейные крейсера «Мольтке» и «Фон дер Танн», легкие крейсера «Аугсбург» и «Тетис», миноносцы V 144 и V 183, тральщик Т 77. По германским данным флот потерял 65 человек убитыми и ранеными.

7 августа при отражении десанта у г. Пернов были захвачены несколько боевых флагов германских кораблей (в т. ч. миноносца): «стеньговый флаг, сбитый с германского миноносца полевой артиллерией… кормовой флаг с германского транспорта из числа трех, потопленных тогда же» [РГВИА. Ф. 16180. Оп. 1. Д. 388. Л. 2].


7. Русские трофеи - флаги с германских кораблей, взятые у Пернова

Русские потеряли старые канлодки «Кореец» и «Сивуч», были повреждены линкор «Слава», эсминцы «Сибирский стрелок», «Войсковой», «Амурец», несколько грузовых судов, 2 гидросамолета; до 150 военнослужащих погибло, было ранено и попало в плен.

На основе неудачного опыта этой операции германское командование пришло к заключению, что аналогичный прорыв будет целесообразен лишь когда армия овладеет Ригой и Устъ-Двинском. И активные действия германского флота в кампании 1915 г. прекратились.

Завоевать господство в заливе для содействия войскам германскому флоту также не удалось. Э. Людендорф был вынужден констатировать это неприятное стратегическое обстоятельство: «Использовать порт Либавы для снабжения войск можно было лишь с большой осторожностью. Русские военные корабли и английские подводные лодки господствовали в восточной части Балтийского моря» [Людендорф Э. Мои воспоминания о войне. Первая мировая война в записках германского полководца. 1914-1918. М., 2007. С. 80].




Необходимо также вспомнить операции Балтийского флота по поддержке приморского фланга 12-й армии на рижском фронте осенью 1915 г.

Войска поддерживались артогнем, высаживались тактические десанты.
Так, десант у м. Домеснеса в составе 2 рот морских стрелков и эскадрона драгун разгромил германскую роту и уничтожил наблюдательный пункт противника. Потеряв 4 человека ранеными, десант нанес противнику урон в 40 человек. Участвовали в операции 2 канонерские лодки, 15 миноносцев, линкор «Слава» и гидроавиатранспорт (самолеты атаковали подкрепления противника) «Орлица». Руководил операцией А. В. Колчак, десантом командовал П. О. Шишко.

Показателен бой линкора «Слава» при поддержке эсминцев с батареями противника в октябре 1915 г. – при поддержке с моря части 12-й армии не только отразили наступление противника, но и контратакой овладели г. Кеммерн.

Борьбу на коммуникациях противника, поиски, рейды подводных лодок, установку активных минных заграждений русский флот осуществлял в целом успешно. В кампанию были захвачены или уничтожены 29 грузовых судов [Козлов Д. Ю. Флот Балтийского моря в кампании 1915 года: новые проблемы и новые достижения // Военно-исторический журнал. 2007. № 10. С. 29], на минных заграждениях и в результате ударов подлодок противник потерял броненосный («Принц Адальберт») и 3 легких крейсера («Газелле», «Ундина» и «Бремен»), 6 миноносцев, 7 тральщиков, 2 сторожевых корабля и два транспорта.

Примером активных действий на коммуникациях является бой 19 июня 1915 г. у Готланда - между 1-й бригадой крейсеров Балтфлота (крейсера «Рюрик», «Адмирал Макаров», «Богатырь», «Баян», «Олег», эсминец «Новик» и еще 8 эсминцев) и германским отрядом (крейсера «Роон», «Любек», «Аугсбург», минный крейсер-заградитель «Альбатрос» и 7 миноносцев), шедшего для минной постановки в Або-Аландском районе. Русские корабли впервые были наведены на противника по радио.

В ходе боя броненосный крейсер «Роон» получил три попадания крупнокалиберных снарядов - и германские крейсера вышли из боя, первыми прекратив огонь. Крейсера «Принц Генрих» и «Принц Адальберт» не успели прибыть к месту боя: по пути они были атакованы подлодкой Е-9. «Принц Адальберт» получил большую пробоину и еле добрался до Киля.

Крейсера «Олег» и «Богатырь» повредили «Альбатрос» и заставили минзаг у о. Эстергорн выкинуться на берег.


8. Броненосный крейсер «Роон».


9. Броненосный крейсер «Принц Адальберт».


10. «Альбатрос» после готландского боя.


11. Легкий крейсер «Богатырь».


12. Легкий крейсер «Олег».

Все активнее используются подводные лодки, в т. ч. британские.
В частности, атака Е-1 линейного крейсера «Мольтке» явилась одной из причин сворачивания германской операции в Рижском заливе, атака Е-9 броненосного крейсера «Принц Адальберт» во многом сорвала усиление отряда, ведущего Готландский бой.
Е-19 25 октября потопила легкий крейсер «Ундина».


13. Легкий крейсер «Ундина».

В октябре 1915 г. лишь две лодки уничтожили 7 транспортов общим водоизмещением до 16000 брутто-тонн, а всего в эту кампанию подлодки потопили несколько крупных кораблей.

Легкий крейсер «Бремен» предположительно погиб от торпеды Е-9 (по другим данным - на минах, выставленным эсминцами «Новик», «Забияка» и «Победитель», погибло 250 человек). Торпедированный 10 октября у Либавы подлодкой Е-8 «Принц Адальберт» унес с собой не только почти весь экипаж, но и кадетов военно-морского училища – всего 672 человека. Подлодки потопили 15 пароходов, были повреждены крейсер «Мольтке», миноносец S 148.


14. Легкий крейсер «Бремен».

Успешные действия подлодок вызвали тревогу в Германии, наложив отпечаток на германо-шведские коммуникации, что привело к усилению немецких сил на Балтике в ущерб другим ТВД (например, переброска 2 флотилий миноносцев).

Балтийский флот в кампании 1915 г. выполнил все стоявшие перед ним задачи: не пропустил флот врага в Ботнический и Финский заливы; не дал прорвавшемуся в Рижский залив немецкому флоту там остаться; оказал огневую поддержку войскам 12-й армии – и этим помог предотвратить захват противником Риги; активными действиями на коммуникациях вынудил германское командование направить дополнительные усилия флота на их защиту.

Немецкий же флот не смог решить ни одной из важнейших задач, в результате которых он должен был завоевать господство на Балтике. Впервые немцы активно использовали на Балтике основные силы своего флота, при этом не добившись решительного успеха и понеся ощутимые потери (броненосный, 3 легких и минный крейсера, гидроавиатранспорт, 6 миноносцев и эсминцев, минный заградитель, 7 тральщиков, подводная лодка, 3 сторожевых корабля), был сбит дирижабль «Цепеллин» (12 января над Либавой).


15. Прибытие в Петроград немцев-авиаторов (4 офицера и 3 матроса) с дирижабля P. Z. № 19.

В «результате систематически причинявшихся противнику потерь наш численно более слабый Балтийский флот не только запретил или пресек все наступательные операции германского флота, но и заставил германское командование сосредоточить все свое внимание на обороне. Нападение русских миноносцев на германский дозор на линии Люзерорт - Эстсргарн и гибель … крейсера «Bremen» с миноносцем, приписанная немцами атаке подводной лодки, заставили противника снять свой дозор с линии между Готландом и курляндским побережьем. Осенние заградительные операции русского флота, причинившие неприятелю большой материальный ущерб, свидетельствовали о том, что германскому командованию не только не удалось обеспечить устойчивость оперативного режима в южной части Балтийского моря, но и пришлось значительно ограничить район плавания своих кораблей. Взаимодействие германского флота с армией было сорвано. Попытки немцев овладеть Рижским заливом для помощи армии потерпели полную неудачу» [Озаровский Н. Ю. Указ. соч. С. 15].

Кайзер Вильгельм II, характеризуя кампанию 1915 г. на Балтике отметил, что война на этом море очень богата потерями, но без соответствующих результатов [Там же. С. 16].
53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    21 февраля 2017 06:27
    Хорошая статья. Но сразу начинают вспоминаться страницы книги В.С Пикуля "Моонзунд", в ней Валентин Саввич хорошо осветил своим творчеством картину войны на Балтике в описываемый период.
    1. +3
      22 февраля 2017 12:37
      Пикуль - беллетрист, причем весьма безграмотный в военно-технических и военно-исторических вопросах, зато фантазия у него богатая laughing
      1. +3
        23 февраля 2017 14:42
        Цитата: murriou
        Пикуль - беллетрист, причем весьма безграмотный в военно-технических и военно-исторических вопросах, зато фантазия у него богатая laughing

        При всем этом интегральная оценка деятельности В.С. Пикуля явно положительная.
        А такие романы как "Реквием каравану PQ-17" и "Крейсера" являются одними из наиболее значимых в русской маринистике.
        1. +3
          27 февраля 2017 06:04
          Еще раз: вы путаете заслуги Пикуля как популяризатора военно-исторической тематики - действительно немалые, - и его достижения как беллетриста, гораздо более скромные, а уж говорить о Пикуле как историке попросту смешно.
  2. +20
    21 февраля 2017 07:05
    Вообще то бой у о.Готланд весьма неоднозначен request
    Два крейсера не смогли потопить какой-то минзаг, другие два БРОНЕНОСНЫХ крейсера заработали ноль очков перед лёгким крейсером немцев("Аугсбург"). Потом когда подошёл "Роон" уже ЧЕТЫРЕ русских корабля показали ему корму и ждали мощного "Рюрика",который опять же не заработал очков в перестрелке с немцем. В итоге ПЯТЬ крейсеров ни хрена не сделали ОДНОМУ немецкому. "Любек" и "Аугсбург" не учитываются,потому что со своими 105мм пушками они статисты. Вопрос - уж не синдром ли Цусимы витал над русским флотом. Слышны голоса, что типа действия сковывали ПЛ(своего рода привет "Палладе" потопленой ПЛ) Ага...тогда вообще незачем выплывать за ЦМАП request Типа "Рюрику" от всплесков дальномеры залило и стрельба вышла отвратительной... Ага. Плохому танцору все знают, что мешает...
    Лично моё мнение.По сравнению с битвами соперников за пределами Балтики, возня РИФ выглядит бледной и вправе может называться театром местного значения request Немцам нужно было поддерживать фланг армии, а русские прятались за минные заграждения со своими страхами.... Вот и вся война на Балтике.
    ПС На Черном море всё гораздо интереснее и показательнее было yes
    Лично моё мнение hi
    1. +7
      21 февраля 2017 08:38
      Вообще то бой у о.Готланд весьма неоднозначен request

      вот то же самое хотел написать. Бой велся с нашей стороны очень неуверенно. Вместо активного нанесения потерь немцам, была невнятная перестрелка.
      Вопрос - уж не синдром ли Цусимы витал над русским флотом. Слышны голоса, что типа действия сковывали ПЛ(своего рода привет "Палладе" потопленной ПЛ)

      тогда уж, "синдром Паллады". Что, в конечном итоге, и привело к тому, что наши линкоры и броненосцы в-основном отстаивались на базах. Как говорил мой начальник: "Солдат без дела - потенциальный преступник". В данном случае - подвергались разложению бездеятельные матросы.
      1. +4
        21 февраля 2017 08:41
        Цитата: Микадо
        тогда уж, "синдром Паллады"

        yes Одно другому не мешает, но, в принципе,дополняет...
        Цитата: Микадо
        Что, в конечном итоге, и привело к тому, что наши линкоры и броненосцы в-основном отстаивались на базах.

        Это в народе так говорят, а военначальники говорят, что они "обороняют ЦМАП" soldier
        Цитата: Микадо
        Как говорил мой начальник: "Солдат без дела - потенциальный преступник". В данном случае - подвергались разложению бездеятельные матросы.

        Что дало мощную поддержку Февральской буржуазной революции winked
        1. +4
          21 февраля 2017 08:52
          Что дало мощную поддержку Февральской буржуазной революции winked

          я бы пошел еще дальше, и сказал бы - одну из главных движущих сил - революционных матросов. Которых Троцкий потом назовет "красой и гордостью революции". Причем среди балтийских моряков будут сильны даже не большевистские, а анархические настроения, которые потом и выльются в свой последний аккорд - Кронштадтский мятеж.
      2. +2
        21 февраля 2017 14:44
        Цитата: Микадо
        Как говорил мой начальник: "Солдат без дела - потенциальный преступник".

        Непуганый матрос расположен к безобразиям, это - потенциальный преступник, будущий убийца и насильник.
        ©
        1. +1
          21 февраля 2017 14:50
          Непуганый матрос расположен к безобразиям, это - потенциальный преступник, будущий убийца и насильник.

          многоуважаемый Алексей, а это чья фраза? Адмирала Вирена, судя по постановке вопроса? Роберт Николаевич, вообще, довольно жестко относился к матросам, за что, в принципе, и поплатился. В Кронштадте на входе в Петровский парк в то время даже висела табличка: "Собак не водить, солдатам и матросам не заходить!"
          1. +2
            21 февраля 2017 16:17
            Цитата: Микадо
            многоуважаемый Алексей, а это чья фраза? Адмирала Вирена, судя по постановке вопроса?

            Вы не поверите - утверждается, что это выдержки из высказываний вице-адмирала Геннадия Антоновича Радзевского, командира 7-й ОПЭСК КСФ. Судя по всему - это цитаты времён лихих 90-х.
            Впрочем, причины так высказаться у него были:
            По своему обыкновению, наш матрос необычайно любопытен и чрезвычайно шаловлив. Пробегая по коридору единственного в России авианосца, он бездумно ткнул своим грязным пальцем с обгрызенным ногтем кнопку на симпатичном неопломбированном приборе, а услышав за переборкой громкий хлопок и шум льющейся воды, радостно подпрыгнул и помчался в хлеборезку воровать масло. Какое ему дело до того, что в течение нескольких секунд он вывел из строя сразу более сотни лучших в мире зенитных ракет класса "воздух-воздух", за каждую из которых некогда братская нам Украина дерет с нас по лучшим мировым стандартам свыше ста тысяч долларов.
            1. +1
              21 февраля 2017 16:49
              затрудняюсь, что сказать.. what С одной стороны - наш человек с дурости и вправду способен на многое, с другой - фиг знает, так про личный состав говорить не стоит, если только этого конкретного неумного перед строем песочить, и говорить про именно его поступок. Про весь личный состав, тем более, с такой ненавистью, так говорить нельзя, даже в мемуарах. Просто оттолкнешь людей от себя! request
              Думаю, вброс. "Жареная утка" времен 90-х.
            2. +2
              21 февраля 2017 17:07
              Цитата: Alexey RA
              Вы не поверите - утверждается, что это выдержки из высказываний вице-адмирала Геннадия Антоновича Радзевского, командира 7-й ОПЭСК КСФ.

              Шедевр на шедевре.
              "Пишут нам много. Погубит нас всеобщая грамотность"
              "А Вы, товарищ кавторанг, если у Вас дырка в полголовы и Вы ничего запомнить не можете, наймите себе секретаршу, чтобы она все для Вас записывала. Но только страшную, и без ног, чтобы не предаваться на работе сексуальным фантазиям"
              "Сегодня - суббота, завтра - воскресенье, чертовски хочется поработать."
              "Танки клопов не давят, я даже не буду с вами разговаривать, товарищ капитан 3-го ранга."
              "Не уходи в себя, механик, там тебя найдут в два счета."
              "Не забывайтесь, если я туда направлюсь, то это будет поездка по вашим телам на танке с гусеницами в мелкий рубчик, чтобы было больнее."
              1. +3
                21 февраля 2017 17:13
                Любой командир корабля только тогда заслуживает уважения, когда сумеет сделать жизнь своих подчинённых невыносимой. smile
                Знаете, как грамотный начальник должен делать? - Не знаете… Он немедленно впивается своими кривыми зубами в загривок своего подчиненного, с удовольствием и взахлеб пьет его свежую горячую солоноватую кровь, и заставляет все-все делать, в том числе и за себя. Но ни в коем случае не благодарит за это, чтобы не подрывать свой авторитет.
                А все леденящую душу факты надо тщательно собирать, грамотно обобщать, вдумчиво анализировать, и - по самые гланды, с особым цинизмом, дерзостью и жесткостью проникновения. Гуманизм и человечность в вопросах поддержания боевой готовности - вещи преступные уже по самому определению.
                1. +1
                  28 февраля 2017 15:19
                  Цитата: Alexey RA
                  А все леденящую душу факты надо тщательно собирать, грамотно обобщать, вдумчиво анализировать, и - по самые гланды, с особым цинизмом, дерзостью и жесткостью проникновения. Гуманизм и человечность в вопросах поддержания боевой готовности - вещи преступные уже по самому определению.


                  Это когда на флоте понабирают срочников откуда попало.
                  В Британском флоте в ВМВ как то без невыносимой обстановки обходились, подчиненные уважали своих командиров.
                  Может с системой что то не так?
                  1. +3
                    28 февраля 2017 17:45
                    Цитата: DimerVladimer
                    В Британском флоте в ВМВ как то без невыносимой обстановки обходились, подчиненные уважали своих командиров.

                    Да-да-да...
                    Не говорите мне о военно-морской традиции. Это не что иное, как ром, содомия и плеть.

                    Видимо, от большого уважения к командирам в 1931 на кораблях RN произошёл Инвергордонский мятеж. И от большого же уважения на кораблях сохранялись подразделения морской пехоты. Небезызвестный Алистер Маклин служил на кораблях RN в войну - и свой "Крейсер Улисс" он писал с натуры.
                    Кстати, королевский канадский флот умудрился устроить аж 3 мятежа в 1949 году.
            3. +1
              28 февраля 2017 15:16
              Цитата: Alexey RA
              По своему обыкновению, наш матрос необычайно любопытен и чрезвычайно шаловлив. Пробегая по коридору единственного в России авианосца, он бездумно ткнул своим грязным пальцем с обгрызенным ногтем кнопку на симпатичном неопломбированном приборе, а услышав за переборкой громкий хлопок и шум льющейся воды, радостно подпрыгнул и помчался в хлеборезку воровать масло. Какое ему дело до того, что в течение нескольких секунд он вывел из строя сразу более сотни лучших в мире зенитных ракет класса "воздух-воздух", за каждую из которых некогда братская нам Украина дерет с нас по лучшим мировым стандартам свыше ста тысяч долларов.


              Что еще раз подтверждает - на флоте должны служить контрактники - лучшие из лучших, а не бараны любознательные, невесть откуда набранные...
    2. +3
      21 февраля 2017 10:20
      Рюрикович,согласен,что бой у о.Готланд какой-то невразумительный:русские не смогли грамотно использовать своё преимущество.
    3. +3
      21 февраля 2017 12:43
      Цитата: рюрикович
      По сравнению с битвами соперников за пределами Балтики, возня РИФ выглядит бледной и вправе может называться театром местного значения


      «Существование не ослабленного, совершенно боеспособного германского флота я считаю самым верным и вместе с тем безусловно необходимым средством, чтобы воспрепятствовать выступлению Англии в качестве посредника или участника континентальной войны. Сохранение боеспособного флота в этом отношении для нас гораздо важнее, чем уничтожение русского флота, за которое при неблагоприятных обстоятельствах придется дорого заплатить. В этом случае нам придется, пока существенно не изменится общее политическое .положение Европы, удовольствоваться «обезврежением» русского флота». Меморандум начальника морского генерального штаба, адмирала Поля.

      Поэтому во всех подготовительных к войне работах Балтийское море трактовалось как второстепенный театр, — уничтожение русских морских сил не ставилось главной задачей германского морского командования. В Германии считали, что разгром Балтийского флота в стратегическом плане не чего не даст. Россию необходимо побеждать на суше.
    4. +4
      21 февраля 2017 14:42
      Цитата: рюрикович
      Два крейсера не смогли потопить какой-то минзаг,

      Четыре крейсера - "Адмирал Макаров", "Баян", "Олег" и "Богатырь". smile
      Причём в противниках у них был единственный КРЛ "Аугсбург" и минзаг "Альбатрос". И наши 4 КР, забыв все постцусимские наставления, вели огонь по одной цели - "Альбатросу".
      Цитата: рюрикович
      Потом когда подошёл "Роон" уже ЧЕТЫРЕ русских корабля показали ему корму и ждали мощного "Рюрика",который опять же не заработал очков в перестрелке с немцем.

      Хе-хе-хе... в этой фазе ещё круче было: с "Рооном" перестреливался только "Баян". "Олег" занялся "Любеком". А "Адмирал Макаров" и "Богатырь" фактически устранились от боя, выпустив несколько снарядов. Причина проста - до этого "Адмирал Макаров" умудрился расстрелять по "Альбатросу" аж 61% БК своих 8".
      Цитата: рюрикович
      Типа "Рюрику" от всплесков дальномеры залило и стрельба вышла отвратительной... Ага. Плохому танцору все знают, что мешает...

      Самое забавное, что "Любек" своими 105-мм добился 10 попаданий в "Рюрик". А 120-мм "Рюрика" до "Любека" не добивали.

      И, кстати, интересно - откуда в статье взялись 3 попадания в "Роон"? what
      По Грибовскому попадание было одно - с "Баяна". Причём не в корпус, а в радиоантенну.
      1. +2
        21 февраля 2017 17:09
        Цитата: Alexey RA
        И, кстати, интересно - откуда в статье взялись 3 попадания в "Роон"?

        Да было такое... где-то у кого-то читал в том смысле, что нашим показалось, что они попали в Роон три раза. Конечно, не попали ни одного.
        1. +2
          21 февраля 2017 17:14
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Конечно, не попали ни одного.

          Один раз таки попали - в штангу. smile
          Сбили антенну.
  3. +7
    21 февраля 2017 07:52
    Можно сказать, позиционная война на Балтике..
  4. +5
    21 февраля 2017 09:59
    На Балтике немцы если, что им было нужно то и делали и флот свой отводили не в результате "потерь", а когда задача себя исчерпывала. В конце-концов наш балтийский флот стал флотом "маркизовой лужи", да собственно он и был им вседа и таким остается и по сей день...
    1. +3
      21 февраля 2017 10:25
      Цитата: Monster_Fat
      В конце-концов наш балтийский флот стал флотом "маркизовой лужи", да собственно он и был им вседа и таким остается и по сей день...

      Неее,Главбаза в Балтийске. Прям в окружении НАТО. Хотя по факту тут уже вся Балтика является простреливаемой лужей(пусть и не маркизовой, коей являлся исключительно Финский залив) из-за развитых авиации и ракет request
  5. +8
    21 февраля 2017 10:53
    Спасибо автору за рассказ. В целом БФ проявил себя хорошо, а невразумительный бой у острова Готланд и пассивная роль наших крейсеров- отсутствие достойного приемника у адмирала Эссена,.
    Хотя если вспомним поведение ЧФ в ВОВ: лишь в 1941-42 какая-то активность флота,а так в основном он в Поти "загарал". Этому лично я вижу 2 объяснения:а)адмиралы Октябрьский и Владимиров не смогли наладить хорошего взаимодействия с С.М.Буденным ;б)Сталин боялся за надводные корабли.
    Возможно,я ошибаюсь, но в советский период наши адмиралы за исключением 2-3 бледно смотрятся.
    1. 0
      21 февраля 2017 11:01
      Цитата: Монархист
      а невразумительный бой у острова Готланд и пассивная роль наших крейсеров- отсутствие достойного приемника у адмирала Эссена,.

      yes Хорошо подтверждает слова, приписываемые Нельсону, что "воюют не корабли, а люди" smile
    2. +4
      21 февраля 2017 14:56
      Цитата: Монархист
      Хотя если вспомним поведение ЧФ в ВОВ: лишь в 1941-42 какая-то активность флота,а так в основном он в Поти "загарал". Этому лично я вижу 2 объяснения:а)адмиралы Октябрьский и Владимиров не смогли наладить хорошего взаимодействия с С.М.Буденным ;б)Сталин боялся за надводные корабли.

      Третья причина - "Верп" 1943 года. Когда 8 авиакорпус за час утопил 1 ЛД и 2 ЭМ, причём корабли не спасли даже 28-узловая скорость, манёвр и прикрытие дальними истребителями.
      Четвёртая причина - отсутствие тыла и реммощностей. Текущий ремонт откладывался настолько. насколько возможно. А серьёзные ремонтные работы проводились путём истинной технической камасутры: например, дважды приходилось ремонтировать КР в доках, меньших кораблей по длине чуть ли не наполовину.
      Пятая причина - "дерибан" команд для СФ. Например, "Архангельск" как пылесос высосал спецов с "Парижанки", "Октябрины" и "Марата", после чего эти ЛК можно было использовать только как несамоходные ПБА. "Мурманск" тоже изрядно пощипал спецов из команд, но уже на КР.
      Короче, после севастопольского экспресса максимум, что мог выставить ЧФ - это 1 КР, 1 ЛД и 3-4 ЭМ. "Верп" лишил флот 1 ЛД и 2 ЭМ.
  6. +7
    21 февраля 2017 11:19
    Интересные подробности сражений Балтфлота, спасибо автору.
    Мог ли флот сражаться лучше? Наверное, мог. Но и выполнил многое.
    Легко рассуждать с сегодняшней колокольни.
    1. Комментарий был удален.
  7. +7
    21 февраля 2017 11:35
    Минзаг не такой уж и "КАКОЙ-ТО", а зёрна от плевел как известно по плодам, минзаг "Какой-то" гансы потеряли? ответ потеряли, "Роон" стал на ремонт? И вообщем-то не краткосрочный стал, так что как не крути, а плоды говорят о победе, может не такой убедительной как хотелось бы, но победе.
    1. +2
      21 февраля 2017 12:26
      Если бы сие мероприятие прошло в Северном море, разве шёл бы разговор о победе? Так стыка, постреляли - разошлись.
    2. +3
      21 февраля 2017 15:08
      Цитата: kapitan281271
      "Роон" стал на ремонт? И вообщем-то не краткосрочный стал, так что как не крути, а плоды говорят о победе, может не такой убедительной как хотелось бы, но победе.

      Вообще-то, через 5 недель после боя у Готланда "Роон" с "Принцем Генрихом" обстреливали наши позиции на Цереле.
  8. +6
    21 февраля 2017 11:43
    Еффективност ето соотношение достигнутих результатов к расходов.
    Можно ли било достичь ети результати на море без колосальних расходов на строительство линкоров и линейних крейсеров?
    В етом главний вопрос.
    1. +7
      21 февраля 2017 15:18
      Ну в таком случае, германский Флот открытого моря, самое не эффективная трата в истории человечества, после китайской стены.
    2. 0
      23 февраля 2017 11:32
      Цитата: Костадинов
      Еффективност ето соотношение достигнутих результатов к расходов.
      Можно ли било достичь ети результати на море без колосальних расходов на строительство линкоров и линейних крейсеров?
      В етом главний вопрос.

      Вы правы.
      Но только это справедливо не для отдельных стычек, а в целом...
      Если сложить военно-морские силы Антанты и стран Оси, то получается, что именно Антанта, затратив намного больше, не смогла полностью подавить угрозу на море...
      А немцы с их маленькими тычками и незаметными операциями сумели-таки приблизиться к Петрограду и войти в Севастополь...
      И в океанах англичане угля сожгли больше, чем стоили несколько германских крейсеров...
      А если оценить сколько стали не поступило для изготовления орудий, бронепоездов, дотов и танков.... то результаты военно-строительной политики будут для моряков неутешительными. Возможно даже для двух сторон конфликта.

      Но если в расчет брать мирное время накануне войны, то наличие флота трудно переоценить. Именно демонстрация флага и технического могущества сделала коалиции.
      Но тут надо признать, что при всей продуманности и явных технических успехах, германцы проиграли англичанам...
      Проиглали Италию, Японию, США... А ведь рассчитывали...
      Англичане взяли количеством.
  9. +5
    21 февраля 2017 15:49
    Цитата: Cartalon
    Ну в таком случае, германский Флот открытого моря, самое не эффективная трата в истории человечества, после китайской стены.

    Согласен - если ети деньги получила немецкая армия можно било и войну вьиграт еще 1914.
    Все таки есть у линкоров кайзера очень сильная конкуренция - японские, американские, италианские линкори во Второй мировой, линия Мажино, Атлантический вал.
    1. +6
      21 февраля 2017 16:26
      Цитата: Костадинов
      Согласен - если ети деньги получила немецкая армия можно било и войну вьиграт еще 1914.

      Линкоры времени первой мировой не только боевое, но и политическое оружие. Вес и значимость державы, возможность угрожать на удаленных морских театрах и побережьях.
      1. +6
        21 февраля 2017 16:50
        Если судьба твоего государства решаеться на суше нельзя вкладиват такие колоссальние деньги во второй по силе флот надводних кораблей в мире. И етот флот в конце концов пришлось самим затопит.
        1. +1
          22 февраля 2017 11:47
          Цитата: Костадинов
          Если судьба твоего государства решаеться на суше нельзя вкладиват такие колоссальние деньги во второй по силе флот

          Это сейчас мы все такие умные, зная ход и исход двух мировых войн.
          Накануне первой мировой решение развивать флот было очевидным, и кайзер не был тщеславным глупцом.
          1. 0
            22 февраля 2017 18:36
            Угу это решение очевидным образом вело к войне с самым могущественным государством мира, которое в ином случае было бы благожелательным нейтралом, а то и союзником.
  10. +13
    21 февраля 2017 22:19
    Что касается Готландского боя. Надо понимать, что ПМВ на море как и на суше была позиционной. Отсюда прямо вытекает и характер боев которые происходили.Кроме того, Для ПМВ на море вообще не характеры сражения организованных групп кораблей с решительным результатом, разгромом и/или уничтожением большого количества кораблей противника. на вскидку можно вспомнить лишь 3 - Гельголанд 1914 года, Коронел и сражение у Фолклендов. Почти все сражения заканчивались относительно малыми потерями, либо потерями не сопоставимы с задействованными силами. Например в сражении при Доггер-банке британцы не смогли использовать свое преимущество и бездарно упустили немцев, однако почему-то британский флот, британская общественность и историки считают Доггер-банку победой Роял Неви. А что уж говорить о Ютландском сражении. Ведь флот открытого моря ушел, да еще потопил больше кораблей противника, при том что у англичан было полное превосходство в силах и они его бездарно не реализовали..... Тем не менее итог Ютландского сражения победа Британии. Победы бывают разные. Не нужно себя унижать, а нужно помнить о не яркой, не такой результативной, НО БЕЗУСЛОВНОЙ победе нашего флота у о. Готланда. К тому надо отметить отличные действия русской военно-морской разведки (видимо захваченные кодовые книги на Магдебурге были уж не так бесполезны). Что касается сражения в Рижском заливе это была безусловная победа над превосходящим противником в оборонительном сражении. А наши союзники по Антанте любят говорить, что это была allied victory (тоже кстати касается и Готландского сражения), видимо потому что это совсем не "настоящие" победы.
    1. +3
      22 февраля 2017 10:48
      Цитата: fenist82
      Победы бывают разные. Не нужно себя унижать, а нужно помнить о не яркой, не такой результативной, НО БЕЗУСЛОВНОЙ победе нашего флота у о. Готланда.

      В чём победа-то? В том, что при подавляющем превосходстве отряда Бахирева (2 БрКР и 2 БпКР против 1 БпКР и 1 МЗ) нашим крейсерам не удалось гарантированно потопить даже МЗ? Четыре крейсера расстреливают один МЗ - и тот уходит в шведские воды и выбрасывается на берег.
      Если бы "Блюхер" при Доггер-Банке ушёл бы в голландские воды - в RN точно полетели бы головы.
      А уж последующие перестрелки с подошедшим "Рооном" - это вообще позор. Половина сил нашего отряда изображает зрителей, "Олег" вместо главной цели ведёт бой с "Любеком", но не добивает до него, а за всех приходится отдуваться одному "Баяну". Результат - 1 полноценное попадание в "Баян" и сбитая антенна на "Рооне".
      Как почти безоружный минзаг мочить - так все четверо, а как броненосный крейсер - так сразу застеснялись. smile
      А уж "Рюрик" вообще отжёг, умудрившись ни разу не попасть ни по "Любеку" с 60 кбт, ни по "Роону" с 65-80 кбт. При том, что сам получил 10 "гостинцев" с "Любека".
  11. +2
    22 февраля 2017 11:24
    В течение получаса «Сивуч» героически сражалась с превосходящими силами германцев, повредила вражеский крейсер

    Автор в своем духе молодец, вроде и не соврал, и смог создать нужное впечатление.
    Это "повреждение" заключалось в единственном (!) за весь получасовой бой попадании канлодки по крейсеру, в результате которого был разбит прожектор.
    Т.е. общее с "Варягом" при Чемульпо там действительно есть - и не только в героизме, но и в беспомощности.
    1. +1
      22 февраля 2017 11:44
      А кроме того, общее в мифотворчестве, согласно которому русский корабль, погибающий в отчаянном, но неравном бою, успел, сгорая и опускаясь на дно одновременно, серьезно повредить и почти-почти потопить с половину кораблей могучей германской эскадры, менее которой не хватило бы на таких героев laughing
    2. 0
      23 февраля 2017 11:39
      Цитата: murriou
      Т.е. общее с "Варягом" при Чемульпо там действительно есть - и не только в героизме, но и в беспомощности.

      Давайте не будем заводиться про "Варяг".
      Там наши действовали лучше в более сложгной обстанове.
      Но ... суммароно результат тоже неутешительный.
      1. +1
        27 февраля 2017 06:21
        Цитата: Сергей С.
        Там наши действовали лучше в более сложгной обстанове.

        Разве я спорю?

        Но здесь не о том речь, а

        1. О полном (или практически полном) отсутствии у противника потерь, т.е. крайне низкой эффективности в бою у царского флота.
        Название темы вспоминаем, да?

        2. Об огромном количестве вранья царской пропаганды, в попытках скрыть эту неэффективность и оправдать ее немеряным героизЬмом.

        3. И о том, что это вранье до сих пор старательно повторяют некоторые "знатоки".

        Кстати, некоторые т.н. специалисты оч увлекательно описывали, как в своем последнем героическом бою "Сивуч-2" своей 8-дюймовкой понаделал дырок в самоуверенных немецких крейсерах и линкорах, всей толпой топивших русских героев.

        Все бы и прекрасно, в хрустобулочную мифологию вписывается как нельзя лучше, но:

        1. Горе-историки и поверившие им безграмотные хрустобулочники путают "Сивуч-2" и "Кореец-2", имевшие только 120-мм орудия ГК, с одноименными предшественниками, имевшими орудия побольше. Но тоже не 8 дюймов, а 9.

        2. Тяжелые силы подошли гораздо позже, когда основную работу уже сделали легкий крейсер и эсминцы.

        3. Единственной немецкой реальной потерей в том бою стал прожектор, разбитый единственным как-бы-эффективным попаданием с русской стороны.

        А так, да, в остальном все верно laughing
  12. +3
    22 февраля 2017 11:57
    «Новик» вышел победителем из боя с двумя новейшими эсминцами, нанеся обоим серьезные повреждения.

    1. "Новейшие эсминцы" несли до 4 орудий 88 мм, т.е. даже при полном составе своей артиллерии (а она была неполной!) они вместе взятые по огневой мощи были немного слабее одного "новика".

    2. Через неполных 2 дня после этого боя "тяжело поврежденный" V-100 принял участие в бою с "сивучем-2".
    Так что, очевидно, насчет тяжелых повреждений автор традиционно приврал-сЪ.

    3. Вот что меня всегда интригует в описании этого боя. Сначала пара германских эсминцев сталкивается с парой русских патрульных эсминцев класса "доброволец", происходит короткая перестрелка, противники разбегаются... и ТИШИНА.

    Через некоторое время германцы так же сталкиваются с другой парой "добровольцев". И снова после короткой перестрелки и разбегания противников в стороны - ТИШИНА. Ни тревоги, ни поднятых на ноги патрулей по всей акватории... Ну, обнаружили противника на территории базы, и что, обычное дело, не о чем шуметь?

    И только когда германцы точно так же столкнулись с "новиком", тот не стал тихо отсиживаться в уголке, а вступил в бой.

    А "добровольцы"-то что, куда делись? Почему молчали? Почему не поспешили на помощь ни друг другу, ни "новику"?
    Видать, исключительная доблесть русских моряков и тут не превозмогла их же *исключительную скромность и застенчивость*.
    1. +6
      22 февраля 2017 16:27
      что ж вы так не любите русских моряков? и если вы своих оппонентов называете "хрустобулочниками" может вы "госдеповский подпёрдыш"?
      1. +3
        22 февраля 2017 18:52
        Цитата: ленивый
        что ж вы так не любите русских моряков?

        Дык... на основании того, что писали эти же сами моряки. Например, в Гангуте была статья "А.К. Вейс / На крейсере «Баян» в годы Первой мировой войны." - выдержки из воспоминаний командира КР "Баян". Там он высказывался о боях и сослуживцах ещё более нелицеприятно - например про то, как командир, ЕМНИП, КР "Адмирал Макаров" в докладе Эссену записал на "Баян" свои собственные грехи (перестрелку со своими же дозорными кораблями у базы флота).
        Цитата: ленивый
        и если вы своих оппонентов называете "хрустобулочниками" может вы "госдеповский подпёрдыш"?

        А что, кроме мягкого и тёплого других вариантов нет? Если не боготворишь царскую Россию - значит строчишь за гранты Госдепа? wink
      2. +1
        27 февраля 2017 06:22
        Вы можете оспорить приводимые мной ФАКТЫ?
        Пробуйте. Только фактами же, а не феерической мифологией и буйными фантазиями. laughing
  13. +3
    22 февраля 2017 12:34
    Руководил операцией А. В. Колчак

    Ага. Значит, к приведенным в рапортах лучезарно-победным данным надо относиться, мягко скажем, ОСТОРОЖНО. laughing

    на минных заграждениях и в результате ударов подлодок противник потерял ...

    Автор традиционно "забывает" уточнить, что успешно действовавшие подлодки были только (!) английские и с английскими экипажами.
    А в остальном даже ну совсем-совсем почти ничуть не наврал, как всегда laughing

    Все активнее используются подводные лодки, в т. ч. британские.

    "Войско Польско Берлин брало, а советско - помогало"(С) laughing
    Русские подводники на Балтике ничем, кроме феерических самозатоплений, показать себя не смогли.

    3 легких крейсера («Газелле», «Ундина» и «Бремен»)

    *Дивная забывчивость* автора прогрессирует laughing
    Кр "Газелле" остался на плаву, хотя и потерял боеспособность до конца войны. Аналогичные потери русских кораблей хрустобулочники вообще не считают потерями.
    Кр "Ундина" потоплен английской подлодкой, как обычно. В данном случае, Е-19.
    Кр "Бремен" был атакован английской подлодкой Е-9, но эту потерю хрустобулочники обычно записывают на счет русских минных постановок.

    Вместе с "Бременом" на то же минное поле безграмотные хрустобулочники, вроде автора этой статьи, вешают еще и гибель эсминца V-191.
    Фокус в том, что эсминец с таким названием был сделан в 1918 году и опоздал на войну.
    А в Балтике потонул миноносец Т-191. Разница в одну букву означает разницу в разы по водоизмещению и мощности вооружения, т.к. буквой Т обозначались устаревшие довоенные миноносцы.

    бой 19 июня 1915 г. у Готланда

    О котором автор тоже сообщает картину боя с *дивной избирательностью*, чтобы изобразить великую победу из недобитого целой эскадрой минзага laughing и скрыть полную беспомощность той же эскадры перед полноценными германскими боевыми кораблями.

    Подлодки потопили 15 пароходов, были повреждены крейсер «Мольтке», миноносец S 148.

    ...и много еще чего.
    Но это были АНГЛИЙСКИЕ подлодки, действовавшие по собственной инициативе, и при этом не пренебрегающие возможностью поохотиться в т.ч. в нейтральных водах, особенно шведских.
    Русское командование никак не могло это разрешить. Но кто ж его спрашивал-то? lol

    Автор старательно "забывает" такие "детали", т.к. хотя заслуги РУССКОГО флота в действиях АНГЛИЙСКИХ подлодок нет ни на грош, но английские успехи сравнимы с успехами всего Балтфлота, если не больше, и хрустобулочникам никак не удержаться от соблазна прикарманить английские результаты для приукрашивания успехов царского флота.

    Немецкий же флот не смог решить ни одной из важнейших задач, в результате которых он должен был завоевать господство на Балтике.

    Автор так же старательно "забывает", что основным противником германцев на море была Англия, основные планы германского командования были направлены в Северное море, только после Ютландского сражения немцы повернулись к Балтике лицом - и тогда остановить их не удалось.

    А до этого момента русский флот для германского был Неуловимым Джо.
  14. +1
    28 февраля 2017 15:25
    Цитата: Cartalon
    Ну в таком случае, германский Флот открытого моря, самое не эффективная трата в истории человечества, после китайской стены.


    Тогда уж британский - он был больше, и его цель - сдержать флот открытого моря.
  15. +1
    28 февраля 2017 15:40
    Цитата: DimerVladimer
    В Британском флоте в ВМВ как то без невыносимой обстановки обходились, подчиненные уважали своих командиров.

    Дооо... Там у них всегда так, особенно на кораблях, особенно в военное время.
    Вы на скольких кораблях ее величества в ВМВ послужили?