Русский флот в Первую мировую и его боевая эффективность. Часть 6

Говоря о причиненных противнику потерях, необходимо отметить, что подсчитанные безвозвратные потери противника касаются факта прямого или косвенного участия в нанесении этих потерь русского ВМФ. Другие случаи гибели кораблей противника (например, в результате штормов, аварий, катастроф и т. п.) нами не учитывались.

Это касается и русского флота. Так, например, эсминцы «Исполнительный» и «Летучий» 29. 11. 1914 г. перевернулись во время шторма в Финском заливе, 14 сентября и 10 ноября того же года погибли германские миноносцы Т 50 и S 124 от шторма и столкновения соответственно. Подводная лодка UB 25 погибла 06. 03. 1917 г. на Балтике в результате столкновения. Если считать косвенные потери противника, то получается, что германцы потеряли на Балтике единственный утраченный за войну дредноут – линкор «Рейнланд» 29. 03. 1918 г. во время операции у Аландских островов наскочил на камни, был отбуксирован, но из-за сильных повреждений не восстанавливался и был списан. Линкор «Императрица Мария» погиб 07. 10. 1916 г. по не установленной причине - предположительно от взрыва погребов. И перечень можно продолжать.

Русский флот в Первую мировую и его боевая эффективность. Часть 6

1. «Рейнланд».


Интересно отметить некоторые особенности потерь противника. Германские линкоры – новейший «Байерн», «Гроссер Курфюрст» и «Маркграф» были достаточно серьезно повреждены, подорвавшись на русских минах в ходе операции «Альбион» 1917 г. Германские линейные крейсера типа «Мольтке» были неоднократно повреждены. Так, линейный крейсер «Мольтке» 6 августа 1915 г. в ходе Ирбенской операции был торпедирован и поврежден английской подлодкой Е-1 (в носовой торпедный отсек и смежные помещения поступило 435 тонн воды, причем погибло 8 человек; взрывчатка рассыпалась, но детонации боезапаса не произошло). В ходе операции «Альбион» «Мольтке» получил мелкие повреждения: русская батарея на мысе Хундава на третьем залпе накрыла линейный крейсер. Линейный крейсер «Гебен» в боях у мыса Сарыч 5 ноября 1914 г. и у Босфора 27 апреля 1915 г. также получал повреждения.

26 декабря 1915 г. «Гебен» вел бой с новым дредноутом «Императрица Екатерина Великая». Получив попадание, он воспользовался преимуществом в скорости и ретировался в Босфор. Как минимум один раз корабль серьезно подрывался на русских минах (в декабре 1914 г. - принял 600 тонн воды и с большим трудом дошел до базы, а ремонт проводился с помощью кессона германскими водолазами). Линейный крейсер «Фон дер Танн» в Ирбенской операции 1915 г. получил попадание снарядом калибра 152 мм с русской батареи острова Утэ, а потом еще один снаряд попал в носовую дымовую трубу, причинив незначительные повреждения.


2. «Императрица Екатерина Великая».

Имели повреждения и многочисленные корабли более низких классов (например, легкий крейсер «Бреслау» в конце мая 1915 г. у Босфора подвергся торпедной атаке подлодки «Тюлень», 5 июля того же года подорвался на минах подводного минзага «Краб»; турецкая торпедная канонерская лодка «Берк-и-Сатвет» 20 декабря 1914 г. получила серьезные повреждения от русской мины и т. д.).

Если говорить о безвозвратных потерях противника от прямого или косвенного воздействия русского флота, то получится следующая картина.

Были уничтожены все броненосные крейсера типа «Фридрих Карл» - 2 единицы («Фридрих Карл» и «Принц Адальберт»: первый погиб на мине, а второй торпедирован британской подлодкой, действовавшей в интересах Балтфлота).

Были потеряны 5 легких крейсеров (германские «Магдебург», «Бремен», «Ундина», «Газелле», турецкий «Меджидие»), 1 вспомогательный крейсер, 1 монитор (австрийский), 30 эсминцев и миноносцев (27 германских, 2 турецких, 1 болгарский), 3 минных заградителя (2 турецких, 1 германский), 4 канонерские лодки (турецкие), 11 германских подводных лодок и подводных минных заградителей (U 26, U 10, UC 57 погибли на Балтике, U 13, U 45, UB 7, UC 15, UB 46 погибли на Черном море, U 56, U 76, U 28 погибли на Северном морском театре), 15 тральщиков (германские), гидроавиатранспорт («Гзиндер» подорвался на мине 21. 05. 1915 г. и разоружен), 5 сторожевых кораблей, 2 турецких сторожевых катера, вспомогательные суда.

Из 103 поименованных в предыдущей статье уничтоженных боевых кораблей противника 10 потеряны в 1914 г. (но в их числе 2 крейсера), 37 в 1915 г., 29 в 1916 г. и 27 в 1917 г. Из уничтоженных 103 кораблей противника - 11 турецкие, 1 болгарский (эсминец «Шумни»), 1 австрийский (монитор «Темеш»), остальные - германские.
На крупнейшие операции противника приходится безвозвратных потерь:
Ирбенская операция 26 июля - 8 августа 1915 г. – 2 эсминца и 3 тральщика;
Операция с целью сорвать готовящуюся русскую десантную операцию на Босфоре 21 марта 1915 г. – погиб легкий крейсер «Меджидие» (один из двух крейсеров ударной группы);
Операция 10-й минной флотилии по прорыву в Финский залив 29-30 октября 1916 г. – погибли 7 из 11 эсминцев флотилии;
Операция «Альбион» 1917 г. – 11 миноносцев и эсминцев, 6 тральщиков – самые крупные потери противника в одной операции.

Наиболее успешные (в плане безвозвратных потерь противника) активные операции русского флота – бой черноморских эсминцев 27. 11. 1915 г. у о. Кефкен – потоплены в артиллерийском бою турецкие канонерские лодки «Ташкопрю» и «Йозгат»; бой балтийских эсминцев 18. 05. 1916 г. с охранением германского конвоя в Норчепингской бухте – уничтожены вспомогательный крейсер «Германн» и 2 вооруженных траулера; Готландский бой 19. 06. 1915 г. – противник потерял минный крейсер «Альбатрос». Интересен бой 15. 06. 1915 г. в Ирбенском проливе 6-го дивизиона Минной дивизии и ПЛ «Окунь» с германским отрядом (броненосец береговой обороны «Беовульф», крейсера «Аугсбург», «Любек», 2 миноносца и 6 тральщиков), сорвавший артиллерийский обстрел противником г. Виндавы.

Интересно также отметить, что Балтийский флот успешен в основном применением минного оружия, Черноморский – артиллерийского огня.

Применяются таранные удары – например, 22. 03. 1916 г. на Черном море германская ПЛ U 33 при попытке атаковать русские транспорты была таранена эсминцем охранения «Строгий», получив повреждения; 01. 05. 1916 г. ПЛ «Морж» таранным ударом потопила турецкий парусник у м. Шали и т. д.

Имели место настоящие воздушно-морские операции – например, с 10 по 12 августа 1916 г. г. Варна бомбился русскими гидросамолетами сразу с 3-х авиатранспортов (чем не авианосная эскадра), германцы, нанеся ответный авиаудар, повредили эсминец «Поспешный». Высаживались десанты и диверсионные группы, артиллерийский обстрел береговых целей преследовал цель не только поддержать наземные войска, но и нанести прямой экономический ущерб врагу (например, с 17. 10. по 23. 10. 1916 г. крейсер «Память Меркурия», эсминцы «Поспешный», «Быстрый», и «Пронзительный» расстреляли нефтехранилища в Констанце - из 37 резервуаров 15 были уничтожены).

Потери русского флота от воздействия противника составили – 1 старый линкор («Слава» - затоплен экипажем в ходе Моонзундского сражения 04. 10. 1917 г.), 2 броненосных крейсера («Паллада» погибла от торпеды ПЛ U 26 28. 09. 1914 г., а «Пересвет» (переквалифицирован в броненосный крейсер после того как был выкуплен у Японии) подорвался на мине 22. 12. 1916 г. у Суэца), 1 легкий крейсер («Жемчуг» Сибирской флотилии – 15. 10. 1914 г. в Пуло-Пенанге), 10 эсминцев (7 балтийских – 4 («Охотник», «Доброволец», «Бдительный», «Лейтенант Бураков») погибло на минах, 1 («Гром») погиб в Моонзундской операции, 1 («Стройный») погиб от атак авиации и 1 («Казанец») торпедирован ПЛ; 3 черноморских («Живучий», «Лейтенант Зацаренный», «Лейтенант Пущин») погибли от подрыва на минах), 3 канонерские лодки («Сивуч» и «Кореец» погибли в Ирбенской операции 1915 г. соответственно 6 и 7 августа – одна от огня противника, другая затоплена экипажем; «Донец» при внезапной атаке турок 16. 10. 1914 г.), 3 минных заградителя («Прут» погиб в результате внезапного удара германо-турецких сил по черноморским портам 16. 10. 1914 г., «Енисей» 22. 05. 1915 г. торпедирован ПЛ, «Ладога» подорвалась на мине 02. 08. 1915 г.), также потеряно 3 сторожевых катера, сторожевое судно, военный транспорт, 7 пароходов, 9 подводных лодок (погибли на Балтике: «Акула» в 11. 1915 г.; «Сом» 10. 05. 1916 г., «Барс», «Львица», «Гепард» и АГ-14 в 1917 г.; черноморская «Морж» в конце апреля – начале мая 1917 г., английские Е-18 и С-32), не менее 15 тральщиков (так, ТЩК «Проводник» погиб 14 августа, а ТЩК № 7 и ТЩК № 8 – 9 сентября 1914 г., ТЩК 91 погиб во время минной постановки от своих мин в мае 1916 г., ТЩК 33 на Черном море сел на мель и уничтожен «Бреслау» и ПЛ U 33 и т. д.). Итого – менее 60 кораблей и судов.

Баланс, как мы видим – в пользу российского флота (например, в основном классе кораблей - миноносцев русские потеряли 10 против 30 у противника – в три раза меньше). Русский флот нанес противнику более тяжкие потери. Об этом свидетельствует и Н. Ю. Озаровский (хотя и исследуя более ограниченный промежуток времени): «За два года войны потери русского флота как в военных, так и в торговых кораблях выразились в 29000 т. За это же время соответствующие потери германского флота составили 105000 т» [Озаровский Н. Ю. Указ. соч. С. 16].

Это тем более интересно, что русский флот, не идя ни в какое сравнение с британским и германским, в меру своих сил нанес противнику более высокие общие потери, т. е. был более результативен. В частности, из сотни потерянных германцами за войну миноносцев и эсминцев [См. Трубицын С. Б. Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии (1871-1918 гг.). Спб., 2000. С. 111] 27 потеряны на Востоке – 27 %, при том что Россия последний год войны уже не воевала.

Говоря о потерях русского флота, стоит отметить, что фактической убыли в легких крейсерах не было (погиб "Жемчуг", но был введен в строй "Прут" - бывший "Меджидие"). Из 9 погибших подлодок - 2 британские (т. о. мы учли не только победы действовавших в оперативном подчинении Балтфлота британских субмарин, но отнесли к нему и их потери). Из 7 русских подлодок 5 погибли в непростом 1917 году.

Русские флоты теснейшим образом взаимодействовали с союзниками. Характеризуя взаимоотношения с союзниками (прежде всего британцами), следует отметить что Балтийское море являлось относительно изолированным бассейном и оказание помощи со стороны английского флота было затруднительным и затратным мероприятием. В то же время Германия, благодаря Кильскому каналу, в любой момент могла развернуть свой линейный флот на Балтике. Соответственно, взаимодействие с британцами осуществлялось: а) по линии разведки и обмена информацией (яркая иллюстрация – история с крейсером «Магдебург», когда важнейшие шифры и коды ВМФ Германии были переданы союзникам, что было важно для британского флота - особенно на первом этапе войны); б) на Балтийском море в союзных и русских интересах действовали британские подлодки.

На Черном море важнейшим элементом взаимодействия с союзниками было содействие русского флота англо-французским силам в период проведения Дарданелльской операции. Руководители Черноморского флота и группировки союзников в Проливах поддерживали постоянную связь. Наблюдались контакты по линии агентурной разведки. Осуществлялся и прямой обмен информацией, в том числе оперативной. Так, если использование документов крейсера «Магдебург», переданных британцам, позволяло последним эффективно действовать против германского флота, то англичане в свою очередь в ноябре 1914 г. поделились с русскими информацией об обороне Босфора и Дарданелл и состоянии турецкого флота.

Русские моряки в борьбе с германскими подлодками использовали такие новые боевые средства как гидростатические глубинные бомбы, ныряющие снаряды, противолодочные мины. Они были созданы в 1915 - 1916 гг., и в тот момент флоты других стран - участниц войны таких средств не имели. Т. о., русские моряки были пионерами в деле создания новых средств противолодочной борьбы, роль которых постоянно возрастала.

Россия была ведущей державой в использовании минного оружия. Союзники России извлекли из этого немалую пользу. Так, в октябре 1914 г. по просьбе англичан последним были переданы 1000 мин заграждения и 11 чертежей к ним, экземпляр змейкового трала и документация к нему. Русские офицеры-наблюдатели в британском флоте М. А. Кедров и М. И. Смирнов отмечали, в частности, приоритет русского флота в применении минно-торпедного и артиллерийского вооружения [Емелин А. Ю. Научно-технические аспекты взаимодействия русского и британского флотов. 1914-1917 гг. // Военно-исторический журнал. 2007. № 7. С. 44]. В марте 1916 г. в Англию по настоятельной просьбе Адмиралтейства был командирован офицер-минер Б. Ю. Аверкиев с комплектом чертежей и образцов новейших мин. В марте 1917 г. англичане запрашивали информацию о трассирующих снарядах, порохах, устройстве погребов на новых дредноутах, типах русских снарядов и пр. Обмен информацией был обоюдный. Например, после появления на Черном море германских подлодок русским было передано несколько экземпляров противолодочных сигнальных сетей, чертежи мониторов, образцы вооружения и техники и т. д.

Все это преследовало одну цель – победу над общим врагом, и в ее достижение русский флот внес свою весомую лепту.


3. Эскадра в походе


4. Император Николай II на палубе линкора.


5. Гельсингфорс. Император Николай II награждает матросов за боевые подвиги.


6. Командующий Черноморским флотом 1914-1916 гг. адмирал А. А. Эбергард.


7. Командующий Черноморским флотом 1916-1917 гг. вице-адмирал А. В. Колчак.


8. Командующий Балтийским флотом 1915-1916 гг. адмирал В. А. Канин.


9. Командующий Балтийским флотом 1916 – 1917 гг. вице-адмирал А. И. Непенин.


10. Начальник Морского Генерального штаба вице-адмирал А. И. Русин.


11. Начальник Главного Морского штаба вице-адмирал К. В. Стеценко.
Автор: Олейников Алексей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. амурец 25 февраля 2017 06:26
    Все это преследовало одну цель – победу над общим врагом, и в ее достижение русский флот внес свою весомую лепту.

    Автору спасибо за обзор участия РИФ в ПМВ, хотелось бы больше материалов о войне на Севере. Всё- таки ни перед ПМВ, ни перед ВОВ, этому театру не придавалось большого значения, а ведь это был прямой, открытый выход в Северную Атлантику. А в остальном автору плюс, потому как проделана большая работа по обзору участия РИФ вПМВ. Ещё раз спасибо.
    1. Ольгович 25 февраля 2017 09:14
      Цитата: амурец
      автору плюс, потому как проделана большая работа по обзору участия РИФ вПМВ. Ещё раз спасибо.

      Да, процитирована масса источников, все данные аргументированы.
      Русские моряки в борьбе с германскими подлодками использовали такие новые боевые средства как гидростатические глубинные бомбы, ныряющие снаряды, противолодочные мины. Они были созданы в 1915 - 1916 гг., и в тот момент флоты других стран - участниц войны таких средств не имели. Т. о., русские моряки были пионерами в деле создания новых средств противолодочной борьбы, роль которых постоянно возрастала.
      Россия была ведущей державой в использовании минного оружия. Союзники России извлекли из этого немалую пользу. Так, в октябре 1914 г. по просьбе англичан последним были переданы 1000 мин заграждения и 11 чертежей к ним


      Россия была и мировым лидером в морской авиации. Не забудем, что и первый полет за Полярным кругом в мире был осуществлен в России.

      Впервые на ЧФ при противолодочной обороне надводных кораблей авианосцем «Император Александр I» были использованы данные воздушной разведки, осуществленной летающей лодкой лейтенанта Г.В. Корниловича;

      впервые были применены ныряющие снаряды для атаки немецкой подводной лодке «UB-7»;

      Такая вот была лапотная и темная Россия....

      Автору спасибо за большой благодарный труд.
      1. амурец 25 февраля 2017 11:09
        Цитата: Ольгович
        Россия была и мировым лидером в морской авиации. Не забудем, что и первый полет за Полярным кругом в мире был осуществлен в России.

        Да! Так оно и было. Первым лётчиком Арктики был лейтенант РИФ Ян Нагурский.
        <<Первые полеты на самолетах за полярным кругом были совершены в 1914 году офицером русского флота Яном Нагурским [27]. Он получил приказ отправиться к западному побережью Новой Земли в надежде отыскать там следы двух русских экспедиций, которые в 1912 году, покинув Архангельск, направились к Земле Франца-Иосифа. Одной из этих экспедиций на корабле "Св. Анна" командовал лейтенант Брусилов [28], другая экспедиция под командованием лейтенанта Георгия Седова направилась на корабле "Св. Фока" [29]. Обе экспедиции пропали. >>
        Цитата вот из этой книги.
  2. parusnik 25 февраля 2017 07:40
    Интересный обзор и цикл статьей, спасибо автору..
  3. Barcid 25 февраля 2017 07:58
    Неплохая статья
  4. Екатерина II 25 февраля 2017 13:11
    Какая разная судьба у линкоров Императорской серии...
  5. Чернокнижник 25 февраля 2017 18:48
    А какая связь между прямым или косвенным воздействием русского флота и гибелью U-28? Насколько мне известно, то там флота России даже рядом не было.
  6. Severok 25 февраля 2017 22:44
    Одно только, весьма и весьма конкретное замечание автору. Роль Колчака в Первой мировой за кадром для большинства, а вот адмирал Эссен командовал Балтийским флотом в самый сложный период войны на Балтике.

    ГДЕ фото адмирала Эссена???
    1. Rotmistr 25 февраля 2017 22:49
      В 1-й статье серии. Я там нашел
  7. Товарищ 12 ноября 2017 05:14
    26 декабря 1915 г. «Гебен» вел бой с новым дредноутом «Императрица Екатерина Великая». Получив попадание

    Не было попадания.
    3. Эскадра в походе

    На картинке английский линейный крейсер.
Картина дня