Military Review

Railway tool 15 cm SK Nathan (Germany)

7
By the beginning of the First World War, the German army was armed with a large variety of large-caliber guns. In addition, there was a certain amount of special power artillery. The existing artillery was distinguished by sufficient firepower, but the effectiveness of solving combat missions was adversely affected by the not too high mobility of such systems. Several solutions were proposed to solve this problem, including the installation of existing tools on railway conveyors. The first version of such a weapon was the 15 cm SK Nathan system.


Soon after the start of the war, an original way was proposed to increase the firepower of artillery formations, which did not require additional costs. As a means of enhancing land artillery, it was proposed to use specially modified naval guns. The installation of a ship or coastal gun on a wheeled carriage made it possible to ensure the transfer to a specified position with the further destruction of specified targets. However, the implementation of such a proposal was associated with certain technical difficulties.

The fact is that the requirements for naval guns differed markedly from those for the ground. The artillery of a ship or coastal battery should have been distinguished by a long range of fire and the possibility of armor penetration. There were no significant restrictions on the dimensions and weight of the structure. In connection with such features, the adaptation of naval guns to the new role turned out to be quite a complicated matter. For the effective use of the existing system, it was necessary to develop new means of transportation, and also to find suitable tractors.

Railway tool 15 cm SK Nathan (Germany)
15 cm SK Nathan complex in firing position. The conveyor design is visible and the coulters fixed on the ground


In 1915-16, a new idea was proposed and developed regarding land platforms for naval artillery. It was proposed to recall the previously used special transporters on the basis of the railway platform. The tractor, accordingly, should have been a locomotive of the existing model. This technique first appeared in the middle of the XIX century and showed itself well. Railway guns had high firepower with a sufficiently high mobility. The gun could be delivered to the desired area in the shortest possible time. The only limitation in terms of mobility was the need for the presence of railway tracks.

The first mass-produced railway cannon for the German army was developed by the Krupp concern. In accordance with the weapons designation system existing at that time, the complex was named 15 cm Schnelladekanone L / 45 in Mittelpivot-Lafette (“15-cm gun of fast reloading with a barrel of 45 caliber on a rotating installation”) or 15 cm SK. Also, the project was named Nathan. According to some information, some serial weapons subsequently received their own names, in which one or another “last name” was added to the name Nathan.

As a basis for a promising gun mount, it was proposed to use the railway platform of the original design. In its composition both existing assemblies and aggregates, as well as completely new products should be used. In particular, it was necessary to develop a frame from scratch that fully meets the new requirements. The proposed platform could join any existing locomotives and compositions, which gave corresponding results in terms of mobility.

The main element of the platform was a frame structure, having fastenings for all other nodes. Due to the large mass of the weapon, the need to reduce the size and decrease the recoil arm, the central part of the platform was lowered relative to the front and rear. The lower aggregates of the center of the platform were located at the lowest possible height above the rails. Two two-axle bogies of standard construction, fitted with wheel sets with European gauge, were installed on the platform in front and in back. The wheelset had an elastic suspension. Trolleys could rotate relative to the platform, ensuring the passage of turns.

A characteristic feature of naval guns was increased firepower and a corresponding recoil momentum. It was proposed to solve this problem by fixing the entire gun mount in place. The platform complex 15 cm SK Nathan did not get the jacks for hanging above the tracks. The transfer of recoil to the ground was to be carried out with the help of several anchor openers on the chains. Chains were attached to the sides of the central part of the platform. Vomers should be driven into the ground, pulling the chains. Such means of stabilization did not differ high performance, but were fairly simple in production and effective from the point of view of application.

In the center of the platform, the authors of the project placed a king pin for mounting a rotary gun mount. It was proposed to mount the gun on the cabinet and complete it with some additional units. To protect the calculation and the breech of the gun to the turning part of the installation was attached a large armored cabin, which has a rectangular floor of great length, as well as relatively high frontal and side plates. There was no aft leaf, but for greater security of the artillerymen, the cabin was equipped with rear railings. When performing a horizontal pickup, the cabin was rotated along with the instrument.

All these technical tricks were necessary for the correct and convenient use of existing 15 cm L SKN / 45 naval guns. This gun was developed in the middle of the first decade of the 20th century and was intended to arm promising ships of various types, as well as for use as part of coastal batteries. For use with the instrument offered seven options for tumbling installation with various design features and capabilities. Four installation options had a completely closed tower, three more - shield cover. Systems with similar architecture differed from each other by guidance systems and, as a result, by permissible elevation angles, which had a corresponding effect on the maximum firing range.


15-cm gun on a coastal thumbs installation


The 15 cm SK L / 45 cannon had a barrel with a 149,1 caliber mm long 6,71 m (45 calibers). The rifling pitch varied from 1120 mm at the breech breech to 605 mm at the muzzle. A horizontal slide was used. The gun used separate loading and could use various types of ammunition. The maximum initial velocity of the shells reached 840-850 m / s. The firing range, depending on the angle of elevation and the type of projectile, exceeded 22,5 km.

In the prewar period and after the outbreak of the First World War, several types of 149-mm shells for various purposes were created. Marine and railway weapons could use 40 or 51 kg armor-piercing shells, high-explosive 40- or 44,9-kg shells, as well as fragmentation ones with similar parameters. The shells carried an explosive charge with a mass up to 3,9 kg. For throwing ammunition used liners with a variable charge, the maximum mass of which was 9,9 kg. Regardless of the type of projectile, the rate of fire reached 4-5 rounds per minute.

The design of the gun mount, mounted on a railway platform, made it possible to carry out a roundabout of the gun. However, due to the high recoil power and some other factors, it was possible to shoot only when the implement was turned perpendicular to the tracks or with a small deviation from such a direction. In this case, an optimal distribution of the mass of the tool and the recoil momentum on the installation design, rails, soil and coulters was ensured. Elevation angles varied from 0 ° to + 45 °.

By its dimensions, the 15 cm SK Nathan railway cannon corresponded to standard flat cars. The mass of the complex without ammunition reached 55,5 t. Such dimensions and weight allowed to operate the system on any existing railways and transport it with all existing locomotives, both separately and in trains. The minimum serviceable composition consisted of a locomotive, a gun conveyor, as well as a separate car for ammunition transportation and calculation.

The 15 cm SK L / 45 cannons were mass-produced for several years and used to arm several types of warships. The presence of serial production, as well as the rejection of the construction of some ships, made it possible to fairly quickly launch the production of new military equipment. The first samples of the railway system "Natan" were built already in 1916 year, and soon they became part of the artillery units of the army. They were supposed to be used as a mobile means of strengthening field artillery.

The ground forces from the very beginning showed an interest in the original design, which accordingly affected its future. The production of 15 cm SK Nathan railway installations continued until the 1918 year and was completed shortly before the end of the war. During this time, the concern Krupp has made at least 21 installation. A more accurate calculation is not possible for several reasons. Serial installations of a new type, in general, corresponded to the original project, however, as they were released, the design of the equipment was being finalized. Railway guns could differ from each other in the design of the stand, felling, guidance systems, etc. The overall look, however, remained unchanged and corresponded to the original project.

Details of the operation of two dozen railway installations 15 cm SK Nathan are unknown. It can be assumed that such weapons were used in various operations, where they worked together with field artillery on other carriages. The relatively high firing range made it possible to strike at various enemy targets using the existing railway network, and also without being exposed to a serious risk of a retaliatory strike. A good rate of fire, in turn, allowed in the shortest possible time to send a large number of shells to enemy positions. After completing the shooting, the gunners could quickly leave the position.


15 cm Feldkanone IR cannon on a wheeled carriage


However, the Nathan system was not without flaws. Perhaps the main were the specific characteristics of the shells. The 15 cm SK L / 45 cannon was originally designed as a weapon for ships and coastal batteries, which affected the design of its ammunition. The existing 149,1-mm projectiles had thick walls and carried an explosive charge of no more than 3,9 kg. Such a projectile could be used against armored ships and some ground fortifications, but for other tasks, the power of the charge could be insufficient. For example, in the fragmentation and high-explosive impact of the projectile guns, Nathan could be inferior to the ammunition of other systems.

There is reason to believe that when used at the front, rail guns could show acceptable results, but the small number of such systems in comparison with other artillery samples did not allow leaving a noticeable mark on stories one or another battle. Field guns of smaller caliber and other power were in the army in much larger quantities, which affected the ratio of results. Nevertheless, due to the large caliber railway systems proved to be a convenient means of strengthening the existing field artillery.

It should be noted that one of the "competitors" of the system on the railway platform could be another modification of the naval gun. On the basis of the existing model, an 149,1 cm Feldkanone IR gun was created using a towed wheeled carriage. According to its characteristics, such an instrument was similar to the Nathan system, but there were some differences, primarily related to the characteristics of transportation.

The 15 cm SK Nathan train guns, which became the first representatives of their class in the German army, confirmed the viability of the original idea and showed the fundamental possibility of continuing work in this direction. The military ordered the development of new similar systems with other artillery units. Among other things, it was again proposed to adapt marine tools for use on land. With the help of the projects that followed “Nathan”, over time, Germany was able to create a fairly numerous and developed group of railway artillery of great and special power.

All available weapons built before the end of the war were actively used in various operations. The career of these samples, including 15 cm SK Nathan, ended after the end of the battles. Subsequently, the Versailles Peace Treaty was signed, in accordance with which the German army was deprived of the right to have armaments of some classes in service and use. Under this reduction fell all railway tools that were available. By the beginning of the twenties, all 15 cm SK Nathan complexes were disposed of or handed over to third countries. The stored tools were exploited for some time by the new owners, but by the end of the twenties they were disposed of in connection with the development of the resource.


On the materials of the sites:
http://alternathistory.com/
http://navweaps.com/
https://revolvy.com/
Author:
Photos used:
Alternathistory.com, Wikimedia Commons
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. masiya
    masiya 20 February 2017 18: 13
    +2
    Interesting ... informative, but then after all the humiliations, they got this kind of stuff ...:
    1. Teberii
      Teberii 20 February 2017 20: 05
      +1
      They simply used the gained experience, and the lightning war did not need such tools. And those that were built should have been used exclusively only for breaking the Mayzhen line. But they got their application on our territory.
      1. Amurets
        Amurets 20 February 2017 23: 40
        +1
        Quote: Teberii
        They simply used the gained experience, and the lightning war did not need such tools.

        I agree, but not in everything. Such guns were needed against fortresses and fortified areas and in coastal artillery. In the USSR, there were also the 101st and 12th MADs in Leningrad and Vladivostok, for coastal defense purposes. The Germans also widely used railway artillery during the Second World War near Leningrad and Sevastopol. Railway batteries of the Baltic Fleet were used in the defense of Leningrad and Hanko, and during the assault on the Koenigsberg forts, as well as in the coastal defense of our troops in Courland. On the Black Sea, in the defense of Tuapse, the 16th 180mm railway battery participated.
        “The Tuapse defensive operation began on September 25, 1942. It was marked by fierce battles both on land and at sea. For us, it is especially important that in these battles the 16th battery of the TM-I railway gun mounts was used as part of the coastal artillery of the Tuapse Navy -180. " N.G. Kuznetsov. "The course to victory."
        1. Caretaker
          Caretaker 23 February 2017 14: 34
          0
          Quote: Amurets
          The Germans also widely used railway artillery during the Second World War near Leningrad

          Finnish railway batteries during the blockade also fired on the western regions of Leningrad.
          Quote: Amurets
          Baltic Fleet railway batteries were used in the defense of Leningrad

          I would put it this way: "Numerous railway batteries of various calibers were actively used in the defense of Leningrad."
  2. Alf
    Alf 20 February 2017 21: 18
    +1
    Quote: masiya
    informatively, then after all the humiliations they got this nafigachi ...:

    This is not about this building, the artilleryman General Halder said, A real work of art, but useless?
    1. Dryulea
      Dryulea 20 February 2017 21: 38
      +3
      I think Manstein said that.
      1. Alf
        Alf 21 February 2017 18: 29
        0
        Quote: Dryula
        I think Manstein said that.

        Perhaps I won’t argue. But the quote is real, no matter whose.

Железнодорожное орудие 15 cm SK Nathan (Германия)

К началу Первой мировой войны на вооружении армии Германии состояло большое количество разнообразных орудий крупного калибра. Кроме того, имелось определенное количество артиллерии особой мощности. Имеющаяся артиллерия отличалась достаточной огневой мощью, однако на эффективности решения боевых задач негативно сказывалась не слишком высокая мобильность подобных систем. Были предложены несколько вариантов решения этой проблемы, в том числе установка существующих орудий на железнодорожные транспортеры. Первым вариантом такого орудия стала система 15 cm SK Nathan.

Вскоре после начала войны был предложен оригинальный способ повышения огневой мощи артиллерийских соединений, не требующий дополнительных затрат. В качестве средства усиления сухопутной артиллерии предлагалось использовать специальным образом доработанные морские пушки. Монтаж корабельного или берегового орудия на колесном лафете позволял обеспечить переброску на указанную позицию с дальнейшим уничтожением заданных целей. Однако реализация такого предложения была связана с определенными трудностями технического характера.

Дело в том, что требования к морским орудиям заметно отличались от требований к сухопутным. Артиллерия корабля или береговой батареи должна была отличаться большой дальностью стрельбы и возможностью пробития брони. Существенные ограничения на габариты и массу конструкции при этом отсутствовали. В связи с такими особенностями адаптация морских орудий к новой роли оказывалась достаточно сложным делом. Для эффективного применения существующей системы требовалось разработать новые средства транспортировки, а также найти подходящие тягачи.


Железнодорожное орудие 15 cm SK Nathan (Германия)
Комплекс 15 cm SK Nathan на огневой позиции. Видна конструкция транспортера и закрепленные на грунте сошники


В 1915-16 годах была предложена и проработана новая идея, касавшаяся сухопутных платформ для морской артиллерии. Предлагалось вспомнить уже использовавшиеся ранее специальные транспортеры на базе железнодорожной платформы. Тягачом, соответственно, должен был стать паровоз существующей модели. Такая техника впервые появилась еще в середине XIX века и неплохо показала себя. Железнодорожные орудия имели высокую огневую мощь при достаточно высокой мобильности. Пушка могла быть доставлена в нужный район в кратчайшие сроки. Единственным ограничением в части мобильности была необходимость в присутствии железнодорожных путей.

Первое серийное железнодорожное орудие для германской армии было разработано концерном Krupp. В соответствии с существовавшей в то время системой обозначения вооружений, комплекс получил название 15 cm Schnelladekanone L/45 in Mittelpivot-Lafette («15-см пушка быстрой перезарядки со стволом длиной 45 калибров на вращающейся установке») или сокращенно 15 cm SK. Также проект получил имя Nathan. По некоторым данным, некоторые серийные орудия впоследствии получали собственные названия, в которых к имени Натан добавлялась та или иная «фамилия».

В качестве основы для перспективной орудийной установки было предложено использовать железнодорожную платформу оригинальной конструкции. В ее составе должны были применяться как уже существующие узлы и агрегаты, так и совершенно новые изделия. В частности, с нуля пришлось разработать раму, полностью отвечающую новым требованиям. Предложенная платформа могла присоединяться к любым существующим локомотивам и составам, что давало соответствующие результаты с точки зрения мобильности.

Основным элементом платформы была рамная конструкция, имеющая крепления для всех прочих узлов. В связи с большой массой орудия, необходимостью сокращения габаритов и уменьшением плеча отдачи центральная часть платформы была опущена относительно передней и задней. Нижние агрегаты центра платформы располагались на минимально возможной высоте над рельсами. Спереди и сзади на платформе устанавливались две двухосные тележки стандартной конструкции, оснащенные колесными парами с европейской колеей. Колесные пары имели упругую подвеску. Тележки могли вращаться относительно платформы, обеспечивая прохождение поворотов.

Характерной чертой морских орудий была повышенная огневая мощь и соответствующий импульс отдачи. Решать эту проблему предлагалось при помощи закрепления всей орудийной установки на месте. Платформа комплекса 15 cm SK Nathan не получила домкраты для вывешивания над путями. Передача отдачи на грунт должна была осуществляться при помощи нескольких якорей-сошников на цепях. Цепи крепились к бортам центральной части платформы. Сошники следовало забивать в грунт, натягивая цепи. Подобные средства стабилизации не отличались высокими характеристиками, но были достаточно просты в производстве и эффективны с точки зрения применения.

В центре платформы авторы проекта поместили шкворень для монтажа поворотной орудийной установки. Пушку предлагалось устанавливать на тумбе и комплектовать некоторыми дополнительными агрегатами. Для защиты расчета и казенника орудия к поворотной части установки крепилась крупная броневая рубка, имеющая прямоугольный пол большой длины, а также сравнительно высокие лобовой и бортовые листы. Кормовой лист отсутствовал, но для большей безопасности артиллеристов рубка оснащалась задними поручнями. При выполнении горизонтальной наводки рубка вращалась вместе с орудием.

Все эти технические ухищрения были необходимы для правильного и удобного использования существующего морского орудия 15 cm SK L/45. Эта пушка была разработана в середине первого десятилетия XX века и предназначалась для вооружения перспективных кораблей различных типов, а также для применения в составе береговых батарей. Для использования с орудием предлагались семь вариантов тумбовой установки с различными особенностями конструкции и возможностями. Четыре варианта установки имели полностью закрытую башню, еще три – щитовое прикрытие. Друг от друга системы со схожей архитектурой отличались системами наведения и, как следствие, допустимыми углами возвышения, что соответствующим образом сказывалось на максимальной дальности стрельбы


15-см пушка на береговой тумбовой установке


Пушка 15 cm SK L/45 имела ствол калибром 149,1 мм длиной 6,71 м (45 калибров). Шаг нарезов изменялся от 1120 мм у казенной части ствола до 605 мм у дульной. Использовался скользящий в горизонтальной плоскости клиновый затвор. Орудие использовало раздельное заряжание и могло применять боеприпасы различных типов. Максимальная начальная скорость снарядов достигала 840-850 м/с. Дальность стрельбы, в зависимости от угла возвышения и типа снаряда, превышала 22,5 км.

В предвоенный период и после начала Первой мировой войны были созданы несколько типов 149-мм снарядов различного назначения. Морское и железнодорожное орудие могло использовать бронебойные снаряды массой 40 или 51 кг, 40- или 44,9-кг фугасные, а также осколочные со схожими параметрами. Снаряды несли заряд взрывчатого вещества массой до 3,9 кг. Для метания боеприпасов использовались гильзы с переменным зарядом, максимальная масса которого составляла 9,9 кг. Вне зависимости от типа снаряда скорострельность достигала 4-5 выстрелов в минуту.

Конструкция орудийной установки, смонтированной на железнодорожной платформе, позволяла осуществлять круговую наводку орудия. Тем не менее, из-за большой мощности отдачи и некоторых других факторов стрелять можно было только при развороте орудия перпендикулярно путям или с малым отклонением от такого направления. В таком случае обеспечивалось оптимальное распределение массы орудия и импульса отдачи на конструкцию установки, рельсы, грунт и сошники. Углы возвышения менялись в пределах от 0° до +45°.

По своим габаритам железнодорожная пушка 15 cm SK Nathan соответствовала стандартным вагонам-платформам. Масса комплекса без учета боеприпасов достигала 55,5 т. Такие габариты и вес позволяли эксплуатировать систему на любых существующих железных дорогах и транспортировать всеми имеющимися локомотивами, как отдельно, так и в составах. Минимальный пригодный к эксплуатации состав состоял из паровоза, орудийного транспортера, а также отдельного вагона для транспортировки боеприпасов и расчета.

Орудия 15 cm SK L/45 производились серийно в течение нескольких лет и использовались для вооружения боевых кораблей нескольких типов. Наличие серийного производства, а также отказ от строительства некоторых кораблей позволили достаточно быстро наладить выпуск новой военной техники. Первые образцы железнодорожной системы «Натан» были построены уже в 1916 году, и вскоре оказались в составе артиллерийских подразделений армии. Их предполагалось использовать в качестве мобильного средства усиления полевой артиллерии.

Сухопутные войска с самого начала проявляли интерес к оригинальной разработке, что соответствующим образом сказалось на ее будущем. Производство железнодорожных установок 15 cm SK Nathan продолжалось до 1918 года и завершилось незадолго до конца войны. За это время концерном Krupp было изготовлено не менее 21 установки. Более точный подсчет не представляется возможным по ряду причин. Серийные установки нового типа, в целом, соответствовали исходному проекту, однако по мере их выпуска конструкция техники дорабатывалась. Железнодорожные пушки могли отличаться друг от друга конструкцией тумбовой установки, рубки, систем наведения и т.д. Общий облик, однако, оставался без изменений и соответствовал исходному проекту.

Подробности эксплуатации двух десятков железнодорожных установок 15 cm SK Nathan неизвестны. Можно предположить, что такое вооружение использовалось в разнообразных операциях, где работало совместно с полевой артиллерией на иных лафетах. Сравнительно высокая дальность стрельбы позволяла наносить удары по различным объектам противника, используя существующую железнодорожную сеть, а также не подвергаясь серьезному риску ответного удара. Хорошая скорострельность, в свою очередь, позволяла в кратчайшие сроки отправить на позиции противника большое количество снарядов. После завершения стрельбы артиллеристы могли достаточно быстро уйти с позиции.


Орудие 15 cm Feldkanone IR на колесном лафете


Тем не менее, система «Натан» не была лишена недостатков. Пожалуй, основным были специфические характеристики снарядов. Пушка 15 cm SK L/45 изначально создавалась в качестве вооружения кораблей и береговых батарей, что сказалось на конструкции ее боеприпасов. Имеющиеся 149,1-мм снаряды имели толстые стенки и несли заряд взрывчатого вещества не более 3,9 кг. Такой снаряд мог использоваться против бронированных кораблей и некоторых наземных укреплений, но для решения других задач мощность заряда могла быть недостаточной. К примеру, по осколочному и фугасному воздействию снаряд орудия Nathan мог уступать боеприпасам других систем.

Есть основания полагать, что при применении на фронте железнодорожные орудия смогли показать приемлемые результаты, но малая численность таких систем в сравнении с другими образцами артиллерии не позволяла оставить заметный след в истории того или иного сражения. Полевые орудия меньшего калибра и иной мощности имелись в войсках в куда больших количествах, что сказывалось на соотношении результатов. Тем не менее, за счет большого калибра железнодорожные системы оказывались удобным средством усиления существующей полевой артиллерии.

Следует отметить, что одним из «конкурентов» системы на железнодорожной платформе могла стать другая модификация морского орудия. На основе существующего образца была создана 149,1-мм пушка 15 cm Feldkanone IR, использующая буксируемый колесный лафет. По своим характеристикам такое орудие было похоже на систему «Натан», однако имело некоторые отличия, прежде всего связанные с особенностями транспортировки.

Железнодорожные пушки 15 cm SK Nathan, ставшие первыми представителями своего класса в немецкой армии, подтвердили жизнеспособность оригинальной идеи и показали принципиальную возможность продолжения работ в этом направлении. Военные заказали разработку новых аналогичных систем с иными артиллерийскими частями. Кроме прочего, вновь предлагалось адаптировать морские орудия к использованию на суше. При помощи проектов, последовавших за «Натаном», со временем Германия смогла создать достаточно многочисленную и развитую группировку железнодорожной артиллерии большой и особой мощности.

Все имевшиеся в наличии орудия, построенные до конца войны, активно использовались в различных операциях. Карьера этих образцов, в том числе и 15 cm SK Nathan, завершилась после окончания боев. В дальнейшем был подписан Версальский мирный договор, в соответствии с которым немецкая армия лишалась права иметь на вооружении и использовать артиллерийские системы некоторых классов. Под подобное сокращение попали все железнодорожные орудия, имевшиеся в наличии. К началу двадцатых годов все комплексы 15 cm SK Nathan были утилизированы или переданы третьим странам. Сохраненные орудия в течение некоторого времени эксплуатировались новыми хозяевами, но к концу двадцатых годов были утилизированы в связи с выработкой ресурса.


По материалам сайтов:
http://alternathistory.com/
http://navweaps.com/
https://revolvy.com/
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Alternathistory.com, Wikimedia Commons

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. masiya 20 февраля 2017 18:13
    Интересно... познавательно, но потом после всех унижений дойчи вот такое нафигачили...:
    1. Teberii 20 февраля 2017 20:05
      Просто использовали полученный опыт,да и молниеносная война не нуждалась в таких орудиях . А те что были построены должны были использованы исключительно только для взлома линии Можено .Но свое применение получили на нашей территории.
      1. амурец 20 февраля 2017 23:40
        Цитата: Teberii
        Просто использовали полученный опыт,да и молниеносная война не нуждалась в таких орудиях .

        Согласен, но не во всем. Такие пушки нужны были против крепостей и укрепрайонов и в береговой артиллерии. В СССР тоже были 101-я и 12-я МЖАД в Ленинграде и Владивостоке, для целей береговой обороны. Немцы же широко использовали ЖД-артиллерию в годы ВОВ под Ленинградом и Севастополем. ЖД-батареи Балтийского флота использовались в обороне Ленинграда и Ханко, и при штурме фортов Кенигсберга, а также в береговой обороне наших войск в Курляндии. На Чёрном море, в обороне Туапсе, участвовала 16-я 180мм ЖД-батарея.
        "Туапсинская оборонительная операция началась 25 сентября 1942 года. Она отмечена ожесточенными боями как на суше, так и на море. Для нас особо важно то обстоятельство, что в этих боях в составе береговой артиллерии Туапсинской ВМБ действовала 16-я батарея железнодорожных артустановок TM-I-180." Н.Г. Кузнецов. "Курсом к победе."
        1. Смотритель 23 февраля 2017 14:34
          Цитата: амурец
          Немцы же широко использовали ЖД-артиллерию в годы ВОВ под Ленинградом

          Финские ЖД-батареи во время блокады тоже обстреливали западные районы Ленинграда.
          Цитата: амурец
          ЖД-батареи Балтийского флота использовались в обороне Ленинграда

          Я бы сформулировал так: "Многочисленные ЖД-батареи различных калибров активно использовались при обороне Ленинграда".
  2. Альф 20 февраля 2017 21:18
    Цитата: masiya
    познавательно, но потом после всех унижений дойчи вот такое нафигачили...:

    Это не про это ли сооружение артиллерист генерал Гальдер сказал-Настоящее произведение искусства, однако бесполезное ?
    1. Дрюля 20 февраля 2017 21:38
      По-моему это сказал Манштейн
      1. Альф 21 февраля 2017 18:29
        Цитата: Дрюля
        По-моему это сказал Манштейн

        Возможно, спорить не стану. Но цитата реальная, не важно чья.
Картина дня