Полигоны Нью-Мексико (часть 3)



Вскоре после создания Невадского ядерного полигона там начались интенсивные испытания ядерных и термоядерных зарядов. До запрета на атмосферные ядерные испытания в 1963 году здесь, по официальным американским данным, выросло 100 «ядерных грибов». В Неваде не только испытывались новые боеголовки, но и происходила отработка боевого применения уже принятых на вооружение ядерных зарядов и учения с применением ядерного оружия, в которых задействовались тысячи военнослужащих. Для изучения поражающих факторов ядерных взрывов и защиты от них в районе испытаний в 50-60-е годы активно работали инженерно-сапёрные части американских вооруженных сил, возводящие как жилые здания, так и многочисленные фортификационные сооружения. На различном удалении от эпицентра устанавливались образцы техники и вооружения. В этом отношении американцы превзошли все страны «ядерного клуба». На полигоне подрывались ядерные фугасы, осуществлялись пуски тактических ракет, стреляло «ядерное» артиллерийское орудие. Но чаще всего бомбы сбрасывали с тактических и стратегических бомбардировщиков, что, несмотря на кажущуюся простоту такого способа применения, породило ряд технических проблем.




Подготовка к боевому применению ядерного оружия всегда была делом ответственным и сложным, а первые ядерные бомбы с примитивными, и не всегда надёжными схемами автоматики требовали в этом отношении повышенного внимания и принесли немало беспокойства своим создателям и испытателям. Так, в целях безопасности при нанесении ядерных ударов по японским городам в августе 1945 года окончательная сборка ядерных бомб велась в воздухе, уже после того как бомбардировщики удалились на безопасное расстояние от своего аэродрома.

В 50-е годы в США даже создали урановую бомбу «пушечного» типа, в которой вообще не было электрических схем. Запуск ядерной реакции происходил после удара об поверхность земли обычного контактного взрывателя, принципиально аналогичного тем, что использовались в крупнокалиберных свободнопадающих авиабомбах. По замыслу конструкторов, такая схема инициирования заряда должна была если не исключить, то свести к минимуму вероятность отказа ядерного боеприпаса. Хотя в больших количествах этот тип бомбы из-за низкого весового совершенства и недопустимо малого КПД не производился, данное направление в проектировании ядерных зарядов очень ярко характеризует степень технической надежности первых ядерных боеприпасов. По разным оценкам от 10 до 20 % ядерных испытаний, проводимых в 40-60-е годы в США, закончились неудачей, либо проходили с отклонениями от проектных данных. Ядерные заряды нескольких авиационных бомб, в силу неправильной работы автоматики или ошибок проектировщиков, были рассеяны на местности после срабатывания взрывчатого вещества, предназначенного для запуска цепной реакции.

По мере раскручивания маховика ядерных испытаний, ВВС США срочно потребовалась хорошо оборудованная авиабаза, где можно было бы в подходящих условиях хранить и вести работы с ядерными бомбами. На первом этапе для этого использовали одну их взлётно-посадочных полос на территории Невадского полигона. Но из-за возможного радиационного заражения в результате неудачного испытания размещать на постоянной основе бомбардировщики-носители ядерных бомб, строить капитальные сооружения для персонала, арсеналов и лабораторий здесь не стали. Возводить специально для этого новую авиабазу в Неваде было неразумно, и командование ВВС озаботилось выбором уже существующих объектов. При этом авиабаза, где должны были базироваться участвующие в испытаниях бомбардировщики, необходимо было расположить на безопасном расстоянии, исключающем воздействие радиоактивных осадков, в то же время расстояние от полигона до авиабазы базирования должно было быть не слишком большим, дабы самолету с ядерным оружием на борту не приходилось преодолевать значительные расстояния над густозаселёнными районами. Кроме того, сама авиабаза, где предполагалось производить различные манипуляции с ядерными материалами, должна соответствовать различным, зачастую весьма противоречивым требованиям. Для взлета и посадки дальних бомбардировщиков и тяжелых военно-транспортных и самолётов-заправщиков требовалась протяженная взлётно-посадочная полоса с твёрдым покрытием. На базе были необходимы укреплённые хранилища и оборудованные лабораторные корпуса, мастерские и инфраструктура жизнеобеспечения. Поблизости желательно было иметь транспортные магистрали, по которым могла осуществляться доставка тяжелых крупногабаритных грузов и больших объёмов строительных материалов.

Большинству этих требований соответствовала авиабаза «Холломан», расположенная неподалёку от полигона «Уайт Сандз», где 16 июля 1945 года состоялось первое ядерное испытание. Однако ракетный полигон и авиабаза «Холломан» под завязку загрузили испытаниями новых ракет и авиационных боеприпасов. Поэтому выбор пал на Kirtland Air Force Base – авиабазу «Киртленд», расположенную недалеко от города Альбукерке в Нью-Мексико.

Своё название авиабаза получила в честь полковника Роя Киртленда – одного из первых американских военных лётчиков. До получения в 1941 году официального статуса авиабазы в этом районе находилось несколько частных аэродромов, самым крупным их которых был аэропорт Альбукерке. После начала Второй мировой войны для строительства авиабазы правительство США перевело эти земли в государственную собственность. Первым военным самолетом, приземлившимся здесь 1 апреля 1941 года, был бомбардировщик Douglas B-18А Bolo, созданный на базе военно-транспортного DС-2.

Полигоны Нью-Мексико (часть 3)

Бомбардировщик B-18


Впрочем, B-18 не получил большого распространения в ВВС США и основными самолётами, для которых на авиабазе «Киртленд» готовили экипажи, стали тяжелые бомбовозы B-17 Flying Fortress и B-24 Liberator. Продолжительность подготовки пилотов и штурманов составляла от 12 до 18 недель.

Поскольку современные бомбардировщики были в дефиците, пилоты учились летать на бипланах PT-17 и устаревших лёгких одномоторных бомбардировщиках A-17, после чего отрабатывали навыки пилотирования на двухмоторных AT-11 и В-18А. Большое внимание уделялось полётам в тёмное время суток. На этих же уже не соответствовавших современным требованиям бомбардировщиках обучали штурманов-бомбардиров и бортовых стрелков. После обучения экипажи пересаживались на В-17 и В-24.


Сброс практической 100 фунтовой бомбы M38A2 с учёбно-тренировочного бомбардировщика АТ-11


Для отработки практических навыков бомбометания в 10 километрах восточней аэродрома на местности соорудили кольцевую мишень, состоявшую из нескольких колец. Диаметр внешнего круга составляет около 900 метров, внутреннего – 300 метров. Именно по этой мишени осуществлялось учебное бомбометание практическими бомбами M-38 с зарядом чёрного пороха и мелкодисперсным порошком синего цвета, дававшими при падении хорошо видимые синие султаны. Сдавшими экзамен считались экипажи, которым удавалось положить не менее 22% бомб во внутреннее кольцо. Эта кольцевая мишень, использовавшаяся и в послевоенное время, хорошо сохранилась до наших дней и отлично видна на спутниковых снимках.


Спутниковый снимок Google Earth: кольцевая мишень в окрестностях аэродрома «Киртланд»


Командование ВВС США после вступления страны в войну очень ответственно относилось к процессу боевой подготовки и не жалело на это средств. В ходе тренировки и сдачи экзаменов на один экипаж полагалось использовать не менее 160 практических и фугасных бомб. Для бомбометания полноценными фугасными авиабомбами в 1943 году в 20 км к юго-востоку от аэродрома на территории 3500 м² построили 24 цели, имитирующие города, промышленные объекты и корабли.

К моменту окончания Второй мировой войны в учебном центре под Альбукерке только для полётов на бомбардировщиках В-24 было подготовлено 1750 пилотов и 5719 штурманов-бомбардиров. Вначале 1945 года в лётной школе начали подготовку экипажей дальних бомбардировщиков B-29 Superfortress, которые в дальнейшем принимали участие в ударах по Японии.

На этапе реализации «Манхэттенского проекта», ещё до первого ядерного взрыва, авиабаза «Киртланд» играла важную роль в доставке материалов и оборудования в Лос-Аламос. Именно в «Киртленде» шла подготовка экипажей для первого боевого применения ядерного оружия. На этой авиабазе была сооружена первая «ядерная яма» с гидравлическим подъёмником, предназначенная для загрузки крупногабаритных ядерных бомб в бомбоотсеки дальних бомбардировщиков.


Бомбардировщик 4925-й испытательно-тестовой эскадрильи на «ядерной яме»


Два бомбардировщика В-29 из состава 4925-й испытательно-тестовой группы, базировавшейся на авиабазе 16 июля 1945 года, приняли участие в операции «Тринити», наблюдая за ядерным взрывом с высоты 6 000 метров. Немаловажной была роль самолётов с «Кирленда» в ядерной бомбардировке Японии. Ядерные заряды из лаборатории в Лос-Аламосе сначала доставили на авиабазу в Нью-Мексико, а затем их на военно-транспортном самолёте С-54 отправили в порт Сан-Франциско, где перегрузили на борт крейсера USS Indianapolis, направляющегося в Тиниан.

Участие в программе создания ядерного оружия наложило отпечаток на будущее авиабазы. В годы войны американское военное ведомство приобрело обширный участок земли к западу от авиабазы. Первоначально там испытывались секретные на тот момент зенитные снаряды с радиовзрывателем, многократно повышавшие вероятность поражения воздушных целей. После войны сюда переехал из Лос-Аламоса «Отдел Z», занимавшийся созданием ядерных боеприпасов.

После окончания Второй мировой дальнейшие перспективы авиабазы «Киртленд» некоторое время были неопределенны. В конце 1945 года сюда начали перегонять излишки авиатехники, образовавшиеся после окончания боевых действий. Если учебно-тренировочные PT-17 и Т-6 пользовались неплохим спросом для использования в роли машин сельхозавиации и спортивных самолётов, а транспортные С-54 активно приобретали авиакомпании, то несколько сотен поршневых бомбардировщиков и истребителей в «Киртленде» пустили «под нож».

В итоге близость «Киртленда» к Невадскому полигону, переезд организаций, ответвленных за создание ядерного оружия, и готовая инфраструктура – всё это стало причинами того, что здесь была создана база, где специалисты Sandia National Laboratories – «Сандийской национальной лаборатории» министерства энергетики США совместно с Исследовательским отделом ВВС США занимались созданием, подготовкой к испытаниям и совершенствованием авиационных ядерных боеприпасов. Для «Отдела Z», ответственного за проектирование, монтаж, хранение и полевые испытания элементов ядерных зарядов, на авиабазе создали особо охраняемую зону, где также хранили немногочисленные на тот момент готовые атомные бомбы.

1фераля 1946 года авиабаза «Киртланд» получила статус лётно-испытательного центра. Сюда вернулись В-29 58-го бомбардировочного крыла. Самолёты этой авиационной части задействовались в ядерных испытаниях и отрабатывали методику применения и безопасного обращения с атомными бомбами. В начале 1947 года на базе сформирован особый саперный батальон для помощи в сборке и обслуживании атомных бомб.

Помимо В-29 в составе специально созданной 2758 –й экспериментальной эскадрильи имелись: бомбардировщики B-25 Mitchell, истребители F-80 Shooting Star, F-59 Airacomet, F-61 Black Widow, военно-транспортные C-45 Expeditor и C-46 Commando. В 1950 году авиационный парк «ядерной» эскадрильи пополнили бомбардировщики В-50 и истребители F-84 Thunderjet.

В июле и августе 1946 года персонал и авиатехника с авиабазы «Киртланд» и специалисты «Отдела Z» приняли участие в операции «Перекрёсток» - первых послевоенных ядерных взрывах на тихоокеанском атолле Эниветок. По мере раскрутки маховика «холодной войны» роль авиабазы в Нью-Мексико всё больше возрастала. Кроме «Отдела Z» здесь размещались и другие организации, участвовавшие в создании и испытаниях атомных бомб. Авиабаза «Киртланд» в конце 40-х стала основным объектом ВВС США, где велась подготовка к применению ядерного оружия.

Для этого на авиабазе начали строительство комплекса «Сандия» с многочисленными подземными сооружениями. В 1952 году «Отдел Z» объединили со специальным подразделением ВВС, в результате чего появился Air Force Special Weapons Center (AFSWC) – «Центр специального оружия ВВС».


Спутниковый снимок Google Earth: хранилище ядерного оружия «Манзано»


В феврале 1952 года в районе бывших выработок в горе Манзано в 9 км на юго-восток от Альбукерке завершилось строительство хорошо укреплённого подземного хранилища ядерных боезарядов. Хранилище, известное как «Объект Манзано», расположено на территории площадью 5,8 х 2,5 км. На базе хранения «Манзано», функционирующей и в настоящее время, может быть размещено несколько тысяч ядерных боезарядов.


Один из многочисленных «ядерных» бункеров на базе хранения ядерных зарядов «Манзано»


На спутниковых снимках видно, что в горе Манзано имеется несколько десятков входов в укреплённые подземные бункеры. Именно здесь теперь хранятся основные запасы ядерного оружия и расщепляющихся материалов, имеющиеся на авиабазе «Киртленд».


Спутниковый снимок Google Earth: «ядерные» бункеры и площадки для подготовки боезарядов неподалёку от ВПП авиабазы «Киртланд»

В прошлом ядерные боеголовки также хранились на объекте «Сандия» и в ядерных бункерах в 1 км к югу от ВПП авиабазы. Рядом с «ядерными» бункерами имеются бетонные ангары, где осуществляются различные манипуляции с ядерными зарядами, и площадки с «атомными» ямами для подвески «специальных» авиационных боеприпасов на авиационные носители. Все эти объекты до сих пор поддерживаются в рабочем состоянии.



Главным исследовательским инструментом киртлендского «Центра специального оружия» стала 4925-я испытательная авиационная эскадрилья, пилоты которой временами выполняли весьма рискованные задания. Так, во время испытаний атомных и водородных бомб на тихоокеанских атоллах и в Неваде самолёты 4925-й авиагруппы неоднократно пролетали сквозь облака, образовавшиеся после взрывов, с целью получения проб и определения уровня опасности радиационного загрязнения. Также специалисты AFSWC участвовали в экспериментах по проведению высотных ядерных взрывов, для чего использовались зенитные и авиационные ракеты. Одной из наиболее сложных задач, выполненной пилотами, задействованных в работах по ядерной тематике, стала отработка и натурные испытания 19 июля 1957 года на Невадском ядерном полигоне неуправляемой авиационной ракеты Genie с ядерной боеголовкой W-25 мощностью 2 кт. Впоследствии этой НАР вооружались перехватчики: F-89 Scorpion, F-101B Voodoo, F-102 Delta Dagger и F-106А Delta Dart .



В первой половине 60-х годов в 4925-й авиационной группе был весьма пёстрый состав авиатехники: по два бомбардировщика В-47 и В-52 и три истребителя F-100 Super Sabre, F-104 Starfighter и даже итальянский Fiat G-91.

Первоначально пилоты и самолёты 4925-й авиационной группы привлекались как к самим испытаниям авиационных ядерных боеприпасов, так и к наблюдению, ведению фото-киносъёмки ядерных взрывов и забору проб воздуха над полигоном. В связи с высокой загруженностью 4925-й авиационной группы в дополнение к ней в «Киртланде» сформировали 4950-ю тестово-оценочную авиагруппу. На технику и личный состав этого подразделения возложили обязанности по наблюдению и фиксации результатов взрывов и забор проб на больших высотах.


Высотный разведчик RB-57D-2 в процессе забора проб воздуха над ядерным полигоном


Для высотных полётов над ядерными полигонами в 4950-й авиагруппе использовались специально модифицированные разведчики RB-57D-2 Canbera. После вступления в силу договора, запрещающего атмосферные ядерные испытания, 4925-ю и 4950-ю авиагруппы ликвидировали. Часть техники и личного состава передали во вновь сформированную 1211-ю тестовую эскадрилью.


Высотный "разведчик погоды" WB-57F на авиабазе «Киртланд»


Официально задачей эскадрильи была разведка погоды, однако фактически основной функцией экипажей самолётов RB-57D-2, переименованных в WB-57F, стало слежение за соблюдением условий договора в СССР и наблюдение за французскими и китайскими ядерными испытаниями. Активное использование самолётов WB-57F продолжалось до 1974 года, после чего их передали на хранение в «Дэвис-Монтан», а 1211-ю эскадрилью расформировали.

Вспомогательной миссией авиабазы «Киртланд» стала подготовка пилотов для ВВС Национальной гвардии. Обычно в авиационные части Национальной гвардии США передавали не самую новую авиатехнику, уже послужившую в ВВС. В 1948 году 188-е истребительно-бомбардировочное авиакрыло национальных гвардейцев получило бомбардировщики A-26 Invader и истребители P-51 Mustang.


Истребитель F-86A Sabre на авиабазе «Киртланд»


В январе 1950 года к «Мустангам», базировавшимся на авиабазе, добавились F-86A Sabre, поступившие в 81-е истребительное авиакрыло. Эта авиационная часть стала первой, получившей серийные истребители со стреловидным крылом. Зоной ответственности 81-го авиакрыла была «Зона ПВО Альбукерке».


Истребитель F-100, установленный на авиабазе «Киртланд» в качестве памятника


Однако в связи с большой загруженностью авиабазы ядерной тематикой и по соображениям секретности уже мае 1950 года истребители перевели на авиабазу «Мозес Лайк» под Вашингтоном, но время от времени на авиабазе на непродолжительный срок размещались истребительные эскадрильи. Чаще всего это были истребители Национальной воздушной гвардии, на которые в основном возлагались обязанности по обеспечению ПВО континентальной части США.

Для испытаний новых самолётов-носителей ядерного оружия в 1948 году на авиабазе была сформирована 3170-я авиагруппа «специального оружия». В авиагруппу первой в ВВС поступили стратегические бомбардировщики B-36 Peacemaker. В ожидании прибытия этих огромных самолётов взлётно-посадочную полосу серьёзно реконструировали и удлинили.


Торжества на авиабазе «Киртланд» по поводу прибытия первого B-36А Peacemaker


В-36, оснащенный шестью поршневыми двигателями с толкающими винтами, стал первым американским межконтинентальным и последним, серийно строившимся поршневым бомбардировщиком. Во многом это был уникальный самолёт, в котором использовались очень необычные технические решения. На последней модификации B-36D к поршневым двигателям добавили 4 турбореактивных, работавшие на авиационном бензине. B-36 является самым крупным по размаху крыла и высоте серийным боевым самолётом за всю историю мировой авиации. Размах крыла В-36 превышал 70 метров, для сравнения – размах крыла бомбардировщика B-52 Stratofortress – 56 метров. Очень даже не маленькая "Суперкрепость" - четырёхмоторный бомбардировщик В-29 смотрелся рядом с гигантом В-36 очень скромно.


В-36 рядом с бомбардировщиком В-29


Максимальный вес бомбовой нагрузки на В-36 достигал 39000 кг, а оборонительное вооружение состояло из шестнадцати 20-мм пушек. Дальность с полезной нагрузкой 4535 кг, сброшенной на полпути, составляла 11000 км. Несколько машин модификации B-36H переделали в носители крылатых ракет GAM-63 RASCAL. На базе В-36 строились дальние высотные разведчики RB-36, которые в первой половине 50-х, до появления в ПВО СССР зенитно-ракетных комплексов совершили несколько разведывательных полётов над советской территорией. Существовал построенный в единственном экземпляре NB-36H – самолёт я ядерной энергетической установкой.

Серийное производство B-36J завершилось в 1954 году. Версия с турбореактивными двигателями YB-60 проиграла более перспективному В-52 и серийно не строилась. Всего, с учётом опытных и экспериментальных экземпляров было построено 384 самолёта. При этом в 1950 году стоимость серийного B-36D составляла астрономическую по тем временам сумму - $4,1 млн.

Эксплуатация В-36 завершилась в феврале 1959 года. Незадолго до этого, 22 мая 1957 года произошёл инцидент, который мог иметь непредсказуемые последствия. Бомбардировщик B-36, перевозивший термоядерную бомбу с авиабазы «Биггс», при подлёте к авиабазе «Киртланд» «потерял» её. Водородная бомба упала в семи километрах от диспетчерской вышки авиабазы и всего в 500 метрах от склада «специальных» боеприпасов. От удара об землю произошла детонация обычного взрывчатого вещества бомбы, которое в нормальных условиях запускает ядерную реакцию плутониевого ядра, однако ядерного взрыва, к счастью, не произошло. На месте взрыва образовалась воронка диаметром 7,6 метра и глубиной 3,7 метра. При этом радиоактивная начинка бомбы была рассеяна на местности. Радиационный фон на расстоянии нескольких десятков метров от воронки достигал 0,5 миллирентген.

С учётом того, что дело происходило в самый разгар «холодной войны», термоядерный взрыв, случись он на важнейшей для «Стратегического авиационного командования» авиабазе, где складировалась значительная часть американского ядерного оружия, мог бы иметь самые тяжелые для всего мира последствия.


ХB-47 Stratojet


В середине 1951 года в «Киртланд» для освоения и отработки применения ядерного оружия прибыл прототип реактивного бомбардировщика ХB-47 Stratojet. Этот самолёт с максимальной скоростью 977 км/ч на тот момент являлся самым быстрым американским бомбардировщиком. В связи с этим командование ВВС США надеялось, что «Стратоджеты» смогут уклоняться от встреч с советскими перехватчиками. Разведывательные RB-47K часто вторгались в воздушное пространство СССР и просоветски ориентированных стран, но высокая скорость не всегда помогала. Несколько самолётов были перехвачены и сбиты. В период с 1951 по 1956 год с бомбардировщиков B-47 на испытаниях неоднократно сбрасывались атомные и водородные бомбы.

По мере того как электронные элементы стали играть всё большую роль в системах ядерного оружия ВВС США понабился опытно-испытательный центр, где помимо разработки можно было бы на месте производить испытания компонентов ядерных зарядов и в ходе натурных экспериментов имитировать процессы, происходящие в ходе ядерных взрывов. В 1958 году для этого в окрестностях авиабазы началось создание специального испытательного комплекса. Здесь, кроме отработки компонентов ядерных бомб, проводились опыты, в ходе которых выяснялось воздействие поражающих факторов ядерного взрыва, таких как жесткое радиационное излучение и электромагнитный импульс на различные образцы техники и вооружения.


Бомбардировщик Б-52 на испытательном стенде для проверки воздействия электромагнитного импульса


Через специально построенный огромный стенд в 60-70-е годы прошли практически все принятые на вооружение боевые самолёты тактической, морской и стратегической авиации. В том числе такие гиганты как В-52 и В-1.

Вслед за подписанием Договора о запрете ядерных испытаний в космосе, в атмосфере и под водой в 1963 году на базе лаборатории AFWL было создано Defense threat reduction Agency (DASA) – «Агентство по исследованию угроз», куда передали большую часть исследований и опытно-конструкторских работ.



Начиная с 1961 года на объекте «Сандия» разрабатывались ядерные боеголовки для морских боеприпасов, и велась их адаптация для морских носителей. В связи с этим на авиабазе в Нью-Мексико частыми гостями были самолёты палубной авиации.


Палубный штурмовик A-7 Corsair II, установленный в качестве памятника


Так как натурные ядерные испытания в «трёх средах» были под запретом, пришлось расширять лабораторную базу, где можно было бы моделировать различные физические процессы. В связи с этим ядерный комплекс на авиабазе «Киртланд» сильно разросся в юго-восточном направлении. Здесь, начиная с 1965 года, велись работы по проверке живучести подземных командных пунктов и ракетных шахт к сейсмическому воздействию. Для этого на различном расстоянии от фортификационных сооружений под землёй подрывали крупные заряды обычной взрывчатки. При этом колебания почвы иногда ощущались в радиусе до 20 км.

Ядерная лаборатория в «Киртланде» внесла большой вклад в адаптацию ядерных бомб для носителей: F-4 Phantom II , F-105 Thunderchief , F-111 Aardvark и B-58 Hustler. Здесь также сопрягали ядерные боеголовки с крылатыми и баллистическими ракетами и противоракетами: AGM-28 Hound Dog , AGM-69 SRAM, LGM-25C Titan II и LGM-30 Minuteman, LIM-49 Spartan.


Спутниковый снимок Google Earth: авиабаза «Киртланд», красным помечены зоны, где хранится или в прошлом хранилось ядерное оружие или его элементы

В 1971 году объект «Сандия», инженеры которого создавали компоненты и вели сборку ядерных боеголовок и подземный комплекс «Манзано», где осуществлялось хранение ядерных боеприпасов, и велась подготовка специалистов для различных родов войск, занимавшихся обслуживанием ядерного оружия, вывели из подчинения Министерства энергетики США и передали ВВС. Что позволило организационно включить эти объекты в состав авиабазы «Киртланд». В связи, с этим командование ВВС США получило возможность оптимизировать расходы на содержание инфраструктуры и улучшить контроль территории.

Продолжение следует…

По материалам:
http://military.wikia.com/wiki/Kirtland_Air_Force_Base
http://www.thelivingmoon.com/45jack_files/03files/Kirtland_AFB_Overview.html
http://www.military.com/base-guide/kirtland-air-force-base
http://www.nebraskaaircrash.com/practicebombs/m38a2.html
http://www.thelivingmoon.com/45jack_files/03files/Kirtland_AFB_WSA.html
http://www.cobases.com/new-mexico/kirtland-air-force-base/
https://nukewatch.org/Kirtland.html
Автор: Линник Сергей


Статьи из этой серии:

Полигоны Нью-Мексико (часть 1)
Полигоны Нью-Мексико (часть 2)

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 27

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. амурец 21 февраля 2017 15:59
    В 1971 году объект «Сандия», инженеры которого создавали компоненты и вели сборку ядерных боеголовок и подземный комплекс «Манзано», где осуществлялось хранение ядерных боеприпасов, и велась подготовка специалистов для различных родов войск, занимавшихся обслуживанием ядерного оружия, вывели из подчинения Министерства энергетики США и передали ВВС. Что позволило организационно включить эти объекты в состав авиабазы «Киртланд». В связи, с этим командование ВВС США получило возможность оптимизировать расходы на содержание инфраструктуры и улучшить контроль территории.
    Шикарная пилорама для распила бабла, так прокомментируют ура-патриоты.
    Спасибо ! Сергей. Теперь я понял роль и значение этих объектов в подготовке специалистов по применению ядерного оружия.
    И ещё RB-57D был первым самолётом, сбитым знаменитым ЗРК С-75. 7 октября 1959 года высотный разведчик тайваньских ВВС был сбит комплексом С-75 вблизи Пекина, на высоте 20 600 м, пилот самолёта погиб. Ещё раз спасибо за интересную статью.
    https://topwar.ru/33460-boevoe-primenenie-zenitno
    go-raketnogo-kompleksa-s-75.html
    1. Bongo 21 февраля 2017 16:17
      Цитата: амурец
      Шикарная пилорама для распила бабла, так прокомментируют ура-патриоты.

      Привет! Чего-чего, а "урялок" на сайте в избытке. Впрочем, они такое как правило не читают!
      Цитата: амурец
      Теперь я понял роль и значение этих объектов в подготовке специалистов по применению ядерного оружия.

      Не только в подготовке, но и в разработке. В "Киртланде" велось очень много интересных исследований. Об этом будет в следующей части.
      1. амурец 21 февраля 2017 16:49
        Цитата: Bongo
        Не только в подготовке, но и в разработке. В "Киртланде" велось очень много интересных исследований. Об этом будет в следующей части

        Сергей! Привет. Я к тому что давал общий комментарий, а суть этого центра я понял когда Внимательно обдумал, но поздно было уже что-то исправить. Действительно, это комплекс и по хранению,сборке и подготовке ядерного оружия. И учебный центр по подготовке этого оружия к применению, ну и соответственно научно-техническая база по разработке и модернизации оружия. Про отдельные моменты я читал в книгах про бомбардировщики и ракетоносцы, про стычки и потери как наших перехватчиков, так и НАТОвских самолётов- разведчиков, да и не только. Были и нейтралы,которые нарушали наши границы. Просто теперь всё это собрано в одном материале, не надо искать в какой книге описывается как В-36 потерял водородную бомбу, а в другой как сталкивались наши перехватчики и американские разведчики у нас на ДВ.
      2. opus 22 февраля 2017 00:04
        Цитата: Bongo
        Впрочем, они такое как правило не читают!

        Ну ты блин, силов положил.
        hi
        Я ,к стати был на Kirtland Air Force Base, в качестве гостя AETC.
        Надо тебе фотки поискать и скинуть.
        Качество правда на 4-5 (по градации 1-12) ,телефона была еще тогда не айфона..
        Чего там слышно по плану модернизации завода ¥-12 в соответствии с программой «Комплекс-2030»?
        https://nnsa.energy.gov/sites/default/files/nnsa/
        news/documents/Trans_of_NNSA_WC_2007-31-07.pdf
        у меня всё старьё
        1. Bongo 22 февраля 2017 03:27
          Цитата: opus
          Ну ты блин, силов положил.


          Взялся за гуж...
          Цитата: opus
          Я ,к стати был на Kirtland Air Force Base, в качестве гостя AETC.
          Надо тебе фотки поискать и скинуть.

          Дык ты, объездившей полмира должен такие статьи писать, а не я невыездной.
          Цитата: opus
          Качество правда на 4-5 (по градации 1-12) ,телефона была еще тогда не айфона..

          Как так получилось, что у тебя не было нормальной камеры, коль телефоны не забрали?
          Цитата: opus
          Чего там слышно по плану модернизации завода ¥-12 в соответствии с программой «Комплекс-2030»?

          Коль у тебя новостей нет, мне добавить нечего. request
          1. opus 22 февраля 2017 10:02
            Цитата: Bongo
            Дык ты, объездившей полмира должен такие статьи писать, а не я невыездной.

            Я в Новой Зеландии не был. Мечта. 1/2 отказывается,бздит авиаперелёты (а даже ее на авиасимулятор Б737 не смог загнать когда я в Рио "пилотировал" (свалила),а уж такой трансконтинентальный ...
            Да и стоит..
            Цитата: Bongo
            Как так получилось, что у тебя не было нормальной камеры, коль телефоны не забрали?

            а у меня её и сейчас нет (акромя телефонной).
            Телефоны там у гостей не забирают, просто не пускают туда куда не пускают.
            А телефон у меня был сони ерриксон кирпичик с откидной крышечкой,по нынешним временам шлак.
            Я же гость был.

            Цитата: Bongo
            Коль у тебя новостей нет, мне добавить нечего.

            уболтал. бум писать запрос на предоставление информации
            1. Bongo 22 февраля 2017 15:11
              Цитата: opus
              Я в Новой Зеландии не был. Мечта.

              Я даже в Китае не был, хотя вот он рядом...выйду на пенсию, тогда оторвусь. В Крым то только прошлым летом поехал, и то в силу известных причин. Хоть за это ВВП спасибо - незабздел. Мечтаю на Кубу съездить... может когда и получится.
        2. zyablik.olga 22 февраля 2017 03:44
          Цитата: opus
          Ну ты блин, силов положил.

          Ну да, чего только стоит этот снимок.

          На сайте единичные посетители, кто способен подготовить такой материал. Вы Антон, конечно тоже способны, я в этом не сомневаюсь.
          1. opus 22 февраля 2017 10:05
            Цитата: zyablik.olga
            Ну да, чего только стоит этот снимок.

            А где там (на снимке) Сергей со спинингом?
            wink
            Цитата: zyablik.olga
            Вы Антон, конечно тоже способны, я в этом не сомневаюсь.

            Зато у меня одни грамматические ошибки.
            Прав был Смирнов, прав был Марат Чувакин. Зря я наезжал (неча на зеркало пинать,коли рожа кривая)
            5 дней назад с главредом одного ресурса разбирали....
            мдяяя...стыдно.
            Под стакан чачи то не так обидно было выслухивать (с примерами) про моё кривое "творчество".
            В школу,что ли заново пойти на русский и литеатуру?
            1. zyablik.olga 22 февраля 2017 14:43
              Цитата: opus
              А где там (на снимке) Сергей со спинингом?

              Таких фотографий десятки... и с рыбой и с дичьюfellow


              Тайменей и дичь не стану выкладывать, иначе некоторые зрители могут пострадать психически или захлебнуться слюной. lol
              1. opus 22 февраля 2017 15:57
                Цитата: zyablik.olga
                Таких фотографий десятки... и с рыбой и с дичью

                мммлин.
                На фото это белуга ,аль китовая акула (очень похожа на Барракуду Красного моря( та на 70% покрупнее),благодаря которой мой младший почти побил рекорд России на 400 метров вольным стилем,аж плавки сорвало)
                -------------------------------------------------
                --
                Мне шоль с корюшкой выставить?

                Хорошо жить не запретишь.


                потому Сергей такой и умный,и пишет грамотно.Правильно и хорошо питается( фосфор там всякий и рыбий жир)
                Зы. на нем(Bongo) еще и пахать вполне можно
                Я 10 раз могу подтянуться с лыжами(беговыми) ,с палками,в костюме и обутый в чешские . ботинки, после 1 км коньковым.
                А Серега?
                живота то нет,как я плоскодонка
                или?
                1. zyablik.olga 22 февраля 2017 16:21
                  Цитата: opus
                  На фото это белуга ,аль китовая акула (очень похожа на Барракуду Красного моря( та на 70% покрупнее)

                  Это амурская щука на 8 кг, пойманная моём присутствии, фотографировала тоже я. Вообще я у Серёжи штатный "шрайбигус", те кто изучал немецкий, знают, что это за персонаж.
                  Цитата: opus
                  потому Сергей такой и умный,и пишет грамотно.Правильно и хорошо питается( фосфор там всякий и рыбий жир)

                  Антон, наоборот, Серёжа говорит, что вы умный. А ошибок он тоже делает с избытком. Именно эту его статью я два раза перечитывала - "вылавливала блох", коих было предостаточно.
                  Цитата: opus
                  А Серега?
                  живота то нет,как я плоскодонка
                  или?

                  Волка ноги кормят, он бывает по 40 км по тайге проходит, так что тоже "плоскодонка".
                  1. opus 22 февраля 2017 16:49
                    Цитата: zyablik.olga
                    "шрайбигус", те кто изучал немецкий, знают, что это за персонаж.

                    Оу.
                    Sie sprechen Deutsch?
                    Wirklich? Ich auch kann etwas verstehe!
                    ----------------
                    Und ich (alte Penner) benutze hier ( an der hp^Topwar) solche Idiome - wie "Arschloch"
                    Es tut mir leid!!!!!
                    Grüß Gott,schöne Frau. Perfekt: Du bist großartig aussehen.
                    Alles klar: nicht weit steht Kerl, frische Luft rundrum, reines Wasser,echtes Fisch..
                    -----------------
                    Цитата: zyablik.olga
                    Антон, наоборот, Серёжа говорит, что вы умный.

                    Мне,когда 1/2 в споре проигрывает, всегда говорит : "Больно шибко умный, вот почему и Ирины И* муж уже член-кор( 50 000р пенсии пожизненно!) ,а ты оболтус только мои туи пилить можешь.
                    всё в мире относительно!
                    Цитата: zyablik.olga
                    Волка ноги кормят, он бывает по 40 км по тайге проходит, так что тоже "плоскодонка".

                    За мной в париже угнаться ни кто не могёт (от Лувра до бастилии пеходралом,а потом на rue de paris то же на своих двоих.Матюков всегда слышу.
                    Ольга Вы ТОЖЕ Блондинка?
                    у кого там "вкусы сходятся?"

                    Всё не могу- я не фотогеничен,а 1/2 только по письменному разрешеню даёт добро на публикации.Обрезать руки кривые
                    --------------------------------
                    Всё ещё думаете над подарком на 23-е?

                    меня уже поздравили what
                    laughing
                    1. zyablik.olga 22 февраля 2017 17:06
                      Цитата: opus
                      Wirklich? Ich auch kann etwas verstehe!

                      Понять я немного могу, но практики после того как закончила Пед не было. request На Дальнем Востоке немецкий как-то не входу.
                      Цитата: opus
                      За мной в париже угнаться ни кто не могёт (от Лувра до бастилии пеходралом,а потом на rue de paris то же на своих двоих.Матюков всегда слышу.

                      Я за Серёжей после нескольких часов хотьбы по тайге тоже угнаться не могу и начинаю ныть... crying
                      Цитата: opus
                      Ольга Вы ТОЖЕ Блондинка?
                      у кого там "вкусы сходятся?"

                      А также шатенка и брюнетка... lol
                      Цитата: opus
                      Всё ещё думаете над подарком на 23-е?

                      Классное чувство юмора у вашей 1/2 good
            2. амурец 22 февраля 2017 14:51
              Цитата: opus
              Под стакан чачи то не так обидно было выслухивать (с примерами) про моё кривое "творчество".
              В школу,что ли заново пойти на русский и литеатуру?

              Антон! Под стакан чачи и не такое напишешь, а творчество твоё очень даже приличное. Мне нравиться.
              В школу не ходи, от твоих знаний и логики, наше ЕГЭ дуба даст, вместе с министерством образования. Представляешь- сколько некрологов будет?
              1. opus 22 февраля 2017 16:23
                Цитата: амурец
                Антон! Под стакан чачи и не такое напишешь, а творчество твоё очень даже приличное. Мне нравиться

                Чачу делать не пробовал,тк виноград у меня сц* такая плодоносит ровно на горсть.и то раз в 3года
                а листву его на долму моя 1/2 приходует.
                А самогон из яблок-стакан оближешь.

                Хочу попросить товарища Смирнова разрешить статью тиснуть : как готовить сидр и самогон натуральный из яблок и слив (собственных),в условиях нахождения самогонщика в районе 60 параллели (снег очень помогает при охлаждении процесса)
                Кальвадос-вот жду когда этот дубовый бачёнок перестанет потреблять влагу( 70мл в неделю куда-то,я же не варвар спиртом бочки размачивать)
                Всё готово,облизываюсь. (цвет это от сушёных яблок)

                ЗЫ. Я уж Finlandia перестал просить свою старшую привозить: пойло,по сравнению с моим произведением.
                Очень занимательная Химия физика
                на калине,на облепихе,на хрене,на перце,на..--всё разобрали у меня. только 3л осталось ждут мутации в кальвадос(бочёнка ждут)
                Цитата: амурец
                В школу не ходи, от твоих знаний и логики, наше ЕГЭ дуба даст

                да уж. чё то мне боязно в школу ныне

                в ВУз то же м.у. прочим
        3. Alex_59 22 февраля 2017 07:36
          Цитата: opus
          Надо тебе фотки поискать и скинуть.

          А-я-я-й! Надо всем выкладывать!
          1. opus 22 февраля 2017 10:06
            Цитата: Alex_59
            А-я-я-й! Надо всем выкладывать!

            не, лучше Bongo.
            Он статью напишет,всем
  2. Alex_59 22 февраля 2017 07:42
    Спасибо за интересный рассказ. Полазил по этому Киртланду в Викимапии. Заинтересовали два объекта, которые в статье не упомянуты. Boeing Airborne Laser Facility - это видимо и есть то место, где делали летающий лазер на базе Джамбо? И еще в нижнем правом углу "Обсерватория Старфайер" - похожа на советское "Окно" в Нуреке.
    1. Bongo 22 февраля 2017 08:13
      Цитата: Alex_59
      Спасибо за интересный рассказ.

      Пожалуйста! hi
      Цитата: Alex_59
      Заинтересовали два объекта, которые в статье не упомянуты. Boeing Airborne Laser Facility - это видимо и есть то место, где делали летающий лазер на базе Джамбо? И еще в нижнем правом углу "Обсерватория Старфайер" - похожа на советское "Окно" в Нуреке.

      Нельзя объять необъятное...по крайней мере в одной публикации. Про упомянутые вами и многие другие объекты Kirtland Air Force Base будет в следующей части.
  3. EvgNik 22 февраля 2017 15:13
    Спасибо, было очень интересно, особенно комментарии.Всем hi Ольге love
    И всех с праздником! Включая Ольгу!
    1. Bongo 22 февраля 2017 15:36
      Цитата: EvgNik
      Спасибо, было очень интересно, особенно комментарии.Всем hi Ольге love
      И всех с праздником! Включая Ольгу!

      Евгений, спасибо за поздравления! В свою очередь, от себя от Ольги поздравляю тебя и всех адекватных читателей Военного обозрения с праздником!
      1. EvgNik 22 февраля 2017 15:49
        Сергей, твои статьи читать всегда приятно. Очень чётко, доступно и интересно. Так держать!
        1. Bongo 22 февраля 2017 15:53
          Цитата: EvgNik
          Сергей, твои статьи читать всегда приятно. Очень чётко, доступно и интересно. Так держать!

          Евгений, спасибо! drinks Стараюсь писать только, то что было бы интересно читать самому и за "ура-патриотической" конъюнктурой не гонюсь!
    2. zyablik.olga 22 февраля 2017 16:24
      Цитата: EvgNik
      Спасибо, было очень интересно, особенно комментарии.Всем hi Ольге love
      И всех с праздником! Включая Ольгу!

      Спасибо, Евгений Николаевич! Вас также с Праздником! Здоровья и всех благ! smile
      1. EvgNik 22 февраля 2017 16:39
        Оля, Сергей! Красиво в паре на фото смотритесь. Мне нравится.Хороших вам праздников!
  4. pchela_057 23 февраля 2017 13:15
    Сергей, огромное Вам спасибо за ваши прекрасно подготовленные и обстоятельные статьи! good
    Вы один из тех немногих авторов, благодаря которому данный ресурс по праву носит свое название "Военное обозрение" и не даете ему скатиться до желтой прессы, что он к сожалению пытается сделать последние года 3 crying
Картина дня