Железнодорожное орудие 17 cm SK L/40 I.R.L. auf Eisenbahnwagen Samuel (Германия)

1
В 1916 году немецкая армия получила первые железнодорожные орудия, построенные на основе морских артиллерийских систем. Такое вооружение отличалось от существующей полевой артиллерии большей мобильностью и повышенной огневой мощью. Эксплуатация первых пушек 15 cm SK Nathan показала все перспективы подобного вооружения, что вскоре привело к появлению новых проектов аналогичной техники. Одним из первых появилось орудие 17 cm SK L/40 I.R.L. auf Eisenbahnwagen или Samuel.

Предпосылки к появлению орудий большой мощности на железнодорожных транспортерах были просты и понятны. Армия нуждалась в более мощном вооружении, для чего было предложено использовать орудия кораблей и береговой артиллерии. Тем не менее, подобное оружие отличалось от «сухопутного» большими габаритами и массой. Как следствие, ему требовались особые лафеты и тягачи с соответствующими характеристиками. В качестве альтернативы для лафетов и тягачей были предложены специальные железнодорожные транспортеры. Монтаж орудия на железнодорожной платформе позволял решить все основные задачи приемлемой ценой.




Общий вид орудия и транспортера. Фото Alternathistory.com


Оригинальные идеи были реализованы в проекте 15 cm SK Natan, в рамках которого на платформе установили 149,1-мм морское орудие. По результатам эксплуатации таких систем военные пожелали получить аналогичные железнодорожные орудия, отличающиеся повышенными характеристиками и увеличенной мощностью. В качестве «главного калибра» одной из перспективных систем была выбрана 172,6-мм морская пушка 17 cm SK L/40. Разработка средств для переноса корабельного орудия на сушу была поручена концерну Krupp, имевшему большой опыт создания артиллерийских систем различных классов.

Появлению нового железнодорожного комплекса предшествовали интересные события, оказавшие некоторое влияние на облик будущей системы. Орудие 17 cm SK L/40 изначально было разработано для вооружения боевых кораблей типа Braunschweig. Впоследствии его носителями стали броненосцы проекта Deutschland. В обоих случаях 172-мм пушки являлись средним калибром, дополняющим более мощное вооружение. В 1916 году несколько кораблей класса «Брауншвейг» были переведены в учебные, в связи с чем лишились части вооружения. Высвобожденные 17-см орудия с оставшимся ресурсом были переданы германской армии для использования в качестве полевых.

Перед передачей в строевые части орудия пришлось дополнить новым лафетом, обеспечивающим транспортировку по суше. С использованием существующих наработок, а также некоторых новых агрегатов был создан двухколесный лафет с единой станиной и полноценными устройствами наведения. В таком виде пушка, буксируемая техникой с соответствующими характеристиками, могла передвигаться по существующим дорогам и выходить на указанные позиции. Появление колесного лафета было отражено в названии модернизированной пушки, теперь она называлась 17 cm SK L/40 I.R.L. (In Räder-Lafette).

Для значительного повышения мобильности орудие с сухопутным лафетом следовало установить на железнодорожный транспортер. Конструкторы компании Krupp разработали такую технику, причем поставленные задачи были решены весьма просто. Они не стали делать совершенно новые средства монтажа пушки на платформе. Вместо этого на последней предлагалось установить пушку вместе с существующим колесным лафетом. Для более эффективного использования имеющихся возможностей платформа должна была оснащаться рядом несложных устройств для закрепления и наведения орудия.


Комплекс использовал существующий колесный лафет. Фото Wikimedia Commons


В соответствии с весьма сложной системой обозначений, перспективная железнодорожная пушка получила официальное название 17 cm Schnellladekanone L/40 I.R.L. auf Eisenbahnwagen – «17-см пушка быстрой перезарядки со стволом длиной 40 калибров на колесном лафете, на железнодорожной платформе». Столь длинное и сложное название, вероятно, не нравилось даже самим разработчикам, из-за чего проект вскоре получил собственное имя Samuel. Вряд ли стоит удивляться тому, что пушка получила известность именно под вторым названием.

Мобильность орудия Samuel должна была обеспечиваться железнодорожной платформой особой конструкции. Для уменьшения общих габаритов артиллерийского комплекса и сокращения вероятности опрокидывания при стрельбе было решено использовать платформу-транспортер с изогнутыми силовыми элементами. Фактически платформа разделялась на три части, и средняя находилась заметно ниже остальных. На ней должно было располагаться орудие, тогда как два других участка силового набора имели крепления для монтажа тележек. Использовались две стандартные тележки с двумя колесными парами на каждой. В отличие от некоторых других немецких артиллерийских систем аналогичного облика, 17 cm SK L/40 I.R.L. auf Eisenbahnwagen комплектовалась сравнительно простыми средствами удержания на месте при стрельбе. Вместо домкратов, якорей и т.д. использовались стандартные башмаки под колесами.

На центральном участке платформы конструкторы компании Krupp разместили площадку для установки пушки. В передней части платформы имелось поворотное кольцо, предназначенное для установки колес лафета. Кроме того, при помощи специальных тяг оно соединялось с соответствующими креплениями станины пушки. Наличие кольца позволяло поворачивать орудие и наводить его в пределах небольшого горизонтального сектора. В задней части платформы орудия имелся массивный изогнутый упор для установки сошника. При изменении положения лафета последний должен был скользить по упору. Во время стрельбы, соответственно, станина и сошник передавали импульс отдачи упору, а тот перенаправлял его на силовой набор платформы.

В связи с большими размерами лафета на платформе-транспортере предусматривались дополнительные боковые площадки, облегчавшие работу с орудием. Для безопасности расчета платформы оснащались легким ограждением. С помощью дополнительных площадок артиллеристы могли нормально работать со всеми устройствами орудия во время развертывания на огневой позиции и при стрельбе. Фактически именно боковые площадки позволяли поместить на транспортере что-либо помимо крупногабаритного лафета.

Железнодорожное орудие 17 cm SK L/40 I.R.L. auf Eisenbahnwagen Samuel (Германия)
Лафет орудия и упор, используемый для горизонтальной наводки. Фото Wikimedia Commons


Пушка 17 cm SK L/40 I.R.L. должна была использоваться в составе нового комплекса вместе со штатным колесным лафетом. Основным элементом последнего была крупная станина, собранная на заклепках из нескольких отдельных деталей. В передней ее части, отличавшейся увеличенным поперечным сечением, находились крепления для оси колес и шарниры для качающейся артиллерийской части. Сужающаяся задняя часть имела крепления для перевозки различного дополнительного оснащения, а также имела сошник для упора в грунт. Лафет комплектовался двумя спицованными колесами большого диаметра.

При помощи цапф в передней части лафета крепилась качающаяся часть в виде люльки, ствола и противооткатных устройств. Для гашения части импульса отдачи и возвращения ствола в исходное положение использовались противооткатные устройства с гидравлическими и пружинными элементами. Механизмы качающегося блока позволяли осуществлять вертикальную наводку в пределах сектора от 0° до +45°. По некоторым данным, фактический сектор наведения, обеспечиваемый конструкцией лафета, был шире – до +47,5°, однако прицельные приспособления допускали стрельбу только при +45°.

Пушка 17 cm SK L/40 I.R.L. имела ствол калибром 172,6 мм длиной 6,9 м. Использовался скользящий клиновый затвор горизонтального расположения. Характерной чертой нарезного ствола была большая толщина стенок, свойственная орудиям того времени. Сравнительно длинный ствол позволял разгонять снаряды до скорости 785-815 м/с, в зависимости от их типа.

Для использования с орудием предлагались два фугасных снаряда с отличающимися характеристиками. Изделие L/3 Kz имело общую массу 64 кг, из которых 3,4 кг приходилось на заряд взрывчатого вещества. За счет начальной скорости 785 м/с такой снаряд мог лететь на дистанцию 16,9 км. Также был разработан снаряд L/4.7 Kz. Он весил 62,8 кг и нес 6,5-кг заряд. За счет более совершенной аэродинамики менее тяжелый снаряд разгонялся до 815 м/с и улетал на 24 км. Метательный заряд помещался в металлическую гильзу. При этом предусматривалось усиление заряда за счет дополнительного картуза с порохом, помещаемого в камору перед гильзой. Подобный способ заряжания уже достаточно давно использовался флотскими орудиями, однако был новинкой для сухопутной артиллерии.


Подготовка к выстрелу. Фото Armamentosdaprimeiraguerramundial.blogspot.ru


В связи с большим весом боеприпаса перезарядка орудия осуществлялась силами нескольких человек. Подносить снаряд и гильзу к казеннику должны были двое заряжающих, использующие специальные устройства. Подъемный кран для подачи тяжелых элементов выстрела не предусматривался. Скорострельность составляла 1 выстрел в минуту.

Перспективное железнодорожное орудие оказалось достаточно крупным и тяжелым. Общая длина платформы и пушки составляла 16,75 м, боевая масса – 61,5 т, без учета боеприпасов. Транспортировка комплекса должна была осуществляться за счет существующих локомотивов, как отдельно, так и в составе эшелонов. По понятным причинам, в минимальном составе должны были присутствовать паровоз, транспортер с орудием и вагон с боеприпасами. После прибытия на огневую позицию расчет мог выполнить необходимые расчеты и навести орудие. За счет поворота лафета вокруг вертикальной оси выполнялась наводка на 13° вправо и влево от продольной оси. Углы возвышения – от 0° до +45°. Для выполнения горизонтальной наводки на большие углы следовало менять положение всего комплекса, отводя его на соответствующий участок путей.

В конце 1916 года или в начале 1917-го компания Krupp изготовила первые экземпляры 172-мм пушки на лафете и на железнодорожном транспортере. В первых месяцах 1917 года это оружие передали армии. Вскоре количество техники было доведено до 30 единиц. Для эксплуатации новых орудий в составе сухопутных войск были сформированы 15 новых батарей, каждая из которых должна была получить по две системы Samuel. По некоторым данным, в дальнейшем выпуск такой продукции продолжился, и в общей сложности на железнодорожные платформы установили около 70 пушек. Следует отметить, что версия о строительстве семи десятков пушек на транспортерах не вполне соответствует иным известным данным. По-видимому, в такой конфигурации существовало лишь три десятка орудий. Сведения о большем числе оружия могут быть следствием неправильной трактовки данных о распределении пушек, поскольку значительное число орудий 17 cm SK L/40 I.R.L. использовалось с буксируемым колесным лафетом.

172-мм морские пушки на железнодорожных транспортерах достаточно активно использовались германскими войсками на Западном фронте. Их привлекали к различным операциям в целях усиления огневой мощи наступающих подразделений. К примеру, в Весеннем наступлении 1918 года было задействовано восемь орудий. За счет большого калибра пушки наносили противнику заметный ущерб, неплохо дополняя другую полевую артиллерию. Высокие характеристики дальности тоже были полезными в бою, в том числе и по причине ограниченных углов горизонтальной наводки. Из-за них огневые позиции иногда приходилось оборудовать на большем удалении от цели, в месте наличия пригодных путей, что, однако, компенсировалось характеристиками пушки.


Samuel на позиции. Фото Wikimedia Commons


Со временем часть орудий 17 cm SK L/40 I.R.L. auf Eisenbahnwagen была потеряна по тем или иным причинам. Так, в 1918 году бельгийским войскам удалось захватить шесть орудий. Еще две такие пушки в том же году достались Франции. Некоторое количество орудий было утеряно в бою, в связи с выработкой ресурса или из-за аварий. К началу Первого компьенского перемирия Германия имела только 14 железнодорожных пушек из 30 построенных. В связи с подписанием соглашения о прекращении боевых действий эксплуатация такого оружия прекратилась.

В дальнейшем был подписан Версальский мирный договор, в котором, среди прочего, оговаривались разрешения и запреты на вооружения для Германии. В соответствии с договором, немецкие войска более не имели права использовать крупнокалиберные артиллерийские системы. Все остававшиеся в стране пушки 17 cm SK L/40 I.R.L. auf Eisenbahnwagen / Samuel в дальнейшем были списаны и утилизированы. Процесс уничтожения завершился в 1922 году. Дальнейшая судьба орудий, захваченных противниками Германии, неизвестна. По-видимому, они тоже отправились в переплавку. Возможно, даже раньше немецких.

В проекте 17 cm SK L/40 I.R.L. auf Eisenbahnwagen был предложен весьма интересный и не слишком сложный способ превращения морской пушки в железнодорожное орудие. Используя уже существующий лафет, конструкторы концерна Krupp представили весьма интересный образец артиллерийской системы с высокой мощностью огня и хорошей мобильностью. Тем не менее, серия из трех десятков пушек не могла оказать заметное влияние на ход войны. 172-мм снаряды наносили серьезный ущерб противнику на тех или иных участках фронта, но все же не смогли спасти Германию от поражения.


По материалам сайтов:
http://alternathistory.com/
http://navweaps.com/
http://forum.axishistory.com/
http://armamentosdaprimeiraguerramundial.blogspot.ru/
1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    21 февраля 2017 16:48
    Крупнокалиберных орудия на железнодорожной платформе большое подспорье для армии.Примечательно,что у них орудия имели собственные имена:Карл,Дора,Колосаль