"Письмо с фронта". История одного шедевра

Наверное, мало кто из школьников СССР не писал сочинение по картине Александра Лактионова "Письмо с фронта". Но если все-таки не писал, то видел эту работу каждый. Однако мало кто знает, что у такого яркого, солнечного полотна была очень непростая история. Об этом и пойдет речь.



Нестандартный взгляд Александра Лактионова


Но сначала несколько слов об авторе. Александр Иванович Лактионов, сын кузнеца и прачки, родился в 1910 году в городе Ростове-на-Дону. С раннего детства мальчик отличался феноменальной собранностью и трудолюбием. Отец заметил талант сына к рисованию, и в надежде, что Саша уйдет от трудной рабоче-крестьянской судьбы, стал всячески поощрять его.

"Письмо с фронта". История одного шедевра


Лактионов блестяще закончил ростовскую художественную школу и поступил в художественную академию в Ленинграде. Его взяли, только взглянув на работы. Поскольку он и здесь был одним из лучших студентов, Лактионов стал одним из любимых учеников Исаака Бродского. А он, как известно, был главным художником страны в то время, автором "лининианы" и знаменитейшей работы "Ленин в Смольном". Ученики (Владимир Серов, Юрий Непринцев, Алексей Грицай и др.) перенимали реалистичную манеру учителя. Но больше всех в этом плане отличился Лактионов. Он был настолько точен и аккуратен в деталях, что со временем его стали критиковать за формализм. Говорили, что в картинах Лактионова нет души, персонажи плоские, без характера. Да, есть игра света и тени. Но где психологизм? Где человеческая история?

Ходили даже слухи, будто бы врачи-окулисты, светила отечественной медицины, выяснили, что у Лактионова особое устройство глаза. Он видит мир не так, как мы, а стереоскопически - то есть очень четко определяет форму, размеры и особенности предмета. И такое видение дается лишь избранным. Отсюда феноменальная точность изображенных Лактионовым предметов.

Рождение сюжета

Перейдем к самой известной работе мастера - "Письму с фронта". В начале 1944 года, после эвакуации, Лактионов с семьей и перебрался в подмосковный городок Загорск. Вскоре он заключил договор на написание картины, отсылающей нас к сюжету жизни в тылу во время Великой Отечественной войны. Даже историю придумал - люди с фронта ждут письмо, получают, радуются, читают. Несколько раз он начинал писать этот сюжет, но все не складывалось. И мастер был недоволен.



И вот однажды, выйдя на улицу, он увидел солдата, который, ковыляя, опираясь на палку, шел по улице Загорска. По всему было видно, что местность ему не знакома и пришел он сюда по какому-то поручению. Солдат, завидев Лактионова, остановился, достал бумажку с адресом, и спросил, как найти такой-то дом.

Художник предложил его провести. Пока шли, завязался разговор - о жизни на фронте, о приближающейся Победе и о том, что солдат несёт семье своего друга хорошее письмо.
Лактионов довёл чужака до ворот и увидел, как тот вошёл в дом, как сбежались родные его друга, как доставали письмо, читали, боялись пропустить даже слово.

В голове художника наконец-то родилась та самая картина. Однако, теперь ее нужно было написать. Поскольку Александр Иванович был человеком основательным, на работу над полотном ушло два года. Писал он не по памяти, а нашел людей, которые выступили моделями. У солдата, доставившего письмо, появилось лицо художника Владимира Нифонтова, друга Лактионова. Он тоже прошел войну, был десантником, и когда надевал форму, имел такой бравый вид, что грех было его не нарисовать. Правда, перебинтованная рука и палка, на которую опирается герой "Письма с фронта" - это уже художественный вымысел.

Женщина, которая держит конверт - родная тетка Лактионова, Евдокия Никифоровна. Есть на картине и дети художника. Сын Серёжа - он стал мальчиком, который читает письмо (тогда ему было семь лет), и дочка Света - девочка, которая стоит, держась за дверь и внимательно слушает брата. Самый солнечный персонаж картины - девушка с красной повязкой - соседка Лактионовых. Она с удовольствием позировала и эта ее радость передается зрителю.

Впрочем, счастья в картине хоть отбавляй. Здесь много солнца, много тепла, и, глядя на эту работу, понимаешь, что даже в самые трудные времена иногда случаются незабываемые минуты.

Когда народ голосует




Однако, вопреки ожиданиям, судьбу картины трудно назвать легкой. В 1948 году работу Лактионова привезли в Третьяковскую галерею. Поскольку работ привозили много, а на выставку должны были попасть лучшие, картины проходили жесткий отбор. Учитывалось всё: от мастерства художника, до идеологической составляющей. Споры по поводу "Письма с фронта" были - уж очень неординарный Лактионов нашел подход к теме, но тем не менее, полотно пропустили.

Однако, за несколько часов до открытия залов, в Третьяковку пожаловала комиссия из представителей власти. Они должны были ещё раз оценить политический и идеологический компонент. Смотрели работу за работой, пропускали, а вот у "Письма с фронта" остановились. И полетели вопросы: "Что это за безобразие? Почему советская семья выглядит так неприглядно? Что там за облупленные стены? Что за щели в полу? Почему люди так плохо одеты? В Третьяковку ходят иностранцы! Что они подумают о жизни советских людей?"
Вопросы сыпались, как из рога изобилия. Сотрудники музея под таким углом на "Письмо с фронта" не смотрели, поэтому ответить им было нечего. Но работа все-таки была мастерски выполненной, и руководители Третьяковки еле уговорили чиновников повесить полотно в самый дальний угол, так, чтобы особенно в глаза не бросалась.

И повесили. В крохотный зал, в самое невыгодное место - между дверью и окном. А вскоре заметили, что на островке у "Письма с фронта" стали собираться посетители выставки - иногда людей было так много, что невозможно пройти. Они смотрели на картину, рассматривали детали, иногда плакали. Война закончилась всего три года назад. У многих были свежи воспоминания, многие так и не дождались своего письма с фронта, поэтому грустили о личном и радовались за героев картины. Поскольку в работе возник такой активный интерес, экскурсоводам пришлось включиться - что-то рассказывать и о работе, и о Лактионове.



Народное голосование победило чиновничий запрет. Сам же художник, увидев, какое место отвели его выстраданному полотну, очень обиделся. Но будучи натурой сильной, и оценив интерес посетителей, решил бороться за судьбу картины. Попросил у музейных сотрудников книгу отзывов. А там - большая часть благодарностей в адрес "Письма с фронта". Тогда он решил отправить копии этих отзывов на самый верх, во все кабинеты, которые возможно, чтобы хоть где-нибудь отозвалось.

Отзывы переписывал аккуратно. И потратил на это ни один день. Потом перепечатал и разослал. И в одном из кабинетов оценили народную любовь - и вдруг поняли, что Лактионов изобразил саму жизнь, что щели в полах - это не позор, а показатель того, что все силы народа были брошены на борьбу с фашизмом, а счастливые люди - те самые лица Победы.
И вскоре Лактионов получил Сталинскую премию первой степени - главную награду СССР.



Александр Иванович Лактионов прожил 62 года, большую часть из которых он писал картины. Нет счета его полотнам: тут и натюрморты, и портреты политических деятелей, героев труда и артистов его времени. Многие работы, в уже более свободные от идеологии времена, критики нещадно ругали за высокий профессионализм и за такой же высокий формализм. Лактионов читал критические отзывы, а потом шел в мастерскую и принимался за работу.

"Пока светит солнце, озаряя мастерскую, пока есть силы держать палитру и краски, я не могу оторваться от любимого дела," - писал он в своих воспоминаниях. И только в минуты такого, кропотливого труда он был по-настоящему счастлив.
Автор: Светлана Хлыстун


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. igordok 24 февраля 2017 07:51
    Спасибо. К своему стыду, был не особо в курсе работ и жизни Александра Ивановича Лактионова.
    Он был настолько точен и аккуратен в деталях, что со временем его стали критиковать за формализм. Говорили, что в картинах Лактионова нет души, персонажи плоские, без характера. Да, есть игра света и тени. Но где психологизм? Где человеческая история?
    Ходили даже слухи, будто бы врачи-окулисты, светила отечественной медицины, выяснили, что у Лактионова особое устройство глаза. Он видит мир не так, как мы, а стереоскопически - то есть очень четко определяет форму, размеры и особенности предмета. И такое видение дается лишь избранным. Отсюда феноменальная точность изображенных Лактионовым предметов.

    Действительно, представленные в статье картины, передают все тонкости, практически как фотографии.
    1. veteran66 27 февраля 2017 19:58
      Цитата: igordok
      представленные в статье картины, передают все тонкости, практически как фотографии.

      я, когда впервые увидел картину "Письмо...", с удивлением узнал, что во время ВОВ уже были ВДВ (по значку на гимнастёрке воина), мал тогда был, многого не знал.
      1. igordok 27 февраля 2017 23:25
        Первый советский знак парашютиста образца 1931 года имел форму неправильного ромба с острым нижним концом.
        На реверсе наносился номер и принадлежность знака. Например, буквы "О" или "ОАХ" обозначали Осоавиахим, а "ГВФ" или "НКВД" и так понятно.

  2. parusnik 24 февраля 2017 08:16
    Работы Лактионова и сейчас вызывают споры, даже после его смерти. Выставка мастера была организована однажды, в Москве, в Академии художеств СССР- через десять лет после его кончины, более четверти века назад. В настоящее время некоторые работы А. И. Лактионова экспонируются в музее Гуггенхайма.Благодарю Светлана
  3. Громобой 24 февраля 2017 08:18
    Спасибо за чудесный и подробный рассказ о самой картине и немного о личности художника.Творчество его мне нравится,в его картинах очень комфортно изучать детали и они передают красоту и уют самой обычной жизни,но как бы на пике своего совершенства.
    При оценке его творчества обойдёмся без строгой комиссии партийных бюрократов в Третьяковке(которым мнение иностранцев оказалось важнее личного восприятия искусства и чаяний народа).С тех пор мало,что изменилось в этих "людях в чёрных шляпах".
    Ещё синяя бейсболка на мальчике заинтересовала и маленькая фигурка солдата на заднем плане.Этот солдат,наверное сам автор письма,как бы мысленно он присутствует в сердцах этой семьи и поэтому автор его изобразил.Соцреализм горазд на такие детали и загадки.Через некоторое время опять посмотришь на эту маленькую зелёную фигурку и уже,что-то другое почувствуется.Словом,мастер писал.И даже признанный "чёрными шляпами",и так бывает...
    1. 73petia 25 февраля 2017 01:49
      На мальчике совсем не "бейсболка". Были тогда такие детские кепки с козырьком. Они твёрдые, не из ткани, а вроде как бы плетёные что ли.
  4. мичман 24 февраля 2017 09:48
    Много раз видел эту картину гениального художника. А первый раз, когда увидел, вспомнил письма своего папы с Ленинградского фронта. Письма были тревожные. Шел 1941 год, а мне было три с половиной года. Отец писал и обращался ко мне (это читала мама, мы были в эвакуации в Сибире под Тюменью). "Юра, ты остаешься старшим в семье, если я погибну. Расти, учись, помогай маме". Он погиб в декабре 1941 года, помню похоронку.
    И сейчас, увидев картину Лактионова, у меня опять всплывают в памяти слова папы. Вот сила искусства-воспитывать людей и гордиться достигнутыми успехами выдающихся художников. Честь имею.
  5. moskowit 24 февраля 2017 11:55
    Такие статьи очень полезны. Знаменитое полотно Лактионова известно многим. Репродукции с этой картины были помещены и в учебники и в энциклопедии. Опубликованный материал даёт "толчок" к обзору творчества художника, возможность более глубоко понять его работы. Это путь к расширению знаний, информативного поля.
  6. Иван Тартугай 24 февраля 2017 13:26
    Цитата из статьи:
    Почему люди так плохо одеты? В Третьяковку ходят иностранцы! Что они подумают о жизни советских людей?


    Конечно иностранцам трудно понять картины таких художников как Лактионов АИ
    Они смотря и покупают такие картины:

    П Пикассо и покупают их за 95 млн. зелёных.
    Или например другая картина

    Её купил наш Рыболовлев, пишут что отвалил 130 млн. ворованных зеленых.
    1. jjj 24 февраля 2017 13:36
      Рыболовлев не картины покупает. Он вкладывает деньги в арт-активы, чтобы иметь их гарантированный рост. Это чистая экономика, основанная на сложившейся на Западе традиции
      jjj
      1. Барбулятор 24 февраля 2017 16:04
        Цитата: jjj
        Он вкладывает деньги в арт-активы

        Но в один прекрасный момент найдется какой-нибудь мальчик, который скажет, что король-то голый... А именно картина Галактионова "Письмо с фронта" станет вершиной его творчества, и цены ей НЕТ.
      2. voyaka uh 24 февраля 2017 22:48
        Сейчас как-раз на подъеме классика социалистического реализма. Цены на этот стиль растут как на дрожжах.
  7. voyaka uh 24 февраля 2017 23:18
    Интересны четкие инверсионные следы и петли от реактивных самолетов в небе на картине "Письмо с фронта". В 47 году в Подмосковье уже испытывали реактивные истребители?
    1. igordok 25 февраля 2017 00:26
      Инверсные (конденсационные) следы могут оставлять не только реактивные самолеты. Главное чтоб необходимые атмосферные условия появились на высоте полета.
      1. voyaka uh 25 февраля 2017 01:59
        То есть поршневые бомберы-стратеги? Надо лететь на большой высоте.
        1. igordok 25 февраля 2017 08:03
          Нет. Не обязательно бомберы, сопровождающие их истребители тоже оставляли след. Вот фото истребителей мало. Да и высота не обязательна, главное -атмосферные условия. Утверждают что в Антарктиде, инверсный след очень часто возникает на аэродромах.

          Конденсационные следы от немецких и британских истребителей, участвовавших в воздушной битве в небе над Кентом вдоль юго-восточного побережья Англии, 3 сентября 1940 года. (AP Photo)
    2. мичман 25 февраля 2017 08:29
      Первый полет гибридного реактивного истребителя П.О. Сухого Су-5 состоялся в Жуковском в 1946 году. В сентябре приступили к испытаниям реактивного истребителя двух моторного Су-9. Затем май 1947 года уже реактивные истребители Су-11 приняли участие в авиационнм параде в Тушино. Почему я так пишу подробно об этих исторических фактах? Мои учителя в НИИ-33 (созданный еще в 1939 году) создавали систему инструментальной посадки этих самолетов, за что они получил Сталинскую Государственную премию.
      Я один раз, но в 1966 году, будучи Главным конструктором системы автоматической посадки, докладывал П.О. Сухому о результатах работы. И по его рекомендации был награжден первым орденом. Потом были другие награды и Премии.
      Да инверсионный след в небе под Москвой в 1947 году был от истребителей П.О. Сухого. Честь имею.
  8. Инжнер-сапер 24 мая 2017 09:18
    Автор, конечно, молодец. Только вот не надо ей было про "стереоскопическое зрение" распространяться. На то у человека, да и у многих животных, глаза образуют стерео-пару. И ничего особенного в этом нет. Физику в школе надо было всё-таки учить. Ну и понимать, ессно...
Картина дня