Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 6. Wespe (Оса)

Wespe (Оса) — легкая по массе (11 тонн) немецкая САУ класса самоходных гаубиц периода Второй мировой войны. По ведомственному рубрикатору вооружений нацистской Германии данная самоходка проходила как Sd.Kfz. 124. За время производства, с февраля 1943 года до середины 1944 года, было собрано 676 самоходных гаубиц данного типа, которые активно использовались в сражениях на всех фронтах Второй мировой войны.

Основным вооружением самоходки стала очень распространенная в вермахте 105-мм гаубица leFH18. В классе легких самоходных гаубиц немецкая Wespe признавалась одной из самых удачных для своего времени. Основными преимуществами данной боевой машины были хорошая подвижность, компактность, отличная баллистика 105-мм орудия. При этом по своей огневой мощи она уступала американской M7 Priest и советской СУ-122, которая, к слову, с закрытых позиций использовалась крайне редко, выступая главным образом в роли штурмового орудия, но превосходила британские Bishop и Sexton, вооруженные английской 25-фунтовкой (87,6-мм).

Потребность вермахта в самоходной артиллерии наглядно проявилась уже во время боев в Польше и Франции. К примеру, во французской компании 6 немецких танковых дивизий были усилены ротами 150-мм самоходных пехотных гаубиц, но их было явно недостаточно, да и сами «Бизоны» были по большей части эрзац-машинами. Актуальность проблемы еще более возросла летом 1941 года, после того, как Германия напала на СССР. К этому моменту немцы располагали большим количеством трофейной французской и британской бронетехники, захваченной в 1940 году. Часть трофеев переделали в носители гаубиц крупного калибра, но такие машины, как G.Pz. Mk. VI (e), были чистой импровизацией и выпускались практически поштучно.


Самоходная гаубица Wespe в Кубинке


К производству полноценных САУ немецкая промышленность перешла лишь в 1942 году. В начале года фюрер приказал сконструировать и освоить в производстве выпуск самоходного орудия на базе устаревшего легкого танка PzKpfw II. Именно база танка Pz.Kpfw.II Ausf.F стала основой для достаточно крупной серии немецких 105-мм самоходных гаубиц. Так как немецкая промышленность не имела собственных свободных производственных мощностей, заказ на строительство новой САУ был передан другим предприятиям, расположенным преимущественно в Польше. К примеру, их собирали на заводе «FAMO» в городе Вроцлав, который уже имел опыт выпуска танков PzKpfw II, а также заводе «FAMO-Warschau» (или «FAMO-Ursus»), расположенном под Варшавой.

Первоначальный заказ предполагал постройку 1000 самоходных гаубиц. Однако в конце 1943 года его урезали до 835 машин, включая и невооруженные перевозчики боеприпасов «Munitions Sf auf Fgs» PzKpfw II. 27 февраля 1944 года Гитлер приказал присвоить самоходной установке 10,5 cm leFH 18 auf PzKpfw II Sd.Kfz.124 собственное имя — Wespe (оса), которое было закреплено за самоходкой до конца войны. Производство данных САУ было завершено в августе 1944 года вместе с эвакуацией станочного парка с предприятий «FAMO» из Польши в Германию.

Самоходные гаубицы Wespe предназначались для повышения мобильности частей полевой артиллерии бронетанковых войск. В ходе работ над данной самоходкой базовое шасси легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.F было перекомпоновано: мотор был перенесен вперед, а для механика-водителя установлена небольшая рубка в передней части корпуса. Двигатель перенесли в переднюю часть, для того чтобы освободить место для расположения просторного боевого отделения, в котором размещалась 105-мм гаубица, боекомплект и расчет. Отделение управления было сдвинуто чуть влево от продольной оси. Справа от него устанавливался двигатель и коробка передач, которые были отделены от мест мехвода противопожарной перегородкой.



Самоходки выпускались на двух типах шасси: базовом шасси танка Pz.Kpfw.II Ausf.F и его удлиненной версии, которую легко можно было узнать по промежутку между направляющим колесом и задним опорным катком. Применительно на каждый борт шасси самоходной артиллерийской установки состояло из 5 опорных катков, которые имели резиновые бандажи, 3-х поддерживающих катков, а также переднего ведущего и заднего направляющего колес.

Над средней и кормовой частью танкового шасси появилась достаточно просторная боевая рубка, в которой на станке устанавливалась качающаяся часть слегка модифицированной 105-мм полевой гаубицы leFH18 с длиной ствола 28 калибров. Гаубица оснащалась дульным тормозом SP18. Масса фугасного снаряда составляла 14,81 кг, максимальная скорость полета — 470 м/с. Дальность стрельбы доходила до 12 км. Сектор обстрела составлял 20 градусов в обе стороны, углы вертикального наведения орудия от +2 до +48 градусов. В самоходке перевозился боекомплект, состоящий из 32 выстрелов. Часть машин вооружалась устаревшей 105-мм гаубицей leFH 16 периода Первой мировой войны. В качестве вспомогательного вооружения использовался 7,92-мм пулемет MG-34, который перевозился внутри боевого отделения САУ. Он мог использоваться для стрельбы по воздушным целям, а также пехоте противника. Помимо этого в распоряжении экипажа было два пистолета-пулемета MP-40, которые хранились по бортам боевого отделения.

Самоходка имела типичную для немецких машин подобного типа безбашенную конструкцию с расположенной сзади неподвижной полуоткрытой боевой рубкой. Боевое отделение не имело крыши, спереди и с боков оно прикрывалось бронелистами толщиной 10 мм. По бокам рубки располагался возимый боекомплект. С левой стороны в двух стеллажах размещались снаряды, с правой стороны — гильзы с пороховыми зарядами. К левому борту самоходки на специальной раме крепилась радиостанция. Рама-стеллаж имела специальные резиновые амортизаторы, которые защищали радиостанцию от вибраций, возникающих во время движения. На полу боевого отделения с левой стороны располагались две горловины топливных баков, закрывающиеся пробками. Верхнюю часть задней стенки боевой рубки можно было откинуть, она была установлена на петлях, это облегчало доступ к боевому отделению, к примеру, для погрузки боеприпасов.

Установка 105-мм гаубицы в САУ Wespe с помощью тягача-крана Sd.Kfz.9/1, фото: waralbum.ru


В качестве силовой установки на самоходной гаубице Wespe использовался рядный шестицилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL62TR жидкостного охлаждения, который развивал мощность 140 л.с. при 2600 оборотах в минуту. Двигатель питался этилированным бензином с октановым числом 74. Топливо хранилось в двух баках общей емкостью 200 литров. Этого было достаточно, чтобы проехать до 220 км по дорогам с твердым покрытием. Воздухозаборники двигателя были расположены по бортам корпуса самоходки. Дополнительный воздухозаборник находился непосредственно внутри боевого отделения под казенной частью гаубицы. Выхлопная труба была выведена на правый борт САУ.

В общей сложности до середины 1944 года было собрано 676 самоходных установок и еще 159 транспортеров боеприпасов для них. Данные машины конструктивно почти ничем не отличались от боевых, однако не имели орудия. Амбразура для установки орудия на них была прикрыта бронелистом. Внутри боевого отделения располагались стеллажи со снарядами — всего 90 выстрелов. По штату каждая батарея самоходных гаубиц Wespe должна была иметь две таких транспортных машины. При необходимости их можно было легко переделать в полноценные боевые машины даже в полевых условиях.

Боевое применение САУ Wespe

Самоходные гаубицы Wespe организационно входили в состав дивизионов самоходной артиллерии в составе артиллерийских полков танковых дивизий. Так артполк немецкой танковой дивизии согласно штатному расписанию состоял из трех дивизионов и штабной батареи. Два дивизиона вооружались буксируемыми орудиями, а третий дивизион оснащался самоходными артиллерийскими установками. Он состоял из двух батарей САУ Wespe (12 штук) и одной батареи САУ Hummel (6 штук). Всего в артиллерийском полку танковой дивизии насчитывалось 42 орудия, 18 из которых были самоходными. Почти все самоходные гаубицы Wespe несли на броне буквенное обозначение от А до F (шестиорудийная батарея). На каждую батарею должно было приходиться также по два транспортера боеприпасов на базе Wespe.

Wespe из состава 2-й танковой дивизии вермахта, проезжает рядом с брошенным советским 76-мм орудием ЗИС-3 в районе Орла. Операция «Цитадель», фото: waralbum.ru


Дебют «Ос» состоялся в начале 1943 года на Восточном фронте. Скорее всего, они успели принять участие в Третьей битве за Харьков, которая продолжалась с 19 февраля по 19 марта 1943 года, в составе танковых дивизий СС. Точно можно сказать о том, что данные самоходные гаубицы использовались немцами во время сражения на Курской дуге.

В количественном отношении распространение данных САУ в войсках происходило следующим образом:

На 31 мая 1943 года — 84 САУ Wespe в составе 6 танковых дивизий.

На 31 июня 1943 года — 168 САУ Wespe в составе 15 танковых дивизий.

На 30 сентября 1943 года — 276 САУ Wespe в составе 24 танковых дивизий.

На 31 декабря 1943 года — 346 САУ Wespe в составе 31 танковой дивизии.

Основной задачей самоходной артиллерии была огневая поддержка танковых и пехотных частей. Чаще всего самоходные гаубицы не принимали участия в ближнем бою, ведя огонь с закрытых позиций, находясь в непосредственной близости от передовой. Однако в боекомплект самоходок все равно включались бронебойные снаряды, которые оставляли им шанс на выживание при прямом столкновении с бронетехникой противника. В литературе содержится крайне мало информации об истории артиллерийских частей немецких танковых дивизий. Связано это с тем, что роль артиллерии в танковых дивизиях вермахта недооценивалась, более того немецкое командование рассматривало ее как вспомогательный род войск. При этом части, вооруженные САУ Wespe, несли постоянные потери в боях. Самоходные орудия были слабо бронированы и представляли собой прекрасную цель для танков и противотанковой артиллерии противника.

Самоходная гаубица «Wespe» из состава 116-й танковой дивизии вермахта, подбитая 12 августа 1944 года в районе французского города Мортре танками 5-й бронетанковой дивизии армии США, фото: waralbum.ru


После сражения под Курском самоходные гаубицы Wespe приняли участие в боях в Италии, а также на Западном фронте. Они принимали участие в боевых действиях вплоть до мая 1945 года. Экипажи данных самоходных гаубиц отмечали их высокую огневую мощь и хорошую мобильность машин. В то же время у них был и целый ряд недостатков, часть из которых не удалось исправить на протяжении всего серийного производства. В частности двигатель САУ был недостаточно мощным, что вело к повышенным нагрузкам и частым поломкам. Ходовая часть легкого танка, несмотря на ее усиление и адаптацию, не была предназначена для установки 105-мм гаубиц, обладающих сильной отдачей. Это приводило к поломкам шасси, поэтому большое количество боевых машин часто находилось в ремонте, что снижало боеготовность подразделений. В целом же самоходная гаубица представляла собой целесообразный вариант использования шасси устаревших легких танков.

До наших дней сохранилось достаточное количество данных САУ. К примеру, только во Франции экспонируется три машины, еще одна находится на Абердинском полигоне в США. В России посмотреть на Wespe вблизи можно, посетив Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Тактико-технические характеристики Wespe:
Габаритные размеры: длина — 4810 мм, ширина — 2280 мм, высота — 2300 мм, клиренс — 340 мм.
Боевая масса — 11 т.
Бронирование — от 10 мм (рубка) до 30 мм (лоб корпуса).
Вооружение — 105-мм гаубица leFH 18/2 и 7,92-мм пулемет MG34 в укладке.
Боекомплект — 32 выстрела и 600 патронов к пулемету.
Силовая установка — карбюраторный двигатель Maybach HL62TR жидкостного охлаждения мощностью 140 л.с.
Максимальная скорость — 40 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 220 км (по шоссе).
Экипаж — 5 человека.

Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/wespe.htm
http://pro-tank.ru/bronetehnika-germany/47/138
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G19_Wespe/История
Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Pancer 22 февраля 2017 15:43
    Не отнять у немцев способность грамотно применять и вводить в практику новейшие на то время.технику.тактику действий.Наличие самоходной базы позволяло быстро наращивать усилия артиллерии в наступлении или парировать удар при обороне.
    1. M0xHaTka 22 февраля 2017 17:32
      А так же накладывало ограничение в применении, которое выражалось в способности шасси ломаться. С несамоходным вариантом проще - поменял тягач (например на 6 бойцов) и поехали дальше. А тут только взрывпакеты и давайдосвиданья.
      1. Mechanicum 22 февраля 2017 22:07
        У немцев не было проблем с ремонтными бригадами. Вариант "взрывпакеты и давайдосвиданья" только для отступления, причём это касается любой техники.
        1. M0xHaTka 23 февраля 2017 15:37
          Посмотрите на даты выпуска. Почти все время - отступления.
          В квалификации ремонтных бригад не сомневаюсь ни капельки. Сомневаюсь в возможности своевременной поставки необходимых запчастей в эти самые бригады. И кстати, что тигры, что тигры2, что пантеры (хоть и в меньшей степени) в большей степени страдали от механических неполадок (Книпкампф превед!), чем от от военного противодействия.
    2. Per se. 22 февраля 2017 18:08
      Цитата: Pancer
      Не отнять у немцев способность грамотно применять и вводить в практику новейшие на то время.технику.тактику действий.
      Первое, что здесь не отнять у немцев, это грамотное использование даже устаревших танковых баз, что уже по сути и стало платформой для целого семейства бронетехники. На шасси Т-II, та же САУ "Веспе", 20 мм зенитки, САУ "Мардер". Главное, для платформы, хорошо себя зарекомендовавшая, освоенная промышленностью база, как и возможность использовать старые запасы для переделок. Объяви немцы Т-VI B, "платформой", да ещё до результатов испытаний, они не увидели бы не нужного количества непосредственно танков, ни дорогих, сложных и сомнительных поделок на этой базе. У нас в СССР танковыми платформами были после войны Т-54/Т-55 и Т-72. Даже израильтяне использовали трофейные Т-54/Т-55 для переделок в тяжёлый БТР "Ахзарит". К чему мораль, да к тому, что "Армата" сомнительная и дорогая "платформа", и лучше бы делали чисто танк прорыва и усиления, коим и должен был стать "объект 195" (Т-95), а для платформ давно существовала база Т-72/Т-90, та же САУ "Коалиция" вполне себе выпускается на шасси Т-90, а не на дорогой и сложной от Т-14. То же можно сказать про тяжёлые БТР, БМПТ, ТОС, мостоукладчики, РЭМ и прочую технику для которой полно старых запасов. Учились бы, если не у тех же немцев, но на истории бронетехники в СССР.
      1. Pancer 22 февраля 2017 19:57
        Со второй частью вашего комментария целиком согласен.
        Когда то одному крупному БТспецу задавал вопрос,почему у нас базу к примеру БМП-1 не используют под машины обеспечения-подвоза ГСМ.боеприпасов,БРЭМ..ответ-все хотят бабла и никто не желает заморачиваться с переделкой.Потому и имеем то что имеем.возим на БТР.БМП ,танках себе боекомплект..
        На учениях все прекрасно,тут тебе и подвоз прям на позиции всего ,красота..однако в бою.ох и морока хоть что то на простом Урале .Камазе.газоне что то подвести к позициям.
        Показывали проект переделки БТР60,дизель поставлен,модуль,хороша..да не тут то было.опятьпресловутый вопрос бабла...новое стоит дороже.
        А потребность в машинах обеспечения,велика..только слепой этого не видит.
  2. Комментарий был удален.
  3. zenion 22 февраля 2017 19:58
    Всё равно, генерал Мороз плевать хотел на новинки Вермахта. Специально для них он устраивал сильнейшие морозы, а через несколько дней сильнейшие распутицы. Специально для германских войск были специальные дожди и прочие несчастья. Если бы не это, то они конечно выиграли бы войну против СССР ещё до её начала. Но не получилось из-за этого проклятого ефрейтора.
    1. ignoto 23 февраля 2017 02:29
      Разумеется. А помешал ему сын сапожника.
      Это только в сказках ефрейторы и сыновья сапожников становятся во главе государств. А в реальности- младшие сыновья кайзера и царские генералы.
      Как говаривал в свое время Никита Михалков : " А кем были Ваши предки во времена Ивана Грозного ?".
Картина дня