Ка-22 - выдающийся рекорд советских авиаторов

В конце 1961 года советский конвертоплан Ка-22 во время зачетного полета установил рекорд грузоподъемности. Этому итоговому вылету предшествовал еще ряд летных испытаний, во время которых были установлены рекорды поднятия грузов на высоту более 2000 метров с весом груза от 1 до 15 тонн. Кульминационным моментом стал факт подъема груза в 16,485 тонн на потолок высоты, до 2557 метров. С тех пор прошло уже полвека, а рекорд остается непревзойденным.

Ка-22 - выдающийся рекорд советских авиаторов


Западные разработки


40-50-е годы XX столетия были эпохой доминирования конвертопланов. Эти летательные средства взлетали как вертолеты, после чего мотор подвергался конвертированию в горизонтальной плоскости, и далее машина летела как самолет. Подъемная сила при полете достигалась использованием самолетного крыла. Английский Rotodyne фирмы Fairey был фаворитом всех авиашоу мира.

Ка-22 - выдающийся рекорд советских авиаторов


«Ротодайн» хоть и входил в класс конвертопланов, но его винты не меняли позиций. У него был вертолетный несущий винт, а два мотора с тянущими винтами находились на крыльях. Такой вид конструкция именуется винтокрылом. В январе 1959 года Rotodyne установил мировой рекорд полета на замкнутой стокилометровой петле в новом подвиде Е.2 для конвертопланов, показав скорость в 307,2 км/ч., что на 80 км/ч больше среднего показателя для «вертушек». Но рекорд продержался недолго. В 1961 году винтокрыл Ка-22 (СССР) выдал по прямой скорость полета 356,3 км/ч.

История создания конвертоплана КА-22

В период нагнетания напряженности между капиталистическим и социалистическим лагерем наши авиаконструкторы получили задачу разработать такой грузовой вертолет, который мог бы обеспечить доставку баллистической ракеты оперативно-тактического радиуса действия в район со сложным рельефом и на большой скорости. КБ Миля занялся проектировкой Ми-6 по моновинтовой схеме с хвостовым винтом, а в ОКБ Камова решали проблему конвертоплана Ка-22 с двумя несущими винтами на штырях крыльев. За «базу» решили использовать фюзеляж самолета Ли-2. Опытный образец по линейным размерам превосходил английский Rotodyne.

В трансмиссии Ка-22 применили достаточно непростую схему передачи момента кручения с одного двигателя на разные винты. Этот мотор, вращая самолетные тянущие винты посредством редуктора, передавал момент вращения на несущие вертолетные винты. Пилот мог самостоятельно переключить мощность двигателя на тянущий винт, тем самым упрощая угол атаки и разгружая несущий винт. В управлении винтокрыла принимали участие и хвостовые элероны по варианту самолетного управления.

Ка-22 - выдающийся рекорд советских авиаторов


Конвертоплан Ка-22 вообще получился очень сложным в пилотировании. С управлением винтокрыла очень долго разбирались летчики, вследствие чего испытания так сильно затянулись.

В то же время и сам конструктор испытывал потрясающее давление со стороны должностных лиц и аппаратчиков ЦК КПСС. Но, как назло, не все получалось. В ходе динамических испытаний пересматривались первоначальные замыслы, схемы, цепи, менялись редуктора, в конце отчетного периода даже поменяли направление вращения винтов.

Летные испытания

Наконец, к началу 1961 года все основные проблемы были решены, но осталось много мелких, нерешенных задач. В апреле этого года был совершен первый вылет. Сразу неудача – отрыв части лопасти на одном из крыльев, и машина, не пролетев и половину зачетного круга, вынуждена была приземлиться. Опять доработка изделия, и к середине лета – зачетный полет.

В настоящее время идти на побитие рекорда на недоработанной машине – нонсенс, многие бы посчитали это прямым безрассудством, а тогда летчики согласились. Был соблюден протокол, пригласили спортивных комиссаров, полеты проводились под эгидой FAI, велись съемки спецаппаратурой по правилам Международной авиационной федерации. В конечном итоге, 12 октября 1961 года был зафиксирован рекордный результат: средняя скорость на маршруте – 336, 76 км/ч.

Установление рекорда

Но это было не все. Конструктору напрямую было сказано руководством отрасли о необходимости установить рекорд подъема груза на предельную высоту. В условиях жесточайшей нехватки времени, крайне плохой погоды и неудовлетворительной летной обстановки в районе Люберецкого аэродрома, экипаж все-таки сумел набрать рекордную высоту более чем с 16 тоннами груза. Международная авиационная федерация подтвердила этот рекорд.

Ка-22 - выдающийся рекорд советских авиаторов


Трагическая участь

Но на истории этого винтокрыла, очевидно, лежала черная печать судьбы. Из четырех экипажей, которые занимались испытательными полетами этой машины, в живых остался только один - самый первый, который впоследствии был снят с полетов по неизвестным причинам. Два других экипажа также разбились во время летных испытаний конвертоплана Ка-22..Роковая судьба ожидала и экипаж, который установил все мыслимые и немыслимые рекорды на этом винтокрыле.

Спустя год после рекордных полетов, командир воздушного судна Дмитрий Ефремов разбился при перегоне Ка-22 из Ташкента. При посадке винтокрыл из-за разрыва троса потерял управление и упал на землю. Буквально перед этим вылетом бортмеханика Е. Филатова перевели в экипаж знаменитого летчика-испытателя Юрия Гарнаева, который также занимался испытанием конвертоплана. Последним потерпел крушение и его Ка-22, который разбился, войдя «в штопор». Самому летчику и двум членам экипажа спастись удалось, они десантировались, а двое летчиков разбились.

На этом биография конвертоплана Ка-22 закончилась. Эта тенденция развития винтокрылой техники во всем мире дальнейшего развития не получила.Государственная комиссия рекомендовала принять на вооружение вертолет Ми-6.

Несколько слов об аппарате XV-22 Osprey

Надо отдать должное американцам, - у них на вооружении Корпуса морской пехоты США состоит винтокрыл V-22 Osprey. Янки пытались превзойти достижение КА-22, но это также закончилось трагически, и экипаж в составе 4 летчиков разбился. Но США продолжили испытания и столкнулись с чрезвычайно сложной аэродинамикой, им пришлось преодолевать и «эффект прилипания крыла», и турбулентность, и многие другие чрезвычайные ситуации.
Автор: Лебедев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Неизвестные самолёты

Сейчас все хорошо знают, как выглядит самолёт. Крыло. Фюзеляж. Шасси. По внешнему виду можно определить и то, к какому классу относится летательный аппарат. А были машины, которые, являясь передовыми по многих показателям, так и остались в единичных экземплярах. Фильм рассказывает о малоизвестных широкой публике летательных аппаратах. О них не так широко известно, хотя их вклад в прогресс авиации огромен. В их числе самолёт Можайского, ракетный истребитель «Би», винтокрыл Ка-22, летающий стенд «Турболёт», первый советский вертикально взлетающий самолёт Як-36 и другие. Трёхмерная компьютерная графика, редкие кадры кинохроники, интервью с историками и специалистами в области авиации - всё это в фильме «Неизвестные самолёты»!

Читайте также
Комментарии 7
  1. 755962 8 февраля 2012 14:00
    Конструктору напрямую было сказано руководством отрасли о необходимости установить рекорд подъема груза на предельную высоту.
    Немало потерь было из-за так называемой командно-приказной политики того времени.То к празднику или годовщине революции ракету запустить,то с недоработками рекорд поставить,то превзойти во что бы то ни стало.В результате платили человеческими жизнями.
    755962
    1. aleks 9 февраля 2012 06:21
      А по какой политике теряли летчиков янки?.В статье об этом указано.
  2. Страбон 8 февраля 2012 20:48
    Впечатляет техника. Но каждая техника токого рода проверена кровью. Мужеству испытателей только можно удивляться.
    В настоящее время идти на побитие рекорда на недоработанной машине – нонсенс, многие бы посчитали это прямым безрассудством, а тогда летчики согласились. Настоящие герои.
    Страбон
  3. mox 8 февраля 2012 22:37
    Но на истории этого винтокрыла, очевидно, лежала черная печать судьбы. Из четырех экипажей, которые занимались испытательными полетами этой машины, в живых остался только один - самый первый, который впоследствии был снят с полетов по неизвестным причинам. Два других экипажа также разбились во время летных испытаний конвертоплана Ка-22..Роковая судьба ожидала и экипаж, который установил все мыслимые и немыслимые рекорды на этом винтокрыле.

    то есть простыми словами: техника мощная, но технически сырая и ненадежная.
    mox
  4. suharev - 52 8 февраля 2012 22:53
    Да, очень много идей было в СССР. И именно героизм лётчиков-испытателей давал нашей стране рекорды. Но... пришёл "Меченый" и не стало СССР. И этому Ган...ну дали высокий орден от нынешнего руководства. Да !!!! А сейчас нам, кровь из носа надо наращивать свой оборонный потенциал. А времени почти не осталось. Всё ближе и ближе мировое зло к нашим границам.
    suharev - 52
  5. Хант 9 февраля 2012 01:14
    Бледная тень статьи "Ка-22 показал, кто всех быстрее и сильнее" в "НВО".
    http://nvo.ng.ru/armament/2012-02-03/8_ka22.html
    И неужели трудно было написать, что летчиков, в отличие от начальства, так и не наградили? И сейчас футболят в наградном отделе.
    Хант
  6. valery dv 9 февраля 2012 21:46
    Действителъно русские сделали замечателъный самолет-КА
    valery dv

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня